Почему Ахматову считали любовницей Николая II
22 января 2019
Кириллица
Написанные в 1966 году поэтом Ярославом Смеляковым строки в память о почившей Анне Ахматовой внесли настоящую сумятицу в умах её поклонников. Всё дело в том, что перечисляя имена тех, с кем была связана жизнь звезды Серебряного века русской поэзии, он упомянул Блока, Пушкина, Кузьмина и императора. Хотя биографы так и не обнаружили однозначных доказательств реальности романа между Ахматовой и Николаем II, над их фигурами до сих пор витает шлейф этого слуха.
Фото: Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой»Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой»
Сероглазый король
Видео дня
По утверждению исследователей Владимира и Натальи Евсевьевых, если бы факт близости с Николаем II не имел места быть, то Ахматова опровергла бы этот миф, как она это делала в отношении Александра Блока, с которым ей приписывали любовную интрижку.
Однако Анна Андреевна хранила таинственное молчание, лишний раз, подогревая интерес к данной странице своей жизни.
Хотя исследователи творчества поэта заявляют, что ответ на этот вопрос можно найти в стихах, составляющих костяк её дебютного сборника «Вечер», вышедшего в тираж в 1912 году, когда она уже была супругой Николая Гумилёва.
Согласно их мнению, все сочинения, в которых присутствует образ «сероглазого» мужчины, безусловно посвящены императору Николаю II, поскольку из воспоминаний иностранных послов достоверно известно, что у него были необычные серые глаза.
В этой связи особого интереса заслуживает написанное в 1910 году стихотворение «Сероглазый король», наполненное душевными терзаниями замужней барышни, навсегда потерявшей своего настоящего венценосного возлюбленного.
Другим произведением, в котором Евсевьевы усмотрели намёк на Николая II, является «Смятение» (1913 год), где снова фигурируют очи «загадочных древних ликов», способные «приручить» непокорную героиню.
Эмигрантская версия
Мысль заострить внимание на стихотворных образах Ахматовой Евсевьевым подали представители «белой» эмиграции, с которыми они сблизились во время проживания в Провансе. Лично знакомые с Анной и многими представителями петербургского бомонда начала XX века, они настаивали на том, что между поэтом и императором в 1910-х годах существовала страстная любовная связь.
Вера Булыгина, представлявшаяся юношеской подругой Ахматовой, утверждала, что последняя, буквально сходила с ума по правителю, ревнуя его к прежней пассии – балерине Матильде Кшесинской.
Будучи тайной фавориткой Николая II Ахматова сожалела о своём высоком росте, с завистью мечтая о миниатюрных и женственных параметрах танцовщицы.
Кроме того масло в огонь подлила изданная в 1934 году в Берлине сатирическая книга Юрия Анненкова «Повесть о пустяках», в которой Евсевьевы обнаружили цитату: «Вся литературная публика в те годы судачила о романе Николая II и Ахматовой».
Косвенные доказательства
Воодушевлённые этой версией, биографы начали искать косвенные подтверждения своей сенсационной гипотезы.
В итоге они предположили, что знакомство пары могло произойти в Царском селе, где окна дома Ахматовой смотрели прямиком на Александровский дворец – резиденцию императорской семьи, парки которой были открыты для свободного посещения.
По мнению Евсевьевых, именно связью с венценосной особой объясняется стремительный успех дореволюционного творчества Ахматовой, которая самолично называла стихи из сборников «Вечер» (1912) и «Четки»(1914) «беспомощными», в то время как официальные критики пели им дифирамбы.
Вероятно, никто из них не осмеливался дать правдивую оценку литературному таланту Анны лишь из боязни прогневить её любовника Николая II.
Кстати, как предполагают, некоторые биографы, именно из-за романтических отношений с императором Ахматова всю жизнь испытывала магическое влечение к мужчинам с именем Николай: так звали двух её мужей – Гумилёва и Пунина, а также любовника Недоброво.
Царские амбиции
Ища причину, по которой Анна Горенко выбрала в качестве псевдонима фамилию Ахматова, которая принадлежала её прабабушке, а например не Стогова (девичья фамилия матери), Мотовилова или Воронина (фамилии бабушек), Евсевьевы отмечают её царские амбиции.
Согласно изысканиям самой Анны фамилия её бабушки по материнской линии свидетельствовала о её принадлежности к известному ханскому роду борджигинов, к которому восходил своими корнями Чингисхан.
Побывав в роли императорской фаворитки Анна, вероятно, хотела продемонстрировать всем и своё высокое происхождение, поэтому и стала подписываться псевдонимом Ахматова.
Кроме того, все знавшие поэта лично, непременно отмечали авантажность её манер, которые она «простая мещанка», скорее всего, переняла от своего аристократического покровителя.
Писатель Корней Чуковский, описывая образ Ахматовой отмечал: «В ее глазах, в осанке и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая особенность ее личности: величавость царственная, монументально важная поступь…», а сын – Лев Гумилёв, часто одёргивал родительницу словами: «Мама, не королевствуй!».
Внебрачный сын
Кстати, единственный ребёнок Анны Андреевны тоже не остался в стороне от всей этой истории, поскольку советский литературовед Эмма Герштейн в своей работе «Из записок об Анне Ахматовой» напечатала сенсационную строку: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» — потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Не оставив больше никаких комментариев Герштейн однозначно настаивает, на том, что ставший известным археологом, критиком, переводчиком и прозаиком Лев Гумилёв приходится внебрачным сыном императора Николая II!
Люди,Николай II,Юрий Анненков,Лев Гумилев,Матильда Кшесинская,Корней Чуковский,Николай Гумилев,Анна Ахматова,
8Анна Ахматова была любовницей Николая II?
Слухи о любовном романе Анны Ахматовой, пережитом в пору ранней молодости, смаковала вся русская эмиграция. А в Советском Союзе об этом факте биографии знаменитой поэтессы говорили лишь полунамеками. Сама Анна Ахматова ничего не опровергала, но и не подтверждала. Еще бы! Ведь связь настоящая или даже мнимая с расстрелянным большевиками последним императором России Николаем II могла обернуться большими неприятностями.
1966 году известный советский поэт Ярослав Смеляков написал стихотворение на смерть Анны Андреевны Ахматовой. В нем есть такие строки:
…Ведь с вами связаны
жестоко
их всех, ушедших, имена –
от императора до Блока,
от Пушкина до Кузмина…
Упоминание имен известных поэтов не вызывает удивления. Ахматовой упорно приписывали интимную связь с Александром Блоком. Правда, она всячески отрицала, говоря, что если роман и был, то исключительно платонический. С Пушкиным тоже все ясно – его гений вдохновлял поэтессу на творчество. Что касается Михаила Кузмина, популярного в те годы поэта, известного своей нетрадиционной ориентацией, их связывали приятельские отношения. Но почему вдруг Смеляков включил в эту компанию императора? Похоже, он намекал на слух, тянувшийся шлейфом за Ахматовой, о ее страстном увлечении в юности Николаем II. То, что эти слухи витали в воздухе, подтверждают и эмигранты – петербургские художники Наталья и Владимир Евсевьевы. Им пришлось жить в Провансе, в среде потомков русской интеллигенции, бежавшей из революционной России. И по их словам, доводилось общаться с представителями первой волны, которые среди прочих баек рассказывали и о том, что Ахматова в 1910-е годы была тайной фавориткой царя. К тому же в 1934 году в Берлине вышел сатирический роман сверстника Ахматовой, художника Юрия Анненкова, под названием «Повесть о пустяках». В нем он тоже коснулся этой пикантной темы, упомянув, что вся литературная публика в дореволюционные годы судачила о близости Николая II и Ахматовой.
1910-е годы. Анна в это время замужем. Но ее семейная жизнь вовсе не безоблачна. После шести лет ухаживаний, добившись согласия выйти за него замуж, Николай Гумилев продолжал отношения с другими девушками. Жена в его поэтической душе никак не могла оставаться той самой Прекрасной Дамой, что вдохновляет на творения. А в 1912-м он влюбился в юную племянницу Машу Кузьмину-Караваеву. Нахлынувшие на него чувства, да еще с трагическим оттенком – барышня смертельно больна туберкулезом, он не скрывает от Анны.
А что она? Супруг после свадебного путешествия оставил ее одну, уехав путешествовать по Африке. Хранить верность молодому мужу она, конечно, могла, но это было не в ее правилах. Себя она называла «царскосельской грешницей», мужчин познала задолго до замужества и никогда не отличалась целомудрием. Гумилев был для нее больше авторитетом от поэзии. Но, к неудовольствию начинающей поэтессы, муж считал ее стихи слабыми и недостойными печати. Впрочем, его мнение разделял и Блок, которому Гумилев однажды отдал творения жены на рецензию. Что же касаемо любви к мужу, то она и прежде, до открытых измен, пылких чувств к нему не испытывала. По словам одной из подруг Ахматовой, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место.
Молва уверяла: одна из страниц той жизни – тайная связь с царем. Из окон ее дома в Царском Селе открывался прекрасный вид на Александровский дворец, где с женой и детьми жил Николай II. Император любил прогуливаться по тенистым аллеям парка. Теоретически Ахматова вполне могла видеть там царя и даже познакомиться с ним.
Конечно, всем известна сильнейшая привязанность императора к супруге и детям. Но с кем не бывает… Доподлинных фактов, подтверждающих любовную связь Ахматовой с Николаем II, нет. Но зато есть, как говорят в юриспруденции, факты вспомогательные, указывающие на то, что сей роман действительно мог иметь место.
Художникам Евсевьевым в Провансе довелось встретиться с представительницей первой волны эмиграции некой Верой Булыгиной, бывшей подругой поэтессы. И она рассказывала, будто Ахматова переживала, что у нее рост 180 см, и не раз вздыхала, почему же она не такая миниатюрная, как Матильда Кшесинская – балерина и известная фаворитка Николая II, рост которого был 168 см.
В это же время, с 1910 по 1914 год, из-под ее пера выходит множество стихов, где часто встречается образ «сероглазого» венценосного любовника. Из одного в другое стихотворение следует лейтмотив – счастье с ним по некой роковой причине невозможно. Если вспомнить описание внешности последнего русского императора, то все современники указывали: его серые глаза были невероятно лучистыми. А в «Смятении», написанном в 1913 году, она и вовсе писала: «Было душно от жгучего света, а взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула: этот может меня приручить». И далее: «И загадочных древних ликов на меня поглядели очи…» Евсевьевы уверены: загадочный древний лик мог принадлежать только императору.
Ее первые сборники стихов, все же появившиеся на свет в 1912 году, были благосклонно встречены критиками. Позже сама Ахматова признавала эти творения беспомощными. И даже эта реакция вписывается в версию о любовной связи с царем: вряд ли бы кто взялся хулить его фаворитку. Кстати, следующий сборник «Белая стая» оставили незамеченным. И тут совпадение: он опубликован в сентябре 1917 года, когда царю уже было явно не до романов.
В 1912 году Ахматова рожает сына Леву. Реакция Гумилева на появление наследника и вовсе выглядит странной. Он пустился в загул, причем демонстративный, явно показывая, что отцовских чувств не испытывает. С этого момента их брак, выглядевший и прежде странным, стал вовсе формальным. Супруги договорились предоставить друг другу свободу во всем. Возможно, у Гумилева были основания полагать, что ребенок не его?
Одна из авторитетных советских литературоведов Эмма Герштейн страстно любила Льва Гумилева, сына Ахматовой. Их роман длился несколько лет. Все это время Эмме довелось близко общаться с Анной Андреевной. В ее книге «Из записок об Анне Ахматовой» есть такие строки: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король», потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Заподозрить Герштейн в голословности причин нет. Впрочем, мало ли кого из любимых мужчин Ахматова могла наречь королем. Она пережила немало бурных романов. Но если следовать этой версии буквально, то отцом Льва Гумилева мог быть Николай II. Ответить на этот вопрос могла бы генетическая экспертиза, но Льву не довелось иметь детей, а его самого не стало в 1992 году.
кстати
По свидетельству писателя Корнея Чуковского, в осанке и манерах Ахматовой ощущалась особенность ее личности: этакая царственная величавость. Когда поэтесса уж слишком сильно входила в роль царицы, ее сын Лев даже одергивал мать: «Не королевствуй!»
Анна Ахматова (1889–1966) | История русской женской письменности 1820–1992 гг.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской женской письменности 1820–1992 гг. Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской женской письменности 1820–1992 гг. Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Kelly, Catriona,
‘Anna Akhmatova (1889–1966)’
,
Айрис российских женщин 1820–1992
(
Oxford,
1998;
,
,(
, Oxford,
1998;
(, Oxford.Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198159643.003.0009,
, по состоянию на 2 ноября 2022 г.
3
33
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской женской письменности 1820–1992 гг. Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской женской письменности 1820–1992 гг. Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Резюме
В этой главе рассматриваются различные стихотворения Анны Ахматовой, менее сложные в лексическом, тематическом и метрическом отношении.
Ее стихи также более доступны, чем стихи других русских поэтесс, в том числе стихи Цветаевой. Как поэт, Ахматова смогла увековечить традицию женской поэзии и применить различные стратегии, такие как самореализация. Таким образом, Ахматова в настоящее время известна как самая выдающаяся поэтесса во всей России.Ключевые слова: Анна Ахматова, женская поэзия, самореализация, поэтесса, лексическая, тематическая, метрическая
Предмет
Литературоведение (начиная с 20 века) Литературоведение (19 век) Литературоведение (художники, романисты и прозаики) Литературоведение (европейское) Литературоведение (женское письмо)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
10 стихов Анны Ахматовой, которые стоит прочитать, когда жизнь, любовь и политика тяжелы
Этот контент содержит партнерские ссылки. Когда вы покупаете по этим ссылкам, мы можем получать партнерскую комиссию.
В поисках Анны Ахматовой
Мне было 20 лет, когда я нашел русскую поэтессу Анну Ахматову (1888–1966). Я не совсем помню, как произошло это открытие — в те дни я влюблялся во многих писателей, — но я точно знаю, что стал одержим тем, как Ахматова улавливала противоречивые эмоции.
Любить кого-то до боли. Гордость за Родину, несмотря на ее гнетущий режим. Предлагая слова в то время, когда слов никогда не будет достаточно.
Ее стихотворение «Последний тост» было первым стихотворением, которое я выучил наизусть. Я начал с изучения английского языка. Затем, спустя годы, после нескольких месяцев плохо усвоенных уроков русского языка, я выучил его на языке оригинала.
Есть что-то, пожалуй, не совсем вменяемое в изучении языка ради поэзии.
Раньше я беспокоился, что если сейчас вернусь к произведениям Ахматовой, то не буду любить их с таким отчаянием; то, как я реагирую на поэзию, может измениться с возрастом. Однако недавно я сел и перечитал «Стихи Ахматовой», сборник ее произведений в переводе Стэнли Куница и Макса Хейуорда. При этом я обнаружил, что то, как она писала о любви, войне и страданиях, выходит за рамки времени.
Жизнь и времена Анны Ахматовой
…Семнадцать месяцев я провел в очереди у тюрьмы в Ленинграде. Однажды кто-то в толпе опознал меня. Позади меня стояла женщина с посиневшими от холода губами, которая, конечно, никогда прежде не слышала, чтобы меня называли по имени. Вот она вздрогнула от общего всем нам оцепенения и спросила меня шепотом (там все шептались):
«Вы можете это описать?»
И я сказал: «Я могу».
Затем что-то похожее на улыбку промелькнуло на том, что когда-то было ее лицом.
— отрывок из «Реквиема» Анны Ахматовой
Хотя чтение стихов Ахматовой не требует понимания русской и советской истории, знакомство с ее жизнью, безусловно, обогащает этот опыт.
Анна Ахматова (первоначально Анна Андреевна Горенко) родилась у Черного моря в 1888 году и оказалась во времена, когда в России еще были цари. В 1910 лет вышла замуж за поэта Николая Гумилева, от которого у них родился сын Лев. Как свидетельствуют ее стихи тех лет, брак Ахматовой был неудачным.
Затем Ахматова пережила череду других бедствий: Первая мировая война, ее развод, Октябрьская революция, падение царизма, казнь Гумилева по приказу советских руководителей.
С 1925 года правительство запретило публикацию произведений Ахматовой. Хотя Ахматова продолжала писать в это время, запрет продлился десятилетие. Затем, в 1935 лет ее сын Лев попал в тюрьму из-за личных связей. Его арест был лишь одним из длинной череды арестов, произошедших во время Великой чистки советского лидера Иосифа Сталина, когда правительство заключало в тюрьмы и казнило людей, которые представляли возможную политическую угрозу. Приблизительно 600 000 человек, включая друзей и литературных коллег Ахматовой, были убиты во время Чистки.
Несмотря на эти ужасы, а может быть, благодаря им, творческая жизнь Ахматовой расцвела. В ее стихах этого периода говорится о пережитом насилии и неуверенности в России, о Второй мировой войне, о чувстве яростного родства с земляками.
«Наполовину блудница, наполовину монахиня», — иронизировал над ней человек, отвечающий за советскую культурную политику.
А Ахматова продолжала писать.
Сын Ахматовой был вновь арестован в 1949 году и приговорен к 10 годам лагерей в Сибири. Пытаясь добиться его освобождения, она стала писать более позитивную пропаганду для СССР. Лишь после смерти Сталина в 1953 году она вновь обрела определенное общественное уважение и свободу творчества. В 1966 году сама Ахматова умерла в возрасте 76 лет от сердечной недостаточности.
Интересно, сочла ли она темным совпадением смерть от проблем с сердцем после того, как этот орган неоднократно ломался в течение стольких лет.
10 лучших стихотворений Анны Ахматовой, которые стоит прочитать
Если вы хотите начать читать Анну Ахматову и ищете, с чего начать, вот десять моих любимых ее стихотворений.
Многие из них описывают болезненные переживания, но есть утешение в красоте, которую она раскрывает из страданий.