КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС
Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройства ми созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии. Ответить на эти вопросы редакция попросила Марианну Константиновну Шохор-Троцкую (Бурлакову) — педагога-де фектолога с пятидесятилетним стажем, одного из ведущих отечественных специалистов по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, автора более ста научных работ.
Игры в ботаническое домино или лото с картинками развивают у ребенка зрительное внимание.
Кроха, едва научившаяся ходить, с удовольствием рисует цветными мелками на асфальте. Такое занятие способствует мелкой моторике пальцев.
В три года многие малыши уже знают, как пишутся некоторые буквы, и имеют представление о числе.
Полуторагодовалый ребенок узнает на сюжетных картинках знакомые ему предметы.
Этапы развития речи и мышления у ребенка.
‹
›
Открыть в полном размере
РЕЧЬ — ФУНКЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимуществен но левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.
У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа ау, эу), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа
Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации -восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-ба- ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы).
В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев.
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой первых.
К полутора годам возникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.
К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги через, вдоль и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции.
Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ
Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.
Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.
Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.
Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: «Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь». Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки о, и, е. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — у, э. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами о, и, у, е (э) с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.
Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или пазлами, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунком на ту или иную тему. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.
Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа.
Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: «Кто летает?», «Кто бегает?», «Кто плавает?» и т.д. Например: «Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?». Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела.
К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «Угадай загадку», «Чьи это ноги?» (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), «Узнай, кто я» (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку.
С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его «почему?».
Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции. Героями ведь были не только три мушкетера.
Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков л, р, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука ш произносят звук с, вместо р — л). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата (в свое время журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию статей «Школа домашнего логопеда» — см. №№ 10-12 за 1962 год; если у вас сохранились старые подшивки журнала, советуем прочитать эти статьи. — Прим. ред.).
Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.
В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом «клетка» обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что «в клетку» бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, «путь» и «дорога») и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, «светлый» и «темный»). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному «быстрый» мальчик извлек из памяти слова «скорый», «стремительный», «проворный», «бойкий», «резвый», а после непродолжительной паузы добавил: «шустрый». Мама дополнила список словами: «шибкий», «рьяный», «прыткий». Антонимов оказалось меньше: «медленный», «тихий», «черепаший», «неторопливый», «неспешный». Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.
В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.
И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Бурлакова М. (Шохор-Троцкая). Речь и афазия. — М.: Медицина, 1997.
Бурлакова М. Советы логопеда . — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Вейн А. Мозг и творчество // Наука и жизнь, 1983, №№ 3, 4.
Драпкин Б., Синицына Н., Успенская Л. Школа домашнего логопеда // Наука и жизнь, 1962, №№ 10-12.
Маркина Н. Мозг правшей и левшей — в чем разница? // Наука и жизнь, 2001, № 6.
Мозг человека // Наука и жизнь, 1962, № 4.
Николаенко Н. Возвращение из небытия // Наука и жизнь, 2001, № 8.
Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь, 1984, № 6.
Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Шохор-Троцкая М. (Бурлакова). Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, № 8.
Нормы звуков в речи
А мы в 5 лет не говорим Р, это нормально?
«Мой еще не говорит»
«А нам сказали, что уже должен говорить шипящие»
«Да звуки сами встанут к школе! Или нет??»
Мы все сначала с нетерпением ждем первое слово своего малыша. Потом первую фразу, а затем, когда же он уже зарычит и зашипит.
Речь – один из важных показателей нормального психического развития ребенка. Дети постигают правильную речь долго и постепенно, для каждого возраста есть своя норма развития.
Что, как и во сколько должно появиться в речи?
Отвечаем и подробно рассказываем в этой статье
0 – 1 месяцев
Речь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х
1 – 3 месяца
Гуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.
6 – 8 месяцев
Лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т.д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.
8 – 11 месяцев
Появляются первые лепетные слова. Ребенок произносит цепочки повторяющихся слогов
11 – 15 месяцев
Первые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями
15 – 18 месяцев
Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.
От 1,6 лет
Ребенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки
2 – 3 года
В речи ребенка есть все гласные звуки и появляются свистящие звуки (С, С’, З, З’). Однако произношение многих звуков далеко от совершенства, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Быстро пополняется пассивный и активный словарь. К 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 – до 1000 слов
К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».
В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х. Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.
По возрасту:
✅ К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.
✅ К 4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.
✅ К 5-5,5 годам появляются звуки: л, л’, р, р’.
✅ К 6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Это нельзя запускать, так как все ошибки в устной речи переходят на письмо.
А в норме ли звуки?
Ловите подробный чек-лист
Ответы на самые частые вопросы
Есть отклонения от нормы? Не можете определить сами? Сомневаетесь?
Запишитесь на бесплатную онлайн-диагностику с логопедом Novator!
Хочу на диагностику |
Звуки речи
Дети общаются со звуками и вокализациями с рождения.
Их «речь» начинается с ранних непроизвольных звуков и развивается в сложные последовательности движений — использование губ, языка и воспроизведение всех звуков в словах и предложениях.
Речь — мощный инструмент общения. Чтобы способствовать раннему общению и использованию языка, педагоги наблюдают за развитием у детей:
- Вокализации, иногда называемой «воркованием» (звуки, которые прокладывают путь к вербальному общению)
- звуки речи (например, /b/ /d/ /a/ /s/) и
- Фонология (правила нашей звуковой системы).
Используя этот фокус, педагоги могут помочь детям изучить различные вокализации и звуки речи. Это может еще больше развить их голосовое общение. Часто дети используют звуки с жестами, чтобы сообщить о своих ранних желаниях и потребностях.
Распознавание и использование детьми звуков речи важны для раннего изучения слов и успешного невербального и вербального общения со взрослыми и другими детьми.
Дети используют язык, который они слышат от взрослых, чтобы узнать, как работают звуки. Затем они начинают сами имитировать звуки и слова, прокладывая путь для вербального общения.
Педагоги могут способствовать развитию голосового общения, участвуя в диалогах и звуковых играх с детьми.
Здесь воспитатели и дети по очереди общаются, используя вербальный и невербальный язык, и взаимодействуют, имитируя действия и звуки друг друга. Педагоги также могут использовать другие методы обучения, такие как чтение с детьми, игры и исполнительское искусство (стихи, песни). Взаимодействие ребенка и взрослого является ключом к развитию звуков речи. Фото: Pixabay
Следующие возрасты и этапы (адаптировано из Berk, 2013) представляют собой руководство, отражающее широкие нормы развития, но не ограничивающее ожидания для каждого ребенка (см. Практический принцип VEYLDF: Большие ожидания для каждого ребенка).
Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.
Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):
- выражают желания, намерения и идеи
- использовать невербальное и вербальное общение
- сочетать голосовое общение с жестами и мимикой
- начать использовать вокализацию и лепет (например, бабаба, дадада)
- производить попытки произнесения звуков речи (например, /ka/ для «кошки»).
От бульканья к хихиканью
Младенческие вокализации изначально автоматические (то есть рефлекторные). Затем развивается более преднамеренная голосовая коммуникация.
Рождение – 2 месяца
Рефлекторные звуки (например, плач, кашель и отрыжка)
2–4 месяца
Гудение (например, звуки «а» и «оо») и смех
4–6 месяцев
Вокальная игра, в том числе с высотой тона, громкостью и забавные звуки (малина, визг)
6 месяцев и старше
Лепча (например, /бабабаба/, /дадада/, /багибу/)
10 месяцев и старше
Лепестки, похожие на речь (жаргон и разговорный лепет)
Ранние пользователи языка (12–36 месяцев)
- лучше понимают и используют звуки речи
- учатся произносить более длинные слова с большим количеством звуков (например, «палка») и большим количеством слогов («подушка», «слон»)
- могут иметь некоторые типичные «речевые ошибки», например, скольжение (кролик -> «ваббит»).
Язык и начальная грамотность (30–60 месяцев)
- звуки речи и слова произносятся отчетливо (большую часть времени), хотя некоторые типичные речевые ошибки все же встречаются
- лучше понимают, как работают звуки (фонология)
Учащиеся, изучающие язык и грамотность, могут иметь очень четкую речь или некоторые типичные речевые «ошибки».
Английский является алфавитным языком. Букв у нас всего 26, а звуков речи (фонем) 44. Это включает в себя 20 гласных звуков и 24 согласных звука.
Пособие по обучению грамоте — 44 звука речи
Посмотреть
44 звука речи английского языка
Вы также можете узнать, как эти звуки (фонемы) появляются в виде различных буквенных шаблонов (графем) в разделе Акустика.
В первые месяцы жизни дети уже начинают различать звуки языка(ов), которые они слышат, и отдают предпочтение этим языкам (Kuhl, 2010: Ted Talk). Это происходит из-за мощного процесса в детском мозгу, который происходит просто при прослушивании большого количества речи.
Делая это, дети узнают, как работает звуковая система их языка (фонология). Дети начинают сами производить звуки речи в разном возрасте. Однако типично развивающиеся дети обычно следуют аналогичной последовательности при освоении согласных звуков (Шриберг, 19).93; Berk, 2013):
Ранние 8 звуков- Возникающие с 1 года; постоянное производство через 3 года
- /m/, /b/, «y» как в «you», /n/, /w/, /d/, /p/, /h/.
- Развивается с 3 лет; постоянное производство через 5,5 лет
- /т/, /к/, «нг» как в «бег», /г/, /ж/, /в/, «ч» как в «жевать», «к» как в «прыжке».
- Появляются с 5 лет; стабильное производство в течение 7,5 лет
- «sh» в слове «овца», /s/, «th» в слове «думать», «th» в слове «тот», /r/, /z/, /l/ в слове «свет» ‘, «ж» как в «мера».
По мере того, как дети развивают свои разговорные навыки, ожидается, что они будут делать «ошибки» с некоторыми звуками (например, «дод» для собаки или «леллоу» для желтого).
Некоторые типичные речевые ошибки выглядят следующим образом:
- кролик —> ваббит
- чашка —> tup
- ложка —> ложка
- sun —> dun
- cat —> tat
Некоторые ошибки, которые не являются обычными для детей, включают: звук/и в словах (bo-el для бутылки)
Вы можете поощрять детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким и правильным произношением. Если вас беспокоит речевое развитие ребенка, вы можете обратиться за консультацией к логопеду.
Развитие звуков речи является важной частью изучения «формы» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).
Ранние коммуникаторы начинают использовать для общения комбинации жестов, выражения лица и голоса. По мере того, как дети осваивают разговорные навыки, они используют звуки речи и слова более стратегически, чтобы сообщать о своих желаниях и потребностях.
Воспитывающая и отзывчивая среда обучения важна для развития сильной речи и языковых навыков (Harrison & McLeod, 2010). Это включает в себя частые возможности для детей делить внимание со взрослыми, взаимодействовать и слышать язык для различных целей.
В соответствии с социокультурной теорией Выготского (1978) и концепцией «строительных лесов» Брунера (1986) дети учатся, взаимодействуя с более знающими людьми.
Педагоги должны работать в партнерстве с семьями, чтобы обеспечить стимулирующее взаимодействие и множество возможностей для маленьких детей слышать и использовать язык для различных целей. Это поможет развить навыки эффективного разговорного общения.
Результат 5 : Общение
Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими людьми для различных целей
- Дети участвуют в приятных взаимных взаимодействиях, используя вербальный и невербальный язык
- — вербально к тому, что они видят, слышат, осязают, осязают и пробуют на вкус
Ранние коммуникаторы и первые пользователи языка
Рождение — 18 месяцев и 12-36 месяцев
- Отвечайте на все попытки общения вниманием и любовью.
- Имитировать и реагировать на все попытки ребенка озвучивать и жестикулировать
- Имитировать и играть со звуками речи
- Относиться к каждой попытке общения как к осмысленной и каждый раз пытаться реагировать
- Не бояться звучать глупо, когда вы повторяете ребенку их звуки и первые слова
- Обогащайте каждое взаимодействие с языком
- Используйте любую возможность, чтобы комментировать, описывать то, что вас окружает, и реагировать на любые попытки ребенка общаться.
- Используйте методы обучения, такие как язык в повседневных ситуациях и языковая стимуляция, чтобы дать возможность познакомиться с большим количеством речи и языка.
- Игры и песни для развития речи/языка
- Использование звуков речи и речи во время таких игр, как прятки
- Подчеркивание звуков речи в детских стишках, таких как Incy Wincy Spider и Old Macdonald
- Следите за интересами и игровыми предпочтениями ребенка
Учащиеся, изучающие язык и начальную грамотность
30–60 месяцев
- Игры и песни для развития речи/языка
- использовать звуки речи и язык во время таких игр, как p-eeka-bo
- подчеркивайте звуки речи в детских стишках, таких как Incy Wincy Spider и Old Macdonald
- учитывайте интересы и игровые предпочтения ребенка
- играйте в игры с забавным произношением слов, чтобы подчеркнуть правильность произношения слов.
- Повторяйте попытки правильно произносить слова
- Поощряйте детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким и правильным произношением.
- Образец произношения четкой речи для детей:
- название и точка, в которой часть рта произносит звук (см. 44 звука), чтобы дети старшего возраста могли видеть и слышать
- если вас беспокоит развитие речи ребенка, можно подумать о консультации логопеда.
Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education.
Блум, Л., и Лахи, М. (1978). Развитие речи и языковые расстройства. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: John Wiley & Sons.
Брунер, Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Харрисон, Л.Дж., и Маклеод, С. (2010).
Журнал исследований языка речи и слуха, 53(2), 508. Факторы риска и защиты, связанные с нарушением речи и языка в репрезентативной для страны выборке детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Куль, П. (2010)
Языковой гений младенцев. TECxRainer Talk
Шриберг, Л. (1993). Четыре новых показателя речи и голосовой просодии для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития. Журнал исследований речи, языка и слуха, 36, 105–140.
Государственный департамент штата Виктория по образованию и обучению (2016 г.)
Викторианская система раннего обучения и развития (VEYLDF). Проверено 3 марта 2018 г.,
Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF к Victorian Curriculum F–10. Проверено 3 марта 2018 г.,
Выготский Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Речевая система человека | Произношение
Слова, которые мы произносим, путешествуют по воздуху , переносимые вибрациями воздуха. Для создания этих воздушных вибраций у нас есть удивительная система речи, которая представляет собой гораздо больше, чем просто рот.
- Воздушный поток (легкие, голосовой аппарат, голосовой тракт)
- Звуки речи (гласные, согласные)
- Произношение (Слоги, Слова)
- Резюме
Конечно, мы используем воздух, чтобы дышать и жить. Но мы также используем воздух, чтобы говорили и произносили слов, и это то, что эта страница объясняет в самых общих чертах.
Воздушный поток
По каждому слову, которое мы произносим, мы можем отслеживать движение воздуха. Он входит через наш рот/нос; он спускается по дыхательному горлу в легкие. А затем, чтобы произнести слово, оно возвращается через наше дыхательное горло и ВЫХОДИТ через наш рот, а иногда и через нос.
Когда воздух выходит из наших (1) легких , через наш (2) голосовой аппарат и выходит через наш (3) голосовой тракт — ЭТО происходит, когда мы вибрируем воздух и меняем «форму» этих вибраций для создания различных звуков, слогов и слов.
1 Легкие
Легкие представляют собой два эластичных мешочка в грудной клетке, которые втягивают воздух (главным образом для насыщения крови кислородом). Чтобы начать речь, они проталкивают воздух обратно через дыхательное горло к гортани.
2 голосовых ящика
Когда воздух поднимается из легких через голосовой ящик в шею, он может вибрировать или не вибрировать (так называемые звонкие и глухие звуки).
3 Голосовой тракт
Для управления и формирования воздушного потока над голосовым аппаратом воздух проходит через голосовой тракт и выходит из него , который состоит из:
- рот (ротовая полость) — язык, зубы, губы
- нос (носовая полость)
С помощью речевого тракта мы резонируем воздух и издаем два основных типа речевых звуков:
- гласных
- согласных
Звуки речи
Когда мы говорим по-английски, мы используем около 44 различных звуков . Когда мы пишем на английском языке, мы используем 26 букв (алфавит A-Z). Вы замечаете, что звуков больше, чем букв, поэтому букв недостаточно, чтобы обозначить все звуки. Важно понимать, что когда мы говорим о речи и произношении, мы говорим о звуках фонематической таблицы, а НЕ о буквах алфавита.
1 Гласные
гласный — это звук речи, который мы издаем, НЕ блокируя воздух, выходящий через рот.
пример гласных звуков :
/ ɪ / i: / ʊ / u: / e / ɜ: / ə / ɔ: /
2 согласных
согласная — это звук речи, который мы издаем, когда блокирует воздух, выходящий через рот или нос. Мы блокируем воздух, соприкасаясь двумя или более губами, языком, зубами, верхней частью рта и задней стенкой горла.
пример согласных звуков :
/ п / ф / θ / т / с / ʃ / ʧ / к /
Произношение
слогов
слогов — это бессмысленная единица произношения, состоящая из одного гласного звука с окружающими согласными звуков или без них, например:
звучит | ||||
согласная | гласная | согласная | примеров | |
с у л л а б л е с | В | / аɪ / | ||
В | С | / ɒк / | ||
С | В | /тə/ | ||
С | В | С | /pəs/ |
Слова
Слово — это значимая единица речи, состоящая из одного или нескольких слогов. Например, I — односложное слово, а осьминог — трехсложное слово, как вы видите в примерах ниже:
слово | количество слогов | |
---|---|---|
я | я | 1 |
зеленый | зеленый | 1 |
вполне | вполне | 1 |
тихий | тихий | 2 |
оранжевый | или-анге | 2 |
стол | стол | 2 |
осьминог | ос-к-гною | 3 |
интересное | инте-рес-инг | 4 |
нереально | нереальный | 4 |
обычный | ун-экс-сеп-тионал | 5 |
Одно или несколько слов могут образовывать предложение.
Резюме
- Легкие выталкивают воздух для речи .