согласных всегда. Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные — видео
В русском языке 33 буквы образуют 42 звука, шесть из которых гласные, остальные согласные. Откуда их столько, ведь буквы — б, б, я, е, ю, е не обозначают звуков? Усвоить и понять такую информацию очень сложно не только первокласснику, но и взрослому. Разберемся по порядку, по-простому, подкрепляя правила простыми примерами.
Сколько гласных звуков в русском языке — основное понятие
Справка: буквы — это символы, которые мы видим и пишем, звук можно только услышать и произнести, но он не имеет знака.
Учимся различать:
- Произносим по слогам, растягивая первый слог в слове — мама. Вы слышите четкий одиночный звук звука А — М-а-а. Теперь произнесите слово — дерево, обращая внимание на первый слог. Послушайте – Йо звучит как «йо», то есть двойной звук;
- закрепим материал: куст, здесь — [у], омут — «ю» слышится как [ю]. Оля — [о] [я], ель — [йэ], ёжик — [йо] [и];
- как видите, буквы — Е, Йо, Ю, Я не имеют своих звуков, каждая из них состоит из 2-х чужеродных, заимствованных из других букв: [йе], [йо], [йу], [ я]. Вот почему они считаются буквами;
- теперь о твердых и мягких знаках: один выполняет разделительную функцию, другой смягчает буквы в словосочетаниях, а так как мы их не слышим, то они не являются звуками.
Сколько согласных звуков в русском языке — деления
В согласном алфавитном ряду 21 буква, звуков — 36.
- Пятнадцать букв — Б, С, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х имеют двойной звук: мягкий — льняной [б′] и твердый — баранский [б], иными словами, в одной букве — два звука. Итого — 15 х 2 = 30 звуков.
- Самые мягкие буквы Ы, Ч, Щ по одному звуку.
- При произнесении выходят только твердые звуки — Ж, Ш, Ц (тоже по одному звуку на букву).
Считаем: 30+3+3=36 согласных.
Сколько гласных и согласных в русском языке — дополнительная информация
- Согласные делятся на звонкие — отчетливо слышимые в разговорной речи (горячка) и глухие, произношение которых похоже на шепот (сон, шум).
- Звонкие/глухие объединяются в легко запоминающиеся пары — б/р, в/ф, г/ц, д/т, ж/ш, с/с, остальные звуки непарные — [ч], [н] , [с], [х], [р], [м], [л].
- При произнесении звонкого звука он может оглушаться, а глухой становиться слышимым: бровь — слышим — броф, ягодка — говорим — ягатка. В этом случае найдите проверочное слово так, чтобы после этого согласного шла гласная – брови, ягоды. Исключение (надо помнить) космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
- Шипящие — Ж и Ш при наличии твердого звука — С, пишутся с мягкой гласной — И (камыши, желудок, живность). Звуки Ч и Щ при мягком озвучивании (Ы-Ы) пишутся с твердыми гласными — А-У. Например: щавель, грач, щука, чудо.
- Среди согласных есть и непроизносимые, которые проверяются родственным словом с четким звуком: тростник — тростник.
- Некоторые звуки мы только слышим. Например: искусный, чудесный, небесный звук со звуком «Т», а его нет. На этот счет есть забавный стишок, запомните его и напишите правильно.
Соотношение буквы и звука очень важно для правильного произношения и правописания, поэтому внимательно изучайте изложенный материал и старайтесь донести его до ребенка в доступной форме.
«Скажите, как выучить с ребенком твердых и мягких согласных звонких и глухих? — спросила мама недавно, видимо, первоклашек.
Ответ: никак.
Не нужно учить ребенка твердым и мягким согласным, звонким и глухим. Необходимо научить ребенка слышать их и определять по разным признакам. Этому просто невозможно научиться! Необходимо, чтобы ребенок сначала понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а знания придут после понимания.
Как мы будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть одновременно твердыми и мягкими. Поэтому сначала необходимо, чтобы ребенок запомнил согласные звуки Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые, и Ч, Щ, Ы, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такое напоминание, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Ш, Ы сидят на подушках, потому что они всегда мягкие. Если эта памятка будет перед глазами ребенка, ему будет легче запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается ребенок. Можно написать на картоне и вложить в блокнот письменно или по-русски.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. А помогут определить твердость и мягкость согласных соседних букв.
Интересный вариант запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала, как запоминать своим детям всегда три твердых звука, («Ф», «Ш», «С») т. е. те, которые никогда не смягчаются
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже В чем секрет
Всегда есть три мягких звука: «Ч», «Щ», «Ю». («th» будет воспроизводить звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит другой согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н, и мы помечаем С как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в данном случае, но в начальных классах мы не лезем в такие дебри фонетики.
Если после согласного стоит гласная, то очень легко определить твердость и мягкость. Все гласные являются ведущими, и они управляют предыдущим согласным, должен ли звук быть твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили ранее. Сделайте такое напоминание ребенку и пусть оно поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно же, необходимо научить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого существует множество развивающих упражнений. А всем известную игру можно модифицировать под нашу задачу и дать ребенку задание определить твердую или мягкую первую согласную в слове.
Сначала нужно подобрать слова, которые начинаются на согласную: пень, пони, рак, река, лук, люк… Потом можно усложнить задачу и подобрать слова, где согласная уже не первый звук. Поскольку согласных в слове несколько, необходимо обсудить с ребенком, какой согласный вы определите — первый или последний. Ребенку необходимо определить на слух нужный согласный звук в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже непростая задача. Например: около д ееало и о д урванчик. Первая согласная – Д, но в этих словах она обозначает звуки разной мягкости.
Примените все эти методы сразу и ребенок без проблем научится определять. О звонких и глухих в следующий раз.
Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях.
В русском языке указаны не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука — 6 гласных и 37 согласных, при этом количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) также не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой, но мягкие и твердые звуки считаются разными, отчего согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Звонкие и глухие согласные
Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звонкие согласные: [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [ч] [ч»] [г] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]
Глухие согласные: [н] [н»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ж] [х] [х»] [ч»] [у»]
Парные и непарные согласные
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных:
Звонкий [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [с] [с»] [г]
Глухой [н] [н» ] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш]
Следующие звонкие и глухие согласные не образуют пары:
Звонкий [л ] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]
Глухой [х] [х»] [ч»] [щ»]
Мягкий и твердые согласные
Согласные также делятся на твердые и мягкие.Они различаются положением языка при произношении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнята к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары твердых и мягких согласных:
Твердые [b] [c] [g] [d] [h] [k] [l] [m] [n] [p] [r] [s ] [т] [ф] [х]
Мягкий [б»] [в»] [г»] [д»] [ч»] [к»] [л»] [м»] [н»] [ п»] [р»] [с»] [т»] [ж»] [х»]
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары:
Твердые [ш] [ш] [с]
Мягкие [ч»] [у»] [й»]
Шипящие согласные
Звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] называются шипящими.
[ш] [ш] [ч»] [щ»]
Свистящие согласные
[с] [с»] [с] [с»] [ц]
Свистящие звуки с-с, с-з переднеязычный, щелевой. При артикуляции твердых с-з зубов голыми кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, что вызывает борозду посередине. Воздух проходит через эту канавку, создавая фрикционный шум.
При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому небу. При произнесении звуков связки z-z смыкаются и вибрируют. Небный занавес поднят.
Много хлопот с письмами, вот такие они люди.
Звуки меняются без спроса и притворяются другими.
Сколько хлопот доставляют детям эти буквы и звуки! Выучите буквы, а потом еще и запомните, когда и какой звук они обозначают! И звуков этих о-о-о, сколько. Как запомнить все звонких и глухих согласных ?
Все, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.
О, я уже писал. Но согласные бывают не только твердыми и мягкими, но и звонкими — глухими. А детям они приносят столько неприятностей в виде ошибок! Как научить ребенка правильно определять?
Просто заучивать звонкие и глухие согласные — дело проигрышное. Даже если ребенок запомнит, применить эти знания ему будет очень сложно. Но если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, то запоминать ему будет легко.
Посмотрим на себя сначала звонких и глухих согласных .
В русском языке согласные делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите один согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухо. Сверьтесь с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Заметили?
Звонкость или глухота могут определяться по-разному. Закройте уши ладонями и произнесите согласный звук. Вы слышали голос или шум? Если слышен голос, то звук звонкий, если шум глухой.
А так можно легко и просто определить звонкий или глухой согласный . Во-первых, этот метод очень хорош. Но если ребенок будет продолжать в том же духе, то это займет много времени. Ребёнок не успеет выполнить работу на уроке. Поэтому необходимо, чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.
И здесь нужно помнить, что мозг может воспринимать информацию по-разному — через слух, зрение или ощущения. Это означает, что для того, чтобы ребенок запомнил информацию, необходимо воздействовать на все системы ребенка.
Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили в работу слух. Приложив руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь нам нужно подключить и зрение. Для этого нужно сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные некоторыми символами.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Итак, при составлении такой схемы или таблички необходимо расположить парные согласные рядом.
Нарисуйте с ребенком такой же знак. Пусть он самостоятельно расставляет буквы возле нужного символа, а вы только контролируете и направляете действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что он сделал самостоятельно.
Сыграйте несколько раз в расстановку букв на этажах или домах с нужным символом и ребенок отлично запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте этот знак на видное место и периодически возвращайтесь к нему, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.
Итак, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, вы поможете своему ребенку без труда освоить азы русского языка, запомнить звонкие и глухие согласные .
Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.
А пока получайте порцию позитива и смотрите замечательный мультик. Мы научимся у этой выносливой обезьяны находить хорошее во всем.
Звук — наименьшая единица языка, произносимая с помощью органов. речевой аппарат. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг сортирует ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б»], [ч»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [н»], [р»], [ж»], [г»], [х»].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова — [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль — [моль’], мел — [м’эл], ворота — [кал’итка], пихта — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ж], [ц], [г].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует «б» и гласные: и, е, ю, и, е. Например: гена — [г»эн], лен — [л»хэ], диск — [д»иск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие Звонкие согласные могут быть звуками, образуемыми при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [этаж], [громкость], [сон], [шум], [у»ук], [хор], [король»], [ч»ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] — [н], [г] — [ш], [ж] — [х], [ч] — [с], [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — объем, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] — [р»], [н] — [н»], [м] — [м»], [ц] — [ц»], [д ] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [ч] — [ч»], [б] — [б»], [ж] — [г» ], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: верно история — белый, высота — ветка, город — гепард, дача — бизнес, зонт — зебра, шкура — кедр, луна — лето, чудовище — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — хутор, хоромы — изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые — перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие — перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б» | боевой | |
в | вой | в» | веко | |
G | гараж | G» | герой | |
d | отверстие | d» | смола | |
ч | пепел | ч» | зевок | |
до | крестный отец | до» | кроссовки | |
л | лоза | л» | листва | |
м | март | м» | месяц | |
n | ножка | n» | нежность | |
P | Паук | P» | Песня | |
R | рост | R» | ревень | |
из | соль | из» | сено | |
Т | облако | Т» | терпение | |
f | фосфор | f» | фирма | |
X | тонкость | X» | химия | |
Непарный | колодец | жираф | ч | чудо |
ш | экран | СЧ | ореховый | |
в | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | В | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
Вт | ОТ | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных —
Вычесть десять гласных
3
Твердые Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F — всегда твердые,
Но H, W, Y — только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Не произносим
Но изменить слово
Попросим у них помощи.
Всадник едет на лошади
Кон — использовать в игре.
Твердые и мягкие согласные в русском языке
Твердые и мягкие согласные в русском языке
Почти все согласные в русском языке могут звучать твердо и мягко. Мы уже знаем из одного из предыдущих уроков, что в русском языке 21 согласная, но 5 из них никогда не меняют своего звучания: Ш , Х , Ц , Щ , Й 8 . Они всегда звучат одинаково, но остальные согласные могут произноситься как твердо, так и мягко. Мягкие согласные звуки также называют палатализованными, потому что лучший способ произнести большинство из них правильно — коснуться языком неба (верхней части рта).
Прослушайте эти аудиофайлы и попытайтесь уловить разницу:
- Hard and soft С (russian S )
- Hard and soft Н (Russian N )
- Hard and soft Р (Russian R )
- Hard and soft Л (Russian L )
- Hard and soft В (русский В )
Разницу слышите? Кстати, в английском языке тоже есть твердые и мягкие согласные звуки. Например, N звучит твердо в « теперь » и мягко в « новый ». V звучит жестко в « пустота » и мягко в « вид ». L звучит жестко в « замок » и мягко в « Лима ». С звучит жестко в « извините » и мягко в « сьерра ».
Это означает, что произношение мягких и твердых согласных в русском языке не является слишком сложным для носителей английского языка.
Однако существуют определенные правила, определяющие, является ли согласный твердым или мягким. В русском языке у нас есть мягкий знак Ü и твердый знак Ъ , но мы их выучим на следующем уроке. Кроме того, согласные звучат мягко, если следующим символом в слове является одна из следующих гласных: И , Е , Ё , Ю , Я .