Разобрать по составу слово стояли: «стояли» — корень слова, разбор по составу (морфемный разбор слова)

Содержание

Как разобрать по составу слово "Приблудившийся", пример предложения?

Разбор по составу слова препарат выглядит таким образом:

  • Основой слова является препарат.

Слово препарат состоит из следующих морфем:

  • корень слова - препар;
  • суффикс слова - ат;
  • окончание слова - нулевое.

Таким образом, способ образования слова препарат суффиксальный.

Пример предложения со словом препарат:

Данный лекарственный препарат входит в список нового поколения.

Слово Приданое означает нечто ценное, данное за невестой. Это существительное, которое стоит в именительном падеже и если его просклонять, легко определить окончание: приданое-приданого-приданому-приданым. Видим, что окончание -ОЕ. Найдем корень слова с помощью однокоренных слов: Приданое-Бесприданница-Дано-Отдано-Дать. Видим, что корнем слова будет -ДА-. Перед этим корнем стоит приставка ПРИ-. Также имеем суффикс -Н-.

Получается: ПРИ-ДА-Н-ОЕ (приставка-корень-суффикс-окончание) Основа слова ПРИДАН-.

Слово Подаренное означает врученное безвозмездно. Просклоняем его по падежам, чтобы выделить окончание: Подаренное-Подаренного-Подаренным-Подаренному. Видим, что окончание будет -ОЕ. Выделим корень с помощью однокоренных слов: Подаренное-Подарить-Подарок-Дарить-Дар. Корень получается -ДАР-. Перед ним приставка ПО-, а после корня суффикс -ЕНН-.

Имеем: ПО-ДАР-ЕНН-ОЕ (приставка-корень-суффикс-окончание). Основа ПОДАРЕНН-.

Прилагательное мужского рода Трапециевидный обладает окончанием -ЫЙ: Трапециевидный-Трапециевидная-Трапециевидное.

Слово это оказывается сложным, так как образовано сложением слов Трапеция и Вид. Потому выделяем в нем два корня. Первым корнем оказывается морфема ТРАПЕЦИ- и однокоренные слова Трапеция-Трапецоид. Вторым корнем будет морфема -ВИД- и однокоренными словами оказываются: Вид-Видно-Видать.

Далее выделим в составе слова соединительную гласную -Е- и суффикс прилагательного -Н-.

Получаем: ТРАПЕЦИ-Е-ВИД-Н-ЫЙ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание), основа слова: ТРАПЕЦИЕВИДН-.

Пример предложения: Построенный бывшим учителем математики дачный дом имел странную трапециевидную форму.

Слово Возглавляющий отвечает на вопрос Какой? и поскольку оно образовано от глагола Возглавлять, то оказывается причастием, которое обладает окончанием -ЫЙ: Возглавляющие-Возглавляющая-Возглавляющее.

Однокоренными словами оказываются: Возглавлять-Главенствовать-Главный-Глава.

Следовательно корнем слова будет морфема -ГЛАВЛ-.

Далее выделим в составе слова приставку ВОЗ-, суффикс глагола -Я- и суффикс причастия -ЮЩ-.

Получаем: ВОЗ-ГЛАВЛ-Я-ЮЩ-ИЙ (приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание), основа слова: ВОЗГЛАВЛЯ- (ВОЗГЛАВЛЯЮЩ-).

Пример предложения: Пожилой мужчина, возглавляющий отряд повстанцев, оказался бывшим лесником.

Пре - приставка, одол - корень, ени - суффикс, е - окончание. Почему не ие окончание, т.к. это не прилагательное. Примером предложения может послужить: Преодоление себя и своих недостатков - вот, чем должен заняться человек в первую очередь.

Резьба по составу. Разбор по составу слова «замысловатая резьба»


РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

резьба

резькорень
бсуффикс
аокончание
Сходные по морфемному строению слова:
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перипетии — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «резьба»:
  • Не было у него ни искусной резьбы, ни крыльца с резными перилами, но между тем сам его облик был необыкновенно приятен глазу.
  • У некоторых были колонны и затейливая резьба, на одном доме висели большие круглые часы с римскими цифрами.
  • При утечке из-под муфты или другой соединительной части после разборки и очистки соединения резьбу покройте белилами.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Разбор по составу (морфемный) слова «резьба»

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы - «проспал»;
  • два суффикса: «а» - суффикс глагольной основы, «л» - этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» - действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон - проспать - проспала;
  • корень «сп» - в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

how-to-all.com

КАМЕННАЯ РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Для этого слова пока нет разбора по составу.
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать физический мир.

Я уже понял, что вертопрах — это что-то материальное. А точнее?

Предложения со словом «каменная резьба»:
  • В ней необычайно красивы филигранный декор фасада и четыре купола, богато украшенные каменной резьбой с геометрическим орнаментом.
  • По сравнению с их сияющей поверхностью основной объём сооружения, многократно перерезанный порталами и минаретами, покрытый тонким узором каменной резьбы и инкрустацией, кажется как бы нереальным.
  • Подземная часть гробницы славилась своей изысканной каменной резьбой буддийского содержания.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

ДЕРЕВЯННАЯ РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Для этого слова пока нет разбора по составу.
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: подмаренник — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Предложения со словом «деревянная резьба»:
  • Более высокие украшенные деревянной резьбой дома стояли длинной лентой вдоль заводских строений, прижимаясь к подножию покрытых деревьями гор, и заявляя свою значимость среди остальных домов.
  • Эти маленькие роботы заходили внутрь «Титаника», чтобы изучить его каюты и общественные помещения, передавая по оптиковолоконному кабелю завораживающие кадры с изощрённой деревянной резьбой и прочими остатками былого великолепия «Титаника».
  • Отделанная белой с золотом деревянной резьбой в стиле рококо, зала была невероятно роскошной.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

ИЗЯЩНАЯ РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Для этого слова пока нет разбора по составу.
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: байдарка — это связано с эмоциями, чувствами, переживаниями (взрыв смеха, праведное негодование, счастливая улыбка)?

Сильныеэмоции

Средней силыэмоции

Какие-тоэмоции

Предложения со словом «изящная резьба»:
  • До самого обеда бродили они по заснеженным улочкам, фотографируя кое-где сохранившиеся старинные дома, украшенные изящной резьбой, изысканной лепниной, а иногда и готическими башенками с высокими шпилями..
  • В помещении стояла дорогая мебель из чёрного дерева, покрытая изящной резьбой.
  • Следом в украшенных изящной резьбой и богато отделанных паланкинах прибыли главные советники сёгуна и придворные.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

ИСКУСНАЯ РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Для этого слова пока нет разбора по составу.
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: стайер — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Предложения со словом «искусная резьба»:
  • Я наугад выбрала сторону и пошла вокруг, восхищаясь искусной резьбой снаружи.
  • Единственным красочным предметом в комнате был большой крест с искусной резьбой и позолотой, располагавшийся на низком постаменте в конце комнаты.
  • Не было у него ни искусной резьбы, ни крыльца с резными перилами, но между тем сам его облик был необыкновенно приятен глазу.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

ЗАМЫСЛОВАТАЯ РЕЗЬБА — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Для этого слова пока нет разбора по составу.
Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: биоценоз — это связано с эмоциями, чувствами, переживаниями (взрыв смеха, праведное негодование, счастливая улыбка)?

Сильныеэмоции

Средней силыэмоции

Какие-тоэмоции

Предложения со словом «замысловатая резьба»:
  • Он стоял на страже, прислонившись к украшенной замысловатой резьбой разветвляющейся, словно дерево, колонне, которая поддерживала свод галереи.
  • Рукоятка была украшена костяными пластинками с замысловатой резьбой.
  • Мечи и кинжалы лежали вперемешку, все они были изукрашены замысловатой резьбой и драгоценными камнями.
  • (все предложения)
Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Подборка диктантов для 3 класса с грамматическими заданиями

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.

  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.

Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание:

  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.

  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

Задание:

  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.

  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.

  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

Разобрать по составу слова: осенний, саду.

Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)

Грамматическое задание:

Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).

  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.

Праздничный лес

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Грамматическое задание:

Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

Первые дни весны

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
    1 вариант: узкий ручей - ...; старательный ученик - ...;
    2 вариант: трусливый мальчик - ...; высокий куст - ...

Поездка в деревню

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

  2. вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.

  2. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).

  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Ранняя весна

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

  2. 1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

  3. 2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

Утро в степи

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).

Весна пришла!

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

  2. вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

Весна

В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки.

Грамматическое задание:

Разбери по составу слова морозная, тонкий.

Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово.

Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи.
1 вариант - 2 предложение.
2 вариант - 7 предложение.

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

Задание:

  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.

Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

Осень в лесу

Как красив лес осенью! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников.

Слово для справки: жёлтые.

Муравьишка

Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер — и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней. Он упал на камень. Муравей ушиб ногу. Вот беда!

Осенний лес

Какими только красками не пылает осенний лес! Ты видел такой лес? В октябре деревья теряют свой наряд. Пёстрый ковёр шуршит под ногами. Опавшие листья надёжно укрывают всё живое от морозов. Октябрь — последний грибной месяц. Раз я нашёл даже белый гриб. Хорош был гриб!

  1. Слова для справок: видел, теряют нашёл.

Рябинки

Медленно тянутся осенние дни. Я иду по лесу. Грозно булькает ручей. Кроты всюду нарыли кучки земли. Скучно! И вот я на полянке. Там стоят три рябинки. Какие они нарядные! Пылают красные ягоды. Подлетела стайка птиц. Рябинки щедро отдали им свои плоды. Теперь сытому и холод не страшен.

Слова для справок: тянутся, подлетела, стоят, не страшен, рябинки.

Подарок

Мне друзья подарили книгу. Сколько там рисунков! Вот цветы, деревья, животные, герои русских сказок. Красивая, нарядная книга! А в старину книги писали от руки. Работа шла медленно. На каждую книгу уходило пять — семь лет. Писать первый букварь взялся Иван Фёдоров. Книга вышла на славу!

Слова для справок: подарили, уходило. Предупредить учащихся о постановке запятых и тире.

Сундук

Раньше в каждой избе на видном месте был сундук. Там бабушки хранили платья. Наступали длинные осенние вечера. Бабушка открывала свой сундук и рассказывала, как раньше жили, хлеб растили. И ещё она рассказывала о русских богатырях. Казалось, что сказки бабушка хранит на дне сундука.

Слова для справок: вечера, рассказывала, растили, богатырях, казалось. Предупредить учащихся о постановке запятых.

Первый снег

Какой он, первый снег? Самый первый снег робок и тих. Ночью он медленно ложился на землю. Земля вся пропиталась осенней влагой. Снег заснул на склоне холма. Он замёл птичьи следы. Тишина. Всё кругом спит. А снег всё идёт и идёт. Пушистым ковром он укрыл поля.

Подчеркнутые слова разобрать по составу.

Холода

Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их покрыты маленькими льдинками. Совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес.

Ёлочка

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива укрыла ёлочку тонкими золотыми рыбками.

Тропинка

Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине.

Дорога

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге. Деревья стояли по краям дороги, как часовые. Сорока села на хрупкую веточку. И сразу вниз полетела снежная пыль. Кусты и озябшая травка были засыпаны этой пылью. Под лучами солнышка всё искрилось. Мы любовались чудесным видом природы.

На пороге зимы

Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи. Тревожно шумели верхушки старых елей. Послышались странные звуки. Это кричали гуси. Они спешили на юг. Птицы летели даже ночью. На пороге зима.

Васька

Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, ногти острые. У Васьки ушки чуткие, усы длинные, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась — не уйдёт.

По К. Ушинскому

Как лечат зверей

Медведю лекарство кладут в варенье. Обезьяна выпивает его со сладким чаем. А как быть с тигром? Это ловкий и опасный зверь. Тут врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Стенки клетки сближены. Тигр прижат к стене. Он покоряется человеку.

По М.Ильину и Е.Сегал.

В роще

Нина решила нё ходить в школу. Она украдкой прошла в рощу. Под куст девочка  бросила связку книг и побежала догонять бабочку. На дорогу вышел малыш. В руках он держал книжку и тетрадку. Девочке стало стыдно, она заплакала.

По А.Гайдару

Серебряное копытце

Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл с узкой дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорогие посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорогих камнях. Камни горели разными огнями.

По П. Бажову.

Лес

Лес — это город с тысячами жителей. Дома в этом городе — глубокие норки, тёплые гнёзда. Вот пробилась первая робкая травка. Бьёт ключ из-под земли. Бежит ручей. На самом берегу ручья густо цветут незабудки. Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Лес — это чудо природы. Сбереги это чудо!

Предупредить учащихся о постановке тире.

Гадкий утёнок

Утёнок жил на озере. Все называли его гадким.
Стало холодно. Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю снег и град. Ворона каркала от стужи во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые, с длинными гибкими шеями. Их звали лебеди.

В лесу

С деревьев опали последние листья. Повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Следы украсили лесную полянку.

Гололёд

   После оттепели подкрался редкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.
   Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.

Слова для справок: оттепели, куропатки, ледяного, гололёд.

Лесной пожар

Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Стало пахнуть гарью. Зашумели ели. По узкой полоске поползли горящие хвойные ветки. Наша лошадка быстро мчалась по дороге. Повозка запрыгала. С шумом пролетела стайка птиц. Блеснула змейка. Вспыхнула вершина ёлки. Страшен огонь в лесу!

Слова для справок: поползли, горящие, огонь, блеснула.

Чудесная ёлка

Снег Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко стоит стройная ёлка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягодки рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку подложили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой кружила стайка птиц. Вечером при6ежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.

Слова для справок: прикрепили, положили, угощались.

На радость людям

Встретили Новый год. Надя сняла игрушки и положила в коробку. Сухую ёлку бросили на улицу. Иголки с веток сыпались на мягкий снег. Ёлка имела жалкий вид. Через неделю от ёлки остался только ствол. Надя решила посадить весной маленькую ёлочку. Пусть растёт деревце на радость людям.

Слова для справок: Новый, положила.

Доброе дело

Быстро прошла осень. Ночью ударил сильный мороз. Льдины сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделал своё доброе дело. Он защитил рыб в реках и озёрах от стужи. Лёд всё живое спас от гибели.

Встреча

Стояла осень. Лист в осеннем лесу опал. Землю подморозило. В эту пору очень заметны рябчики. А ещё я видел много синиц. Вдруг кусты зашевелились. Я пригляделся и очень обрадовался. Это был наш воробей. Он с нами живёт и от нас не улётает.

По М. Пришвину

Где ночуют птицы?

Наступила длинная ночь. Где ночуют зимой лесные птицы? Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались. Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

Луна

На луну можно долго смотреть. Блеск луны не так силён, как блеск солнца. Ночное небо в ясную погоду очень красивое. Я люблю глядеть на мигающие звёзды. Раньше люди мало знали о луне. Человек открывает всё новые и новые тайны небесных светил. Мне нравится смотреть на луну и представлять, как по ней шагает луноход или космонавт.

Первый снегирь

На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Они качали мёрзлыми ветвями. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбались. Первый снегирь стужу зазывает. А ночью ударил мороз.

Дед Тимофей

   В деревне Холодные ключи жил дед Тимофей. Он очень любил лес. Тимофей считал лес своим другом.
   Однажды дед повёл нас по своим грибным местам. Прохлада леса хранила ночную тишину. Над рекой тянулась дымка тумана. К полудню в большой плетёнке Тимофея красовались крепкие грузди. Полны были и наши корзины. 

На озере

Бедный маленький утёнок плавал по озеру без отдыха. Лёд трещал и ломался. Утёнок быстро работал лапками и выбился из сил. Ранним утром проходил мимо озера человек. Он взял утёнка домой. Ребятишки хотели с ним играть. Но утёнок выбежал в открытую дверь. Он залёг в кустах.

По Г. X. Андерсену

В пути

   Мы садимся в поезд и в первый раз едем по этой дороге. Близко подступают горы. Поезд идёт тихо. 
   Но вот он осмелел и набрал скорость. Показалась широкая река. Колёса застучали по мосту. Стрелой летит поезд, свистит резкий ветер. Поезд подходит к посёлку. Около новых домов группа ребят играет в снежки.

Помоги птицам

   Прошла дождливая холодная осень. Снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой.
   Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись снегири и синицы. Помоги птицам и ты. Птицы — наши друзья.

Пингвины

Завыл ветер. Всё занесло снегом. Всюду стояли снежные низкие бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Смотрю — клюв торчит. Вдруг бугорок зашевелился и из него выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

По Г. Снегирёву

Слова для справок: всюду, зашевелился, из него, пингвин, ложились.

Снежная страница

Молчат поля и леса. Одна позёмка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Выход в природу всегда даёт хорошее настроение. Вот мы на опушке леса. На страницах снежной книги легко по следам читать рассказы о жизни пернатых. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Вот важно прошагала ворона.

Слова для справок: захотелось, увидеть.

 Тропинка и ручей

Узкая тропинка бежала вдоль ручья. Она поднималась над ручьём и резко опускалась. Вот она проскользнула под аркой гнутой ветлы. Ручей был покрыт толстым снеговым одеялом. Но он и под снегом жил. Среди льда и снега смотрела тёмным глазком живая вода. Ручей не замёрз. В нём били тёплые ключи.

Барсуки

Вытащила барсучиха из норы малышей. Они рады зелёной травке и тёплому солнцу. Мать сидит рядом и сторожит их. Вот хрустнула ветка. Барсучиха осмотрела местность. Она заметила опасность. Мать быстро сунула детей в нору и сама скрылась.

Осень

Осень обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастными днями. Деревья стоят голые. Грязь, дождь, сырость. Каждый человек замечает и чувствует в осени что-то своё. Каждому и золотая, и поздняя осень открывает свои секреты по-особому. Какую осень видишь ты?

Выпал снег

Поздний вечер. По стёклам бьёт дождь. Грустно смотреть на измокшую землю, кусты. Опустели пастбища. Ночью подморозило, и пошёл первый снег. Вся природа находилась под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом. Я вышел на крыльцо. Под ногами мягко хрустнул снежок.

Первый зимний день

Вся местность была покрыта снегом. В воздухе кружилась сетка из мягких пушистых снежинок. Лёгкие пушинки легли на сухой тростник. Лес казался ближе. Река сузилась. Выглянуло солнце. Под его лучами всё заиграло, заискрилось. 

Здравствуй, Новый год!

Наступил поздний вечер. На лесной красавице появились хлопушки, длинные бумажные цепи. Потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась огнями. Вокруг радостные, счастливые лица ребят. Здравствуй, Новый год!

Буран

Снеговая белая туча обтянула всю местность. Вдруг настала ночь. Буран яростно наступал со всех сторон. Всё слилось, всё смешалось. Земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снега. Сердце падало, кровь стыла. Так ужасен был вид зимней природы. Буран свирепел час от часу.

По С. Аксакову 

Прогулка по лесу

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листву. Она почернела от осенних дождей. Опавшие листья уже не шуршат под ногами. Протяжно и грустно свистнул в ельнике рябчик. Лес угрюм. На озере показалась первая корочка льда. У берега шуршит сухой камыш. Природа ждёт зиму.

Слово для справки: не шуршат.

Бумажный змей

Прошёл грибной дождь. Выплыло солнце. Задумал Борис сделать змей. Вот бумага и дранка, нет только ниток и мочала. Нитки есть у Семёна, мочало — у Петра.
А запустить змей они не могут. Борис лист с дранкой к груди прижал. Семён нитки в кулак зажал. Пётр мочало спрятал. Грустно ребятам. Стоит прекрасный день, а радости нет.

По Е. Пермяку

Радуга

Природа замерла от жары и зноя. Воздух дрожал над землёй. Надвигалась большая чёрная туча. Послышались глухие раскаты. В воздухе сильно запахло травами и цветами. Первые крупные капли зашлёпали по пыльной дороге. Хлынул дождь и скоро перестал. На небе появилась радуга. Она сияла и переливалась. Радостно было смотреть на неё

Берёзовый сок

  1. В лесу раздавалось дробное постукивание. Я осмотрелся. На старой осине сидел дятел. Изо всех сил он колотил по дереву крепким клювом. После каждого сильного удара пылью разлеталась труха. Дятел взмахнул крыльями и перелетел на берёзу. Он пристроился у самой верхушки. Птица пробила в коре дырочку и давай пить берёзовый сок. На белой поверхности ствола виднелись три рядка дырочек. Дятел напился и улетел в чащу.

  2. Земля в цвету

  3. Весна одарила месяц май волшебной силой. Он оживляет природу, торопит её к новой жизни. Спешат домой птицы из далёкой зимовки. Земля наряжается в цветастый наряд. Чудный запах разносится по всей местности. В цвету сливы и вишни. Май — самый нарядный и звонкий месяц года!

  4. Солнце

  5. Выплыло из-за елей солнце. Повеселела лесная полянка. Капельки росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо. Загрустила природа. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза прошла мимо. И снова над лесом светит ласковое солнце.

  6. Лесные страхи

  7. Медведица с медвежонком ходила по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился лапами за него. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Затрещали кусты. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица со всех ног бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери.

  8. По С. Устинову

  9. Диктанты на разделительный твердый знак 

  10. Лебеди

  11. На Чудское озеро пришла весна. На его необъятном просторе начал таять снег. Вода скатывалась по гладкому льду и размывала его. Ей помогало весеннее солнце. Свежий ветер гнал лёд. С неба донёсся трубный крик лебедей. Два красавца опустились на чистую воду. Подъехал тракторист Степан. Он дал лебедям корм.

  12. По С. Воронину

  13. В лагерь

  14. Наступило лето. Ребята уезжают в лагерь. У подъезда школы висит объявление о дне отъезда. Хорошо летом отдыхать на свежем воздухе. Ребята часто будут ходить в лес, наблюдать за жизнью птиц и насекомых. В зарослях они будут искать вкусную и сладкую ягодку малину.

  15.  

  16. В горах

  17. Хорошо весной в горах, но подъём тяжёл. Мы сели отдохнуть. Перед нами на зелёных склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Встали гордо и пучки сухих трав. Мы поднялись на самую вёршину. Здесь солнце съело последний ледок. Необъятный простор открылся перед нами.

  18.  Весенний дождь

  19. Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась земля. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. К дому подъехала подвода и остановилась. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа. Подвода въехала во двор.

  20. По А. Толстому

  21. Опасность

  22. Стояло тёплое утро. Дружно жужжали пчёлы. Петька осторожно двигался по узкой тропе. Подъём был труден. Но вот и гладкая площадка. Петька подбежал к палатке. На земле лежали комья глины и камни. Петька осмотрел круглые часы с острой стрелкой. Стрелка двигалась. Это был компас. К площадке подъезжала телега. Петька быстро скрылся в кустах.

  23. По А. Гайдару

  24. На реке

  25. За окном бормочет дождь. Я выхожу и сажусь под сосны. Они стеной стоят у реки Киржач. Земля пахнет корой и шишками. Я спускаюсь к реке и осторожно сажусь в лодку. Лодка тихо закралась. Закрываю глаза и слушаю разговор дождя и реки. Но вот дождь стихает. Взошло солнце. Лес объят рыжим огнём. В реке играют солнечные зайчики. Всплывают кувшинки. Показались стрекозы.

  26. Слово для справки: бормочет.

  27. Ребята помогли

  28.    Конюшня стояла около разлива реки. Вода затопила подъезд к ферме. Площадка фермы стала островком. Жеребята волновались, били копытами по стойлам. Старый конюх был озабочен. Чем кормить жеребят? Овса осталось пять мешков. Сено кончилось. Стога с сеном далеко на лугах.
       Но что за чудо? По воде плыл стог сена. Он подъехал прямо к берегу. Это ребята на своих лодках решили подвезти корм.

  29. По Б. Емельянову.

  30. Слово для справки: озабочен.

  31. Дружная работа

  32. Солнце льёт на землю свет и тепло. Пышно зацвёл сад. Белые цветы распустились на вишнях и яблонях. На ягодных кустах показались нежные молодые листочки. Много работы весной в саду. Мальчики очистили все дорожки, сгребли сухие листья и сучья. Девочки побелили деревья. Теперь вредные насекомые не будут объедать молодые листочки и побеги. Подъехала машина. Дети вернулись домой.

  33. Слова для справок: вернулись, насекомые.

  34. Диктанты на мягкий знак в конце имен существительных после шипящих

  35.  В пути

  36. Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю. Какое оно — Чёрное море?

  37. У озера

  38. Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве. Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди.

  39. Проверочные диктанты за третью четверть

  40. Объем диктантов 50-60 слов. При диктовке текста обязательно, как и раньше, проговаривать личные окончания глаголов.

  41. Гость

  42. Я и брат поливали яблоньки. Мы вошли в шалаш за вёдрами и увидели там гостя. Это был уж. Он лежал на душистом сене. Туда падал солнечный луч. Луч пробился сквозь дырявую крышу. Уж заволновался, поднял головку и зашипел. Он пополз к выходу и скрылся в зелёной траве. Мы проводили гостя глазами. Пусть живёт! Всем хватит места на земле.

  43. Слова для справок: увидели, сквозь.

  44. В родные края

  45. Наступают весенние дни. Из далёких тёплых стран летят журавли на родное болото. В самых недоступных местах строят они гнёзда. Спокойно им там жить. Не пройдёт по болоту волк. Не проползёт осторожная рысь. Скоро по кочкам будет прыгать молодняк. Шелестит на ветру сухая осока. Качается высокий камыш. Вечернее солнце заходит за облака. Наступает ночь. Кругом тишь.

  46. Слова для справок: недоступных, качается.

  47. Песня скворца

  48.    Давно не было дождя. Земля пересохла. К вечеру набежали тучи и полил сильный ливень. Мы спрятались около подъезда. Подлетел скворец и сел рядом. Мы старались не делать резких движений. Все боялись спугнуть птицу. А скворец вдруг запел. Люди смотрели на него и улыбались. Скворушка пропел песню и улетел.
       Дождь кончился. Блеснул луч солнца. Всё ожило. 

  49. Слова для справок: не было, ливень, на него, не делать.

  50. Цветы

  51. Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую траву. Появились проталины. Показались зелёные стрелы травы. А вот и первые подснежники. Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы — подарки весны. Сохрани их.

  52. Слово для справки: его.

  53. Лучик

  54.    Женя жил в деревне Дубрава. У мальчика был любимый конь Лучик. Лучик ещё мал и слаб. Врач прописал коню лекарство. Женя стал приучать малыша к лекарству. Лучик слизывал сладкую глюкозу губами и язычком. Часто мальчик угощал любимца кусочками сахара.
       Летом Женя помогал пасти лошадей. Он водил их на речку. Лучик узнавал голос друга. На пастбище молодой конь окреп и вырос.

  55. Слова для справок: приучать, слизывал.

  56. Диктанты после темы "Изменение имен прилагательных по родам и числам"

  57. За ягодами

  58. Было раннее утро. Я отправился с ребятами в лес за земляникой. По дороге мы громко разговаривали и пели. Подошли все к полянке и притихли. Сочная спелая земляника выглядывала из-под травинок. Каждую ягодку мы осторожно срывали и клали на дно корзины. Стало припекать. Над головой пролетел большой шмель. Он сел на душистый цветок. Вот и корзины полны. Пора домой. Радостные, мы вышли из леса.

  59. Слова для справок: разговаривали, притихли, припекать.

  60. Весной на реке

  61. Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лёд посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лёд треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались. К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пронеслось лёгкое облачко. Показалось весеннее солнышко. Потянулись в родные края перелётные птицы.

  62. По в. Бианки

  63. Слова для справок: наталкивались, на другую.

  64. Не с глаголами

  65. Муравей

  66. Я сел на обочину дороги. Пригревало солнце. Большой рыжий муравей легко вполз на мой сапог. Он огляделся с высоты и спустился на землю. На земле лежало гнилое бревно. Он быстро пробежал мимо. Вот он остановился около пня. С одной стороны пень был гладкий и блестящий. Не влезет тут муравей. На другой стороне пня были корявые борозды. По ним муравей и пополз. Я долго следил за ним.

  67. Слова для справок: на обочину, по ним, за ним.

  68. Проверочные диктанты за год

  69. Сказка о весне

  70. Собралась весна в гости в северные края. Всю зиму она провела с перелётными птицами на юге. По небу бежало пушистое облачко. Весна взобралась на него и полетела. На земле все ждут весну. Весна спустилась на землю. В полях запестрели проталины. Треснул на реке лёд. А следом за весной потянулись в родные края перелётные птицы. Наступили тёплые весенние дни. Здравствуй, весна!

  71. По Г. Скребицкому

  72. Лесные музыканты

  73. Стояла ранняя весна. Мы шли в лесу по нашей любимой тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на деревьях, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка. Он распугал соек. Мы очень сердиты на Фомку.

  74. По И. Соколову-Микитову

  75. Жабы

  76. Наступил март. Подул южный ветер. Мороз ослабел. Утром капель зазвенела под окном. Проснулась вестница тепла — жаба. Жабы — полезные животные. Они съедают массу комаров, мух, улиток. Жабы могут предсказать погоду. Вот ленивые создания выползают из своих нор и сырых тенистых мест. Быть дождю! В сухую погоду редко показываются они на глаза. На охоту жабы выходят ночью. Они хорошо чувствуют себя в воде и на суше.

  77. По Ю. Новикову

  78. Слова для справок: предсказать, показываются, создания. Обратить внимание детей на расстановку запятых, тире.

  79. Пряники

  80. Как появились пряники на Руси? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и тёплое лето. А настоящие птицы весну приносили.
       Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в Москве, Твери и других городах. Особо знамениты тульские пряники.

  81. Слова для справок: пряничными, с ними, знамениты. Обратить внимание детей на постановку запятых.

  82. Клён

  83. Хорош русский лес. Ты видел клён? У клёна широкие листья, ствол гладкий и чистый. Растёт клён рядом с берёзой и осиной. Луч солнца освещает его верхушку. Весёлый зелёный клён любит яркий свет. Красивые клёны люди сажают в городских парках! Эти деревья украшают дороги и берега прудов. Далеко летят крылатые семена клёна. Ветер их несёт по полям и лугам. Найдёт семя удобное место, и вырастет молодой тоненький кленок. 

  84. Слова для справок: видел, вырастет. Обратить внимание детей на постановку запятых. 

  85. Беда

  86. Ярко светило весеннее солнце. Мы вывели коз на свежую травку. Донёсся запах дыма и гари. Горела сухая трава. Огонь лизал нижние ветки молодых деревьев. Мы срубили еловые лапы и стали тушить пожар. Тонкой струйкой шёл дымок из муравейника. Муравьи прожили долгую и трудную зиму. Не успели они встретить тёплое лето. Поникли ели и сосны. Не поют птицы. На буграх лежат горстки пепла.

  87. Хвосты

  88. Для чего нужны хвосты? У животных хвост много полезного делает. У бобра он — весло и опора при подаче сигнала об опасности. Лошади и коровы отгоняют хвостом мух. Враг вцепился в хвост ящерицы. Она юркнула в сторону и осталась без хвоста. Ящерка не горюет: новый хвост быстро отрастёт. Хвосты помогают животным осмотреть местность, уйти живыми от врага, подать знак тревоги.

  89. Слова для справок: ящерицы, ящерка, для чего, отрастёт, тревоги.

  90. Утро

  91. Наступило раннее утро. Мы подъехали к полю. Оно отдыхало. Прошёл час. Поле стало впитывать силу от солнца, от земли и воды. Колоски потянулись к небу. Над землёй появилась яркая полоска. За рекой просвистела птица. Рождался новый день. Лучи солнца залили весь двор. Жёлтые и алые тюльпаны росли около крыльца. Они радовали глаз. Тётка Дарья поливала цветы тёплой водой.

  92. Слово для справки: вышел. Обратить внимание детей на запятую в пятом предложении.

Диктанты по русскому языку

Диктанты по русскому языку за 3 класс
Категория: Начальная школа
Ребятишки в третьем классе уже все глубже осваивают русский язык и диктанты становятся все более сложными. Но, какой бы ни был диктант, он должен соответствовать программе. Программы отличаются, поэтому мы предлагаем вашему вниманию сборник контрольных и проверочных диктантов для 3 класса в соответствии со ФГОС и с разными УМК. И несколько слов о точках в конце заголовков. Вообще, по правилам русского языка точка в конце заголовка не ставится. Но в начальной школе, дабы приучить детей ставить точку в конце всех предложений, ставят ее и в заголовке. Узнайте требования учителя своего ребенка по этому поводу и проверяйте диктант с этой поправкой.
Объем диктанта:
1-й класс - 15 - 17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.
2-й класс - 3-4 четверть – 35 - 52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.
3-й класс - 3-4 четверть – 53 - 73 слова.
4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.
4-й класс - 3-4 четверть – 76 - 93 слова.
Диктанты для 3 класса с заданиями, УМК Школа России
Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания
Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
1 вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
*. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»
Ноябрь
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания
Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
1 вариант – корм
2 вариант – свист

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных гласных в корне слов»
Чудесная ёлка
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания
Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
1 вариант Продавать -….., выходить -……
2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне”.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания
Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
1 вариант Лететь, …
2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
На рыбалке
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания
Укажите части речи …
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
Подчеркните в тексте собственные имена существительные
* Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»
На речке
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания
Подчеркни грамматическую основу
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
Определи падеж и род у имён существительных
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания
Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание
1 вариант – в первой части текста
2 вариант – во второй части текста
Определите падеж и род у имён прилагательных…
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)
2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)
* К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – …
2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по теме «Местоимение. Глагол»
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания
Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
Выпишите глаголы, употреблённые …
1 вариант – в единственном числе (6)
2 вариант – во множественном числе (6)
Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…
2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания
Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
*К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …
2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

 

Контрольные диктанты по русскому языку 2-4 классы за 3 четверть

4 класс

Поздняя осень.

Прошли сентябрь и октябрь. Здравствуй, ненастная поздняя осень! Грустная пора! Небо часто покрыто серыми тучами. Редко блеснёт из-за тучи чудесный луч солнца. Уже заметно убавился день. Холодная роса ночью и утром покрывает траву.

Дует резкий, яростный ветер. Часто моросит холодный дождь. Деревья облетели. Вся окрестность засыпана золотыми листьями. В лесу стоит тишина.

Грамматические задания:

1.Девятое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2.Подчеркните в тексте слова с непроизносимой согласной.

3. Разобрать слова по составу: облетели, холодный, окрестность.

Раннее утро.

Солнце освещало болото. По краям болото поросло березняком. Среди берёз темнели молодые осинки. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе — запах трав. На берёзах золотились первые пряди. Жёлтые листья кружились в воздухе. Ночами холодные росы серебрили землю. Утром деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхивал солнечный луч.

Грамматическое задание:

1. Третье предложение разобрать по членам, над словами надписать части речи.

2.Разобрать слова по составу: холодные, серебрили, травинка, осинки.

Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Грамматические задания:

I вариант: третье предложение разобрать по членам, над словами надписать части речи.

II вариант:десятое предложение разобрать по членам, над словами надписать части речи.

2.Разобрать слова по составу: осенние, зеркальной, чудесная.

3 класс

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

     -сад-                                                                    -цвет-

3.. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

Диктант

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.

  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

 Прощальная песня.

          Вечером полил дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен. Перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.

         Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний  птичий крик, весёлые не бывают.

      Грамматическое задания:

1.  Разобрать по членам предложения, обозначить части речи, выписать словосочетания.

1вариант                 В воздухе летали лёгкие снежинки.

2вариант                 В декабре стояли сильные морозы.

2. Подобрать и написать 3 однокоренных слова (сущ., прил., гл.,) с корнями, выделить корень.

1вариант    – рыб-                             2в.    - стар-  

3.  Выписать из текста 3 глагола с приставками, выделить приставки.

Прощальная песня.

Вечером полил дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен. Перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.

Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний птичий крик, весёлые не бывают.

Грамматические задания:

1. Разобрать по членам предложения.

1вариант В воздухе летали лёгкие снежинки.

2вариант В декабре стояли сильные морозы.

2. Подобрать и написать 3 однокоренных слова с корнями, выделить корень.

1вариант – рыб- 2в. - стар-

3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

2 класс

Находка.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложение.

  2. В последнем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

Осень.

    Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идёт частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Под елью в траве уснул ёжик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.(32 слова)

Грамматические задания:

1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложение.

2. В последнем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

СКУЧНО

Прошла чудная пора осени. Часто идет мелкий дождь. Пес Барс спит под крыльцом. У моих ног дымилась лужица. Плотная белая туча укутала небо. Лентой плывет туман. В саду сыро и скучно.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложение.

  2. В последнем предложении подчеркнуть согласные.

Контрольный диктант в 7 классе № 9 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 7 классе № 9