256 + 272, 637 – 273″
Математика, 3 класс
Тема урока: «Сложение и вычитание трехзначных чисел: 256 + 272, 637 – 273»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;
2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;
3) тренировать способность к умению учиться;
4) тренировать умения анализировать и решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик по эталону (алгоритму), решать задачи изученных видов, выполнять задания творческого и поискового характера, анализировать и делать выводы, работать в группах
Демонстрационный материал: 1) приемы на сложение и вычитание двузначных чисел,
2) опорный сигнал обозначения трехзначных чисел, 3) эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, 4) алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик, 5) эталон сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.
Раздаточный материал: 1) чистые листы А4 по количеству групп, 2) карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.)
На экране или доске:
− Вспомните и назовите ее жителей. (Прием сложения и вычитания двузначных чисел; прием сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; прием вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)
− А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живет еще один способ, который мы пока не знаем.)
− Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию. )
− А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трехзначными числами.)
− Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать какие числа? (Трехзначные.)
− А как вы узнаете новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)
− Как вы будете работать? (Самостоятельно.)
− Тогда пожелайте друг другу удачи − и в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
На доске даны числа: 123, 456.
− Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.
− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трехзначных чисел.)
Учитель вешает его на доску.
С Д Е
− Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6. )
− Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.)
Учитель на доске дописывает число 789.
− В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)
− Посмотрите на числовые выражения:
34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61
− Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия, найти значения выражений…)
− Какие выражения будут в первой группе, во второй?
34 + 25 78 — 16
51 + 36 84 – 61
− Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.
− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.)
− Проговорите эталон.
Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.
− Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трехзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.)
− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие. )
− Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.)
Учитель открывает на доске выражение: 256 +272.
− Что нового вы увидели в этом задании? (Надо найти сумму трехзначных чисел.)
− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)
− Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.
− Стоп. Посмотрим результаты.
− Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трехзначные числа в столбик.)
− Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовались?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)
− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание выполняли?
− Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?
− Подошел ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)
− Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен. )
− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трехзначных чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)
− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трехзначных чисел.)
− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)
− Сформулируйте тему урока. (Сложение трехзначных чисел.)
− Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трехзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
− Повторите еще раз, какой алгоритм вы будете уточнять?
− Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)
− Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трехзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. )
− Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)
− А затем? (Десятки.)
− А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.
− Составим план вашей дальнейшей работы.
− Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)
− Дальше что вы можете сделать? (Вычислить.)
− Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, − что вы должны сделать? (Составить эталон.)
На доске фиксируется план:
1. Записать выражение в столбик и вычислить.
2. Сформулировать недостающий шаг.
3. Составить опорный сигнал.
5. Реализация построенного проекта.
– Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.
На работу в группах отводится 3 минуты.
− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
У доски отвечают по одному представителю от группы.
− Ребята, скажите, а для вычитания трехзначных чисел подойдет составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошел и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?
Учитель на доске фиксирует эталон
− Решите пример на вычитание трехзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 637 – 273
Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях.
− А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел.
Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.
−Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы все сделали правильно?
− Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)
− Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнить сложение или вычитание трехзначных чисел, можем обосновать свои действия.)
− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трехзначные числа.)
Алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел стр. 71-72
— Совпадает ли наш эталон с алгоритмами?
Физкультминутка.
− Если я называю трехзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете.
345; 126; 18; 20; 99; 5; 580; 724; 10;15; 640; 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)
− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трехзначных чисел. )
− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)
Задание:
Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.
а)
б)
Решение:
а)
б)
– Прочитайте задание.
– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.
По одному с места с объяснением:
− Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.
− Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.
− Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)
№ 2, стр. 71-72 (по 1 выражению из каждого номера) – первое выражение объясняют ученики первого варианта, второе – ученики второго варианта.
456 +252 306 — 262
Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу:
+
−
306 456
262 252
84 708
Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют ее и исправляют.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)
− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)
– Выполните № 3 (первый и четвертый примеры) на стр. 50.
690 +188 635 — 283
– Какой вид записи выберете? (В столбик.)
– Задание выполняйте в тетрадях.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон для самопроверки:
– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
− При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)
− Решите задачу.
«В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?»
− Прочитайте условие и первый вопрос задачи. Что известно и что надо узнать?
− Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)
− Каким действием?
− Выполните решение в тетради.
Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетрадях.
− Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.)
− Каким действием?
− Выполните решение в тетради.
Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях.
9. Самостоятельная работа.
Решите задачу.
«В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237машин. Сколько машин осталось в гараже?»
Для слабых учеников используется карточка-помощница.
305 + 142
осталось
уехали
?
237
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какой же новый способ живет в нашей стране? (Сложение и вычитание трехзначных чисел.)
− Как же складывают и вычитают трехзначные числа?
− Какие цели вы сегодня ставили?
− Достигли вы этих целей? Докажите.
− У кого остались затруднения по новой теме?
− Над чем еще вам надо будет поработать?
− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
− Докажите.
− Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки.
Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках.
Домашнее задание:
Учебник № 4 стр. 71; № 4 стр. 72
− Расскажите, а как вы будете выполнять свое домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
− Спасибо за урок!
Урок математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». 3-й класс
Урок математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». 3-й класс- Солодько Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Математика, Начальная школа
Класс: 3
Ключевые слова: математика, трехзначные числа
Цели:
- Закрепить нумерацию трёхзначных чисел, устные вычислительные приёмы сложения и вычитания;
- Способствовать закреплению умения решать примеры на сложение и вычитание «в столбик», с переходом через разряд;
- Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь;
- Формировать способность к применению полученных знаний на практике при решении уравнений и задач; способность к анализу собственных ошибок;
- Способствовать воспитанию навыка объективной оценки своей работы на уроке, умению принимать решение и отстаивать его при работе в группе.
Методы: самостоятельной работы, стимулирования и мотивации интереса к учению (по Ю.К.Бабанскому).
Тип урока: практическое применение знаний, умений.
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (вопросы, побуждение, обращение).Оборудование:
у учителя:
- образцы правильного решения заданий для проверки;
- образец записи трёхзначного числа карточка-алгоритм решения примеров индивидуальные карточки для обучающихся.
у обучающихся:
- тетрадь,
- маркерная доска,
- таблички для фиксации ошибок
Этапы урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Ошибка — это не пустяк — Как вы думаете, как связан сегодняшний урок с записанным на доске стихотворением?
— Аналогично разбираем другой пример. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Построение проекта выхода из затруднения | — А сейчас мы применим наш алгоритм при решении уравнений. (Уравнения по уровням: справа на доске для…………. (1 уровня), слева для … . (2 уровень)). — Что было неизвестно? Самопроверка — Кто допустил ошибки при решении в вычислениях. — Есть ли вопросы по решению уравнения? Зафиксируем результат в наших табличках | На маркерных досках решают ученик из 1 уровня и ученик из 2 уровня, проверка решения у доски. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сейчас вы поработаете в группах, каждой группе будет предложена задача, в решении которой необходимо будет применение наших алгоритмов. На маркерной доске чертите схему, обсуждаете решение, затем каждый решает сам, сверяете ответ и зажигаете звёздочку, затем я даю образец решения, вы проверяете и фиксируете в табличках свои успехи. | Обсуждение построения схемы, решения задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Обобщение затруднения во внешней речи | — Какое задание оказалось для вас самым трудным? | Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Посмотрите в каком задании, на каком шаге у вас было больше всего ошибок и исходя из этого выберете себе задание, (у учителя карточки с разными видами заданий — примеры на сложение, вычитание, уравнения, задачи) | Дети самостоятельно решают затем самопроверка по образцу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | — Какие операции мы выполняли с трёхзначными числами? | Самооценка |
Сложение и вычитание в 3-м классе (7–8 лет)
В 3-м классе ваш ребенок будет использовать ряд стратегий для решения задач на сложение и вычитание. Они должны быть в состоянии объяснить, как они решили проблемы, особенно при использовании ментальной арифметики.
Ключевые слова в этом разделе – коммутативный, разностный и разрядный.
Чему научится ваш ребенок
Взгляните на требования Национальной учебной программы к сложению и вычитанию в 3-м классе (7–8 лет):
Складывать и вычитать числа в уме
Вашему ребенку нужно будет вычислять в уме суммы, включающие:
- трехзначное число и единицы (например, 234 +/– 7)
- трехзначное число и десятки (например, 534 +/– 20)
- трехзначное число и сотни (например, 635 +/– 300)
Их научат множеству способов сделать это. Хорошо использовать несколько стратегий для проверки ответов.
Сложение и вычитание чисел, содержащих до трех цифр
Ваш ребенок будет решать задачи с помощью различных методов, таких как использование объектов (например, фишек, соломинок и фруктов), изображений (например, числовых линий, сеток и массивов) и символов («+», «–», и ‘=’).
Ваш ребенок также научится использовать формальные письменные методы, такие как сложение столбцов и вычитание столбцов.
Оценивать ответы на вычисления и использовать обратные операции для проверки ответов
Ожидается, что ваш ребенок оценит ответы на задачи на сложение и вычитание, прежде чем точно даст ответы. Они могут сделать это, округлив числа перед расчетом. Например:
Оценка 5,73 фунта стерлингов + 13,12 фунта стерлингов + 2,14 фунта стерлингов = ?
Округлив до ближайшего фунта стерлингов, получим сумму 6 фунтов стерлингов + 13 фунтов стерлингов + 2 фунта стерлингов = 21 фунт стерлингов.
Итак, когда мы точно вычислим ответ, мы можем исключить, что ответ будет около 21 фунта стерлингов. Если это не так, мы знаем, что что-то, вероятно, пошло не так с нашими расчетами.
Ваш ребенок также будет использовать свое понимание того факта, что сложение и вычитание являются обратными операциями , чтобы проверить точность своих ответов. Например, если они вычислили 242 + 452 = 694, они могли бы проверить ответ, вычислив, что 694 – 242 = 452.
Решайте сложные задачи, используя числовые факты и разрядное значение
Теперь ваш ребенок должен знать несколько различных способов решения задач на сложение и вычитание. К ним относятся использование позиционного значения, числовых фактов, разбиение на разделы и диаграммы. Они должны будут иметь возможность выбрать метод решения задачи и проверить свой ответ, используя другой метод.
Ваш ребенок должен уметь объяснить, как он решил задачу и почему выбрал тот или иной метод. Использование изображений и символов может быть хорошим способом объяснить ход ваших мыслей.
Как помочь дома
Существует множество простых и быстрых способов помочь ребенку научиться складывать и вычитать. Вот лишь несколько повседневных идей, которые помогут вашему ребенку в обучении:
1. Используйте язык сложения и вычитания
Использование правильного математического словаря приучит вашего ребенка к разбору текстовых задач и познакомит его с виды слов, которые они услышат в школе.
Попробуйте использовать математический язык, например добавить , вместе , еще , плюс , итого , и суммировать при сложении. Когда ваш ребенок найдет ответ на вычисление сложения, предложите ему использовать слово в сумме или в сумме . Если они говорят о том, что можно складывать числа в любом порядке и получать один и тот же ответ, предложите им использовать слово , коммутативное .
Существует также много математической лексики, связанной с вычитанием. Когда ваш ребенок скажет вам ответ на вычисление вычитания, предложите ему называть это 9.0067 разница . Например, «7 — 3 = 4» можно прочитать как «разница между 7 и 3 равна 4». Они также должны попытаться использовать язык убрать , вычесть , минус , минус , меньше и так далее.
Попробуйте написать символы сложения и вычитания («+» и «–») вместе с соответствующими словами на карточках (например, добавить , вместе , еще , плюс , итого , суммировать , отнять , вычесть , минус , минус , и меньше) . Помогите ребенку связать слова с правильным символом. При необходимости помогите им прочитать некоторые слова.
2. Попробуйте считать в уме
Для вашего ребенка важно развивать навыки счета в уме. Это полезно в повседневной жизни, особенно когда технологии (и бумага) могут быть недоступны или неуместны, например, когда вы делаете покупки.