Примеры сложение и вычитание в столбик для 2 класса: Контрольная работа 2 класс «Сложение и вычитание столбиком»

Урок математики во 2 классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №21»

Урок математики во 2 классе

«Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»

Учитель: Табарокишвили Н.И.

Курск, 2009

Основные цели:


  1. Познакомиться с письменными приемами сложения и вычитания.

  2. Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел: построение натурального ряда, их состава.

  3. Развивать умение решать текстовые задачи.

  4. Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

  5. Развивать организационные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя , находить и исправлять свои ошибки.

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний.


  1. «Яркий образ».

У: Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.

Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:

— Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет –мёртвая, я разомкну ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»

Да, действительно, всё в руках каждого их нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем уроке математики всё будет в ваших руках и у вас всё получится. Всё в ваших руках? (ответ учащихся)

2. Математический диктант.

— Запишите число, в котором 4д. и столько же единиц.

— Запишите число, в котором 1д., а единиц на 6 больше.

— Запишите число, которое на единицу меньше, чем число, в котором 2д.7ед.

— Запишите число, которое на единицу больше, чем число, в котором 7д.9ед.

— Запишите число, следующее при счете за числом, в котором 3д.4ед.

— Запишите число, предыдущее числу, в котором 5д.4ед.

— Запишите число, в котором 2ед., а десятков на 4 больше.

— Запишите число, в котором 7д.1ед.

П Р О В Е Р К А (Возьмите в руки карандаш красного цвета и проверьте свои результаты. Если ответ верный, то на полях ставьте «+», если есть ошибки, исправьте и на полях ставьте «-»).

У: Прочитайте полученный числовой ряд.

Можно ли эти числа объединить в 1 группу?

(двузначные числа; сумма цифр в записи двузначных чисел равна 8)

Найдите в этой группе «лишнее» число.

(44 – записано одинаковыми цифрами; 80 – число, оканчивающееся 0)

Ниже расположите данные числа в порядке возрастания.

Сравните свои записи с записью на доске. Оцените результаты.

У: Увеличьте каждое число на 2 единицы.

Сравните и оцените свои вычисления. Увеличьте каждое полученное число на 1д.

Сравните и оцените свои результаты. У вас получилось?

3.Отработка устных приёмов счета двузначных чисел.

(Группа детей получила индивидуальные карточки, а остальные работают с учителем: находят значения выражений с устным объяснением).

36 +42 51 +33 62 + 12 25 +24
67 – 32 47 – 21 77 – 43 94 – 63

85 – 20 97 – 30 55- 20 39 – 20
54 – 2 66 – 3 75 – 5 81 – 10

III. «Открытие» нового знания.


У: Прочитайте запись. Какое математическое действие будем выполнять?

Назовите 1 слагаемое. Что обозначает каждая цифра в записи?

Назовите 2 слагаемое. Что обозначает каждая цифра?

Чему равна сумма? Что обозначает каждая цифра в записи суммы?

Что нового в этой записи? Как нашли сумму?

(Дети читают алгоритм сложения в столбик).


У: Прочитайте запись. Какое математическое действие выполняли?

Что нового в записи данного примера на вычитание?

Как записали числа? Как отыскали разность?


(Дети знакомятся с алгоритмом вычитания двузначных чисел в столбик).

IV. Формулирование темы урока.

У: Проанализируйте задания, которые мы выполняли и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Дети формулируют тему урока).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

( гимнастика для глаз)

V. Первичное закрепление.

1. Работа с учебником (стр.77 №3).

(Такие же примеры записаны на доске, решаем с объяснением).

У: Прежде, чем перейти к решению примеров, давайте вспомним

алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.

(Дети ещё раз проговаривают алгоритм).

После решения примеров дети ещё раз повторяют алгоритм

сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.


  1. Решение уравнений.

Х- 24 =78

У: Прочитайте запись. Что это? Что значит решить уравнение?

(комментированное решение уравнения у доски).

Работа по вариантам

1 вариант 2 вариант


57-у=32 36+z=49
3.Решение задач.

(Детям предложены карточки 2-х уровней сложности).

3 уровень

А) Прочитайте задачу.

В аквариуме плавали красные и жёлтые рыбки. Красных рыбок было 24.

Сколько всего рыбок плавало в аквариуме, если красных рыбок было

на 2 больше, чем жёлтых?

Б) Дорисуй схему так, чтобы она соответствовала задаче:

_________________________________________________________


В) Запиши решение задачи:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________

2 уровень

а) Прочитай задачу.

На столе лежало 12 красных и 14 синих кубиков. Когда взяли несколько кубиков одного цвета, то на столе осталось 6 кубиков. Сколько кубиков взяли?

б) Используя схему, закончи решение разными способами:
1-й способ:

1)12 + 14=_______________________________________________________

2)______________________________________________________________ Ответ:___________________________________________________________
2-й способ:

1)12 – 6 =_______________________________________________________

2)______________________________________________________________Ответ:_____________________________________________________________
3-й способ:

1) 14-6=_________________________________________________________

2)______________________________________________________________Ответ:___________________________________________________________

1 уровень

Работа по учебнику стр.78 №5 (Б)

После чтения детям предлагается в помощь схема.

После предварительной подготовки дети самостоятельно записывают решение задачи.

VI. Итог урока.

У: Давайте вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали?

Как выполнить сложение двузначных чисел в столбик?

Как выполнить вычитание двузначных чисел в столбик?

VII. Домашнее задание.

У: А теперь посмотрите на эту бабочку.

У: Помните историю про мудреца? Что он сказал?


У: Вы согласны с ним? Я тоже. Всё сегодня было в ваших руках, и у вас всё получилось.

Скачать 5.69 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. 2-й класс

org/BreadcrumbList»> Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить со способом записи и решением примеров в столбик;
  • научить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик
  • продолжить работу по формированию вычислительных навыков,
  • развивать  умение применять полученные знания на практике, умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
  • развивать умение действовать активно на протяжении всего урока.

Задачи: 

  • узнать способ записи и решения примеров в столбик;
  • научиться складывать и вычитать в столбик;

Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Добрый день, добрый час!
Я очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!

В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, всё «валится из рук». Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой

Актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сложение и вычитание с переходом через разряд

Устный счет.
7 + 7 = … – 9 = … + 7 = … – 8 = … + 9 = … + 3 = … (7 + 7 = 14 – 9 = 5 + 7 = 12 – 8 = 4 +9  = 13 + 3 = 16)
– Что мы повторяли,  выполняя это задание? (таблицу до 20)
– Что можно сказать о получившемся числе? (двузначное, чётное, 1 дес. 6 ед., сегодняшнее число) Действительно сегодня 16 ноября.
– запишем в тетради дату, классная работа (написано на доске)
– На ум приходят строчки А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прекрасная пора.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

– О каком времени года говорится в этих строчках?
– Осень вам прислала последний подарок.
По классу разбросаны листья, поднимите тот листочек, который соответствует вашему настроению.
– Ребята, а у кого листочек оказался с сюрпризом? Давайте повесим эти листочки на доску.
На доске: 62, 36, 53, 76, 23, 56, 98.
– Какое задание вы можете предложить?
(расположить в порядке возрастания, убывания; представить в виде суммы разрядных слагаемых)
 – Выберите то задание, которое вам понравилось и выполните в тетради.
– Кто записывал числа в порядке возрастания? Прочитайте
– Кто  записывал числа в порядке убывания? Прочитайте
– Кто  записывал числа в виде суммы разрядных слагаемых? Прочитайте
– Оцените на полях напротив цветным кружочком
 – А я хочу вам предложить найти значение суммы 2 самых маленьких чисел. (один ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением) 23 + 36 = (20 + 3) + (30 + 6) = (20 + 30) + (3 + 6) = 50 + 9 = 59
– Найдем разность 2 самых больших чисел (второй ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением)
98 – 76 = (90 + 8) – (70 + 6) = (90 – 70) + (8 – 6) = 20 + 2 = 22
– Удобно ли так записывать решение?
– С какой проблемой сталкиваемся при решении выражений? (длинная запись)
– Итак, что нам нужно научиться делать? (учиться делать короткую запись)
– Послушайте и скажите, какое новое слово вы услышали?
Такая запись неудобна
Уж слишком много нам писать
А для удобства в математике придумали
Примеры  столбиком решать.
– Какое новое слово услышали?

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сложения и вычитания с переходом через разряд, создание ситуации для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Постановка учебной задачи
Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

Открытие новых знаний
Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм записи в столбик Методы: учебный диалог, моделирование

– Какова тема нашего урока? (на доску)
– Какие цели поставим перед собой?
(на доску)
(узнать способ записи и решения примеров в столбик;
научиться складывать и вычитать в столбик)
– Я хочу показать вам короткую запись
(учитель пишет 31 + 45 и 76 – 45 в столбик на интерактивной доске, дети в тетради)
– Сравните новую запись в столбик с записью в строчку?
– Какая из записей вам нравится больше?
– А кто догадался, почему мы так долго выполняли действия по цепочке?
– Я предлагаю вам поработать в группах, но сначала вспомним правила работы в группе.
– Вам надо  составить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел  в столбик
– Проверка групповой работы
Алгоритм.
1. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами
2. Складываю единицы, пишу ответ под единицами
3. Складываю десятки, пишу ответ под десятками
4. Читаю ответ
Оцените работу в группах (на оценочных листах)
– Давайте проверим, правильно ли мы составили алгоритм? с. 76 по учебнику
– Мы решили учебную задачу?
– Над какими умениями работали? (Составили алгоритм записи в столбик)
– Оцените работу класса (на шкале, напротив умения)
– Давайте наше открытие проверим в действии.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения записи в столбик.
Задачи:
– развитие умения выполнять действия в столбик;
– развивать умение работать в группе и самостоятельно

Закрепление учебного материала Цель: учиться выполнять действия в столбик

Откройте учебник с. 77 №3
Вычислить выражения в столбик с объяснением у доски
– Обратите внимание, где стоят знаки действий и чем заменён знак равно?
– Над каким умением работали? Как оценим работу класса?

 

Физминутка

Проводят дети

 

Закрепление учебного материала

– Какова тема урока?
– Какие цели ставили перед собой?
– Какое умение мы можем проверить?
Самостоятельная работа (записать и решить примеры в столбик) 4 примера
36 + 42                                                       24 + 35
53 + 6                                                         62 + 7
89 – 37                                                        97 – 53
68 – 5                                                          79 – 6
– Поменяйтесь работами и сверьте с образцом (на листочках).
Сверка с образцом  (I вариант)
36                53                      89                    68
42                  6                      37                      5
78                59                      52                    63

Критерии оценивания:
«5» – работа выполнена безошибочно
«4» – в работе допущена 1 ошибка
«3» – в работе допущено 2 ошибки
« – » – в работе допущено 3 и более ошибок

– Оцените работу товарища по критериям (отметкой на полях)

 

Рефлексия

– Какова тема урока?
– Какие цели ставили перед собой?
– Удалось ли нам достигнуть поставленных целей?
– Надо ли продолжать работу?
– Я предлагаю подвести итог урока, используя рефлексивный экран.
– А сейчас заполните листы самооценки
Окончен урок и выполнен план
– Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

 

Домашнее задание

1. Выучить алгоритм сложения и вычитания  с. 76
2. Правильно записать примеры в столбик и решить их
24 + 15                         57 – 24
43 + 36                         78 – 5
72 + 6                           69 – 48
3. Решить задачу № 5 (б) с. 77

 

Лист самооценки
Ф.И ученика_________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен
полезен
интересен

не понятен
бесполезен
скучен

Лист самооценки работы группы

Номер группы:

Оцени работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) Кто-то работал больше, кто-то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.

Сложение и вычитание чисел до 100 — Математика 2-го класса

Сложение чисел до 100

Сложение двух или более чисел называется сложением.

Использование формы столбца — это самый простой способ сложения большинства чисел.

С формой столбца , мы добавляем по одному столбцу за раз, начиная с единиц.

Затем добавьте цифры десятков.

Это наш ответ.

22 + 17 = 39

Отличная работа! 👏

Сложение с перегруппировкой

Если сумма цифр в одном столбце больше 9, вам необходимо перегруппировать , или « перенести 1 на »

Посмотрите:

7

2 16 = ?

Давайте запишем это в виде столбца:

Во-первых, добавьте числа в месте единиц.

6 + 7 = 13.

✅ Мы перегруппировываем 10 Единиц, образуя 1 Десятку. Добавляем его в разряд десятков.

Совет : его также называют с номером 1 .

Далее мы можем добавить десятки, включая перенос.

Какова сумма?

27 + 16 = 43

Отличная работа!

Вычитание чисел до 100

Отнятие части числа называется вычитанием.

Как и в случае сложения, используйте столбец формы для вычитания больших чисел! ✅ 

Давайте рассмотрим пример.

48 — 23 = ?

Сначала запишите это в виде столбца.

Вычитаем по одному столбцу, начиная с разряда Единицы .

48 — 23 = 25

Отличная работа! 👏

Вычитание с перегруппировкой

Давайте попробуем решить задачу посложнее.

91 — 47 = ?

Запишем это в виде столбца и начнем с вычитания единиц.

Но подождите! Не хватает Единиц в минусенде.

Что нам делать? 🤔

Мы перегруппируем 1 Десять в 10 Единиц, вот так:

Совет : это также называется « заимствование «.

Мы вычитаем 1 из десятков и прибавляем 10 к единицам.

Теперь мы можем вычесть каждый столбец.

Какая разница?

91 — 47 = 44

Очень хорошо! 👏

Теперь вы готовы к практике.

NumberNut.com: Арифметика: Вычитание: Заимствование

Числа и подсчет| Арифметика |Дроби и десятичные числа|Предварительная алгебра|Карта сайта

Вы помните идею о том, что будет иметь вдобавок ? Вы взяли лишнее значение из одного столбца и переместили его в следующий столбец. Заимствование или перегруппировка при вычитании переворачивает эту идею, так что вы берете значение из следующего столбца слева. Некоторые из вас услышат слово перегруппировка . Заимствование и перегруппировка — это одни и те же идеи, когда вы вычитаете. Иногда вам нужно немного больше, чтобы выполнить вычитание, поэтому вы используете количество из столбца слева.

При вычитании вы заимствуете, когда вычитаете одно число, которое больше другого (вычитаемое больше уменьшаемого).
35 — 2 не потребуется заимствование/перегруппировка.
32 — 5 будет использовать заимствование/перегруппировку, потому что в этом примере вы не можете вычесть 5 из 2.

Честно говоря, нам нравится слово «заимствовать», но вам нужно сказать то слово, которое хочет услышать ваш учитель.

Примеры:
4 — 2 = 2 (без заимствования/перегруппировки)
39 — 6 = 33 (без заимствования/перегруппировки)

32 — 5 = 27 (требуется заимствование/перегруппировка)
— или —

2  
3 2
— 5
27

Вы позаимствовали десятку из столбца десятков, чтобы сделать задачу в столбце единиц 12-5.

Когда ваша задача решена, вы заимствуете из столбца слева . Если вы вычитаете в столбце единиц и вам нужно заимствовать, посмотрите на столбец десятков. Если вы работаете на десятки, занимайте у сотен. Так продолжается. Посмотрите налево, когда вам нужно занять. Кроме того, вы заимствуете только «1», а затем уменьшаете значение числа на единицу. В приведенном выше примере вы заимствуете дополнительные десять (10) для решения задачи на вычитание. Вот разбивка.

Пример:
32 — 5 = ?
(1) Вычтите столбец единиц. Поскольку вы не можете вычесть 5 из 2, вам нужно заимствовать/перегруппировывать.
(2) Заимствуйте «1» из столбца десятков. «3» становится «2», потому что вы убрали одну группу из десяти.
(3) Увеличьте «2» до «12» и повторите попытку вычитания. 12 — 5 = 7
(4) Полное вычитание в столбце десятков. 2 — 0 = 2
Ответ: 32 — 5 = 27

Начнем с небольшого напоминания. Когда вы вычитаете, вы всегда будете двигаться влево. Всегда начинайте с наименьших значений. Если у вас есть пятизначное число, такое как 12 345, вы сначала начнете вычитать значения из столбца единиц. Затем вы перейдете к столбцам десятков, сотен, тысяч и десятков тысяч. Если бы речь шла о заимствовании/перегруппировке, вы бы взяли заимствованное значение и поместили его в столбец справа. Итак, если вы вычитали числа из столбца десятков и вам нужно было позаимствовать «1», вы бы удалили «1» из столбца сотен.

Проблема:

922
— 599
???

Шаги для решения:
• Начните со столбца единиц: 2-9 требуют перегруппировки. Заимствуйте единицу из столбца десятков.
• Теперь 12-9=3. Запишите три в колонке единиц своего ответа.
• Перейдите к столбцу десятков, и вы получите задачу 1-9 (это 1, потому что вы раньше брали взаймы). Вам снова нужна группировка, поэтому позаимствуйте столбец сотен.
• Сейчас 11-9=2. Напишите 2 в колонке десятков своего ответа.
• Наконец, столбец сотен. 8-5=3
Ответ:
323

Мы построили нашу разницу вот так… —3, потом -23, потом 323

922
— 599
?
1  
9 2 2
— 599
3
8 1  
92 2
— 599
2 3
81  
92 2
— 599
3 23

► СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА ПО АРИФМЕТИКЕ
► ВЕРНУТЬСЯ НА НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

► Или выполните поиск на сайтах.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *