Согласные твердые и звонкие мягкие: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Составитель: Корнева А.П., учитель русского языка

                                                                                               ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику

Согласные звонкие и глухие/ Согласные твердые и мягкие

Тема урока

Согласные звонкие и глухие/ Согласные твердые и мягкие

Цель урока

Мотивировать учащихся на необходимость правильного произношения звуков речи, воспитывать культуру речи.

Программные требования

Учащийся должен знать, что такое фонетика, звук речи, буква, транскрипция. Правила транскрипции.Отличие гласных и согласных звуков.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.  

Регулятивные: принимают учебную задачу и ищут пути ё решения.

Знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова

Программное содержание

Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Два приёма различения звонких и глухих согласных.

План изучения нового материала

  1. Знакомство с согласными звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
  2. Нахождение в словах звонких согласных и глухих, твёрдых согласных и мягких.
  3. Знакомство с правилом как говорить правильно определённые слова.
  4. Отличие двух приёмов различения звонких и глухих согласных.
  5. Нахождение ответа на сложные вопросы, связанные с твёрдостью и мягкостью согласных звуков.
  6. Рефлексия.
  7. Объяснение домашнего задания.

Основные понятия

Согласные звонкие и глухие/ согласные твёрдые и мягкие

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Форма урока

Традиционная.

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения

Мизансцена урока

Работа в группах по 4 человека, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Учебник, доска.

Домашнее задание

Параграфы 40-41 выучить. На странице 163 подготовиться к словарному диктанту. Упражнение 213.

ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, контролирует  их готовность к уроку, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок.

2. Актуализация имеющихся знаний. Постановка целей (8-9 минут)

Регулятивные: принимают учебную задачу и ищут пути её решения.

  • Предлагает двум ученикам составить на доске (остальным в тетради) схему «звуки речи». Дополняют схему записями, которые объяснит учитель.
  • Предлагает проблемную задачу в произношение слов. Записывает на доске слова. Просит 5 учеников произнести по одному слову.

Что

Чтобы

Конечно

Скучно

скворечник

  • Составляют схему «звуки речи»
  • Решают проблемную задачу, произносят слова. Записывают в тетрадь правильное произношение слов.

Что  [шт]

Чтобы [шт]

 Конечно [шн]

 Скучно [шн]

Скворечник [шт]

3. Изучение нового материала (20 минут)

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.  

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  • Объяснение теории по учебнику.
  • Разбор упражнение 206 (Один ученик на доске, остальные в тетрадях).
  • Разбор упражнение 207 (Устно.)
  • Разбор упражнение 208 (Один ученик на доске, остальные в тетрадях).
  • Объяснение теории №2

 

  •  Ученики прослушивают теорию.  Сами формулируют, что можно и нужно записать в тетрадь.
  •   Выполняют упражнения 211, 215 (самостоятельно в тетрадях).
  • Устная проверка упражнения 211.
  • Письменная проверка у доски упражнения 215.

 

  • Слушают теорию.

Слушают вопросы и отвечают на них, исходя из прослушанного.

  • Делают упражнение 206.
  • Устный разбор упражнения 207.
  • Делают упражнение 208.
  • Слушают теорию.

 

  • Записывают правила в тетрадь.
  •  Выполнение упражнения 211,215 (самостоятельно в тетрадях).

 

  • По одному отвечают упражнение 211.
  • Несколько человек выходят к доске и записывают слова из упражнения 215.

4. Первичное повторение,  закрепление, рефлексия. (7 минут)

Предметные: Знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Личностные: Проявляют готовность к усвоению и использованию в речи единиц языка.

  • Вопрос-ответ по правилам, которые изучили на уроке.
  • Формулируют вывод о роли согласных твёрдых и мягких , согласных звонких и глухих.
  • Обсуждают трудности, возникшие в процессе работы (согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие,парные, непарные.).
  •  

5. Подведение итогов урока (3 минуты)

Личностные: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Задают учителю вопросы, которые  вызвали сложности.

Вместе с учителем разбирают эти сложные опросы.

Делают вывод по пройденной теме.

  • Принимают учебную задачу, задают возникшие вопросы.

таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.

Содержание

  • Парные звонкие, глухие согласные звуки
  • Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
  • Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
  • Видео: Парные согласные звуки

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Парные звонкие, глухие согласные звуки

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.

Парные звонкие, глухие согласные:

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб

(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лоша
    д
    и
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё

.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело

. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк

, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки Мягкие согласные звукиПримеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б][б’]быт – бит, быть – бить
[п][п’]пыль – пил, пан – пьян
[в][в’]выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф][ф’]фонарь – филин, эффект – факт
[д][д’]вода – води, дыра – динар
[с][с’]весы – весь, сыр – сера
[з][з’]воз – вези, заря – зеро
[н][н’]ноша – няша, кон – конь
[г][г’]горб – герб, нога – ноги
[к][к’]сорок – сороки, кот – кит
[м][м’]мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т][т’]бит – бить, туман – темень
[л][л’]мол – моль, лось – лес
[х][х’]ухо – ухи, хороший – хитрый
[р][р’]роса – рис, рысь – ряска.

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [

щ’], [ч’], [й’]

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме.
    Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Видео: Парные согласные звуки