Урок математики «Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление»
Цели:
закреплять и совершенствовать умение решать
примеры на сложение и вычитание в пределах 100;
Ход урока
1. Организационный момент.
— Начинаем урок математики.
— Откройте тетради, запишите: число, вид работы.
2. Каллиграфическая зарядка.
— Прописываем цифры: 2 и 6.
— Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр? — Назовите однозначные числа.
— Что вы можете сказать о числах 26 и 62.
3. Объявление темы и целей урока.
Прочитайте тему урока: “Сложение и вычитание в пределах 100”.
— Мы отправляемся в математическое путешествие вместе с литературным героем, который прожил несколько лет на необитаемом острове.
Во время “путешествия” надо быть внимательными и сообразительными, не допускать ошибок, аккуратно оформлять работу в тетради, следить за осанкой.
4. Устный счёт.
— А имя нашего героя мы узнаем, когда выполним устный счёт.
1 — чему равна сумма чисел 20 и 40?
2 — чему равна разность чисел 54 и 4?
3 — какое число на 2 меньше 40?
4 — какое число на 3 больше 12?
5 — увеличь число 7 на 9.
6 — уменьши 51 на 30.
7 — Задача. Петя нарисовал 12 звёздочек, а Вася столько же. Сколько всего звёздочек нарисовали мальчики?
8 — Задача. Папа купил 3 рулона обоев по 10м каждый. Сколько всего метров обоев купил папа?
Взаимопроверка (наборное полотно).
Работа в парах. Поставьте ответы в порядке возрастания и вы узнаете имя литературного героя.
— Почему это слово написано с заглавной буквы?
— Какое число оказалось лишним?
Это не случайно, т.к. Робинзон прожил на острове 28 лет.
Рисунок 1
5. Решение примеров столбиком
— За долгие годы пребывания на острове у Робинзона появилось любимое занятие. Он коллекционировал ракушки.
— Решим примеры и поможем Робинзону пополнить свою коллекцию.
Рисунок 2 (75 + 12) |
Рисунок 3 94 – 32 |
Рисунок 4 56 + 24 |
40 – 18 |
Рисунок 6 59 + 23 |
Работа на доске и в тетрадях. Ученик выбирает картинку, читает пример, записывает столбиком, решает с объяснением.
Выполним проверку.
Вывод: повторите правила сложения столбиком (вычитания).
6. Физкультурная минутка.
Приглашает солнышко на зарядку нас.
Поднимаем руки по команде: Раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде: Два!
7. Решение задачи.
— На острове у Робинзона был друг, которого звали Пятница.
— Робинзон так назвал его, потому что они познакомились в пятницу.
Рисунок 7
— Однажды друзья пошли собирать кокосы.
Робинзон набрал 25 кокосов, а Пятница – 15 кокосов, Но хитрые обезьяны утащили у них 3 кокоса. Из этой истории получилась задача и не одна.
— Посмотрите на условие и составьте задачу:
Р. – 25 к.
?
П. – 15 к.
— Посмотрите на другое условие и составьте задачу:
Собрали 25 к. и 15 к. — ?
Утащили 3 к.
Осталось — ?
Задание. Посмотрите на условие 1 и 2 задачи. Выберите ту, которую сами сможете решить. Пожалуйста, сделайте свой выбор. Решите задачу самостоятельно.
Проверка.
— Кто решил первую задачу?
— Какой поставили вопрос?
— Какой получили ответ?
— Кто решил вторую задачу?
— Как решал?
— Что узнал первым действие? Вторым?
— Какая это задача? Почему?
Два ученика записывают решение на доске.
Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности.
8. Домашнее задание.
— Откройте учебники на странице 101. Дома вы решите задачу № 4. Прочитайте задачу. У кого есть вопросы?
9. Зарядка для глаз.
Посмотрели мы вокруг,
Обвели глазами круг.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Выполняй задания не ленись.
10. Работа с единицами длины.
— На острове Робинзон много работал. Он строил дом, возводил ограду, придумывал ловушки …
— Все эти работы требуют аккуратности и точности. А измерительных приборов у Робинзона не было. И тогда он вспомнил, что есть старинные меры длины. Одна из них называется пядь.
— Пядь – это старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.
— Посмотрите на рис. в учебнике с. 101. Покажите свою пядь. Это много?
— Измерьте свою пядь. Запишите размер в сантиметрах.
— Что заметили? У всех пядь разная. Докажем.
— Моя пядь равна 19 см. Как узнать на сколько твоя пядь короче?
— Запишите в тетрадь. (Спросить у ребят результаты вычислений)
— А как вы думаете, удобно ли пользоваться такой единицей длины?
— Посмотрите на нашу таблицу величин.
— Значит, в наше время эту единицу длины не используют.
— Назовите единицы длины, которыми пользуются сейчас.
Кому интересно, дома узнайте, на сколько сантиметров ширина ладони больше, чем длина стопы.
10. Откройте дневники, запишите д/з.
11. Итог.
Робинзону понравилось, как вы работали.
— Какое задание было самым интересным?
— Трудным?
— Сколько лет прожил Робинзон Крузо на необитаемом острове?
— Как называется старинная мера длины?
12. Самостоятельная работа.
— С Робинзоном мы прощаемся, но для вас он оставил ещё одно задание. Возьмите листочки. Внимательно посмотрите на карточку, выберите задание для самостоятельной работы.
Рисунок 8
13. Дополнительно.
Задание на внимание “Найди девятое” (по просьбе учителя листочки с с/р передаются на первую парту каждого ряда).
Рисунок 9
14. Урок окончен.
Конспект урока на тему «Решение примеров и задач в пределах 15»
Тема урока: Решение примеров и задач в пределах 15.
Цель урока: совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 15.
Базовые учебные действия:
Личностные – формирование положительного отношения к учебной деятельности
Регулятивные – формировать умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения
Познавательные – формировать умение выполнять арифметические действия, работать с информацией
Коммуникативные — использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Ход урока.
Прозвенел звонок,
На необычный урок.
Не хотим лениться,
Будем все учиться.
2.Устный счёт.
-Проведём мы наш урок в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли? Тогда мы все вместе отправляемся в «Театр кукол ». Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня «Сказочная математика».
-Чтобы получить входной билет, надо произвести небольшую разминку. В театр попадет только тот, кто правильно ответит на мои вопросы. Но кто захочет выручить друга, может ему помочь. -Отвечать нужно полным ответом и быстро, а то можно не успеть к началу спектакля. Готовы?
а) работа с числовым рядом 1-15
-назовите число, которое при счёте стоит перед числом 15 (14), 13 (12)
— назовите число, которое при счёте стоит за числом 14 (15), 12 (13)
— назовите число, большее чем число 9, 13
— назовите число меньшее чем число 15, 12
— назовите соседей числа 8 (7 и 9), 14 (13 и 15)
б) игра «Собери яблоки»
— Отгадайте загадку
Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки. …
— Помогите мне собрать яблоки в корзины. Для этого вам нужно решить примеры записанные на яблоках и положить их в нужную корзину.(У каждого ученика на парте яблоко с примером, У Проскуряквой Е. карточка)
— В какой корзине больше всего яблок? Катя посчитай.
— Сколько десятков и единиц в числе 15?
— Сколько нужно цифр, чтобы записать число 15?
— Молодцы все получили билеты, можем идти в театр. Заняли места. Звенит звонок.
3.Сообщение темы и цели урока.
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть? Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. Но сегодня в театре вы им будете помогать решать примеры и задачи. А теперь запишите в тетради число и классная работа, только после этого к вам придут сказочные герои. Будьте внимательны и аккуратны.
4.Решение задачи.
На ширме появляется Машенька
Машенька: Здравствуйте, ребята. Представляете, Мишка обиделся на меня. Я съела всё его варенье.
Учитель: Ребята, как вы думаете, Маша поступила хорошо? (ответы детей). Давайте поможем Маше и сварим для Мишки варенье, а для этого составим задачу по рисунку. Из чего можно сварить варенье? (ответы детей). А мы с вами сварим варенье из ягод.
(на доске картинка)
Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит задача? (ответы детей) По картинке составим условие задачи.
Условие: Для варенья одной корзине 11 ягод, а в другой 4 ягоды.
— Поставим вопрос: Сколько ягод для варенья в двух корзинах?
— Повторите задачу. Что обозначает число 11, 4. Что нужно узнать? Как будем решать задачу?
(запись задачи 1 ученик на доске, остальные в тетради)
5.Физминутка.
На ширме появляется Лиса
Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, устали сидеть, давайте с вами отдохнём и вспомним физминутку про меня красавицу.
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
До чего же хороша!
Лиса: Ой, ну какие молодцы, отдохнули, меня порадовали я ухожу, а вы продолжайте также активно работать.
6.Решение примеров.
На ширме появляется Медведь.
Медведь: Ребята, спасибо вам, вы сварили такое вкусное варенье, я и вам баночку дам чайку попить, если вы справитесь с моим заданием.
(работа по карточкам по вариантам — сильные и слабые ученики)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, чтобы все примеры были решены правильно, а то нам варенья не достанется.
Медведь: Порадовали меня, подарю вам баночку варенья.
7.Геометрический материал.
На ширме появляется Волк.
Волк: Приветствую вас ребята. Мне нужна ваша помощь. Я тоже учусь в школе, только в лесной и мне задали вот такую задачу.
(карточка у каждого ученика). Самостоятельное выполнение задания, сравнивание с образцом.
Работа по карточке.
— Назовите геометрические фигуры.
Волк: Вот спасибо ребята, побегу в школу.
8.Итог урока.
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Наше кукольное представление подошло к концу. Кому понравилось наше представление? Кому было трудно? А кто легко справлялся со всеми заданиями? Спасибо вам, до свидания.
— Ребята сегодня на уроке вы старались. Выставление оценок (проговорить)
.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Решение примеров и задач в пределах 15″»
Урок Математика
Тема урока: Решение примеров и задач в пределах 15.
Цель урока: совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 15.
Базовые учебные действия:
Личностные – формирование положительного отношения к учебной деятельности
Регулятивные – формировать умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения
Познавательные – формировать умение выполнять арифметические действия, работать с информацией
Коммуникативные — использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
На необычный урок.
Не хотим лениться,
Будем все учиться.
2.Устный счёт.
-Проведём мы наш урок в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли? Тогда мы все вместе отправляемся в «Театр кукол ». Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня «Сказочная математика».
-Чтобы получить входной билет, надо произвести небольшую разминку. В театр попадет только тот, кто правильно ответит на мои вопросы. Но кто захочет выручить друга, может ему помочь. -Отвечать нужно полным ответом и быстро, а то можно не успеть к началу спектакля. Готовы?
а) работа с числовым рядом 1-15
-назовите число, которое при счёте стоит перед числом 15 (14), 13 (12)
— назовите число, которое при счёте стоит за числом 14 (15), 12 (13)
— назовите число, большее чем число 9, 13
— назовите число меньшее чем число 15, 12
— назовите соседей числа 8 (7 и 9), 14 (13 и 15)
б) игра «Собери яблоки»
— Отгадайте загадку
Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки. …
— Помогите мне собрать яблоки в корзины. Для этого вам нужно решить примеры записанные на яблоках и положить их в нужную корзину.(У каждого ученика на парте яблоко с примером, У Проскуряквой Е. карточка)
— В какой корзине больше всего яблок? Катя посчитай.
— Сколько десятков и единиц в числе 15?
— Сколько нужно цифр, чтобы записать число 15?
— Молодцы все получили билеты, можем идти в театр. Заняли места. Звенит звонок.
3.Сообщение темы и цели урока.
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть? Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. Но сегодня в театре вы им будете помогать решать примеры и задачи. А теперь запишите в тетради число и классная работа, только после этого к вам придут сказочные герои. Будьте внимательны и аккуратны.
4.Решение задачи.
На ширме появляется Машенька
Машенька: Здравствуйте, ребята. Представляете, Мишка обиделся на меня. Я съела всё его варенье.
Учитель: Ребята, как вы думаете, Маша поступила хорошо? (ответы детей). Давайте поможем Маше и сварим для Мишки варенье, а для этого составим задачу по рисунку. Из чего можно сварить варенье? (ответы детей). А мы с вами сварим варенье из ягод.
(на доске картинка)
Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит задача? (ответы детей) По картинке составим условие задачи.
Условие: Для варенья одной корзине 11 ягод, а в другой 4 ягоды.
— Поставим вопрос: Сколько ягод для варенья в двух корзинах?
— Повторите задачу. Что обозначает число 11, 4. Что нужно узнать? Как будем решать задачу?
(запись задачи 1 ученик на доске, остальные в тетради)
5.Физминутка.
На ширме появляется Лиса
Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, устали сидеть, давайте с вами отдохнём и вспомним физминутку про меня красавицу.
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
До чего же хороша!
Лиса: Ой, ну какие молодцы, отдохнули, меня порадовали я ухожу, а вы продолжайте также активно работать.
6.Решение примеров.
На ширме появляется Медведь.
Медведь: Ребята, спасибо вам, вы сварили такое вкусное варенье, я и вам баночку дам чайку попить, если вы справитесь с моим заданием.
(работа по карточкам по вариантам — сильные и слабые ученики)
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, чтобы все примеры были решены правильно, а то нам варенья не достанется.
Медведь: Порадовали меня, подарю вам баночку варенья.
7.Геометрический материал.
На ширме появляется Волк.
Волк: Приветствую вас ребята. Мне нужна ваша помощь. Я тоже учусь в школе, только в лесной и мне задали вот такую задачу.
(карточка у каждого ученика). Самостоятельное выполнение задания, сравнивание с образцом.
Работа по карточке.
— Назовите геометрические фигуры.
Волк: Вот спасибо ребята, побегу в школу.
8.Итог урока.
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Наше кукольное представление подошло к концу. Кому понравилось наше представление? Кому было трудно? А кто легко справлялся со всеми заданиями? Спасибо вам, до свидания.
— Ребята сегодня на уроке вы старались. Выставление оценок (проговорить)
.
Задачи на вычитание с использованием семейств фактов
Суть математики не в том, чтобы усложнять простые вещи, а в том, чтобы делать сложные вещи простыми.
– С. Гуддер
Сегодня мы познакомимся с интересной стратегией, о которой вы, возможно, не знали, для решения задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Это называется семейством фактов , , и это стратегия, которая помогает нам запоминать основные числовые факты и то, чему они всегда будут равны. Но что это такое?
Это набор операций, в которых используются одни и те же числа . В каждом семействе фактов есть три числа, которые можно складывать и вычитать различными способами.
Например, мы можем сформировать семейство фактов с этими тремя числами: 3, 6 и 9 следующим образом:
3 + 6 = 9
6 + 3 = 9
9 – 6 = 3
9 – 3 = 6
Это позволяет нам понять, что:
- Существует тесная связь между сложением и вычитанием , если мы знаем, что 6 + 3 = 9, то мы также знаем, что 9 – 6 = 3 и что 9 – 3 = 6.
- Если мы добавим 6 + 3, мы получим тот же результат, что и при сложении 3 + 6. Это означает, что не имеет значения, как мы запишем слагаемые, , потому что результат всегда будет одним и тем же .
Теперь решим задачу на вычитание, используя две цифры из семейства фактов:
У меня дома есть коллекция всех типов книг: книжки с картинками, сборники рассказов, раскраски… У меня также есть 30 комиксы в коллекции. Если я подарю Дэвиду 15 комиксов… сколько комиксов останется в моей коллекции?
Мы можем представить операцию следующим образом: 30 – 15 = ?
Но с помощью формулы семейства фактов мы можем реорганизовать термины и изменить знаки, и мы получим две возможности:
15 + __ = 30
__ + 15 = 30
Какое число, добавленное к 15, дает нам 30? 15! В этом случае это означает, что 30 – 15 равно 15 , потому что это числовой термин из нашего семейства фактов, термины которого всегда связаны.
Теперь попробуйте решить эти две задачи и проверьте, умеете ли вы это делать вместе со Smartick:
- Где-то в Африке есть очень редкий и красивый цветок, который может жить в общей сложности 25 лет. В документальном фильме я видел один из этих цветов, и мне сказали, что он живет уже 17 лет. Сколько еще лет он мог бы прожить?
- Я люблю кинотеатр и теперь, когда я в отпуске и у меня много времени, я хочу посмотреть все 49фильмы, которые есть у меня дома. Я собираюсь смотреть по одному фильму каждый день. Если я посмотрел 20… сколько фильмов мне осталось посмотреть?
Подробнее:
- Автор
- Последние сообщения
Smartick
Команда создания контента.
Мультидисциплинарная и мультикультурная команда, состоящая из математиков, учителей, профессоров и других специалистов в области образования!
Они стремятся создать наилучший математический контент.
Последние сообщения от Smartick (посмотреть все)
Обратные операции: сложение и вычитание
Что такое обратная операция сложения?
Вычитание является обратным сложением. Это означает, что вычитание противоположно сложению. Сложение и вычитание одного и того же числа компенсируют друг друга. Например, добавление 2, а затем вычитание 2 не приводит к изменению исходного числа.
Вычитание является обратным сложением.
Обратная операция — это вычисление, результатом которого является «отмена» другого вычисления.
Вот сложение 10+2=12.
Мы начали с числа 10 и добавили к нему 2, чтобы получить 12.
Мы можем вычесть 2 из 12, чтобы вернуться к 10.
Прибавление и вычитание 2 нейтрализуют друг друга. Мы начали с 10 и после прибавления 2, а затем вычитания 2, мы вернулись к 10.
Сложение и вычитание одного и того же числа нейтрализуют друг друга. Это обратные операции. Это верно только в том случае, если вычитаемое число совпадает с добавляемым числом.
Как записать сложение как вычитание
Чтобы записать сложение как вычитание, выполните следующие действия:
- Ответ сложения запишите в виде числа в начале вычитания перед знаком вычитания.
- Запишите два числа, которые добавляются при сложении после знака вычитания и знака равенства в предложении вычитания в любом порядке.
Например, вот 10 + 5 = 15. Мы запишем это сложение как предложение с вычитанием.
Шаг 1 — записать ответ сложения в виде числа в начале вычитания перед знаком вычитания.
Ответом сложения в 10+5=15 является число 15. Пишем это число первым, перед знаком вычитания.
Шаг 2 состоит в том, чтобы записать два числа, добавляемые при сложении, после знака вычитания и знака равенства предложения вычитания в любом порядке.
При сложении добавляются два числа: 10 и 5.
Мы записываем эти числа после знака вычитания и знака равенства в любом порядке.
Для каждого предложения сложения мы можем написать два разных предложения с вычитанием.
10 + 5 = 15 можно записать как 15 – 10 = 5 или 15 – 5 = 10. Числа 5 и 10 можно записать в любом порядке, чтобы получилось два разных вычитания.
Предложение с вычитанием можно записать, просто переставив числа в предложении сложения. Если числа в предложении сложения известны, нет необходимости производить какие-либо вычисления, чтобы превратить его в вычитание. Просто переставьте числа.
Например, вот сложение 39 + 26 = 65.
Предложение с вычитанием можно написать без каких-либо вычислений.
Первый шаг — записать ответ на сложение как первое число вычитания перед знаком вычитания.
Мы пишем 65 в начале вычитания.
Второй шаг — написать два числа, которые добавляются после знака вычитания и после знака равенства соответственно.
Мы пишем 39 после знака вычитания и 26 после знака равенства.
39 + 26 = 65 можно переписать как вычитание как 65 — 39 = 26.
Числа 39 и 26 можно поменять местами, чтобы создать второе предложение вычитания.
39 + 26 = 65 можно переписать как вычитание как 65 – 26 = 39.
Мы выполнили какие-либо вычисления, чтобы записать эти вычитания. Мы просто переставили числа в известном предложении сложения, которое нам дали.
При обучении написанию предложений с вычитанием из предложений сложения важно показать два разных вычитания, которые можно сделать, сравнивая положения чисел.
Что такое обратное вычитанию?
Вычитание является обратным сложением. Это означает, что вычитание противоположно сложению. Вычитание и добавление одного и того же числа нейтрализуют друг друга. Например, вычитание 5 и добавление 5 к числу не меняет размер этого числа.
Вот 10 – 2 = 8.
Мы начали с 10 и вычли 2, чтобы получить 8.
Противоположностью вычитания 2 является прибавление 2.
Мы можем добавить 2 к 8, чтобы вернуться к 10.
Вычитание 2 и прибавление 2 являются обратными операциями. Мы начали с 10, и когда мы вычли 2, а затем прибавили 2, мы вернулись к 10.
Вычитание и прибавление одного и того же числа являются обратными операциями.
Как записать вычитание как сложение
Чтобы записать вычитание как сложение, выполните следующие действия:
- Запишите число до знака вычитания как ответ в конце сложения, после знака равенства.
- Запишите два других числа в вычитании, как два числа, сложенные вместе, по обе стороны от знака сложения.
Например, вот вычитание 20 – 5 = 15. Мы будем использовать показанные шаги, чтобы записать его как сложение.
Первый шаг — записать число перед знаком вычитания как ответ в конце сложения, после знака равенства.
Число перед знаком вычитания — 20. Мы запишем это как ответ нашего сложения.
Второй шаг состоит в том, чтобы записать два других числа в вычитании, как два числа, сложенные вместе, по обе стороны от знака сложения.
Два других числа — 5 и 15. Мы пишем это по обе стороны от знака сложения.
Вычитание 20 – 5 = 15 можно переписать как сложение как 5 + 15 = 20.
Числа 5 и 15 можно написать в другом порядке, чтобы получилось еще одно дополнительное предложение.
Вычитание 20 — 5 = 15 можно переписать как сложение как 15 + 5 = 20.
Неважно, насколько велики числа при сложении или вычитании, потому что нет необходимости выполнять какие-либо вычисления, если исходное предложение вычитания известно.