Морфемика. Словообразование (общие понятия) – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы
Есте сақтау
Құпиясөзді қалпына келтіру
Тіркелу
Конспект
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается строение слов. Слова состоят из значимых частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Каждая из значимых частей слова называется морфемой. Состав слова – это сочетание его значимых частей – морфем. Например, слово осенний состоит из трёх морфем: корня осен-, суффикса -н-, окончания -ий.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить в слове окончание, надо слово просклонять или проспрягать: школ
Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания. В основу входят корень, суффикс и приставка. Например: школа (основа слова равна корню), школьный (кроме корня, в основу входит суффикс), пришкольный (в основе слова – приставка, корень и суффикс). В основе слова заключено его лексическое значение. Лексическое значение – это то, что слово обозначает. У неизменяемых слов основа равна слову: по-русски, издалека, пальто, шоссе, решая.
Корень слова – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, или родственными: родина, род, родной, родственник, роддом, родиться.
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки вносят дополнительные значения к значению исходного слова. Например,
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов или форм слова. Суффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: сапог – сапожок, сапожник, сапожный; лес – лесок, лесище, лесишко, лес ник, лесничий; футбол – футболист, футбольный, футболить; юный – юноша, юность. Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова: интересный – интереснейший, интереснее; ждать – ждал, жди. Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Например, суффиксы -тель-, -ость-, -чик-, -щик-, -ок-, -ик-, -ек-, -ниц- характерны для имени существительного, суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- – это суффиксы причастий и т. д.
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Слова образуются следующими основными способами:
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- бессуффиксным;
- сложением;
- переходом из одной части в другую.
Приставочный способ образования слов – это такой способ, при котором слова образуются с помощью присоединения приставок к исходному слову: бежать – убежать, город – пригород, мудрый – премудрый.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс: сын – сынок, медведь – медвежонок, лето – летний.
Приставочно-суффиксальный способ – это такой способ, при котором слова образуются с помощью одновременного присоединения к основе исходного слова приставки и суффикса, например: подснежник (от снег), подоконник (от окно), по-казахски (от казахский), по-весеннему (от весенний), набережная (от берег), прибрежный (от берег).
Бессуффиксный способ словообразования – это такой способ, при котором слова образуются без помощи словообразовательных морфем – от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс: синий – синь, зелёный – зелень, ходить – ход, бегать – бег и т. д.
Сложение – это способ, образующий сложные и сложносокращенные слова: листопад, водопад, вечнозеленый, двухэтажный, ракета-носитель, ООН, КБТУ, СДУ.
Аббревиатура – существительное, состоящее из усечённых слов, входящих в исходное словосочетание, или из усечённых компонентов исходного сложного слова. Например: вуз — высшее учебное заведение.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова | Формы слова |
---|---|
Родина – сущ. | Родной (человек) – прил. |
Породниться – гл. | Родная (природа) – прил. |
Родовой – прил. | Родное (поле) – прил. |
Родинка – сущ. | Родные (просторы) – прил. |
Имеют разные лексические значения | Имеют одинаковое лексическое значение |
Отличаются по составу друг от друга приставками | Отличаются по составу друг от друга только окончаниями |
Отличаются по составу друг от друга суффиксами | |
Могут относиться к одной части речи | Могут относиться только к одной и той же части речи |
Могут относиться к разным частям речи |
Сұрақтар
Ряд форм одного и того же слова
Форма слова очаровательный
Формы слова сказать
Часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово – это
Разные формы одного слова даны в варианте
Ряд с разными формами одного слова
Термин аббревиатура обозначает
-
Только из основы состоят слова
Формой глагола собирать является слово
Формой слова обрадовать является слово
Формы одного и того же слова представлены в варианте
Изменяемой частью слова является
Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, называется
В состав слова входят
Укажите формы одного и того же слова.
Укажите однокоренное слово к слову горе.
Укажите однокоренное слово к слову песок.
Глагол с приставкой на З
Глагол с приставкой на С
Морфемой, которая не образует новых слов, является
Правильный вариант написания приставок в словах н…бросить, п…сеял, з…крыл, от…гнал, д…вёз, с…брал, пр. ..читал
Правильный вариант написания соединительной гласной в словах пар…ход, пеш…ход, пут…провод, птиц…фабрика, птиц…лов
Приставочно-суффиксальным способом образовано слово
Приставочно-суффиксальным способом образовано слово
Приставочно-суффиксальным способом образовано слово
Приставочным способом образовано слово
Путём перехода из одной части речи в другую образовано выделенное слово в словосочетании
Путём перехода из одной части речи в другую образовано выделенное слово в словосочетании
Путём слияния словосочетания в одно слово образовано прилагательное
Путём слияния словосочетания в одно слово образовано прилагательное
Путём сложения начальной части слова с целым словом образовано слово
Путём сложения образовано слово
Путём сложения основ с помощью соединительной гласной образовано слово
Путём сложения целых слов образовано слово
Путём сложения целых слов образовано слово
Ряд слов с приставкой об-
Ряд слов, в которых во всех случаях в суффиксе пишется буква Я
Ряд слов, образованных приставочным способом
Ряд слов, образованных путём сложения начальных букв
Ряд слов, образованных с помощью суффикса -чик-
Ряд слов, образованных суффиксальным способом
Ряд форм одного и того же слова
С помощью суффикса образовано слово
Слитно пишется сложное слово
Слово образовано бессуффиксным способом
Слово образовано при помощи суффикса
Слово образовано путем сложения целых слов
Слово образовано с помощью суффикса -чик-
Слово образовано сложением части основы с целым словом
Слово с приставкой без-
Слово с приставкой за-
Слово с приставкой над-
Слово снегопад образовано способом сложения
Слово, образованное путём сложения начальных звуков
Сложносокращенными являются слова
Сложным является слово
Соединительная гласная Е пишется в слове
Соединительная гласная О пишется в слове
Способ образования слов с помощью приставок называется
Способ образования слова приморский
Способ образования слова перекати-поле
Страдательные причастия настоящего времени могут быть образованы при помощи суффиксов
Суффикс —нн— есть в слове
Суффиксальным способом образован глагол
Суффиксальным способом образования слов называется образование слов с помощью
Суффиксы прилагательных в форме простой превосходной степени
Термин, обозначающий условное сокращение слов
Укажите слово, образованное с помощью суффикса -чик-.
Форма слова мечтатель
Формы одного слова в ряду
Через дефис пишется сложное слово
Через дефис пишутся существительные
Қате туралы хабарландыру
Работа над составом слова в начальных классах. Понятие корень, однокоренные слова
Вводный урок
Чтобы полнее использовать все возможности темы “Состав слова”, учителю с самого начала надо помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим. В чём же между ними разница? При этимологическом анализе мы выясняем происхождение того или иного слова, отмечаем, какие изменения произошли в данном слове в процессе развития языка.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Главное состоит в том, чтобы разбор слов по составу не проходил механически, чтобы не сводить всю работу по составу слова к одному умению — выделять корень только потому, что похожий звуковой комплекс слышится и в других словах. Конечно, корень – это та часть слова, которая легче всего осознаётся в слове и поэтому естественно желание учителя научить учеников выделять в слове сразу корень. Однако проводить эту работу надо осторожно. После того, как у учеников сформировали понятие о родственных словах, дальнейшую работу по составу слова лучше всего проводить на парах слов. Ученикам предлагаются два родственных слова, из которых одно непроизводное, состоящее только из корня, а второе – непосредственно образовано от первого, например, соль и солонка. Сначала ученики устанавливают, что это родственные слова, затем в производном слове выделяют корень. При этом рассуждения учеников должны выглядеть приблизительно так: соль и солонка – родственные слова. Слово солонка образовано от слова соль, так как солонка – это посуда для соли. Соль – это корень слова, так как дальше его разделить нельзя. Этот корень встречается и в других родственных словах: солёный, солить, засолить.
При выделении корня важно подбирать слова разных частей речи: слова — предметы, слова - признаки предметов, слова – действия предметов. Например, чтобы выделить корень в слове белый, ученики подбирают слова: беленький, белить, белок, белизна. Этот ряд слов помогает уточнить значение корня и точнее его выделить, но не объясняет полностью семантики всего слова. Решить эту задачу поможет подбор слов одной словообразовательной модели, например, краснеть, чернеть, алеть, желтеть и др. Корень у всех этих слов разный, но все они образованы от основы качественных прилагательных с помощью суффикса - е-ть и имеют общее значение “становиться каким-то”. Привлечение к анализу слов одной модели не только обеспечит членение слова, но и даст возможность лучше определить значение слов. Кроме того, в сознании ученика отложится определённая модель, по которой он без труда в нужных случаях образует такие глаголы, как свирепеть, голубеть, грубеть, лиловеть и т.п., независимо от того, встречался он с этими словами раньше или нет. Задача начальных классов заключается в том, чтобы показать, как значение одного слова зависит от значения другого, и сформировать понятие о значении некоторых словообразовательных моделей. Например, значение лица в русском языке передаётся суффиксом – ист (тракторист, связист), —тель (учитель, водитель), —ник (плотник, дворник), —чик (лётчик, учётчик). Значение конкретного предмета вносят суффиксы – ниц-а (сахарница, хлебница,), —ин-а (-инк-а) (горошина, изюминка), — этот суффикс употребляется в языке со значением единичности.
Существительные с суффиксом – б-а и – к-а имеют значение отвлечённого действия (ходьба, мойка).
Среди суффиксов имён прилагательных заслуживают внимание следующие: —н-ый, —ов-ый, —ск-ий, —еск-ий, —ист-ый, —оват-лив-ый, —еньк-ий и др. Первые три суффикса обычно образуют имена прилагательные от существительных и имеют значение “относящийся к кому-чему-либо”, “такой, как у кого-то”. Суффикс – ист — употребляется либо со значением “похожий на что-то” (серебристый, волнистый), либо со значением “обладающий чем-то в большом количестве” (душистый, голосистый). Суффикс – оват — употребляется со значением “обладающий слегка каким-то качеством” (розоватый, беловатый). Суффикс – еньк — употребляется с уменьшительно-ласкательным значением (светленький, славненький). Суффикс –лив— показывает склонность предмета к какому-нибудь действию (говорливый, слезливый). Значение всех перечисленных суффиксов довольно конкретно и потому доступно младшим школьникам.
Несколько труднее глагольные суффиксы, поскольку большинство из них имеет чисто грамматическое значение, поэтому при анализе глаголов целесообразнее раскрывать словообразующую роль приставок. Значение глагольных приставок усваивается довольно легко, например, приставка –в— показывает направление действия внутрь: влететь, вписать; приставка –вы— омонимична приставке –в-: она показывает направление действия наружу, например, вылететь, выписать. Указание на достижение действия содержит в себе приставка –до-: добежать, доделать.
Учитель в начальной школе должен помочь формированию у учащихся более отчётливых представлений о существовании в языке определённых словообразовательных моделей, которым свойственна словообразовательная общность и общность значения. Главный упор должен быть сделан на смысловую зависимость слов друг от друга. Это не только будет способствовать развитию речи, но и обеспечит правильный подбор родственных слов для проверки трудных орфограмм.
Для знакомства с понятием “Корень” во 2 классе предлагаю урок-знакомство с данным понятием и первичным закреплением этого понятия на практике.
Цели: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.
Материал:
1. Учебник. Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.
2. П.А.Грушникова. работа над словом на уроках русского языка в начальных классах.
3. Наглядный материал:
- плакат с однокоренными словами к слову воз;
- карточки с корнями земл, звер, вод;
- плакат со словами:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
- плакат со словами:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
- плакат со словами:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
4. Раздаточный материал:
- — карточки со словами: земляк, вода, землемер, зверёк, водолаз, землячка, озвереть, водоём, земляной, звериный, водяной, приземлить, зверюшка, зверь, водитель.
- карточки с пословицами:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
5. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под редакцией А.Тихонова.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы урока.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
— Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)
— У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
III. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1. Работа с наглядным материалом.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
— Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат)
— Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
— Правильно (открывается корень воз). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.
— Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)
— Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход.)
— Правильно, корень ход и выделяется корень дугой. (Выделяем.)
— А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)
— Вы поняли, что означает это слово? (Да.)
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
— Ясен ли смысл слов? (Нет.)
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
— А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух.)
— Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)
2. Дидактическая игра “Найди свой дом”.
— А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
— Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл | звер | вод |
земляк | зверь | вода |
землемер | зверёк | водолаз |
землячка | озвереть | водоём |
земляной | звериный | водяной |
приземлить | зверюшка | водитель |
— Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее. )
— Верно, слово водитель “лишнее”. Значит однокоренные слова – это какие слова? (Ответы детей.)
— Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.
— А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)
— Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.
— А чтобы “лишнему” слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Дети называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, дети пишут в тетрадях: водитель, приводить, проводник, проводы.)
— Взаимопроверка.
3. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)
— Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.удь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
— Спишите слова, выделите корень:
1 вариант:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
2 вариант:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)
— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
— Самопроверка.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
— А сейчас я посмотрю, хорошо ли вы поняли сегодняшнюю тему.
1. Упражнение в подборе однокоренных слов.
— Подобрать однокоренные слова. Слова записать в столбик. Работаем в парах. (Корни на листах прикреплены на доске)
1 ряд – мороз.
2 ряд – груз.
3 ряд – мор.
— Проверка (Дети читают цепочкой):
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
мороз | груз | море |
заморозки | грузчик | моряк |
морозный | грузовой | приморье |
заморозить | грузить | морской |
морозильник | погрузка | мореход |
— А у кого из вас встретилось словарное слово? (Ответы. )
— Верно, это слово мороз. Ещё раз запомните, как оно пишется.
2. Работа со словарём.
— Мы с вами пользуемся двумя словарями: “Орфографический словарь” и “Толковый словарь”. А сегодня я покажу вам новый словарь. Если у вас будут трудности в подборе однокоренных слов, вам поможет “Школьный словообразовательный словарь русского языка” под редакцией А.Тихонова.
— Попробуйте по словарю подобрать однокоренные слова к слову газ. (Ответы детей.)
3. Игра “Найди лишнее слово”.
— А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть “лишнее” слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
— Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
— Хорошо!
VI. Творческая работа.
— Объясните смысл пословиц:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
— Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
— Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Вы сегодня очень хорошо работали. Как вы думаете, кто сегодня работал на отлично, чётко и ясно отвечал на вопросы и можно ему поставить “5”?
— А кто немножко ошибся и ему можно поставить “4”?
— Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
— Придумать сказку про корень и выучить правило на странице 75.
Что такое композиция в искусстве?
Работа @radioactive_yukataПодсказки Автор МакКелла Сойер Раскрытие информации: этот пост может содержать партнерские ссылки. Это означает, что если вы покупаете что-то, мы получаем небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Вы можете рассматривать это точно так же, как «макет» произведения (термин, который вы часто слышите в графическом дизайне).
Состав по сути один и тот же.
Это просто то место, где различные части вашей работы фактически оказываются на странице, создавая единое целое.
Это своего рода абстрактное понятие, поэтому давайте уточним: композиция НЕ является фактическим предметом вашего искусства, а там, где вы его поместили .
Например, вы можете нарисовать собаку и расположить ее немного не по центру холста. Это выбор композиции.
Может быть, вы рисуете натюрморт с предметами на столе. То, как вы решите расположить эти объекты в своем финальном произведении, и будет композицией.
Итак, почему важна композиция?
Композиция важна, потому что она формирует впечатления зрителя от произведения искусства.
Композиция — это большая часть того, что делает произведение привлекательным и динамичным, или спокойным и успокаивающим, или дезориентирующим и нестандартным.
Посмотрите на разные произведения искусства и на то, как композиция влияет на настроение.
Изделия с симметричной композицией (одинаковые с обеих сторон) обычно кажутся очень успокаивающими, в то время как асимметричные изделия (разные с обеих сторон) кажутся более динамичными.
В одной части произведения может быть больше событий или больше визуального «веса», что привлекает внимание к этой части.
Работа Цветелина КрастеваОбратите внимание на это, когда смотрите на искусство. Где фокус?
Если точек фокусировки несколько, как обе точки размещаются на странице? Как это направляет ваш взгляд? Как композиция влияет на ощущение произведения?
Вы быстро поймете, почему это так важно учитывать.
Композиция и дизайн
Вы также можете назвать композицию «дизайном», потому что композиция — это то, как организованы принципы дизайна.
Элементами дизайна являются линия, форма, цвет, значение, текстура, форма и пространство. Это то, что на самом деле составляет искусство.
Рисунок состоит из линий, фигур, цветов, величин…
Скульптура также имеет форму, текстуру, форму, пространство и так далее.
Затем идут принципы дизайна: баланс, контраст, акцент, движение, узор, ритм и единство.
Они влияют на то, как зритель воспринимает произведение.
Произведение с хорошим балансом расслабит зрителя, потому что людям нравится баланс.
Контрастное изображение выделит определенные предметы и привлечет внимание зрителя. Если у вас есть куча зигзагообразных линий на вашем рисунке (линия), то ваш зритель будет следовать этим линиям по странице (движению).
Какое отношение все это имеет к композиции, спросите вы?
Работа Ивана Ребера @ivan_to_drawКомпозиция, или способ расположения элементов дизайна, — это то, как вы создаете принципов дизайна, таких как движение и баланс.
Давайте подробнее рассмотрим принципы дизайна, чтобы увидеть, как мы можем создать их с помощью композиции:
Баланс : Вы можете сразу сказать, если часть не сбалансирована, даже если вы не знаете, почему. Чтобы сохранить баланс в произведении, вы должны убедиться, что визуальный «вес» одинаков с обеих сторон.
Это не означает, что вам нужен симметричный дизайн, потому что вы можете сделать это и асимметрично.
Например, если у вас есть один большой объект на одной половине вашей картины, вы можете рассмотреть возможность размещения двух меньших объектов на другой стороне, чтобы сохранить баланс.
Контраст : Мы обычно думаем о контрасте в связи со значениями, но он может относиться к любым элементам, которые сильно отличаются друг от друга.
Например, вы можете смешивать маленькие и большие формы в своей картине или сочетать прямые и изогнутые линии или холодные и теплые цвета.
Акцент : Подумайте, на чем вы хотите сфокусировать взгляд. Поместите фокус в привлекающее внимание место. Подумайте о центре вашего произведения или в соответствии с правилом третей, чтобы добиться этого.
Движение : Так глаз движется по разным линиям от объекта к объекту. Расположение ваших линий и сюжетов направляет зрителя. Имейте это в виду, когда будете создавать свою композицию.
Узор : Узор состоит из повторяющихся элементов, поэтому для достижения этой цели вы можете расположить похожие формы или цвета вокруг вашего изделия.
Ритм : С какой скоростью глаз перемещается по произведению? Повторение определенных форм и цветов может дать глазу передышку, прежде чем двигаться дальше, а прямые линии позволяют глазу быстро перемещаться.
Много одинаковых повторяющихся элементов близко друг к другу создают бешеный ритм (например, много быстрых ударов барабана), а элемент, который просто повторяется несколько раз, создает более спокойный ритм.
Единство : Это означает, что все в произведении «сочетается» либо через объединяющий элемент, такой как цвет, либо через визуальный вес. Таким образом, ни один объект не выглядит так, как будто он утяжеляет кусок.
Советы по планированию композиции
Поскольку композиция присутствует в каждом произведении искусства, думаете вы о ней или нет, крайне важно знать, как она составлена.
Давайте начнем с основ планирования композиции в вашем произведении.
Artwork by Natalia Dias @nataliadswКогда вы начнете обращать внимание на композицию в искусстве, вы заметите, что некоторые очень популярные аранжировки используются снова и снова. Вот несколько примеров:
Центральный объект : Вы часто видите это на портретах.
Здесь главная тема произведения размещена в центре страницы. Это привлекает внимание к объекту и создает симметрию, которая оказывает очень успокаивающее и стабильное действие.
Смещен от центра Объект : Объект смещен от центра. Поскольку это создает асимметричную композицию, это считается более «интересным» и перемещает взгляд зрителя по странице.
Симметричный узор : Узор — это когда элементы повторяются, и это обычно создает симметричную часть. Например, подумайте об узорах и узорах в мечетях.
Правило третей : Это очень популярный трюк для целенаправленного размещения фокуса в композиции.
Вот как это работает: Представьте себе квадратный или прямоугольный лист бумаги.
Если бы вы взяли карандаш и начертили две линии, чтобы разделить этот лист на три части, а затем повернули бумагу один раз и сделали то же самое, в итоге получилось бы что-то вроде этого:
Вот почему это называется правилом третей.
Вы видите области, где линии пересекаются? Согласно правилу третей, это самые интересные области, на которые можно сфокусировать внимание для баланса и гармонии.
Также ключевой момент: подумайте о том, куда вы хотите направить взгляд зрителя .
Вы хотите, чтобы он двигался по кругу?
Чтобы зигзагом пройтись по странице?
Вы хотите, чтобы он сосредоточился на одной области? Вы хотите, чтобы глаз остановился на дне, поднялся наверх или даже слился с куска? Имейте это в виду, когда будете расставлять предметы.
А как вы хотите, чтобы зритель чувствовал себя ?
На настроение произведения влияет множество различных факторов (например, цвет и тема). Композиция — лишь один из них.
Изучите правила, чтобы получить желаемый эффект, а не создавать случайно настроение, совершенно отличное от задуманного.
Artwork by Rodrigo Rizo @rodrigorizo_Если вы хотите, чтобы зритель чувствовал себя неловко и дезориентировался (что совершенно законно), вы можете нарушить правила композиции, чтобы добиться этого.
Теперь вот интересный момент для художников: следите за тем, куда ваши объекты смотрят или указывают .
Это все о линиях и подразумеваемых линиях.
Наши глаза следуют за линиями, независимо от того, видимы ли они, как указательная рука, или подразумеваются, как линия взгляда глаз в вашем произведении.
Если вы включаете человека или животное в свою работу, просто знайте, что ваш зритель будет смотреть туда, куда смотрит ваш объект.
Если ваш объект указывает или тянется, взгляд будет следовать за линией руки или ноги. Вы можете намеренно использовать это, чтобы направить взгляд, или вы можете случайно отправить своего зрителя туда, куда не хотели.
И не забывайте про отрицательное пространство .
Негативное пространство — это все, что не является субъектом.
Если взять пример с портрета, негативное пространство — это все, что находится вокруг человека.
Всегда хорошо знать формы, которые принимает негативное пространство между разными объектами. Это форма, которая будет привлекать внимание к произведению? Это форма, которая создает баланс и движение, или она заставляет вещи чувствовать себя неуравновешенными или отвлекающими?
Если вы действительно хотите углубиться в это, вы можете даже расположить свои объекты вокруг негативного пространства, чтобы создать определенные формы.
Треугольники, как правило, создают баланс и интерес к произведению, поэтому многие художники пытаются создать треугольники в своем негативном пространстве.
Известным примером этого является «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Обратите внимание на форму перевернутого треугольника между Христом и Иоанном Возлюбленным, фигуру слева от Христа. Это привлекает взгляд к фокусу (Христу), но затем направляет его к линии стола, которая не только заземляет фигуру, но и позволяет взгляду перемещаться вокруг других предметов, сидящих за столом.
Это может показаться сложным и ненужным, но в следующий раз, когда вы будете работать над произведением, уделите несколько секунд тому, чтобы обратить внимание на негативное пространство и форму, которую оно создает. Как это влияет на вашу работу?
Да, это звучит много, но композиция — это одна из тех вещей, которые становятся второй натурой художника после небольшой практики.
Чем больше вы будете замечать композицию в искусстве, архитектуре, фотографии и дизайне, тем больше вы будете узнавать ее в своих работах и использовать ее, чтобы формировать то, как люди воспринимают ваше искусство.
Автор: МакКелла Сойер
МакКелла — художник и писатель-фрилансер из Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Когда она не рисует и не пишет для клиентов, она любит писать художественную литературу, путешествовать и исследовать горы возле своего дома пешком, верхом или на горном велосипеде. Вы можете посмотреть ее работы на Etsy, а ее писательские услуги — на TheCafeWordsmith.com.
Что такое композиция в искусстве? Определение пояснено известными произведениями искусства
СодержаниеЧто такое композиция в искусстве? Определение
Элементы композиции
Правило трети
Правило пространства
Правило шансов
Правило Золотого треугольника
Правило золотой спирали
. соединение разных элементов. В то время как композитор соединяет ноты и аккорды для создания гармонии, то же самое делает и художник. Фотографы, художники и визуальные художники создают свои работы, следуя наборам правил композиции, которые передавались на протяжении всей истории искусства. Сегодня некоторые художники опираются на тот же набор правил и условностей, которые художники от классического искусства до эпохи Возрождения использовали в своей работе. Другие художники нарушают традиции и восстают против классических правил композиции.
В этой статье дается определение композиции в искусстве и рассматриваются способы, которыми художники и фотографы использовали эти методы для создания культовых и знаменитых произведений искусства, а также то, как другие нарушали свои правила, создавая впечатляющие произведения.
Что такое композиция в искусстве? ОпределениеКомпозиция произведения искусства определяется тем, как изображение изображено и размещено на холсте.
Другими словами, расположение элементов в произведении искусства . Художник использует композицию, чтобы расположить предмет и объект изображения таким образом, чтобы привлечь зрителя или создать визуально привлекательную сцену.
Художники стремятся компоновать сюжеты и объекты своих работ в визуально приятной манере, чтобы заинтересовать зрителя. Композицию можно считать замыслом или структурой того, что изображено — лесами, поддерживающими предмет в изображении, направляющими взгляд зрителя на произведение искусства.
Состав важен для привлекает внимание и создает динамический, спокойный или оживляющий эффект на объекте.
Исторически сложилось так, что художники использовали различные композиционные приемы для аранжировки объектов своих работ и создания баланса и гармонии . И художники придерживались этих приемов на протяжении всех радикальных потрясений начала двадцатого века. Даже художники-абстракционисты, такие как художник-боевик Джексон Поллок, согласовали свой процесс с тем, что он описал как «всеобщую композицию».
Итак, какие элементы составляют определение композиции в искусстве? Важны следующие элементы:
- Линия — путь, который направляет взгляд через произведение
- Форма — геометрические или органические области изображаемых объектов
- Цвет — значение и интенсивность пигментов
- Форма — глубина, ширина или широта
- Текстура — богатство поверхности
- Значение — свет и тьма, придающие форму предметам или объектам
- Пространство — наличие положительного или отрицательного пространства между субъектами и объектами
Какие правила используют художники, чтобы упорядочить эти элементы? Вот несколько основных композиционных правил.
Правило третейПравило третей Композиция следует логике, состоящей в том, что путем разделения холста на три равные части и размещения предметов или объектов вдоль этих линий создается сбалансированная и визуально привлекательная композиция.
Размещение предметов рядом с горизонтальными и вертикальными линиями создает баланс и гармонию в картине. Возьмем, к примеру, Madchem am Strand Макса Нонненбруха. Субъект помещается вдоль первой вертикальной линии холста, а его нижняя и верхняя части тела идеально выровнены по с верхней горизонтальной и нижней горизонтальными третями. Оставшиеся две горизонтальные трети оставлены ландшафту.
Макс Нонненбах, Madchem am Strand, 1920
В картине Яна ван Гойена «Вид на Харлем и Харлеммер Меер», 1646 г., художник изобразил пейзаж колокольни церкви Святого Бавона в Харлеме. Вместо того, чтобы дать место своему топографически точному взгляду на пейзаж, он отдает две трети обширного холста катящимся облакам в небе. Панорамная и атмосферная работа повлияла на картины голландских мастеров семнадцатого века.
Йоханнес Вермеер был экспертом в создании ощущения глубины в своих работах, выравнивая предметы с горизонтальными линиями на своих картинах. В Спящая служанка , он выравнивает голову спящей служанки горизонтальной линией вверху и кувшин на столе нижней линией. Использование прямых линий не только разделяет предметы и объекты работы по холсту, но и создает глубину, уходящую назад в комнату позади спящей женщины.
Использование отрицательного пространства также является композиционным элементом, с которым играют художники.
Правило пространстваПравило пространства в искусстве используется художниками, чтобы дать иллюзия движения внутри произведения искусства и обеспечивают контекст изображения.
На картине Макса Нонненбруха персонаж смотрит на море, которое направляет взгляд зрителя в открытое пространство. При этом он использует правило пространства , чтобы придать композиционную ценность движению моря.
Оставлять открытое пространство в том месте, куда направлен взгляд субъекта, или оставлять пространство впереди или позади субъекта, чтобы подчеркнуть движение, — эффективное использование этого композиционного правила.
Правило шансовПоля Сезанна, увлеченного живописью vanitas на рубеже двадцатого века, заставили его поиграть с правилом шансов. В своей картине «Пирамида черепов », 1901 г., он составил три черепа на столе в форме треугольной пирамиды, что также является еще одним правилом композиции. Почему Сезанн выбрал три, а не два или четыре черепа?
Это правило вероятности предполагает, что нечетное количество объектов на изображении более интересно , чем четное число. Композиционное правило основано на идее, что симметрии создают формальную, менее натуралистическую композицию, чем нечетные числа.
Правило золотого треугольникаХудожники используют треугольников для обрамления своих объектов . Правило золотого треугольника гласит, что композиции можно разделить на четыре треугольника разного размера. Эти треугольники созданы с помощью диагональной линии от верхнего угла к нижнему углу с двумя дополнительными линиями на 9.углы 0 градусов.
Луккская Мадонна Яна ван Эйка, 1437 год, Музей Штеделя.
Композиционный макияж можно использовать, поместив объект в треугольник, чтобы обрамить фокус работы Яна ван Эйка Lucca Madonna , в которой используется композиционный подход золотого треугольника. Возможно, более знаменита картина да Винчи «Мона Лиза », в которой локти, руки и голова субъекта образуют треугольник, — использует треугольную линию, чтобы привлечь внимание к выражению лица субъекта.
Размещение объекта в центральном треугольнике создает большее ощущение интимности в изображении и фокусирует внимание зрителя на основном объекте.
Картина Яна ван Эйка вызывает ощущение спокойствия и безмятежности, отчасти благодаря симметрии работы. Сцена спокойная, уравновешенная и сосредоточенная . Другие композиционные приемы делают прямо противоположное.
Правило Золотой спиралиИспользование Золотая спираль создает ощущение динамизма внутри картины.
Эта композиция, также известная как Золотое сечение или спираль Фибоначчи, состоит из прямоугольника, разделенного на два квадрата. К прямоугольнику добавляется квадрат, равный длине самой длинной стороны прямоугольника, и ряд диагональных точек на каждом квадрате создает путь, по которому спираль проходит через изображение.
Фрагмент золотой спирали на картине Хокусая «Большая волна у Канагавы», 1831 г.
Знаменитый японский художник Хокусай в году «Большая волна у Канагавы » использовал технику Золотой спирали. Спиралевидная волна находится в левой части картины, даря пространство движению моря справа и органической спиральной форме слева. Эта асимметрия оживляет картину и привлекает внимание к круговому движению прибоя.
Дж. В. М. Тернер был, пожалуй, величайшим британским художником-пейзажистом 19 века. Он был пионером в тщательном изучении света, цвета и атмосферы для выражения важных исторических, мифологических, литературных и повествовательных форм. В своем морском пейзаже Боевой Темерер, вытащенный на последний причал, чтобы быть разбитым , он использует композиционную форму «Золотая спираль», чтобы наэлектризовать картину. Слева, внутри «спирали», происходит бой. Корабль горит, а справа пейзаж обеспечивает контекст для сцен и при этом уравновешивает динамизм повествования с гармонией пейзажа.
Дж. В. М. Тернер, Боевой темперамент, которого тянут к последнему причалу, чтобы разбить, 1838 г., холст, масло, 1839 г.; в Национальной галерее, Лондон.
Нарушение правил
На протяжении всей истории современного искусства художники восставали против условностей композиционных правил. Возьмем, к примеру, картину Пикассо «Авиньонские девицы ». Компактная постановка женщин на холсте знаменует радикальный отход от традиционной композиции и перспективы в живописи. На нем изображены пять обнаженных женщин, составленных из плоских расколотых плоскостей, чьи лица были вдохновлены иберийской скульптурой и африканскими масками. Картина положила начало кубистическому движению, в котором фрагментарные плоскости объектов и предметов отображались одновременно. Лица испытуемых, иногда видимые под разными углами, появляются из этого сжатого пространства, как будто они должны выйти из холста.
В 1940-х годах американский художник-абстракционист Джексон Поллок начал рисовать капельками. Эта техника радикально изменила не только традиционные подходы к живописи, но и наше понимание композиционных форм. В Горизонтальная композиция , 1949 год. Он положил свой холст на пол и забрызгал его краской, когда шел по нему.