Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор). | Материал по русскому языку (4 класс) по теме:
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор):
Порядок разбора | Особенности выделения морфемы | Примеры |
окончание | Чтобы выделить в слове окончание, определяем часть речи. Следует помнить, что у неизменяемых слов (н-р: несклоняемые имена существительные, наречия) нельзя выделить окончание. Затем изменяем форму слова ( у сущ.: изменяем число, падеж, у прил.: род, число, падеж.; у глаг.: время, число, род или лицо). Помни, что у неопределенной формы глагола есть показатель ть, ти–(суффикс/окончание), договорились выделять . Изменяемая часть слова- Если окончания в данной форме нет, но оно может проявиться- это нулевое окончание. | Лес, лес-а, лес-у… Морск-ой, морск-ая, морск-ие, морск-ого; Гулял, гулял-а, гулял-и… |
основу | Часть слова без окончания- основа. Выдели основу | Морск-ой, лесник- |
корень | Чтобы определить в слове корень, подбираем родственные (или однокоренные слова). Их общая часть- это . | Лесник-лесной, лесовик- лес-лесок Корень ЛЕС |
приставку | ( Если она есть), стоит вначале слова (попробуйте ее отбросить или заменить, а потом проверьте, есть ли такая приставка в других словах. ) Приставки служат для образования новых слов. | Расчёска образовалось от чесать, рас- можно заменить: при-ческа, кроме того, рас- употребляется в других словах: рас-пределить, рас-пил и т.д |
суффикс | (Если есть), стоит после корня, их может быть несколько, приведи примеры других слов с тем же суффиксом. | Например слово «грузовик», корень груз, оставшуюся часть пробуем разделить: грузов-(ой)/-ик, -ик-это суффикс, он употребляется в других словах: мост-ик, двор-ик; -ов- тоже суффикс, так в словах: сосн-ов-ый, порт-ов-ый |
Образец устного разбора:
Подставка.
Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание– а. Подставк- основа.
Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень — став -.
Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1875.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1875.
Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое морфемный разбор
Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.
Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.
Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.
Как разобрать слово по составу
Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).
Затем надо найти корень
. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что- в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
- корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).Примеры
Приведем примеры морфемного разбора слов.
Чашечка.
Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)
Чашечк- – основа.
-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)
Приставок нет.
Суффикс –к- (чашк-а + -к-) и –еч- (чередование к/ч и е с нулем звука).
Предзимний
Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).
Основа – предзимн-.
Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).
Приставка пред- (зимний – пред-зимний).
Суффикс – -н- (зима – зим-н-ий).
Что мы узнали?
Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Тимур Ахметов
5/5
Марина Куликова
4/5
Жибек Ордалы
5/5
Женя Птушкин
5/5
Елена Орлова
5/5
Кристина Лобанова
5/5
Нури Мамбетакунова
5/5
Амир Рахматуллоева
5/5
Сергей Дьяченко
1/5
Вова Свистельников
4/5
Оценка статьи
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1875.
А какая ваша оценка?
Основы морфемного анализа.
В В большинстве случаев морфемная структура слов достаточно прозрачна и отдельные морфемы четко выделяются внутри слова. сегментация слов, как правило, осуществляется в соответствии с метод Немедленный и Ultimate Составляющие . Этот метод основан на бинарном принципе, т.е. каждый этап процедура включает в себя два компонента, на которые сразу же распадается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными. Учредители. Каждая непосредственная составляющая на следующем этапе анализ, в свою очередь, разбивается на более мелкие значимые элементы. анализ завершается, когда мы приходим к составляющим, не способным дальнейшее деление, т. е. морфемы. Они относятся к Ultimate Учредители.
А синхронный морфологический анализ наиболее эффективно осуществляется процедура, известная как анализ на непосредственные составляющие. ИС две значимые части, образующие большое языковое единство.
метод основан на том, что слово, характеризуемое морфологическая делимость связана с определенными структурными корреляции. Подводя итог: ломая слово, мы получаем на любом уровне только ИС, одна из которых является основой данного слова. Все время анализ основан на закономерностях, характерных для английского словарный запас. Как образец, показывающий взаимозависимость всех составляющих, разделенных на разных стадиях, мы получаем следующее формула:
не+ {[( gent- + -le ) + -man ] + -ly}
Взлом слова на его Непосредственные Составные, мы наблюдаем в каждом разрезе структурный порядок составляющих.
А диаграмма, представляющая четыре описанных разреза, выглядит следующим образом:
не- / джентльменский
не- /джентльмен/-лы
ун- / нежный / — мужской / — ly
un- / джентль / — е / — мужчина / — лы
А аналогичный анализ на словообразовательном уровне, показывающий не только морфемные составляющие слова, но и структурный паттерн на который он построен.
Анализ структуры слова на морфемном уровне должен перейти к
стадия Абсолютных Составных.
Например, существительное дружелюбие сначала делится на IC:
[frendlı-] повторяющийся в прилагательных
Морфемный можно проводить анализ по методу конечных составляющих на основе двух принципов: так называемый корневой принцип и добавочный принцип .
Согласно по аффиксному принципу расщепление слова на составные части морфем основан на идентификации аффикса в наборе слова, напр.
идентификация суффикса –эр ведет к сегментация слов певица, учитель, пловец в словообразовательная морфема – и корни учить-, петь-, водить машину-.Согласно корневому принципу членение слова основано на идентификация корневой морфемы в кластере слов, например идентификация корневой морфемы согласуется- прописью приятный, согласен, не согласен.
Как как правило, применения этих принципов достаточно для морфемное членение слов.
Однако, морфемная структура слов в ряде случаев не поддается такой анализа, так как он не всегда так прозрачен и прост, как в упомянутые выше случаи. Иногда не только членение слов в морфемы, но распознавание определенных звуковых кластеров как морфемы становятся сомнительными, что, естественно, влияет на классификацию слов. В таких словах, как удерживать, удерживать, содержать или получать, обманывать, понимать, воспринимать звуковые кластеры [rı-], [dı-] кажутся довольно легко выделяемыми, на с другой стороны, они, несомненно, не имеют ничего общего с фонетически идентичные префиксы re-, de-, встречающиеся в словах re-write, re-organize, дезорганизовать, декодировать.
Это следует, что все эти звуковые кластеры имеют дифференциал и определенное распределительное значение, поскольку их порядок указывает на аффиксальный статус ре-, де-, кон-, пер- и заставляет понять -таин и –воспринимать как корни. Дифференциальный и распределительный значения, кажется, дают достаточно оснований, чтобы признать эти звуковые кластеры как морфемы, но поскольку они лишены лексического значения свои собственные, они обособлены от всех других типов морфем и известны в лингвистической литературе как псевдоморфемы. Псевдо- такие же морфемы встречаются и в словах типа ржаво-затхлый.
Производное уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Деривационные типы слова.
морфемный анализ слов определяет только составляющие их морфемы, определение их типов и их значения, но не раскрывает иерархия морфем, составляющих слово. Слова не просто сумма сумме морфем, последние обнаруживают определенную, иногда очень сложная взаимосвязь. Морфемы располагаются в соответствии с определенным правила, расположение различается в различных типах слов и отдельные группы внутри одних и тех же типов. Образец морфемы расположение лежит в основе классификации слов на разные типов и позволяет понять, как появляются новые слова в язык. Эти отношения внутри слова и взаимоотношения между различными типами и классами слов известны как производные или словообразовательные отношения.
анализ производных отношений направлен на установление корреляции между разными типами и структурными моделями слов строятся на. Основной единицей на словообразовательном уровне является основа.
шток определяется как часть слова, которая остается неизменной на протяжении всей своей парадигмы, таким образом, основа, которая появляется в парадигме (к) спросить ( ), спрашивает, спрашивал, спрашивал есть аск-; ствол слова певица ( ), певицы, певцы, певцы это певец-. Именно основа слова принимает флексии, формирующие слово грамматически как та или иная часть речи.
структура стеблей должна быть описана с точки зрения анализа IC, которая на этом уровне направлена на установление в паттерны типичных производных отношений внутри основы и производная корреляция между основами разных типов.
Есть различают три типа стеблей: простые, производные и составные.
Простой стебли есть семантически немотивированы и не составляют закономерности по аналогии с помощью которых можно моделировать новые стебли. Простой основы, как правило, мономорфны и фонетически идентичны корневая морфема. Деривационная структура основ не всегда совпадают с результатом морфемного анализа. Сравнение доказывает что не все морфемы, релевантные на морфемном уровне, релевантны на деривационном уровне анализа. Отсюда следует, что граница морфемы и все типы псевдоморфем не имеют отношения к деривационная структура основ, так как они не удовлетворяют требованиям двойная оппозиция и производные взаимосвязи. Так что ствол такой слова как сохранить, получить, попало, карман, движение, и т. д. следует рассматривать как простые, немотивированные основы.
Производный стебли есть построены на стеблях различных структур, посредством которых они мотивированы, т.е. производные основы понимаются на основе производной отношения между их IC и коррелированными основами. Производный стебли в основном полиморфны, и в этом случае результат сегментации только в одном IC, который сам является стеблем, другой IC обязательно производный аффикс.
Производный стебли не обязательно полиморфны.
Соединение стебли есть состоит из двух ИС, обе из которых сами являются стеблями, для например спичечный коробок, водительский костюм, подставка для ручек, и т. д. Он строится путем соединения двух стеблей, один из которых простой, другие производные.
В более сложные случаи результат анализа на двух уровнях иногда кажется, что они даже заразились друг от друга.
деривационные типы слов классифицируются по строению стеблей на простой, производное и соединение слова.
Производный слова составляют слова, состоящие из одной корневой морфемы и одной или нескольких словообразовательная морфема.
Соединение слова содержат не менее двух корневых морфем, количество деривационные морфемы незначимы .
Производное соединение слово, образованное одновременным процессом композиции и деривационный.
Соединение слов собственно являются образовано путем соединения основ слова, уже имеющихся в язык.
6. Производная Структура
анализ морфемного состава слов определяет окончательную значимые составляющие (UC), их типичная последовательность и расположение, но не раскрывает иерархию морфем, составляющих слово, и не раскрывает, как слово строится, ни как следует понимать новое слово аналогичной структуры. морфемный анализ не направлен на выяснение природы и расположение ИК, лежащих в основе структурно-смысловой тип слова, например слова не по-мужски и уныние морфемно относятся к одному и тому же типу, так как оба сегментированы на три UC представляющий один корень, один префиксальный и один суффиксальный морфема. Однако расположение и характер ИС и, следовательно, соотношение морфем в этих словах разное — в не по-мужски префиксационная морфема образует одну из ИС, другую ИС представлен последовательностью корня и суффикса морфема, и, таким образом, значение слова происходит от отношения между ИК не- и мужественно- («не мужественно»), тогда как обескураженность держится на отношениях СК по сочетанию. префиксальные и корневые морфемы и суффиксальная морфема -ment для его второй IC («что-то, что обескураживает»). Отсюда мы можем заключить, что эти трехморфемные слова следует отнести к разным словообразовательным типам: немужской к префиксационному и обескураживающему суффиксальному производному.
природа, тип и расположение ИС слова известны как его производная структура. Хотя производная структура слова тесно связаны с его морфемной или морфологической структурой и часто с ним совпадает, принципиально от него отличается.
4 Компоненты языка | Suffolk Centre for Speech
Лингвистика – это изучение языка, его структуры и правил, регулирующих его структуру. Лингвисты, специалисты в области лингвистики, традиционно анализировали язык с точки зрения нескольких областей исследования. Логопеды изучают эти подполя языка и проходят специальную подготовку для оценки и лечения языка и его подполей. К ним относятся морфология, синтаксис, семантика, прагматика и фонология.
Морфология — это наука о структуре слова. Он описывает, как слова образуются из более основных элементов языка, называемых морфемами. Морфема – это наименьшая значимая единица языка. Морфемы считаются минимальными, потому что, если бы они были разделены дальше, они стали бы бессмысленными. Каждая морфема отличается от других, потому что каждая из них имеет особое значение. Морфемы используются для образования слов. Base , root или free Морфемы — это слова, которые имеют значение, не могут быть разбиты на более мелкие части и к ним могут быть добавлены другие морфемы. Примерами свободных морфем являются океан, установка, книга, цвет, соединение и петля. Эти слова что-то значат, могут стоять сами по себе и не могут быть разбиты на более мелкие единицы. К этим словам могут быть добавлены и другие морфемы. Связанные или грамматические морфемы, которые сами по себе не могут передать значение, должны быть соединены со свободными морфемами, чтобы иметь значение. В следующих примерах свободные морфемы подчеркнуты; связанные морфемы написаны заглавными буквами: океаны , установить МЕНТ, книжка ЕД, цвет ФУЛ, ДИС соединить . Общие связанные или грамматические морфемы включают следующее: -ing (настоящее прогрессивное время), -s (правильное множественное число; например, кошки), -s (притяжательное склонение; например, человек) и -ed (правильное прошедшее время; например, мытый). Морфемы — это средство изменения структуры слов для изменения значения. Морфология данного языка описывает правила таких модификаций.
Синтаксис и морфология связаны с двумя основными категориями языковой структуры. Морфология — это изучение структуры слова, синтаксис — это изучение структуры предложения. Основное значение слова «синтаксис» — «соединять», «собирать». При изучении языка синтаксис включает следующее:
- Расположение слов для формирования осмысленных предложений
- Порядок слов и общая структура предложения
Набор правил, определяющих способы и порядок, в котором слова могут комбинироваться для образования предложений на определенном языке. По мере взросления в синтаксическом развитии дети начинают использовать сложные и сложноподчиненные предложения, которые можно определить следующим образом:
- Сложное предложение: два или более независимых предложения, соединенные общим и союзом или точкой с запятой. В сложносочиненном предложении нет придаточных предложений. Предложение содержит подлежащее и сказуемое. Независимое или главное предложение имеет подлежащее и сказуемое и может стоять отдельно (например, «Полицейский поднял табличку, и машины остановились»).
- Сложное предложение: содержит одно независимое предложение и одно или несколько зависимых или придаточных предложений. Зависимое или придаточное предложение имеет подлежащее и сказуемое, но не может стоять отдельно. (например, «Я поеду на своей машине в Рино, если у меня будет достаточно бензина».)
Правила синтаксиса зависят от языка. Носители языка не производят структур со случайным и бессмысленным порядком слов. Если они это сделают, логопедическая и языковая терапия может быть оправдана. Например, человек, говорящий по-английски, может сказать: «Он сказал, что собирается прийти, но не пришел». Из-за синтаксических правил говорящий не мог сказать: «Он собирался, было сказано, что он не пришел, но пришел». Языки имеют разную синтаксическую структуру. В английском языке основная синтаксическая структура — это подлежащее + глагол + дополнение. Эту структуру, обычно называемую «основным предложением», также можно назвать структурой фразы или базовой структурой.
Семантика — это изучение значения в языке. Семантическая составляющая – это смысл, передаваемый словами, словосочетаниями и предложениями. Семантика включает словарный запас или лексику человека. Развитие словарного запаса в значительной степени зависит от воздействия окружающей среды, а также от индивидуальных способностей каждого ребенка в учебной ситуации. Важные аспекты развития словарного запаса включают знание следующего: антонимов или противоположностей, синонимов, множественных значений слов, юмора/загадок, образного языка (включая метафоры, идиомы, пословицы), дейктических слов или слов, референты которых меняются в зависимости от того, кто их использует. говоря (например, это здесь, это, иди, иди).
- Семантические категории используются для сортировки слов. Примерами некоторых из этих категорий являются повторение, отклонение и причинность. Ребенок, использующий повторение, может сказать: «Больше молока».
- Знание слов включает в себя автобиографическую и основанную на опыте память человека и понимание конкретных событий. Например, ребенок может обсуждать аквариум, потому что он был в нескольких аквариумах и видел морских обитателей.
- Знание слов преимущественно вербальное и содержит определения слов и символов. Например, ребенок может назвать планеты Солнечной системы, потому что выучил их в детском саду.
- Еще одним важным семантическим аспектом развития языка является развитие способности классифицировать слова. Например, дети должны усвоить, что к категории животных относятся тигр, кошка, собака, свинья и лошадь.
Прагматика — это изучение правил, регулирующих использование языка в социальных ситуациях. В прагматике основное внимание уделяется использованию языка в социальном контексте. Прагматика уделяет больше внимания функциям или использованию языка, чем структуре. К функциям языка относятся:
- Маркировка/обозначение
- Протест
- Комментарии
- Важные функции высказываний включают следующее:
- Предоставление слушателям адекватной информации без избыточности
- Создание связной и логичной последовательности утверждений
- По очереди с другими ораторами
- Поддержание темы
- Устранение сбоев связи
Языковой контекст включает в себя то, где происходит высказывание, кому оно адресовано и что и кто присутствует в данный момент.
- Важные функции высказываний включают следующее: