Пунктуационный разбор предложения в русском языке – что такое, образец как выполнить
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 674.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 674.
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора. Материал может помочь при подготовке к уроку русского языка в средних классах.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Значение
Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.
Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.
Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.
Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.
Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Структура
Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:
- Пронумеровать все знаки препинания.
- Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
- Указать функцию, которую выполняет знак препинания.
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания.
Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице. (4)
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Что мы узнали?
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Саша Михайленко
4/5
Дарья Кочеткова
5/5
Анастасия Бронивец
5/5
Ольга Репина
5/5
Наташа Матросова
4/5
Стас Кот
4/5
Егор Мурзин
5/5
Вадим Егоров
3/5
Мария Кузьмина
4/5
Аманкул Ахметова
4/5
Оценка статьи
4. 7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 674.
А какая ваша оценка?
Use composition in a sentence
composition
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Реклама
Advertisement
Примеры использования. Они не отражают мнения YourDictionary.com.
Статьи по теме
Основные типы вулканов и их уникальные характеристики
Когда вы думаете о вулкане, вы, вероятно, думаете о горе с большой дырой на вершине, извергающей лаву и вулканический пепел. Но не всегда так выглядят или ведут себя вулканы. Узнайте все о четырех основных типах вулканов, встречающихся по всему миру, и откройте для себя их уникальные характеристики.
Что такое хороший балл ACT?
Мы часто слышим о старшеклассниках, готовящихся к SAT, но как насчет ACT? ACT, первоначально сокращенное от American College Testing, представляет собой еще один тип вступительного экзамена в колледж. Это тест с несколькими вариантами ответов, который позволяет приемным комиссиям решить, готов ли старшеклассник принять суровые условия обучения в колледже в их конкретном учебном заведении.
Слова рядом с композицией в Словаре
- составная фотография
- Композитная школа
- Композитное видео
- Композитный тип
- Композиты
- Композиция
- Композиция
- Композиция
- Композиция
- Композиция 9 9037 Dispessist.6666666666666666666669 гг. , 2-е издание
- Запасные тесты
- Испытания движения
- It-расщелины
- Ответы на вопросы
- Фразы существительных можно заменить местоимениями ( это , они , они ).
- Verb Phrases можно заменить на do или do too (или сделал, сделал , сделал ).
- Некоторые фразы с предлогами (но не все) можно заменить на , затем на или на и там на .
- Фразы-прилагательные можно заменить чем-то, что вы знаете как прилагательное, например happy (хотя в этом случае смысл изменится)
Перейти к содержимому
Глава 6: Синтаксис
Путем определения некоторых частей предложения как фраза , мы утверждаем, что пользователи языка представляют их как единицы в своей ментальной грамматике. Технический термин для единиц внутри предложения — составляющая : составная часть — это любая группа слов, которые действуют вместе в предложении.
Наряду с заголовком, избирательный округ является одним из центральных понятий в синтаксисе. Оба они выделяются, когда мы представляем структуру языка с помощью древовидных диаграмм , как мы увидим в начале раздела 6.13, но они имеют фундаментальное значение для понимания организации предложений с деревьями или без них.
Когда мы анализируем новое предложение, как мы определяем фразы внутри него? Мы хотим найти доказательства того, что определенные группы слов действительно действуют вместе как единицы. Чтобы найти это доказательство, мы используем суждения о грамматике и несколько простых тестов.
Тесты, идентифицирующие избирателей (часто называемые тестами округа ), которые мы рассмотрим в этой главе, бывают четырех основных типов:
Многие учебники также вводят тест координации , но он не всегда надежен, поэтому мы кратко обсудим его в конце этого раздела, но не будем полагаться на него.
ТЕСТ НА ЗАМЕНУ
Вот два предложения для начала.
(1) | Студенты посмотрели фильм после занятий. |
(2) | Школьники посмотрели фильм о динозаврах. |
Давайте рассмотрим строку слов как фильм . Основываясь на обсуждениях, проведенных до сих пор в этой главе, у вас может сложиться впечатление, что это именное словосочетание — или, по крайней мере, оно может быть именным словосочетанием. Но есть у вас такая идея или нет, нам нужны доказательства, чтобы решить, так или иначе.
Одним из доказательств того, что нечто является словосочетанием существительного, является то, что вы можете заменить его местоимением и получить предложение с тем же значением (в контексте, где разъясняется значение местоимения). В (3) мы берем местоимение на и заменяем строку интересующих нас слов, затем спрашиваем, является ли новое предложение грамматическим и имеет ли оно то же значение.
(3) | Ученики посмотрели фильм после занятий. | → | Ученики видели это после занятий. |
Замена фильма на это в (3) действительно дает нам новое грамматическое предложение, которое может означать то же самое, что и (1), так что у нас есть свидетельство не только того, что фильм является составной частью в (1), но также и то, что эта составляющая является именная фраза.
Как насчет фильма в (2)? Запустим там тот же тест:
(4) | Ученики посмотрели фильм о динозаврах. | → | *Ученики видели и о динозаврах. |
На этот раз результат замены фильма на it является неграмматическим предложением, поэтому в (2) фильм не является полной именной группой. Мы можем быть удивлены этим — мы ожидаем, что существительное вроде
(5) | Студенты увидели фильм про динозавров . | → | Ученики увидели это . |
Основываясь на сравнении результатов наших тестов замещения в (4) и (5), мы можем сделать вывод, что в (2) фильм не является полным именным словосочетанием, а фильм о динозаврах является и тем, и другим. составная часть и именная группа.
Мы можем провести тот же тест на замену местоимения со строкой для студентов в (1). Потому что учеников во множественном числе, соответствующее местоимение они :
(6) | Студенты посмотрели фильм после занятий. | → | Они посмотрели фильм после занятий. |
Результат этой замены грамматичен, поэтому мы заключаем, что студенты также является составной частью, а также именной группой.
Замещающие тесты не должны включать местоимения. Глагольные фразы можно заменить на сделать (или сделать тоже ), но для того, чтобы увидеть это, обычно требуется создать два предложения с разными субъектами или с контрастом во времени, например вчера против сегодня . Поскольку мы только что увидели, что студенты в (1) является именной фразой подлежащее (поскольку оно стоит в начале простого повествовательного предложения перед глаголом), давайте настроим проверку замены глагольной фразы предшествующим предложением. с другим предметом:
(7) | а. | Учителя посмотрели фильм после занятий , и… | → | Студенты сделали то же самое . |
б. | Учителя посмотрели фильм после занятий и… | → | *Ученики сделали то же самое перед уроком. |
В (7) мы видим, что тоже может заменить видел фильм после урока , но не может заменить видел фильм в одиночку. Это говорит нам о том, что видел фильм после того, как класс является составной частью, и это глагольная фраза (поскольку делать (тоже) заменяет глагольные фразы).
Как насчет строки после класса ? Эта строка выражает время, и мы можем заменить ее словом , а затем :
.(8) | Ученики посмотрели фильм после урока . | → | Студенты посмотрели фильм , затем . |
Это показывает, что после класса является составной частью; на самом деле это предложная фраза . Однако не все предложные словосочетания можно заменить на , а затем на — о динозаврах также является предложным словосочетанием, но его нельзя заменить на , а затем на .
(8) | Ученики посмотрели фильм о динозаврах . | → | *Ученики посмотрели фильм , затем . |
Здесь результат замены был бы грамматически верным в других контекстах, но это не другой способ сказать, что учащиеся смотрели фильм о динозаврах — вот почему он помечен здесь как аграмматический, аграмматический в предполагаемом значении . Вы должны обращать внимание как на грамматику, так и на смысл при выполнении тестов на замену.
В этот момент вы, вероятно, задаетесь вопросом, откуда вы знаете, что можно использовать в качестве замены. Вот несколько полезных советов:
Поскольку замещение зависит от категории, вы можете использовать результаты тестов замещения как для идентификации компонентов , так и для определения категории компонента : может искать существительное, которое является головой. Если вы можете заменить его на do (too) , то у вас получится глагольная фраза, в начале которой будет глагол.
ТЕСТ ДВИЖЕНИЯ
Замена — не единственный инструмент, который у нас есть для проверки того, является ли набор слов составным. Некоторые составляющие могут быть перемещены в другое место в предложении без изменения смысла предложения или его грамматики. Предложные фразы особенно хороши для перемещения. Рассмотрим это предложение:
(9) | Нимра купила шарф в этом странном магазинчике. |
Давайте начнем с нацеливания на последнюю строку слов, переместив ее в начало. Переместите строку слов, затем спросите себя, является ли получившееся предложение грамматическим.
(10) | Нимра купила шарф в этом странном магазинчике . | → | В этом странном магазинчике Нимра купила шарф. |
Так и есть! Само по себе предложение может звучать немного неестественно, но мы можем представить себе контекст, в котором оно было бы уместно, например: «В универмаге она купила носки, в аптеке она купила зубную пасту, а в том странном магазинчике она купил шарф».
С другой стороны, если мы нацелимся на меньшую строку слов, как в (11), мы получим другой результат.
(11) | Нимра купила шарф в этом странном магазинчике . | → | * У этого странного Нимра купила шарф в магазинчике. |
Результат переноса строки на этот странный в начало предложения — полная катастрофа. Тот факт, что результирующее предложение совершенно неграмматично, свидетельствует о том, что строка слов в этом странном — это , а не составляющая в этом предложении.
ТЕСТ НА РАСКОЛ
Конструкция с расщеплением — это конструкция, в которой вы берете две части предложения и отделяете их друг от друга. (Расщелина — это разрыв или разрыв.)
В английском языке расщелина — это предложение в форме: It is/was _ that _ .
Чтобы использовать тест на расщепление, мы берем строку слов, которую исследуем, и помещаем ее после слов Было (или это / это ), то остальные части предложения поставьте после слова что . Давайте попробуем это для фраз, которые мы уже показали как составные части с помощью других наших тестов.
(12) | Студенты посмотрели фильм после занятий. | |
→ | Это был фильм , который ученики смотрели _ после урока . | |
→ | Это было после урока , когда ученики посмотрели фильм _ . |
(13) | Школьники посмотрели фильм о динозаврах. | |
→ | Это был фильм о динозаврах , который студенты посмотрели _ . |
(14) | Нимра купила шарф в этом странном магазинчике. | |
→ | Это был в этом странном магазинчике Нимра купил шарф _ . |
Чтобы разделить глагольную фразу в английском языке, вам нужно поставить форму настоящего или прошедшего времени do в позицию, которую занимает глагольная фраза в исходном предложении, как показано в (15).
(15) | Студенты посмотрели фильм после занятий. | |
→ | (?) Было посмотреть фильм после урока , который сделали ученики . |
Расщепление глагольной фразы не всегда звучит совершенно естественно на английском языке, но большинство людей считают, что это лучше, чем расщепление несоставных слов. В конце этого раздела вернитесь и сравните (15) с предложениями в (16) и (17) и посмотрите, согласны ли вы с тем, что (15) лучше.
Напротив, наши тесты показали, что , а не составляющих не могут быть помещены в первую позицию расщепленного предложения:
(16) | *Это был фильм , который студенты смотрели _ о динозаврах . |
(17) | *Это был у странного что Нимра купил шарф _ магазинчик. |
Теперь давайте попробуем проверить новое предложение:
(18) | Брат Ратны испек это вкусное печенье. | |
→ | Это было это вкусное печенье которое брат Ратны испек _ . | |
→ | Это был брат Ратны , который _ испек это вкусное печенье . |
Тест на расщепление показывает нам, что строка слов эти вкусные печенья является составной частью, и что слова брат Ратны являются составной частью. Но посмотрите, что произойдет, если мы применим тест расщелины к другой строке слов:
(19) | Брат Ратны испек этих вкуснейших печений. | |
→ | *Это был Брат Ратны испек тот _ это вкусное печенье . |
(20) | Брат Ратны испек этих вкусных печений . | |
→ | *Это были эти вкусные Брат Ратны испек _ печенье . |
(21) | Брат Ратны испек это вкусное печенье . | |
→ | * Это было печенье , которое брат Ратны испек эти вкусные _ . |
Все эти применения теста на расщелины приводят к совершенно неграмматическим предложениям, что свидетельствует о том, что эти подчеркнутые цепочки слов не являются составными частями этого предложения. Помните, однако, что только потому, что определенная последовательность слов не является составной частью одного предложения, не означает, что она не является составной частью 9 предложений.1127 любое предложение — результат проверки избирательного округа применяется только к конкретному предложению, которое вы тестируете.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Если составной частью является цепочка слов, обычно грамматически логично, чтобы она стояла отдельно как ответ на вопрос, основанный на предложении.
(22) | Брат Ратны испек это вкусное печенье . | |
а. | Что испек брат Ратны? Эти вкусные печеньки. | |
а. | Кто испек это вкусное печенье? Брат Ратны. |
Ответы на вопросы также могут помочь нам идентифицировать глагольную фразу, потому что они являются хорошим контекстом для do -replacement (как тест замены ):
(23) | Кто испек это вкусное печенье? Брат Ратны сделал . |
В ответе «Брат Ратны сделал» слово сделал заменяет глагольную фразу испек это вкусное печенье .
Опять же, если строка слов не является составной частью, то она вряд ли будет грамматически верной как ответ на вопрос. На самом деле сложно даже правильно сформировать вопрос:
(23) | а. | Какое печенье испек брат Ратны? * Эти вкусные. |
б. | Кому из Ратны это вкусное печенье? *Брат испек. |
ОБЗОР
Результаты подобных тестов позволяют нам исследовать структуру ментальной грамматики, лежащую в основе того, как люди используют языки, которые они знают. Мы не можем наблюдать ментальную грамматику напрямую, поэтому, наблюдая за поведением слов, мы делаем выводы о том, как они должны работать. Эти четыре теста являются инструментами, которые у нас есть для наблюдения за тем, как слова ведут себя в предложениях. Если мы обнаруживаем цепочку слов, которая проходит эти тесты, мы знаем, что фраза является составной частью, и это говорит нам кое-что об организации предложения в целом.
Не каждая составляющая пройдет все тесты, но если вы обнаружите, что она проходит два из четырех тестов, вы можете быть уверены, что строка на самом деле является составной частью.
Проверьте свое понимание
Навигация
Если вы следуете альтернативному пути в этой главе, который чередует основные понятия с древовидными структурами, предыдущий раздел был 6.