Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы
Кажется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они узнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому языку для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше овладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои мысли. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.
Содержание
1. Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»
2. Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
3. Задания по теме «Лексическое значение слова»
4. Задания по теме «Части речи»
§ Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»
Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять цели высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, которое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по смыслу в текст и связываются общей темой.
Задание 1.
Нужно вдумчиво прочитать текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и главную мысль. Дать тексту название.
В старой тенистой роще за тихим маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение делало его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равных ему не было по всей округе.
Далее нужно записать текст и подчеркнуть в каждом предложении главные члены.
Задание 2.
Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.
Возле лужи гуляет утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Девочка подбежала к луже и увидела, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, вертит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.
Девочка помогла утенку: достала его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.
Объяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к каждой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое значение они имеют в тексте?
Задание 3.
Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким типам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.
Задание 4.
Прочитать варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.
- Как мы ходили на речку купаться.
- Почему нельзя собирать несъедобные грибы?
- Красив Днепр-батюшка!
Объясните свои ответы.
Задание 5.
Необходимо прочитать предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте название составленному тексту и запишите его в тетрадь.
1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.
Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Объясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнистой линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?
Задание 6.
Прочитайте написанное. Можно ли прочитать это с выражением?
Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.
Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому типу относят предложения в этом тексте?
Задание 7.
Прочитайте текст.
Маша вместе с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. Маша спросила у бабушки.
— А что тут растет?
— Хлеб растет, внученька!
— А булочки?
— И булочки тут растут.
— А баранки?
— И баранки.
— А прянички?
— И прянички тоже здесь, все здесь растет.
Смотрит девочка на колоски и гадает, где тут прянички, где булочки, а где хлеб.
Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком значении в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в конце стоят разные знаки препинания?
Найдите диалог в тексте, поясните, по каким признакам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочитайте его выразительно, соблюдая знаки препинания.
Задание 8.
Прочитайте текст.
Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и длинные, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные зерна. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной муки?
Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Почему в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут остальные предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.
Задание 9.
Прочитайте тест с выражением.
Будьте внимательны друг к другу. Берегите природу! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь чужой беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.
Как называется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, приказ и т.д.? С какой целью в текстах используются побудительные предложения?
Задание 10.
Прочитайте тексты с выражением.
- «Ребята! В предложениях
Стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
с особым выражением
произносить должны!» - «В дремучий темный лес пришла осень.
Много шишек, ягод и грибов принесла с собой. » - «Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
Каким чувством наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните свой ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.
§ Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены речи в русском языке». Для выполнения заданий нужно знать, какая часть речи имеет синтаксические функции.
Задание 1.
Прочитайте текст. Разделите его на предложения по смыслу, прочитайте текст вновь с требуемой интонацией.
Когда барсук готовит на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев глухой стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.
Поясните, почему вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя нужные знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Задание 2.
Прочитайте текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по смыслу.
- Уже, прошло, красное, лето.
- Теплые, журавли, стран, в, улетели.
- Еж, гнездо, в, под, спрятался, корнями, сосны.
- Деревьев, жуки, в, скрылись, кору.
- Зарылись, мох, в, ящерицы, теплый, змеи.
- Место, для, медведь, берлоги, выбрал.
Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно объединить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое значение имеют второстепенные члены в каждом предложении.
Задание 3.
Прочитайте текст.
1. Белочка сидела (на, рыжая, пеньке). 2. Она грызла (шишку, еловую). 3. Подбежал медвежонок (белочке, маленький, к, вдруг). 4. Он хотел поиграть (ней, с). 5. Зверек прыгнул (быстро, ель, на, рыжий, высокую).
Используя дополнительные члены предложения в скобках, распространите главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют единый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.
Задание 4.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.
Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белые ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам любое предложение.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения дополнительными, делая из нераспространенного предложения распространенное.
- Светит мес_ц.
- Расцв_ла душ_стая сирень.
- Дож_ь м_росил.
- К_ртоф_ль сварился.
- Мы ехали по л_есной дороге.
- В ог_роде созрели п_м_доры.
В составленных предложениях подчеркните главные члены.
§ Задания по теме «Лексическое значение слова»
Каждая часть речи имеет свое лексическое значение. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот раздел мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.
Задание 1.
Прочитайте текст.
Сколько замечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия, звонкие и громкие, радостные и светлые, гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, радость. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!
Поясните смысл этих слов. Спишите предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение каждого слова.
Задание 2.
Прочитайте текст.
Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, желтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.
Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.
Поясните, какое явление природы названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и определите его лексическое значение.
Задание 3.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, похожее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).
Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.
Подчеркните «вежливые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите примеры. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.
Задание 4.
Напишите синонимы к следующим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добрый, ласковый, пушистый.
Задание 5.
Напишите антонимы к следующим словам: интересный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колючий.
§ Задания по теме «Части речи»
При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.
Задание 1.
Прочитайте текст.
«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.
Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.
Задание 2.
Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.
Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .
Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.
Задание 3.
Прочитайте текст.
В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.
Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.
Задание 4.
Прочитайте текст.
Березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.
Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагательного, соединенных друг с другом по смыслу и соедините их дугой.
Задание 5.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.
Мес_ц сентябрь… . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лесу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршание.
Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?
Задание 6.
Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.
Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?
Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.
Задание 7.
Прочитайте текст.
Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.
Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.
Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.
Задание 8.
Прочитайте и перепишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
Задание 9.
Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.
Задание 10.
Прочитайте текст и перепишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.
Какие 8 частей речи? Примеры и использование
Описание
Желтые круги с 8 частями списка речи
Источник
, созданные Кариной Гото для вашего Dydictionary
. восемь частей речи в английском языке: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, союзы, предлоги и междометия. В то время как некоторые части речи более распространены или универсальны, чем другие, все они сложены, как кирпичи в предложении, и вы не можете переместить одну из них, не разрушив все предложение (или стену) вокруг нее. Эти примеры частей речи демонстрируют, как работает каждая часть речи, и как они изменяются или связаны друг с другом.
Что такое часть речи?
Часть речи – это слово, имеющее определенное значение в предложении. Вы можете разделить каждое английское слово на эти части речи в зависимости от того, что они делают.
ОПИСАНИЕ
Иллюстрация Girl Baking A Cake с помеченным предложением
Источник
Iryna vasylkiv / iStock / Getty Images Plus / Via getty Created Leaging Licement Hapty
0005
Например, существительные — это люди, места и вещи в предложении, а глаголы — то, что они делают. Но хотя каждое предложение требует существительного и глагола, это не единственные части речи, которые вы встретите в письменной форме.
Реклама
Части речи с примерами для печати 22
Нажмите, чтобы посмотреть и скачать1. Существительные
Существительные называют человека, место, вещь или идею. Они функционируют как субъект или объект предложения — лицо или предмет, который либо выполняет действие, либо получает действие.
Примеры существительных:
- Отправить клоунов .
- Бразилия красивая страна .
- Я люблю слушать музыку .
- Сколько у тебя кошек ?
- Миа и Зои ценят свою дружбу .
2. Глаголы
Глаголы выражают действие или состояние бытия. Это то, что вы (или любые существительные) делаете. Когда вы меняете время глагола , вы показываете, что действие было совершено в прошлом, настоящем или будущем.
Примеры глаголов:
- Мы шли в парк.
- Джанин была в Миннеаполисе.
- Эта собака пахнет забавно.
- Вам понадобится твои зимние сапоги сегодня.
- Мой класс идет в музей.
3. Прилагательные
Прилагательные изменяют или описывают существительное. Они обычно стоят перед существительным, которое они описывают.
Примеры прилагательных включают:
- сонный медведь спал всю зиму.
- Это длинная поездка, но она того стоит.
- Должен ли я купить синие джинсы или фиолетовые свитер?
- двенадцатилетний мальчик задал вопрос.
- Положите на стол большую серебряную ложку .
Реклама
4. Местоимения
Примеры местоимений:
- Она самая умная девочка в классе.
- Джордж взял книгу из ему .
- Кто придет сегодня на вечеринку?
- Не трогай эту чашку; это мой .
- Им очень нравится их гончарный класс .
5. Наречия
Наречия изменяют или описывают глагол, прилагательное или другое наречие. Они предоставляют информацию о времени, месте, способе, частоте или степени действия.
Примеры наречий:
- Джо ворчливо встал с кровати.
- Сара очень быстро побежала в школу.
- Ваш брат очень груб.
- Я сделаю это завтра .
- Это довольно дорого, тебе не кажется?
6.
СоюзыСоюзы соединяют части предложения. Они могут соединять слова, фразы или предложения, чтобы добавить больше информации в предложение.
Примеры союзов включают:
- Вам нужно учиться всю ночь если вы хотите сдать завтрашний тест.
- Иди в магазин и купи молока.
- Кристоферу не хватает опыта. Поэтому мы его не наймем.
- Я бы хотел приготовить ужин, но моя плита не работает.
- Мы сделали для вас это одеяло , потому что мы вас любим.
Реклама
7. Предлоги
Предлоги показывают отношения между существительными в предложении. Они показывают расположение существительного относительно другого существительного или местоимения.
Примеры предлогов включают:
- Между
- Кофейня через улицу.
- Положите морковь в холодильник, пожалуйста.
- Должны ли мы добавить больше сахара к тесту?
- Марк работает с моя сестра по банк.
8. Междометия
Междометия прерывают предложения, чтобы показать эмоции. Вы можете отделить их от предложения запятой, точкой или восклицательным знаком, в зависимости от эмоции.
Примеры междометий включают:
- Bah , кого вообще волнует, что они думают?
- Если бы Коди пригласил меня на свидание, черт возьми , это сделало бы мой день.
- Я везде разлил кофе. Ой !
- Привет ! Это мой билет на поезд!
- О нет . Кажется, я провалил тест по математике.
Реклама
Являются ли артикли и определители частями речи?
Две дополнительные части речи — артиклей ( а, ан, ) и определителей ( тот, мой, какой-то ) — также появляются в предложениях. Так почему же всего восемь частей речи вместо десяти?
Хотя некоторые руководства по стилю и списки могут добавлять артикли и определения к частям речи, технически эти части речи являются прилагательными. Они изменяют существительные, чтобы добавить конкретики в предложение.
В этих примерах артикли и определители выделены жирным шрифтом, а определяемые ими существительные подчеркнуты.
- Детектив задал мне несколько вопросов .
- Я дал своему брату зонтик .
- Он нашел несколько котят в сарае .
- Хочешь Любое Молоко ?
- Пожалуйста, передайте мне
Построение новых предложений по кирпичику за раз
Изучение частей речи — это только первый шаг к построению правильного предложения. Но части речи немного отличаются от частей предложения — и вам нужно знать и то, и другое, чтобы правильно форматировать текст. В противном случае вы можете столкнуться с грамматическими ошибками, такими как фрагментов предложений или повторных предложений .
Части предложения | Центр письма
Объекты
За глаголом может следовать объект , который завершает значение глагола. За глаголами следуют два вида дополнений: прямые дополнения и косвенные дополнения. Чтобы определить, имеет ли глагол прямое дополнение , изолируйте глагол и превратите его в вопрос, поставив «кого?» или что?» после этого. Ответ, если он есть, является прямым объектом:
- Прямой объект
- Менеджер по рекламе водил ярко-красный Porsche .
- Прямой объект
- Тайный поклонник подарил ей букет цветов .
Второе предложение выше также содержит косвенный объект . Косвенный объект (который, как и прямой объект, всегда является существительным или местоимением), в некотором смысле является получателем прямого объекта. Чтобы определить, имеет ли глагол косвенное дополнение, выделите глагол и спросите 9.0323 кому?
, к чему? , для кого? или для чего? после него. Ответ — косвенный объект.Не за всеми глаголами следует дополнение. Рассмотрим глаголы в следующих предложениях:
- Приглашенный оратор поднялся со стула, чтобы выразить протест.
- После работы Рэнди обычно бегает вокруг канала.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, принимающие объекты, известны как переходных глаголов . Глаголы, за которыми не следуют объекты, называются непереходными глаголами .
Некоторые глаголы могут быть как переходными, так и непереходными, в зависимости от контекста:
- Прямое дополнение
- Надеюсь, сенаторы выиграют
- Прямого возражения нет
- Мы победили?
Дополнения к подлежащему
В дополнение к переходному и непереходному глаголу существует третий тип глагола, называемый глаголом-связкой. Слово (или словосочетание), которое следует за глаголом-связкой, называется не дополнением, а дополнением.0068 тематическое дополнение .
Самый распространенный глагол-связка — «быть». Другими глаголами-связками являются «становиться», «казаться», «появляться», «чувствовать», «расти», «смотреть», «пахнуть», «вкусить», «звучать» и другие. Обратите внимание, что некоторые из них иногда являются глаголами-связками, иногда переходными глаголами или иногда непереходными глаголами, в зависимости от того, как вы их используете:
- Глагол-связка с подлежащим дополнением
- Он был радиологом, прежде чем он стал а штатный инструктор по йоге.
- Глагол-связка с подлежащим дополнением
- Ваш домашний чили пахнет восхитительно.
- Переходный глагол с прямым дополнением
- Я не чувствую запаха в этот ужасный холод.
- Непереходный глагол без объекта
- Салон красивого нового Бьюика сильно пахнет рыбой.
Обратите внимание, что дополнением к подлежащему может быть либо существительное («радиолог», «инструктор»), либо прилагательное («вкусный»).
Дополнения объекта
(от Дэвида Меггинсона)
Дополнение объекта похоже на дополнение субъекта, за исключением того, что (очевидно) оно изменяет объект, а не субъект. Рассмотрим следующий пример предметного дополнения:
- Водитель кажется усталым .
В этом случае, как объяснялось выше, прилагательное «усталый» изменяет существительное «водитель», которое является подлежащим в предложении.