Как читать Хлебникова • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Литература
Объясняем, как найти ключ к, казалось бы, непонятным текстам, на пяти примерах
Подготовил Олег Лекманов
Велимир Хлебников. Рисунок Александра ХлебниковаПод рисунком комментарий Веры Хлебниковой: «Рисовал брат Шура Велимира приблизительно в 1916 г. свид. Верой Хлебн».Российский государственный архив литературы и искусства
Велимир Хлебников кажется поэтом-безумцем, чьи произведения трудны для понимания, поскольку в них отсутствуют привычные логические связи между словами и предложениями. На самом деле все наоборот: Хлебников — автор чрезвычайно рациональный, недаром он учился на физико-математическом факультете Казанского университета, а потом на естественном отделении Петербургского университета. Отказавшись от предвзятости, можно отыскать ключ к пониманию текста — в самом тексте.
«Там, где жили свиристели…» (1908)
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
Уже при первом чтении особое внимание обращают на себя неологизмы: «времири», «поюны» и «поюнна». Может показаться, что из их числа странное слово «вабна», но это не так: «вабна» — областной эпитет, синоним слов «обольстительна», «привлекательна».
Хлебников мечтал о создании универсального, объединяющего все человечество языка, который он сам называл «звездным» и основой которого должен был стать русский язык со всеми его богатствами. Попыткой формирования такого языка и стала хлебниковская поэзия. В строке «Ты поюнна и вабна» он соединил уже существующее, но забытое слово с новым и при этом сконструированным в соответствии с законами русского словообразования. Что такое «поюнна»? Это такая, которая поет, — певчая. Кто такие «поюны»? Это певчие птицы. Кто противопоставлен им в стихотворении? Другие птицы — такие, которые прилетают и улетают, обозначая своим прибытием и отбытием смену времени года, — «времири». Так Хлебников, несомненно, назвал снегирей, образовав свое слово от соединения первой половинки слова «время» и второй половинки слова «снегири». В стихотворении «Там, где жили свиристели…» можно найти не только образцы лексики нового языка, но и его синтаксис.
Почему в двух финальных строках отсутствует глагол-сказуемое? Потому что сказуемое стянуто в неологизм «поюны»: ну же, звонкие певчие птицы, пропойте славу воплощению меняющегося времени — снегирям.«Бобэоби пелись губы…» (1908–1909)
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Это стихотворение — попытка перевода с языка одного искусства (живопись) на язык другого (музыка) посредством третьего (поэзия). Автор как бы стоит перед портретом («холстом») и пытается «петь» реалии, из которых складывается портрет. Вот губы — они поются «бобэоби». Вот глаза — они поются «вээоми». Вот брови — они поются «пиээо». Вот ожерелье на шее — оно поется «гзи-гзи-гзэо». Вот целостный портрет женщины, он поется «лиэээй».
Три коротеньких однотипных слова — «гзи», «гзи» и «гзэо» — визуально похожи на цепочку звеньев, соединенных дефисами, и позвякивание этой цепочки имитируется на звуковом уровне. Хлебников не ожидает от читателя расшифровки остальных соответствий (почему губы поются именно «бобэоби» и т. д.), на это прямо указывает эпитет «каких-то». Важно только, что соответствия живописи с музыкой отыскиваются, а какие они и почему они такие, Хлебникова интересует во вторую очередь, если интересует вообще. Будучи синэстетиком, то есть человеком, для которого буквы и звуки воспринимаются в определенном цвете Синестезия (от греч. synaisthesis — одновременное ощущение) — явление, при котором раздражение какого-либо органа чувств вызывает ощущения, характерные для других органов чувств. Синестетики могут, к примеру, «видеть» цвет звуков или «слышать» вспышки света., он прекрасно понимал, что далеко не все читатели воспринимают визуальные объекты так же, как он.
Куда важнее обратить внимание на глаза с портрета: «живущие» вне временнóго «протяжения», они превращаются у Хлебникова в протяженные во времени «взоры». Это, может быть, самое главное в стихотворении: автор переводит реалии с языка пространственного искусства живописи на язык протяженной во времени музыки с помощью синтетического искусства поэзии, которой подвластны и пространство, и время.
«Слоны бились бивнями так…» (1910–1911)
Слоны бились бивнями так,
Что казались белым камнемПод рукой художника.
Олени заплетались рогами так,
Что казалось, их соединял старинный брак
С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого.
Это стихотворение может быть записано в виде своеобразной таблицы, центр которой образуют трижды повторяющиеся в тексте слова — «так, что казались» или «так, что казалось»:
Слоны бились бивнями
так, что казались
белым камнем под рукой художника.
Олени заплетались рогами
так, что казалось,
их соединял старинный брак с взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море
так, что казалось,
рука одного душит шею другого.
Легко заметить, что в левой части таблицы оказались мотивы, представляющие мир природы, а в правой — мир человека.
Природные образы в таблице сменяют друг друга в определенной логической последовательности: от воинственного столкновения («бились бивнями») через двойственное сплетение («заплетались рогами» — в схватке? в любовной игре?) к примиряющему слиянию («вливались в море»).Мир человека в стихотворении «Слоны бились бивнями так…» зеркально отражает образы мира природы. Человечество движется от позитивного созидания («белым камнем под рукой художника») через двойственное сосуществование («старинный брак с взаимными увлечениями», но и с «взаимной неверностью») к воинственному истреблению (вновь «рука», только теперь это — «рука одного душит шею другого»).
Отдельное и особое внимание обратим на единственную рифму в этом стихотворении («так» — «брак»), возникающую как раз там, где речь идет о рифме двух жизней (браке между двумя существами), и на игривую шутку Хлебникова в этих же строках — там, где «неверность», там и «рога».
Так стихотворение, которое при первом, поверхностном чтении воспринимается как цепочка красивых, но не вполне внятных сравнений, в итоге оказывается математически выверенным текстом, в котором гармоничной эволюции Природы противопоставляется искривленный насилием и ложью исторический путь Человечества.
«Когда умирают кони — дышат…» (1912)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Особое внимание обращает на себя третья строка, получившаяся самой длинной в стихотворении за счет единственный раз употребленного в тексте личного местоимения — «они». Это «они» поначалу кажется тавтологическим, а потому напрашивающимся на ампутацию:
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают люди — поют песни.
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — гаснут,
И без всякого «они» читателю ясно, что «гаснут», умирая, именно «солнца», подобно тому, как «дышат», умирая, именно «кони», а «сохнут» именно «травы». Чтобы показать это, совершим прямо противоположный логический ход и добавим местоимение «они» в первые две строки хлебниковского стихотворения:
Когда умирают кони — они дышат,
Когда умирают травы — они сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут…
Попытавшись мысленно подставить местоимение «они» в финальную строку стихотворения, мы испытаем непреодолимое затруднение. Строка «Когда умирают люди — они поют песни» имеет совершенно другое смысловое наполнение, чем «Когда умирают люди — поют песни». На это, по-видимому, и хотел обратить внимание читателя Хлебников, употребляя местоимение «они» в третьей строке своего верлибра
Когда умирают кони — они дышат,
Когда умирают травы — они сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — то другие люди поют об умерших песни.
Если стихотворение «Слоны бились бивнями так…» написано о том, чтó в мире человека устроено хуже, чем в мире природы, стихотворение «Когда умирают кони — дышат…» написано о том, чтó в мире человека устроено лучше, чем в мире природы. Кони, травы и солнца растворяются во Вселенной без остатка, не оставляя следа. Люди оставляют о себе память в песнях других людей. А когда умрут те, которые «поют песни» сейчас, о них споет следующее поколение. Пользуясь словарем хлебниковского верлибра: когда поют песни — люди не умирают.
«Москвы колымага…» (1920)
Москвы колымага,
В ней два имаго.
Голгофа Мариенгофа.
Город
Распорот.
Воскресение
Есенина.
Господи, отелись
В шубе из лис!
«Хлебников шутит — никто не смеется. Хлебников делает легкие изящные намеки — никто не понимает», — констатировал в одной из своих статей Осип Мандельштам. Перед нами как раз шуточное стихотворение-эпиграмма. В ней Хлебников иронически изображает двух своих недолгих соратников-имажинистов Анатолия Мариенгофа и Сергея Есенина. 19 апреля 1920 года они полуиздевательски посвятили Хлебникова в Председатели Земного Шара, о чем Мариенгоф впоследствии писал в своем мемуарном «Романе без вранья»:
«…перед тысячеглазым залом совершается ритуал. Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты посвящения его в Председатели. После каждого четверостишия, как условлено, произносит:
— Верую.
В заключение, как символ Земного Шара, надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвертого участника вечера — Бориса Глубоковского. Опускается занавес. Глубоковский подходит к Хлебникову:
— Велимир, снимай кольцо.
Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину. Есенин надрывается от смеха. У Хлебникова белеют губы:
— Это… это… Шар… символ Земного Шара… А я — вот… меня… Есенин и Мариенгоф в Председатели…
Глубоковский, теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца. Председатель Земного Шара Хлебников, уткнувшись в пыльную театральную кулису, плачет большими, как у лошади, слезами».
Слово «имаго», употребленное в стихотворении, указывает не столько на «имажинизм» (поклонение образам) Мариенгофа и Есенина, сколько на их насекомоподобие. Имаго — зоологический термин, означающий окончательную ста-дию развития насекомых. Строки «Голгофа Мариенгофа. / Город / Распорот» пародируют урбанистическую и богоборческую лирику Мариенгофа той поры: «Город, любовь к тебе гнию, свое ненавидя зачатье»; «Хлюпали коня подковы / В жиже мочи и крови… / В эти самые дни в Московии / Родился Савоаф новый» и тому подобное. «Воскресение Есенина» и «Господи, отелись» (цитата из есе-нинского длинного стихотворения «Преображение») переосмысляются Хлеб-никовым как рождение образа денди-имажиниста из «куколки» богоборца и пророка (роль, которую Есенин играл в предшествующие годы). Итог последней строки, сводящийся к бытовой «шубе из лис», до смешного противоречит вселенскому, всемирно-историческому размаху намерений и обещаний имажинистов. Через несколько лет хлебниковское «отелись» подхватит и доведет до карикатуры Владимир Маяковский в своей характеристике Есенина: «Смех! / Коровою / в перчатках лаечных» (из стихотворения «Юбилейное»).
Еще 10 стихотворений Хлебникова,
которые советует прочитать Олег Лекманов- «Времыши-камыши…»
- «Заклятие смехом»
- «Опыт жеманного»
- «Мне мало надо!»
- «Годы, люди и народы…»
- «Свобода приходит нагая…»
- «Детуся! Если устали глаза быть широкими…»
- «Русь, ты вся поцелуй на морозе!»
- «Отказ»
- «Участок — великая вещь!»
См. также материал «Как читать заумные стихотворения».
Теги
Инструкция
Поэзия
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Шенг Схейен. «Авангардисты»
Игра дня
Игра из «Алисы в Зазеркалье»
Рецепт дня
Кельтский цветочный пудинг
Архив
История
Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве
Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
4 класс4 класс
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цель: прививать любовь к родному языку.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование: песочные часы, конверты с заданиями, на игровых столах — листочки бумаги, ручки и карандаши,
Учащиеся делятся на 4 команды. Дети выбирают капитана.
Нашу игру будет оценивать компетентное жюри: наши уважаемые учителя.
Как здорово, что все вы здесь сегодня собрались!
Вы видите цель, и значит – вам дорога только ввысь!
У вас в запасе знания вершины покорять!
Вы – умники и умницы. Пришла пора играть!
Проведем небольшую разминку.
— Ответьте на вопросы:
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в русском языке (6)
Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10)
Деревня, в которую убежал из дома Дядя Федор. (Простоквашино)
В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)
Средство для передвижения у Бабы Яги. (Ступа)
«Умывальников начальник и мочалок командир» (Мойдодыр)
Что за зверь был Рики-Тики-Тави? (Мангуст)
Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
А теперь начнем игру.
Выходят командиры, выбирают задание и возвращаются к команде. За правильный ответ дается 1 балл.
Конкурс «Отгадайте загадки». (Максимальное количество баллов -1)
Время – 2 мин.
«В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?» (Рябина)
«Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел.» (Рубашка)
«Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
Но чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
«Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта географическая)
Конкурс «Собери пословицы». Если объясните одну пословицу, заработаете дополнительное очко. Максимальное количество баллов – 5)
Время – 2 мин
1)
Всякий человек | на добрые дела. |
По одежке встречают, | книга растит человека. |
Жизнь дана | в деле познается. |
Испокон века | по уму провожают. |
Всякий человек в деле познается.
По одежке встречают, по уму провожают.
Жизнь дана на добрые дела.
Испокон века книга растит человека.
2)
Азбука — | лучше большого безделья. |
Сам себя губит, | к мудрости ступенька. |
Кто скоро помог, | кто других не любит. |
Маленькое дело | тот дважды помог. |
Азбука — к мудрости ступенька.
Сам себя губит, кто других не любит.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Маленькое дело лучше большого безделья.
3)
Мир строит, | а говори – научусь! |
Без труда — | страшно – не узнать. |
Не говори – не умею, | а война разрушает. |
Не знать – не страшно, | нет плода. |
Мир строит, а война разрушает.
Без труда — нет плода.
Не говори – не умею, а говори – научусь!
Не знать – не страшно, страшно – не узнать.
4)
Судят не по словам, | дороже богатства. |
Здоровье | ни одного не поймаешь. |
За двумя зайцами погонишься — | на другого не кивай. |
Всяк свою работу делай, | а по делам. |
Судят не по словам, а по делам.
Здоровье дороже богатства.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Конкурс «Шарады»
Суть шарады заключается в отгадывании слова. Для того чтобы это сделать, сначала необходимо отгадать части, из которых она состоит.
Считается, что шарады пришли к нам из античной литературы и были очень популярны в 17-18 веках в салонах. Сейчас шарады превратились в веселую детскую игру на сообразительность.
Приглашаются капитаны. (Максимальное количество баллов – 2). Время – 2 мин
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёй живем.
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено. (Дача-задача)
«Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга)
«Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь через букву И,
На тарелку лягу в праздничные дни». (Порог – пирог)
Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша-юноша)
Конкурс «Фразеологизмы» (Максимальное количество баллов -4)
1)
Как снег на голову | заниматься бесполезным, пустым делом |
Буква в букву | забыл. |
Толочь воду в ступе | очень точно, буквально (передавать, повторять,запоминать) |
Вылетело из головы | неожиданно, вдруг |
Как снег на голову – неожиданно, вдруг.
Буква в букву – очень точно, буквально (передавать, повторять, запоминать).
Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным, пустым делом.
Вылетело из головы – забыл.
2)
Водой не разольёшь | очень близко, совсем рядом. |
Держать язык за зубами | о крепкой дружбе. |
Рукой подать | молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях. |
Клевать носом | хотеть спать, засыпать. |
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе.
Держать язык за зубами — молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Рукой подать — очень близко, совсем рядом.
Клевать носом — хотеть спать, засыпать.
3)
Воды в рот набрал | никогда. |
Витать в облаках | молчит и не желает отвечать |
После дождичка в четверг | человек невнятно, непонятно говорит. |
Каша во рту | мечтать, грезить или фантазировать о чём-либо |
Воды в рот набрал — молчит и не желает отвечать.
Витать в облаках — мечтать, грезить или фантазировать о чём-либо.
После дождичка в четверг — никогда.
Каша во рту — человек невнятно, непонятно говорит.
4)
Как две капли воды | дело началось |
Лёд тронулся | наоборот. |
С ног на голову | похожи, неотличимы |
Распускать язык | не следить за своей речью, говорить лишнее. |
Как две капли воды — похожи, неотличимы.
Лёд тронулся — дело началось.
С ног на голову — наоборот.
Распускать язык — не следить за своей речью, говорить лишнее.
Конкурс «Сказки» (Максимальное количество баллов-3)
1 блок
«Чья это песенка: «Битый небитого везёт, битый небитого везет»? (Лиса)
Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас)
Какой породы был пес Артемон? (Пудель)
2 блок
Сказочный персонаж, лезущий вон из шкуры . (Царевна-лягушка)
Какую рыбу пригласил в няньки к глупому мышонку Самуил Яковлевич Маршак? (Щуку)
Самый знаменитый житель Цветочного города (Незнайка)
3 блок
Какой «продукт» был нужен солдату для варки сказочных щей? (Топор)
У какой сказочной героини во лбу горела звезда? (Царевна-лебедь)
Из чего сделан сказочный стойкий солдатик? (Олово)
4 блок
Какой приятель Незнайки носит такое же имя, как и кондитерское изделие? (Пончик)
В какой сказке хитрый обманщик сумел изменить свой голос? («Волк и семеро козлят»)
Профессия отца трех сыновей в сказке «Кот в сапогах» (Мельник)
Конкурс «Узнай стихотворение». Подготовь выразительное чтение отрывка.
Вспомни недостающие слова в четверостишиях. Максимальное количество баллов – 2 + 1 балл (за выразит. чтение)
1 блок
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно ………. (улыбнулась)
*****
2. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне……. (очи он)
2 блок
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, …………. (что оконца)
***
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем ………….. (минутном торжестве)
3 блок
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям ……… (барабанит)
****
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен ………….. (и велик)
4 блок
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый ………. . (терем свой)
****
Весна, весна! Как высоко!
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают ……….. (облака)
Конкурс «Словообразование». Максимальное количество баллов – 1.
Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”,
суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. (Расписка)
Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”,
суффикс в слове “сказка”, окончание в слове “рыба”. (Завязка)
Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”,
суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. (Подснежник)
Его корень в слове “молодой”, суффикс в слове “косцы”,
окончание в слове “травы”. (Молодцы)
Это был последний конкурс. Пришла пора подвести итоги нашей игры.
Слово жюри.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2018.
Шаульская Н.А. 2500 вопросов для школьных викторин.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
https://zagadky.net/zagadki_na_r/6
Пословицы и поговорки на букву «К»
https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/sharady-dlja-detei.html
https://vse-frazi.ru/samorazvitie/frazeologizmy-primery.html
https://urok.1sept.ru/статьи/519523/
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/107337-proverochnaya-rabota-poeticheskaya-tetrad-4-klass.html
16
Сколько букв и звуков должны знать маленькие дети и к какому сроку?
Хватит учить букву в неделю — последнее предложение из серии Not This But That под редакцией Эллин Кин и Нелл Дьюк. В этой новой книге ранний исследователь грамотности доктор Уильям Тил утверждает, что знание алфавита — это больше, чем распознавание букв, и определяет основанные на исследованиях принципы эффективного обучения алфавиту. Тренер по обучению грамоте Ребекка Маккей воплощает эти принципы в жизнь с помощью целенаправленных практик, которые побуждают детей создавать личность с помощью печати.
В сегодняшнем посте, адаптированном из книги, Уильям Тил рассказывает, как дети изучают алфавит и как различаются звуковые стандарты в разных странах.
Уильям Тил
Этот вопрос становится важным в свете различных стандартов знания алфавита, которые могут быть найдены для дошкольников:
- Аляска, Алабама, Аризона, Южная Дакота — не менее 10 букв
- Индиана — 13 прописных букв
- The Head Start Outcomes Framework — «Определяет не менее 10 букв алфавита, особенно в собственном имени»
- Первые показатели эффективности для раннего чтения — от 16 до 19 букв.
Вы поняли — стандарты знания алфавита значительно различаются. Что говорят исследования о том, какими должны быть стандарты? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа, отчасти потому, что сам вопрос многогранен: скольких считать не подверженными риску? Чтобы быть успешным в чтении в третьем классе? В первом классе? И так далее… Дело также в том, что лишь немногие исследования напрямую обращались к этому вопросу. Лучший индикатор, который у нас есть на сегодняшний день, получен из исследования, проведенного Piasta, Petscher и Justice (2012). Они исследовали диагностическую эффективность различных стандартов наименования букв верхнего и нижнего регистра для 371 дошкольника, и один конкретный вопрос в исследовании был направлен на определение «оптимальных ориентиров». Результаты показали, что критерий конца дошкольного/начала детского сада из десяти букв был достаточным для определения отрицательной предсказательной силы (подавляющее большинство детей, достигших этого эталона, не подвергались бы риску низкого уровня грамотности в 1-м классе), но также и то, что оптимальными контрольными точками были восемнадцать прописных букв и пятнадцать строчных букв при рассмотрении трех результатов грамотности более поздних классов: идентификации букв и слов, правописания и понимания отрывков. Так, Пиаста, Петшер и Джастис (2012) выступают за установление более высоких ориентиров в конце дошкольного образования, чем те, которые обычно фигурируют в государственных стандартах раннего обучения или стандартах Head Start.
Общие выводы, основанные на исследовании того, как маленькие дети учат алфавит, представлены на рисунке ниже.
♦ ♦ ♦ ♦
Уильям Тил — профессор, научный сотрудник университета и директор Центра грамотности Иллинойского университета в Чикаго. Его работа сыграла центральную роль в выдвижении концепции зарождающейся грамотности, и за последние 35 лет он широко публиковался в этой области.
Бывший учитель года в Алабаме, Ребекка Маккей, номер — тренер по обучению грамоте, консультант учителей Национального проекта письма, бывший тренер преподавателей Алабамской инициативы по чтению и национальный докладчик по различным темам грамотности.
Темы: Дошкольное образование, Больше не нужно учить букву в неделю, Не то, а то, Изучение фонетики слов, Уильям Тил, Понимание, языковые искусства, Ребекка Маккей, Написание
Популярные посты
Твиты от Heinemann Publishing
Проверенный способ обучения буквам, которые заставят вашего ребенка читать быстрее!
Я помню, как только что закончил колледж и собирался начать преподавать в своем первом классе. Это была должность воспитателя в детском саду, и я была так взволнована, когда учила алфавиту этих маленьких манчкинов. Я села в своем классе, просматривая учебную программу, и почесала затылок в явном замешательстве, которое разрушило мои планы на первую неделю в качестве воспитателя первого года обучения в детском саду. Подождите… вы же не должны учить алфавит в алфавитном порядке?
Нет.
Так в каком порядке вы учите буквы алфавита? Прочитав этот пост, вы:
- Поймете, почему не следует учить в алфавитном порядке
- Поймете, почему порядок обучения буквам так важен
- Ответите на вопрос… прописные или строчные?
- Узнайте точный порядок обучения буквам, которые заставят вашего ребенка читать быстрее
Этот пост может содержать партнерские ссылки . Я рекомендую только те продукты, которыми лично пользуюсь, которым доверяю и которые люблю и думаю, что они понравятся и вам! Использование этих ссылок дает мне небольшую комиссию и помогает поддерживать этот блог, но без дополнительной платы для вас . Чтобы узнать больше, прочитайте мою политику страницу.
Почему нельзя учить алфавит в алфавитном порядке
При обучении алфавиту по порядку большое внимание уделяется начальным буквам. Это, вероятно, будут те, которые ваш ребенок увидит и запомнит больше всего, так как эта Алфавитная песенка такая запоминающаяся. =)
Почему это проблема? Некоторые из этих начальных букв не являются наиболее часто используемыми буквами, которые ваш ребенок встретит в тексте. Сосредоточьтесь на буквах, которые наиболее часто встречаются в начальных словах, которые ваш ребенок выучит . Подумайте о словах in, at, it, am, I и т. д. Только одна из этих букв входит в первые пять букв алфавита!
Еще одна причина, по которой нельзя учить алфавит по порядку, заключается в том, что исследования показывают, что детей чаще вспоминают название буквы, чем звук, который она издает (источник). Это очень затрудняет начало обучения расшифровке слов, потому что эти дети не могут вспомнить эти звуки букв, чтобы в конечном итоге соединить слова вместе.
Узнайте о других ошибках, которые вы можете совершать при обучении алфавиту.
Почему вас должно волновать, в каком порядке учить буквы?
Существует причина того, в каком порядке учить буквы.
Сначала вы хотите выучить буквы, которые чаще всего встречаются в книгах для начинающих. Это потому, что вы хотите, чтобы ваш ребенок на самом деле применял то, чему вы его учите, когда вы этому учите!
Помните, что вы учите своего ребенка алфавиту только для того, чтобы помочь ему читать. Так почему же вы не хотите, чтобы ваш ребенок практиковал свои знания букв, читая простые слова в этих книгах для начинающих?
Узнайте больше
Это также причина, по которой вы хотите убедиться, что вы учите названия букв и звуки вместе. Подумайте об этом… они обозначают символ буквенным названием и узнают, что он говорит по звуку. Это все равно, что учить ребенка узнавать корову и знать, что она говорит «му-у».
Прописные или строчные буквы?
Да, когда дело доходит до распознавания букв, важно знать и понимать все 52 буквенных символа (как прописных, так и строчных).
Но если бы мне нужно было абсолютно выбрать один набор, чтобы сосредоточиться на 𝘧𝘪𝘳𝘴𝘵?
НИЖНИЙ РЕГИСТР!!
Когда вы открываете книгу, любую книгу, какие буквы вы видите чаще всего? Нижний регистр.
Соотношение между частотой прописных и строчных букв в книге не оставляет мне вопроса, на какой тип буквы я должен тратить большую часть своей энергии при работе с ребенком.
С чего начать
Есть определенная предварительная работа, которую я считаю важным представить, прежде чем вы начнете углубляться в мой конкретный порядок обучения буквам.
Имя вашего ребенка
Во-первых, вы хотите научить своего ребенка буквам в его имени. Имя вашего ребенка — это что-то особенное и важное для него… это все его .
Дети обожают свое имя, поэтому выучить сначала буквы своего имени — это отличный способ пробудить интерес к буквам и печатным текстам.
Вашему ребенку понравятся буквы в его имени, и он начнет узнавать их в любом месте. Поощряйте это как можно больше, так как это отличный признак их мотивации к печати!
Воздействие
Прежде чем приступить к обучению буквам и звукам, вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно информации о буквах и печатных буквах.
Создайте среду, богатую грамотностью, разместив магнитные буквы и буквы в ванне, доступные для игры. Воспользуйтесь этой тенденцией декора, когда буквы и слова отображаются на стенах вашего дома.
Включите буквы в текущую игру вашего ребенка и воспользуйтесь возможностью поговорить о буквах, пока ваш ребенок играет. Это может звучать примерно так: «Ты поставил букву Т в свою машину? Куда это идет?
В каком порядке учить буквы
У меня есть особый порядок, в котором я преподаю буквы, и он представляет собой комбинацию двух методов: метода SATPIN и метода IMSE.
Оба метода основаны на исследованиях и обоснованы приказами. Я обнаружил, что эта комбинация была волшебной со студентами и семьями, с которыми я работаю. Давайте начнем и выучим этот волшебный порядок обучения буквам!
s-a-t-p-i-n
Сначала начните с s, a, t, p, i, n. Эта комбинация букв идеально подходит для ознакомления с названиями букв и звуками, а затем для ПРИМЕНЕНИЯ того, чему вы учите.
Эти буквы также составляют наиболее часто встречающиеся слова, встречающиеся у начинающих читателей.
Таким образом, когда ваш ребенок начнет применять свои знания о буквах и звуках, он сможет быстрее начать читать простые слова …в этом все дело!
c-o-d-g-m-k
Следующая группа букв помогает поддержать первую группу. Они не обязательно находятся в большом количестве слов, которые можно найти у этих начинающих читателей по сравнению с этой первой группой букв, но, добавляя эти буквы рядом, ваш ребенок сможет начать писать еще более простые CVC (согласная-гласная-согласная). слова.
Это также поможет вашему ребенку с некоторыми более сложными возможностями декодирования, потому что вы добавляете гораздо больше согласных, но только на одну гласную больше.
Это открывает намного больше слов, но дает большое разнообразие слов, которые ваш ребенок может затем начать читать, не перегружая.
e-r-u-b-h-f-l
Этот следующий набор букв дает вашему ребенку остальные гласные, помогая ему опираться на то, что он уже выучил с предыдущими буквами.
Будьте осторожны, вводя звук буквы «е». Может быть сложно различить /e/ и /i/ во многих словах. Будьте очень четкими, произнося звуки, чтобы ваш ребенок мог слышать эти различия.
j-w-v-x-y-z-q
Эти последние буквы встречаются в словах реже всего.
Но это не делает их менее важными! По-прежнему уделяйте этим ребятам ту же любовь и внимание, что и предыдущим наборам букв, и убедитесь, что вы практикуете их в контексте с расшифровкой и смешиванием так же много.
Часто эти буквы прочитываются в спешке, потому что они не являются высокочастотными буквами, из-за чего дети борются и путают звуки своих букв, когда они на самом деле встречают их в книге.