Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения – примеры со схемами, отличие (5 класс, русский язык)
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1780.
Обновлено 5 Августа, 2022
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1780.
Обновлено 5 Августа, 2022
Сложные предложения в русском языке используют разные виды связи и делятся на две большие категории – союзные и те, в которых части соединяются без помощи союзов. Союзные имеют свое деление в зависимости от того, какие союзы использованы для соединения частей: есть сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чем они отличаются и что у них общего?
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Основные признаки сложносочиненного предложения
У таких синтаксических единиц есть два основных признака – их части равноправны и соединяются с помощью сочинительных союзов.
Сочинительные союзы могут быть не только простыми (и, а, но, или и др.), но и составными (как…, так и; не только…, но и и др.). Также они могут быть повторяющимися: и… и, или… или, либо… либо.
Основные признаки сложноподчиненного предложения
Главное отличие такой синтаксической единицы от ее сложносочиненного собрата заключается в том, что части этого предложения неравноправны, одна или несколько из них зависимы от главной части и называются придаточными. Такие части соединяются с главной с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
В сложноподчиненном предложении наблюдается не только параллельное подчинение, когда все придаточные части зависимы от одной главной, но и последовательное, когда одна придаточная часть играет для другой роль главной. В любом случае они присоединяются друг к другу при помощи подчинительных союзов.
Примеры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Итак, основное различие между этими синтаксическими единицами заключается в характере связи их частей и в том, какие союзы используются для выражения этой связи.
Чтобы понять основной принцип, следует рассмотреть примеры предложения того и другого типа.Не только ручьи стали признаком приближающейся весны, но и воздух значительно потеплел – в данном предложении части одинаково равноправны, для их соединения используется сочинительный союз, следовательно, это сложносочиненное предложение.
Он не мог пойти в школу, потому что его одолел грипп – в этом предложении вторая часть поясняет первую, между ними стоит подчинительный союз “потому что”, следовательно, оно сложноподчиненное.
Есть еще одно важное правило, о котором следует помнить, составляя схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: в схеме сложносочиненного предложения союз будет стоять за скобками, а в сложноподчиненном – в скобках (союзные слова, также используемые для соединения главного и придаточного, являются членами придаточного предложения). Кроме того, поскольку части сложноподчиненного предложения неравноправны, квадратными скобками будет обозначаться только главная часть, а придаточные будут обозначаться круглыми.
Если при разборе сложноподчиненного предложения, в котором более трех частей, необходимо отразить характер связи между ними (то есть указать, параллельное подчинение или последовательное), то для этого можно использовать стрелочки или вертикальную схему.
Что мы узнали?
И сложносочиненные, и сложноподчиненные предложения входят в большую группу сложных синтаксических единиц с союзной связью, но кроме этой общей черты у них есть и различия. Так, в сложносочиненном предложении части равноправны, а в сложноподчиненном находятся в отношениях зависимости, то есть в нем есть главная часть и придаточная (либо несколько придаточных). Еще одно отличие заключается в том, какие союзы используются для соединения частей союзных сложных предложений – в сложносочиненных это сочинительные союзы, а в сложноподчиненных, соответственно, подчинительные.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ярослав Дорошин
10/10
Гулбану Жиеналиева
9/10
Наталия Семушкина
10/10
Аркадий Каминский
10/10
Максим Певко
10/10
Behzod Tursunov
10/10
Дмитрий Величко
10/10
Айгюнь Зейналова
10/10
Вика Кот
8/10
Алёна Прудникова
10/10
Оценка статьи
3. 9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1780.
А какая ваша оценка?
Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях 9 класс
Тема 5: Дополнительно: сложноподчинённые предложения
Урок 1: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
- Видео
- Тренажер
- Теория
Заметили ошибку?
Введение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это такое сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т. е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).
Часть предложения, грамматически подчиняющая себе другую, называется главной; а подчиненная – придаточной. В СПП может быть как одно, так и несколько придаточных предложений. В схеме главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми.
[ ], ( ), ( ).
Место придаточного в СПП может быть разным: перед главным, в середине главного, после главного.
Как различить союз и союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его можно опустить или заменить другим союзом.
Союзное слово – это член предложения, его можно заметить другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.
Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что — союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.
Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)
Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.
Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)
Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.
Простые предложения в составе СПП разделяются запятыми.
Список литературы
- Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.
- Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2012.
- Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
- Авторские материалы Т. В. Северян.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник)
Домашнее задание
Вопросы.
- Какие предложения являются сложноподчиненными?
- Где может стоять придаточное по отношению к главному?
- Как отличить союз от союзного слова?
Упражнение 1.
1) Луна взошла, и свет ее полился на берег реки. 2) Когда взошла луна, ее свет полился на берег реки. 3) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький). 4) Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький). 5) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. 6) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак). 7) Федор сказал, что машина придет только вечером. 8) Когда труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький). 9) Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых зависела судьба Руси, призывал их к объединению. 10) Вспомни песни, что пел соловей.
Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.
Упражнение 3. Составьте схемы предложений.
1) Когда в сложном предложении можно задать вопрос от одной части к другой, мы можем твердо быть уверенными, что видим сложноподчиненное предложение. 2) Поскольку энергии ядер редко хватало, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться абордажем. (ФИПИ, Демоверсия — 2013). 3) Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня. (А. Пушкин). 4) Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся. 5) Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. (А. Пушкин). 6) На автобусной остановке, находящейся недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища, с которым давно не виделся.
Заметили ошибку?
Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.Видеоурок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях по предмету Русский язык за 9 класс.
Пять примеров приговора с соединением
Кейт Бек, обновленная 23 сентября 2022 г.
Соглашение1. Независимый пункт
2. Координирующее соединение
3. Правильная грамма
- 5
4. Комбинации запятых
5. Два независимых предложения
0028. Сложные предложения объединяют два независимых предложения, тип предложения, которое завершает полную мысль. Сложные предложения соединяются с употреблением сочинительного союза: ибо, и, ни, но, или, тем не менее, так. Сложные предложения требуют независимого предложения и по крайней мере одного зависимого предложения, предложения, которое не дает полной мысли. Следующие примеры составных-сложных предложений показывают, как работают компоненты и структура и чем они отличаются от простых предложений, которые могут быть сложной частью английского языка для детей.
1. Независимая статья
Хотя я люблю книги, я не люблю любовные романы, но моя сестра их любит.
В этом примере сложное предложение звучит так: «Хотя я люблю книги, я не люблю любовные романы». Фраза «Я не люблю любовные романы» составляет независимое предложение, которое завершает полную мысль и дает завершенное предложение. Фраза «Хотя я люблю книги» образует вводное предложение, тип зависимого предложения, которое не завершает мысль.
Составная структура этого предложения возникает из-за соединения независимых предложений «я не люблю любовные романы» после запятой и «моя сестра их любит» с сочинительным союзом «но». Эти запятые-соединители, а иногда и точки с запятой, помогают фиксировать незаконченные предложения и инфинитивы.
2. Координационное соединение
Мама Джима пошла в магазин, потому что у него день рождения, и купила ему подарок.
Во втором примере независимые предложения «мама Джима пошла в магазин» и «она купила ему подарок» образуют сложносочиненное предложение со связью сочинительного союза «и».
Первая часть предложения «Мама Джима пошла в магазин, потому что у него день рождения» образует сложное предложение. У вас есть независимое предложение «Мама Джима пошла в магазин» и зависимое предложение «потому что сегодня его день рождения», которое не завершает мысль.
3. Правильная английская грамматика
Пока не закончит учебу, будет жить в квартире, но потом захочет переехать.
Самостоятельные предложения «он будет жить в квартире» и «тогда он захочет переехать» имеют связь сочинительного союза «но». Это образует сложное предложение. Зависимое предложение «Пока он не закончит школу» в сочетании с независимым предложением «он будет жить в квартире» образует сложные члены предложения. Это правильная английская грамматика.
4. Запятая
Молли, которая любит кошек, планирует завести котенка, но ей нужно найти дом.
В другом типе примеров «Молли, которая любит кошек, планирует завести котенка» составляет сложное предложение из-за независимого предложения «Молли планирует завести котенка», которое разбито зависимым предложением «кто любит кошек». запятыми.
Сочетание этих фрагментов предложения и двух самостоятельных предложений «Молли планирует завести котенка» и «ей нужно найти дом», соединенных сочинительным союзом-соединителем «но», образует сложносочиненное предложение.
5. Два независимых пункта
Дженнифер сидела в своем темно-красном кресле с откидной спинкой и весь вечер читала.
В этом предложении показаны сложные предложения из двух независимых предложений «Дженнифер сидела в кресле» и «она читала весь вечер», объединенных сочинительным союзом «и».
Сложное предложение с этой группой слов происходит от независимого предложения «Дженнифер сидела в своем кресле» и зависимого предложения «который был темно-красным креслом». Оба из них не являются предложными фразами и избегают предлогов.
Сложные предложения | Продолжаем обучение в UVic
На предыдущих уроках мы узнали о простых и сложных предложениях. Третий тип, часто используемый хорошими англоязычными писателями, — это сложные предложения. Сложное предложение состоит как минимум из одного независимого предложения (простого предложения) и одного или нескольких зависимых предложений. Посмотрите на эти примеры трех различных типов предложений.
Посмотрите на эти примеры трех различных типов предложений.
Два простых предложения
Отец Джейсона любит машины.
Он работает в гараже.
Составное предложение
Отец Джейсона любит машины и работает в гараже.
Сложное предложение
Отец Джейсона, работающий в гараже, любит автомобили.
В последнем примере «кто работает в гараже» является зависимым предложением. В нем есть подлежащее ( who ) и глагол ( работает ), но по отдельности оно не имеет смысла. Только когда мы присоединяем его к независимому предложению (простому предложению), мы можем понять его значение. Вот некоторые другие зависимые предложения.
Пример | Пояснение |
---|---|
когда идет дождь | подчиненный = когда , подлежащее = это , глагол = дожди |
после еды | подчиненный = после , субъект = мы , глагол = есть |
как только они прибудут | подчиненный = как только , субъект = они , глагол = прибывают |
потому что было поздно | подчиненный = потому что , субъект = это , глагол = был |
если на выходных будет хорошая погода | подчиненный = если , субъект = погода , глагол = это |
Эти зависимые предложения начинаются с подчиненных. Такие слова, как когда, после, до, как только и пока являются подчиненными времени. Потому что и поскольку являются подчиненными причины, а если являются подчиненными условия. Слово подчиненный означает менее важный, поэтому подчиненные сообщают читателям, что вводимые ими придаточные предложения не являются самыми важными частями предложения. Посмотрите, какой смысл они имеют, когда связаны с независимыми предложениями.
Будь осторожен . Сочинительные союзы показывают, что соединяемые вещи равны. Например, их можно использовать для соединения двух предметов, двух глаголов или двух фраз. Только когда они соединяют два или более независимых предложения (простые предложения), они образуют сложные предложения. Давайте посмотрим на некоторые примеры.
Когда идет дождь, дороги скользкие . / Дороги скользкие во время дождя.
После еды, пойдем по магазинам . / Пойдем по магазинам после еды.
Как только придут, съедим . / Мы съедим , как только они прибудут.
Поскольку было поздно, мы пошли домой . / Мы пошли домой потому что было поздно.
Если на выходных будет хорошая погода, мы идем в поход . / Мы собираемся в поход , если на выходных будет хорошая погода.
Предупреждение : Не путайте , потому что , которое является придаточной частью наречия, с , потому что , которое вводит существительное. Изучите следующие примеры. Первое представляет собой сложноподчиненное предложение с причиной в подчинении потому что. Второй нет.
Поскольку мы были голодны, мы остановились пообедать.
Из-за голода мы остановились пообедать.
Резюме
Хорошие писатели разнообразят свои произведения, используя разные структуры предложений.