Морфемы как значимая часть слова — что это такое?
Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
Русский язык — один из самых богатых, и всё благодаря морфемам. С их помощью мы можем создавать и новые слова, и их формы. Как именно — давайте разбираться вместе. В этой статье расскажем, что такое морфемика, какие бывают морфемы, и разберём их виды на примерах.
Что такое морфемы и морфемика в русском языке
Чтобы понять, что такое морфемы, давайте приглядимся к слову подоконник. В нём есть корень -окон- — он указывает на лексическое значение слова. Например, в нашем случае понятно, что мы говорим о чём-то, что связано с окнами. В этом слове есть и приставка под- — она даёт нам понять, что речь идёт о чём-то, что находится под окном. И, наконец, суффикс -ник-, который указывает на предмет.
Итак, мы разобрали части слова подоконник и поняли его значение — это предмет, который находится под окном. Таким образом становится ясно, что у каждой части слова есть своё значение. Эти смысловые части, наименьшие единицы языка, и называются морфемами.
А теперь — к определению.
Морфемы — это неделимые и минимальные значимые части слова.
В русском языке даже есть раздел науки, который их изучает. Он называется морфемикой. Чтобы понять, какие морфемы есть в слове, принято делать его специальный анализ — морфемный разбор.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Какие бывают морфемы
К морфемам относятся корень, суффикс, постфикс, соединительная гласная, приставка и окончание. Они делятся на две группы: словообразующие и формообразующие.
Словообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые слова.
К таким морфемам относятся словообразующие суффиксы, постфиксы и приставки.
Пример №1.
Формообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые формы слова.
К таким морфемам относятся формообразующие суффиксы, постфиксы и окончания.
Пример №2.
Теперь давайте разберём каждый тип морфем отдельно и на примерах.
Корень
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — самая важная морфема. Если суффикса, приставки и даже окончания у слова может не быть, то без корня оно просто не будет существовать. Исключение — слово «вынуть», в котором нет этой морфемы. А ещё корень объединяет между собой все однокоренные слова и указывает на их значение.
Пример №3.
-мороз-/-морож-: морозный, морозить, морозильник, мороженое, заморозки
-клад-: выкладывать, кладовка, закладка, прикладной
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них корни.
Рыбаки, недельные, угнал, беспокоиться, приятный, оставила, помощник, настольный, откусить, порожек.
Окончание
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования его форм и связи слов в предложении и словосочетании.
Окончание указывает минимум на один признак слова: лицо, число, род или падеж.
Пример №4.
уйти: ушла (ж. р.), ушёл (м. р.), ушло (ср. р.)
поднял (ед. ч.) — подняли (мн. ч.)
смотрим (1-е лицо) — смотрите (2-е лицо) — смотрят (3-е лицо)
путь: пути (Р. п.), путём (Т. п.)
В некоторых словах бывает нулевое окончание, а иногда его и вовсе нет. Подробнее эти случаи мы рассмотрели в статье «Словообразовательный разбор».
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них окончания. Какие признаки можно по ним определить?
Потолком, находки, успела, избежали, красная, увесистых, объёма, приказной, проглядели, туману, поздними.
Приставка
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.
Приставка — это словообразующая морфема. С её помощью мы можем создавать ряды однокоренных слов с разными оттенками.
ехать: приехать, уехать, отъехать, подъехать, заехать
говорить: поговорить, подговорить, разговорить, заговорить, уговорить
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них приставки.
Наскочить, увернулся, подбежали, преградила, успокоил, заглянули, изморозь, подберёзовик, разгром, убыль.
Суффикс
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и может служить для образования как новых слов, так и их форм.
В одном и том же слове может быть много суффиксов или не быть никакого суффикса вообще. Сами суффиксы бывают и словообразующими, и формообразующими морфемами.
Словообразующие суффиксы | Формообразующие суффиксы |
---|---|
вода — водный золото — золочёный лягушка — лягушонок летать — лётчик | красивый — красивее — красивейший нырять — ныряющие — ныряя |
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них суффиксы.
Бельчонок, складный, золотистый, широчайшие, водители, толчёная, звенящие, мудрее.
Постфикс
Постфикс — это значимая часть слова, которая располагается после всех других морфем.
Как и суффиксы, постфиксы тоже бывают словообразующими и формообразующими. Работает это по тому же принципу, что мы уже разобрали выше. В таблице ниже — примеры слов с обоими типами постфиксов.
Словообразующие постфиксы | Формообразующие постфиксы |
---|---|
какой-либо, где-то, что-нибудь, всё-таки, подай-ка | плескать — плескаться радовать — радоваться |
Соединительная гласная
Соединительная гласная — это словообразующая морфема, которая стоит между двумя корнями в сложных словах.
В качестве соединительных в русском языке могут выступать всего две гласные: о и е. Давайте разберёмся, какие случаи характерны для каждой из них, а заодно рассмотрим примеры.
Соединительная гласная | о | е |
---|---|---|
Когда используется | После основы, которая оканчивается на твёрдый согласный | После основы, которая оканчивается на мягкий согласный, шипящий или ц |
Примеры слов | пароход, самолёт, вертолёт | сталевар, меченосец, овцебык |
Проверьте себя
Теперь пришла пора потренироваться. Давайте проверим, как хорошо вы разобрались в морфемах как значимых частях слова, и выполним задания для самопроверки.
Задание 1
Ответьте на вопросы о морфемах ниже. Не забывайте пользоваться этой статьёй, если некоторые из них кажутся сложными.
Что такое морфемы и морфемика?
Чем отличаются словообразующие и формообразующие морфемы?
К какой из групп морфем относится корень и почему?
Нулевое окончание — это когда в слове его нет?
К какой из групп морфем относится окончание?
Какие морфемы относятся к словообразующим, а какие — к формообразующим? Назовите их.
Задание 2
Прочитайте слова ниже и выделите в них все морфемы.
Пирожочек, увеличенный, укладкой, примыкающий, морозными, подснежники, преграды, задвигай, поворотами, откинула, паромщица, мельчайший.
Тема морфем может показаться простой, но и в ней хватает своих нюансов. Чтобы хорошо разобраться в ней, советуем познакомиться со сложными случаями и много практиковаться, как это делают ученики Skysmart.
На онлайн-уроках по русскому языку школьники глубоко изучают тему и учатся отличать морфемы друг от друга. А после — закрепляют всё это на интерактивных заданиях. После такого ни одна контрольная по теме морфем уже не будет страшна. Начните заниматься и вы — попробуйте учёбу в Skysmart на вводном занятии. Это бесплатно!
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Типы речи в русском языке
К следующей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку
Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Упражнение 181 — ГДЗ Русский язык 3 класс Канакина учебник часть 1
Мастерица, пёрышко, дошкольный.
Учимся рассуждать
Мастерица
1. Мастерица — квалифицированная работница, занимающаяся каким-либо мастерством. Существительное. Изменяется.
2. Ищем окончание, меняя форму слова: мастерицы, мастерицу. Из нашего слова исчезла последняя буква а, следовательно она является окончанием. Выделяю окончание. Мастерица.
3. Выделяем основу. Основа — часть слова без окончания, следовательно, основа нашего слова — мастериц. Выделяю основу. Мастерица.
4. Ищем корень. Подбираем однокоренные слова: мастер, подмастерье. Сравниваем слова и находим их общую часть, она и будет корнем. В слове мастерица эта общая часть — мастер. Выделяем корень. Мастерица.
5. Ищем в слове приставку. Приставка стоит перед корнем. В нашем слове приставки нет.
6. Ищем суффикс, он должен стоять после корня. В нашем слове это — иц. Выделяю суффикс. Мастерица.
7. Итог: мастерица.
Пёрышко
1. Пёрышко — маленькое перо. Существительное. Изменяется.
2. Ищем окончание, меняя форму слова: пёрышки, пёрышку. Из нашего слова исчезла последняя буква о, следовательно она является окончанием. Выделяю окончание. Пёрышко.
3. Выделяем основу. Основа — часть слова без окончания, следовательно, основа нашего слова — пёрышк. Выделяю основу. Пёрышко.
4. Ищем корень. Подбираем однокоренные слова: перо, оперенье. Сравниваем слова и находим их общую часть, она и будет корнем. В слове пёрышко эта общая часть — пёр. Выделяем корень. Пёрышко.
5. Ищем в слове приставку. Приставка стоит перед корнем. В нашем слове приставки нет.
6. Ищем суффикс, он должен стоять после корня. В нашем слове это — ышк. Выделяю суффикс. Пёрышко.
7. Итог: пёрышко.
Дошкольный
1. Дошкольный — предшествующий школе, школьному обучению. Прилагательное. Изменяется.
2. Ищем окончание, меняя форму слова: дошкольного, дошкольная. Из нашего слова исчезли последние буквы ый, следовательно они являются окончанием. Выделяю окончание. Дошкольный.
3. Выделяем основу. Основа — часть слова без окончания, следовательно, основа нашего слова — дошкольн. Выделяю основу. Дошкольный.
4. Ищем корень. Подбираем однокоренные слова: школа, школьник. Сравниваем слова и находим их общую часть, она и будет корнем. В слове дошкольный эта общая часть — школ. Выделяем корень. Дошкольный.
5. Ищем в слове приставку. Приставка стоит перед корнем. Подбираем однокоренные слова: школа, пришкольный. В нашем слове приставки — до. Выделяем приставку. Дошкольный.
6. Ищем суффикс, он должен стоять после корня. В нашем слове это — н. Выделяю суффикс. Дошкольный.
7. Итог: дошкольный.
Пояснения:
постарайтесь сразу запомнить ход рассуждения при разборе слова по составу, поскольку вам часто придётся разбирать по составу слова.
writing-mode — CSS: Каскадные таблицы стилей
Свойство CSS writing-mode
html
для документов HTML).Это свойство определяет направление потока блока , то есть направление, в котором контейнеры блочного уровня укладываются друг в друга, и направление, в котором содержимое встроенного уровня перемещается внутри блочного контейнера. Таким образом, он также определяет порядок содержимого на уровне блоков.
/* Значения ключевых слов */ режим письма: горизонтальный-tb; режим письма: вертикальный-rl; режим письма: вертикальный-lr; /* Глобальные значения */ режим письма: наследовать; режим письма: начальный; режим письма: вернуться; режим записи: обратный слой; режим письма: не установлен;
Свойство write-mode
задается как одно из значений, перечисленных ниже. Направление горизонтального письма также зависит от направления этого письма: либо слева направо ( ltr
, как в английском и большинстве других языков), либо справа налево ( rtl
, например иврит или арабский).
Значения
-
горизонтальный-tb
Для сценариев
ltr
содержимое располагается горизонтально слева направо. Для скриптовrtl
содержимое располагается горизонтально справа налево. Следующая горизонтальная линия располагается ниже предыдущей строки.-
вертикально-правый
Для сценариев
ltr
содержимое размещается вертикально сверху вниз, а следующая вертикальная строка располагается слева от предыдущей строки. Для
, содержимое перемещается вертикально снизу вверх, а следующая вертикальная строка располагается справа от предыдущей строки.-
вертикально-левый
Для сценариев
ltr
содержимое размещается вертикально сверху вниз, а следующая вертикальная строка располагается справа от предыдущей строки. Для скриптовrtl
содержимое перемещается вертикально снизу вверх, а следующая вертикальная строка располагается слева от предыдущей строки.-
сбоку-рл
Экспериментальный Для сценариев
ltr
содержимое перемещается вертикально сверху вниз. Для сценариевrtl
содержимое располагается вертикально снизу вверх. Все глифы, даже те, что написаны вертикальным шрифтом, расположены боком вправо.-
сбоку-левый
Экспериментальный Для сценариев
ltr
содержимое перемещается вертикально снизу вверх. Дляrtl
скрипты, содержимое течет вертикально сверху вниз. Все глифы, даже те, что написаны вертикальным шрифтом, расположены боком влево.-
л
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS вместо этого используйте
horizontal-tb
.-
лр-тб
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS используйте
horizontal-tb
вместо этого.-
рл
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS вместо этого используйте
horizontal-tb
.-
тб
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS вместо этого используйте
vertical-lr
.-
тб-лр
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS используйте
по вертикали-lr
вместо.-
тб-рл
Устаревший Устарело, за исключением документов SVG1. Для CSS используйте вместо этого
vertical-rl
.
Исходное значение | horizontal-tb | |
---|---|---|
Применяется ко всем элементам | , кроме групп строк таблицы, групп столбцов таблицы, строк таблицы и столбцов таблицы 917 6 Inhered 9017 9017 9016 9016 9016 9016 9016 9016 168 | да |
Вычисленное значение | как указано | |
Тип анимации | дискретный |
вертикальный-рл |
вертикальный-lr |
сбоку-rl |
sideways-lr
Использование нескольких режимов письма
В этом примере демонстрируются все режимы письма, каждый из которых имеет текст на разных языках.
HTML
HTML — это <таблица>
с каждым режимом письма в строке со столбцом, показывающим текст в различных сценариях, использующих этот режим письма.
<таблица>Значение Вертикальный сценарий Горизонтальный (LTR) сценарий Горизонтальный (RTL) сценарий Смешанный сценарий горизонтальный-tb 我家没有电脑。 Пример текста מלל ארוך לדוגמא 1994年に至っては вертикальный-lr 我家没有电脑。 Пример текста מלל ארוך לדוגמא 1994 года вертикальный-rl 我家没有电脑。 Пример текста מלל ארוך לדוגמא 1994年に至っては боком-lr 我家没有电脑。 Пример текста מלל ארוך לדוגמא 1994 года таблица> вбок-rl 我家没有电脑。 Пример текста מלל ארוך לדוגמא 1994年に至っては
CSS
таблица { граница коллапса: коллапс; } тд, й { граница: 1px черная сплошная; отступ: 3px; } й { цвет фона: светло-серый; } . пример { высота: 75 пикселей; ширина: 75 пикселей; }
CSS, который регулирует направленность содержимого, выглядит следующим образом:
.example.Text1 span, .example.Text1 { режим письма: горизонтальный-tb; } диапазон .example.Text2, .example.Text2 { режим письма: вертикальный-lr; } диапазон .example.Text3, .example.Text3 { режим письма: вертикальный-rl; } диапазон .example.Text4, .example.Text4 { режим письма: сбоку-lr; } диапазон .example.Text5, .example.Text5 { режим письма: сбоку-rl; }
Результат
На этом изображении показано, как должен выглядеть вывод, если ваш браузер не поддерживает режим письма
:
Спецификация |
---|
Режимы записи CSS Уровень 4 # block-flow |
загрузка таблиц браузера только с поддержкой BCD. Включите JavaScript для просмотра данных.
- SVG
режим письма
атрибут -
направление
-
Юникод-биди
-
текстовая ориентация
-
текстовый комбайн, вертикальный
- Логические свойства CSS
- Стилизация вертикального текста (китайский, японский, корейский и монгольский)
- Расширенные браузеры поддерживают результаты тестов: https://w3c. github.io/i18n-tests/results/writing-mode-vertical
Обнаружили проблему с содержанием этой страницы?
- Отредактируйте страницу на GitHub.
- Сообщите о проблеме с содержимым.
- Просмотрите исходный код на GitHub.
Хотите принять участие?
Узнайте, как внести свой вклад.
Последний раз эта страница была изменена участниками MDN.
Нарушение грамматических правил при написании стихов
Нарушаете ли вы грамматические правила при написании стихов?
Состоявшиеся писатели уважают правила грамматики так же, как акробат уважает натянутый канат — грамматика может быть пугающей и сложной, но она нужна нам, чтобы действовать.
Но иногда акробатка сбрасывает ногу с каната. Она делает сальто или какой-то другой трюк физического мастерства, который, кажется, бросает вызов законам гравитации и превышает возможности человеческого тела.
Грамматические правила придают структуру и ясность нашему письму и дают нам общие основные правила, которые мы можем использовать для четкого и эффективного общения, точно так же, как канат дает акробату основу для ходьбы.
Итак, когда писатель отказывается от правил грамматики, чтобы проделывать впечатляющие трюки?
Хорошая грамматика в написании стихов
Писатели и поэты часто спрашивают меня, как им следует обращаться с грамматикой, регистром заглавных букв и пунктуацией в стихах. Когда дело доходит до правил грамматики, является ли написание стихов исключением?
Многие поэты демонстрируют грамматическое мастерство, аккуратно расставляя точки и запятые на отведенных им местах и отдавая дань уважения правильному использованию заглавных букв.
Рассмотрим следующее стихотворение и то, как оно следует правилам грамматики. Обратите внимание, что при написании стихов традиционное правило состоит в том, что первая буква каждой строки пишется с заглавной буквы независимо от того, начинается ли она с нового предложения.
Тигры тети Дженнифер
Адриенн РичТигры тети Дженнифер скачут по экрану,
Яркие топазовые обитатели зеленого мира.
Они не боятся людей под деревом;
Они шагают с гладкой рыцарской уверенностью.Пальцы тети Дженнифер порхают в ее шерсти
Найти даже иголку из слоновой кости трудно вытащить.
Огромный вес дядиного обручального кольца
Тяжело давит на руку тети Дженнифер.Когда тетя умрет, ее перепуганные руки будут лежать.
Все еще окружены испытаниями, которым она подверглась.
Тигры на панно, которое она сделала
Продолжат гарцевать, гордые и бесстрашные.
Написание стихов без правил грамматики
Поэты не всегда следуют правилам, поэтому поэзия привлекательна для писателей, которые особенно креативны, непокорны и любят рисовать нестандартно.
Грамматические правила, особенно правила орфографии и пунктуации, являются не чем иным, как творческим инструментом для поэтов, которые предпочитают полностью игнорировать правила или использовать их для украшения и добавления эстетических элементов в стихотворение.
Многие поэты с большим успехом обходят грамматику. Многие другие потерпели неудачу. Э. Э. Каммингс хорошо известен тем, что дал грамматике пресловутый палец, но он делает еще один шаг в своей анархии и фактически меняет базовую структуру предложения, и ему удается делать это довольно эффективно.
кто-нибудь жил в красивом городке
Ии Каммингскто-нибудь жил в красивом городке
(с вверху так плавает много колоколов вниз)
весна лето осень зима
он спел свое не танцевал свое сделал.Женщины и мужчины (маленькие и малые)
заботились ни о ком вообще
посеяли свое не пожали свое же
солнце луна звезды дождьдетей угадали (но лишь немногие
и вниз забыли как вверх выросли
осень зима весна лето)
что никто не любил его больше накогда уже и дерево за листом
она смеялась над его радостью она плакала над его горем0009кто-то женился на своих всех
смеялся над своими слезами и танцевал
(сон будил надежду а потом) они
говорили их никогда они спали свою мечтузвезды дождь солнце луна
(и только снег может начать объяснять
как дети склонны забывать помнить
с таким количеством колокольчиков вниз)однажды кто-нибудь умер, я думаю
(и никто не наклонился, чтобы поцеловать его лицо)
занятые люди похоронили их рядом
мало-помалу и быловсе всем и глубоко за глубоко
и больше по больше им снится их сон
никто и никто земли к апрелю
с духом и если да.Женщины и мужчины (как дон, так и дин)
лето осень зима весна
пожали свои посевы и пошли свои пришли
солнце луна звезды дождь
Каммингс полностью отказался от заглавных букв, и он использует знаки препинания, казалось бы, наугад. И все же стихотворение работает. Представьте себе это с применением надлежащих грамматических правил, и вы быстро поймете, что его способ более эффективен для этого произведения и того, чего он пытается достичь с помощью языка.
Написание стихов – где правила и творчество сотрудничают или сталкиваются друг с другом
По мере того, как канон поэзии становится сверх всякой меры, поэты все чаще прибегают к творческим приемам, чтобы выделить свою работу.
Игра с грамматическими правилами является одним из таких приемов, но к этому нельзя подходить небрежно. Если вы решите отказаться от правил из-за того, что не знаете их, а не из-за творческого приема, ваше незнание проявится, и стихотворение будет выглядеть дилетантски.