Как объяснить ребенку состав числа?
Современная программа обучения в школе задает для будущих первоклассников достаточно высокую планку. Придя в школу, ребенок уже должен иметь определенный багаж знаний и навыков, одним из которых является понимание состава числа.
Состав числа – это возможность раскладывать числа от 1 до 10 на два меньших числа. Этот навык заложит фундамент, благодаря которому ребенку в будущем будет легче осваивать математику, например, сложение и вычитание. Если уделять время занятиям и постепенно осваивать эту тему, то результат не заставит себя ждать. А математические тренажеры помогут в усвоении новых знаний.
Чтобы ребенок мог успешно освоить эту тему, он уже должен узнавать графические образы цифр, уметь считать от 1 до 10 и, желательно, от 10 до 1 в обратном порядке. Также плюсом будет возможность самостоятельной записи ребенком цифр. Подходящий возраст для занятий по составу числа – от 6 лет, но иногда можно начинать изучать состав небольших чисел и раньше.
Состав числа в пределах 10
Засели домик цифрами
Состав числа в пределах 20
Для чтобы осваивать состав числа ребенку было интересно и увлекательно, можно воспользоваться проверенными методами и упражнениями. Например, числовые карточки. На них изображено число и предметы, количество которых ему соответствует. Они наглядно иллюстрируют состав чисел, поэтому рекомендуем начать знакомство с темой с них.
Объяснять ребенку основы сложения можно помощью подручных предметов – пуговиц, камушков, конфет и т.д. Пригодятся здесь и числовые карточки: например, на одной из них изображено 1 яблоко, а на другой – 2 апельсина. Если сложить их вместе, то сколько фруктов получится? Ребенок посчитает все фрукты и назовет сумму, постепенно запоминая результаты сложения разных чисел.
Когда ребенок начнет понимать, как складывать предметы, можно перейти к разбору состава числа. Родитель говорит, сколько предметов должно получиться в итоге, начиная с маленьких чисел, а потом помогает ребенку собрать необходимое количество. Например, нужно собрать 4 банана. Берем карточку с изображением одного банана и спрашиваем, сколько еще нужно собрать. Затем добавляем карточку с двумя бананами и повторяем вопрос. Так вместе с ребенком вы переберете разные комбинации и освоите базовые составы числа.
Постепенно переходите к большим числам, где вариативность комбинаций увеличивается. Многократное проведение такого упражнения поможет закрепить в памяти состав числа и ребенок сможет легко его воспроизводить. Потом можно поупражняться таким же методом в вычитании. Взять несколько карточек например, 1 яблоко, 3 яблока и 4 яблока. Спросить у ребенка, сколько яблок на всех этих карточках. И спросить, какую карточку нужно убрать, чтобы получилось 7 яблок.
Для закрепления темы хорошо подойдут числовые домики – это следующий этап освоения состава чисел. Домик, где живут цифры, имеет несколько этажей с двумя окошками на каждом. На крыше находится число, которое разбивается на два числа-соседа на каждом этаже. Количество этажей зависит от количества возможных комбинаций, на которые можно разложить требуемое число.
Можно нарисовать такой домик самостоятельно. Например, для числа 4 будет 2 этажа: на одном числа-соседи – 2 и 2, на втором – 1 и 3. А можно воспользоваться готовыми числовыми домиками, где ребенку нужно будет только найти подходящие цифры соседи.
Начинать можно с первого или последнего этажа. Если у ребенка поначалу задание вызовет трудности, можно помочь ему, заполнив некоторые этажи. Позже можно объяснить секрет домика: переходя на этаж число становится на 1 больше или меньше.
После усвоения состава чисел до 10, можно переходить ко второму десятку, если ребенок уже его знает. Тренажер состав чисел в пределах 20 поможет ему поупражняться.
При занятиях с ребенком важно помнить, что успех складывается из регулярности и поддержки. Хвалите его за успешные решения, это отлично мотивирует! Поддерживайте в трудных моментах и относитесь с пониманием к ошибкам. Так, небольшими шажочками и с вашей поддержкой, тема «Состав числа» будет успешно освоена ребенком.
Математика — Начальные классы — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Изучение состава числа
Когда ребенок понимает состав числа, он понимает, что числа состоят из других чисел.
Так, например, 5 состоит из «пяти единиц», или из «1 и 4», или из «2 и 3».
Символы CBeebies Numberblocks демонстрируют это своей способностью разделяться на другие символы, как показано в этом клипе:
Понимание состава числа имеет основополагающее значение для понимания структуры отношений часть-часть-целое, которые могут быть представлены с помощью модели часть-часть-целое, как показано ниже:
Если 5 разделить на 3 и 2, то 3 будет частью, 2 будет частью, а 5 будет целым.
Концепция композиции позволяет детям развивать беглость с числовыми связями — не только числовыми связями 10, но и все число облигаций внутри числа. Итак, вернемся к примеру с числом 5: числовые связи числа 5: 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3.
Понимание состава также поддерживает понимание коммутативности: если вы узнали, что 2+3=5, то вы также знаете, что 3+2=5 без необходимости заучивать это как новый факт.
Композиция также имеет решающее значение для понимания сложения и вычитания и их обратных отношений. Для тех, кто понимает состав числа, помните, что 2 + 3 = 5 и 5-2 = 3, и то, как соотносятся эти два факта, — это не столько повторение и запоминание, сколько применение структурного понимания. Когда мы складываем, мы составляем: когда мы вычитаем, мы разлагаем.
В рамках программы NCETM/Maths Hubs Mastering Number, занятия предназначены для понимания состава числа для детей в приемной, 1-го и 2-го классов. рекомендуется «субитизировать» (см. без подсчета) меньшие числа «внутри» больших чисел.
Что ты видишь? Может 4 в квадрате, а нечетная 1?
Что вы видите, если они окрашены в такой цвет? Вероятно, 2 и 3.
Детей можно попросить сказать: «Я знаю, что это 5, потому что я вижу 3 красные точки и 2 черные точки».
Различное расположение цветных точек в венгерских числовых рамках помогает развивать распознавание различных конфигураций 3 и 2 и, следовательно, 5.
Перемещение птиц между разными проводами позволяет детям увидеть, что разные пары чисел составляют 5.
Для чисел от 5 до 10 детям предлагается, опять же с помощью используемых представлений, увидеть структуру «5 с небольшим». Понимание чисел по отношению к 5 и 10 важно для разработки эффективных стратегий расчета. Так что увидеть 5 (и немного) в 6, 7, 8 и 9 особенно полезно.
Помимо определения того, что 5 является частью чисел 6,7,8 и 9, другие связи этих чисел также исследуются отдельно.
Различные представления 6 используются для демонстрации различных композиций 6: «5 и немного», а также «3 и 3» или «2 и 2 и 2».
Рисунок кубика подчеркивает «3 и 3»:
Сетка из 9 позволяет переместить одиночные фишки из знакомой схемы игры в кости, чтобы увидеть, что у нас все еще есть 6. Исследуются различные способы деления чисел в пределах 6 для составления 6.
Использование ящика для яиц позволяет разделить яйца на коричневые и белые и использовать истории о яйцекладке, чтобы увидеть разные числа в пределах 6.
Более подробная информация о композиции, в том числе идеи для занятий, графики прогресса, типичные ошибки и то, на что следует обращать внимание при работе с маленькими детьми, содержится на странице «Композиция для детей младшего возраста». Вас также могут заинтересовать другие статьи из этого набора: «Количественность и числовой смысл» и «Обучение порядкового порядка — больше, чем просто первая, вторая и третья».
NCETM и Maths Hubs рассматривают программу освоения чисел на 2022/23 год. Если вы заинтересованы в участии, пожалуйста, заполните Форму выражения заинтересованности.
Статистическая реакция состава средней атмосферы на солнечные протонные события в моделировании WACCM-D: важность химии нижних слоев ионосферы -М., и Plane, J. M. C.: WACCM-D – улучшенное моделирование азотной кислоты и активных хлора при осаждении энергичных частиц // J. Geophys. рез.-атмосфер., 121, 10328–10341, https://doi.org/10.1002/2015JD024173, 2016. а, б, в, г, д, е, ж, з, и
Калисто М., Усоскин И. и Розанов Э.: Влияние Кэррингтоновское событие на химию атмосферы, температуру и динамику: исправлено, Окружающая среда. Рез. Лет., 8, 045010, https://doi.org/10.1088/1748-9326/8/4/045010, 2013. a
Дамиани, А., Функе, Б., Марш, Д. Р., Лопес-Пуэртас, М., Санти, М. Л., Фройдево, Л., Ван, С., Джекман, С. Х., фон Кларманн, Т., Гардини, А., Кордеро, Р. Р., и Сторини, М.: Влияние солнечных протонных явлений в январе 2005 г. на виды хлора, Atmos. хим. физ., 12, 4159–4179, https://doi.org/10.5194/acp-12-4159-2012, 2012. a
Дентон М. Х., Киви Р., Улич Т., Клилверд М. А., Роджер С. Дж. и фон дер Гатен, П.: Истощение стратосферного озона в северном полушарии, вызванное солнечными лучами. протонные события: роль полярного вихря // Геофиз. Рез. лат., 45, 2115–2124, 2018. a, b
Функе Б., Баумгертнер А., Калисто М., Егорова Т., Джекман С. Х., Кизер Дж., Криволуцкий А., Лопес-Пуэртас М., Марш Д.Р., Реддманн Т., Розанов Э., Салми С.-М., Зиннхубер М., Стиллер Г.П., Верронен П.Т., Версик С., фон Кларманн Т., Вьюшкова Т. Ю., Витерс Н. и Виссинг Дж. М.: Изменения состава после солнечного протонного события «Хэллоуин»: модель осаждения частиц высокой энергии в атмосфере (HEPPA) и исследование взаимного сравнения данных MIPAS, Atmos. хим. физ., 11, 9089–9139, https://doi.org/10.5194/acp-11-9089-2011, 2011. a, b, c, d
Хейно, Э., Верронен, П. Т., Керо, А., Калакоски, Н., и Партами, Н.: Космический поглощение шума во время солнечных протонных событий в WACCM-D и риометре наблюдения, J. Geophys. Рез.-Космос, 124, 1361–1376, https://doi.org/10.1029/2018JA026192, 2019. a
Джекман С. Х., МакПитерс Р. Д., Лабоу Г. Дж., Флеминг Э. Л., Прадерас С. Дж., и Рассел, Дж. М.: Атмосферные эффекты в северном полушарии из-за июльского 2000 солнечных протонных событий, Геофиз. Рез. Lett., 28, 2883–2886, 2001. a
Джекман, С. Х., ДеЛэнд, М. Т., Лабоу, Г. Дж., Флеминг, Э. Л., Вайзенштейн, Д. К., Ко, М. К. В., Синнхубер, М., и Рассел, Дж. М.: Нейтральная атмосферная влияние солнечных протонных событий в октябре–ноябре 2003 г., J. Geophys. Res., 110, A09S27, https://doi.org/10.1029/2004JA010888, 2005. a
Джекман С. Х., Робл Р. Г. и Флеминг Э. Л.: Динамика мезосферы изменения, вызванные солнечными протонными событиями в октябре–ноябре 2003 г., Геофиз. Рез. Письма, 34, L04812, https://doi.org/10.1029/2006GL028328, 2007. a
Джекман, С. Х., Марш, Д. Р., Витт, Ф. М., Гарсия, Р. Р., Флеминг, Э. Л., Лабоу, Г. Дж., Рэндалл, С. Э., Лопес-Пуэртас, М., Функе, Б., фон Кларманн , Т. , и Стиллер, Г. П.: Краткосрочные и среднесрочные атмосферные составляющие эффекты очень крупных солнечных протонных событий, Atmos. хим. Phys., 8, 765–785, https://doi.org/10.5194/acp-8-765-2008, 2008. a, b, c, d, e
Jackman, C.H., Marsh, D.R., Vitt, Ф. М., Робле, Р. Г., Рэндалл, К. Э., Бернат, П. Ф., Функе, Б., Лопес-Пуэртас, М., Версик, С., Стиллер, Г. П., Тылка, А. Дж., и Флеминг, Э. Л.: Атмосферное влияние северного полушария солнечные протонные события и повышение уровня земли в январе 2005 г., Атмос. хим. Phys., 11, 6153–6166, https://doi.org/10.5194/acp-11-6153-2011, 2011. a, b, c, d
Джекман, С. Х., Рэндалл, К. Э., Харви, В. Л., Ван, С., Флеминг, Э. Л., Лопес-Пуэртас, М., Функе , Б., и Бернат, П.Ф.: Изменения средней атмосферы, вызванные солнечными протонными событиями в январе и марте 2012 г., Atmos. хим. Phys., 14, 1025–1038, https://doi.org/10.5194/acp-14-1025-2014, 2014. a
Lamarque, J.-F., Emmons, L.K., Hess, P.G., Kinnison, Д. Э., Тилмс С., Витт Ф. , Хилд С. Л., Холланд Э. А., Лауритцен П. Х., Ной Дж., Орландо Дж. Дж., Раш П. Дж. и Тиндалл Г. К.: CAM-chem: описание и оценка интерактивная химия атмосферы в модели системы Земли сообщества, Geosci. Модель Дев., 5, 369–411, https://doi.org/10.5194/gmd-5-369-2012, 2012. a
Лопес-Пуэртас, М., Функе, Б., Хиль-Лопес, С., фон Кларманн, Т. , Стиллер, Г. П., Хёпфнер М., Келлманн С., Фишер Х. и Джекман С. Х.: Наблюдение усиления NO x и истощения озонового слоя в северной и Южное полушарие после солнечных протонных событий в октябре – ноябре 2003 г., Дж. Геофиз. Res., 110, A09S43, https://doi.org/10.1029/2005JA011050, 2005. a
Marsh, D. R., Garcia, R. R., Kinnison, D. E., Boville, B. A. ., Сасси, Ф., Соломон С. К. и Маттес К.: Моделирование всей атмосферы реакция на изменения солнечного цикла в радиационном и геомагнитном воздействии, Дж. Геофиз. Рез.-Атмос., 112, D23306, https://doi.org/10.1029/2006JD008306, 2007. a, b, c, d
Марш Д. Р., Миллс М., Киннисон Д. , Ламарк Ж.-Ф., Кальво Н., и Полвани, Л.: Изменение климата с 1850 по 2005 год, смоделированное в CESM1 (WACCM), J. Climate, 26, 7372–7391, https://doi.org/10.1175/JCLI-D-12-00558.1, 2013. a
Нидер Х., Винклер Х., Марш Д. Р. и Синнхубер М.: № x производство за счет осаждения энергичных частиц в области MLT: результаты из исследований моделей ионной химии, J. Geophys. Рез.-Космос, 119, 2137–2148, https://doi.org/10.1002/2013JA019044, 2014. a
Орсолини, Ю. Дж., Смит-Джонсен, К., Марш, Д. Р., Стордал, Ф., Роджер, К. Дж., Верронен, П. Т., и Клилверд, М. А.: Повышение азотной кислоты в мезосфере во время событий высыпания энергичных электронов, смоделированных WACCM-D, J. Геофиз. Рез.-Атмос., 123, 6984–6998, https://doi.org/10.1029/2017JD028211, 2018. a
Пайваринта С.-М., Верронен П. Т., Функе Б., Гардини А., Сеппяля, А., и Андерссон, М. Э.: Транспорт против энергетики осаждение частиц: северный полярный стратосферный NO x и озон в Январь – март 2012 г. , J. Geophys. рез.-атмосфер., 121, 6085–6100, https://doi.org/10.1002/2015JD024217, 2016. a
Петтит, Дж., Рэндалл, К. Э., Марш, Д. Р., Бардин, К. Г., Цянь, Л., Джекман, К. Х., Вудс, Т. Н., Костер, А., и Харви, В. Л.: Эффекты Сентябрь 2005 г. Солнечные вспышки и солнечные протонные события на средней атмосфера в WACCM, J. Geophys. Рез.-Космос, 123, 5747–5763, https://doi.org/10.1029/2018JA025294, 2018. a
Портер Х. С., Джекман С. Х. и Грин А. Э. С.: Эффективность производство атомарного азота и кислорода релятивистским протонным ударом в воздуха, J. Chem. физ., 65, 154–167, 1976. a
Rienecker, M. M., Suarez, M. J., Gelaro, R., Todling, R., Bacmeister, Дж., Лю Э., Босилович М. Г., Шуберт С. Д., Такач Л., Ким, Г.-К., Блум С., Чен Дж., Коллинз Д., Конати А., да Силва А., Гу В., Джойнер Дж., Костер Р. Д., Луккези Р., Молод А., Оуэнс Т., Поусон С., Пегион П., Реддер С. Р., Райхле Р., Робертсон Ф. Р., Раддик А. Г., Сенкевич М. и Вуллен Дж.: MERRA: Ретроспективный анализ современной эпохи НАСА для исследований и Приложения, Дж. Климат, 24, 3624–3648, https://doi.org/10.1175/JCLI-D-11-00015.1, 2011. a
Розанов Э., Калисто М., Егорова Т., Питер Т. и Шмутц В.: влияние выпадающих в осадок энергичных частиц на химический состав атмосферы и климат, сурв. геофиз., 33, 483–501, https://doi.org/10.1007/s10712-012-9192-0, 2012. a
Шмидт Х., Брассер Г. П., Шаррон М., Манзини Э., Джорджетта М. А., Диль Т., Фомичев В. И., Киннисон Д., Марш Д., Уолтерс С.: Химическая климатическая модель HAMMONIA: чувствительность области мезопаузы к 11-летний солнечный цикл и CO 2 удвоение, Дж. Климат, 19, 3903–3931, 2006. a
Семенюк К., Фомичев В. И., МакКоннелл Дж. К., Фу К., Мело С. М. Л., Усоскин И. Г.: Реакция средней атмосферы к солнечному циклу по освещенности и высыпаниям ионизирующих частиц, Atmos. хим. Phys., 11, 5045–5077, https://doi.org/10.5194/acp-11-5045-2011, 2011. a
Seppälä, A., Verronen, P. T., Kyrölä, E., Hassinen , С., Бэкман, Л., Хошекорн, А., Берто, Дж. Л., и Фюссен, Д.: Солнечный протон события октября – ноября 2003 г. : истощение озонового слоя в северном полушарии. полярная зима глазами GOMOS/Envisat, Geophys. Рез. Летт., 31, л.19107, https://doi.org/10.1029/2004GL021042, 2004. a
Сеппяля, А., Рэндалл, К. Э., Клилверд, М. А., Розанов, Э., и Роджер, К. Дж.: Геомагнитная активность и полярная приземная температура воздуха изменчивость, J. Geophys. Рез., 114, A10312, https://doi.org/10.1029/2008JA014029, 2009. a
Соломон, С., Руш, Д. В., Жерар, Ж.-К., Рид, Г. К., и Крутцен, П. Дж.: Влияние событий осаждения частиц на нейтральную и ионную химию средней атмосферы: II. Нечетный водород, планета. Космических наук, 8, 885–893, 1981. a
Стоун, К. А., Соломон, С., и Киннисон, Д. Э.: Об идентификации озона восстановление, геофиз. Рез. Письма, 45, 5158–5165, https://doi.org/10.1029/2018GL077955, 2018. a
UCAR: ПУБЛИЧНЫЙ ВЫПУСК CESM1.0, доступно по адресу: http://www.cesm.ucar.edu/models/cesm1.0/, последний доступ: 9 июля 2020 года. a
Turunen, E., Верронен, П. Т., Сеппяля, А. , Роджер, К. Дж., Клилверд, М. А., Тамминен Дж., Энелл К.-Ф. и Улич Т.: Влияние различных энергия осадков на NO 9Генерация 0083 x во время геомагнитной бури, Дж. Атмос. Соль.-Терр. Phys., 71, 1176–1189, https://doi.org/10.1016/j.jastp.2008.07.005, 2009. a
Verronen, P.T. and Lehmann, R.: Анализ и параметризация ионных реакций, влияющих на H O x в средней атмосфере и NO y во время солнечных протонных событий, Ann. Geophys., 31, 909–956, https://doi.org/10.5194/angeo-31-909-2013, 2013. a, b, c
Verronen, P. T., Seppälä, A., Kyrölä, Э., Тамминен Дж., Пикетт, Х. М., и Турунен, Э.: Производство нечетного водорода в мезосфере. во время солнечного протонного события в январе 2005 г., Geophys. Рез. Летта, 33, L24811, https://doi.org/10.1029/2006GL028115, 2006. a
Верронен П. Т., Функе Б., Лопес-Пуэртас М., Стиллер Г. П., фон Кларманн, Т., Глаттор Н., Энелл К.-Ф., Турунен Э. и Тамминен Дж.: О увеличение HNO 3 в районе стратопаузы во время Хэллоуина 2003 г. солнечное протонное событие, Geophys. Рез. Лет., 35, Л20809, https://doi.org/10.1029/2008GL035312, 2008. a, b
Verronen, P. T., Santee, M. L., Manney, G. L., Lehmann, R., Salmi, С.-М. и Сеппала, А.: Повышение концентрации азотной кислоты в мезосфере. во время солнечных протонных событий в январе 2005 г. и декабре 2006 г., J. Geophys. Рез., 116, D17301, https://doi.org/10.1029/2011JD016075, 2011. a, b
Верронен, П. Т., Андерссон, М. Э., Марш, Д. Р., Ковач, Т., и План, J. M. C.: WACCM-D – Климатическая модель всей атмосферы с Химия ионов D-области, J. Adv. Модель. Земля Сы., 8, 954–975, https://doi.org/10.1002/2015MS000592, 2016. a, b
von Savigny, C., Sinnhuber, M., Bovensmann, H., Burrows, J., Kallenrode, M.-B., и Шварц, М.: Об исчезновении серебристых облаков во время Солнечные протонные события, январь 2005 г., Geophys. Рез. Письма, 34, L02805, https://doi.org/10.1029/2006GL028106, 2007. a
Винклер, Х., Каземинеджад, С., Синнхубер, М., Калленроде, М.-Б. , и Нотхольт, Дж.: Преобразование мезосферного HCl в активный хлор во время солнечное протонное событие в июле 2000 г. в северной полярной области, J. Geophys. Res., 114, D00I03, https://doi.org/10.1029/2008JD011587, 2009. a, b, c
Winkler, H., Kazeminejad, S., Sinnhuber, M., Kallenrode, M.-B. , и Нотхольт, Дж.: Поправка к «Преобразованию мезосферной HCl в активную хлора во время солнечного протонного события в июле 2000 г. на северном полюсе регион», Журн. Геофиз. Рез., 116, D17303, https://doi.org/10.1029/2011JD016274, 2011. a
Винклер, Х., фон Савиньи, К., Берроуз, Дж. П., Виссинг, Дж. М., Шварц, М. Дж., Ламберт, А., и Гарсия-Комас, М.: Воздействие солнечной радиации в январе 2005 г. событие с частицами на серебристых облаках и воде в полярной летней мезопаузе, Атмос. хим. Phys., 12, 5633–5646, https://doi.org/10.5194/acp-12-5633-2012, 2012. а
ВМО: Научная оценка истощения озонового слоя: 2018 г., Глобальные исследования озона и Мониторинговый проект – отчет № 58, Всемирная метеорологическая организация, Женева, Швейцария, 2018 г.