Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему:
Урок 6 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Урок 6
ТЕМА: Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить основные фонетические понятия;
• отработать навык фонетического разбора;
• продолжить работу по овладению орфографическими навыками;
• р/р. Уметь составлять план текста.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Добрый день! Рада приветствовать тебя на нашем уроке.
2. Проверка домашнего задания
Дома ты должен был, используя фразеологизмы, написать небольшое сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера. Давай посмотрим, что у тебя получилось. Прочитай своё сочинение.
3. Беседа по вопросам параграфа 4 (с.10) с анализом упражнения 17
-Молодец. Теперь давай перейдем к теме нашего урока. Ответь на вопросы:
— Что изучает фонетика?
— Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные (из упражнения 17).
— Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Какие буквы и при каких условиях дают два звука?
— Сколько гласных букв в русском языке?
— Сколько гласных звуков?
— Охарактеризуйте звук [й].
4. Повторение темы
Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?
Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.
Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел в перед ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь Ударение- это просто черточка!»
Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗамОк, и появился Замок! Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали: «Мы-самые главные компоненты любого живого организма, и уже с нами-то Ударение ничего не сделает!»
А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели. Что перед ними живые грациозные Белки.
Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился АтлАс, вместо Капель-КапЕль, вместо Муки – МукА…
Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
— Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах: ГазопровОд, партЕр, звонИт, щавЕль, алфавИт, красИвее, положИл, шофЕр, киломЕтр, докумЕнт, срЕдства, тЕфтели, квартАл.
Задание 1. Прочитайте слова ,расположив их в алфавитном порядке.
Астрономия, русский язык, география, английский язык, трудовое обучение, геометрия, физика, музыка, алгебра, литература, физкультура, изобразительное искусство, французский язык, история, зоология, немецкий язык, экономика.
Задание 2. Спишите слова, сгруппировав их по одинаковым удвоенным согласным.
Какие слова подчёркнуты? (Словарные слова за 6 класс.)
Как обозначаются при фонетическом разборе удвоенные согласные?
Троллейбус, фотоаппарат, терраса, дрессировщик, бассейн, коллекция, иллюстрация, искусство, теннис, пассажир, миллиард, суббота, мировоззрение, грамматика, миллион, профессия, шоссе, иссиня-чёрный, телеграмма.
Задание 3. Упр.18. стр. 10
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте части слов с пропущенными буквами, выполните фонетический разбор выделенных слов.
Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах
Газопровод, блесна, партер, звонит, ревень, цедра, алфавит, выстаивать, красивее, положил, шофёр, километр, случай, документ, средства.
Задание 5. Тестирование.
1. В каком слове количество звуков и букв совпадает:
1) яма;
2) солнце;
3) сеешь;
4) кольцо.
2. В каком слове есть только твёрдые согласные:
1) леска;
2) позвонишь;
3) крушит;
4) смена.
3. В каком слове ударение падает на первый слог:
1) дремота;
2) партер;
3) звонит;
4) силос.
4. Это слово начинается с шипящего звука:
1) звук;
2) щётка;
3) сшить;
4) здесь.
5. Это слово состоит из четырёх звуков:
1) рай;
2) тля;
3) её;
4) края.
6. Это слово состоит только из мягких согласных:
1) тень;
2) чудо;
3) мусор;
4) факт.
7. В этом слове три звука:
1) льёт;
2) ель;
3) я;
4) иль.
5. Подведение итогов урока
— Что называется фонетикой?
— Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными?
6. Домашнее задание
Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19 стр. 11, повторить слова с удвоенными согласными.
Произношение гласных звуков 180
Урок русского языка в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.
Задачи:
Образовательная
1) показать значение фонетики для правописания и произношения;
2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.
Развивающая
1) развивать способность логического мышления; анализирования, выделение главного, сравнения
2) развивать речевой слух
3) навыки самоконтроля и взаимоконтроля
4) развивать орфографические, фонетические и орфоэпические навыки
Воспитывающая
1) интерес к предмету, к слову
2) уважение к родному языку и взаимоуважению
3) самостоятельность
4) доброжелательность и коллективизм.
Методы решения поставленных задач:
— частично-поисковый;
— практический;
— проблемный;
— объяснительно-иллюстративный
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
1)листы учётной записи;
2) карточки с заданиями;
3) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний по теме.
1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь, схема на доске) (5 мин)
Вопросы учителя
Записи в тетради
1.В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?
Фонетика.
2.Что изучает фонетика Звуки речи.
3.Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки
4.При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Согласные звуки
5.Какими бывают гласные звуки?
6.Какие пары образуют согласные звуки? Сделать схему в тетради
7.Вопросы посложнее. Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
[х] [ ц] [ щ’] [ ч’]
[л] [м] [н] [р] [j’]
8. Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?
[ч’] [ щ’] [ j’]
[ж] [ ш] [ ц]Слайд 11
II. Вопрос: а сколько же звуков в природе? (2 мин)
Звуки человеческой речи не пересчитаешь, их множество. Даже у одного человека, когда он говорит звуки бесконечно разные. Произношение зависит от тебя, от того, простужен ты или нет…Звуки, которые мы изучаем, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличимыми, то получилось бы вот что (стих-е А.Шибаева «Закричал охотник…»). А Б.Заходер выдумал свою путаницу, это рассказ о том, что случилось, когда фонемы (звуки) по ошибке попали не на своё место (Б.Заходер «Вот, что сказка говорит…»)
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово —
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
Вот, что может получиться, если мы изменим хотя бы один звук.
IV. Работа с текстом
Вопрос: а с помощью чего мы обозначаем звук на письме?
Вопрос: где же собраны все наши буквы?
Вопрос: сколько букв в алфавите?
Чтение стихотворения Б.Заходера «Песенка-азбука» слайд 12 (5 мин)
III. Тренировочные упражнения (письменно) (5 мин)
Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды
Задание 2. (Самостоятельно)
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, муж, торг (на доске 3 ученика)
V. ВЫВОД. Слово учителя.
Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи.
Мы уже знаем с вами, ребята, что слова в русском языке делятся на слоги. Если слово состоит из нескольких слогов, то один из низ них звучит особенно чётко – это … слог, остальные называются …В ударном слоге всегда ясно, какую гласную писать. Эта позиция называется …На этом основано правило о безударной гласной, проверяемой ударением
IV. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Вес..ло сияет Месяц над с..лом,
Белый сне… св…ркает Синим ог…ньком.
И.С. Никитин
VI. Физминутка. Ребята, если вы услышите слово, начинающееся с мягкого согласного звука, — вы хлопаете в ладоши. Если слово начинается с твёрдого – вы приседаете.
Берлога, мыло, нёс, малыш, мёд, молоток, валенок, вилы, киска, кот, Гена, голуби слайд 20 (2 мин)
Вернёмся к тексту.
Объясните орфограммы. Найдите слова, в которых Е,Ё, Ю,Я имеют два звука. Запомните текст. Письмо по памяти.
Запись в два столбика: ёлка, вёз, юбка, люлька, ясно, ест, сел.
Е,Ё, Ю,Я обозначает
Один звук два звука
Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
Запись в тетрадь: орфоэпия – наука о произношении звуков, слов и ударении в словах. Она изучает
изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных, мягкость согласного перед согласным
Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т; а понять пОнял-понялА
Информацию о том, как правильно произносить то или иное слово, можно найти в словарях,
например «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова
и С. И. Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова,
«Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. П. Теленковой.
Основные черты русского литературного произношения сформировались в XVIII в., в основу
которых лег разговорный язык жителей Москвы.
VIII. Выполните тренировочное задание (5 мин)
Проставьте ударение в словах (работа в карточках). Не забудьте поставить оценку в учётный лист слайд 22
БАрмен положИл в тЕфтели ломОть тОрта, свёклу, щавЕль, творог, сёмгу. Блюдо завязал бАнтом и выбросил в мусоропровОд.
Итак, во второй части нашего сегодняшнего урока мы поговорили с вами о том, что изучает орфоэпия, как связано ударение с произношением слов. Но этой теме мы посвятим ещё ряд занятий.
Фонетический разбор слова ёжик
X. Подведение итогов урока.
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?
XI. Домашнее задание. Составить для своих одноклассников орфоэпический диктант.Слайд 23 (5 мин)
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово —
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ | английское значение — Cambridge Dictionary
В равной степени их слишком много, чтобы они были чисто фонетическими или слоговыми.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Набор символов, отображаемый на экране, должен содержать достаточное количество символов для использования общих специальных шрифтов, диакритических знаков и 9 символов.0003 фонетических символов для отображения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Есть фонетических различия длины, но они полностью предсказуемы, учитывая вышеприведенное правило; некоторые примеры появляются в.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Подробный фонетический анализ ее ответов, представленный позже, выявил дефицит, очень похожий на дефицит других членов семьи с нарушениями.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Стратегия выявляется путем детального фонетического анализа ответов испытуемых.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Во-первых, тоны надсегментальны в своих основных формах и остаются таковыми до тех пор, пока не будут обработаны до 9.0003 фонетическая стадия .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Все это означает, что метод не зависит от наличия у нас подробной
Из Кембриджского корпуса английского языка
Часть очарования, однако, заключается в непрозрачности многих комментариев, которые трудно интерпретировать в фонетических терминах, как показано на рис.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Наконец, ясно, что существующие представления об интонационном значении, основанные на фонологическом выборе или фонетической реализации, могут в значительной степени объяснять «установочные» значения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, может показаться, что фонетических контекстных эффектов, хотя и весьма регулярны, не являются абсолютными.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Формы в правой колонке представляют плохо разрешенные широкие фонетических транскрипций.
Из Кембриджского корпуса английского языка
На фонетической стороне одной серьезной проблемой было ударение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Многие студенты моего класса были вдохновлены этими чтениями на дальнейшие исследования, находя больше данных и подтверждая фонологические утверждения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Анализ показывает, что существует тесная связь между действием, передаваемым в обороте, и его -фонетическим -форматом.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Они установили определенные принципы фонетические
Из Кембриджского корпуса английского языка
Просмотреть все примеры фонетических
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Лингвистические детективы: системный фонологический анализ детской речи
До сих пор в нашем обсуждении звуковых нарушений речи у детей мы рассматривали различия между реляционным и независимым анализом и подробно изучали место-голос-манеру. анализ, реляционный анализ.
В этой статье, третьей части нашей серии из четырех частей, мы более подробно рассмотрим системный фонологический анализ детской речи, или SPACS. Затем мы завершим серию, объединив все это в обсуждении, которое поможет вам выбрать правильный анализ для правильной ситуации.
SPACS сочетает независимый и реляционный анализ, чтобы предоставить как описание звуковой системы ребенка, так и объяснение их звуковой системы относительно звуковой системы взрослого. SPACS анализирует детскую речь так, как будто неупорядоченная звуковая система — это родной язык ребенка — то, о чем родители говорят годами.
Основное различие между SPACS и PVM (и другими реляционными анализами) заключается в более широком сравнении системы с системой, в отличие от более узкого сравнения звука со звуком при анализе ошибок. Это различие отражается следующим образом:
1. Определяется производство ребенком одного звука для нескольких целевых звуков и кластеров взрослых. Это показывает соответствие «один ко многим», характерное для фонологического расстройства.
2. Более целостное описание звуковой системы ребенка возможно, поскольку соответствие «один-ко-многим» включает все целевые звуки и группы, издаваемые ребенком как единый звук, независимо от места, манеры или звонкости.
Поскольку не существует заранее определенного или конечного числа категорий ошибок или ярлыков, используемых для описания ошибок ребенка, идентификация шаблонов ошибок не основана на наборе отдельных независимых списков ошибок по месту, манере или звучанию .
Таблицы свертывания фонем
Подобно форме анализа PVM, таблица свертывания фонем SPACS организует согласные по манере, а затем по месту в категориях манеры. Глухие родственные согласные перечислены первыми. Есть два рабочих листа свертывания фонем: один для начала слова и один для конца слова. Важно использовать правильную форму, потому что не все английские согласные произносятся в обоих положениях. Например, /ŋ/ встречается в конце слова, но не в начале слова.
Рабочий лист также разделяет шесть категорий английской манеры произношения согласных на основные различия классов шумных и сонорных звуков:
- Возмущающие звуки — смычные, фрикативные и аффрикаты
- Sonorants — назальные, жидкости и скользящие
Обратите внимание, что вверху есть столбцы, в которых указаны «Детский» и «Взрослый». Это представляет собой сопоставление звуковых систем ребенок:взрослый. Есть два набора этих столбцов, так что два разных свертывания фонем могут быть выполнены на одном рабочем листе.
Как выполнить анализ SPACS
1. Начните с рабочего листа свертывания фонемы, начинающегося со слова.
Разблокируйте бесплатный раздаточный материал Word-Initial: Phoneme Collapse!
Наслаждайтесь загрузкой
Наслаждайтесь бесплатной копией «Word-Initial: Phoneme Collapse».
Загрузить
2. Определите звук, который ребенок часто использовал для ряда различных целевых звуков в начальной позиции слова. Напишите этот звук в строке под колонкой «Ребенок».
3. Для каждого целевого звука и кластера, которые ребенок воспроизвел со своей ошибкой, напишите целевой звук (не ошибка ребенка) в строке рядом с целевым звуком. Например:
Продолжить через все одноэлементные цели для взрослых, которые были созданы ребенком с их ошибкой. Включите кластеры, созданные дочерней ошибкой.
4. Продолжайте изображать преобладающие коллапсы фонем, выявленные в начальной и конечной позициях слова.
5. После того, как вы сопоставили детские соответствия «один ко многим» со звуковой системой взрослых, подсчитайте количество взрослых фонем и кластеров, которые были воспроизведены ребенком как одиночный звук, например, 1: 17 фонемный коллапс.
6. Наденьте шляпу лингвистического детектива, чтобы определить принципы организации, которые ребенок использует в своей языковой/звуковой системе.
Будет фонетическое сходство между фонетическими свойствами детской продукции по отношению к взрослым целям. Начиная с синглетонов, каково фонетическое сходство всех целевых звуков взрослых? Подпадают ли они под одну манеру, такую как смычные или фрикативные? Более вероятно, что взрослые мишени будут проходить через категории манер и попадать либо в основное классовое подразделение шумных, либо в сонорные звуки. Есть ли что-то еще, что похоже на звуки взрослых целей? Например, все ли они озвучены?
Теперь посмотрите на заменитель ошибки ребенка. Напоминает ли он фонетические характеристики взрослых целей? То есть, если взрослые цели являются звонкими препятствиями, ошибка ребенка также будет звонким препятствием.
Затем посмотрите на кластеры, которые были свернуты до единственной дочерней ошибки. Каково фонетическое сходство между кластерами взрослых? Имеют ли все они хотя бы один общий согласный, например, смычный (/dr/, /gl/, /kw/, /st/)? Это также будет напоминать ошибку ребенка. Например, ошибочное производство ребенком /g/ является остановкой.
Набор данных и пример анализа SPACS представлены в курсе MedBridge «Оценка и дифференциальная диагностика нарушений речи у детей» для ребенка «Адам».
Сравнение PVM и SPACS
Как и анализ PVM, SPACS также является простым и быстрым анализом. Форма обеспечивает хорошее визуальное представление преобладающих моделей ошибок ребенка.
Однако, в отличие от PVM, ошибки ребенка не будут фрагментированы на несколько различных фонологических процессов. Например, в упомянутом выше курсе у Адама произошло сжатие фонем 1:18 препятствующих слов и кластеров до [g]. Этот коллапс одной фонемы потребовал пяти разных фонологических процессов, чтобы зафиксировать одни и те же ошибки: остановку, фонирование, озвучивание, деаффрикацию и сокращение кластеров. Это подчеркивает разницу между:
(a) более широкое сравнение между системами SPACS по сравнению с узким сравнением звука со звуком PVM и
(b) дочерний анализ SPACS, который не использует заранее определенное и конечное число ярлыков для описания ошибок ребенка, включенных в анализ PVM для взрослых.
Наглядная диаграмма коллапса фонем позволяет легко выбрать цели лечения и описать звуковую систему ребенка родителям и учителям. Наконец, SPACS не только дает более экономное описание паттернов ошибок ребенка (например, коллапс одной фонемы по сравнению с пятью фонологическими процессами), но также дает объяснение паттернам ошибок. В примере с Адамом он не смог воспроизвести все целевые звуки в начальной позиции слова, но он распознал сходство между звуками, сгруппировал все целевые шумовые и стоп-кластеры взрослых и воспроизвел их на своем языке, т. е. стоп [г]. То, что могло выглядеть как идиосинкразические ошибки (например, [g] вместо /f/), теперь явно объясняется коллапсом его фонем.