Дислексия: симптомы, причины, лечение заболевания
Логопед
Братанова
Ольга Александровна
Стаж 31 год
Врач-логопед
Записаться на прием
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т. д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
- нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:
+7 (495) 775-73-60
Диктанты 1 класс по Русскому Языку
Категория «Диктанты»
Диктант «Бобры»
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. Объём слов: 21
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 1 четверть
Задание
- 52 514
Категория «Диктанты»
Диктант «В деревне»
Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тётей Настей доили коров. У дедушки Матвея ели мёд. Хорошо отдыхали ребята! Объём слов: 29
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть / Заглавная буква в словах
Задание
- 41 393
Категория «Диктанты»
Диктант «В лесу»
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это же рыжая елка! Объём слов: 26
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть / Мягкий знак
Задание
- 17 499
Категория «Диктанты»
Диктант «В лесу»
Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши. Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки. Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лукошки рыжиков. Объём слов: 35
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЖИ-ШИ
Задание
- 28 691
Категория «Диктанты»
Диктант «В лесу»
Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнездышке птенцы. Они пищат, пищу просят. Объём слов: 22
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЧА-ЩА / ЧУ-ЩУ
Задание
- 11 581
Категория «Диктанты»
Диктант «В лесу»
Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт? Объём слов: 30
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть
Задание
- 7 629
Категория «Диктанты»
Диктант «В парке»
Пришла зима. Ребята идут в парк. У Тани санки. Ваня взял лыжи. Вот и парк. Малыши катались с горки. Объём слов: 19
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 1 четверть / Предложение, слово, звук, буква
Задание
- 18 017
Категория «Диктанты»
Диктант «Вася и Рыжик»
Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Вася взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит за ним. А там уже малыши на санках. Объём слов: 25
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЖИ-ШИ
Задание
- 16 733
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Наступила весна. Стоят чудные деньки. В парках много ребят. Кругом лужи. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Объём слов: 22
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 60 280
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Вот и прошла зима. Идёт весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей. Объём слов: 25
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 1 четверть / Ударение
Задание
- 6 812
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.Объём слов: 36
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 16 090
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам. Объём слов: 39
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 7 768
Категория «Диктанты»
Диктант «Во дворе»
Ночью был сильный мороз. На воде — лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой. Объём слов: 26
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 8 843
Категория «Диктанты»
Диктант «Вот и обед»
Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед. Объём слов: 34
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть
Задание
- 5 312
Категория «Диктанты»
Диктант «Встреча»
Я забрел в чащу леса. Кусты и старые пни закрывали тропку. Зашуршала листва. Я испугался. А там был ежик. Вот так встреча! Объём слов: 22
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЧА-ЩА / ЧУ-ЩУ
Задание
- 8 756
Категория «Диктанты»
Диктант «Гроза»
У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась гроза. Дети помчались домой. Объём слов: 27
Диктанты 1 класс / Итоговые диктанты за 1 класс
Задание
- 22 926
Категория «Диктанты»
Диктант «Гроза»
Туча закрыла солнце. Перед грозой наступила тишина. Не кричат грачи. Не стучат дятлы. Не трещат сороки. Объём слов: 16
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЧА-ЩА / ЧУ-ЩУ
Задание
- 8 135
Категория «Диктанты»
Диктант «Два товарища»
Ученик Юра Чайкин решил задачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щукин. Стали решать вместе. И задача у друзей вышла. Так Слава помог товарищу. Объём слов: 23
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЧА-ЩА / ЧУ-ЩУ
Задание
- 7 762
Категория «Диктанты»
Диктант «Дежурные»
Дежурные идут в школу пораньше. Надо вымыть доску, полить цветы. Сегодня дежурят Лёня Гришин и Оля Морозова. Оля открыла окно. Лёня принёс мел. Пришла учительница Елена Васильевна. Скоро урок. Объём слов: 29
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть / Заглавная буква в словах
Задание
- 31 051
Категория «Диктанты»
Диктант «Дружная работа»
Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы. Объём слов: 27
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 8 473
Категория «Диктанты»
Диктант «Друзья»
Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока. Объём слов:19
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 5 549
Категория «Диктанты»
Диктант «Дюймовочка»
Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями. Объём слов:28
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 5 114
Категория «Диктанты»
Диктант «Дятел»
Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец Объём слов: 36
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть
Задание
- 6 205
Категория «Диктанты»
Диктант «Дятлы»
Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена. Объём слов: 23
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЧА-ЩА / ЧУ-ЩУ
Задание
- 7 527
Категория «Диктанты»
Диктант «Ёжик пропал»
У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалился. Ну и домик облюбовал себе ёжик! Объём слов: 37
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЖИ-ШИ
Задание
- 30 326
Категория «Диктанты»
Диктант «Ель»
Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега. Объём слов: 24
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 7 469
Категория «Диктанты»
Диктант «За грибами»
Пошла Катя утром за грибами. Она взяла сестру Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла сестру на руки и перешла речку. Объём слов: 24
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 4 четверть / Заглавная буква в словах
Задание
- 20 995
Категория «Диктанты»
Диктант «Зайка»
Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка. Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.Объём слов: 21
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 9 897
Категория «Диктанты»
Диктант «Заяц и лиса»
Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса.
Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.Объём слов: 23
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 5 476
Категория «Диктанты»
Диктант «Зима в лесу»
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.Объём слов: 29
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 9 651
Категория «Диктанты»
Диктант «Зима»
Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.Объём слов: 22
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 10 388
Категория «Диктанты»
Диктант «Зима»
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости! Объём слов: 25
Обозначение мягкости согласных / Мягкий знак
Задание
- 4 798
Категория «Диктанты»
Диктант «Зима»
Наступила зима. Падают крупные снежинки. Кружит ветер. Бежит по земле поземка. Все покрыл пушистый снег. Объём слов: 15
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 3 четверть / Буквосочетания ЖИ-ШИ
Задание
- 13 378
Категория «Диктанты»
Диктант «Зимний вечер»
На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет. Толя читает. Маленькая Соня слушает сказку. Кот Васька лёг спать в уголке. Объём слов: 27
Обозначение мягкости согласных / Мягкий знак
Задание
- 11 284
Категория «Диктанты»
Диктант «Зимой»
Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело.Объём слов: 28
Диктанты 1 класс / Диктанты 1 класс 2 четверть
Задание
- 14 054
Как использовать звуковую стену
Этот пост содержит партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.
Я уверен, вы слышали шумиху о звуковых стенах.
Большинство экспертов по грамотности советуют нам заменить наши стены слов звуковыми стенами.
И я согласен. 🙂
Но что такое звуковая стена и как ее использовать?
Ответы в сегодняшнем посте!
Что такое звуковая стена?
Звуковая стена — это визуальный ориентир, помогающий учащимся при чтении и правописании.
В отличие от стены слов, где слова отображаются по начальным буквам, звуковая стена отображает 44 звука речи по способу и месту артикуляции во рту.
(простой английский = Звуковая стена организует и отображает звуки речи в зависимости от того, что делает ваш рот, когда вы их произносите.)
Звуковые стены обычно содержат изображения, которые представляют, как выглядит рот при произнесении каждого звука. Якорная картинка прилагается к карточке рта.
По мере того, как учащиеся изучают различные фонетические модели, представляющие звуки, эти модели (или слова, содержащие модели) добавляются на стену.
Зачем использовать звуковую стену вместо словесной?
Традиционная стена слов отображает наиболее часто встречающиеся слова по их первой букве. Учителя направляют учащихся к стене слов, чтобы найти слова, которые они хотят составить по буквам.
Проблема в том, что у нас в английском языке 44 отдельных звука, но только 26 букв. Учащийся может искать слово «the» на стене слов, но не знать, где искать, потому что «the» не начинается со звука /t/.
Звуковая стена имеет гораздо больше смысла, потому что она начинается со ЗВУКА, а не с печати.
По мере того, как вы обучаете своих учеников использованию звуковой стены и знакомитесь с ней, они научатся использовать ее в качестве ориентира при правописании.
Примечание: изображение «иглу» было изменено на «зуд» по совету инструкторов LETRS.Три вещи, которые вам необходимо понять, чтобы эффективно использовать звуковую стену
1. Понимать разницу между фонемами и графемами.
Фонема – это звук. Мы обозначаем звуки, помещая букву или буквы между косыми чертами. Например: /s/ означает «sssss».
Важно, чтобы мы могли разбивать слова на отдельные фонемы. В слове «песок» 4 фонемы: /s/ /ă/ /n/ /d/. Слово «лиса» также имеет 4 фонемы: /f/ /ŏ/ /k/ /s/. В слове «восемь» всего 2 фонемы: /ā/ /t/.
Графемы — это буквы, используемые для обозначения фонемы. В слове «восемь» графема «восемь» используется для обозначения фонемы /ā/. Несмотря на то, что в слове 5 букв, в нем всего две фонемы.
2. Понимать гласные фонемы.
На звуковой стене 19 гласных фонем располагаются по месту артикуляции. Другими словами, они упорядочиваются по открытости челюсти и высоте/положению языка при произнесении каждой из фонем.
Примечание: изображение «иглу» было изменено на «зуд» по совету инструкторов LETRS.Гласные фонемы расположены в форме буквы V («Долина гласных»), чтобы имитировать движение вашего подбородка, когда вы произносите звуки. Обратите внимание, что ваш рот наиболее открыт, когда вы произносите краткий звук о, который находится в нижней центральной части долины гласных.
Несколько важных замечаний. Мы считаем гласные, контролируемые r, отдельными фонемами. Например, в слове «фермер» всего 4 фонемы: /ф/ /ар/ /м/ /эр/. Мы также считаем дифтонги отдельными фонемами, хотя дифтонги образуются путем объединения двух гласных в одном слоге. Например, в слове «монета» у нас 3 фонемы: /к/ /ой/ /н/.
Наконец, знаете ли вы, что шва — самый распространенный гласный звук в английском языке? Оно встречается в безударном слоге и обычно звучит как слабая версия /ŭ/, как в b 9. 0041 и нан и . Это также может звучать как /ĭ/, как cact u s.
3. Понимать согласные фонемы.
Есть еще кое-что, о чем нужно помнить, когда речь заходит о согласных фонемах.
Звуковые стены разделяют согласные фонемы на 6 категорий: смычные, аффрикаты, носовые, фрикативные, скользящие и жидкие. Каждая категория содержит как звонкие, так и глухие звуки. Звонкий звук извлекается из голосового аппарата. Приложите руку к горлу, когда произносите звук, чтобы почувствовать, звонкий он (вы почувствуете вибрацию в горле) или глухой.
В течение минуты прочитайте звуки в каждом столбце таблицы ниже. Положите руку на горло, произнося звуки вслух; обратите внимание на разницу между звонкими и глухими звуками.
Как настроить звуковую стену?
Я рекомендую выбрать две области в вашем классе, чтобы отобразить стену согласных звуков и долину гласных.
При настройке долины гласных я рекомендую начинать с центра области отображения и двигаться вверх и вниз. Таким образом, легче держать вещи в правильном порядке.
Получите звуковую стену и долину гласных для печати бесплатно!
НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ
Важное примечание!
Не устанавливайте стену согласных звуков и долину гласных полностью, если учащиеся уже не выучили все фонемы и соответствующие им графемы. Это маловероятно, если вы не преподаете в третьем классе или выше. Вместо этого используйте только те фонемы и графемы, которые учащиеся выучили в предыдущем классе.
Если вы устанавливаете звуковую стену в детский сад , стена будет пуста (или вы разместите фонемы/графемы и будете их переворачивать или «запирать», пока вы их не научите). Если вы устанавливаете звуковую стену в классе для первого класса , вы будете публиковать краткие гласные и согласные в начале года. Постепенно вы будете добавлять другие фонемы с графемами. Если вы устанавливаете звуковую стену в втором классе , у вас будут согласные, краткие гласные и много графем с длинными гласными, размещенными в начале года.
В каком порядке следует учить фонемы и графемы?Это зависит от вашего акустического объема и последовательности. Не существует идеального масштаба и последовательности, но я создал свою собственную последовательность, основанную на моем опыте и изучении. Вы можете получить его бесплатно в этом посте.
Как могут выглядеть уроки звуковой стены?ОБРАЗЕЦ УРОК № 1
При обучении правильному написанию букв вы можете следовать такой процедуре.
1. Ввести фонему и якорную картинку.
- (Поднимите карту /t/.)
- На этой картинке изображена черепаха. Что это за картина?» (ЧЕРЕПАХА)
- Первый звук в черепаха — /t//t/ /t/. Произнесите звук. (/т/)
2. Разговор о формировании звука.
- Достаньте зеркало и посмотрите на свой рот, когда произносите звук /т/».
- Что делает твой язык? Что делают твои зубы? Твои губы что-нибудь делают?
- Почувствуйте свое горло, когда произносите звук /т/. Это звонкий звук?
- Приложите руку ко рту, когда произносите /t/. Что делает воздух? (Он делает небольшую затяжку.) Мы называем звук /т/ стоп-звуком.
3. Практикуйтесь в формировании новой буквы.
- «То, как мы произносим звук /t/, это с t. Смотри, как я создаю букву «т» в воздухе».
- «А теперь давай вместе поиграем в воздухе».
4. Выучите ключевое слово для звукозаписи.
- Наше ключевое слово для написания t — ten . Какое ключевое слово? (ten)
- Когда вы пишете слово, в котором есть звук /t/, используйте t.
- Я собираюсь сказать несколько слов. Повторяйте слово за мной. Затем поднимите большой палец вверх, если слово начинается с /t/. Опустите большой палец, если это не так. (десять, тигр, собака, тостер, карандаш, черепаха, верхушка)
ПРИМЕР УРОК № 2
Когда учащиеся уже знают основную фонему и изучают новую графему, это может выглядеть так:
1. Просмотрите заголовочную карту с якорным изображением.
- Сегодня мы будем изучать написание звука /k/.
- (Поднимите карту /k/.)
- Эта картинка является ключом. Что такое картина? (KEY)
- Первый звук в клавише — /k/. Произнесите звук. (/k/)
2. Выучите новую графему и ключевое слово.
- Когда звук /k/ появляется в конце слова, его иногда пишут C-K».
- Вот наше ключевое слово для написания ck в конце слова: утка. Скажи слово.
- Если в односложном слове есть краткий гласный звук, за которым следует звук /k/, мы записываем его буквами c-k.
- Если я, например, пишу слово мешок, я могу начать с разбиения слова на фонемы. / с / / ă / / к /. Повторите фонемы слова мешок. /s/ /ă/ /k/
3. Потренируйтесь писать одно или несколько слов с новой графемой.
- Я нарисую три линии, чтобы написать слово. Я напишу по одной фонеме в каждой строке.
- S….. Какие буквы образуют звук /s/? Да. Я напишу «s» в первой строке. Аааааа. Какой буквой обозначен этот звук? Да, буква а. Я напишу это во второй строке. Теперь мы подошли к последнему звуку /k/. Вот когда мне нужно вспомнить наш новый шаблон. В конце односложного слова, когда звук /k/ следует за короткой гласной, я использую ck для написания звука /k/. Я напишу ck в последней строке. Как пишется мешок ? С-А-С-К
4. Если позволяет время, выполняйте диктант.
- Мы собираемся написать слово ВЫБОР. Что это за слово? (PICK)
- Давайте посчитаем звуки в слове pick. /p/ /i/ /k/
- Сколько звуков? (3) Нарисуйте на бумаге три маленькие линии, по одной на каждый звук.
- Какой первый звук? Какой буквой обозначен этот звук?
- Какой второй звук? Какой буквой обозначен этот звук?
- Какой финальный звук? Что вы напишете, чтобы представить этот звук?
Если вы чем-то похожи на меня, вы возвели стену слов и почти забыли об этом.
Мы не хотим, чтобы это случилось с нашими звуковыми стенами!
В дополнение к регулярным последовательным урокам звуковой стены (даже 5 минут в день полезно!), дайте своим ученикам их собственные портативные звуковые стены, которые они будут использовать в качестве справочного материала.
Возможно, им понравится выделять ключевые слова, когда вы добавляете их к большой звуковой стене и долине гласных.
На самом деле, вы можете БЕСПЛАТНО скачать портативные звуковые стены (на фото выше) в конце этого поста!
После того, как вы подпишетесь на бесплатную подписку, вы узнаете, как получить ПОЛНЫЙ набор печатных материалов для звуковых стен.
П.С. Если вы нервничаете по поводу использования звуковой стены или не уверены, что сделаете это правильно, отбросьте свои страхи и просто НАЧНИТЕ. Нам всем нужно с чего-то начинать, и я думаю, вы будете поражены тем, как скоро у вас это получится!
Получите бесплатную портативную звуковую стену и долину гласных!
НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ
Посмотрите остальные наши акустические серии!
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Студенты будут практиковаться в определении и формировании букв, сопоставлении прописных и строчных букв и определении начальных звуков.
Учебные решения: диграфы «ар» и «или»
Хорошо, это слишком длинно, чтобы называться «лакомым кусочком». На самом деле это обоснование обращения с сочетаниями букв «ar» и «or» как диграфами для звуков /ar/ и /or/ соответственно и, вероятно, представляет интерес только для людей, вовлеченных в особенности разработки учебных программ. Если это не вы, вы, вероятно, получите больше от следующего Tidbit , Что такое гласные звуки?.
Проблема
У разработчиков учебных программ есть выбор, когда они сталкиваются с написанием «ar», как в p ar t и «или» как в c или d . Лингвисты правильно утверждают, что буквы «ar» в части представляют два разных звука, которые смешиваются вместе, чтобы получить то, что программа OnTrack Reading Phonics Program называет одним звуком /ar/. Точно так же звук /или/, которому обучают в программе, также на самом деле состоит из двух смешанных звуков, но преподается как один звук.
Проблема возникает, если учесть, что эти два звука — это в каждом случае, а также то, что они , а не . В случае части , если звук /ar/ разделить на два звука, эти звуки становятся /o/ (как в слове «горячо») и /r/ (как в слове «бег»). В случае со шнуром , если звук /или/ сегментируется, два звука становятся /oe/ (как в toe) и /r/ (как в run). / и /или/ или просто тренируются распознавать один звук?» Доводы в пользу обращения с написаниями «ar» и «or» как с орграфами для одного звука весьма убедительны, если учесть различные последствия иных действий.
Чтение орграфа «ar»
Рассмотрим сначала случай орграфа «ar» и связанного с ним звука /ar/, давайте рассмотрим этот вопрос как с точки зрения чтения, так и с точки зрения правописания. При чтении незнакомого слова лучше обучать ребенка распознавать «ar» как диграф (точно так же, как его обучают распознавать другие диграфы, такие как «sh», «oe» и «ph»), или нет? Если он , а не так обучен, то он увидит букву «а» и попытается присвоить ей звук, и тут возникает первая проблема.
Когда следует буква «р», буква «а» никогда не представляет первый гласный звук или краткий звук. В односложных словах он почти всегда представляет третий гласный звук, то есть звук /о/ в хочу . Таким образом, выбор становится одним из двух: просто сказать маленькому ребенку, что «ар» — это диграф, который следует произносить как /ар/, или подождать, чтобы ввести односложные слова с написанием «ар», пока учебный план не достигнет точки, где третий Гласный звук в букве «а» перекрыт. Первый подход намного проще и, что более важно, он работает.
Кроме того, когда «ar» рассматривается как диграф для звука /ar/, все, что нужно, когда вводится слово war , это объяснить, что диграф «ar» может представлять второй звук, /или/ , одним словом. Альтернативой, если вы ее обдумаете, будет попытка объяснить, что буква «а» представляет собой звук /оэ/ (как в слове ноль), если ребенка учили разделять и /ар/, и /или/ на два звука каждый. .
Кроме того, позже ребенок встретит такие слова, как доллар и волшебник , где написание «ar» имеет в качестве диграфа, потому что /er/ определенно лучше всего учить как один звук (хотя лингвистически их на самом деле два). И, наконец, такие слова, как и и родитель войдет в учебную программу, и в этот момент ребенку можно будет сказать, что орграф ar представляет /err/ (как в слове веселый). Однако здесь необходимо учитывать местные диалекты do .
Подводя итоги, можно сказать ребенку, что орграф «ар» обозначает звуки /ар/ (парк), /или/ (тепло), /эр/ (опасность) и /эрр/ (редкий) до тех пор, пока поскольку варианты вводятся систематически, в то время как другой путь приводит к полной путанице по следующим причинам:
1. Никогда не стоит пробовать использовать звук /а/ при встрече с «ар» в слове, но это именно то поведение, которое в большинстве случаев тренируется в начальной программе обучения.
2. Потребуется сказать ребенку, что буква «а» представляет /oe/ в таких словах, как война и тепло .
3. Это потребовало бы слишком быстрого введения звука /о/ для буквы «а» или игнорирования большинства односложных слов с написанием «ар» в большей части начальной учебной программы.
4. В большинстве слов потребуется трактовать «ar» как два звука (и при этом путать звуки), но затем рассматривать «ar» как орграф, когда он представляет /er/ в долларах и подобных словах.
Написание звука /ар/
Звук /ар/ почти всегда пишется с буквами «ар». Исключения, как правило, составляют такие слова, как , обугленный и , спарринг , где конечная согласная удваивается перед суффиксом.
Но что произойдет, если маленького ребенка научили слышит (идентифицирует) два звука, когда он слышит /ар/ в слове, и эти два звука — /о/ и /р/ соответственно. Не требуется много усилий для того, чтобы читатели (и орфографы) с трудом поняли, что получится на кончике карандаша, когда такой ребенок попытается написать слово , часть , используя четыре звука. Он будет произносить /п/…/о/…/р/…/т/ (потому что это звуки, которые его учили слышать, и когда он доходит до звука /о/, почти наверняка буква « о» появится на бумаге так же, как это происходит, когда он пишет другие слова со звуками /о/, например, 9. 0126 горячий и выстрелил .
На самом деле, единственный способ удержать его от этого — приучить его к тому, что если звук /r/ будет следующим, он должен использовать вместо него букву «а». Другими словами, он должен начать думать о том, что оба звука работают вместе. Что ж, если это так, то зачем вообще обучать его разделять их, особенно когда это вызывает все сложности, о которых говорилось выше?
Чтение диграфа «или»
Ребенка обучают слышать (идентифицировать) два звука в слове 9Как следствие, 0126 или (/oe/+/r/) также будут обучены просматривать написание каждого звука отдельно, а не искать диграф «или». Когда он прочитает такое слово, как вместо , он увидит букву «f», скажем /f/, затем букву «o», скажем /o/ (как в горячем) и, наконец, букву «r» и скажем / р/. Когда он смешает результат, он обязательно получит слово far . Практически единственным способом предотвратить этот результат является заставить ребенка одновременно видеть букву «р», а затем понять либо явное, либо неявное правило, согласно которому «когда за буквой «о» следует буква «р», вы говорите /oe/, а не /o/».
Гораздо проще просто научить ребенка определять «или» как диграф и произносить звук /или/. Кроме того, когда «или» не является звуком /или/, он в любом случае представляет только один звук, звук /эр/ в таких словах, как работа , стоит и матрос , поэтому в этих случаях он будет идентифицировать его. в любом случае как орграф.
Написание звука /или/
Осложнения возникают независимо от того, какой выбор сделан, главным образом потому, что, в отличие от звука /ар/, где написание почти всегда одинаково, мы произносим звук /или/ по-разному. ( f или , o r e , oa r, пол пол и 9012 6 p наш , чтобы процитировать большинство из них.)
The OnTrack Reading Phonics Программа подходит к этому, рассматривая «или» как диграф для /или/ или /er/ при чтении, а затем заставляя ребенка сосредоточиться на написании звука /oe/ во всех других вариантах написания /or/. Это достигается за счет того, что первое знакомство с такими словами, как весло , ore и pour встречаются во время урока, когда изучают правописание звука /oe/.
Здесь важно отметить, что почти каждый ребенок, которому однажды показали, что орграф «oa» представляет звук /oe/, может прочитать такие слова, как весло и доска , смешивая /oe/ и /r. / звучит вместе. Другими словами, они могут 90 126 прочитать 90 127 слов, если знают написание /oe/.
Что касается написания всех этих вариаций звука /oe/, они знакомятся с написанием таким образом, что это подчеркивает различия, и они осознают, что при написании звука /or/ у них есть несколько вариантов, которые следует учитывать, или Другими словами, им нужно сознательно замечать различные варианты написания, когда они изучают новые слова со звуками / или / в них, если они хотят правильно писать их. Как правило, это не было проблемой при рассмотрении звука / ar /, так как он обычно пишется просто «ar».
Заключение
Почему это важно? Что ж, предполагая, что вы видите логику, представленную выше, и согласны с ней, один из способов определить, следует ли вам пройти конкретную программу фонетики, — это быстро проверить и посмотреть, как преподаются такие слова, как часть и шнур . Если учебная программа предписывает вам учить «ар» и «или» как диграфы, она, скорее всего, будет более «ориентированной на детей», чем та, которая разделяет написание «ар» и «или» на два звука каждое. В то время как второй учебный план может быть лингвистически правильным, первый, скорее всего, был протестирован в полевых условиях и показал свою эффективность.
Интересно, что две учебные программы, на которых основана программа OnTrack Reading Phonics Program , различаются в этом отношении. Ромальда Сполдинг в книге «Путь письма к чтению» трактует «ar» и «or» как диграфы, тогда как Reading Reflex разделяет /ar/ и /or/ на два звука каждый.