Рисование в технике граттаж: Граттаж — техника царапанья

Рисование в технике граттаж в детском саду | Консультация по рисованию:

История возникновения техники граттаж.

Граттаж (от фр. grater – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Произведение выполненные в технике граттаж отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

          Чаще других граттаж применяли графики начала XX века в России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский в работах 1920-х гг. создавая свои фантастические, повышено экспрессивные произведения. Его так же применяла литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к гратажжу при работе над иллюстрациями книги «сто народный баллад».

Так вот граттаж – это что-то вроде рисунка наоборот: изображение появляется благодаря удалению краски, а не нанесению. Нижний слой обязательно нужен гладкий: это может быть картон на меловой основе, бумага, какая – либо другая твердая поверхность (например виниловая пластинка). Второй слой – воск /грифельный карандаш/ масляная постель. Последний слой тушь, акрил, гуашь контрастного с фоном цвета. Затем – выцарапывание нужного изображения.

         Фон не обязательно должен быть черным, а верхний слой белым. Экспериментируя с цветной палитрой можно добиться интересных и эффектных результатов, оригинальных и загадочных переливов. Инструментов  же у граттографии невероятно множество. От формы режущего элемента зависит и результат, вид узора. Главная, чтобы предмет был острый.

Таким образом, техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый не опытный человек или маленький ребёнок сможет создать настоящее произведение искусства. В этой консультации вы узнаете всё о граттаже и сможете самостоятельно рисовать в этой технике с детьми раннего возраста.

Техника граттаж в детском саду.

Увлекательная необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей раннего возраста основа для рисования подготавливает воспитатель, а дети старшего возраста способны самостоятельно подготовить основу для рисунка. Техника состоит из трех этапов и проста в выполнении. Все этапы подготовки листа к работе интересна и вызывает у детей интерес. Воспитывают внимания, усидчивость, чувства последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Дети познают многообразие окружающего мира, а также расширяют кругозор и проводят познавательно-исследовательскую деятельность.

Для лучшего восприятия детей название этой техники можно изменить на «Цап-царапки». Детям понравиться это смешное название, они легко запомнят эту технику. Попробовав технику «граттаж» один раз, вам захочется вернуться к ней снова и снова. Технику «граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1 (самый простой)

1 Шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона или бумаги для рисования и тщательно без пробелов натереть его восковой свечой.

2 Шаг. Нанесите с помощью широкой кисти или губки густой (как сметана) слой гуаши черного цвета (или другого темного) на весь картона так, чтобы не было пробела.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампунь, моющего средства или клея ПВА) тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 Шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистку, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные лини или штрихи. В общем то, что вам хочется.

Вариант №2

1 Шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона или бумаги можно разделить на две или три части в зависимости от замысла основного рисунка по горизонтали. На части наносится гуашь нужного цвета.

 Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.

Вариант №3 (делаем фон восковыми карандашами)

1 Шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна. Второй третий шаг повторить как в варианте №1. Оригинальность этому варианту можно добиться если зарисовать лист цветными пятнами.

Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.

Совет: если вы хотите перенести на «граттаж» рисунок из книги, то переведите его на кальку, аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.

Вариант №4  Гратаж + аппликация

1 Шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.

Второй третий шаг повторить как первом варианте.

Шаг 4. Выполнить аппликацию с заранее подготовленных форм.

Совет: если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по всему листу лак для волос.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж «Цветы для феи»

Ключевые слова: граттаж, рисование, рисование в технике граттаж

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — техникой граттаж.

Программные задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж;
  • учить изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений;
  • закрепить представления детей о нетрадиционной технике рисования.

Развивающие:

  • развивать у детей воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус;
  • выделять слова и действия, относящиеся к нетрадиционной технике;
  • рисования, обогащать словарный запас;
  • развивать цветовосприятие и творческие способности.

Воспитательные:

  • формировать положительные взаимоотношения детей.

В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:

  • Образовательная область «Коммуникация»:
      Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
  • Образовательная область «Познание»:
      Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (граттаж).
  • Образовательная область «Социализация»:
      Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
  • Образовательная область «Физическая культура»:
      Развивать двигательную активность детей и мелкую моторику рук.

Методы и приемы: сюрпризный момент, получение письма, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, объяснение и показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность, индивидуальная помощь, анализ работ. «Граттаж», музыкальное сопровождение П.И.Чайковского «Вальс цветов» Конверты с заданиями.

Раздаточный материал: альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные, деревянные палочки, салфетки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети встают в круг.

– Ребята, у нас сегодня гости посмотрите, поздоровайтесь с гостями.

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

.

— Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а помогут нам в этом игра. Вы будете повторять за мной.

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Вот теперь мы полны сил и энергии.

2. Основная часть

— Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ:

«Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома – разноцветные».

— Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле – волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником).

— Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно?

(Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях.)

— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Прочитаем, что она пишет? (Да)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять они еще не расцвели ? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».

(Чтение письма под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»).

— Поможем доброй Фее? (Конечно).

— Ну что, за дело? (Да).

Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!

— Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём…

«А, вы решили, что победили? Не тут-то было! Я – великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус. »

— Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).

— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!

3. Алгоритм выполнения работы

— Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрное исчезнет.

Воспитатель:. Давайте сегодня поиграем в «цап-царапки» или по-другому нарисуем свои картины в технике «Граттаж». Слово «Граттаж» произошло от французского слова – скрести, царапать, поэтому другое название этой техники рисования – техника царапанья.

Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете что такое «Граттаж», но работа в этой технике требует больших усилий, поэтому, нам необходимо немного размяться Давайте выйдем на ковер.

(Вперед 4 шага)

Провести пальчиковую гимнастику, которая усиливает мелкую мускулатуру пальцев рук (Проводим гимнастику для пальчиков)

Далее звучит веселая музыка и дети с удовольствием приступают к рисованию. «Помочь друзьям спеши».

— Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!

Воспитатель: Взгляните, палочку держим как карандаш и процарапываем ею по бумаге штрихами и черное исчезает. Получается? (Да) Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги. Я раздам шаблоны вы можете воспользоваться ими кто хочет, может нарисовать самю

Далее звучит веселая музыка, и дети с удовольствием приступают к рисованию. «Помочь друзьям спеши».

4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение

По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха.

Наши друзья — жители страны «Рисовандии» ждут от вас помощи!

5. Итог занятия

Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.

— Молодцы, ребята! Мы всё-таки победили Ляпсуса-Тяпсуса!

Цветы получились очень красивыми, яркими, выразительными. А теперь сложим их в конверт и отправим Фее во дворец, она обязательно обрадуется!

Рефлексия

  • Ребята, «Чем мы сегодня занимались?» С какой техникой рисования мы сегодня познакомились?
  • Как по-другому называется техника рисования граттаж?
  • В переводе с французского, что обозначает граттаж?

Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить).

Рисунок сграффито — Джон Спейт

Сграффито

форма украшения, выполненная путем процарапывания поверхности для выявления нижнего слоя контрастного цвета

(Oxford Languages)

7 декабря 2020

На этой неделе я буду вести урок рисования природных форм и не могу придумать более солнечного и ароматного предмета для рисования прямо сейчас, чем дольки апельсина, которые в наши дни можно найти на многих праздничных гирляндах.

или венок, добавляющий живую цветовую гамму. На этом уроке я хочу познакомить учащихся с альтернативным применением рисунка с помощью орнаментальной техники сграффито, которая использовалась для украшения многих красивых фасадов эпохи Возрождения, а также широко используется в керамике. Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Sgraffito требует двух контрастных слоев, верхний из которых процарапан, чтобы открыть нижний слой. В то время как сграффито имеет долгую историю в декоре стен и керамике, эта субтрактивная техника также может быть аппроксимирована с помощью краски и любого предмета, которым вы можете царапать. Я работал над этим со студентами в прошлом, когда они создавали великолепные, замысловатые транскрипции фарфоровых ваз династии Мин, используя два слоя масляной пастели. Но это также можно сделать с помощью комбинации масла и акрила, с медленно сохнущей масляной краской, нанесенной на высохший акрил, что создает идеальные условия для создания каракулей, рисунков или мотивов! Ниже приведены некоторые примеры того, чего ученики должны достичь.

Чтобы разогреться и взглянуть на наш предмет, мы начнем с коротких упражнений по рисованию ручкой, затем перейдем к покрытию предварительно окрашенной акриловой панели размером 4 x 4 дюйма обильным слоем масляной пастели и ‘ царапать наши рисунки палочками для коктейлей и палочками для эскимо. Эти художественные занятия были разработаны для поощрения личного исследования возможностей создания изображений с использованием нескольких слоев, сред и инструментов, а также многочисленных творческих возможностей в среде рисования. Хотя рисование часто напоминает ахроматические наброски карандашом или ручкой, оно также может быть красочным, субтрактивным и мультимедийным! Различные цветовые комбинации также могут создавать различные проблемы дизайна и создавать совершенно разные изображения.

Чтобы просмотреть презентацию, включая обучающие видеоролики, демонстрирующие каждое художественное занятие, нажмите кнопку ниже.

И поскольку я сам так наслаждаюсь магией «рисунков сграффито», я начал свои мини-исследования на больших листах бумаги, пробуя разные композиции, играя с несколькими цветами акриловой краски и масляной пастелью, работая с различными инструментами (включая конец кисти!), и поиск различных способов выражения через рисование узоров и текстур внутри сушеных апельсиновых ломтиков и половинок клементина.

Искусство скретчинга — Прослеживая богатую историю и наследие сграффито

На протяжении всей истории художники и другие творческие люди использовали различные техники для воплощения своих идей в жизнь. Художественные приемы развивались и совершенствовались с течением времени, при этом некоторые приемы распространялись из одной среды в другие. Область гончарного дела является одним из таких примеров. Керамику и глиняную посуду перед глазурью часто украшали орнаментом, что делало их поверхность твердой. Царапанье и резьба по керамике вскоре стали популярным способом украшения не только керамики, но и других твердых поверхностей.

Техника называется sgraffito (множественное число sgraffiti) , итальянский термин, означающий «царапать», который в именительном падеже обозначает рисунок или надпись, сделанные на стене или другой поверхности путем царапания. В основном техника орнаментации, сграффито имеет долгую историю, уходящую на многие века в прошлое.

Фасад эпохи Возрождения с рисунком сграффито в Альтхофене, техника резьбы взята из керамических и глиняных украшений, Creative Commons

История сграффито

В изобразительном искусстве сграффито использовалось в основном в керамике и живописи. С помощью острых инструментов художники надрезали или царапали украшения на тонком слое глины или других материалов. В течение Средневековья он нашел свое применение в росписи панелей и иллюминированных рукописях, с нанесением сусального золота в качестве грунтового слоя, появляющегося в результате царапания.

Начиная с 13 века, Италия стала одним из ведущих производителей керамики сграффито, особенно ее северные города, такие как Венеция. Самые ранние изделия были украшены простыми мотивами, но в более поздние периоды дизайн развивался, и полихромные изделия с граффито стали стандартом. Глиняные техники включали царапанье украшений на влажной глине с помощью острых инструментов, что делало сухой предмет более привлекательным и повышало его ценность. Отвечая на запросы покровителей эпохи Возрождения, портретные бюсты, окруженные узорами из рыбных решеток, также стали одним из популярных мотивов.

В Англии в 18-м веке белая керамика, известная как голубая керамика, была украшена голубыми узорами сграффито. Сграффито было популярно и в других частях мира; Исламские гончары использовали эту технику на Ближнем Востоке, а в Новый Свет ее также принесли немецкие поселенцы в Америке, которые начали там производить изделия сграффито. Эта техника была завезена в Западную Европу через Персию и Византию и стала особенно популярной в 15 и 16 веках.

Архитектурные истоки сграффито восходят к древнеегипетскому и римскому периодам. В последующие века эта техника стала популярной и в других регионах, в том числе в исламских странах, причем особенно оригинальный дизайн появился в 13 веке на Пиренейском полуострове под влиянием ислама. Этот тип украшения также использовался на религиозных зданиях, особенно в Польше, Германии и Италии.

В период эпохи Возрождения и маньеризма , украшать стены сграффити было модно в большей части Европы, но именно в Италии техника достигла своего пика, и были введены новые, улучшенные и обогащенные рисунки. В этот период многие архитектурные объекты, от амбаров, домов, замков, ворот и церквей, были покрыты украшениями сграффито. Этот метод использовался для модернизации средневековых зданий, а также для выражения религиозных взглядов. Однако с приходом барокко многие сграффити были покрыты украшениями, которые больше соответствовали новому стилю.

Орнамент сграффито на керамической посуде, коричневая глазурь по краю, Creative Commons

Сграффити на Ближнем Востоке

Появление техники сграффито на Ближнем Востоке связано с историей гончарного дела в регионе. История начинается с легенды о заключенных в тюрьму китайских гончарах , которые познакомили исламский мир с гончарным делом. Однако связи между двумя культурами могли быть просто случайными, так как легенда так и не была проверена. Более вероятно, что гончарное дело было местным развитием в регионах Ирана, Ирака и Сирии.

Начиная с 10-го века, глазурованные светодиодные изделия надрезали острым концом, обнажая основной цвет. Техника резания распространилась по всему региону, и в XI веке в Иране были разработаны новые изделия сграффито с зороастрийскими мотивами . Тремя основными типами сграффито в этом регионе были простые резные изделия с простым рисунком, изделия Garrus с узорами, вырезанными из толстых белых слоев, и полихромные изделия Aghkand . Эти типы распространились в Византии и далее на Запад в последующие века.

House Cauchie архитектора Пола Коши, деталь дизайна второго этажа, демонстрирующая использование сграффито и других техник, Creative Commons

Art Nouveau Sgraffiti

Одна из характеристик ар-нуво, международного стиля, популярного во время Belle Эпоха г. была очаровательным украшением фасада. Вдохновленные природными формами, они узнаваемы по цветочным элементам, изогнутым формам и динамизму.

Промышленная революция коренным образом изменил методы производства в этот период: мелкие производители были заменены фабриками. Подъем буржуазии привел к увеличению снисходительности к богатству, когда художники, архитекторы и дизайнеры соревновались, чтобы отличиться от других. В бруталистическую эпоху стали и пара они стремились к эстетической сублимации и часто возвращались к природе и ее формам для вдохновения.

Один из самых ярких примеров сграффито в стиле модерн на фасаде, который возродился в 189 г.С 0 по 1915 год изображена церковь Святой Марии в Санбери, графство Суррей, украшенная английским художником Хейвудом Самнером , который также считается пионером этой техники. Помимо Самнера, Пол Каучи из Бельгии является еще одним выдающимся артистом Сграффито, который украсил более 400 фасадов с помощью Страффити между 1894 и 1914 годами.

Страффито сегодня

История Sgraffito раскрывает постоянное очарование. Возможно, идея поцарапать или разрушить что-то, чтобы на самом деле раскрыть его красоту, или создать что-то с помощью разрушительной практики царапания, — вот что удерживает очарование этой многовековой техники.

В изобразительном искусстве сграффито сегодня в основном используется в живописи, гончарном деле и стекле. Процесс для всех трех аналогичен и не претерпел существенных изменений с течением времени; он состоит в нанесении на предмет предварительной цветной поверхности, которая затем покрывается другим слоем. Процарапывание этого поверхностного слоя по определенному рисунку или форме обнажает основной цвет, создавая декоративный контрастный рисунок на объекте. В фресках и настенных росписях художники обычно используют два слоя штукатурки разного цвета, в то время как в стекле верхний слой цветного стекла царапается, чтобы открыть под ним прозрачное стекло.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *