«Звуки и буквы — не одно и то же»
Звуки и буквы — не одно и то же.
Учитель начальн\ных классов Куренная А.Ю.
Понятие «звук»
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.
Звук
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят.
ЗВУКОВ — 42
Буквы
Понятие «звук»
Звуки мы слышим и произносим.
ЗВУКОВ — 42
Задание 1.
Этот старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками к болоту.
А
Задание 1.
Раскололся тесный домик На две половинки И посыпались в ладони Бусинки – дробинки.
Г
Задание 1.
В землю тёплую уйду, К солнцу колоском взойду, В нём таких, как я, Будет целая семья.
З
Задание 1.
В полотняной стране По реке простынк Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать!
У
Понятие «буква»
Буквы мы пишем, читаем.
БУКВ — 33
1. БУКВЫ МЫ ПИШЕМ.
БУКВА – это значок для обозначения звука.
2. БУКВЫ МЫ ВИДИМ.
3.БУКВЫ МЫ НАЗЫВАЕМ.
Каждая буква имеет своё название.
Итак, повторим самое главное:
слышим.
— ЗВУКИ МЫ
пишем.
— БУКВЫ МЫ
Потренируемся отличать звуки от букв.
Задание 2.
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный!
ДОМ
ОТВЕТ:
3 звука
Задание 2.
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий…
ЛИСТ
ОТВЕТ: 4 звука
Задание 2.
Хоть в нем очень много дыр,
Мышка очень любит …
СЫР
ОТВЕТ: 3 звука
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Если ваши пальчики устали, то можно сделать для них упражнение под общим названием «Музыкант».
Представьте, что вы музыканты и умеете играть на разных инструментах.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на пианино, при выполнении постарайтесь как можно сильнее ударять кончиками пальцев по клавишам.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на дудочке, с напряжение перебирая пальцами.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на баяне, с напряжение перебирая пальцами.
Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах.
Царство звуков
Царство букв
буквы мы видим
звуки мы слышим
Когда мы пишем, то переводим звуки из мира слышимого в мир видимого. Мы словно надеваем на звуки одежду в виде значков – букв.
А когда мы читаем, то делаем наоборот: переводим видимые значки в звучащие слова.
Задание 4.
Послушайте стихотворение и определите, какие буквы «сбежали» со своих мест или заняли чужие места.
К Р ОТ.
Землю роет старый КОТ. Под землёю он живёт.
Р
Задание 4.
Там темно. Попросим папу Нам включить поярче ЛАПУ.
ЛА М ПУ.
М
Задание 4.
Говорит Володе Коля:
ТРОЙКУ
3
С
Задание 4.
От меня сбежал КОТЁЛ На него я очень зол.
КОЗЁЛ
З
Т
Задание 4.
Любопытные мартышки Собирают с ёлок ФИШКИ.
ШИШКИ.
Ф
Ш
Задание 4.
Здесь хорошее местечко, Протекает рядом ПЕЧКА.
РЕЧКА.
П
Р
Задание 4.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят ДВЕРИ.
ЗВЕРИ.
Д
З
Задание 4.
Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ.
ЛАПКИ.
Л
Ш
Мишуткина академия
Задание 1.
Мама частенько называет своего сына женским именем. Каким?
Мила Соня Даша Таня
Мишуткина академия
Задание 2.
Благодаря какому оружию в русском языке появилось слово СТРЕЛЯТЬ?
ПУШКЕ РУЖЬЮ ЛУКУ КОПЬЮ
Раньше слово «стрелять» употреблялось только в связи со стрелами, стрелами стреляют из лука.
Итак, повторим самое главное:
слышим.
— ЗВУКИ МЫ
пишем.
— БУКВЫ МЫ
Потренируемся отличать звуки от букв.
«Буквы ы, и. Звуки, обозначаемые этими буквами.»
Тема: Буквы
Цель:
- дать представления об особенностях букв ы, и;
- научить правильно писать и отличать буквы ы, и русского алфавита от украинского;
- развивать связную речь.
Оборудование: учебник, учебные тексты, слайды, рисунки по теме «Осень».
Знать — особенности произношения и написания букв ы, и.
Уметь — правильно писать и отличать написание букв ы, и.
Ценить — красоту и величие русского слова.
Проблема, над которой мы будем работать: «В чем особенности букв ы, и в русском языке?»
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
- Слушание композиции Чайковского «Осень» (слайды на тему «Осень»)
- Речевая разминка
- Чтение отрывка из стихотворения А. С.Пушкина “Осень” учителем
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
- Хоровое чтение
- Беседа по вопросам
— Какие картины вы представили, слушая стихотворение А.Пушкина?
— О каком времени года идет речь?
— Какое настроение передается?
— Назовите слова, которые передают эти чувства?
— Найдите слова в переносном значении (одетые леса)
— Кому из вас нравится осень? Почему?
- Словарная работа
Природы увяданье –
Багрец – темно-красный цвет
- Выразительное чтение по очереди вполголоса. Работа в парах.
Объявление темы и задач урока
Слово учителя
И вот в такое прекрасное время года мы проводим наш с вами урок.
Что вы ждете от урока?
Вспомним сколько, есть гласных звуков? (шесть)
А сколько букв есть в русском алфавите для обозначения этих звуков на
письме? (Десять), (Слайд)
[а] [о] [э] [и] [ы] [у]
а/я о/е э/е и ы у/ю
Назовите гласные звуки, которые чаще всех встречаются в словах стихотворения, которое мы читали? (ы, и)
Слово учителя
С этого урока мы начинаем работать над буквами, которые отличают русский алфавит от украинского.
Это буквы ы, и.Вы должны:
Знать особенности произношения и написания букв ы, и.
Уметь правильно писать и отличать написание букв ы, и.
Ценить красоту и величие русского слова.
Изучение нового материала
- Работа по таблице
Запомните как пишутся буквы ы, и и какие звуки обозначают
Слово учителя
При произношении [ы] рот открыт шире, края языка приближаются к задним верхним зубам. Когда же мы произносим [и], рот сужен, язык выгибается к небу и продвигается вперед.
- Произношение звуков [ы], [и]
- Написание букв ы, и.
Большая буква И. Начинаем с закругления вверху не отрывая руки пишем две палочки с закруглением внизу.
Маленькая буква и. Не отрывая руки, пишем две палочки с закруглением внизу.
- Упражнение в написании букв И и.
Заглавной буквы ы не бывает в русском языке. Какие элементы у этой буквы?
(Прямая наклонная)
- Упражнение в написании буквы ы
- Упражнение в чтении слов
Задание: прочитать и определить особенности этих звуков:
Мыл — мил, был — бил, выл — вил, мышка — мишка, рысь — рис
Задание: списать слова, подчеркнуть буквы ы, и.
- Чтение и сопоставление украинских и русских слов.
Задание: прочитать и сравнить украинские и русские слова
По-українськи | По-русски |
И Ми Дим Сади | Ы Мы Дым Сады |
І, ї Іду Іра Вітамін | И, и Иду Ира Витамин |
В чём же особенности букв ы, и?
- Робота с учебником
Упражнение 60
Задание: образовать новые слова, записать пять примеров.
- Работа в парах
Упражнение 61
Задание: составить устно по таблице несколько предложений. Записать одно предложение.
- Игра «Отгадай слова» (записаны на доске)
Задание №1: Вставить буквы и или ы
Зелён…й Маленьк…й
Жёлт…й Жёлтеньк…й
Холодн…й Тоненьк…й
Дождлив…й Тёпленьк…й
Солнечн…й Красненьк…й
(Сад, листок, ветер, день, кустик, взгляд)
Задание №2: Подобрать пары слов
- Работа с текстом
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие листья.
Сверкающий иней и бабочки.
Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Птицы и тишина.
И грустно, и радостно.
(Н. Сладков)
- Чтение текста учителем, ученики, следя за чтением, определяют:
V — знал
+ — новое слово
– — думал иначе
? — не понял
- Определение темы текста.
- Словарная работа.
- Сравнение содержания текста с рисунком.
Задание:
- Назвать слова, в которых пишутся буквы ы, и.
- Составление диалога по содержанию текста.
- Аня, какое это время года?
- Осень.
- Какой в сентябре лес?
- Странный. В нём рядом весна и осень.
- А какого цвета лист и травинка?
- Жёлтый лист и зелёная травинка.
- Тебе нравится такое время года!?
- Конечно. Я очень люблю осень.
- Представьте себя художниками.
Какие краски вы использовали бы? Почему?
- А какие слова в тексте есть ключевыми?
- Подберите к ним близкие по значению слова.
Странный лес (удивительный, необычный, таинственный) Поблекшие травы (сухие, вялые)
Тёплое солнце (радостное)
Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- В чём особенности русских букв ы, и?
- Чем отличаются они от украинских букв?
- Перевод на русский язык.
Хмари – Тучи
Кущі – Кусты
Птах – Птицы
Дерева – Деревья
Очерет – Камыш
- Работа над текстом
Игра «Оживить картинки»
- Загадки:
- На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками … (розы).
- Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк,
Лепестками блестят, как лак,
Распустился красный … (мак).
- Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
И с собою унесла. (лиса)
Задание:
Записать транскрипцию слов-отгадок, определить количество звуков букв.
Розы [ р, о, з, ы ] — 4 б., 4 зв.
Мак [м, а, к ] — 3 б., 3 зв.
Лиса [ л, и, с, а ] — 4 б., 4 зв.
Домашнее задание
- Упражнение 70
- Стихотворения об осени
- Рисунки «Осень в моём саду»
Упражнения по распознаванию букв для дошкольных учреждений и детских садов
Учителя всегда находятся в поиске эффективных упражнений по распознаванию букв, поскольку обучение распознаванию букв и звуков является важным шагом в обучении чтению.
Один из первых шагов, который сделает ваш ребенок в обучении чтению, — это развитие навыка, называемого распознаванием букв. Прежде чем ваш юный ученик сможет начать произносить слова, смешивать слоги или осваивать другие основы раннего чтения, он должен научиться различать буквы.
Важность распознавания букв в раннем детстве
Распознавание букв является важным навыком в раннем детстве.Обучаете ли вы дошкольников навыкам распознавания букв? Когда дело доходит до навыков чтения, распознавание букв является важной частью!
В этом посте мы расскажем все о распознавании букв, а также о множестве заданий по распознаванию букв, чтобы ваш дошкольник мог начать свое путешествие перед чтением.
Часто задаваемые вопросы О том, как научить распознаванию букв
Обучение распознаванию букв во многом связано с обучением дошкольников алфавиту. Вот несколько часто задаваемых вопросов о том, как научить дошкольников алфавиту (и навыкам распознавания букв).
Как учить дошкольников алфавиту?
Дошкольники нуждаются в длительном знакомстве с алфавитом. Им нужны четкие инструкции, а также множество косвенных инструкций по алфавиту.
Вот где знание букв строится через игровые и естественные действия в повседневной жизни. Чтобы начать учить вашего дошкольника алфавиту, попробуйте следующее:
~ Читать много-много книг с картинками!
~ Укажи на распечатку вокруг себя.
~ Научите ребенка буквам его имени.
~ Выучить каждую букву явно.
~ Выполняйте также множество действий с целым алфавитом.
~ Выполняйте практические упражнения по азбуке.
~ Пойте песни с буквами.
В каком порядке учить дошкольников буквам?
Алфавит не следует учить в алфавитном порядке. При обучении алфавиту большое внимание уделяется начальным буквам. Это, вероятно, будут те, которые ваш ребенок увидит и запомнит больше всего, так как эта Алфавитная песенка такая запоминающаяся!
Вместо этого учите буквы в том порядке, как часто они появляются в легко расшифровываемых словах. Сначала следует учить такие буквы, как с, т, р, м, н, а, о и р. Это «высокочастотные» буквы и акцент на этих буквах в первую очередь позволит детям быстрее начать читать простые слова.
Дополнительная литература
Что такое распознавание букв?
Алфавитное распознавание иногда называют распознаванием букв или идентификацией букв, но все три термина имеют одинаковое значение. Действия по распознаванию букв относятся к способности визуально распознавать буквы алфавита посредством практических занятий, и они имеют решающее значение в дошкольном образовании.
Эффективные упражнения с алфавитом, которые помогают в обучении распознаванию букв, включают:
- сопоставление букв одного регистра
- сопоставление прописных и строчных букв
- букв названия в обоих случаях
- различает буквы одинаковой формы, такие как C/G, M/W, d/b и p/q
Некоторые могут даже зайти так далеко, чтобы сказать, что истинное распознавание букв также включает в себя возможность назвать каждую букву и сопоставить это имя буквы с ее письменной формой, как в верхнем, так и в нижнем регистре, как в рукописном, так и в курсиве.
Ребенок учит буквы и цифры. Малыш с красочными деревянными блоками abc. Маленький мальчик пишет слова с помощью развивающих игрушек. Дети делают домашнее задание за белым столом. Спальня для детей дошкольного возрастаЗачем проводить с детьми занятия по распознаванию букв?
Распознавание букв важно, потому что оно позволяет начинающим читателям понять, как печатный текст связан с разговорным языком.
Владение названиями букв может облегчить юным читателям изучение звуков букв. Звуки многих названий букв тесно связаны со звуком, который издает буква.
Например, произнесите букву «д», и вы услышите звук /д/. Произнесите букву «м», и вы услышите звук /м/. Многие буквы алфавита следуют этому принципу, поэтому, даже сосредотачиваясь на распознавании букв, дети также знакомятся с звуками букв и изучают их. Это увеличивает их общее знание букв.
Вот почему распознавание букв является одним из самых первых навыков, которым дети учатся, когда начинают читать. Он параллелен фонологическому осознанию и предшествует фонематическому осознанию и декодированию.
Как вы обучаете распознаванию букв?
Исследователи и опытные преподаватели согласны с тем, что эффективное обучение идентификации букв представляет собой тщательный баланс как явного введения, так и обучения конкретным буквам и частого знакомства с этими буквами в различных формах, как изолированных, так и в тексте.
Что нужно для изучения букв?
Проще говоря, лучший способ научить ваших дошкольников алфавиту — следовать следующим периметрам:
- явный введение букв
- явные инструкции отдельных букв
- частое знакомство с письмами в разных формах
- частое изолированное воздействие
- частое воздействие внутри текста
Такое комбинированное обучение помогает детям выучить названия букв, формы и звуки по отношению друг к другу в веселой и увлекательной форме.
Детям следует предлагать разнообразные учебные материалы для изучения алфавита. Это может включать в себя практические занятия по алфавиту и некоторые рабочие листы по распознаванию букв для детей старшего возраста.Каковы четыре компонента распознавания букв?
Все дети уникальны и не приобретают навыки распознавания букв одновременно, однако большинство детей знают алфавит к моменту поступления в детский сад.
Хорошо продуманная и эффективная учебная программа по фонетике будет включать следующие четыре компонента распознавания букв.
Изучение букв состоит из четырех компонентов.
- распознавание букв
- называние букв
знание букв и звуков - формирование буквы
Упражнения по распознаванию букв для дошкольников и детсадовцев
Ниже приведены несколько очень простых, легко подготавливаемых заданий по распознаванию букв , которые помогут вам начать работу. Вы найдете несколько бесплатных карточек с алфавитом, практические занятия, такие как сенсорные корзины, и даже практику визуального различения. Используйте эти идеи для дополнительной практики с учащимися детского сада, испытывающими затруднения, или для занятий в небольших группах в дошкольных учреждениях.
ABC SongКаждый день пойте своему ребенку песенку с алфавитом и приглашайте малыша присоединиться к ней. Если у вас дома есть карточки с алфавитом, указывайте на каждую букву во время пения.
Вот один из наших любимых плейлистов YouTube с песнями про алфавит, в которых есть каждая буква алфавита.
АзбукиЧитайте ребенку буквари. Доступны буквально сотни, некоторые даже похожи на истории. Предложите ребенку поговорить с вами о картинках. Пусть ваш дошкольник тоже обведет букву на каждой странице.
Вот некоторые из наших самых любимых алфавитных книг автора Джерри Паллоты. Дошкольникам нравятся его азбуки, потому что они посвящены определенной теме.
Кроме того, вы можете создавать собственные алфавитные книги. Мои интерактивные азбуки — один из самых популярных моих продуктов.
Карточки с алфавитомПовесьте карточки с алфавитом в спальне вашего ребенка или в другом месте, которое будет хорошо видно вашему ребенку. Произносите алфавит каждый день, указывая на буквы, когда вы их произносите. Сделайте это частью утреннего или утреннего распорядка вашего ребенка.
Рабочие листы по распознаванию букв
Для некоторых дошкольников рабочие листы по распознаванию букв могут быть эффективным способом обучения и закрепления навыков называния букв и запоминания звуков букв. Просто добавьте один рабочий лист с алфавитом в свою неделю, когда вводите новую букву.
Написание азбукиПредоставьте вашему ребенку все возможности для изучения букв, выделив время для написания фокусных писем. Позвольте вашему ребенку исследовать письмо с помощью сенсорной игры и различных письменных принадлежностей. Попробуйте маркеры, мелки, карандаши, пальчиковые краски или пишите различными материалами, такими как гель для волос, крем для бритья, краска, песок или соль.
Сборка азбуки
Дайте ребенку пуговицы, помпоны, ватные шарики, маленькие камни, болты, кубики unifix или другой набор фишек, чтобы он поместил их на распечатку письма. Создание букв является предпочтительным способом обучения формированию букв, а не занятиям с ручкой и бумагой, таким как рабочие листы по распознаванию букв для дошкольников.
Создать поделки ABC
Сделай животное из буквы, смотрящей на тот же звук животного. Например, из буквы «д» сделать утку, а из буквы «м» — лося. У Totally Tots есть отличная коллекция идей. У Red Ted есть забавная коллекция идей для письма от руки, которые так забавны!
Азбука окружающей средыОбращайте внимание на буквы в повседневной печати, например, на коробках с продуктами, вывесках магазинов и рекламных щитах. Нажмите здесь, чтобы прочитать мой пост об экологической печати.
Бесплатные печатные упражнения по распознаванию букв
Исследователи и преподаватели согласны с тем, что начинающие читатели добиваются большего успеха в чтении, когда они могут быстро и точно вспомнить названия букв до того, как они освоят базовую фонетику. Этот пост был загружен информацией о том, почему мы должны учить пресс, а также о мероприятиях по обучению алфавиту.
Вот еще несколько бесплатных распечаток букв для дошкольников.
Дополнительные ресурсы по распознаванию букв
Справочник по обучению чтению от CORE Акустика от А до Я от А до Я Откровенный разговор о чтении: как родители могут изменить ситуацию в раннем возрасте Годы Сьюзен Л. Холл и Луиза С. МоутсСара Панкони, MAT
Я Сара, педагог, ставшая домохозяйкой пятерых детей! Я владелец и создатель Stay At Home Educator, веб-сайта о преднамеренном обучении и целенаправленном обучении в раннем детстве. Я преподавал на разных уровнях, от дошкольного до колледжа, и всего понемногу между ними. Сейчас я сосредоточен на обучении своих детей и управлении дошкольным учреждением из моего дома. Полномочия включают: бакалавры в области искусства, магистры в учебной программе и инструкции.
stayathomeeducator.com/
Изучение звуков букв — PreKinders
Карен Кокс | Партнерское раскрытие информации | Filed Under: Фонологическая осведомленность
Эти игры помогают детям дошкольного возраста практиковать изучение букв в увлекательной игровой форме.
Звуковые чашки
Используйте 26 одноразовых прозрачных чашек для пунша и пометьте каждую чашку буквой. Этикетки для чашек Letter можно скачать ниже. Соберите набор мелких безделушек (вы можете попросить родителей и друзей прислать вещи), таких как пластиковая ящерица, маленький блок, часы, пластиковая лягушка, пластырь, ожерелье, пуговица, игральные кости. Поместите безделушки в корзину. Дети распределяют каждую безделушку по начальному звуку в буквенную чашку.
Вы можете использовать все 26 чашек одновременно или выбрать 3-4 чашки с буквами, чтобы дети могли сосредоточиться на них. При поиске предметов, которые можно положить в чашки, ищите мини-игрушки в долларовом магазине (особенно наборы животных и жуков), посмотрите на миниатюры кукольных домиков, поищите мини-предметы в магазинах для рукоделия.
Загрузить: Этикетки Letter Cup
Стереть звук
Нарисуйте рисунок на доске для сухого стирания. В примере ниже я нарисовал снеговика. Подзывайте детей по одному, чтобы стереть то, что на картинке начинается с чего-то. На этой картинке дети могут стереть что-то, что начинается на Н (шапка), что-то, что начинается на Б (пуговицы), что-то, что начинается на Н (нос). Продолжайте, пока все не будет стерто.
Загадочная сумка
Поместите в сумку три предмета, названия которых начинаются на одну и ту же букву (например, мяч, жук и кнопку для Б). Попросите ребенка вытащить каждый предмет из пакета и назвать каждый предмет. Пусть класс угадает «загадочное письмо».
Угадай, кто?
Произнесите три слова и попросите детей угадать, чье имя начинается с того же звука, что и эти три слова. Например, назовите:
- озеро
- лимон
- лампа
Класс угадает Леви . Если в вашем классе есть несколько детей (например, Леви, Люси и Лейтон), которые начинают с этого звука, класс может назвать их всех.
Я подготовил список слов для каждой буквы, которые вы можете использовать для своих учеников. Загрузите список ниже.
Загрузить: Список звуков начальных букв
Имена монстров
Пусть дети встают, топают и рычат, когда вы произносите их «Имя монстра». Замените первую букву имени каждого ребенка на букву М. Например, имя Брейдена станет «Безумный монстр Маден», а имя Эшлин станет «Безумный монстр Машлин».
Произнеси два слова
Произнеси два слова и попроси детей встать, если слова начинаются с одного и того же звука. Попросите их сесть, если они этого не сделают. Например,
кошка – корова (встать)
шляпа – коза (сесть)
Игры на прослушивание букв
Дети слушают начальные звуки в словах и используют маркеры бинго, чтобы штамповать букву каждый раз, когда они слышат звук буквы. Получите игру для печати здесь: Letter Sounds Listening Games.
Карточки с упражнениями «Звуки букв»
Дети смотрят на картинку, говорят слово и находят букву, соответствующую начальному звуку.