Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Составитель: Корнева А.П., учитель русского языка
ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику
Согласные звонкие и глухие/ Согласные твердые и мягкие
Тема урока | Согласные звонкие и глухие/ Согласные твердые и мягкие | ||
Цель урока | Мотивировать учащихся на необходимость правильного произношения звуков речи, воспитывать культуру речи. | ||
Программные требования | Учащийся должен знать, что такое фонетика, звук речи, буква, транскрипция. Правила транскрипции.Отличие гласных и согласных звуков. | ||
Планируемые образовательные результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. | Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: принимают учебную задачу и ищут пути ё решения. | Знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова | |
Программное содержание | Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Два приёма различения звонких и глухих согласных. | ||
План изучения нового материала |
| ||
Основные понятия | Согласные звонкие и глухие/ согласные твёрдые и мягкие | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала. | ||
Форма урока | Традиционная. | ||
Технология | Технология проблемно-развивающего обучения | ||
Мизансцена урока | Работа в группах по 4 человека, фронтальная, индивидуальная. | ||
Оборудование | Учебник, доска. | ||
Домашнее задание | Параграфы 40-41 выучить. На странице 163 подготовиться к словарному диктанту. Упражнение 213. |
ХОД УРОКА
Планируемые ОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент(1-2 минуты) | ||
Приветствует учащихся, контролирует их готовность к уроку, создает положительный эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. | |
2. Актуализация имеющихся знаний. Постановка целей (8-9 минут) | ||
Регулятивные: принимают учебную задачу и ищут пути её решения. |
Что Чтобы Конечно Скучно скворечник |
Что [шт] Чтобы [шт] Конечно [шн] Скучно [шн] Скворечник [шт] |
3. Изучение нового материала (20 минут) | ||
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
Слушают вопросы и отвечают на них, исходя из прослушанного.
|
4. Первичное повторение, закрепление, рефлексия. (7 минут) | ||
Предметные: Знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова. Личностные: Проявляют готовность к усвоению и использованию в речи единиц языка. |
|
|
5. Подведение итогов урока (3 минуты) | ||
Личностные: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. | Задают учителю вопросы, которые вызвали сложности. Вместе с учителем разбирают эти сложные опросы. Делают вывод по пройденной теме. |
|
таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?
Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
Содержание
- Парные звонкие, глухие согласные звуки
- Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
- Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
- Видео: Парные согласные звуки
Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуковПо правилам грамматики, согласные бывают:
- Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
- Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласнуюВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
Виды согласныхТаблица парных согласных – звонких, глухих:
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб
(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласныхИмеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
- Код(т) – проверить можно так: коды
- Стог(х) – проверочное слово: стогами
- Лошадь(ть) – проверить можно так: лоша
- Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё
. Какие гласные дают твердость согласному звуку?Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звукКогда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк
, [фэй’к].Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая букваТвердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
[б] | [б’] | быт – бит, быть – бить |
[п] | [п’] | пыль – пил, пан – пьян |
[в] | [в’] | выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь |
[ф] | [ф’] | фонарь – филин, эффект – факт |
[д] | [д’] | вода – води, дыра – динар |
[с] | [с’] | весы – весь, сыр – сера |
[з] | [з’] | воз – вези, заря – зеро |
[н] | [н’] | ноша – няша, кон – конь |
[г] | [г’] | горб – герб, нога – ноги |
[к] | [к’] | сорок – сороки, кот – кит |
[м] | [м’] | мол – мел, мал – мил, мат – мята |
[т] | [т’] | бит – бить, туман – темень |
[л] | [л’] | мол – моль, лось – лес |
[х] | [х’] | ухо – ухи, хороший – хитрый |
[р] | [р’] | роса – рис, рысь – ряска. |
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за нимиЗапомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [ щ’], [ч’], [й’]
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.
Парные согласные звуки: правилоПравила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:
- В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме.
- Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.
Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.
ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.