Психологические особенности развития детей 6-7 лет. | Статья (подготовительная группа):
Психологические особенности развития детей
6 – 7 лет.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).
Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.
Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не- ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.
Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников.
Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно — личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.
Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.
Психологические особенности детей в 6-7 лет | Занимательные факты по теме:
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития.
Психологические особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование личности, развитие
Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.
Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.
Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д.
Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.
Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его.
Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.
Когнитивное развитие детей в возрасте 6–7 лет
Время между 6 и 8 годами — это время огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят от дошкольников к среднему детству, от жизни, в которой доминируют фантазии, к жизни, которой начинают управлять логика и разум. Они начинают видеть себя более автономными личностями, способными самостоятельно решать базовые проблемы. Когда они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-то, они тратят больше времени и энергии на выполнение задач ожидаемым образом. Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытым предприятиям и по-прежнему нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых.
Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь по телефону на нашу рассылку для родителей школьников.
Дети в возрасте 6 лет находятся на последней фазе предоперационного периода Пиаже, времени, в течение которого дети учатся использовать язык. Конец предоперационного периода отмечен интуитивным схватыванием ребенком логических понятий в ограниченных, осязаемых областях, в то время как восприятие в других сферах продолжает доминировать. Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа — понимая, что два ряда (одинаковых) монет останутся равными, даже если один разложить так, чтобы он был визуально длиннее другого. Однако этот же ребенок не сможет сохранить массу и, таким образом, ошибется в своем восприятии того, что более толстый шарик имеет больше, чем раскатанный «хот-дог», даже если вначале показать, что и то, и другое равно.
Еще одним признаком завершения предоперационной стадии (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, например, контролировать письменный язык и символическую игру. Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией и начинать принимать точку зрения другого человека или делать выводы о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. Полное развитие этих способностей займет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует собой упадок (но не стирание) детского эгоцентризма (веры в то, что то, что он думает и чувствует, чувствуют и все остальные). Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и фигурально «видеть» вещи по-другому. В результате они могут начать разыгрывать роли и брать на себя несколько персонажей (например, изображать из себя маму в реалистичной, но причудливой манере). Поддержите способность вашего ребенка воспринимать перспективу с помощью этих забавных игр: приложения Monster Ate My Homework для iPad или онлайн-пазлов с оптическими иллюзиями.
Несмотря на эти достижения, дети этого возраста по-прежнему остаются волшебниками в своем мышлении. Их затянувшийся эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных ссылках (например, «Он тот, за кем она охотится», не включая достаточно конкретных ссылок, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей/события). Шести- и семилетние дети все еще демонстрируют то, что Пиаже назвал анимизмом, веру в то, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют, как люди. Хотя некоторые из этих мыслей на самом деле подпитывают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (его базовых знаний) о животных и средах обитания — прекрасный способ улучшить его мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то, и другое — позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться человеку.
Примерно в возрасте 7 лет дети вступают в то, что Пиаже назвал конкретным операционным периодом, который длится примерно до 12 лет. Именно в это время дети лучше понимают мыслительные операции и облегчают их выполнение (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассматривать различные результаты). На самых ранних стадиях этой фазы семилетние дети демонстрируют зачатки логических рассуждений (например, обосновывают свои мысли) и только учатся связно организовывать мысли. Их логические мысли остаются ограниченными реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями.
Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый «домен» влияет на другие. Одним из мест, где это блестяще видно, является работа Льва Выготского, русского исследователя начала 20-го века. Теории Выготского подчеркивают императивную роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии. Согласно его работе, взаимодействие детей со знающими людьми может способствовать прогрессу в мышлении и обучении, которое без этого было бы невозможно в то же время. Таким образом, 6- и 7-летние дети, из-за увеличения количества структурированных социальных взаимодействий в формальном школьном образовании, являются первыми кандидатами на пользу контекстуального обучения Выготского.
Дополнительные когнитивные навыки, которые развиваются в этом возрасте, включают способность отличать фантазию от реальности, описывать сходство между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем. Увеличенная память, продолжительность концентрации внимания и больший контроль над импульсами также приходят в онлайн. Хотите проверить способности своего ребенка? Попробуйте эту игру на развитие памяти. Эти новые навыки в сочетании с появлением более сложного мышления позволяют детям демонстрировать настойчивость и устойчивость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о распорядке дня, чтобы планировать заранее, и начинают задавать вопросы более высокого уровня (например, «Если все является твердым, жидким или газообразным, что такое зыбучие пески?»). Одним из замечательных способов поддержать эти навыки является игра в шахматы. Чтобы помочь вашему ребенку освоить эту универсальную игру, он может играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной онлайн-среде.
Метапознание детей также начинает развиваться в этом возрасте — их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитать отрывок, задать вопрос). Они также начинают понимать постоянную природу предметов. Например, в 6 лет многие дети верят, что можно превратить кошку в скунса, нарисовав ей белую полоску на спине. К 8 годам они понимают, что в предметах есть неизменная сущность, на которую не влияют физические изменения. В 6 лет ребенок может решить математическую задачу, не осознавая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы с ним сталкиваетесь. Таким образом, 5 + 6 всегда будет равно 11, и, таким образом, это факт, который можно изучить и сохранить, а не решать каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, отличающих этот период от дошкольного.
Развитие ребенка от 5 до 6 лет
Развитие ребенка от 5 до 6 лет: что происходит
Игра и обучение
Даже когда дети становятся старше и идут в школу, игра важна. Так дети по-прежнему учатся и формируют социальные, эмоциональные и мыслительные навыки.
Ролевая игра вашего ребенка стала более сложной, наполненной фантазиями и драмой. Вы также можете заметить, что ваш ребенок может играть с другими для достижения общей цели — например, вместе строить один большой замок из песка. Ваш ребенок также может разобраться, если другой ребенок не хочет играть в определенную игру.
Ваш ребенок становится более общительным и предпочитает играть с друзьями, а не в одиночку. Ваш ребенок может поделиться, хотя ему может быть трудно делиться любимыми игрушками и другими вещами.
Игры с правилами иногда бросают вызов вашему 6-летнему ребенку, и иногда ваш ребенок может даже обвинять других в жульничестве.
Чувства
В этом возрасте дети могут выражать чувства, хотя им может потребоваться помощь и время, чтобы определить и рассказать о сложных эмоциях, таких как разочарование или ревность. Они также часто гораздо лучше контролируют чувства и могут иметь меньше неожиданных вспышек гнева и печали.
Вы можете увидеть больше терпения, и ваш ребенок может даже быть готов поспорить с вами. Это означает, что в будущем может быть меньше разногласий.
Хотя ваш 6-летний ребенок любит быть независимым, он все еще нуждается в вашей любви и внимании. Общение с вами и семьей — самое важное в жизни вашего ребенка. Ваш ребенок гордится своими достижениями, хочет вашего одобрения и, вероятно, плохо переносит критику или дисциплину.
Растущее понимание вашего ребенка окружающего мира может привести к возникновению некоторых страхов. Например, некоторые дети могут бояться сверхъестественных вещей (например, привидений), критики, испытаний, неудач, физического вреда или угроз.
Мышление
Дети школьного возраста теперь могут дольше концентрировать внимание.
Ваш ребенок понимает простые понятия, такие как время (сегодня, завтра, вчера), знает времена года, узнает некоторые слова наизусть и пытается произнести слова вслух. Ваш ребенок может даже читать самостоятельно.
Ваш ребенок лучше понимает точки зрения других людей, что помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.
Разговоры и общение
В этом возрасте дети много разговаривают, иногда даже когда в комнате никого нет.
Вы услышите, как ваш ребенок использует полные и сложные предложения и ведет разговоры, похожие на взрослые, хотя ему все еще может быть трудно описывать сложные идеи или события. Ваш ребенок понимает шутки и загадки – шутки о какашках и мочеиспускании особенно забавны. Вашему ребенку также нравится возможность «покажи и расскажи» в школе.
Ваш ребенок понимает больше слов, чем может произнести, и каждый день он учит до 5–10 новых слов. В этом возрасте словарный запас растет настолько быстро, что мозг вашего ребенка часто думает быстрее, чем ваш ребенок может говорить.
Движение
В 5 лет дети лучше координируются и любят демонстрировать новые физические навыки – вы часто будете слышать крики «Посмотрите на меня!»
Ваш ребенок может научиться кататься на велосипеде, прыгать через скакалку , балансировать на одной ноге в течение короткого промежутка времени, спускаться по лестнице, не держась за руку, подпрыгивать и ловить большой мяч. Многие 6-летние также будут заинтересованы в командных видах спорта, таких как футбол.
Вам кажется, что ваш 6-летний ребенок никогда не сможет усидеть на месте? Извиваться во время просмотра телевизора, за обеденным столом или даже во сне — обычное дело.
Мелкая моторика вашего ребенка улучшается, что приводит к большей самостоятельности в таких вещах, как завязывание шнурков, использование молний и пуговиц и расчесывание волос. Вашему ребенку все еще может быть трудно резать еду ножом, но ему нравится возможность попрактиковаться.
Повседневная жизнь и поведение
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и любят принимать небольшие решения, например, какую одежду надеть или что съесть на обед.
Поступление в школу открывает совершенно новый социальный мир с новым набором правил. Это может быть трудным или сложным для вашего ребенка. Школа может быть утомительной, поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок легко расстраивается, особенно после долгого дня. В эти дни вы, возможно, захотите, чтобы ваш ребенок оставался дома после школы в тишине и стремился ложиться спать пораньше.
Независимо от того, беспокоится ли ваш ребенок о том, что он пойдет в школу, или его переполняет волнение, планирование и подготовка могут облегчить переход.
В этом возрасте ваш ребенок может также :
- копировать простые фигуры карандашом
- копировать буквы и писать свое имя
- называть свое полное имя, адрес, возраст и день рождения
- рисовать более реалистичные картинки – например, человек с головой с глазами, ртом и носом и телом с руками и ногами
- читать простые книжки с картинками
- понимать важность правил и простые причины, лежащие в их основе.
Помощь в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Поощряйте движение: занимайтесь различными видами спорта и занимайтесь развлекательными мероприятиями вместе или с другими. Они учат социальным навыкам, таким как чередование, сотрудничество, ведение переговоров, честная игра и хороший вид спорта.
- Вовлекайте ребенка в простые домашние дела: накрывая на стол или помогая убрать чистую одежду, вы развиваете двигательные и мыслительные навыки, а также обучаете сотрудничеству и ответственности. Эти навыки важны для школы.
- Выделите время для свободной игры: даже если ваш ребенок начал ходить в школу и заниматься другими структурированными занятиями, игра все еще очень важна в этом возрасте. Пусть ваш ребенок сам выбирает, как провести это бесплатное игровое время.
- Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего 10 минут. Совместная игра дает вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также показывает вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.
- Практикуйте поведение в классе: например, вы можете давать ребенку небольшие задания, требующие внимания или требующие выполнения простых правил или инструкций. Разговаривайте о любимом животном или спорте вашего ребенка и поощряйте ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы. Все это поможет вашему ребенку подготовиться к школе.
- Устраивайте встречи для игр: проводите время с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, помогает развивать социальные навыки и приучает ребенка к жизни отдельно от вас.
- Поговорите о чувствах: вы можете помочь ребенку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить словами эти чувства. Это поможет вашему ребенку завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.
Воспитание ребенка школьного возраста
Будучи родителем, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за ребенком, вы можете забыть или у вас может не хватить времени, чтобы позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. Можно немного отдохнуть , пока не почувствуете себя спокойнее. Поместите ребенка в безопасное место или попросите кого-нибудь еще присмотреть за ним какое-то время. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить члену семьи или другу, чтобы обсудить ситуацию.
Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого.
Можно попросить о помощи. Если вы чувствуете себя подавленным требованиями по уходу за ребенком, позвоните в местную родительскую службу. Вы также можете попробовать наши идеи, как справиться с гневом, беспокойством и стрессом.
Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 5–6 лет
Обратитесь к врачу, если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего ребенка есть какие-либо из следующих проблем в возрасте 5–6 лет.
Общение и понимание
Ваш ребенок:
- с трудом понимает или говорит неполными предложениями
- с трудом выполняет простые указания, например: «Пожалуйста, положите пижаму на кровать после того, как оделись». ‘.
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- проявляет много неподобающего или вызывающего поведения – например, впадает в истерику всякий раз, когда не добивается своего
- не проявляет интереса к письмам или попыткам написать собственное имя
- очень замкнут, обеспокоен или подавлен или очень расстраивается при разлуке с вами
- плохо взаимодействует с другими — например, агрессивен или не проявляет интереса к общению с другими детьми или взрослыми.