5 класс. Русский язык. Способы словообразования — Морфемный и словообразовательный разбор слова
Комментарии преподавателяЧто такое морфемы?В этом уроке вы узнаете, что такое морфема, какие бывают морфемы, узнаете о новом разделе языка – морфемике.
Морфемы – это части слова. Мы можем разделить слова на буквы, звуки или на слоги, например, произнести или написать слово весна [в’-э-с-н-а], называя каждый звук, или разделить на слоги слово капель – ка-пель, тем не менее, звуки, буквы и слоги не являются морфемами. Что это за части слова?
Морфемы – это части слова, имеющие своё смысловое значение. В звуках и в слогах мы не замечаем никакого смысла: ка-пель. Что такое «ка», а что обозначает – «пель», «в» или «э». Но если мы выделим в слове наименьшие значимые единицы или части слова:
Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке морфемике. Морфемы бывают многозначными, Так, приставка при- обозначает присоединение (припаять), неполноту действия(приоткрыл) и законченность действия (приплыл). Есть и другие значения приставки при-. Морфемы бывают синонимичными, например приставки вы- и из- (выгнать и изгнать), антонимичными, например , хвостик и хвостище.
Смысловое значение морфемРазберем смысловое значение морфем на примере слова «безоблачный».
Приставка без-, также как и приставка бес- обозначает лишение чего-либо, отсутствие или недостаток чего-либо; мы находим её и в таких словах, как безоконный (без окон), безветренный (без ветра), бессмысленный (нет смысла), бескровный (отсутствие крова), безлесье (отсутствие или недостаток леса).
В корне -облач- (-облак-) заключено лексическое значение слова: скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе. Такое же лексическое значение мы находим и в слове облако, облачко, оно заключено во всех однокоренных словах.
Суффикс -н- образует прилагательные со значением признака или свойства какого-то предмета или явления, такой же суффикс мы находим в словах весен
Окончание -ый говорит нам о том , что это прилагательное мужского рода единственного числа, это окончание указывает на именительный или винительный падеж имени прилагательного и помогает связать слова в словосочетании (безоблачный день).
Благодаря морфемам, мы многое узнали о слове безоблачный. Безоблачный, значит не закрытый облаками, без единой тучки, совершенно ясный. Кроме того, мы узнали не только лексическое, но и грамматическое значение слова: это имя прилагательное, мужского рода единственного числа, в именительном или винительном падеже. Все части, на которые мы разделили слово безоблачный значимые, на более мелкие значимые части слово разделить нельзя. Итак, морфема – наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.
Назначение морфем в слове Морфе́ма (от греч. morphе «форма»). Понятие морфемы в науку ввёл русский учёный Иван Александрович Бодуэн де Куртене в конце XIX века. Он писал, что «считать термин морфема лишним – то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться только частными названиями: «дуб», «берёза», «ель» и т.д.У каждой морфемы своё назначение в слове. Без корня не будет и слова. В нём заключено общее значение всех однокоренных слов (мороз, морозный, заморожу, изморозь).
При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова, например при помощи суффикса-ок образовалось слово кружок, а при помощи приставки вы- слово выход (такие морфемы называют словообразующими морфемами). Иногда приставки и суффиксы служат для образования формы слова (неслучайно слово морфема переводится как «форма»). При помощи суффикса
Окончания – это формообразующие морфемы, они не участвуют в словообразовании, окончания меняют только форму слова: дом-дома-дому-домов; слышу-слышишь-слышат, здесь мы имеем дело с формами одного и того же слова.
Очень важно знать, из каких морфем состоит слово, правильно их определять. Морфемы помогают понять смысл каждого слова и верно его записывать. В случае затруднений следует обратиться к специальным словарям, например к «Школьному морфемному словарю русского языка» Н.А. Николиной, «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.
Важно запомнить:
- Морфема – наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.
- Морфемика — раздел науки, который изучает морфемы.
- У каждой морфемы своё назначение в слове.
- Морфемы важно знать и уметь определять, чтобы понимать значение слов и правильно их записывать.
В этом уроке научимся выполнять морфемный разбор слова.
Морфемный разбор слова – это выделение частей слова, из которых оно состоит. Вспомним, что наименьшие значимые части слова (приставку, корень, суффикс, окончание) называют морфемами. Поэтому и разбор называют морфемным. Морфема имеет лексическое и грамматическое значение. Части слова — морфемы — важно знать и уметь определять, чтобы понимать значение слов и правильно их записывать.
Порядок морфемного разбора словаИтак, нам необходимо установить, из каких значимых частей – морфем – состоит слово. Для того чтобы научиться грамотно производить морфемный разбор, обратимся к плану и образцу морфемного разбора.
В качестве образца проанализируем слово бесхитростная из произведения Ф. Абрамова.
Жаворонок. Самая трогательная птица – жаворонок. И поёт, и радуется, как ребёнок. Простенько, но так чисто! (Ф. Абрамов) |
Первое, с чего надо начать морфемный разбор, этоопределить, какой частью речи является слово. Выяснить, изменяемая или неизменяемая эта часть речи. Словобесхитростная – имя прилагательное. Это изменяемая часть речи.
Второе, что необходимо сделать, это выделить окончание и основу, определить грамматическое значение окончания. Для этого изменяем слово, то есть склоняем: бесхитростная – бесхитростной, бесхитростную. Окончание – изменяемая часть слова. Замечаем, что при изменении слова изменилась часть -ая – это окончание. В слове бесхитростная окончание -ая , выражает женский род, им. падеж, ед. число.
Остальная часть слова – основа. В этом слове основа: бесхитростн-.
Третий пункт плана. Определяем, состоит ли основа только из корня или есть в ней приставки и суффиксы. Для этого сопоставляем однокоренные слова:
Выделяем корень – общую часть родственных слов. Корень: -хитр-. В нём заключено лексическое значение слова. Мы выделяем корень, подобрав к слову 2-3 однокоренных слова, что мы только что и сделали. Следовательно, основа бесхитростн- состоит не только из корня, есть в ней и другие морфемы. А это следующие этапы работы.
Четвёртый пункт плана. Выделяем приставку.
Для этого подбираем слова с такой же приставкой.
Пятый пункт. Выделяем суффикс. Поступаем таким же образом: доказываем, что подобные суффиксы имеются и в других словах.
Бесхитростный образовалось от слова хитрость, суффикс -ость- , он присутствует в словах храбрОСТЬ, старОСТЬ, этот суффикс свойственен для имени существительного, при помощи этого суффикса образуются существительные со значением отвлеченного признака или состояния. Прилагательное бесхитростная образовалось при помощи суффикса -н-, который мы наблюдаем и в словах |
весенний, комнатный, пригородный, лесной. Суффикс -н- характерен для имени прил. он образует прилагательные со значением признака или свойства.
Графически морфемный разбор слова бесхитростный будет выглядеть так:
Окончание -ая. Основа бесхитростн-, корень -хитр-, приставка бес-, суффиксы: -ост- и -н-
Итак, мы произвели морфемный разбор слова на примере прилагательного бесхитростная. По этой теме важно запомнить порядок разбора, доказывать существование тех или иных морфем в слове, сравнивая однокоренные слова и слова с аналогичными суффиксами и приставками.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=4IQxPCdc-AI
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Morfemnyy-razbor-slova
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Morfema—znachimaya-chast-slova
Морфологический разбор слова запереживать онлайн
Слово запереживать является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»). У глагола запереживать есть постоянные признаки:
- Возвратный/Невозвратный — слово ‘запереживать’ является невозвратный;
- Переходный/Непереходный — слово ‘запереживать’ это непереходный глагол. ; Глагол ‘запереживать’ относится к несовершенному виду.
- Пример изъявительного наклонения: В ответ Лизавета засуетилась, задёргалась, запереживала. Она не знала ответа на его справедливый вопрос.;
- Пример cослагательного наклонения: Ты тоже запереживал бы в такой ситуации. ;
- Пример повелительного наклонения: Пусть забеспокоится, пусть запереживает — ему полезно.;
- Род слова определить не возможно потому, что глагол является Инфинитивом.
- Лицо — не определяется в инфинитиве;
- У данного слово время не определяется потому, что слово запереживать является Инфинитивом;
Слово «запереживать» значит:
- Начать переживать, испытывать волнение, беспокойство в связи с чем-либо; забеспокоиться, заволноваться (разг.).
«ЗАПЕРЕЖИВАТЬ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.
запереживАть
Ударение падает на слог с буквой А. На десятую букву в слове.
Слово «запереживать» — род не определяется в инфинитиве
Глагол ‘запереживать’ является несовершенным видом.
Переходность глагола «запереживать» — непереходный
Лицо у глагола «запереживать» — не определяется в инфинитиве
«ЗАПЕРЕЖИВАТЬ» — это невозвратный глагол
Наклонение
Пример использования наклонений
Изъявительное
В ответ Лизавета засуетилась, задёргалась, запереживала. Она не знала ответа на его справедливый вопрос.
Сослагательное (условное)
Ты тоже запереживал бы в такой ситуации.
Повелительное
Пусть забеспокоится, пусть запереживает — ему полезно.
Время глагола «запереживать» — не определяется в инфинитиве
Слово «запереживать» — относится к Первому спряжению
1 лицо
запереживаю
запереживаем
2 лицо
запереживаешь
запереживаете
3 лицо
запереживает
запереживают
Глагол в прошедшем времени
Он (ед. число)
запереживал
Она (ед. число)
запереживала
Оно (ед. число)
запереживало
Они (мн. число)
запереживали
- закатывать
- затмевать
- закричать
- доставляться
- бацнуть
- чуять
- переубеждать
- лобызаться
- зашпилить
- полопаться
предложений для риторического анализа: легко и эффективно!
Главная » Блог » Искусство английского языка » Риторический анализ предложений: легко и эффективно!
// от Lindsay Ann// 3 комментариев
Делиться заботой!
- Поделиться
- Твитнуть
Вы задаете эссе по риторическому анализу? Почему бы не предложить учащимся использовать риторический анализ предложений для начинающих?
Но, можно сказать, тогда ученики используют не свои слова.
Когда кто-то говорит это, я думаю об этой слезливой финальной сцене из В поисках Форрестера , когда Уильям Форрестер выходит из уединения, чтобы защитить своего друга Джамала Уоллеса, которого обвиняют в плагиате слов Форрестера. «Я помог ему найти собственные слова, начав с некоторых из моих», — говорит он.
Это именно то, что могут сделать начальные предложения для риторического анализа.
Мы даем учащимся несколько наших собственных слов, чтобы подтолкнуть их к более сложному анализу.
Это также простой способ выделиться среди студентов, которым сложно написать эссе по риторическому анализу. Эти основы подтолкнут учащихся к разговору об этосе, пафосе и логотипах, а также о SOAPStone и риторических приемах.
25 Начало риторического анализа предложений
Важно научить учащихся использовать эти основы, но в качестве трамплина для дальнейшего анализа.
Это означает, что учащиеся не должны просто закончить предложение, заполнив пропуски (…) и двигаясь дальше. Они должны распаковать ход, который делает автор, чтобы связать его со своим фокусом для риторического анализа.
После начального предложения учащимся необходимо будет разобраться в том, «почему» автор сделал именно этот выбор и «как» он показывает цель, тон, сообщение и т. д. Для этого учащимся нужно будет использовать основной текст. навыки анализа, поскольку они распаковывают слова и разделы текста для обсуждения на более глубоком уровне.
- Писатель/автор/спикер описывает… чтобы подчеркнуть…
- Писатель/автор/спикер внушает чувство… посредством …
- Писатель/автор/спикер напоминает аудитории… потому что…
- Цель писателя/автора/говорящего демонстрируется через организационную модель …
- Повторение … позволяет читателю сделать вывод …
- Более подробное распаковывание этого слова позволяет читателю понять …
- Стремление к более глубокому пониманию этой темы , причины писателя/автора/спикера …
- Писатель/автор/докладчик позволяет читателю подключаться … и … с помощью … устройства.
- Доверие к писателю/автору/оратору очевидно, когда …
- Использование … влияет на тон пишущего/автора/оратора, потому что…
- Важно отметить, что тон писателя/автора/оратора меняется, когда… потому что…
- … и … являются нагруженными словами, используемыми писателем/автором/спикером, потому что они заставляют аудиторию чувствовать…
- Использование писателем/автором/спикером собирательных местоимений подразумевает…
- Поскольку писатель/автор/оратор намекает на … , слушатель понимает …
- Организационно начало и завершение этого текста важны и связаны друг с другом таким образом, что они…
- Образ/описание … создает …
- Очевидно, что писатель/автор/оратор знает свою аудиторию, потому что он/она апеллирует к ее чувству …
- Аргументация автора… позволяет аудитории …
- … обращается к аудитории посредством …
- … сдвигает точку зрения аудитории на …
- Аргумент развивается благодаря использованию писателем/автором/спикером …
- Случай/контекст формируют сообщение говорящего. Мы видим это в …
- Писатель/автор/спикер внушает чувство … посредством использования …
- Общее сообщение становится ясным, когда …
- Чтобы еще больше распаковать это устройство …
Глаголы действия для риторического анализа
В дополнение к приведенным выше стартовым предложениям для риторического анализа, я бы предложил придумать свои собственные предложения для использования студентами (или попросить студентов придумать их). Каждому началу предложения нужен глагол действия. Вот список для начала!
- Использует
- Расставляет
- Классифицирует
- Разделяет
- Занимает позицию
- Предоставляет
- Включает
- Подразумевает 9 0014
- Демонстрирует
- Утверждает
- Причины
- Использует
- Устанавливает
- Напоминает
- Ссылается на
- Вдохновляет
- Причина
- Способствует
- Создает
- Укрепляет
- Объединяет
Большое спасибо за то, что позволили мне поделиться с вами некоторыми из моих любимых примеров для начала риторического анализа! Я люблю слышать от моих читателей. Если у вас есть вопрос или идея, которой вы хотите поделиться, оставьте комментарий, и я отвечу, как только смогу.
Эй, если вам понравился этот пост, я хочу быть уверен, что у вас была возможность получить БЕСПЛАТНУЮ копию моего руководства по упрощенной оценке. Я знаю, как трудно выполнять все задачи учителем английского языка, поэтому я на седьмом небе от счастья, что могу поделиться с вами некоторыми из моих лучших стратегий по уменьшению перегруженности оценками.
Нажмите на ссылку выше или изображение ниже, чтобы начать!
Делиться заботой!
- Поделиться
- Твитнуть
Категория: Искусство английского языка
О Линдси Энн
Линдси уже 18 лет преподает английский язык в средней школе в пригородах Чикаго. Она увлечена тем, что помогает учителям английского языка найти баланс в своей жизни и преподавательской практике с помощью практических стратегий обратной связи и стратегий обучения под руководством учащихся.