Примеры по математике столбиком для 3 класса по математике сложение и вычитание: Тренажер, 3 класс. Сложение и вычитание столбиком worksheet

256 + 272, 637 – 273″

Математика, 3 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел: 256 + 272, 637 – 273»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;

2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;

3) тренировать способность к умению учиться;

4) тренировать умения анализировать и решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик по эталону (алгоритму), решать задачи изученных видов, выполнять задания творческого и поискового характера, анализировать и делать выводы, работать в группах

Демонстрационный материал: 1) приемы на сложение и вычитание двузначных чисел,

2) опорный сигнал обозначения трехзначных чисел, 3) эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, 4) алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик, 5) эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.

Раздаточный материал: 1) чистые листы А4 по количеству групп, 2) карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.)

На экране или доске:

− Вспомните и назовите ее жителей. (Прием сложения и вычитания двузначных чисел; прием сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; прием вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)

− А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живет еще один способ, который мы пока не знаем.)

− Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию. )

− А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трехзначными числами.)

− Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать какие числа? (Трехзначные.)

− А как вы узнаете новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)

− Как вы будете работать? (Самостоятельно.)

− Тогда пожелайте друг другу удачи − и в путь.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

На доске даны числа: 123, 456.

− Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.

− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трехзначных чисел.)

Учитель вешает его на доску.

С Д Е

− Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6. )

− Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.)

Учитель на доске дописывает число 789.

− В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)

− Посмотрите на числовые выражения:

34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61

− Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия, найти значения выражений…)

− Какие выражения будут в первой группе, во второй?

34 + 25 78 — 16

51 + 36 84 – 61

− Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.

− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.)

− Проговорите эталон.

Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.

− Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трехзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.)

− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие. )

− Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.)

Учитель открывает на доске выражение: 256 +272.

− Что нового вы увидели в этом задании? (Надо найти сумму трехзначных чисел.)

− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)

− Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.

− Стоп. Посмотрим результаты.

− Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трехзначные числа в столбик.)

− Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовались?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)

− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание выполняли?

− Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?

− Подошел ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)

− Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен. )

− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трехзначных чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трехзначных чисел.)

− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)

− Сформулируйте тему урока. (Сложение трехзначных чисел.)

− Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трехзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трехзначных чисел».

− Повторите еще раз, какой алгоритм вы будете уточнять?

− Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)

− Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трехзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. )

− Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)

− А затем? (Десятки.)

− А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.

− Составим план вашей дальнейшей работы.

− Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)

− Дальше что вы можете сделать? (Вычислить.)

− Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, − что вы должны сделать? (Составить эталон.)

На доске фиксируется план:

1. Записать выражение в столбик и вычислить.

2. Сформулировать недостающий шаг.

3. Составить опорный сигнал.

5. Реализация построенного проекта.

– Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.

На работу в группах отводится 3 минуты.

− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

− Ребята, скажите, а для вычитания трехзначных чисел подойдет составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошел и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?

Учитель на доске фиксирует эталон

− Решите пример на вычитание трехзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 637 – 273

Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях.

− А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.

Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.

−Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы все сделали правильно?

− Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)

− Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнить сложение или вычитание трехзначных чисел, можем обосновать свои действия.)

− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трехзначные числа.)

Алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел стр. 71-72

— Совпадает ли наш эталон с алгоритмами?

Физкультминутка.

− Если я называю трехзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете.

345; 126; 18; 20; 99; 5; 580; 724; 10;15; 640; 2.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трехзначных чисел. )

− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

Задание:

Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.

а)

б)

Решение:

а)

б)

– Прочитайте задание.

– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.

По одному с места с объяснением:

− Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.

− Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.

− Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)

№ 2, стр. 71-72 (по 1 выражению из каждого номера) – первое выражение объясняют ученики первого варианта, второе – ученики второго варианта.

456 +252 306 — 262

Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу:

+

306 456

262 252

84 708

Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют ее и исправляют.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)

– Выполните 3 (первый и четвертый примеры) на стр. 50.

690 +188 635 — 283

– Какой вид записи выберете? (В столбик.)

– Задание выполняйте в тетрадях.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон для самопроверки:

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

− При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)

Решите задачу.

«В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?»

− Прочитайте условие и первый вопрос задачи. Что известно и что надо узнать?

− Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)

− Каким действием?

− Выполните решение в тетради.

Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетрадях.

− Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.)

− Каким действием?

− Выполните решение в тетради.

Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях.

9. Самостоятельная работа.

Решите задачу.

«В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237машин. Сколько машин осталось в гараже?»

Для слабых учеников используется карточка-помощница.

305 + 142

осталось

уехали

?

237

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какой же новый способ живет в нашей стране? (Сложение и вычитание трехзначных чисел.)

− Как же складывают и вычитают трехзначные числа?

− Какие цели вы сегодня ставили?

− Достигли вы этих целей? Докажите.

− У кого остались затруднения по новой теме?

− Над чем еще вам надо будет поработать?

− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

− Докажите.

− Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки.

Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках.

Домашнее задание:

Учебник № 4 стр. 71; № 4 стр. 72

− Расскажите, а как вы будете выполнять свое домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

− Спасибо за урок!

Урок математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». 3-й класс

Урок математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». 3-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика, трехзначные числа


Цели:

  • Закрепить нумерацию трёхзначных чисел, устные вычислительные приёмы сложения и вычитания;
  • Способствовать закреплению умения решать примеры на сложение и вычитание «в столбик», с переходом через разряд;
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь;
  • Формировать способность к применению полученных знаний на практике при решении уравнений и задач; способность к анализу собственных ошибок;
  • Способствовать воспитанию навыка объективной оценки своей работы на уроке, умению принимать решение и отстаивать его при работе в группе.

Методы: самостоятельной работы, стимулирования и мотивации интереса к учению (по Ю.К.Бабанскому).

Тип урока: практическое применение знаний, умений.

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (вопросы, побуждение, обращение).

Оборудование:

у учителя:

  • образцы правильного решения заданий для проверки;
  • образец записи трёхзначного числа карточка-алгоритм решения примеров индивидуальные карточки для обучающихся.

у обучающихся:

  • тетрадь,
  • маркерная доска,
  • таблички для фиксации ошибок

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Ошибка — это не пустяк
Её исправить каждый рад!
Давай, дружок, смелее в бой!
С ошибкой справимся любой!

— Как вы думаете, как связан сегодняшний урок с записанным на доске стихотворением?
— Вы допускаете ошибки?
— Какие ошибки Вы допускали на предыдущих уроках? Можем ли мы продвигаться дальше, если ещё допускаем ошибки в работе?
— Как Вы считаете стоит ли нам побороться с ошибками?
— По какой теме мы будем отрабатывать ошибки? (сложение и вычитание трёхзначных чисел)
— Тогда смелее в бой с ошибками! А отслеживать ошибки нам помогут наши таблички, на которых выстроен план урока.

№ задания

Шаги алгоритма

Другие ошибки

1

2

3

4

ТЕСТ

Чистописание

1 пример

2 пример

Уравнение

ЗАДАЧА

1) действие

2) действие

3) действие

— Аналогично разбираем другой пример.
— Мы видим, ребята, что ошибки у нас ещё встречаются, и очень хорошо, что мы можем их находить. В течение урока мы будем стараться отрабатывать их в разных заданиях.

3. Построение проекта выхода из затруднения

— А сейчас мы применим наш алгоритм при решении уравнений. (Уравнения по уровням: справа на доске для…………. (1 уровня), слева для … . (2 уровень)).

— Обсуждение:
— Что было неизвестно?
Самопроверка
— Кто допустил ошибки при решении в вычислениях.
— Есть ли вопросы по решению уравнения?
Зафиксируем результат в наших табличках

На маркерных досках решают ученик из 1 уровня и ученик из 2 уровня, проверка решения у доски.

Физминутка

Сейчас вы поработаете в группах, каждой группе будет предложена задача, в решении которой необходимо будет применение наших алгоритмов. На маркерной доске чертите схему, обсуждаете решение, затем каждый решает сам, сверяете ответ и зажигаете звёздочку, затем я даю образец решения, вы проверяете и фиксируете в табличках свои успехи.

Обсуждение построения схемы, решения задачи.

4. Обобщение затруднения во внешней речи

— Какое задание оказалось для вас самым трудным?
— Какие ошибки были самыми распространёнными?
— Что необходимо помнить, чтобы не допускать появления ошибок? (быть более внимательными…)

Рефлексия

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Посмотрите в каком задании, на каком шаге у вас было больше всего ошибок и исходя из этого выберете себе задание, (у учителя карточки с разными видами заданий — примеры на сложение, вычитание, уравнения, задачи)

Дети самостоятельно решают затем самопроверка по образцу

Рефлексия деятельности

— Какие операции мы выполняли с трёхзначными числами?
— Какие ошибки допускали?
— Кому удалось победить ошибки?
— Каждый из вас пусть подумает, может ли он двигаться дальше.
— Как оцениваете свою работу сегодня на уроке, зафиксируйте в тетрадях и дневниках.
— Таблички вложите в тетрадочку мне очень интересно посмотреть как вы находили ошибки и учились их побеждать!

Самооценка

Сложение и вычитание в 3-м классе (7–8 лет)

 

В 3-м классе ваш ребенок будет использовать ряд стратегий для решения задач на сложение и вычитание. Они должны быть в состоянии объяснить, как они решили проблемы, особенно при использовании ментальной арифметики.

Ключевые слова в этом разделе – коммутативный, разностный и разрядный.

Чему научится ваш ребенок

Взгляните на требования Национальной учебной программы к сложению и вычитанию в 3-м классе (7–8 лет):

Складывать и вычитать числа в уме

Вашему ребенку нужно будет вычислять в уме суммы, включающие:

    • трехзначное число и единицы (например, 234 +/– 7)
    • трехзначное число и десятки (например, 534 +/– 20)
    • трехзначное число и сотни (например, 635 +/– 300)

Их научат множеству способов сделать это. Хорошо использовать несколько стратегий для проверки ответов.

Сложение и вычитание чисел, содержащих до трех цифр

Ваш ребенок будет решать задачи с помощью различных методов, таких как использование объектов (например, фишек, соломинок и фруктов), изображений (например, числовых линий, сеток и массивов) и символов («+», «–», и ‘=’).

Ваш ребенок также научится использовать формальные письменные методы, такие как сложение столбцов и вычитание столбцов.

Оценивать ответы на вычисления и использовать обратные операции для проверки ответов

Ожидается, что ваш ребенок оценит ответы на задачи на сложение и вычитание, прежде чем точно даст ответы. Они могут сделать это, округлив числа перед расчетом. Например:

Оценка 5,73 фунта стерлингов + 13,12 фунта стерлингов + 2,14 фунта стерлингов = ?

Округлив до ближайшего фунта стерлингов, получим сумму 6 фунтов стерлингов + 13 фунтов стерлингов + 2 фунта стерлингов = 21 фунт стерлингов.

Итак, когда мы точно вычислим ответ, мы можем исключить, что ответ будет около 21 фунта стерлингов. Если это не так, мы знаем, что что-то, вероятно, пошло не так с нашими расчетами.

Ваш ребенок также будет использовать свое понимание того факта, что сложение и вычитание являются обратными операциями , чтобы проверить точность своих ответов. Например, если они вычислили 242 + 452 = 694, они могли бы проверить ответ, вычислив, что 694 – 242 = 452.

Решайте сложные задачи, используя числовые факты и разрядное значение

Теперь ваш ребенок должен знать несколько различных способов решения задач на сложение и вычитание. К ним относятся использование позиционного значения, числовых фактов, разбиение на разделы и диаграммы. Они должны будут иметь возможность выбрать метод решения задачи и проверить свой ответ, используя другой метод.

Ваш ребенок должен уметь объяснить, как он решил задачу и почему выбрал тот или иной метод. Использование изображений и символов может быть хорошим способом объяснить ход ваших мыслей.

Как помочь дома

Существует множество простых и быстрых способов помочь ребенку научиться складывать и вычитать. Вот лишь несколько повседневных идей, которые помогут вашему ребенку в обучении:

 

1. Используйте язык сложения и вычитания

Использование правильного математического словаря приучит вашего ребенка к разбору текстовых задач и познакомит его с виды слов, которые они услышат в школе.

Попробуйте использовать математический язык, например  добавить , вместе , еще , плюс , итого ,   и суммировать при сложении. Когда ваш ребенок найдет ответ на вычисление сложения, предложите ему использовать слово в сумме или в сумме . Если они говорят о том, что можно складывать числа в любом порядке и получать один и тот же ответ, предложите им использовать слово , коммутативное .

Существует также много математической лексики, связанной с вычитанием. Когда ваш ребенок скажет вам ответ на вычисление вычитания, предложите ему называть это 9.0067 разница . Например, «7 — 3 = 4» можно прочитать как «разница между 7 и 3 равна 4». Они также должны попытаться использовать язык убрать , вычесть , минус , минус , меньше и так далее.

Попробуйте написать символы сложения и вычитания («+» и «–») вместе с соответствующими словами на карточках (например, добавить , вместе , еще , плюс , итого , суммировать , отнять , вычесть , минус , минус , и меньше) . Помогите ребенку связать слова с правильным символом. При необходимости помогите им прочитать некоторые слова.

 

2. Попробуйте считать в уме

Для вашего ребенка важно развивать навыки счета в уме. Это полезно в повседневной жизни, особенно когда технологии (и бумага) могут быть недоступны или неуместны, например, когда вы делаете покупки.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *