Рисование пальцами техника: Пальчиковое рисование: как его развивать и почему это важно?

Методика «Рисование пальцем»

Методика «Рисование пальцем»
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности

Автор: Рут Ф. Шоу


Проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show) в 1932 г. Методика рисования пальцами родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта школа была местом, где встречались дети различных национальностей, говорящие на разных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации.
Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что та помогает её юным ученикам избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет их уверенность в себе.


В дальнейшем разрабатывалась П.

Наполи (1946,1951) и др. как личностная методика.
Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску.
Базисное утверждение, на котором основывается метод, заключается в том, что рисование пальцами — это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. В этом отношении рисование пальцами перекликается с другими формами художественного самовыражения, позволяющими максимум экспрессивного поведения и требующими минимум адаптации.
По мнению авторов и психологов, имеющих значительный опыт практического применения данной методики (Спринг, Мосс, Лайл, Розенцвейг, Дарбин и др.), наиболее значимые ассоциации субъект выдаёт в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит его к наибольшему эмоциональному накалу. В это время его ассоциации являются более искренними проявлениями личности, чем полученные в любые другие моменты. В ряде случаев испытуемого просят рассказать о том, что получилось после завершения рисунка.
Рекомендуется также составлять серию таких «картин», созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период.
Считается, что в силу слабой структурированности тестовой ситуации создаются наиболее благоприятные условия для самовыражения. Это сближает тест с методикой свободных ассоциаций. Для использования всех преимуществ данного метода и процессуального анализа, экспериментатор должен присутствовать все время проведения теста и фиксировать, как и какие цвета выбирает субъект, как использует пространство, как двигается, а также спонтанные высказывания и подходы к работе.


Общие подходы к интерпретации основаны на учёте следующих основных показателей:
1. Наблюдение общего поведения.
2. Распределение времени.
3. Использование пространства и местоположение.

4. Цвет.
5. Светотени.
6. Мазки.
7. Содержание.
8. Движения и жесты.
9. Ритм.
Существует интерпретационная схема, где каждый из указанных показателей достаточно подробно раскрыт и обоснован с учётом имеющегося диагностического опыта.


Достоинства данной методики:
1. Свобода от двигательных ограничений. Рисование пальцами требует минимального участия той группы мышц, которые отвечают за мелкую моторику, поэтому в этом отношении она является прекрасным средством самовыражения как для тех, кто не испытывает трудностей такого плана, так и для людей с физическими недостатками. Люди, страдающие физическими недостатками, откроют в рисовании пальцами прекрасный источник самовыражения, который компенсирует их ограничения. Рисование пальцами очень эффективно в случаях слепоты, глухоты, спастических проявлениях.
2. Свобода от культурного влияния. Рисование пальцами привлекает минимум культурных или усвоенных ценностей, поэтому реакции не подвержены влиянию стандартных шаблонов. Как и почерк, рисование пальцами нельзя отнести к какому-либо стилю. Субъект не может

в зависимости от своего предыдущего опыта считать рисунки плохими или хорошими, приемлемыми или неприемлемыми, правильными или неправильными.
Возможно, наибольшее значение имеет тот факт, что рисование пальцами является средством самовыражения, которое относительно не подвержено влиянию языкового фактора, который часто выступает в качестве сильного сдерживающего агента в эмоциональном плане.
3. Свобода от социального давления. Социальное давление можно определить как личностный аспект культуры, нарушающий свободу самовыражения индивида. А рисование пальцами — это социально санкционированная «игра с грязью», которая позволяет индивиду вывести свои агрессивные импульсы. Она приводит к удовлетворению деструктивных влечений, в то же время, не будучи деструктивной, и позволяет субъекту пренебречь социальными запретами и табу без страха возмездия. При рисовании пальцами ситуация носит игровой характер и страх, который может обнаружить у себя субъект, минимизирован.
4. Процессуальный и последовательный анализ. Возможно, наибольшее достоинство метода рисования пальцами состоит в том, что проводящий тестирование имеет возможность наблюдать процесс достижения субъектом конечного продукта (процессуальный анализ). Следует чётко отличать от последовательного анализа. Возможны также наблюдения, связанные с изменениями
от рисунка к рисунку когда во время одного или нескольких сеансов появляется несколько законченных рисунков (последовательный анализ). Он может быть использован в целях проверки достоверности. Его можно также использовать для определения степени изменения выдаваемых субъектом проявлений на разных стадиях диагностики или терапии.
5. Нет проблемы эквивалентных форм. Ещё одно преимущество методики заключается в том, что
не существует проблемы эквивалентных форм при повторном рисовании. Каждый раз ситуация рисования является для субъекта новым увлекательным приключением, и каждый рисунок представляет собой новый пункт в тестировании.
6. Многовариантность целевого использования методики. Методика может проводиться как при индивидуальном, так и групповом обследовании. Она также подходит в качестве эффективного средства психотерапевтического воздействия на личность.
Многие исследователи рассказывают о различных формах использования этого метода. Шоу и Лайл отмечают, что он позволяет добиваться проявления фантазии у детей.
Мосс рассказывает о его применении для стимулирования свободных ассоциаций, Спринг указывает на его ценность при работе с анальными импульсами. Розенцвейг и Дарбин разрабатывали диагностический аспект этой методики, они пытались выяснить, как выражаются личностные особенности психотических пациентов в больнице для душевнобольных. Флеминг, работая со взрослыми невротиками, пыталась соотнести их поведение, выраженное во время рисования, с их личностными характеристиками. Наполи провёл сравнительное исследование целого ряда диагнозов и сопроводил его подробным отчётом о значении различных показателей рисунка для интерпретации. В своей более ранней публикации Наполи выделил в таких рисунках критерии, которые можно диагностировать как параноидные и шизофренические признаки. Эртоу и Кэйдис исследовали роль метода рисования пальцами в интегрированных психотерапевтических программах.
Таким образом, метод рисования пальцами получает все возрастающее признание, однако он не так тщательно изучен, как большинство других проективных методик.
Тем не менее, уже сейчас ясно, что рисование пальцами может предоставить адекватные показатели для определения базовых характеристик индивида.


Особенности проведения процедуры тестирования.

Необходимое оборудование.
1. Бумага: Стандартный лист представляет собой большое прямоугольное бумажное полотно 22 х 16 дюймов (56 х 41 см), с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой регистрируются дата проведения, личные данные и другая необходимая информация. Бумага меньшего размера также годится, но большие листы дают субъекту больше простора для самовыражения. Все время сеансов следует придерживаться однажды выбранного размера: важно, чтобы субъект, работал на одинаковых листах. Это обеспечит большее единообразие проявлений.
2 Краски: Субъекту предлагают шесть основных цветов: синий, чёрный, красный, коричневый, зелёный и жёлтый. Краски содержатся в баночках и имеют устойчивую пастообразную консистенцию, и субъекту необходимо приложить усилия, чтобы начать рисовать.

После необходимых манипуляций с красками и водой (эмоционально стимулирующий процесс) получается однородная рабочая масса. Краски не причинят вреда, если их проглотят, и легко отмываются с любой поверхности.
3. Место для рисования: Высота стола должна соответствовать потребностям индивида. Удобно, когда уровень столешницы находится чуть ниже локтя субъекта в положении стоя. Около стола должно быть достаточно свободного пространства для того, чтобы субъект мог ходить вокруг него во время работы. Поверхность стола должна быть без трещин, и предпочтительно, чтобы она была сделана из таких материалов, как линолеум, или зеркальное стекло. Размеры поверхности должны быть больше чем размеры предназначенного для работы листа.
4. Емкости: Стандартное оборудование включает в себя большую ёмкость длиной около 17 дюймов (43 см) для смачивания бумаги, сосуд меньшего размера для обрызгивания и увлажнения и ведро для уборки. Все это желательно, но необязательно. Достаточно, если имеется раковина и подходящих размеров стол со свободным пространством вокруг него.
Проведение теста: Существуют различные мнения относительно того, как следует знакомить субъекта с материалами для рисования пальцами. Достоинства каждого метода меняются в зависимости от целей экспериментатора. Наиболее приемлемой процедурой, основанной на практическом опыте, является следующая. Перед тем как субъект зайдёт в помещение, ёмкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещён на столе. Субъекту даётся инструкция: «Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите».
Если у субъекта уже есть опыт подобного рисования, достаточно сказать: «Давайте сделаем ещё один рисунок». Если субъект будет просить дальнейших, более конкретных инструкций, его заверяют, что он может рисовать все, что он хочет и так, как он хочет. Во времени ограничений не даётся. В среднем работа занимает пятнадцать-двадцать минут, в крайних вариантах — от десяти минут до одного часа. Количество расходуемого времени в значительной степени варьирует в зависимости от возраста испытуемого. После окончания рисунка его просят придумать название и задают вопрос, может ли субъект как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком.
Основные положения интерпретации (диагностические основы)
Многие обобщения, представленные ниже, выведены на основе клинического опыта и анализа 700 рисунков. Они предлагаются в качестве экспериментальных гипотез и, конечно, требуют дальнейшей верификации.
Наблюдение общего поведения. Как правило, клиницисты соглашаются с тем, что определённые аспекты поведения индивида в клинической или тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминает игровую и предоставляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать.
Поведение субъекта до и во время рисования включают в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, являются реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности.
Можно определить значение каждого отдельного аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность».


В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции:
1. «Дистанция», которая показывает стремление индивида отделить себя от задания;
2. «Вовлеченность», отражающая намерение полностью участвовать в процессе.
У субъекта одновременно присутствуют обе тенденции, их сила варьируется и одна из них доминирует.
Дистанция. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование
Г I Л
«дистантной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом:
а) Пространственно-физическое. Выражается в манере индивида подходить к столу и краскам. Субъект может стараться держаться от них настолько далеко, насколько это возможно. Либо он может держать одну руку за спиной, погружая в краску или в воду только один палец или вытягивать как можно дальше от себя руку, используя палец как карандаш или инструмент, как будто он
не является частью его самого. В крайнем случае, можно наблюдать сочетание всех этих поведенческих проявлений.
б) Вербальное. Дистанцированная позиция может выражаться и в вербальном поведении субъекта. Он может проявить признаки замешательства. Он может попытаться избежать самостоятельных действий и переложить ответственность на экспериментатора. Он может задавать такие вопросы типа: «А как мне это делать?», «Что я буду рисовать?», «Кто сделал эти краски?». Все эти запросы направлены на то, чтобы субъект мог оставаться вне ситуации.
в) Невербальное. «Дистантная» тенденция может выражаться в беспорядочных движениях рук, быстром переключении внимания, неловкости в движениях. Она также может проявляться в попытках манипуляции или привлечения тщательного планируемого, стереотипичного поведения, такого как настойчивое рисование геометрических фигур.
Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствует спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо
образом вошёл в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированности.
Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность или неудовлетворённость. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быть быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлечённому» поведению.
Вовлеченность.В противоположность индивидам с дистанцированным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечённую тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела.
В его мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Субъект может покрывать краской своё тело, дети особенно любят размазывать её по животу. Некоторые испытуемые наслаждаются длительным мытьём рук в воде.
Поведение, показывающее доминирование «вовлечённой» тенденции, лучше всего описать словами «погружение в работу».
Мотивация, лежащая в основе вовлечённого поведения опять, же может быть различной. Она может быть представлена стремлением к удовольствию или удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждебность.
Некоторая степень вовлеченности присутствует уже с того момента, когда индивид вообще попадает в ситуацию рисования пальцами. Процессуальный анализ часто выявляет изменения в поведении субъекта в сторону увеличения степени вовлеченности.


Диагностические особенности процесса рисования пальцами
1. Распределение времени:
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:
1. Продолжительность реакции до начала рисования,
2. Паузы во время рисования,
3. Общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.
Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистантной» тенденций. Некоторые субъекты сразу же приступают к заданию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.
Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение. Например, «Ой, это выглядит ужасно! Можно я это выброшу?», «Можно я это смою?», «Как мне сделать это светлее?», «ненавижу этот цвет!». Субъект может даже в ярости разорвать и выбросить лист.
Общее время: Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс.
Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые могут продолжать рисовать, пока бумага не начнёт рваться. Другие отходят от ситуации так скоро, как только возможно, потому что ситуация может вызывать у них чувство тревоги.
2. Использование пространства и местоположение:
При рисовании пальцами большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение».
Экспансия: Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об относительно эмоциональных неконтролируемых реакциях.
Отмечают, что дети, подпадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью. Такое наблюдение часто наблюдается у делинквентов. Похоже, это коррелирует с тем, что они не признают авторитетов, и с их ненасытным влечением к импульсивному удовольствию.
Ограничение: Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Интерпретация та же самая, что при рисовании.
Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.
Использование пространства в процессуальном анализе. Когда использование пространства рассматривается посредством процессуального анализа, появляется отличная возможность для наблюдения за процессом формирования картины.
Субъект может начать с рисования отдельных элементов по краям листа, а потом заполнить оставшееся пространство деталями, чтобы получилась целостная картина. Таким образом, поступают те индивиды, которые чувствуют сильную потребность в логических действиях или в безопасности. В этих целях субъект также может для начала снабдить лист широкой чёрной рамкой, а уже только потом позволить себе выстраивать свои узоры.
И наоборот, субъект может начать с центрального рисунка, который будет ядром всей картины и продолжить работу, дополняя элементы рисунка, пока не покроет весь лист. Например, он может нарисовать маленький дом в центре листа, а затем добавить к нему дорогу, дерево, солнце на заднем плане. Таким образом, при рисовании пальцами имеется возможность наблюдать за развитием концепции картины, потому что мыслительный процесс воплощается в двигательной активности.
3. Цвет:
Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета — это прямое выражение наших эффектов и эмоций. Субъект может использовать цвет строго в пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта. Или цветовое решение может быть выполнено в диффузной манере без твёрдых границ, как при рисовании пламени или светящего солнца, при этом даётся спонтанное выражение эмоциональным порывам.
Но в методике рисования пальцами выбору цветов придаётся повышенное эмоциональное значение. Субъект имеет возможность выбирать оттенки и сочетать их таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, субъект может выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов.
4. Светотени:
При рисовании пальцами лучше разделять эффекты светотени, происходящие из фактуры поверхности, и те, которые являются следствием идеи глубины или трёхмерной.
Эффект фактуры поверхности можно соотнести с ответами типа С по тесту Роршаха, они обычно получаются из-за похлопывающих и ударяющих движений и являются индикаторами сильных чувств. Доминирующий канал восприятия при этом — тактильный. А изображение глубины (фактор К по Роршаху) — это результат формирования концепции картины, а не тактильной стимуляции. Типичные изображения такого рода — это элементы спирали.
5. Мазки:
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента-посредника, который бы тормозил момент экспрессии.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:
1. Направление мазков. Основное направление мазков может быть вертикальным или горизонтальным. Первое может начинаться снизу или сверху, а второе с правого или левого края. Сторона, с которой начинаются мазки, зависит от праворукости или леворукости субъекта, и это тоже нужно принимать во внимание. Элшулер и Хеттнтик идентифицировали вертикальное направление как проявление навязчивых влечений, а горизонтальные как тенденции к самозащите, подверженности страху, открытому сотрудничеству.
На некоторых рисунках маленьких детей или людей с психическими расстройствами не наблюдается
организации мазков в каком-либо направлении, они беспорядочны и бессистемны. Однако по мере эмоционального роста в процессе терапии или по достижении большей психологической зрелости неорганизованный беспорядок часто превращается в связную структуру.
Иногда с помощью процессуального анализа можно на одном рисунке проследить тенденцию к «выправлению», когда субъект начал класть мазки в одном направлении после небольшого периода беспорядочной мазни.
2. Ширина, нажим и многочисленность мазков. Мазки могут быть узкие и слабые, если проводятся кончиками пальцев, или широкими и жирными, когда их проводят рукой, ладонью или локтем. Субъект может варьировать степень нажима и в крайних случаях это выливается в то, что смещаются все нанесённые до этого краски, оставляя белую линию на поверхности бумаги. И, наконец, мазок может быть единичным, то есть сделанным одним пальцем или состоять из двойных или тройных Параллельных мазков по числу задействованных пальцев.
Степень нажима свидетельствует об энергетическом уровне субъекта. Сильный нажим говорит о том, что человек полон сил, либо об имеющемся напряжении.
Легкие мазки могут говорить о стеснительности или подверженности страхам.
Многочисленность мазков — показатель вовлеченности. Если индивид ограничивается единичным мазком, это символизирует меньшую степень вовлеченности, чем при использовании тройного параллельного мазка.
3. Форма и длина мазков. Мазки могут быть угловатые или закруглённые, сплошные или прерывистые, закрытые или открытые. Тенденция к угловатости представляет агрессивный поведенческий паттерн, а если угловатые мазки расположены зигзагообразно, это может обозначать нерешительность индивида относительно своего агрессивного поведения. Длинные мазки свидетельствуют о контролируемом поведении, а короткие характеризуют импульсивное поведение. Прерывистость мазков может быть показателем тревоги, ощущения ненадёжности.
Под «закрытостью» подразумевается представляет ли мазок закрытую фигуру сам по себе, например как окружность или восьмёрка. Пример открытой фигуры — это форма полумесяца. Закрытость обозначает фактор замкнутости. Степень открытости показывает степень желания общаться с миром.
4. Фактура мазков. Другая характерная особенность техники рисования пальцами — возможность получения мазков двух видов. Мазок можно прочертить в уже нанесённой краске или наложить на неё новый слой. Последнее, производя эффект рельефности, часто является результатом «цветового возбуждения» и, как уже было отмечено, отражает некоторую расторможённость. Значение прочерченных мазков близко к царапанью и другим агрессивным действиям.
Другой аспект в различении мазков касается основного рисунка и фона (переднего и заднего плана). Отношения между мазками заднего и переднего плана имеют значение, хотя в точности оно ещё не определено. Субъект может попытаться изобразить совершенно контрастные фигуры или стараться, чтобы они постепенно слились с задним фоном. Мазки на заднем плане могут создавать эмоциональный фон вокруг основного рисунка, либо основной рисунок может создаваться как реакция на задний план. Например, субъект, который вначале боялся показывать свои агрессивные влечения, может покрыть весь лист мазками мягкой формы. И только после этого он осмелится нарисовать центральную фигуру, раскрывающую эти импульсы. В другом случае субъект может быть серьезно обеспокоен «обнаженностью» центральной фигуры и уравновесит её жирными, энергичными мазками на заднем плане.
Очевидно, что комбинации и конфигурации мазков бесконечны. Вертикальная линия может быть проведена от себя или к себе; она может быть прямой или извилистой; угловатой или закруглённой; сделанной сильным или слабым нажимом; может быть изолированной или окружённой другими линиями.
6. Содержание.
К содержанию рисунка относятся:
1. Видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе;
2. Высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержание можно назвать тогда, когда субъект занимается бесцельной мазней и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций.
Возраст и другие факторы, влияющие на содержание рисунка:
Возраст является очень важным фактором при рассмотрении содержания рисунка. Просто мазня будет абсолютно нормальной для трёхлетнего ребёнка, у которого экспрессивность сосредоточена на двигательной способности. В начальной школе у детей доминируют контурные изображения фруктов, домов, деревьев. Эти стереотипные рисунки обычно быстро разрушаются, часто во время одного сеанса, и после этого появляются более динамичные изображения. Как и с цветом, у нормальных школьников наблюдается снижение дезинтегрированной конформности содержания в течение работы.
Материал для рисования пальцами провоцирует создание продуктов особого рода. Например, очень часто рисуют пейзажи, в то время как наблюдается заметное нежелание изображать человеческие фигуры. Наиболее часто встречающееся содержание — это разнообразные вариации пейзажных тем. Из-за того, что изображения человека встречаются относительно редко, сложно придать человеческой фигуре какое-то особенное значение для интерпретации.
Организация содержания:
Организация содержания является значимым диагностическим критерием. Наполи обнаружил, что структура содержания важна для различения параноиков и шизофреников. У второй группы, отмечает Наполи, наблюдается два абсолютно не связанных между собой, независимых слоя или уровня в изображении. Работа сопровождается словесными высказываниями, которые не имеют никакого внешнего отношения к рисунку. Эртоу и Кейдис отмечают, что будет подробно описано позже, взаимосвязь содержания изображения и вербальных выражений — это важный показатель развития эго у детей.

Рисуем пальчиками, ладошками и ножками

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А еще он проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Вот игры с красками, которые привлекут интерес к рисованию и помогут в развитии малыша.

1. Штампы пальчиками

В своей замечательной книге «Ed Emberley’s Complete Funprint Drawing Book» автор описывает технику рисования отпечатками пальцев. Вам понадобится краска разных цветов, вода, губка, бумага и фломастер.

С помощью этой техники можно рисовать веселые рожицы:

Животных:



Цветы:


Транспорт:

 

Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей.

2. Отпечатки ладошек и ножек

Рисовать можно не только пальчиками, но и ладошками и даже ножками. Вот такие интересные работы можно сделать из отпечатков ручек и ножек, если приложить чуточку фантазии.

3. Еще отпечатки

Делать отпечатки можно чем угодно. Например, можно покрасить краской колеса у игрушечной машинки и повозить ее по бумаге. Интересный отпечаток в форме розы получается из остатков кочана пекинской (китайской) капусты.

При помощи обычных шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки-сюрпризы. Такая техника называется ниткопись. Для этого возьмите лист бумаги или картона, сложите его пополам. Конец шерстяной нитки на 10 см опустите в гуашь, затем зажмите окрашенную нитку между согнутой бумагой и поводите ею там. Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков. Можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и получить многоцветную абракадабру. Рассмотрите вместе с крохой получившееся изображение, подумайте, на что оно похоже, дайте ему название. Может, это фейерверк или цветной луг, или просто хорошее настроение?

Рисовать можно и мыльными пузырями! Для этого надо добавить в любой мыльно-пенящийся раствор краску или пищевой краситель, набулькать побольше пены и сверху прислонить к ней бумагу.

Из такой бумаги можно сделать поздравительные открытки родственникам и друзьям.

Сейчас в продаже встречаются игровые наборы штампов для детского творчества. Благодаря им малыш может украсить поздравительную открытку, дополнить свой рисунок необходимыми элементами. Играя со штампами, вы сможете познакомить малыша с такими понятиями как логическая последовательность символов (узор) и симметрия. Способствуют развитию творческого мышления наборы со штампами в виде геометрических фигур, из которых можно составлять различные картинки. Например, набор штампов «Танграм».


Правда, стоят такие наборы недешево, поэтому лучше изготовить штампы-геометрические фигуры самим.

Прикольные приемы и приемы рисования пальцами с примерами

Некоторые из простых и легких в использовании техник рисования пальцами представлены в статье ниже. Дети и взрослые найдут рисование пальчиками приятным и веселым занятием.

В старину искусство рисования пальцами было популярно в Китае, Европе и Америке. Он был заново открыт в недавнем прошлом и стал одной из популярных техник живописи. Сегодня этим искусством занимаются как любители, так и профессиональные художники по всему миру. Еще несколько лет назад техники пальчиковой живописи использовались в основном для обучения школьников. Таким образом, примечательно, что даже профессиональные художники проявляют интерес к этой форме живописи. Этот вид живописи предлагает большое разнообразие, гибкость и творческий подход к нанесению краски на бумагу/холст; вы можете использовать отпечатки пальцев, отпечатки пальцев, отпечатки ладоней и даже рисовать пальцами различные фигуры (волны, дуги и т. д.). Поэтому искусство пальчиковой росписи не ограничивается только детскими садами или классными комнатами. В этой форме живописи есть гораздо больше, и художники пытаются это исследовать.

Краски, используемые для рисования пальцами, могут быть изготовлены из различных материалов. Жидкий крахмал, крем для бритья и смесь муки и воды — вот некоторые из наиболее часто используемых материалов для изготовления пальчиковых красок. Краски для рисования пальцами, продаваемые на рынке, обычно поставляются в горшках; детям легко использовать краски из баночек для рисования пальчиками.

Техника рисования пальцами

Узор «лепестки цветка»

Темперная краска или краски на водной основе обычно используются для рисования пальцами. Бумагу перед покраской следует увлажнить, чтобы краска хорошо распределилась. Краски, используемые для пальчиковой росписи, для удобства маляров должны быть разлиты в мисочки. Важно щедро использовать краску; это помогает им делать смелые штрихи пальцами. Существуют различные техники рисования пальцами. Пальцы, большой палец, ладонь и даже предплечье используются в качестве инструмента для рисования/раскрашивания.

Рисование пальцами

Техника рисования большим пальцем помогает создавать/рисовать различные рисунки. С помощью оттисков большого пальца можно создать формы, напоминающие животных, растения, цветы и т. д. Вы также можете подумать о создании форм птиц и животных с помощью отпечатков пальцев. Отпечаток большого или указательного пальца напоминает форму лепестка цветка; таким образом, вы можете делать простые цветочные картины с помощью отпечатков большого пальца.

Рисунок дерева отпечатками большого пальца

Рисование деревьев оттиском большого пальца

Существует множество интересных и творческих способов создания рисунков с помощью большого пальца. Например, на соседнем изображении дерево нарисовано отпечатками большого пальца. На изображении вы увидите, что дизайн кроны дерева создан с помощью отпечатков пальцев. Остальная часть рисунка — ветки и стебель — выполняется таким инструментом, как кисть или карандаш; вместо кисти или карандаша вы можете использовать кончики пальцев для рисования остальной части дерева.

Создание волн и покачиваний — одна из простых в освоении техник рисования пальцами. Вы можете создавать узоры волн с помощью большого пальца и пальцев. На самом деле, вы можете практиковать свои базовые навыки рисования, используя этот метод. Можно создавать удивительные узоры и узоры даже со спиральными и волнообразными формами. Как только вы овладеете этими базовыми техниками, вам будет легко перейти на более высокий уровень.

Сердце

Симметричные узоры можно создать, сложив лист бумаги пополам. При складывании листа рисунок, сделанный на одной половине, отпечатывается на другой. Дизайн, представленный на соседнем изображении, выполнен с использованием этой техники. В этом дизайне косой отпечаток большого пальца сначала делается на одной половине бумаги. Складывая бумагу, вы получаете зеркальное отражение отпечатка большого пальца, т. е. узор в форме сердца.

Точечное рисование — один из широко используемых приемов рисования пальцами. В этом стиле разнообразные формы и узоры создаются только с помощью точек. Однако очертания картин, выполненных точечным методом, не очень четкие. Поэтому этим методом нельзя делать замысловатые узоры; однако можно легко создать основные формы и узоры, подходящие для детских рисунков.

Оттиски ладоней и пальцев

Офорт на оттиске ладони

Техника офорта не связана с рисованием. Вместо этого краска удаляется кончиками пальцев, чтобы сделать желаемый рисунок. Краска вытравливается, пока она еще мокрая. Вы также можете использовать иглы или другие острые инструменты, чтобы выгравировать рисунок, который вы хотите сделать. С помощью этой техники вы можете сделать несколько прекрасных и детализированных рисунков. Однако по возможности используйте кончики пальцев для травления.

Гравюра на отпечатках ладоней

Вы можете попробовать некоторые интересные идеи и техники рисования ладонями. На самом деле, этот вид рисования больше связан с созданием оттисков/впечатлений ладонью, чем с ее рисованием. На соседнем изображении видно, что рисунок нанесен на отпечаток ладони с помощью техники травления.

Круговой узор

Существует простая техника, при которой вы делаете отпечатки ладоней по кругу, чтобы создать изображение земли. Чтобы сделать такую ​​картину, пальцы и ладонь нужно раскрасить разными цветами. Их следует смазать смесью цветов, таких как зеленый, синий, красный, желтый и т. д. В этой технике рисования пальцами вам нужно будет сделать несколько отпечатков ладоней на бумаге по кругу. Окончательная картина / картина представляет собой землю сине-зеленого цвета с вкраплениями разных цветов. Количество оттисков для создания такого дизайна должно быть больше, чем количество оттисков, увиденных на соседнем изображении. Только тогда вы сможете создать смесь цветов, напоминающую голубовато-зеленую поверхность земли. Не стесняйтесь использовать смелые цвета при создании такого дизайна. Фактически, это сделает вашу картину красочной, привлекательной и похожей на землю.

Идеи и информация, представленные в статье, дают нам некоторые основные приемы и советы по рисованию пальцами. Надеюсь, что эта информация поможет повысить ваш интерес к рисованию пальцами.

Раскройте свой творческий потенциал с помощью акриловой росписи пальцами — EttaVee

В этом уроке я познакомлю вас с одним из моих любимых способов приобщиться к творческой игре — рисованием пальцами! Когда люди думают о рисовании пальцами, они обычно представляют себе ребенка, радостно размазывающего краску по странице. Но рисование пальцами не обязательно должно быть только для детей. Этот пост в блоге посвящен рисованию пальцами для взрослых!

Рисование пальцами — это увлекательный способ открыть для себя новую сторону своего творчества, который может дать невероятные результаты. На самом деле, я использую технику рисования пальцами в своих художественных работах! Некоторые из моих рисунков, нарисованных пальцами, даже оказались на продуктах в моем портфолио по лицензированию произведений искусства. Например, , эта обложка для планировщика была нарисована пальцами, и я был так доволен текстурой и размерами, которые получились с помощью этой техники!

Если вы хотите создать шедевр, нарисованный пальцами, или просто хотите изучить новый способ рисования, этот учебник по рисованию пальцами поможет вам раскрыть свой творческий потенциал и поиграть.

Расходные материалы:

Давайте рассмотрим, какие материалы вам понадобятся для рисования пальцами. Я обычно рисую акриловыми красками с плотной вязкостью. Акриловые краски Liquitex Basics — одни из моих любимых для рисования пальцами, но вы можете использовать все, что у вас есть под рукой. Вам также понадобится какой-нибудь холст. Это может быть настоящий холст, стекло или даже просто лист бумаги для принтера. Вам не нужно ничего особенного, чтобы играть с пальчиковой живописью! И, наконец, опциональная поставка — резиновая перчатка. Хотя я люблю замараться и играть с краской, я считаю, что перчатка просто поддерживает порядок. Однако это все личные предпочтения, поэтому не нужно выходить и брать перчатку, если у вас ее нет под рукой.

Итак, пришло время рисовать пальцами! Далее я расскажу о некоторых из своих приемов рисования пальцами. Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным! Создайте безопасный контейнер для себя, где вам разрешено исследовать. Включите веселую музыку, увлекитесь выбором цвета краски и окунитесь в радость и свободу художественной игры!

Состав

Теперь пришло время подумать о вашей композиции. Выбирайте то, что делает вас счастливым! Некоторые из моих любимых мотивов — бабочки, цветы и сердца! Вы также можете пойти абстрактным путем, рисуя пальцами. Если вы хотите узнать больше о планировании абстрактной композиции, прочтите этот пост в блоге!

Теперь, когда вы выбрали композицию или мотив, пришло время для моей любимой части — цвета! Я люблю смешивать свои собственные цвета, так как чувствую, что это дает мне свободу исследовать насыщенные яркие тона, которые я ищу. Вы также можете использовать краску прямо из тюбика! Это ваша картина, так что делайте то, что считаете нужным! Если вам нужно руководство по смешиванию ярких цветов с акриловой краской, я написал об этом целую запись в блоге. Посмотрите здесь , чтобы узнать больше о смешении ярких цветов!

Мазки, нарисованные пальцами 

Одна из забавных частей игры с рисованием пальцами заключается в том, что это дает вам другой опыт мазка, чем при использовании традиционных кистей. Я обнаружил, что использование разных пальцев дает разные результаты. Начните с того, что поиграйте на клочке бумаги, чтобы увидеть, какие следы вы можете делать разными пальцами.

Вот что я обнаружил, экспериментируя с рисованием разными пальцами:

Указательный палец

Когда я рисую фон рисунка пальцем, я использую свой указательный палец. Это дает мне много гладкого покрытия, и я могу покрыть много земли всего за несколько ударов.

Средний палец

Для стандартных мазков я использую средний палец. Я использую это для большинства своих рисунков, так как чувствую, что это дает мне максимальный контроль. С помощью этого пальца я могу создать обводку разной ширины и получить действительно крутые эффекты.

Мизинец

Когда я работаю над деталями, я обычно использую мизинец. Так как это меньший палец, он позволяет мне создавать более мелкие мазки или детализированную работу, такую ​​как точки и тире.

Создать текстуру

Мне нравится текстурный вид, который можно получить с помощью рисования пальцем. Есть несколько вещей, о которых нужно подумать, чтобы добиться интересной текстуры в нарисованном пальцами изделии.

Во-первых, липкость краски. Если вы нанесете толстые слои краски, то по мере высыхания она создаст объем и текстуру. Единственным недостатком толстого слоя краски является то, что он долго сохнет. Если вы рисуете поверх толстого и влажного слоя, он в конечном итоге смешается и потеряет часть своей толщины. Обычно я оставляю густые густые мазки для верхнего слоя своих картин.

Еще одна забавная техника — рисование мокрым по мокрому. Это означает именно то, на что это похоже — нанесение второго слоя поверх существующего слоя, который уже влажный. Это позволяет вашей краске смешиваться друг с другом, создавая более объемные и интересные цветовые сочетания.

Я также люблю играть с текстурой точек в своих рисунках пальцами. Если вы наберете много краски на палец и сделаете быстрый мазок на холсте, он оставит после себя крутую текстурированную точку! На этом подробном снимке вы можете увидеть примеры всех этих различных текстур для справки.

Еще один способ создать текстуру — использовать пальцы для создания мазка. Поэкспериментируйте с изменением силы нажатия пальцем во время рисования. Чтобы создать хороший эффект «взмаха», я обычно начинаю с сильного давления и ослабляю давление по мере продвижения. Я заканчиваю мазок движением, чтобы придать ему живописный вид.

Это лишь некоторые из моих любимых техник рисования пальцами. В конце концов, все сводится к исследованию и игре. Используйте это как отправную точку, и пусть это будет безопасное пространство, чтобы дать волю своему творчеству! Самая большая цель рисования пальцами — получить удовольствие.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *