«Число и цифра 6. Состав числа 6»
Цели:
знать
1. Цифру 6 как знак, используемый для записи числа.
2. Название, последовательность чисел от 1 до 10.
3. Знаки сравнения
4. Ряд однозначных чисел и его состав.
уметь
1. Читать, записывать и сравнивать однозначные числа.
2. Выполнять действия сложения и вычитания с использованием 1 и 0.
3. Составлать, читать, записывать и находить значение числовых выражений содержащее одно действие.
4. Применять полученные знания на практике.
Визуальный инструментарий: карточки, схемы.
ХОД УРОКА
1. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня урок математики пройдёт под девизом “Больше думай, меньше говори”. Итак, в течение всего урока мы должны думать, а отвлекаться и разговаривать как можно меньше.
Доброе утро солнце!
Доброе утро небо!
Доброе утро я!
Доброе утро вся страна!
2. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику знать.
И на свете нет профессий, вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась – математика!
А теперь послушайте загадку.
Что за вишенка, дружок
Кверху загнут стебелёк?
Ты её попробуй съесть,
Эта вишня цифра …6.
Работа в прописи. Показ написания цифры 6, дети обводят по точкам, далее пишут самостоятельно. А как получается число 6? При помощи иллюстраций геометрических фигур ученики делают вывод, что
5 + 1 = 66 — 1 = 5
3. Закрепление.
— Устный счёт
Родились у мамы-кошки
Шесть котят, такие крошки!
Как котята подрастали,
Их ребятам раздавали.
Лишь двоих оставили пока.
Остальных котят с утра
Разобрала детвора.
Сколько маленьких котят
Оставалось у ребят?
6 – 4 = 2
На лесной опушке сидят
Три зайчихи-старушки
Да тут же возле них
Пляшут трое молодых.
Сосчитайте поскорей
Сколько было всех зверей?
3 + 3 = 6
(В.Н.Савичев)
— Найди пропущенные числа
4. Пальчиковая игра.
Утро настало
Солнышко встало
(Вращательные движения ладонями рук)
(Левая рука зажата в кулак, правая рука разжимает
пальцы левой)
Вставай большак,
Вставай указка,
Вставай серёдка,
Вставай сиротка.
И, ты крошечка-митрошечка,
Привет, ладошечка.
(Хлопок в ладоши)
Затем, тоже самое с правой рукой.
5. Индивидуальная работа (карточки).
— Дидактическая игра “Правильно–неправильно”
Цели: различать правильное и зеркальное изображение цифровых знаков.
— Цифра потерялась
— Найди ошибку.
0+6=0 6-1=0
1+5=6 6-6=0
4+2=5 6-3=2
6. Закрепление и повторение.
— Впиши последующее число
— Математический диктант. Запиши цифрами и геометрическими фигурами.
Шесть треугольников, три квадрата, четыре круга.
— Напиши цифры по порядку
3, 5, 4, 1, 6, 2, 0.
7. Физминутка.
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела(Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком)
(Г.Виеру)
8. Работа в прописи.
Вставь пропущенные числа
9. Итог урока. Релаксация (фронтально).
А) — Назови шесть имён девочек.
— Шестой месяц года.
— Шестой день недели.
— Шестую букву алфавита.
— Шесть имён мальчиков.
Б) Прямой и обратный счёт.
— Назови числа от 1 до 10 по порядку.
— От 2 до 6, от 10 до 6.
— Какое число, следующее за 5, за 3, за 1.
— Какое число между 4 и 6, 3 и 5, 0 и 2.
В) Что лишнее?
— Понедельник, сентябрь, октябрь.
— Волк, собака, лиса.
Г) Засели домики.
10. Домашнее задание.
Реши примеры.
2 +4 = 6 – 1= 3 + 3=
6 – 0 = 6 – 6 = 1 + 5 =
— Что узнали нового?
— Понравился ли вам урок?
— Вы не забыли, под каким девизом мы работали?
Молодцы! На уроке математике мы с вами думали, а разговаривать старались меньше. За урок все получают звёздочки и квадратики.
Математика : Состав числа 6
Образовательная область: познание
Раздел: ФЭМП
Тема: Число 6.
Цель: познакомить с числом и цифрой 6, составом чисел 6 из двух меньших;
отработать вычислительные навыки и навыки решения простых задач;
повторить умение сравнивать числа, называть соседние числа;
развивать смекалку, мышление, моторику пальцев рук;
воспитывать стремление получать знания.
Тип: изучение нового материала
Вид: занятие – игра
Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, наглядный, индивидуально-
фронтальный.
Прогнозируемый результат:
иметь представление о цифре 6, на что похожа цифра, уметь правильно писать цифру 6;
дети научатся писать цифру 6, запомнят состав числа 6;
дети смогут вычитать из числа 6, опираясь на состав этого числа;
дети отработают вычислительные навыки и навыки решения простых задач;
дети повторят умение сравнивать числа;
закрепят устные навыки вычисления.
Билингвальный компонент: один-бір, два -екі, три –үш, четыре -төрт , пять- бес, шесть – алты, цифры — сандар.
Оборудование: азбука-тетрадь № 1, картинки, яблоки, цифры от 1 до 10
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
1. Мотивационно-побудительный | Орг. Момент Психологический настрой на занятие Прозвенел уже звонок – Начинается урок А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. — Дети, а вы любите встречать гостей? Оказывается, к нам сегодня спешит еще одна гостюшка. Она немного опоздала, т.к. у нее очень много лесных забот. Ну-ка, прислушайтесь к песенке, которая слышится из леса (звучит фонограмма). Что это за гостюшка? Такая проворная зверюшка, Живет в дупле-избушке, Целый день скок-поскок. Отыскала грибок, Нанизала на сучок, Заготовила впрок. — Правильно, белочка. Она хочет пригласить нас в свой сказочный лес и пройти вместе по ее лесным тропинкам, приглядеться внимательно к веточкам, травинкам. А это не простые места – кладовые белки. Хотите там побывать? Ну, тогда отправимся на урок-путешествие вслед за белочкой по лесу. Она все лето и осень трудилась, чтобы безбедно прожить зиму. Белочка очень трудолюбивая, хозяюшка запасливая. Сделала много запасов и хочет нам их показать и, даже поделиться с нами кое-какими. Путешествие не простое, загадочное. В любом путешествии нас ждут испытания и преграды. Чтобы все преодолеть нам понадобятся наши знания, ум, смекалка, внимание и хорошее настроение. Поможет нам в этом… Посчитаем. Устный порядковый счет от 1 до 10 Дан ряд чисел: 12345678910 Счет в обратном направлении.10987654321 | Настрой на занятие Отгадывают загадку Белка Затем переворачивают цифры и читают слово: МАТЕМАТИКА |
2.Организационно-поисковый | 1. Новый урок. Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку от белочки. Давайте посмотрим что внутри. Ребята, белочка прислала нам посылку с заданиями. Здесь 6 конвертов с цифрами. Первое задание. Давай откроем сначала первый. Смотрите, белочка прислала нам предметы, и просит, чтобы мы ей помогли их посчитать. Давай те посмотрим на картинку и подскажем белочке. Второе задание Давайте откроем второй конверт, А теперь белочка хочет нам рассказать, что еще кроме орешков она любит поесть. Посмотрите. На картинке рядом и рисунком записаны цифры, давайте с вами посмотрим, где получается 6 . 4+2= 6+0= 1+5= 3+3= 4+1= 1+2= 2. Изучение нового материала: — Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 6, научимся записывать его, рассмотрим состав числа, а также закрепим умение решать примеры. Третье задание а) На доске 5 яблок. Положите столько палочек, сколько яблок на доске. — Сколько положили палочек? -Сделайте так, чтобы их стало 6. -Которую по счету палочку положили? -Сколько всего палочек стало? б) Знакомство с цифрой 6. 2. Слушают стихи о цифре 6. На что похожа цифра: Цифра 6, дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Написание цифры. Значение в числовом ряду. ( 6 больше 5 на 1, 5, меньше 6 на 1) Состав числа 6. 1+5=6; 2+4=6; 3+3=6 ; 3. Физкультминутка « Считай и делай». Один – подняться, потянуться, Два — согнутся, разогнутся, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место сесть опять. 4.Надите соседей числа 5. Самостоятельная работа. Работа по учебнику стр. 41задание 3 Рассмотрите рисунок. Сколько всего ягод? Три клубники и 1 вишенка. 3+1=4 Сколько всего фруктов? 1 груша и 4 яблока. 1+4=5 Сколько всего овощей? 2 лука и 2 огурца. 2+2=4 Сколько всего овощей? 3 капусты и 3 баклажана. 3+3=6 Работа по азбуке-тетради прописывание и обводка цифры 6. Прописываем всю строку. 6. Решение примеров по сюжетным картинкам 1) Шесть весёлых поросят, 2)Я нашёл в дупле у белки Пять лесных орешков мелких Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт, Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка! 3)Два зайчонка, пять ежат, | Отвечают считают сколько предметов и показывают цифру. Объясняют, почему выбирают эту картинку, дети берут цифры и выполняют задание воспитателя Работа с палочками Шесть Замечают, на что похожа цифра 6 на замок Проговаривают состав числа Выполняют движения под счет Находят соседние числа Работают самостоятельно Выполняют задания по учебнику с наклейками дети берут цифры и выполняют задание Решение примеров по сюжетным картинкам Четыре Шесть Семь |
3. Рефлексивно-корригирующий | Итог урока: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. А наше веселое путешествие закончилось. — Понравилось вам путешествовать? Рефлексия. — Я хочу похлопать Элеаноре, Вове, Софии, Меруерт, Яше, потому что мне понравилось, как они работали сегодня на уроке. София, а тебе, чья работа понравилась тебе? Учитель и дети хлопают тому ребенку, чья работа понравилась Софии и так далее. Вы ребята, молодцы! Все старались и справились с заданиями! Пусть ваши родители порадуются вместе с вами. За вашу работу я хочу раздать вам орехи. Круг прощания. Давайте с математикой дружить, Без нее нам не прожить! | Дети отвечают на вопросы учителя, подводят итоги занятия. Познакомились с числом и цифрой 6, повторяли состав числа 6, находили соседей числа, решали примеры. Дети прощаются с гостями |
— Помогите белочке разложить грибочки в лукошки. Она их очень любит.
— А вы любите грибочки?
— А что можно приготовить из грибов? (Солить, мариновать, сушить, печь пироги, жарить.)
— Гриб очень вкусный продукт питания: полезный, питательный, калорийный. Но при сборе грибов надо быть очень внимательным – среди грибов бывают и ядовитые, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Физминутка (детям раздаются карточки с цифрами, учитель быстро называет цифры, а дети встают).
Письмо цифры 6
Начинаем писать полуовал ниже верхнего правого угла клетки, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и вести руку вниз. Закругляем линию , касаясь нижней стороны клетки и ведем руку вверх. Затем закругляем линию влево немного выше центра клетки.
Учитель читает задание , дети поднимают карточку с нужной цифрой
— К 5прибавить1?
— 6 минус 2 получится?
— К 4 прибавить 2.
— От 3 забрать 1 сколько?
-Какое число при счете стоит перед числом 6
— 5 – это 3 и сколько?
1. Воспитатель размещает на полотне ставит 6 различных предметов и говорит сегодня мы поиграем в игру «Угадай, который по счету?»
— Сколько всего предметов?
— Сколько их будет, если добавить 1? Давайте все вместе сосчитаем предметы
Тема: Числа в пределах 10
Цель. 1. Повторить и закрепить приемы образования чисел от 1 до 10, их цифровое
обозначение и состав.
2. Отрабатывать навыки счета в прямом и обратном порядке, умения называть
предыдущее и последующее число в пределах 10; развивать творческие
способности, индивидуальные возможности учащихся, логическое мышление,
кругозор, воображение, память, речь, мелкую моторику руки.
3. Прививать интерес к предмету, воспитывать активность, усидчивость, любовь ко
всему живому.
Тип. Закрепление знаний, умений, навыков.
Вид. Занятие – путешествие.
Методы. Словесный, практический, самостоятельная работа, наглядный, индивидуально-
фронтальный.
Прогнозируемый результат. Узнают числа от 1 до 10, их цифровое обозначение и
состав. Научатся считать в прямом и обратном направлении, называть предыдущее
и последующее число.
Оборудование. Наглядный, счетный, раздаточный, иллюстративно-демонстративный
материал, ТСО.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
— Дети, а вы любите встречать гостей? Оказывается, к нам сегодня спешит еще одна гостюшка, Она немного опоздала, т.к. у нее очень много лесных забот. Ну-ка, прислушайтесь к песенке, которая слышится из леса (звучит фонограмма). Что это за гостюшка?
Такая проворная зверюшка,
Живет в дупле-избушке,
Целый день скок-поскок.
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
— Правильно, белочка. Она хочет пригласить нас в свой сказочный лес и пройти вместе по ее лесным тропинкам, полянкам, опушкам, приглядеться внимательно к веточкам, травинкам. А это не простые места – кладовые белки. Хотите там побывать? Ну, тогда отправимся на урок-путешествие вслед за белочкой по лесу. Она все лето и осень трудилась, чтобы безбедно прожить зиму. Белочка очень трудолюбивая, хозяюшка запасливая. Сделала много запасов и хочет нам их показать и, даже поделиться с нами кое-какими.
Путешествие не простое, загадочное. В любом путешествии нас ждут испытания, приключения, преграды. Чтобы все преодолеть нам понадобятся наши знания, ум, смекалка, внимание, взаимовыручка и хорошее настроение.
2. Психологический настрой. (Аромотерапия)
Закройте глазки, улыбнитесь, сделайте глубокий вдох, откройте глазки. Погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца. Погладьте голову, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она сегодня красиво писала, а теперь повернитесь, улыбнитесь соседу и своей улыбкой пожелайте ему успехов.
3. Подведение итогов.
— На прошлом занятии мы с вами познакомились с числом 5
4. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы закрепим наши знания о числах в пределах 6. Для этого нам нужно привести в порядок свои знания, вспомнить состав чисел, уметь оперировать с числами.
— Белочка нам составила маршрут следования, чтобы мы не заблудились.
5. Устный счет и практическая работа.
Тропинка «Повторялочка»
— Посчитайте:
1 ряд – от 1 до 10 и обратно
2 ряд – от 1 до 9 и обратно
3 ряд – от 1 до 8 и обратно
— Покажите число перед числом 8
— Назовите соседей числа 2, числа 5.
— Назовите предыдущее число числу 6, 8, 10.
— Последующее числу 3, 2, 4.
«Вспоминалочка»
— Игра «Столько-сколько» (соотнесение чисел и соответствующих групп предметов)
«Полянка чисел»
— Составление выражения ( с карточками ).
4+1=5 3-1=2
— Запасливая белочка много припасов сделала: и грибочков, и орешек и шишек припасла.
«Объяснялочка»
— Посмотрите-ка сюда у белочки беда, эстафета не проста нужно знать состав числа.
5, 7 8, 9.
— Помогите белочке разложить грибочки в лукошки. Она их очень любит.
— А вы любите грибочки?
— А что можно приготовить из грибов? (Солить, мариновать, сушить, печь пироги, жарить.)
— Гриб очень вкусный продукт питания: полезный, питательный, калорийный. Но при сборе грибов надо быть очень внимательным – среди грибов бывают и ядовитые, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
«Отдыхалочка»
Тиын шықты далаға
Жан-жағына қарады
Жүгірді, жүрді, секірді,
Отырды, тұрды.
«Опушка фигур»
— Посмотрим домик белочки.
— Какие геометрические фигуры вы видите?
— Сколько их всего?
— Используя эти фигуры, каждый из вас должен построить домик.
Работа по карточкам.
— Найди закономерность и нарисуйте.
1 9
5 5
6 4
3 7
Офтальмогимнастика «Зайка»
Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Зайка вправо поскакал –
И дружочка увидал.
Зайка влево поскакал –
Снова друга увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево,
Ах, какой зайчонок смелый.
Стук в дверь, входит белочка. Здравствуйте ребята, я немного задержалась, опоздала к вам на занятие и решила понаблюдать за вами вон с того дерева. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. А ваше веселое путешествие закончилось.
— Понравилось вам путешествовать?
Рефлексия.
— Я хочу похлопать Саше Однодворскому, потому что мне понравилось, как он работал сегодня на уроке. Саша, а тебе чья работа понравилась тебе? Воспитатель и Белочка подходят и хлопают тому ребенку, чья работа понравилась Саше и так далее.
Белочка. Вы ребята, молодцы! Все старались и справились с заданиями! Пусть ваши родители порадуются вместе с вами. За вашу работу я хочу раздать вам орехи. Белочка уходит.
Круг прощания.
Давайте с математикой дружить,
Без нее нам не прожить!
Тема: «Число и цифра 6».
Цель: 1) Учить правильно писать цифру 6, соотносить цифру и число
предметов.
2) Совершенствовать навыки счета предметов.
3) Формировать умение работать по образцу.
4) Развивать умение анализировать и сравнивать.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, презентация для доски, карточки с цифрами, клей.
Ход урока:
1.Организационный момент:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране математики. Посмотрите, все ли готовы к уроку? Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь.
2. Актуализация знаний:
— Сначала мы посмотрим, как вы усвоили ранее полученные знания.
а) задачи в стихах
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами –
Сколько их? Считайте сами. (4)
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
Как-то четверо ребят
С горки покатились,
Двое в саночках сидят, —
Сколько в снег свалились? (2)
б) Найди и покажи 8 лягушек на рисунке, (слайд 1)
в) Игра «Разложи фрукты в вазу». Каждому ребенку называется определенное количество фруктов, которые он должен положить в свою вазу, (слайд 2)
г) Сосчитай, запомни, запиши. Нужно за 1 минуту сосчитать и запомнить количество предметов на картинке. Затем картинка закрывается, и дети пишут количество предметов. Проверка, (слайд 3)
д) На доске закрыты предметы, учитель при помощи волшебного пера рисует их, дети
запоминают и воспроизводят рисунки. Проверка, (слайд 4).
— Что на рисунке лишнее, почему?
3. Изучение нового материала:
— Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 6, научимся записывать его, рассмотрим состав числа, а также закрепим умение прибавлять 1.
а) На доске 5 яблок. Положите столько палочек, сколько яблок на доске.
— Сколько положили палочек?
-Сделайте так, чтобы их стало 6.
-Которую по счету палочку положили?
-Сколько всего палочек стало?
б) Знакомство с цифрой 6, (слайд 5)
Рогалик к бублику приклей,
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто — цифра 6.
— На что похожа цифра 6?
Найди и обведи правильные цифры 6, (слайд 6)
в) Работа с учебником с.58-59 № 2,3 (УМК «Перспективная начальная школа»)
г) Показ написания цифры 6 , (слайд 7)
— Запишите цифру в учебнике простым карандашом № 4.
— Соотнесите цифру и количество предметов. Каждому ребенку дается карточка с цифрами от 0 до 6 и набор кружков из цветной бумаги. Нужно приклеить кружки в соответствии с написанной цифрой. Затем выставляем карточки на доску по порядку и считаем от 0 до 6 и обратно.
Физминутка (детям раздаются карточки с цифрами, учитель быстро называет цифры, а дети встают).
д) Работа в тетрадях на печатной основе с.76, 77 № 1, 2.
е) Рассматриваем состав числа 6 при помощи игры «Помоги белочке разложить грибы в корзины», (слайд 8) Раскладываем грибы в корзины и заселяем домик белочки цифрами.
Выполняем задание №3, с. 77 в тетрадях на печатной основе.
4. Закрепление изученного.
— На прошлом уроке мы учились прибавлять цифру один. Давайте посмотрим, как вы усвоили эту тему. Проверим ваши знания при помощи теста – игры «Парашютисты», (слайд 9)
5. Итог урока:
— Что изучали на уроке?
— В чем были сложности?
-Оцените свою работу на уроке.
Карточки , на которых мы работали во время урока- это и благодарность вам за работу, давайте посмотрим , что находится с обратной стороны. (5).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: Формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Число и цифры 0, 4,5,6,установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой»
Педагогическая цель: Продолжать учить устанавливать равенства между двумя группами предметов, соответствие между количеством предметов и цифрой»; решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; находить различие в двух похожих рисунках; пользоваться знаками -, ; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе; развивать мыслительные операции, речь, внимание.
Целевые ориентиры: дети решают арифметическую задачу, выкладывают решение с помощью цифр и знаков; устанавливают равенства между двумя группами предметов, соотнесение количеством предметов с цифрой; пользуются знаками -, ; находят различие в двух похожих рисунках; обозначают словами положение предметов по отношению к себе.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Средства реализации: демонстрационный материал (цифры, карточки), раздаточный материал (рукавица, геометрические фигуры).
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно – побудительный | Приветствия (на ковре). С голубого ручейка начинается река, А наша встреча начинается с улыбки. Воспитатель. Приглашает занять свои места за стол. Сюрпризный момент: (Вносит в группу рукавицу) — Ребята, приходя на работу, возле нашей двери нашла рукавицу, а в ней эту записку. (Воспитатель читает загадку) Дарит бабушка – лисица Трем внучатам рукавицы — Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте.(шесть) Воспитатель. — Бабушка Лиса просит помочь ее внучатам справится с домашним заданием. — Поможем? | Дети приветствуют друг друга улыбкой. Дети усаживаются на свои места . Дети слушают и отвечают. |
Организационно – поисковый | Воспитатель. Актуализация имеющихся знаний: Работа с числовом рядом 1-6. Прямой и обратный счёт. Игра “Молчанка”. Воспитатель показывает различное количество предметов, а дети поднимают нужную цифру. Воспитатель. Первое задание «Решение и запись задачи». (Воспитатель читает стихотворение, показывая картинку) Пять листочков на ветке качались. Ветер налетел, и они оторвались. — Сколько листочков на ветке слева? (Пять) — Сколько листочков на ветке справа? (Ни одного) — Выложите решение, используя соответствующие цифры и знаки, прочитайте запись. Второе задание игра «Соедини правильно» Воспитатель. — Соедините каждую карточку с соответствующей цифрой. Физкультминутка « Считай и делай». Один – подняться, потянуться, Два — согнутся, разогнутся, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место сесть опять. Воспитатель. Третье задание «Считай, сравнивай» (Выкладывание плоскостных фигур на карточки с двумя полосками) Четвертое задание игра «Ориентируемся в комнате» (Воспитатель предлагает детям встать лицом к окну и просит назвать предметы, которые расположены слева и справа от них. Затем предлагает встать спиной к окну и назвать предметы слева и справа от них). Вопросы воспитателя. — Почему так получилось? (Потому что мы повернулись.) — Что находится наверху? (Потолок, лампы. ) — Где находится ковер, пол? (Внизу) Пятое задание игра « Кто внимательный?» (Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и найти отличие между ними). | Дети повторяют цифры от 1-6. Поднимают нужную цифру. Отвечают . Отвечают. Выкладывают решение с помощью цифр и знаков, читают запись. Рассматривают карточки с изображением, соединяя цифру с количеством предметов. Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Устанавливают равенства между двумя группами предметов, соотнесение количеством предметов с цифрой; пользуются знаками ; Называют положение предметов по отношению к себе. Находят различие в двух похожих рисунках. Отвечают. |
Рефлексивно- корригирующий | Воспитатель. — Ребята, как обрадуются внучата бабушки Лисы, что мы им помогли, справится с заданиями. — А какие задания вам понравилось? — Какие из них вам показались трудными? — Спасибо, ребята, за работу. Вы были молодцы, старались. | Отвечают на вопросы . |
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий | |||
1 | Мотивация учащихся | Вот звонок нам дал сигнал: Все расселись по местам, никому не тесно, Будем мы считать, писать, и решать задачи, Повторим материал, закрепим умения, Ребята нам пришло письмо( учитель показывает свиток, украшенный печатью – снежинкой) Ребята! Выполнив все задания, вы сможете нарядить новогоднюю елку и отправиться в сказочный лес. Елка эта не в леске, В вашем классе на доске. Результатов , чтоб добиться. Вам придется потрудиться. Смешарики | Слайд 2 | |||
2 | Актуализация знаний | Высказывания предложений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. | Устный счет. 1.Ай да белка-мастерица! Вяжет деткам рукавицы. Извязала три клубка, Два лежат ещё пока. У кого ответ готов, Сколько у неё клубков? 2. Вот задумал ёж друзей Пригласить на юбилей. Пригласил двух медвежат, Трёх зайчат и трёх бельчат. Посчитайте, поскорей, Сколько у ежа гостей? 3. Папа –слон слону – сынишке Подарил четыре книжки. Их слонёнок прочитал И друзьям своим раздал. Книгу дал он бегемоту, Две морскому кашалоту. Сколько книг осталось у слонёнка? 4. Семь гусей пустились в путь. Три решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. 5. Шесть весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца? 6. Семь снегирей на ветках сидели. Три снегиря ещё прилетели. Наш снеговик сосчитал снегирей. Сколько всех птичек? Ответь поскорей! 7. Десять веселых медвежат За малиной в лес спешат Но один из них устал, Потерялся и отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? 8. Наш Кузьма-кот непростой, У него улов большой! На рыбалку он ходил, Рыбу для ухи ловил, Ему попались на крючок Три ерша, лещ, окунек. Сколько рыбок в большой банке Принесет наш кот с рыбалки? 9. Красная Шапочка шла по тропинке. Шесть пирожков в плетеной корзинке Бабушке внучка на праздник несла, Но по дороге часть раздала: Зайчику, ёжику, мышке и белочке. Сколько гостинцев осталось у девочки? 10. В кружку сорвала Марина Девять ягодок малины. Две дала одной подружке, Три дала другой подружке. Сколько ягод стало в кружке? 2.Фронтальная работа Учитель читает задание , дети поднимают карточку с нужной цифрой -К 5прибавить1? -6 минус 2 получится? — К 4 прибавить 2. — От 3 забрать 1 сколько? -Какое число при счете стоит перед числом 6 — 5 – это 3 и сколько? | Слайд 3 | ||
3 | Постановка учебной задачи. | Вот мы с вами оказались в сказочном лесу Давайте стряхнем снег с елочки. Для этого отправьте цифры с ёлочки на линию чисел по порядку -Посчитайте от 1 до 10 и обратно. Запишите в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку Посмотрите на доску и скажите, какие числа пропущены? Вставьте пропущенные числа . -Назовите соседей числа 5 -Какое число следует за числом 5? -Назовите число, предыдущее числу 8 -Назовите число, которое находится между числом 5 и 7? 6и 8? ИТОГОВЫЙ ВОПРОС: Какое место занимает число 6 в ряду чисел? Какое место занимает число 7 в ряду чисел? | Слайд 4 -5 Слайд5 — 6 | |||
4 5 | Постановка проекта выхода из затруднения( открытия детьми нового задания) Физминутка | (несколько учеников выходят к доске и пишут на доске письменную цифру 6 в маленьких клетках) дети предлагают разные варианты, выходят к доске и раскладывают игрушки, Говорят стихотворение и выполняют движения | Задание от Кроша — Сравните печатную и письменную цифры 6 (сходство и различие) — Сколько элементов имеет письменная цифра 6? Какие? — Письменная цифра 6 пишется безотрывно или с отрывом? — Понаблюдайте, как пишется цифра 6 (учитель пишет мелом письменную цифру 6 в большой клетке) -Напишите цифру 6 на доске РАБОТА В ТЕТРАДИ — Запись новой цифры в тетради по образцу. ИТОГОВЫЙ ВОПРОС: Какую цифру научились писать? Второе задание от Бараша — Как вы думаете, что он может нам предложить? — Сколько всего елочных игрушек? А сколько коробок? — Попробуйте разложить эти 6 игрушек в 2 коробки разными способами. — Попробуйте разместить 7 елочек на 2 острова разными способами. ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ: Назовите все варианты состава числа 6 и 7 Неуклюжий шел пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке, Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой- И присел , согнув колени. Встал , присел – И шесть прыжков: Очень климат уж суров! | Слайд 7 Слайд 8-12 Слайд 13 -18 Слайд 19 | ||
6 | Первичное закрепление | Ответы детей Далее рассматривается рисунок с геометрическими фигурами. Далее дети читают вопросы под рисунком и отвечают на них. | Самостоятельная работа с Работа по учебнику Рассмотрите рисунок. Какой формы печенье вырезала мама? Сколько круглых печений положила девочка на противень? (5) Девочка кладет еще одно. Сколько всего круглых печений будет на противне? (6) Как получили 6? Прочитайте соответствующую запись в учебнике. Сколько треугольных печений на столе? (6) Сколько таких печений на противне? (1) Сколько всего треугольных печений? (7) Как получили 7? Прочитайте запись под рисунком. Сколько всего квадратных печений вырезала мама? (6) Сколько квадратных печений девочка убрала на противень? (1) Сколько печений осталось на столе? (5) Как получили 5? Прочитайте соответствующую запись под рисунком. Сколько всего треугольных печений вырезала мама? (7) Сколько треугольных печений девочка убрала на противень? (1) Сколько треугольных печений осталось на столе? (6) Как получили 6? Прочитайте запись Работа с геометрическим материалом . Чего больше (меньше), треугольников или квадратов? Сколько треугольников? Сколько квадратов? Что больше: 6 или 5? Что меньше? Чего больше(меньше): треугольников или зеленых кружков? Что больше: 6 или 7? Что меньше? Найдите верхний рисунок на правой странице. Какое время показывают часы? Какие фигуры вы видите ниже? | Слайд 20 | ||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Самостоятельная работа. Проверка | Задание от Лосяша -Запишите выражения в тетрадь и выполните вычисления — Проверяем .Сверяем с вашими результатами. Исправляем ошибки, если они есть. Итоговые вопросы: В каких выражениях результат равен 6, а в каких 7? . Самостоятельная работа. Работа в тетради с печатной основой. Каждый рисунок соедините линией с соответствующей цифрой. Соедините точки по линейке в порядке возрастания (1 и 2, 2 и 3 и т.д.) Какие фигуры получились? Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники) | Слайд 21-22 | ||
8 | Рефлексия деятельности | Ответы детей Дети берут магниты соответствующего цвета и прикрепляют на доске. | Ну , вот . Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Чему учились на этом уроке? Какие задания вам понравились больше всего? Из каких частей может состоять число 6? -Если урок понравился, все было понятно, у меня все получилось. Возьмите красный кружок. — Если урок понравился, но не все получалось. Возьмите синий кружок. -Если урок не понравился . Мне трудно было справится с заданиями. Возьмите зеленый кружок. -Наш урок окончен, всем спасибо за хорошую работу | Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 |
Планируемые результаты и эффекты:
— дети научатся писать цифру 6, запомнят состав числа 6;
— дети смогут вычитать из числа 6, опираясь на состав этого числа;
— дети отработают вычислительные навыки и навыки решения простых задач;
— дети повторят умение сравнивать числа;
— закрепят устные навыки вычисления.
Применение ресурса: на уроке математике в предшкольном классе.
Программа создания презентации: Microsoft Office PowerPoint 2007.
Размер ресурса (мегабайт): 3,10МБ.
Количество слайдов: 25.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедиа проектор.
Примеры на состав числа 6 презентация, доклад
ThePresentationru
- Регистрация |
- Вход
- Загрузить
- Главная
- Разное
- Дизайн
- Бизнес и предпринимательство
- Аналитика
- Образование
- Развлечения
- Красота и здоровье
- Финансы
- Государство
- Путешествия
- Недвижимость
- Армия
- Графика
- Культурология
- Еда и кулинария
- Лингвистика
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Маркетинг
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Страхование
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Презентация на тему Примеры на состав числа 6, предмет презентации: Математика. Этот материал содержит 13 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
Состав 6
3 скорости
по 3 варианта
0 скорость
5+1
6–3
4+2
2+4
6–1
6–5
1+5
6–2
3+3
6–4
6
3
6
6
5
1
6
4
6
2
1 скорость
6–1
2+4
6-3
4+2
5+1
6–5
1+5
6–2
3+3
6–4
5
6
3
6
6
1
6
4
6
2
1 в
1 скорость
6-3
6–1
5+1
3+3
4+2
2+4
6–5
1+5
6–2
6–4
3
5
6
6
6
6
1
6
4
2
2 в
1 скорость
1+5
6-3
6–1
6–5
4+2
2+4
3+3
5+1
6–4
6–2
6
3
5
1
6
6
6
6
2
4
3 в
2 скорость
4+2
1+5
6–2
3+3
5+1
6–5
6–1
2+4
6-3
6–4
6
6
4
6
6
1
5
6
3
2
1 вариант
2 скорость
6–2
4+2
1+5
3+3
6–4
6–5
6–1
2+4
6-3
5+1
4
6
6
6
2
1
5
6
3
6
2 вариант
2 скорость
6–4
1+5
6–2
4+2
3+3
2+4
6–5
6–1
6-3
5+1
2
6
4
6
6
6
1
5
3
6
3 вариант
3 СКОРОСТЬ
6-3
4+2
2+4
6-1
5+1
1+5
6–5
6–2
3+3
6–4
3
6
6
5
6
6
1
4
6
2
1 вариант
3 СКОРОСТЬ
5+1
6-3
4+2
2+4
6-1
6–4
1+5
6–5
6–2
3+3
6
3
6
6
5
2
6
1
4
6
2 вариант
3 СКОРОСТЬ
6-3
5+1
4+2
6-1
2+4
6–5
6–4
1+5
6–2
3+3
3
6
6
5
6
1
2
6
4
6
3 вариант
Суперскорость
4+2
6–1
5+1
2+4
6-3
6–5
1+5
6–2
3+3
6–4
6
5
6
6
3
1
6
4
6
2
Скачать презентацию
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть
Что такое ThePresentation.ru?
Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей
Части периодической таблицы
Части периодической таблицыАтомные номера
1А | 2А | 3А | 4А | 5А | 6А | 7А | 8А | ||||||||||||
(1) | (2) | (13) | (14) | (15) | (16) | (17) | (18) | ||||||||||||
3Б | 4Б | 5Б | 6Б | 7Б | — | 8Б | — | 1Б | 2Б | ||||||||||
(3) | (4) | (5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) | (11) | (12) | ||||||||||
1 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
3 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |||||||||||
4 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | |
5 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | |
6 | 55 | 56 | 57 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | |
7 | 87 | 88 | 89 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | — | 114 | — | — | — | — | |
6 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | |||||
7 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |
В современной периодической таблице элементы перечислены в порядке возрастания атомный номер . Атомный номер – это число протонов в ядро атома. Количество протонов определяет идентичность элемента (т. е. элемент с 6 протонами является атомом углерода, как бы может присутствовать много нейтронов). Количество протонов определяет, как много электронов окружает ядро, и это расположение этих электроны, которые определяют большую часть химического поведения элемента.
В периодической таблице, расположенной в порядке возрастания атомного номера, элементы, имеющие сходные химические свойства, естественным образом выстраиваются в одну и ту же столбец (группа). Например, все элементы группы 1А относительно мягкие металлы, бурно реагируют с водой и образуют заряды 1+; все элементы группы 8А нереакционноспособны, одноатомные газы при комнатной температуре температура и т. д. Другими словами, существует 90 581 периодическое повторение о свойствах химических элементов при увеличении массы.
В оригинальной периодической таблице, опубликованной Дмитрием Менделеевым в 1869 году, элементы были расположены по возрастанию атомная масса — на тот момент, ядро еще не было открыто, и не было никакого понимания в всю внутреннюю структуру атома, поэтому атомная масса была единственной руководство по использованию. Как только структура ядра была понята, стало ясно, что это атомный номер , который регулировал свойства элементов.
Элементы, отсортированные по атомному номеру
Атомный номер
Символ Наименование Атомная масса
(а.е.м., г/моль)1 Х Водород 1.00797 2 Он Гелий 4.00260 3 Ли Литий 6,941 4 Быть Бериллий 9. 01218 5 Б Бор 10,81 6 С Углерод 12.011 7 Н Азот 14.0067 8 О Кислород 15,9994 9 Ф Фтор 18.998403 10 Не Неон 20,179 11 На Натрий 22,98977 12 мг Магний 24. 305 13 Ал Алюминий 26.98154 14 Си Кремний 28.0855 15 Р Фосфор 30,97376 16 С Сера 32.06 17 Кл Хлор 35.453 18 Ар Аргон 39,948 19 К Калий 39. 0983 20 Са Кальций 40.08 21 СЦ Скандий 44.9559 22 Ти Титан 47,90 23 В Ванадий 50.9415 24 Кр Хром 51,996 25 Мн Марганец 54.9380 26 Фе Железо 55. 847 27 Ко Кобальт 58.9332 28 Ni Никель 58,70 29 Cu Медь 63,546 30 Цинк Цинк 65,38 31 Га Галлий 69,72 32 Гэ Германий 72,59 33 Как Мышьяк 74. 9216 34 Se Селен 78,96 35 Бр Бром 79,904 36 Кр Криптон 83,80 37 руб Рубидий 85.4678 38 Старший Стронций 87,62 39 Д Иттрий 88.9059 40 Зр Цирконий 91,22 41 № Ниобий 92. 9064 42 Пн Молибден 95,94 43 ТК Технеций (98) 44 Ру Рутений 101.07 45 Рх Родий 102.9055 46 ПД Палладий 106,4 47 Аг Серебро 107,868 48 CD Кадмий 112,41 49 В Индий 114,82 50 Сн Олово 118,69 51 Сб Сурьма 121,75 52 Те Теллур 127,60 53 я Йод 126. 9045 54 Хе Ксенон 131,30 55 цезий Цезий 132.9054 56 Ба Барий 137,33 57 Ла Лантан 138.9055 58 Се Церий 140.12 59 Пр Празеодим 140.9077 60 Нд Неодим 144,24 61 вечера Прометий (145) 62 См Самарий 150,4 63 ЕС Европий 151,96 64 гд Гадолиний 157,25 65 Тб Тербий 158. 9254 66 Дай Диспрозий 162,50 67 Хо Гольмий 164.9304 68 Er Эрбий 167,26 69 Тм Тулий 168,9342 70 Ыб Иттербий 173.04 71 Лу Лютеций 174,967 72 Хф Гафний 178,49 73 Та Тантал 180,9479 74 Вт Вольфрам 183,85 75 Re Рений 186,207 76 ОС Осмий 190,2 77 Ир Иридий 192,22 78 Пт Платина 195,09 79 Золото Золото 196,9665 80 рт. ст. Меркурий 200,59 81 Тл Таллий 204,37 82 Пб Свинец 207,2 83 Би Висмут 208.9804 84 ПО Полоний (209) 85 В Астатин (210) 86 Р-н Радон (222) 87 Пт Франций (223) 88 Ра Радий 226. 0254 89 Ас Актиний 227.0278 90 -й Торий 232.0381 91 Па Протактиний 231.0359 92 У Уран 238.029 93 Нп Нептуний 237.0482 94 Пу Плутоний (242) 95 Ам Америций (243) 96 См Кюриум (247) 97 Бк Берклиум (247) 98 См. Калифорния (251) 99 Эс Эйнштейний (252) 100 FM Фермиум (257) 101 Мд Менделевий (258) 102 № Нобелий (250) 103 Лр Лоуренсиум (260) 104 Рф Резерфордий (261) 105 Дб Дубниум (262) 106 Сг Сиборгиум (263) 107 Бх Борий (262) 108 Гс Хассиум (255) 109 Мт Мейтнерий (256) 110 Дс Дармштадтиум (269) 111 Рг Рентгений (272) 112 Ууб Унунбиум (277) 113 — —— ——— 114 Уук Унунквадиум
Простые и составные числа
Определение: А простое число это целое число ровно с двумя целыми делителями, 1 и себя.
Число 1 не является простым числом, так как имеет только один делитель.
Итак, наименьшие простые числа:
2 , 3 , 5 , 7 , ⋯
Число 4 не является простым, так как имеет три делителя ( 1 , 2 , а также 4 ), а также 6 не является простым, так как имеет четыре делителя ( 1 , 2 , 3 , а также 6 ).
Определение: А составное число целое число, имеющее более двух целых делителей.
Так что все целое числа (кроме 0 а также 1 ) либо простые, либо составные.
Пример:
43 является простым, так как его делителями являются только 1 а также 43 .
44 является составным, так как имеет 1 , 2 , 4 , 11 , 22 а также 44 как делители.
Прежде всего, вот несколько способов определить, является ли число НЕ простым:
Любое число больше 2 который кратен 2 не является простым, так как имеет по крайней мере три делителя: 1 , 2 , и сама. (Это означает 2 единственное четное простое число.)
Любое число больше 3 который кратен 3 не является простым, так как имеет 1 , 3 и себя как делители. (Например, 303 не является простым, так как 303 ÷ 3 знак равно 101 .)
Любое число, кратное 4 также является кратным 2 , поэтому мы можем исключить их.
Любое число больше 5 который кратен 5 не является премьером. (Таким образом, единственное простое число, оканчивающееся на 0 или же 5 является 5 сам. )
Любое число, кратное 6 также является кратным 2 а также 3 , поэтому мы можем исключить и их.
Вы можете продолжить в том же духе… в общем, вам просто нужно проверить делимость на простые числа!
Пример 1:
Является 119 основной?
Первый признак делимости на 2 . 119 нечетно, поэтому не делится на 2 .
Следующий, проверка на делимость на 3 . Добавьте цифры: 1 + 1 + 9 знак равно 11 . С 11 не кратно 3 , ни то, ни другое 119. (Помните, что этот трюк работает только для проверки делимости на 3 а также 9 .)
С 119 не заканчивается на 0 или 5 , не делится на 5 .
Далее проверяется делимость на 7 . Вы обнаружите, что 119 ÷ 7 знак равно 17 .
Так что ответ НЕТ… 119 не является простым.
Пример 2:
Является 127 основной?
Первый признак делимости на 2 . 127 нечетно, поэтому не делится на 2 .
Следующий, проверка на делимость на 3 . Добавьте цифры: 1 + 2 + 7 знак равно 10 . С 10 не кратно 3 , ни то, ни другое 127 .
С 127 не заканчивается на 0 или 5 , не делится на 5 .
Далее проверяется делимость на 7 . Вы обнаружите, что 7 не входит равномерно.
Следующее простое число 11 . Но 11 тоже не равномерно входит.
Вы можете остановиться сейчас . .. это должно быть премьера! Вам не нужно постоянно проверять делимость на следующие простые числа ( 13 , 17 , 19 , 23 , так далее.). Причина в том, что если 13 пошли равномерно, то у нас было бы 127 знак равно 13 × н для некоторого числа н . Но потом н должно быть меньше, чем 13 … и мы это уже знаем 127 не делится ни на одно число, меньшее 13 .
Так что ответ ДА… 127 является простым.
Более сложные темы и список первых 400 простые числа, перейти к в Основная страница или страница на основной факторизация .
Понимание каденции 6–4 (с примерами)
Концепция каденции 6 4 (произносится как «шесть-четыре») часто кажется чрезмерно теоретической и, возможно, немного запутанной для изучающих гармонию. Теоретики и авторы объясняют это по-разному, поэтому в этом уроке мы увидим, о чем идет речь.
Что такое каденциальный аккорд 6 4? Каденция 6 4 — это мелодическая и гармоническая формула, которая часто появляется в конце фраз в музыке периода общепринятой практики. Как правило, он состоит из украшения доминантного аккорда путем смещения его терции и квинты на ступень выше.
Прежде чем мы обсудим каденциальную шесть-четыре дальше и послушаем несколько примеров, давайте рассмотрим базовый вариант, чтобы быть уверенным, что мы на одной волне.
Слева на этой картинке у нас есть доминирующий аккорд (V) C: G мажор. Справа каденциальная шесть четыре, примененная к тому же аккорду — обратите внимание, как терция и квинта доминанты (ноты B и D) перемещаются из сильной доли в более слабую на ноты, расположенные выше них.
Как типичный доминантный аккорд становится каденциальным 6 – 4Идея каденциального шесть-четыре состоит в том, чтобы украсить доминантный аккорд. Поскольку завершение доминантного аккорда немного задерживается, результатом является тонкое гармоническое напряжение и расслабление.
Что в этом уроке
Как написать каденцию 6 4
Чтобы написать каденцию шесть четыре, как в примере выше, нам просто нужно следовать нескольким простым правилам:
- Найдите доминирующий аккорд мажорной или минорной тональности, в которой вы играете;
- Расположите аккорд на сильную долю и с удвоенным корнем;
- Переместите терцию аккорда на более слабую долю и вставьте на ее место ноту на ступень выше;
- Сделайте то же самое для квинты аккорда: продвиньте ее на более слабую долю через ноту над ней.
Давайте выполним следующие действия и напишем каденциальную форму шесть-четыре. соль мажор.
Доминантой соль является аккорд ре мажор, поэтому здесь он на сильной доле такта и с удвоенной корневой (то есть нота ре присутствует там два раза):
Теперь, чтобы получить каденциальную шестерку-четыре, нам нужно найти терцию и квинту аккорда (в данном случае это ноты фа-диез и ля) и сместить их на более слабую долю:
3-я и 5-я доли доминанта передвинута на более слабую долюЧто происходит в фа-диезе и исходном месте ля? Ноты на шаг выше: это соль и си:
Полная каденция 6 – 4 на доминанте соль мажор.И вот оно – каденциальное шесть-четыре соль мажор! Думайте об этом как об украшении доминирующего аккорда. Вместо того, чтобы получить полный аккорд ре мажор в сильной доле, как мы ожидали, мы получаем его немного позже, поскольку его 3-я и 5-я вытесняются нотами над ними.
Давайте составим еще один. Это Cadential шесть-четыре ре мажор в аранжировке для SATB. Доминантой ре мажор является аккорд ля мажор. Так же, как и раньше, вот аккорд на сильной доле такта и с удвоенным тоником:
Теперь мы просто берем терцию и квинту аккорда (то есть ноты до-диез и ми) и сдвигаем их в более слабую доля:
3-й и 5-й доминирующий аккорд смещены на более слабую долюЧто толкает их на более слабую долю? Конечно, это заметки, сделанные на шаг выше!
И это наша полная каденциальная шесть-четыре ре мажорКак мы уже говорили ранее, идея этой формулы состоит в том, чтобы немного отсрочить завершение доминантного аккорда. Это вызывает тонкое гармоническое напряжение и расслабление.
Каденциал 6 4 в минорной тональности
Формула для каденциальной шесть-четыре в минорной тональности практически такая же. Просто убедитесь, что терция доминантного аккорда повышена на ступень (полутон). Причина этого в том, что приподнятая терция дает лучшее приближение к тонике, что очень важно в тональной музыке.
Вот два примера: один в ре минор, а другой в до минор.
Каденция Шесть-четыре ре минор:
Каденция Шесть-четыре ре минорКаденция Шесть-четыре до минор
Обратите внимание, как поднятие сплющенной ноты делает ее естественной (не диез):
Каденциальная шесть-четыре до минорПочему она называется каденциальной 6 4 – 5 3?
Как видите, термин «каденциальный шесть четыре» (также более известный как «каденциальный шесть четыре — пять три») состоит из двух частей: слова «каденциальный», за которым следуют числа. «Каденциальность» просто относится к тому факту, что эта гармоническая формула встречается в каденциях, то есть в конце музыкальных фраз.
Что касается чисел, то они пришли к нам из периода барокко, который длился с 1600 по 1750 год. Тогда существовала система, известная как фигурный бас, в которой композитор просто писал басовые ноты с некоторыми числа (цифры), а исполнитель (обычно клавишник) интерпретировал их и заполнял аккорды.
В фигурном басу исполнитель определяет, какие аккорды он должен сыграть, считая шаги от заданной басовой ноты. Например если басовая нота ми а фигурный бас 6:
Нота ми с фигурным басомОзначает, что аккорд состоит из ми плюс нота, стоящая на 6 шагов выше нее: до. 6 вверх от E (и заканчивая C).
Как только ноты E и C понятны, исполнитель должен заполнить аккорд по своему усмотрению. В этом случае у нас есть до-мажорный аккорд в первой инверсии (то есть до-мажорный аккорд с терцией в басу). На самом деле цифра 6 всегда подразумевает первый аккорд обращения.
Таким образом, одну ноту ми с цифрой 6 можно было сыграть примерно так:
Возможная интерпретация этого фигурного басаХотя определение аккордов таким способом поначалу было медленным процессом, тогдашние обученные музыканты могли это сделать. на первый взгляд и даже импровизировать на нем!
Почему 6 4 – 5 3?
Если басовая нота соль, а фигурный бас с ней 6 4, то считаем так же. Шесть над солью — это нота ми, а четыре над солью — нота до. Таким образом, аккорд — это до — ми — соль в 2 9.Инверсия 1952 nd (это означает, что 5 th аккорда является самой нижней нотой).
Цифры 6 и 4 обозначают расстояния нот от баса. Эти фигуры образуют аккорд во втором обращении.И точно так же, 5 над солью — нота ре, а 3 выше соль — нота си. Это завершает нашу формулу:
Цифры 5 и 3 также относятся к расстояниям нот от баса. Эти фигуры образуют аккорд в основной позиции.Итак, название «каденциальный 6 4 – 5 3» (или просто «каденциальный 6 4’) — это способ описания движения нот внутри формулы. 6 -й выше баса идет на ступеньку ниже (и таким образом становится 5 -м над тем самым басом) и в то же время 4 -й над басом идет вниз шаг за шагом, чтобы стать 3 rd выше того же баса:
В каденциальной шесть-четыре шестерка разрешается на пять, а четыре разрешается на три.Маркировка каденциальной шесть-четыре
Итак, как мы назовем каденциальную шесть-четыре?
Есть 2 противоречивых мнения о том, как каденциальный шесть-четыре должны быть помечены в гармоническом анализе, и оба имеют свои достоинства и недостатки. Первая из этих двух идей состоит в том, чтобы обозначить аккорд как второй. инверсионная тоника, за которой следует доминирующий аккорд в основной позиции:
Cadential six-four вариант маркировки 1На первый взгляд это кажется правильным. После всего, этот первый аккорд — это инверсионная тоника 2 nd , верно? Ну и проблема с этим то, что это вырывает аккорды из контекста. Он игнорирует тот факт, что хотя каденциальная шестерка-четверка состоит из 2-х аккордов, это все же одна гармоника формула.
Первый аккорд не работает сам по себе, потому что он украшение второго. Этот ярлык почти игнорирует это тонкое напряжение и выпуск, который производится задержкой завершения доминирующего аккорда.
Другие авторы предлагают решить этот вопрос состоит в том, чтобы пометить оба аккорда как V (что означает доминанта) и просто поставить «шесть-четыре» на 2 nd аккорд инверсии и «пять-три» на аккорде основной позиции.
Вариант маркировки Cadential six-four 2Проблема с этим вариантом заключается в том, что он может вводить в заблуждение. V6-4 предполагает, что доминирующий аккорд находится во второй инверсии, но это явно не так. Доминантный аккорд в каденциальной шестерке-четверке находится в корневой позиции.
Так что нам делать? Как мы должны обозначить каденциальную шесть-четыре?
Если вы готовитесь к экзамену, мой совет заключается в том, чтобы следовать требованиям этого экзамена. Не стоит терять баллы это. И если вы начинающий композитор, обучающийся в частном порядке или самостоятельно, вы можно просто выбрать один и придерживаться его. Пока вы понимаете, что такое каденция шесть-четыре, ты будешь в порядке.
Я лично обозначаю каденциальную шестерку-четыре с помощью большого символа V по всему периметру и I6-4 V5-3, написанным меньшим шрифтом под ним. Это сразу показывает мне, что функция этих аккордов — доминантная, но в то же время — каденциальная шесть-четыре. В некотором смысле он сочетает в себе два других распространенных варианта.
Каденциальная маркировка шесть-четыре, вариант 3 (объединение двух других)Если вам нравится этот метод, используйте его! Для меня это самая четкая маркировка. Теперь, когда мы разобрались с этим, давайте посмотрим на несколько красивых примеров каденциальной шестерки-четыре.
Примеры Cadential Six-Four
Начнем с нескольких популярных примеров. Вот каденция шесть-четыре во вступлении к песне Элтона Джона «До свидания, дорога из желтого кирпича». Фа мажор.
Elton John: Intro of Yellow Brick Road
Каденциальный аккорд шесть-четыре в песне Элтона Джона Goodbye Yellow Brick Road
Далее у нас есть пример ре мажор из композиции Элвиса Пресли Can’t Help Falling in Love. .
Каденциальный аккорд шесть-четыре в песне Элвиса Пресли «Не могу не влюбиться»Каденциальный аккорд шесть-четыре был популярной гармонической формулой в период обычной практики. Вы найдете множество примеров в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена и в музыке, которая пришла после них.
Пример из 2-й части первой фортепианной сонаты Бетховена. Формула используется дважды, но во второй раз она немного отличается.
Каденциальные шесть-четыре аккорда в Сонате для фортепиано № 1 Бетховена. 1, первая частьВот пример ля мажор из соч. Брамса. 46 нет. 2:
Каденциальная шесть-четыре у Брамса, «Magyarisch», соч. 46 нет. 2
Как мы уже говорили, формула точно так же работает и в минорных тональностях. Вот она ми минор из «Детских песенок» Чайковского , соч. 54. Обратите внимание, что 7-я ступень звукоряда (в данном случае нота D) заострена.
Две каденциальные шесть четвертей ми минор в соч. Чайковского. 54 нет. 5
Каденциальная шесть-четыре на тонике
Самая распространенная формула каденциальной шесть-четыре — это та, которую мы обсуждали, — мелодическое оформление доминирующего аккорда. Есть еще один каденциальный аккорд шесть-четыре, который не так популярен. Паттерн тот же, за исключением того, что вместо доминанты он встречается на тоническом аккорде.
Пример должен пояснить. На следующей диаграмме ниже у нас есть длинный тонический аккорд до мажор. Он в основной позиции и на сильной доле. Что, если мы украсим аккорд так же, как раньше делали с доминантой? Мы можем сместить терцию и квинту на ступень выше, чтобы закончить аккорд немного позже (с небольшим мелодическим украшением и небольшим напряжением и расслаблением).
Каденция шесть-четыре на тоническом аккордеКак видно из примера, получается каденция шесть-четыре на тонике с (как выглядит) 2 й инверсия субдоминантный аккорд, разрешающийся на тонику в основной позиции.
Обратите внимание, что те же правила, что и в более каденциальные шесть-четыре применяются:
- Основной аккорд находится в сильной доле;
- Основной аккорд в корневом положении и с удвоенным корнем;
- Третий и пятый смещены на более слабую долю на шаг выше;
- Разрешение пошагово понижается, чтобы завершить основной аккорд со всеми его компонентами: тоникой, терцией и квинтой.