Морфологический разбор слова «вырастить»
Часть речи: Инфинитив
ВЫРАСТИТЬ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.
Начальная форма слова: «ВЫРАСТИТЬ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ВЫРАСТИТЬ |
|
Все формы слова ВЫРАСТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ, ВЫРАСТИЛ, ВЫРАСТИЛА, ВЫРАСТИЛО, ВЫРАСТИЛИ, ВЫРАЩУ, ВЫРАСТИМ, ВЫРАСТИШЬ, ВЫРАСТИТЕ, ВЫРАСТИТ, ВЫРАСТЯТ, ВЫРАСТИВ, ВЫРАСТИВШИ, ВЫРАСТИМТЕ, ВЫРАСТИ, ВЫРАСТИВШИЙ, ВЫРАСТИВШЕГО, ВЫРАСТИВШЕМУ, ВЫРАСТИВШИМ, ВЫРАСТИВШЕМ, ВЫРАСТИВШАЯ, ВЫРАСТИВШЕЙ, ВЫРАСТИВШУЮ, ВЫРАСТИВШЕЮ, ВЫРАСТИВШЕЕ, ВЫРАСТИВШИЕ, ВЫРАСТИВШИХ, ВЫРАСТИВШИМИ, ВЫРАЩЕННЫЙ, ВЫРАЩЕННОГО, ВЫРАЩЕННОМУ, ВЫРАЩЕННЫМ, ВЫРАЩЕННОМ, ВЫРАЩЕН, ВЫРАЩЕННАЯ, ВЫРАЩЕННОЙ, ВЫРАЩЕННУЮ, ВЫРАЩЕННОЮ, ВЫРАЩЕНА, ВЫРАЩЕННОЕ, ВЫРАЩЕНО, ВЫРАЩЕННЫЕ, ВЫРАЩЕННЫХ, ВЫРАЩЕННЫМИ, ВЫРАЩЕНЫ
Разбор слова по составу вырастить
вырасти
ть
Основа слова | вырасти |
---|---|
Приставка | вы |
Корень | раст |
Суффикс | и |
Глагольное окончание | ть |
Разобрать другие слова
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «ВЫРАСТИТЬ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «вырастить»
1
И почти все их планы сбылись: они хотели её вырастить здоровенькой –
Ничья, Татьяна Чекасина, 2014г.
2
Это понятно и даже вызывает сочувствие, но нельзя не осознавать, что вырастить меньше, чем уже было выращено, – натуральное вредительство.
Первая линия. Рассказы и истории разных лет, Макс Фрай, 2012г.
3
Думала ли эта лисица, что убивает сейчас человека, которого хотела вырастить и таки вырастила его партия?
Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество, Игорь Евгеньевич Кокарев
4
Из каждого пустяка можно вырастить большой грех, но человеку под силу не давать вырасти этим всходам.
Повести. Повести обо всем, Дмитрий Долгов
5
В мозгу одно колотится: Филат же вырастил его, помог вырасти, знал же, чей это сын…
Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.
Найти еще примеры предложений со словом ВЫРАСТИТЬ
Слова «воспитан» морфологический и фонетический разбор
Объяснение правил деление (разбивки) слова «воспитан» на слоги для переноса.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «воспитан» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «
Содержимое:
- 1 Слоги в слове «воспитан» деление на слоги
- 2 Как перенести слово «воспитан»
- 3 Синонимы слова «воспитан»
- 4 Ударение в слове «воспитан»
- 5 Фонетическая транскрипция слова «воспитан»
- 6 Фонетический разбор слова «воспитан» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)
- 7 Предложения со словом «воспитан»
- 8 Как правильно пишется слово «воспитан»
- 9 Ассоциации к слову «воспитан»
Слоги в слове «воспитан» деление на слоги
Количество слогов: 3
По слогам: во-спи-тан
По правилам школьной программы слово «воспитан» можно поделить на слоги разными способами. Допускается вариативность, то есть все варианты правильные. Например, такой:
По программе института слоги выделяются на основе восходящей звучности:
во-спи-тан
Ниже перечислены виды слогов и объяснено деление с учётом программы института и школ с углублённым изучением русского языка.
с примыкает к этому слогу, а не к предыдущему, так как не является сонорной (непарной звонкой согласной)
Как перенести слово «воспитан»
во—спитан
вос—питан
воспи—тан
Синонимы слова «воспитан»
1. предупредительный
2. почтительный
3. вспоенный
4. благовоспитанный
5. благонравный
6. негрубый
7. выпестованный
8. пестованный
9. поднятый
10. интеллигентный
11. культурный
12. муштрованный
13. выращенный
14. паинька
15. пай-мальчик
16. джентльмен
17. с хорошими манерами
Ударение в слове «воспитан»
воспи́тан — ударение падает на 2-й слог
Фонетическая транскрипция слова «воспитан»
[васп’`итан]
Фонетический разбор слова «воспитан» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
в | [в] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | в |
о | [а] | гласный, безударный | о |
с | [с] | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | с |
п | [п’] | согласный, глухой парный, мягкий, шумный | п |
и | [`и] | гласный, ударный | и |
т | [т] | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | т |
а | [а] | гласный, безударный | а |
н | [н] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый | н |
Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 8 букв и 8 звуков.
Буквы: 3 гласных буквы, 5 согласных букв.
Звуки: 3 гласных звука, 5 согласных звуков.
Предложения со словом «воспитан»
Он заявлял, что был рождён от девы и воспитан в горах ангелом.
Эдвард Томас, Будда. История и легенды.
Очень жаль, что знакомство с моей новой моделью ничему не научило ни вас, ни вашего помощника, который к тому же так дурно
Евгений Велтистов, Рэсси – неуловимый друг, 1970.
Он вежлив, хорошо воспитан, мало говорит и обладает красивой улыбкой.
Жан Филипп, Зинедин Зидан. Биография, 2017.
Как правильно пишется слово «воспитан»
Правописание слова «воспитан»
Орфография слова «воспитан»
Правильно слово пишется:
Нумерация букв в слове
Номера букв в слове «воспитан» в прямом и обратном порядке:
Ассоциации к слову «воспитан»
Традиция
Строгость
Почитание
Благочестие
Манера
Иезуит
Барышня
Джентльмен
Сирота
Предрассудок
Лона
Вежливость
Выскочка
Деликатность
Учтивость
Православие
Послушание
Счастие
Идеал
Интеллигент
Сдержанность
Мораль
Католик
Вероника
Порядочность
Сверстник
Комсомол
Дух
Хам
Манер
Повиновение
Детство
Леди
Англичанка
Приличие
Грубость
Протестант
Целомудрие
Устой
Патриотизм
Интеллигентный
Образованный
Вежливый
Галантный
Деликатный
Сдержанный
Неглупый
Протестантский
Обаятельный
Чопорный
Учтивый
Обученный
Аристократический
Порядочный
Вульгарный
Послушный
Цивилизованный
Набожный
Рабский
Дисциплинированный
Культурный
Застенчивый
Строгий
Светский
Трудолюбивый
Остроумный
Благородный
Добропорядочный
Добродетельный
Состоятельный
Невежественный
Кроткий
Покладистый
Респектабельный
Неприличный
Скромный
Умный
-
Элегантный
Грубоватый
Опрятный
Католический
Подобающий
Приветливый
Невежливый
Подобать
Приличествовать
Приучить
Избаловать
Впитать
Вырастить
Дурно
Безукоризненно
Безупречно
Прилично
Хорошо
Скверно
Деликатно
Плохо
Недурно
Тонко
Опубликовано: 2020-11-14
Популярные слова
воспитанник , беседами , взбежавшие , взъерошив , выскребу , высчитанною , вытравлявшей , вячеславом , гемолизом , геннадиевичи , гимнастерочку , домоустройство , завибрируют , завинчивающимся , павлиньего , парабеллумами , парковавшемся , перебираемыми , плакатная , подающее , подлетать , подросту , положительнейшего , помпонах , поохотившимся , пражского , прогульном , прокашливаться , проституируя , противогазовые , развернувшее , разделе , раскрутилось , раскусывают , расторгну , резервированного , реорганизовавшем , респонсорною , сильванер , солея
Структура и состав | Растительная физиология | Основы послеуборочной обработки
На этой странице описывается, что такое овощи, и различные компоненты, из которых они состоят. Место происхождения овоща на растении влияет на его послеуборочные качества, особенно на то, как он меняется после сбора урожая. Овощи состоят из растительных клеток. Они собираются вместе, чтобы сформировать различные типы структур, которые мы выращиваем, и компоненты, которые делают их вкусными.
Что такое овощ?
Овощи могут быть из любой части растения. Их происхождение в виде корня, побега, листа, цветочной почки, плода или другой части влияет на то, насколько легко с ними обращаться и как легко их хранить.
В отличие от фруктов, полученных из цветов, овощи нелегко определить. Овощи получают из самых разных частей растений. Некоторые на самом деле фрукты; другие — почки, листья, стебли, корни или запасающие органы. Место происхождения овоща на растении влияет на то, насколько хорошо он хранится, и на многие его органолептические качества.
Овощи обычно можно разделить на три категории:
1. Луковицы, корнеплоды и клубнеплоды
2. Цветы, бутоны, стебли и листья
3. Плоды, семена и стручки
Происхождение овощей из различных частей растений
Происхождение овощей влияет на то, как с ними лучше всего обращаться после сбора урожая. Например, овощи, выращенные над землей, скорее всего, будут иметь восковую кожуру, чтобы защитить их от потери воды. Корни и клубни не имеют такой защиты, поэтому может потребоваться высокая влажность для ограничения обезвоживания. Семена обязательно содержат запасенную энергию в виде сахаров или углеводов. Почки и побеги, как правило, имеют мало запасов и быстро развиваются, поэтому требуют осторожного обращения, чтобы сохранить их после сбора урожая.
Изменения при сборе урожая
Собранные овощи еще живы. Однако они были лишены источников воды и питательных веществ, поэтому живут за счет накопленных запасов. От того, насколько быстро эти запасы истощаются, зависит срок хранения.
Когда плод собран, можно считать, что он продолжает выполнять свою естественную «цель». То есть плоды производятся растениями для того, чтобы их можно было есть, и в конечном итоге они отделятся сами по себе, если их активно не собирать.
В отличие от фруктов, большинство овощей не приспособлены к существованию отдельно от целого растения. После сбора овощи отрезаются от источника воды и питательных веществ. Без солнечного света они не способны к фотосинтезу и обычно удаляются из-под защиты почвы или листвы. Многие плодоносящие овощи, такие как огурцы и баклажаны, собирают незрелыми. Этим «детским фруктам» не хватает запасов сахара и/или защитной кожуры фруктов, таких как яблоки или бананы.
За исключением овощей, которые представляют собой зрелые плоды, луковицы или органы хранения (тыква, лук, сладкий картофель и т. д.), большинство овощей находятся на пути старения и гибели с момента их сбора. Роль послеуборочной обработки заключается в том, чтобы отсрочить порчу, сохраняя свежесть, питательность, вкус и текстуру до тех пор, пока овощи не попадут к конечному потребителю.
Растительные клетки
Давление воды внутри растительных клеток делает овощи твердыми и хрустящими. Повреждение клеточных мембран позволяет соединениям, содержащимся отдельно внутри клетки, объединяться, а содержимое клетки вытекать наружу. Это приводит к появлению коричневых, мягких и/или пропитанных водой участков.
Как и другие живые существа, овощи состоят из клеток. Даже в простом овоще есть много разных типов клеток, и каждый из них выполняет разные функции в растении.
Растительные клетки имеют довольно жесткую клеточную стенку, состоящую в основном из целлюлозы, лигнинов и некоторых белков. Кальций имеет решающее значение в формировании клеточных стенок. Если кальция не хватает (из-за низкого уровня почвы или роста быстрее, чем скорость транспорта внутри растения), растущие кончики плодовых овощей, таких как кабачки и баклажаны, не будут иметь структурной целостности и могут сломаться. Это является причиной вершинной гнили цветков.
Клеточная стенка проницаема для воды и растворенных веществ. Внутри клеточной стенки находится плазмалемма, выполняющая роль лайнера. Плазмолемма помогает поддерживать давление внутри клетки, сохраняя ее набухшую. Именно эта набухание делает овощи твердыми и хрустящими.
Соседние клетки склеены слоем пектинов. Ряд каналов (плазмодесм) обеспечивает обмен различными веществами между клетками.
Клетка содержит жидкий «суп», называемый цитоплазмой. Внутри цитоплазмы плавают различные структуры и органеллы, каждая из которых имеет определенное назначение.
К ним относятся:
- Ядро, которое содержит ДНК клетки и действует как центр управления.
- Одна или несколько вакуолей. Это резервуары жидкости, содержащей сахара, кислоты и другие вещества. Некоторые растительные продукты (например, фенолы) хранятся внутри вакуолей, чтобы держать их отдельно от ферментов, с которыми они в противном случае реагировали бы.
- Митохондрии, представляющие собой силовую установку клетки, преобразующие продукты распада сахаров в энергию, которую клетка может использовать.
- Хлоропласты находятся в зеленых частях растений. Они содержат хлорофилл и отвечают за фотосинтез.
- Хромопласты развиваются из хлоропластов после распада хлорофилла. Они содержат красные и желтые пигменты (каротиноиды), которые придают некоторым овощам их цвет.
- Амилопласты, содержащие зерна крахмала.
Растительная клетка с некоторыми органеллами и структурами.
Если клеточные стенки повреждены — в результате замерзания или физической травмы — тогда тургор клеток теряется, и содержимое вытекает, в результате чего ткани становятся мягкими, пропитанными водой.
Разрушение или дробление клеток также позволяет смешиваться соединениям, которые обычно содержатся в отдельных частях клетки. Например, фенолы, содержащиеся в вакуолях, смешиваются с окислительными ферментами в цитоплазме, окрашивая их в коричневый цвет. Это то, что вызывает коричневый цвет в синяках и на порезах. Снижение pH (например, с помощью лимонной кислоты) подавляет эту реакцию на срезах, уменьшая потемнение.
Снижение содержания кислорода (O 2 ) до очень низкого уровня также может уменьшить реакции потемнения.
Клеточная структура растений
Существует много типов растительных клеток, и они выполняют разные функции для растения. То, как устроены растительные клетки и имеет ли овощ толстый эпидермис и/или восковую кутикулу, сильно влияет на «хранимость» и потерю воды.
Ткани растений содержат множество различных типов клеток, а также воздушные полости. К ним относятся:
- Жилы , состоящие из:
- Сосуды ксилемы, которые переносят воду и минеральные вещества от корней к листьям.
- Сосуды флоэмы, транспортирующие сахар от листьев к корням.
- Устьица и чечевицы – отверстия, обеспечивающие газообмен между внутренней и внешней частями тканей растения.
- Устьица активно контролируются «защитными» клетками; они открываются, чтобы обеспечить газообмен, или закрываются, чтобы уменьшить потерю воды. Обычно они закрываются при сборе урожая в ответ на небольшое падение давления воды внутри клеток. Листья могут иметь большое количество устьиц, расположенных по всей их поверхности.
- Чечевички — это утопленные отверстия, которые невозможно закрыть. Они типичны для запасающих органов, таких как сладкий картофель, а также огурцы и другие фруктовые овощи.
- Клетки эпидермиса – кожица растения. На них может образовываться восковая кутикула, защищающая подлежащие ткани от потери воды. В некоторых запасающих органах, таких как картофель, несколько слоев эпидермальных клеток образуют пробковый слой, защищающий нижележащие клетки.
- Клетки паренхимы — неспециализированные клетки, выполняющие такие функции, как фотосинтез, и формирующие большую часть внутренней ткани (мезофилла).
- Клетки колленхимы – растяжимые клетки, богатые пектином и целлюлозой, которые помогают придать растению силу, напр. стебли сельдерея в основном состоят из колленхимы.
Поперечный срез листа, показывающий некоторые клетки, которые могут присутствовать.
Структура эпидермиса, количество чечевичек и устьиц определяют скорость потери воды овощем. Например, пасленовые плодоносящие овощи (баклажаны, стручковый перец, томаты и др.) не имеют чечевичек и устьиц. Это снижает скорость потери влаги плодами. Огурцы имеют многочисленные чечевицы, в то время как многие листовые овощи имеют большое количество устьиц по всей поверхности, поэтому и те, и другие быстро теряют воду. Тонкий эпидермис кабачка представляет собой небольшой барьер для потери воды по сравнению с толстым эпидермальным слоем и восковой кутикулой тыквы.
Вены (сосудистые пучки), транспортирующие воду и питательные вещества, также могут быть проводниками болезней. Потемнение сосудистой системы из-за бактерий или грибков может привести к появлению полос или пятен. Коричневые полосы на стеблях сельдерея или красновато-коричневые полосы внутри разрезанного баклажана указывают на инфицирование жилок.
Химический состав
Овощи в основном состоят из воды. Они также содержат углеводы, пищевые волокна, белок и множество витаминов и питательных веществ, важных для здоровья человека.
Вода
Овощи в основном состоят из воды. Салат, огурцы и листовые овощи содержат около 95 % воды, поэтому только 5 % их массы составляют сухие вещества. Твердые овощи, такие как морковь и тыква, содержат около 12–15 % сухого вещества, сладкий картофель – около 20 % сухого вещества, а маниока — один из самых высоких показателей с содержанием сухого вещества 35–45%.
Сбор урожая при максимальном содержании воды является очевидным способом увеличения урожайности и обеспечения плотной текстуры продукта.
Углеводы
Следующим по важности компонентом овощей после воды являются углеводы. Углеводы могут присутствовать в виде крахмала, сахаров и пищевых волокон. Крахмал в основном содержится в органах хранения, таких как картофель и сладкий картофель. Крахмал используется растением как концентрированный «долговременный» источник топлива. Его необходимо расщепить на сахара, чтобы обеспечить клетки энергией (подробнее об этом см. в разделе «Температура»).
Основными присутствующими сахарами являются глюкоза, сахароза и фруктоза, хотя не каждый продукт содержит все три. Хотя сахар чаще ассоциируется с фруктами, он является важным компонентом вкуса таких овощей, как морковь, сладкая кукуруза и горох.
Соединения пищевых волокон включают целлюлозу, лигнин, пектины и другие вещества. Пищевые волокна могут быть растворимыми или нерастворимыми, при этом в настоящее время считается, что растворимые пищевые волокна имеют особую пользу для здоровья. Пищевые волокна не могут быть легко расщеплены пищеварительной системой, и большая их часть просто выводится из организма. Тем не менее, потребление пищевых волокон в настоящее время считается важным маркером здоровья и активно пропагандируется многими специалистами в области здравоохранения.
Углеводы могут использоваться в качестве топлива как людьми, так и растениями. Скорость, с которой углеводы усваиваются организмом, определяется гликемическим индексом (ГИ). Низкий ГИ указывает на то, что углеводы усваиваются медленно, поэтому эти продукты дольше насыщают. Большинство крахмалистых овощей имеют гликемический индекс от низкого до среднего (50–55 баллов). Это меньше, чем у многих источников крахмала на основе зерна, например. хлеб или белый рис (оценка ~70 и ~85 соответственно).
Прочие компонентыБелок также содержится в овощах, хотя и в небольшом количестве. Капустные овощи и бобовые (горох и фасоль), как правило, являются лучшими источниками белка, содержащими около 3–5% белка.
Другие компоненты включают витамины, минералы, фенольные соединения, летучие вещества и антиоксиданты. Хотя эти соединения также присутствуют в относительно небольших количествах, они, вероятно, связаны со многими преимуществами для здоровья, продемонстрированными диетами, богатыми овощами. Например, бета-каротин (содержащийся в моркови, а также в сладком картофеле, тыкве и многих листовых овощах) превращается в организме в витамин А и полезен для здоровья кожи, глаз и улучшения иммунной системы. Соединения серы, содержащиеся в капусте и луке, связаны со снижением риска некоторых видов рака, как и ликопин, ответственный за красный цвет томатов.
3.1 Язык и значение – общение в реальном мире
Цели обучения
- Объясните, как треугольник значений описывает символическую природу языка.
- Различайте денотацию и коннотацию.
- Обсудите функцию правил языка.
- Опишите процесс овладения языком.
Отношения между языком и значением не являются прямыми. Одной из причин таких сложных отношений является безграничность современных языковых систем, таких как английский (Crystal, 2005). Язык продуктивен в том смысле, что существует бесконечное количество высказываний, которые мы можем сделать, соединяя существующие слова новыми способами. Кроме того, словарный запас языка не ограничен, так как новые слова придумываются ежедневно. Конечно, слова — не единственное, что нам нужно для общения, и хотя вербальное и невербальное общение тесно связаны с точки зрения того, как мы придаем смысл, невербальное общение не является продуктивным и безграничным. Хотя мы можем сделать только несколько сотен физических знаков, в английском языке около миллиона слов. Итак, при всех этих возможностях, как коммуникация порождает смысл?
Вы помните, что «генерирование смысла» было центральной частью определения коммуникации, которое мы узнали ранее. Мы приходим к смыслу через взаимодействие между нашей нервной и сенсорной системами и некоторыми внешними стимулами. Именно здесь, между тем, что мы обсуждали ранее в коммуникативных моделях, названных кодированием и декодированием, смысл генерируется по мере интерпретации сенсорной информации. Косвенная и иногда сложная связь между языком и значением может привести к путанице, разочарованию или даже юмору. Мы можем даже испытать немного всех трех, когда остановимся, чтобы подумать о том, что существует около двадцати пяти определений, объясняющих нам значение слова 9.0181 означает ! (Crystal, 2005) Поскольку язык и символы являются основным средством нашего общения, важно, чтобы мы не воспринимали компоненты нашего вербального общения как нечто само собой разумеющееся.
Язык символичен
Наша языковая система в основном состоит из символов. Символ — это то, что заменяет или представляет что-то другое. Символы могут быть переданы устно (произнесение слова привет ), письменно (составление букв H-E-L-L-O ) или невербально (махание рукой вперед и назад). В любом случае символы, которые мы используем, заменяют что-то другое, например физический объект или идею; они на самом деле не соответствуют вещи, на которую ссылаются, каким-либо прямым образом. В отличие от иероглифов в Древнем Египте, которые часто действительно имели буквальную связь между письменным символом и объектом, на который ссылаются, символы, используемые в современных языках, не имеют ничего общего с объектом или идеей, к которой они относятся.
Используемые нами символы объединяются в языковые системы или коды. Коды — это культурно согласованные и постоянно меняющиеся системы символов, которые помогают нам организовывать, понимать и генерировать значения (Leeds-Hurwitz, 1993). В мире используется около 6000 языковых кодов, и около 40 процентов из них (2400) являются только разговорными и не имеют письменной версии (Crystal, 2005). Помните, что на протяжении большей части человеческой истории устное слово и невербальная коммуникация были основными средствами общения. Даже в языках с письменным компонентом не было широко распространенной грамотности или умения читать и писать чуть более ста лет назад.
Символический характер нашего общения — качество, уникальное для людей. Поскольку слова, которые мы используем, не обязательно должны прямо соответствовать «вещи» в нашей «реальности», мы можем общаться в абстракциях. Это свойство языка называется замещением и конкретно относится к нашей способности говорить о событиях, удаленных в пространстве или времени от говорящего и ситуации (Crystal, 2005). Животные общаются, но гораздо проще, это всего лишь реакция на раздражитель. Кроме того, общение животных очень ограничено, и ему не хватает продуктивного качества языка, о котором мы говорили ранее.
Как я отмечал в главе 1 «Введение в исследования коммуникации», самое раннее словесное общение человека не было символическим или абстрактным, поскольку оно, вероятно, имитировало звуки животных и природы. Такая простая форма общения сохранялась в течение тысяч лет, но по мере того, как позже люди перешли к оседлому земледелию и население росло, вещи должны были быть более различимыми. Потребовалось больше терминов (символов), чтобы учесть растущее число таких вещей, как инструменты и идеи, такие как севооборот, появившиеся в результате новых знаний и опыта в области сельского хозяйства и приручения животных. В то время не было письменных символов, но объекты часто использовались для представления других объектов; например, фермер мог держать в коробке камешек, чтобы обозначить каждую принадлежащую ему курицу. По мере того, как дальнейшие достижения усложняли отслеживание объектов, представляющих объекты, более абстрактные символы и более поздние письменные слова могли заменять идею или объект. Несмотря на то, что эти переходы произошли много тысяч лет назад, мы можем проследить некоторые слова, которые мы используем до сих пор, до их гораздо более прямого и гораздо менее абстрактного происхождения.
Например, слово вычислить происходит от латинского слова исчисление , что означает «камешок». Но какое отношение камешек имеет к расчетам? Галька использовалась давным-давно для вычисления вещей, прежде чем мы разработали словесную или письменную систему счисления (Hayakawa & Hayakawa, 1990). Как я уже отмечал ранее, фермер мог держать в ящике по одному камешку на каждую из своих кур. Каждый камешек представлял одного цыпленка, а это означало, что каждый символ (камешек) имел прямое отношение к другому объекту в мире (своему цыпленку). Эта система позволяла фермеру следить за своим скотом. Он мог периодически проверять, что каждому камню соответствовала курица. Если бы было несоответствие, он бы знал, что курица была потеряна, украдена или убита. Позже были разработаны символы, которые немного упростили бухгалтерский учет. Вместо того, чтобы отслеживать ящики с галькой, фермер мог записать символ, подобный слову 9.0181 пять или цифра 15 , которая может обозначать пять или пятнадцать камешков. Это демонстрирует, как развивались наши символы и как некоторые из них до сих пор несут в себе эту древнюю историю, даже если мы об этом не знаем. Хотя эта эволюция в некотором смысле облегчила общение, она также открыла пространство для недопонимания, поскольку отношения между символами и объектами или идеями, которые они представляли, стали менее прямолинейными. Хотя корень вычислить означает «камешок», слово вычислить сегодня имеет как минимум шесть общих определений.
Треугольник значения
Треугольник значения представляет собой модель коммуникации, которая указывает на отношения между мыслью, символом и референтом и подчеркивает косвенную связь между символом и референтом (Richards & Ogden, 1923). Как вы можете видеть на рис. 3.1 «Треугольник смысла», мысль — это концепция или идея, на которую ссылается человек. Символ — это слово, которое представляет мысль, а референт — это объект или идея, к которой относится символ. Эта модель полезна для нас как коммуникаторов, потому что, когда мы осознаем косвенную связь между символами и референтами, мы осознаем, как часто возникают недопонимания, как показывает следующий пример: Джаспер и Эбби думали о том, чтобы завести новую собаку. Так что у каждого из них одна и та же мысль. Каждый из них использует один и тот же символ, слово 9.0181 собака , чтобы сообщить о своих мыслях. Однако референты у них разные. Джаспер думает о маленькой собаке вроде таксы, а Эбби думает об австралийской овчарке. Поскольку слово собака не относится к одному конкретному объекту в нашей реальности, у них может быть одна и та же мысль и один и тот же символ, но в конечном итоге они попадают в неловкий момент, когда добираются до убежища и падают. влюблены в своих соответствующих референтов только для того, чтобы узнать, что другой человек не имел в виду то же самое.
Рисунок 3.1 Треугольник значений
Источник: адаптировано из Ivor A. Richards and Charles K. Ogden, The Meaning of Meaning (London: Kegan, Paul, Trench, Tubner, 1923).
Зная об этой косвенной связи между символом и референтом, мы можем попытаться компенсировать ее, получив разъяснение. Кое-что из того, что мы узнали в главе 2 «Общение и восприятие» о проверке восприятия, может быть здесь полезным. Эбби может спросить Джаспера: «Какую собаку ты имеешь в виду?» Этот вопрос позволит Джасперу описать своего референта, что позволит лучше понять друг друга. Если Джаспер ответит: «Ну, мне нравятся короткошерстные собаки. А нам нужна собака, которая будет хорошо работать в квартире», то круг референтов еще немаленький. Эбби могла задавать уточняющие вопросы, например: «Похоже, вы говорите, что собака поменьше может быть лучше. Это правильно?» Достижение общего понимания может быть трудным, даже когда мы определяем наши символы и описываем наши референты.
Определения
Определения помогают нам сузить значение конкретных символов, что также сужает возможные референты символа. Они также предоставляют больше слов (символов), для которых мы должны определить референт. Если понятие абстрактно и слова, используемые для его определения, также абстрактны, то определение может быть бесполезным. Вы когда-нибудь попадали в словесный лабиринт, когда искали незнакомое слово и обнаруживали, что определение содержит больше незнакомых слов? Хотя это может разочаровать, определения действительно служат цели.
Слова имеют денотативное и коннотативное значения. Обозначение относится к определениям, принятым языковой группой в целом, или словарному определению слова. Например, значение слова ковбой — человек, который заботится о скоте. Другое обозначение — безрассудный и/или независимый человек. Более абстрактное слово, такое как change , было бы труднее понять из-за множества значений. Так как ковбой и меняют имеют несколько значений, они считаются многозначными словами. Однозначные слова имеют только одно употребление в языке, что делает их обозначение более простым. Специализированные академические или научные слова, такие как однозначные , часто являются однозначными, но общеупотребительных однозначных слов меньше, например, носовой платок . Как вы можете догадаться, основываясь на нашем обсуждении сложности языка, количество однозначных слов значительно превышает число многозначных.
Коннотация относится к определениям, основанным на эмоциональных или опытных ассоциациях людей со словом. Возвращаясь к нашим предыдущим словам, изменение может иметь положительную или отрицательную коннотацию в зависимости от опыта человека. Человек, который только что разорвал длительные отношения, может думать об изменении как о хорошем или плохом в зависимости от того, что он или она думает о своем бывшем партнере. Даже однозначные слова, такие как носовой платок , имеющие только одно значение, могут иметь несколько коннотаций. Носовой платок может вызвать мысли об утонченных южных красавицах или отвратительных сопливых тряпках. Многозначное слово, такое как ковбой , имеет много коннотаций, и философы языка исследовали, как коннотации выходят за пределы одного или двух эмпирических или эмоциональных значений слова, образуя культурные мифы (Barthes, 19).72). Ковбой , например, связан с границей и западной историей Соединенных Штатов, с которой связаны мифологии, которые помогают формировать повествование нации. Marlboro Man — это прочная рекламная икона, которая использует коннотации ковбоя для привлечения клиентов. В то время как люди, которые выросли со скотом или имеют семью, которая имеет ранчо, могут иметь очень специфический оттенок слова ковбой , основанный на личном опыте, коннотации других людей могут быть больше подвержены влиянию популярной культурной символики, подобной той, что можно увидеть в вестернах.
Язык выучен
Как мы только что узнали, отношения между символами, составляющими наш язык, и их референтами произвольны, что означает, что они не имеют значения, пока мы не присвоим его им. Чтобы эффективно использовать языковую систему, мы должны со временем узнать, какие символы соответствуют каким референтам, поскольку мы не можем просто сказать, взглянув на символ. Как и я, вы, вероятно, узнали, что означает слово яблоко , посмотрев на буквы A-P-P-L-E и изображение яблока, а учитель или воспитатель поможет вам произносить буквы, пока вы не произнесете слово целиком. Со временем мы связали эту комбинацию букв с изображением вкусного красного яблока, и нам больше не нужно было произносить каждую букву. Это преднамеренный процесс, который в данный момент может показаться медленным, но, как мы увидим далее, наша способность овладевать языком на самом деле весьма поразительна. Однако мы не просто выучили отдельные слова и их значения; мы также изучили правила грамматики, которые помогают нам составлять из этих слов осмысленные предложения.
Правила языка
Любая языковая система должна иметь правила, чтобы ее можно было изучить и использовать. Грамматика относится к правилам, которые определяют, как слова используются для составления фраз и предложений. Кто-то, вероятно, знает, что вы имеете в виду под вопросом «Где пульт?» Но «Пульт дистанционного управления где?» может быть непонятным или, по крайней мере, запутанным (Crystal, 2005). Знание правил грамматики важно для того, чтобы писать и говорить так, чтобы вас понимали, но знания этих правил недостаточно, чтобы стать эффективным коммуникатором. Как мы узнаем позже, творчество и игра также играют роль в эффективном вербальном общении. Несмотря на то, что учителя уже давно навязывают идею о том, что существуют правильные и неправильные способы писать и произносить слова, на самом деле нет ничего изначально правильного или неправильного в индивидуальном выборе, который мы делаем при использовании нашего языка. Скорее, это наш коллективный договор, который придает силу правилам, регулирующим язык.
Некоторые лингвисты рассматривают правила языка как довольно жесткие и ограничивающие с точки зрения возможных значений, которые мы можем извлечь из слов и предложений, созданных внутри этой системы (de Saussure, 1974). Другие рассматривали эти правила как более открытые и гибкие, позволяющие человеку делать выбор для определения смысла (Eco, 1976). Третьи утверждали, что реального смысла нет и что возможности для значения безграничны (Деррида, 1978). Для наших целей в этой главе мы возьмем срединную точку зрения, которая допускает возможность индивидуального выбора, но все же признает, что существует система правил и логика, которыми мы руководствуемся при принятии решений.
Оглядываясь назад на наше обсуждение коннотации, мы можем видеть, какую роль люди играют в том, как соотносятся значение и язык, поскольку каждый из нас привносит свои собственные эмоциональные и эмпирические ассоциации со словом, которые часто более значимы, чем словарное определение. Кроме того, у нас есть довольно много места для творчества, игры и сопротивления с помощью символов, которые мы используем. У вас когда-нибудь был секретный код с другом, который знали только вы? Это может позволить вам использовать кодовое слово в общественном месте, чтобы передать смысл другому человеку, который «в курсе», так что никто другой не поймет сообщение. Тот факт, что вы можете взять слово, придать ему другое значение, заставить кого-то еще согласиться с этим значением, а затем использовать это слово по-своему, ясно показывает, что значение находится в людях, а не в словах. Как мы узнаем позже, многие сленговые слова возникли из-за того, что люди хотели тайно говорить на определенные темы, такие как наркотики или секс, чтобы посторонние их не заметили.
Овладение языком
Овладение языком относится к процессу, посредством которого мы учимся понимать, производить и использовать слова для общения в данной языковой группе. То, как мы усваиваем язык, зависит от многих факторов. Мы знаем, что изучение языка — это не только изучение слов. Мы должны научиться правильно связывать слова с тем, что они означают в данном контексте, и уметь упорядочивать слова таким образом, в соответствии с правилами грамматики используемого нами языкового кода, чтобы другие люди могли их понять. поймите нас (Хаякава и Хаякава, 19 лет)90). Как будто этого недостаточно, чтобы научиться, мы также должны выучить различные модели разговора, которым мы регулярно, но часто неосознанно следуем, чтобы наше взаимодействие было гладким и успешным. Краткий обзор овладения языком от рождения до взрослой жизни предлагает нам взглянуть на удивительные и до сих пор несколько загадочные отношения между нашим мозгом, глазами, ушами, голосом и другими физиологическими элементами (Crystal, 2005). С точки зрения овладения языком, на самом деле между людьми существуют большие различия из-за физических и контекстуальных различий, но этот обзор предполагает «типичное развитие».
Многое воспринимается в течение первого года жизни, так как развитие мозга ускоряется, а чувства фокусируются и настраиваются. Основные опекуны почти инстинктивно начинают прививать разговорные способности младенцам с самого рождения. Практически любой, кто проводил время с ребенком на этом этапе быстрого развития, может подтвердить, что существует принуждение к взаимодействию с ребенком, что обычно развлекает и взрослого, и ребенка. Это принуждение не является случайным или случайным, и было бы ошибкой полагать, что наше общение бесполезно или просто для развлечения. Мы также были бы неправы, предполагая, что овладение языком не начинается до тех пор, пока ребенок не произнесет свои первые слова. К тому времени, когда это происходит, дети благодаря наблюдениям и практике многое узнают о наших моделях вербального общения и взаимодействия. Эти ключевые изменения включают следующее:
- 2–4 месяца. Младенцы могут реагировать на разные тона голоса (сердитый, успокаивающий или игривый).
- 6 месяцев. Младенцы могут ассоциировать некоторые слова, такие как пока-пока , с соответствующим поведением, и они начинают «бормотать», что на самом деле является практикой для развития более понятной речи.
- 8–10 месяцев. Младенцы узнают, что указывание может привлечь или направить внимание, и они начинают следить за разговорами взрослых, переводя зрительный контакт с одного говорящего на другого.
- 1 год. Младенцы узнают некоторые отдельные слова (имена людей, нет ) и основные ритуалы вербального взаимодействия, такие как вопрос-пауза-ответ и различные приветствия. Незадолго до или после этого времени младенцы начинают использовать «мелодические высказывания», отражающие разнообразие высоты тона и тона в различных вербальных взаимодействиях, таких как вопрос, приветствие или желание.
Овладение языком после двухлетнего возраста кажется вялым по сравнению с темпами развития в течение первого года или около того. К концу первого года жизни малыши усваивают большинство основных фонетических компонентов, необходимых для речи. Второй год представляет собой время интенсивной практики — словесных проб и ошибок. С трех до пяти мы продолжаем развивать произношение, которое в подростковом возрасте достаточно развито, чтобы позволить нам участвовать в повседневном общении. Конечно, наш выразительный репертуар, включая способы речи и словарный запас, который мы используем, продолжает развиваться. Жизненный и карьерный выбор человека в значительной степени определяет, насколько он будет развиваться дальше. Но приобретенные нами языковые способности могут уменьшиться или исчезнуть в результате болезни или травмы. Кроме того, если такие вещи происходят в раннем возрасте или до рождения, процесс овладения языком может быть совершенно другим. Препятствия в овладении речью и языком распространены и являются областью связанной, но отдельной области исследований, часто проводимой в отделах коммуникативных наук и расстройств. Во вставке «Получить реальность» обсуждается эта область обучения и связанные с ней карьеры.
«Получить реальность»
Коммуникативные науки и расстройства
Область коммуникативных наук и расстройств включает карьерные пути в области аудиологии и патологии языка и речи — здесь мы сосредоточимся на последней. Лица, работающие в этой области, могут работать в школах, больницах, частной практике или в научных кругах в качестве исследователей и профессоров. Речевые и языковые расстройства затрагивают миллионы людей. От шести до восьми миллионов человек в Соединенных Штатах имеют какие-либо языковые нарушения, начиная от заикания и заканчивая непониманием языка и отсутствием выражения речи. [1] Логопеды могут работать с детьми, у которых наблюдается заметная медлительность или пробелы в овладении речью, или со взрослыми, которые недавно потеряли языковые способности из-за инсульта или какой-либо другой травмы или заболевания. Логопеды часто диагностируют и лечат языковые расстройства в составе команды, в которую могут входить учителя, врачи, социальные работники и другие. Прогнозируется, что карьерные перспективы будут очень сильными в течение следующих восьми лет, поскольку бэби-бумеры достигают возраста, в котором развиваются возрастные нарушения слуха и речи, поскольку медицинские достижения увеличивают выживаемость недоношенных детей и жертв инсульта и травм, а также по мере того, как школьное образование продолжается. расти. Речевые патологи часто получают ученые степени, завершают клинический опыт и сдают тесты для получения различных сертификатов и лицензий. Чтобы добиться успеха в этой области, люди должны обладать хорошими навыками межличностного общения для работы с различными клиентами и другими поставщиками услуг, интеллектуальными способностями выше среднего (особенно в области науки) и отличными навыками устного и письменного общения. Типичная заработная плата варьируется от 58 000 долларов в год для людей, работающих в начальных школах, до 70 000 долларов для тех, кто работает в медицинских учреждениях.
- Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, были бы важны для логопеда и почему?
- Девиз Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха: «Сделать эффективную коммуникацию правом человека, доступным и достижимым для всех». Какое отношение этот девиз имеет к нашему обсуждению этики общения? Какие действия речевых патологов соответствуют этому девизу?
Ключевые выводы
- Треугольник значения — это модель коммуникации, которая указывает на связь между мыслью, символом и референтом и подчеркивает косвенную связь между символом и референтом. Модель объясняет, как для любого данного символа может быть много разных референтов, что может привести к неправильному пониманию.
- Обозначение относится к согласованному или словарному определению слова. Коннотация относится к определениям, основанным на эмоциональных или опытных ассоциациях людей со словом.
- Правила языка помогают сделать его доступным для изучения и использования. Хотя правила ограничивают некоторые виды использования языка, они все же допускают возможность творчества и игры.
- Овладение языком относится к процессу, посредством которого мы учимся понимать, производить и использовать слова для общения в рамках данной языковой группы. Этот процесс происходит с удивительной скоростью в течение первых двух лет жизни, и мы получаем всю лингвистическую информацию, необходимую для участия в повседневных разговорах, при условии нормального развития, к раннему подростковому возрасту.
Каталожные номера
Барт, Р., Мифологии (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1972).
Кристал, Д., Как работает язык: как лепет младенцы, слова меняют значение и языки живут или умирают (Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, 2005), 8–9.