Сложноподчиненные ⭐ предложения с придаточными частями в составе: их типы, отличия, пунктуация
Придаточная часть сложноподчиненного предложения
Состав сложноподчиненного предложения (СПП) представлен двумя частями: главной и зависимой. Основной отличительной чертой СПП является отсутствие равноправия между его частями, именуемыми также «предложениями». Это проявляется в возможности задать вопрос от одного предложения к другому. Главным называется предложение, от которого задается вопрос, а придаточным — к которому задается вопрос. Соединяются части сложноподчиненного предложения союзами или союзными словами.
Задаваемый от одной части к другой вопрос говорит о смысловой связи. Что касается грамматической, то она характерна для СПП только в тех случаях, когда придаточная часть поясняет не все главное предложение, а какое-либо его слово: «В парке, который нравился всем, цветов не было».
Придаточная часть «который нравился всем» относится к слову «парк» и присоединяется к главному с помощью союзного слова «который». С точки зрения грамматики, союзное слово имеет ту же грамматическую форму, что и «парк». Это единственное число, мужской род, предложный падеж. Таким образом, зависимое предложение полностью подчинено главному не только по смыслу, но и синтаксически. Смысловая связь расписана выше, а синтаксическая объясняется назначением придаточного предложения.
Понятие и назначение
Придаточное предложение нужно, чтобы уточнить или расширить информацию, представленную в главной части. При этом нельзя забывать, что придаточной частью может быть пояснено как главное предложение полностью, так и отдельно взятое его слово или словосочетание. Сравните: «Мы заехали в деревню, где прошло мое детство» и «Ее друг был один из тех, который не привык бояться трудностей».
В первом случае придаточной частью пояснено слово «деревня»: деревня (какая?), где прошло детство.
Во втором случае поясняется часть «друг из тех»: друг из тех (каких?), которые не боятся трудностей.
В предложении «Если мама уходила на работу, дома становилось одиноко» поясняется главная часть полностью.
Примечание 1Бывают случаи, когда поясняется, например, обращение. А оно, не являясь членом предложения, стоит в нем обособленно: «Воспрянь, товарищ, потерявший веру в себя».
В отдельных случаях одна придаточная часть может относиться к двум главным: «Стало светать и петухи всюду надрывались, когда Потап вернулся с работы». Здесь можно заметить два простых предложения: «Стало светать» и «Петухи всюду надрывались». Фраза «когда Потап вернулся с работы» относится к каждому из них. Между простыми предложениями не ставится запятая, так как они имеют общую для них часть.
Каждая придаточная часть вносит в синтаксическую конструкцию свой оттенок значения. Исходя из этого, сложноподчиненные предложения разделены на типы. Главным для определения разновидности является задаваемый от главной части вопрос.
Типы придаточных частей
Каждый имеющийся в русском языке вопрос закреплен за отдельным членом предложения. Это может быть определение, обстоятельство, дополнение и прочее. На этом и построено деление придаточных частей на типы.
Всего выделяют 4 группы: определительные, обстоятельственные, изъяснительные, присоединительные.
Обстоятельственные делятся на:
- места;
- времени;
- причины;
- цели;
- образа действия;
- условия;
- уступки;
- сравнения;
- меры и степени;
- следствия.
Если от главной части задаются вопросы «какой?», «какая?», «чей?» и другие, то придаточное будет определительным.
Эта разновидность так же, как и определение, зависит от существительного и отвечает на вопросы «какой?», «какие?», «чей?» и прочие.
Поскольку мы имеем дело с СПП, то существительное в обязательном порядке должно находиться в главном предложении. Что касается расположения придаточного определительного, то оно всегда находится за словом, к которому относится.
В качестве средств связи выступают только союзные слова «что», «кто», «где», «когда», «откуда», «который» и другие.
Союзы для данного типа не характерны, а указательные слова «тот», «этот» и другие могут быть.
В случаях, когда задаются вопросы дополнения, речь идет о придаточных изъяснительных.
Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей, и они поясняют информацию, содержащуюся в главной части. По этой причине им тоже не свойственно положение до главной части, где ими разъясняется смысл существительных, прилагательных или наречий.
Здесь в качестве средств связи могут использоваться как союзные слова, так и союзы, которые в отдельных случаях позволяют отличить изъяснительное от определительного: «В голову пришла мысль, будто все старания напрасны».
В приведенном примере от главной части хочется задать вопрос «какая?» (мысль пришла в голову), что говорит о наличии определительной части. Но союзы не характерны для предложений с придаточным определительным, поэтому правильнее будет сказать: мысль пришла в голову «о чем?». Следовательно, здесь придаточное изъяснительное.
Если речь будет идти о вопросах обстоятельства «где?», «куда?», «как?» и других, то придаточная часть по аналогии будет считаться обстоятельственной. В данном случае переносятся на нее также и разряды обстоятельства, то есть выделяют придаточные места, времени, причины, цели, образа действия и так далее.
- Придаточное времени указывает на время действия, отмеченного в главной части и отвечает на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?». Расположение зависимой части может быть разным, а в качестве средств связи используются только союзы «когда», «пока» и прочие: «Мы выехали в то время, когда в природе все еще было подвластно сну».
- Придаточное места указывает на место происходящих в первой части событий: «Альпинисты добрались туда, где еще не ступала нога человека». Расположение может быть разным, а в качестве средств связи используются союзные слова «оттуда», «туда» и прочие. Расположение зависимой части, которая отвечает на вопросы «где?», «куда?» и другие, может быть разным.
- Придаточное причины объясняют, по какой причине произошло то или иное действие. В связи с этим отвечают на вопросы «отчего?», «почему?», «по какой причине?». Могут находиться в начале предложения, в конце или в середине. Для соединения используются союзы «так как», «потому что», «поскольку» и так далее: «Благодаря тому что Ирина всегда выполняла домашнее задание, экзамен она сдала на отлично».
- Придаточное следствия является итогом следствия, представленного в главной части: «Зимой рано темнеет, так что мама ограничила прогулки до 16». Для рассматриваемой разновидности характерны вопросы «вследствие чего?», «что из этого следует?». Этому типу свойственно расположение только за главной частью. В качестве соединения используется союз «так что».
СПП с придаточным следствия часто путают с придаточным причины. Во избежание этого следует учитывать факт, что для главного предложения не свойственно наличие указательного слова «так», а для придаточной — союзов «что» и «поэтому».
- Придаточное условия отражает условие, при котором допустимо совершение действия, и отвечает на вопрос «при каком условии?». Упомянутая разновидность может располагаться где угодно, а для связи используются союзы «если», «когда», «если… то», «раз… так» и другие: «Если не хочешь болеть, закаляйся». Разновидность может находиться в любой части предложения.
- Придаточное цели раскрывает цель, с которой совершалось действие, представленное в главной части и отвечает на вопросы «зачем?», «для чего?», и прочие. Для соединения используются союзы «чтобы», «для того чтобы»: «Чтобы зубы не болели, надо за ними ухаживать». Расположение данного типа не ограничено одним местом.
- Придаточное уступки отражает условие, вопреки которому события все-таки осуществляются: «Несмотря на дождь, экскурсия состоялась». В данном случае к придаточной части задаются вопросы «вопреки чему?», «несмотря на что?». В качестве средства связи используются союзы «несмотря на то что», «пусть», а также союзные слова «как», «сколько».
- Придаточное сравнения ориентировано на сравнение: «Кот при виде хозяина так менялся, будто всегда был ласковым». Местоположение зависимой части может быть любым, для ее дифференциации задаются вопросы «как?», «подобно чему?». В главной части допускается использование указательного слова, а в качестве средства соединения употребляются союзы «как», «словно», «будто» и другие.
- Придаточные меры и образа действия отражают, в какой мере, степени или как выполнено действие: «Мы поймали столько рыбы, что мама, увидев это, ахнула». Для упомянутого типа характерен вопрос «сколько», присоединяется часть к главному с помощью союзов. В качестве указательного слова используется «столько». В отдельных случаях данная разновидность отражает, как протекало действие: «Море так штормило, что волны сносили все на своем пути».
Особую группу, не ориентированную на члены предложения, составляют придаточные присоединительные, которые преимущественно относятся ко всему главному и сообщают добавочную информацию. Вопрос к ним подобрать достаточно сложно, но в большинстве случаев подходит «каков вывод из этого?». В качестве средств присоединения употребляются союзные слова «что», «куда», «где», «как» и другие: «Полжизни он провел в деревне, что сыграло с ним злую шутку».
Тип придаточного объясняет многие синтаксические моменты. От него в какой-то степени зависит расстановка знаков препинания. По этой причине игнорировать данный момент нельзя. К тому же определение разновидности зависимой части сложностей не вызывает.
Как определить придаточную часть в сложноподчиненном предложении
Выше было отмечено, что вид придаточного предложения определяется по задаваемому к нему вопросу. Но прежде, чем приступить к его формулировке, нужно найти главное предложение и определить его положение по отношению к зависимой части:
- Придаточное может находиться за главным: «Мы купили энциклопедию, которая была незаменимым помощником в школе».
- Не редки случаи, когда придаточное располагается перед главным: «Чтобы добиться успеха, нужно много работать».
- Придаточная часть находится внутри главного и разрывает его на две половины: «Кукла, о которой мечтала моя сестра, оказалась редкостью».
Распознать главную и зависимую часть часто помогает указательное слово. В качестве него выступают указательные местоимения: ТО, ТАМ, ТЕ и другие. Эти слова находятся в главном предложении и в обязательном порядке предполагают пояснения: «Альпинисты забрались на ТУ скалу, которая виднелась издалека».
Как только границы частей сложноподчиненного предложения будут обозначены, можно приступать к формулировке вопроса, обращая при этом внимание на значение.
Чаще всего вопрос задается от всей главной части или от существительного, а также местоимения. Но нередки случаи, когда его можно задать и от глагола: «Дети бежали, будто собаки их преследовали».
Реже вопрос задать не получается, несмотря на все имеющиеся признаки сложноподчиненной конструкции. Это является признаком придаточного присоединительного: «Ей нужно было выполнить заказ в срок, отчего она нервничала».
После рекомендуется обратить внимание на способ соединения частей: союзы или союзные слова. В некоторых случаях это имеет значимую роль. Когда структура сложноподчиненного предложения станет очевидной, можно приступать к определению типа зависимой части.
Вникнуть в структуру сложноподчиненных конструкций иногда помогает составление схем.
Как составить схему сложноподчиненного предложения с придаточными
Для понимания особенностей СПП главная часть всегда обозначается квадратными скобками [ ], а зависимая — круглыми ( ). И в первом случае, и во втором в скобках всегда отмечается грамматическая основа и при наличии — способ осложнения. Это могут быть обособленные члены, вводные слова, обращение.
Расположение квадратных и круглых скобок по отношению друг к другу должно полностью соответствовать предложению, к которому составляется схема.
Если придаточная часть располагается перед главным, то круглые скобки должны быть перед квадратными и наоборот.
Если придаточная часть находится внутри главной, то и круглые скобки должны быть внутри квадратных. Например, в предложении «Гроза, которая началась еще утром, видимо, прекращаться не собиралась» придаточная часть находится внутри главного. Главное предложение здесь осложнено вводным словом «видимо». Все эти моменты должны быть отображены в схеме: [_, (которая ̳ ), вв. сл., ̳ ].
Союзы и союзные слова всегда должны находиться в круглых скобках, потому что они являются составляющей придаточной части. Исключением являются двойные союзы, к примеру, ЕСЛИ …ТО. Первая его часть находится в главном предложении, а вторая — во втором: «Если любишь природу, то позаботься о ее сохранности». Схема в данном случае будет соответствующей: [Если ̳], (то ̳).
В схемах главных предложений отмечаются также указательные слова. Рассмотрим, например, предложение: «Я люблю читать те книги, которые мотивируют». Его схема будет следующей: [_ ̳ те …], (которые ̳ ).
Примечание 2Расстановка запятых в схемах должна полностью отражать пунктуацию предложения. При этом надо учитывать, что бывают СПП с несколькими придаточными. Здесь нельзя ограничиваться знаниями о расстановке знаков препинания в сложном предложении, поскольку конструкции с несколькими придаточными имеют свои особенности.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
В сложносочиненном предложении следует обращать внимание на структуру конструкции. Если в ней содержится только одна придаточная часть, то запятыми необходимо будет обозначить границы главной части и придаточной.
В случаях, когда придаточное предложение находится до главного или за ним, ставится одна запятая при условии, что предложения ничем не осложнены: «Медики рекомендуют закаляться, чтобы не болеть» и «Когда начинаешь чувствовать недомогание, нужно постараться сразу обеспечить постельный режим».
Если зависимая часть разрывает главное, то она обозначается двумя запятыми: «Дерево, которое казалось сухим, было долговечным». В представленной конструкции запятыми обозначено начало и конец придаточной части.
Как только границы частей будут обозначены, нужно проверить предложение на наличие обособленных членов или вставных конструкций, которые выделяются запятыми, исходя из правил их обособления.
Если в предложении две и более зависимых части, то сначала нужно определить, однородными они являются или нет, так как это может повлиять на пунктуацию. Понимание структуры предложения позволяет безошибочно определить границы его частей.
Примечание 3Однородными считаются части одного типа, например, придаточные места, цели, условия и так далее. При разном значении придаточных частей речь идет о неоднородном или параллельном подчинении.
При однородном подчинении пунктуация между придаточными частями напоминает пунктуацию при однородных членах. Если они соединены союзом «и», то запятой не разделяются: «Девочка стремилась туда, где прошло ее детство и где она раньше была счастливой».
Если между придаточными предложениями имеются союзы «а», «но» или если они связаны бессоюзно, то между ними запятая нужна: «Девочка стремилась туда, где прошло ее детство, но обстоятельства не позволяли реализовать задуманное».
Для СПП характерны конструкции с повторяющимися союзами между его частями. Пунктуация в подобных ситуациях также не отличается от пунктуации при однородных членах, то есть запятая нужна только перед вторым союзом: «Гости обсуждали ситуацию в стране и когда ужинали, и когда танцевали мазурку». В данном предложении не делается акцент на разделении главной части и придаточной.
Между частями СПП не нужна запятая и в случаях, когда между ними находится частица «не»: «Важно не что сказано, а что сделано».
Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
Если в синтаксической конструкции имеются разные типы придаточных частей, то речь здесь может идти о параллельном или последовательном подчинении. Знания в данной области позволяют правильно определить границы СПП.
При параллельном подчинении все имеющиеся в предложении придаточные части относятся к одному главному. Как правило, здесь зависимых частей может быть две: «Когда мы поднялись на вершину, перед нами открылся вид, который захватывал дух». В этой конструкции одна главная часть: «перед нами открывался вид». К этой части относятся два разных типа придаточных: первое является придаточным времени, а второе — определительное. Схема таких предложений выглядит следующим образом: (Когда _ ̳ ), [ ̳ _], (который ̳).
Реже возникают трудности с последовательным подчинением. Оно построено по принципу, когда каждое последующее придаточное является главным для следующего предложения: «Мы пошли в лес, где были раньше, когда собирали грибы». Схема не отличается от СПП, где зависимые части стоят за главными, только нужно понимать, что каждое последующее придаточное является главным: [_ ̳ ], (где ̳ ), (когда ̳ ).
Примеры предложений с придаточными определительными
Определительные придаточные позволяют как можно шире представить признак того, о чем говорится в предложении.
Примеры таких конструкций и образцы их схем представлены в таблице:
Источник: 3.bp.blogspot.com
Примеры предложений с придаточными изъяснительными
Изъяснительные придаточные позволяют точнее передать информацию, представленную в предложении. Они, как правило, поясняют чувства и мысли.
Все практические тонкости данной разновидности представлены в таблице ниже:
Источник: mulino58.ru
Примеры предложений с придаточными обстоятельственными
Благодаря наличию разновидностей, это один из самых многочисленных по значению типов.
Примеры предложений обстоятельственных придаточных представлены в следующей таблице:
Источник: edu.glogster.com
Задание 96 § 13 Виды сложноподчинённых предложений 9 класс Разумовская М.М. – Рамблер/класс
Задание 96 § 13 Виды сложноподчинённых предложений 9 класс Разумовская М.М. – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
Помогите составить предложения.
Воспользовавшись данной схемой, составьте сложноподчинённые предложения, определите смысловые отношения между частями сложного предложения и вид придаточного в каждом примере.
ответы
Привет, держи ответ на задание.
Незнакомка сказала, будто бы прямо сейчас может разбежаться и взлететь (изъяснительное).
Незнакомка сказала, что вчера утром приехала сюда с семилетним сыном и останется здесь до августа (изъяснительное).
Незнакомка сказала, почему не может отправиться со мной (причины).
Незнакомка сказала, куда я должен обратиться (изъяснительное).
Незнакомка сказала, зачем она покупает эту странную вещицу (изъяснительное).
Незнакомка сказала, кто два дня назад пробрался в ее комнату (изъяснительное).
Незнакомка сказала, чья сумка стоит у них на этаже (изъяснительное).
Незнакомка сказала, как она смогла перелезть через забор (изъяснительное).
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурныйНажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Иностранные языки
ЕГЭ
Сочинения
Стихи
похожие вопросы 5
Ребята нужны ответы на пересдачу по математике 9 класс 11 регион. Срочно!
ГИА9 класс
Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? ГДЗ, Упр. 272, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М.
Прочитайте тексты. Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? Как вы думаете, что даёт употребление местоимений (Подробнее…)
ГДЗРусский язык6 классРазумовская М.М.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Русский язык ЕГЭ-2017 Цыбулько И. П. ГДЗ. Вариант 12.
11.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
произнос., шь (Подробнее…)
ГДЗЕГЭРусский языкЦыбулько И.П.
ЕГЭ-2017 Цыбулько И. П. Русский язык ГДЗ. Вариант 12. 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)…
18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Подробнее. ..)
ГДЗЕГЭРусский языкЦыбулько И.П.
22. Из предложений 34-36 выпишите антонимы (антонимическую пару). Цыбулько И. П. Русский язык ЕГЭ-2017 ГДЗ. Вариант 12.
22.
Из предложений 34-36 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: __________________________________________ . (Подробнее…)
ГДЗЕГЭРусский языкЦыбулько И.П.
составных предложений — лучше писать с самого начала
Простые предложения отлично подходят для очень четкого выражения простых идей. Однако, поскольку каждое предложение предлагает только одну законченную мысль, может быть сложно использовать их для демонстрации отношений между идеями.
Например:
Мы пошли в торговый центр. Мы пошли в Мэйси. Свитера были в продаже. Свитера нам понравились. Мы купили свитера.
Это мало что говорит нам об отношениях между вещами. Почему мы купили свитера? Они нам понравились, и они были в продаже.
Простые предложения также создают прерывистый ритм в нашем письме. Большинство из нас так не говорят. Вместо этого мы говорили что-то вроде: «Мы пошли в торговый центр и остановились в Macy’s. Свитера были со скидкой, и они нам понравились, поэтому мы их купили».
Когда вы объединяете две или более полных идеи в одном предложении, это
Что такое сложное предложение?
Давайте повторим: Простые предложения содержат единую законченную мысль: единую, независимый пункт . Независимое предложение — это предложение (группа слов), которое может стоять само по себе. Это может быть полное предложение.
Составные предложения объединяют две законченные мысли — два независимых предложения — в одно предложение. Это полезно, когда вы хотите сравнить вещи, показать причинно-следственную связь, обсудить схожие мысли или связанные темы или, что более важно, если вы хотите написать немного больше, как мы на самом деле говорим.
Есть два способа составить правильное сложносочиненное предложение.
Первый способ: Сочинительные союзы
Первый — самый распространенный. Вы можете соединить любые два независимых предложения (например, простые предложения), добавив сочинительный союз и запятую. Сочинительных союзов семь:
.- Для
- и
- или
- Но
- или
- Еще
- Так
Эти семь слов (которые обозначают ФАНБОЙ, если они перечислены в таком порядке) можно использовать для объединения двух полных предложений. Запятая всегда ставится перед союзом в сложносочиненном предложении. Вот несколько примеров:
Примеры
- Мы пошли на карнавал, на мы думали будет весело.
- Мы купили попкорн, и мы купили сладкую вату.
- Не было клоунов, и не было слонов.
- Синди Лу хотела пойти домой пораньше, но мы решили остаться допоздна.
- Мы могли бы покататься на колесе обозрения, или мы могли бы покататься на машинках.
- Меня легко укачивает, еще Tilt-a-Whirl было весело!
- Карнавал бывает только раз в году, поэтому мы ходим много раз.
Обратите внимание, что в каждом сложносочиненном предложении есть как минимум два подлежащих, выполняющих как минимум два действия. Подлежащее может быть одним и тем же в обеих частях предложения — МЫ любим играть в боулинг и МЫ любим кататься на коньках, — но оно должно стоять по обе стороны от союза (и), чтобы получилось сложное предложение.
Некоторые союзы очень распространены. Мы используем и, но, или, и так каждый день. и добавляет информацию; , но противопоставляет два противоположных взгляда; или сравнивают две противоположные идеи; и , поэтому показывает причину и следствие.
for, nor, и все же менее распространенные союзы:
- Еще предполагает контраст между двумя предметами. Думайте об этом как «но также» или «несмотря на это».
- For — это более формальное слово, которое при использовании для связи предложений означает «потому что».
- Nor не используется для обозначения двух отрицаний в одном предложении.
Тем не менее:
- Я не хотел делать домашнее задание, но знал, что должен.
- Шел дождь, но Бриджит захотелось искупаться.
Для:
- Королева не ответила на мое сообщение, так как я не являюсь ее подданным.
- Я пил чай, потому что хотел пить.
Также:
- Бэтмен не пришел на мою вечеринку и не ответил на приглашение.
- Моя кошка не любит ситкомы и не любит шоколад.
Второй способ! Точки с запятой
Есть еще один способ составлять сложные предложения. Вы можете соединить любые два независимых предложения, используя точку с запятой
Примеры
Я пошел в магазин; Мне нужно было молоко.
Я всегда хотел научиться плавать; Майкл Фелпс научит меня.
Ты очень умный; ты всегда знаешь ответы.
Точки с запятой можно заменять точками. Если у вас есть два предложения, которые связаны между собой и вы хотите объединить их в одно, просто удалите точку и удалите начальную заглавную букву. Это единственная хитрость использования точки с запятой.
В некоторых книгах рекомендуется думать о точке с запятой как о замене слова «потому что», и это может быть эффективно следующим образом:
Я пошел в магазин, потому что мне нужно было молоко.
становится
Я пошел в магазин; Мне нужно было молоко.
После точки с запятой только один пробел.
Так зачем мне использовать точку с запятой?
Лучшей причиной для использования точки с запятой является то, что она значительно повышает уровень вашего письма. При правильном использовании точка с запятой сигнализирует вашему читателю, что вы писатель на уровне колледжа и владеете сложной грамматикой.Это также неплохой инструмент для создания разнообразия в абзацах. Если вы использовали «и» и «но» слишком много раз, перепутайте их точкой с запятой! Просто убедитесь, что у него есть полное предложение с обеих сторон.
Разве я тебя раньше не видел?
Точки с запятой также используются еще одним способом: иногда они могут разделять элементы в сложных списках. Не пугайтесь, если вы увидите, что они делают что-то подобное: когда мы искали дом, у нас были три критерия: большой двор, где наши дети могли бы играть; большая кухня, где мы могли приготовить еду для всех; и очень маленькая плата за дом, потому что у нас есть дети, которые любят поесть.
Это только для очень сложных списков, где использование запятой между каждым элементом может привести к путанице. Мы поговорим об этом подробнее, когда будем обсуждать правила запятых.
Друзья точки с запятой
Точки с запятой часто сопровождают переходные слова и фразы. Вот список общих слов перехода:
Однако | Поэтому | С другой стороны |
Первый | Второй | Третий |
Например, | Например, | В результате |
В конце концов | Комбинезон | До этого |
После этого | Тем не менее | В отличие от |
Следующий | Затем | Также |
Когда эти фразы появляются как переходы в ЛЮБОМ предложении, за ними должна следовать запятая. Это верно даже после точки с запятой.
Примеры
- Я хотел поехать в Портленд; однако у моей старой машины была другая идея.
- Ночь была темная и бурная; поэтому я взял свой светящийся в темноте зонт.
- Пицца вкусная; с другой стороны, это не очень здорово.
- Сначала мы подергали дверную ручку; затем мы сломали дверь.
- Точки с запятой не так уж плохи; например, я использую один прямо сейчас
Основные выводы
Использование сложных предложений улучшит плавность и сложность вашего письма, а правильная пунктуация устранит повторы.
- Сложные предложения связывают сходные идеи или идеи, которые необходимо строго противопоставить.
- Они связывают полные фразы (самостоятельные предложения) с помощью сочинительных союзов (и, для, ни, но, или, еще, так)
- Они также могли использовать точку с запятой между двумя полными фразами (мне нравится молоко, оно вкусное).
Определение и использование (с примерами)
Если вы хотите улучшить свое письмо, вам нужно будет уметь составлять предложения разных типов.
Понимание того, как использовать сложные предложения, поможет вам варьировать длину предложений в вашем письме, что создает лучший поток и делает ваше письмо более профессиональным.
Что такое сложное предложение? Сложносочиненное предложение – это предложение, в котором есть как минимум два независимых члена.
В этой статье объясняется, как строить сложносочиненные предложения, и приводятся примеры из литературы.
Что такое сложное предложение?
Сложносочиненное предложение — это предложение, содержащее два или более независимых члена.
Независимая придаточная часть — это придаточная часть, которая сама по себе может быть грамматически законченным предложением. (Альтернативой является зависимое предложение, которое не может стоять отдельно.)
Другими словами, если разбить сложное предложение на части, можно составить два или более грамматически правильных предложения.
Какие союзы можно использовать для соединения двух независимых предложений вместе в сложном предложении?
Два независимых предложения можно соединить вместе четырьмя способами:
- Соединения
- Точки с запятой
- Длинные тире
- Колонны
1.
СоюзыНаиболее распространенным способом создания сложных предложений является использование союзов, перед которыми ставится запятая.
Союзы — это слова, которые связывают предложения вместе. Существует несколько типов союзов. Некоторые из них можно использовать для создания сложных предложений, а некоторые нет.
Самый распространенный тип — сочинительный союз: «за», «и», «ни», «но», «или», «пока», «так». (Вы можете запомнить их, используя мнемоническое обозначение F.A.N.B.O.Y.S.)
Вот несколько примеров сложных предложений с сочинительными союзами:
- Я попросил яблочный пирог на десерт, и моя сестра попросила шоколадный торт.
- Я хотел яблочный пирог на десерт, но моя сестра заставила нас съесть шоколадный торт.
- Мы можем съесть яблочный пирог на десерт, или мы можем съесть шоколадный торт.
Обратите внимание, что для создания сложносочиненного предложения необходимо поставить запятую перед сочинительным союзом.
Второй тип союза — это соотносительный союз, который используется в паре. Наиболее распространены пары «или/или», «ни/ни» и «не только/но также».
Вот несколько примеров сложных предложений с соотносительными союзами:
- Или у нас будет яблочный пирог, или у нас будет шоколадный торт.
- Не только у нас будет яблочный пирог, , но и у нас будет и шоколадный торт.
Есть еще один тип союза, называемый подчинительным союзом, это «хотя», «потому что», «если», «так как», «пока» и «если». Однако они используются для зависимых предложений.
Если два предложения соединены подчинительным союзом, они образуют сложноподчиненное предложение, а не сложноподчиненное предложение.
Гуру грамматики, редактор стиля и наставник в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!2. Точки с запятой
Другой способ соединить два предложения — использовать точку с запятой. Этот метод создает более плавный переход между двумя предложениями, чем точка.
Вот пример из Exhalation Теда Чанга:
- «Но я никогда не молился с расчетом на то, что это повлияет на ваши действия; Я молился с надеждой, что это повлияет на меня».
3. Длинные тире
Еще один способ соединить два независимых предложения — использовать длинное тире.
Вот пример из книги «Вот как вы проигрываете войну времени » Макса Гладстона и Амала Эль-Мотара:
- «Приключение работает в любом направлении — оно зовет тех, кто больше заботится о жизни, чем о своей жизни».
4. Двоеточие
Самый редкий способ соединить два независимых предложения — использовать двоеточие. Обычно двоеточия не соединяют независимые предложения, они соединяют независимое предложение с зависимым предложением.
Вот пример из New York 2140 Ким Стэнли Робинсон:
- «Это то, что экономисты называли тиранией безвозвратных затрат: когда вы вкладываете в проект столько времени и денег, становится трудно просто съесть свои убытки и уйти».
В чем разница между простым, сложным и составным предложением?
Существует четыре основных типа структур предложений:
- Простые предложения
- Сложные предложения
- Сложные предложения
- Сложносочиненные предложения
Простое предложение состоит только из одного независимого члена.
- Пример: За моим домом растет дуб.
В сложносочиненном предложении есть независимая часть и хотя бы одна зависимая часть.
- Пример: За моим домом растет дуб, на который мы с братом лазили, когда были детьми.
Сложное предложение, как вы уже знаете, имеет по крайней мере два независимых предложения.
- Пример: За моим домом растет дуб, и я иногда хожу туда, когда мне одиноко.
Вы также можете иметь сложносочиненное предложение, которое имеет по крайней мере два независимых предложения и по крайней мере одно зависимое предложение.
- За моим домом растет дуб, на который мы с братом лазили, когда были детьми, и я иногда хожу туда, когда мне одиноко.
Вы можете использовать разные структуры предложений, чтобы заинтересовать аудиторию. В этом может помочь отчет ProWritingAid о структуре предложений.
Используйте визуализацию ProWritingAid, чтобы определить, где вам нужно изменить длину предложений. Слишком много длинных предложений могут быть скучными, а слишком много коротких — незаконченными или бессвязными.
Попробуйте отчет о структуре предложения с бесплатной учетной записью ProWritingAid.
Прежде чем мы рассмотрим несколько примеров сложных предложений, проверьте свои знания с помощью нашего видеогида:
Что такое примеры сложных предложений?
Давайте рассмотрим несколько примеров из успешных книг. Некоторые из этих примерных предложений имеют только два независимых предложения, в то время как в других их целых одиннадцать.
«Наши матери учат нас говорить, а мир учит нас молчать». – Архив потерянных детей Валерия Луизелли
- Первое независимое предложение: Наши матери учат нас говорить
- Соединение: и
- Второй независимый пункт: мир учит нас молчать
«Исследователь, который не вернется и не отправит свои корабли, чтобы рассказать свою историю, не исследователь, а только искатель приключений, а его сыновья родились в изгнании». – «Обделенные» Урсулы К. ЛеГуин
- Первый независимый пункт: Исследователь, который не вернется и не отправит свои корабли, чтобы рассказать свою историю, не исследователь, а только искатель приключений
- Соединение: и
- Второй независимый пункт: его сыновья родились в изгнании
«Улыбка Пег осталась на месте, но вместо этого на ее лице кто-то повесил картинку с улыбкой». — Гонки Скорпионов Мэгги Стиффатер
- Первое независимое предложение: Улыбка Пег остается на месте
- Соединение: но
- Второй независимый пункт: это как изображение улыбки кто-то повесил ей на лицо вместо
«Гостиная приглушенная, симметричная; это одна из форм, которую принимают деньги, когда замерзают». – «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд
- Первый независимый пункт: Гостиная приглушенная, симметричная
- Соединение: точка с запятой
- Второй независимый пункт: это одна из форм, которые принимают деньги, когда они замерзают
«Я думаю, это один из самых бесполезных вопросов, которые взрослый может задать ребенку: кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — Стать от Мишель Обамы
- Первое независимое предложение: Думаю, это один из самых бесполезных вопросов, которые взрослый может задать ребенку
- Соединение: тире
- Второй независимый пункт: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
«В данный момент вам нужно пописать, или ваша рука чешется, или то, что говорят люди, кажется вам мелодраматичным или сентиментальным, и трудно не ухмыльнуться». — Подготовка Кертиса Ситтенфельда
- Первый независимый пункт: тебе нужно пописать
- Соединение: или
- Второе независимое предложение: рука чешется
- Соединение: или
- Третий независимый пункт: то, что говорят люди, кажется вам мелодраматическим или сентиментальным
- Соединение: и
- Четвертый независимый пункт: трудно не ухмыльнуться
«В конце дня Саид поднялся на вершину холма, а Надя пошла на вершину холма, и там они смотрели на остров и море, а он стоял рядом с ней, и она стояла рядом с ним, и ветер трепал и трепал их волосы, и они оглядывались друг на друга, но не видели друг друга, потому что она шла впереди него, а он шел за ней, и они каждый на гребне холма ненадолго и в разное время». – Exit West Мохсин Хамид
- Первый независимый пункт: Саид поднялся на вершину холма
- Соединение: и
- Второй независимый пункт: Надя пошла на вершину холма
- Соединение: и
- Третий независимый пункт: там смотрели на остров и в море
- Соединение: и
- Четвертый независимый пункт: он стоял рядом с ней
- Соединение: и
- Пятый независимый пункт: она стояла рядом с ним
- Соединение: и
- Шестой независимый пункт: ветер дергал их за волосы
- Соединение: и
- Седьмое независимое предложение: они переглянулись
- Соединение: но
- Восьмой независимый пункт: они не видели друг друга
- Соединение: для
- Девятый независимый пункт: она поднялась перед ним
- Соединение: и
- Десятый независимый пункт: он поднялся за ней
- Соединение: и
- Одиннадцатый независимый пункт: каждый из них был на гребне холма лишь недолго и в разное время
Теперь вы знаете, что такое сложносочиненное предложение и как определить каждый его компонент.