Разобрать слово по составу поставить: Страница не найдена

Содержание

Страница не найдена — РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 7

  • Слова «налить» морфологический и фонетический разбор
  • Конспект урока «Разбор слова по составу»
  • Как разобрать по составу слово «сливки»?
  • 1 С ъ е л и. Подбери слово, в составе которого есть все части слова. 2
  • Как разобрать слово по составу «зеленоватый»? | 4 info
  • Логопедическое занятие по теме «Состав слова»
  • Морфологический разбор слова «блюдце»
  • залитых синонимов, залитых антонимов | Тезаурус Мерриам-Вебстера
  • Горшки с краской • Искусная композиция
          • Маленькие горшки, высокие горшки, узкие горшки, широкие горшки — не имеет значения форма или цвет, потому что мы собираемся сделать их великолепными!
          • Woohoo … принеси попкорн. Нежный белый Орвилла Реденбахера — просто лучший!
          • Спасибо, что посмотрели «Искусную композицию» сегодня.Мне нравится слышать ваши мысли о проектах и ​​других идеях, поэтому перейдите в раздел комментариев ниже и поздоровайтесь. Я также ОБОЖАЮ, когда вы делитесь тем, что видите в «Искусной композиции». Помогите выпустить хитрую композицию! Я на Facebook, Instagram, YouTube и Pinterest, так что ДЕЛИТЕСЬ, ЛАЙК и ПИН-код как можно чаще. Удачных вам выходных и, как всегда, удачной работы!
  • Что такое помадка? | Вондрополис
  • Это твердое тело … Это жидкость … Это Oobleck!
  • Круглые скобки — Writing Commons
  • Избегайте касательных: 9 визуальных ошибок, которых должен остерегаться каждый художник
  • В чем разница между чугунным и кованым железом?

Слова «налить» морфологический и фонетический разбор

Объяснение правил деление (разбивки) слова «налить» на слоги для переноса.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «налить» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «налить».


Слоги в слове «налить» деление на слоги

Количество слогов: 2
По слогам: на-лить


  • на — начальный, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • лить — конечный, прикрытый, закрытый, 4 буквы
  • Ударение в слове «налить»

    нали́ть — ударение падает на 2-й слог

    Фонетический разбор слова «налить» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

    БукваЗвукХарактеристики звукаЦвет
    н[н]согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдыйн
    а[а]гласный, безударныйа
    л[л’]согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкийл
    и[`и]гласный, ударныйи
    т[т’]согласный, глухой парный, мягкий, шумныйт
    ьне обозначает звукаь

    Число букв и звуков:
    На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 6 букв и 5 звуков.
    Буквы: 2 гласных буквы, 3 согласных букв, 1 буква не означает звука.
    Звуки: 2 гласных звука, 3 согласных звука.

    Сочетаемость слова «налить»

    1. бармен налил

    2. отец налил

    3. хозяйка налила

    4. налить кофе

    5. налить вина

    6. наливать чай

    7. (полная таблица сочетаемости)

    Значение слова «налить»

    НАЛИ́ТЬ , -лью́, -льёшь; прош. на́лил и нали́л, налила́, на́лило и нали́ло; повел. нале́й; прич. страд. прош. на́литый и нали́тый, на́лит и нали́т, налита́, на́лито и нали́то; сов. (несов. наливать). 1. перех. Наполнить что-л., вливая какую-л. жидкость. (Малый академический словарь, МАС)

    Как правильно пишется слово «налить»

    Орфография слова «налить»

    Правильно слово пишется: нали́ть

    Гласные: а, и;
    Согласные: н, л, т;

    Нумерация букв в слове
    Номера букв в слове «налить» в прямом и обратном порядке:

    Конспект урока «Разбор слова по составу»

    1.       Организационный момент.

    Приветствие учащихся на трех языках.

    Здравствуйте, ребята! – Сәлеметсіңдерме, балалар! Hello, children! Отвечают на 3-х языках.

    Здравствуйте, учитель!  Сәлеметсізбе, мұғалімі! Hello a teacher!

    Садитесь. Какое у вас настроение в начале урока? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению и приклейте его на дерево настроения.

    Розовый – У меня хорошее настроение

    Зеленый – У меня плохое настроение.

    — Итак, с хорошим настроением мы начинаем урок.

    Сообщение темы урока.

    Чтобы тему урока узнать,

    Надо запись расшифровать.

    РКАШЗЛБЗОТРССОЛСОТВААВПУОГСФОЧСЯТЬАДВЮУ

    — Правильно, тема нашего урока РАЗБОР  СЛОВА ПО СОСТАВУ

    -Начнем урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

    Постановка цели урока

    — Как вы думаете, какова цель нашего урока?

    (Повторить всё о частях слова и учиться  правильно  разбирать слова по составу).

    — Работать мы будем под девизом:

    Тот, кто знает части слова,

    Тот напишет их толково!

    — Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их)

    — Какие части слов вы знаете? (окончание, основа  слова, приставка, суффикс и корень)

    — Сегодня на уроке мы закрепим знания о составе слов.

    Итак, что выполняется сначала?

    1. Подобрать однокоренное слово

    2. Выделить окончание

    3. Выделить основу.

    4. Обозначить корень.

    5. Выделить приставку и суффикс

    — Открываем тетради.

    Я тетрадочку открою,

    Под наклоном положу.

    Я от вас друзья не скрою,

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь.

    За работу я возьмусь.

    Сядьте ровно, аккуратно запишите число и классная работа.

    — Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, мы отправимся в путешествие. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться куда мы отправимся. Кто догадался?

    (в космос)

    — С какой буквы начинается это слово? (с согласной буквы К)

    Дайте характеристику этой букве

    (буква Ка имеет два звука: твёрдый – к, мягкий – кь. Согласный, глухой, парный (г-к).

    Каллиграфическая минутка

     Посмотрите внимательно на слайд, найдите закономерность в написании букв и элементов. Аккуратно пропишите до конца строки.

     -А теперь обратите ваше внимание на слова, которые написаны на

    слайде: ж…раф, ш…шка, ч…йка, щ…вель, ч…до, щ…ка. 

    — Итак, мы отправляемся с вами в космос. А кто знает значение этого слова?

    (Космос – это пространство за пределами нашей планеты Земля).

    — Посмотрите на слайд. Подумайте, какое слово «лишнее» и почему? Космический, космонавт,

    косметика, космос.

    (Косметика – это средства, с помощью которых люди ухаживают за собой, приводят себя в порядок)

     

    — Какие слова остались? (однокоренные)

    — Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению)

    — Назовите общий корень в словах.

    (косм)

    — Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…)

    Работа в карточках

    (звезд, звезды, звездами, звездой)

    — Адия прочти задание. (Выделите в словах окончание и основу слова)

    — Что в слове нужно выделить в первую очередь? (окончание)

    — Что такое окончание? Как его выделить в слове?

    (окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Чтобы выделить окончание в слове, нужно изменять слово)

    — После окончание нужно выделить …… (основу слова)

    — Что такое основа слова? (основа-это всё слово без окончания)

    — Выполняйте задание в карточке. Работайте в парах, советуйтесь.

    — Проверим. Прочитаем по очереди.

    Возле каждого из вас на парте лежит ракета – это лист оценок. Если вы выполнили работу верно, приклейте зелёный иллюминатор. Если есть одна или две ошибки, то приклейте жёлтый иллюминатор. Если задание выполнено неверно, нужно ещё подучить. Приклейте красный иллюминатор.

    — Ребята, на этой планете очень интересно. Здесь растут необычные растения.

     Посмотрите на цветы. Один очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой? (ромашка)

    — А на этой планете такой цветок называется приставочным.

    — Как вы думаете, почему? (на лепестках приставки)

    — Что такое приставка? (приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

    — Образуйте с помощью этих приставок и корня -лить— новые слова, запишите их на новой строке, выделяя приставку.

     (Налить, перелить, пролить, вылить, залить, слить, долить, полить.)

    — Проверьте друг у друга работу и оцените её. ВЗАИМОПРОВЕРКА  КАРУСЕЛЬ

    Оцените работу. Если вы выполнили работу верно, приклейте зелёный иллюминатор. Если есть одна или две ошибки, то приклейте жёлтый иллюминатор. Если задание выполнено неверно, нужно ещё подучить. Приклейте красный иллюминатор.

    Физминутка

    Встаньте дружно из-за парт

    Разминке каждый будет рад!

    Буратино подтянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развёл

    Ключик, видно не нашёл.

    Чтобы ключик нам достать-

    Нужно на носочки встать.

    Улыбнёмся: день хороший,

    И похлопаем в ладоши!  (ИКТ-физминутка)

    — Ребята, посмотрите, за нами кто-то наблюдает. Это жители этой планеты. Им нужна наша помощь.

    У них сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы.

    — Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс. (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

    — Чтобы восстановить мостик, нужно присоединить суффиксы к словам. (устно)

    (гнездо, сова, ветер, берёза, коза)

    -ышк-, -ёнок-, -ок-, -к-, -очк-

    Как превратить……

    — А теперь запишите полученные слова на новой строке и выделите суффикс.

    Проверьте и оцените работу друг друга. (меняются др. с др.)

    — Мост построен. Инопланетяне очень рады. Они говорят вам спасибо за помощь.

    — Посмотрите на слайд. Прочитайте. Найдите  однокоренные  слова с корнем –снег- (-снеж-). Спишите. Эти слова разберите по составу.

    Скоро зима.  Замелькают в воздухе первые снежинки.  Теплым одеялом укроет снег   землю.  Снежные

    метели заметут лесные тропы.  А детям — радость.  Будут лепить снеговика, играть в снежки, строить крепости.

    Вернёмся к листу оценок. Если вы выполнили работу верно, приклейте зелёный иллюминатор. Если есть одна или две ошибки, то приклейте жёлтый иллюминатор. Если задание выполнено неверно, нужно ещё подучить. Приклейте красный иллюминатор.

    — Ребята у вас на партах лежат карточки с частями слов. Возьмите их, постройтесь у доски в таком порядке, в каком нужно выполнять разбор слова по составу. (окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс). Молодцы. Присаживайтесь.

    — Ребята, давайте у человечков узнаем, как называется их планета. Чтобы узнать название планеты, надо отгадать кроссворд. Помните правило поднятой руки.

    1. Пространство за пределами нашей планеты Земля.(космос)

    2. Всё слово без окончания. (основа)

    3. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(

    приставка)

    4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(суффикс)

    5. Общая часть однокоренных слов.(корень)

    6.Средства, с помощью которых люди ухаживают за собой.(косметика)

    7. Изменяемая часть слова.(окончание)

    — Планета, на которой мы сегодня побывали, называется Планетой МОРФЕМ.

    Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли.

    — Как называются части слов? (МОРФЕМЫ)

    — Какие морфемы вы знаете?

    Возвращаться нам пора,

    По местам мои друзья!

    Из полета возвратились,

    Мы на землю приземлились.

    — Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

    Выставление оценок:

    — А теперь посмотрите на свои листы оценок. Как вы оцените свою работу на уроке и почему?

    Рефлексия

    — Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне. Приклейте стикер.

    Зелёный  – мне было интересно на уроке. Я всё понял.

    Жёлтый – испытываю равнодушие. Я не всё понял.

    Голубой – Мне было не интересно. Я ничего не понял.

    Домашнее задание.

    -Домашнее задание я для вас приготовила на карточках, которые лежат на партах.

    ·         Прочитайте предложения. Спишите, в однокоренных словах выделите корень.

    Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике.

    — Спасибо за урок. До свидания!

    — Сабаққа рахмет. Сау болыңдар!

    — Thank you for the lesson. Goodbye!

      (Сенкю фо зе лессон. Гудбай.)

    Как разобрать по составу слово «сливки»?

    НАЗЫВАЕМЫЕ. Это слово причастие. Оно изменяется, изменим форму слова, чтобы узнать окончание: называемого, о называемых, называемая. В исходном слове окончание -ые. Основа называем-.

    Однокоренные слова: звать, зов, призвание, зовущие. Мы видим, что в слове «называемые» корень -зыв- (варианты:-зв-, -зов-).

    Перед корнем находится приставка на-.

    После корня 2 суффикса. Докажем это. Приведем слово с одним из этих суффиксов: называть. Видно, что в исходном слове есть глагольный суффикс -а-. Второй причастный суффикс -ем-.

    Итак, на-зыв-а-ем-ые.

    Слово Картошка отвечает на вопрос Что? и оказывается существительным женского рода (Картошка — она моя), которое обладает окончанием -А: Картошка-Картошки-Ка­ртошке-Картошку-Карто­шкой-картошке.

    Однокоренными словами оказываются: Картошка-Картошечка.

    Следовательно корнем слова будет морфема картош-. Интересный случай, когда уменьшительное слово, оказывается с урезанным корнем Картошка-Картофель.

    Далее выделим в составе слова суффикс существительного -к-.

    Получаем: картош-к-а (корень-суффикс-окон­чание), основа слова: картошк-.

    Пример предложения: Вареная картошка необычайно вкусна с холодным молоком и грибами.

    Для выполнения данного задания, нужно разобрать три слова по составу.

    Разберем слово «абажура».

    1. Для начала, найдем окончание данного слова. Окончанием данного слова является — а.
    2. Далее, найдем корень. Корнем данного слова является — абажур.
    3. Основой данного слова является — абажур.

    Получается: корень — абажур, окончание — а, основа слова — абажур.

    Разберем слово «абажурами».

    1. Для начала, найдем окончание данного слова. Окончанием является — ами.
    2. Далее, найдем корень. Корнем данного слова является — абажур.
    3. Основой данного слова является — абажур.

    Получается: корень — абажур, окончание — ами, основа слова — абажур.

    Разберем слово «абажурам».

    1. Окончанием данного слова является — ам.
    2. Далее, найдем корень. Корнем данного слова является — абажур.
    3. Основой данного слова является — абажур.

    Получается — корень — абажур, окончание — ам, основа слова — абажур.

    Слово Кучерявый отвечает на вопрос Какой? и оказывается прилагательным мужского рода, которое обладает окончанием -ЫЙ: Кучерявый-Кучерявое-Кучерявая-Кучерявые.

    Однокоренными словами оказываются: Кучерявый-Кучерявиться-Кучерявость.

    Следовательно корнем слова будет морфема КУЧЕРЯВ-.

    Получаем: КУЧЕРЯВ-ЫЙ (корень-окончание), основа слова: КУЧЕРЯВ-.

    Пример предложения: Кучерявый паренек лихо сдвинул кепку набекрень и заливисто свистнул.

    Разобрать по составу слово «мороз» крайне просто. Подберем к нему однокоренные слова — морозный, заморозить, морозильная, заморозки. Убедимся, что в слове «мороз» нет ни приставки, ни суффикса, ни окончания.

    • мороз — корень слова
    • мороз — основа слова.

    1 С ъ е л и. Подбери слово, в составе которого есть все части слова. 2

    1 балл.

    1

    С

    Ъ

    Е

    Л

    И

    .Подбери слово, в составе которого есть все части слова.

    2.Выбери слово, в котором есть только мягкие звуки

    • соседка

    • сирень

    • водитель

    • житель

    3.Какое правило иллюстрирует это стихотворение?

    Цыплёнок прыгнул на циновку

    И там, на цыпочках привстал.

    А мимо шёл цыган на танцы.

    «Цып-цып», — цыплёнка он позвал.

    ы/и после шипящих и ц

    4.Образуй от слова сон однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса.

    бессонница

    2 балла.

    1.Составь словосочетание «прилагательное + существительное» со словами: кофе, шампунь.

    чёрный кофе, хороший шампунь

    2.Вставь пропущенные гласные так, чтобы получились словарные слова: Мскв, млк, врбй, рсскй, джрнй, крндш.

    Москва, молоко, воробей, русский, дежурный, карандаш.

    3.Выпиши из стихотворения слова общего рода.

    Крошка сын

    К отцу пришёл

    И спросила кроха:

    «Что такое хорошо

    И что такое плохо?»

    Крошка, кроха

    4.Разбери слово дали по составу, если оно является:

    а) именем существительным

    ДАЛ

    б

    ДА

    Л

    ) глаголом

    И

    3 балла

    1.Запиши по две фамилии, образованные от:

    Имён

    Иванов, Петров

    Профессий

    Матроскин, Дворников

    Места жительства

    Архангельский, Москвин

    2.Подбери антонимы:

    неряшливый — _____аккуратный______________

    укоротить — _______ удлинить________________

    смелость — ________ трусость_________________

    аккуратный — ______неряшливый_____________

    естественный — ____искусственный___________

    радовать — ________ печалить_________________

    говорить — ________молчать__________________

    трусость — ________ храбрость________________

    удлинить — ________укоротить________________

    искусственный — __ естественный____________

    печалить — ________ радовать________________

    молчать — _________говорить________________

    4 балла

    1.Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, дай верное объяснение.

    а) Посолить суп – сделать суп солёным.

    б) Насолить человеку – сделать еду человека солёной.

    в) Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.

    г) Последовать за другом – идти по следам, которые оставляет друг.

    ___б) причинить вред_____________________

    ___г) идти за другом______________________

    5 баллов

    1.Найди общее начало для слов:

    — мушка

    — жик

    КОР — зина

    — пус

    — тик.

    2.Движение в танце называется па. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов со следующими значениями:

    Вода в виде газа – па_р_ Место отдыха – па_рк__ Искусственная причёска – па _рик_

    Теплица – па _рник_.

    Как разобрать слово по составу «зеленоватый»? | 4 info

    Как разобрать слово по составу «зеленоватый»?

  • Это прилагательное разобрать по составу очень просто. Корень у него — -зелен- (как и в словах «зелный», «зелень», «позеленеть»), суффикс — -оват- (со значением небольшой степени проявления качества) и окончание — -ый.

  • Разберем прилагательное «зеленоватый» по составу.

    В этом слове имеется корень, суффикс и окончание. Подробнее:

    Чтобы найти корень данного слова, необходимо найти однокоренные слова: зелененький, зеленый, зелень. Итак, мы увидели, что у всех этих слов есть общая часть, и именно она будет являться корнем — «ЗЕЛЕН».

    Далее: суффиксом является «ОВАТ». Какие бы мы не подбирали однокоренные слова, мы не увидим, что эту морфему можно разбить, а значит, она неделима.

    Окончание — «ЫЙ» (ибо зеленоватАЯ, зеленоватОЕ и т.д.).

    Основа слова — часть слова без окончания — «ЗЕЛЕНОВАТ».

  • Слово «зеленоватый» отвечает на вопрос — какой?, значит это прилагательное, в единственном числе.

    Сделаем разбор прилагательного по составу:

    зеленоватый:

    • приставка: отсутствует;
    • корень слова: зелен;
    • суффикс: оват;
    • окончание: ым;
    • основа слова: зеленоват.
  • Разбор по составу слова ЗЕЛЕНОВАТЫЙ

    Ученый налил в пробирку зеленоватый раствор.

    Раствор какой? зеленоватый.

    Это прилагательное мужского рода с окончанием ЫЙ:

    зеленоватЫЙ, зеленоватОГО, зеленоватОМУ и т.д., изменяющаяся часть слова и есть окончание.

    Основа слова ЗЕЛЕНОВАТ.

    Определим корневую морфему в слове с помощью ряда однокоренных слов:

    зелень, позеленеть, зелено, зеленка, зеленеющий, зелененький.

    Корень ЗЕЛЕН.

    ОВАТ это суффикс прилагательного.

  • Прилагательное творительного падежа единственного числа, либо дательного падежа множественного числа мужского рода Зеленоватый имеет окончание -ЫЙ: Зеленоватый цвет лица-Зеленоватая вода-Зеленоватое масло. Заодно можно представить, что же может быть зеленоватым. Определим корень этого слова, подобрав однокоренные слова: Зеленоватый-Зелененький-Зеленый-Позеленеть-Зеленка-Зелень. Хорошо видно, что корнем слова оказывается морфема ЗЕЛЕН-. А вот суффикс в этом слове будет только один: -ОВАТ-, как в словах Красноватый, Холодноватый, Скучноватый.

    Получаем:

    ЗЕЛЕН-ОВАТ-ЫЙ (корень-суффикс-окончание), основа слова ЗЕЛЕНОВАТ-.

  • Чтобы разобрать по составу слово зеленоватый, вначале определим его принадлежность к части речи, поскольку каждое слово в соответствии с этим имеет свой набор минимальных значимых частей — морфем.

    Слово «зеленоватый» изменяется по родовой принадлежности в соответствии с родом существительного, которое оно определяет:

    зеленоват-ая вода, зеленоват-ое небо, зеленоват-ый листик.

    Выделим окончание -ый, которое не войдет в основу — зеленоват-.

    Это прилагательное обозначает признак, притом признак в не полной мере, а небольшой, можно сказать оттенок цвета.

    Это значение создает суффикс -оват-, который по незнанию при разборе слов часто делят на два суффикса (-ов-, -ат-). Такие слова часто предлают для разбора по составу в задании контрольного теста «В каких словах два суффикса?»:

    черноватый, голубоватый, красноватый, синеватый.

    Корнем является часть зелен-, как и в словах:

    зелень, зеленина, зелненький, зеленщик, озеленение.

    Соберем все морфемы в одну схему:

    зелен-оват-ый — корень/суффикс/окончание.

  • Зеленоватый-прилагательное мужского рода , единственного числа.

    Морфемный разбор ( разбор по составу) прилагательного зеленоватый.

    Определим окончание слова.Для этого изменим прилагательное **зеленоватый ** по падежам ( зеленоватый, зеленоватого, зеленоватому)

    ый-окончание.

    Слово без окончания- это основа.В нашем случае основой будет-ЗЕЛЕНОВАТ.

    Дальше будем выделять корень, подбирая однокоренные слова ( зелный , зеленеет, зелень , зазеленели )

    зелен-корень

    оват-суффикс

    Слово зеленоватый образовано суффиксальным способом.

    Зеленоватый -кореньсуффиксокончание.

  • Зеленоватый — немного припахивающий зеленым цветом. Зеленоватый чай, зеленоватый пиджак, зеленоватые женские трусики. Прилагательный, показывающий оттенок цвета. Корень , конечно, -зелен-, индивидуальный суффикс оттенков и качества — оват-, ый — окончание прилагательного.

  • Логопедическое занятие по теме «Состав слова»

    Класс: 3–4 специальный (коррекционный) класс VII вида для детей с задержкой психического развития.

    Задачи.

    Образовательные:

    — формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

    Коррекционные:

    — совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова;

    — развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;

    — развитие мышления.

    Воспитательная:

    — повторение правил поведения в гостях.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия (Приложение 1), индивидуальные карточки с таблицей.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Развитие слухового внимания. Послушайте, запомните слова: имя существительное, корень, глагол, имя прилагательное. Одно слово лишнее, почему? Какая часть слова называется корнем?

    2. Тема занятия.

    Слайд 1. Презентация

    Ребята, посмотрите, какое к нам пришло приглашение. Давайте прочитаем от кого же оно. Правильно от принцессы Морфологии, она нас приглашает в гости.

    — Ребята, вы любите ходить в гости? А как себя вести в гостях вы знаете?

    Что нельзя делать в гостях?

    Слайд 2

    Ну что отправляемся в гости к принцессе Морфологии? И наверно вам нужно будет показать, что вы знаете о частях слова.

    3. Основная часть.

    Слайд 3

    Замок окружает красивый и необычный сад. В этом саду принцесса выращивает и ухаживает за различными растениями.

    Задание 1. Подбери к рисункам слова, родственные слову лить. (Рисунок 1)

    Слайд 4

    Проверка:

    слить

    налить

    перелить

    полить

    вылить

    — С помощью, какой части слова мы образовали данные слова?

    — Какая часть слова называется приставкой?

    Задание 2. Составьте словосочетания с этими словами, ответив на вопрос:

    перелить (что?)

    слить (куда?)

    налить (когда?)

    полить (где?)

    вылить (из чего?)

    Проверка.

    Слайд 5

    Ребята, какой необыкновенный цветок вырос в саду у принцессы Морфологии!

    Задание 3. Составьте родственные слова с корнем говор (Рисунок 2) и запишите в тетрадь.

    Прочитайте получившиеся слова: приговор, разговор, говорок, говорливый, поговорка.

    — Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

    Слайд 6

    Вы знаете, у принцессы Морфологии есть одна тайна и это тайна Словаря. Чтобы сократить место в толковом словаре, издатели усекают часть слова или даже целое словопри этом используют знак ~ .

    Зная тайну, вы легко прочтете, и запишите эти слова.

    Задание 4. Запиши родственные слова в тетрадь, заменив знак ~ :

    Рост, ~ ок, ~ под, ~ ок.

    Бег, ~ ун, ~ овая, ~ ать.

    Час, ~ овой, ~ овщик, ~ ы, ~ ик.

    Прочитайте получившиеся слова.

    Физминутка

    Приплыли тучи дождевые
    — Лей, дождь, лей!
    Дождинки пляшут, как живые
    — Пей, рожь, пей!
    И рожь склонясь к земле зеленой
    Пьёт, пьёт, пьёт
    А тёплый дождик неугомонный
    Льёт, льёт, льёт.

    Дополнительный вопрос: назовите родственные слова к слову ДОЖДЬ из стихотворения к физминутке.

    Слайд 7

    Как все особы королевских кровей наша принцесса бывает часто очень рассеянной и тогда в ее гардеробе такой беспорядок!

    Задание 5. Наведите порядок у принцессы, записав слова в таблицу (таблица может быть вклеена в тетрадь. Приложение 2).

    Слова: игрушки, шкафчик, кремовый, подсвечник, подоконник.

    Приставка Корень Суффикс Окончание
    игр ушк и
           

    Молодцы! Помогли принцессе навести порядок!

    Ну а теперь можно и чайку попить! Да вот беда все конфеты рассыпались из вазочек.

    Физминутка для глаз. (Слайд 8-10)

    Слайд 11

    А сейчас нас пригласили на чаепитие.

    Задание 6. Прочитайте слова, написанные на вазочках: нос, носить. Это родственные слова? Почему?

    Запиши слова в два столбика так, чтобы в каждом столбике были родственные слова.

    Носатая, носорог, носильщик, переноска, носилки, носик, носовой, носитель. (Проверка)

    Ну, вот чай попили, а теперь давайте погуляем по дорожкам королевского двора.

    Слайд 12

    Приберись во дворе замка, наведи порядок на дорожках.

    Задание 7. Распредели слова в две группы, запиши в нужный столбик.

    Берёза, деньки, цветы, рыбка, берёзонька, цветочки, ваза, рыба, вазочка, море.

    Слайд 13

    Взаимопроверка.

    Прочитайте второй столбик слов. С помощью, какой части слова образовали данные слова? (Суффикс) Что называется суффиксом?

    Слайд 14

    Все принцессы любят ходить на бал. И наша принцесса не исключение. Ей очень хочется попасть на бал, но она боится, что не справится с заданием королевы – мамы. Поможем ей, ребята?

    Задание 8 (самостоятельная работа).

    Прочитайте текст, перепишите его. Разберите по составу подчеркнутые слова

    Рыжик

    Однажды принцесса нашла в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Принцесса отнесла оленёнка леснику. Лесник назвал малыша Рыжиком. Принцесса носила зверьку хлебушек и молочко. По утрам оленёнок гулял в дворцовом парке.

    Можно использовать памятку “Как разбирать слово по составу”. (Приложение 3)

    Слайд 15

    Итог занятия. Вам понравилось в гостях у принцессы Морфологии? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным?

    Морфологический разбор слова «блюдце»

    Часть речи: Существительное

    БЛЮДЦЕ — неодушевленное

    Начальная форма слова: «БЛЮДЦЕ»

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *