Урок русского языка в 1-м классе по теме «Гласные звуки и буквы»
Цели и задачи:
- Образовательные:
– закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников; - Развивающие:
– развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее; - Воспитательные:
– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование:
Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31.
Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка. )
Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях
(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)
Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:
1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)
Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)
– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )
– Как они называются? (Гласные.)
– Какая буква лишняя? Почему?
Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.
1. Фронтальная работа.
Прочитайте слова на доске:
Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
– Что вы можете сказать об этой группе слов?
– Что это за слова? (Словарные.)
2. Самостоятельная работа
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)
В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?
– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?
III. Физкультминутка
Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
IV. Знакомство с алфавитом.
Составляем сказку дальше.
Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.
А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:
А * * а * и * (Алфавит.)
Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).
Отправляемся в сказку дальше.
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы.
Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.
А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.
VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)
Уд*рение, д*бро, эп*зод
– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.
– Понятно ли вам значение этого слова?
Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4
Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
– Назовите проверочные слова.
Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.
Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.
Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.
VII. Итог урока.
Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.
– Какие? (Гласные и согласные.)
– Сколько гласных букв, звуков?
– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?
а
я |
о
е |
э е |
у
ю |
ы
и |
(На доске.)
– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?
Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему «Гласные и согласные звуки и буквы.» | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
Класс: 2
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Главная дидактическая цель урока:
Обобщить знания о гласных и согласных, привести их в систему
Цели:
- Обучающие:
— обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв в языке;
— продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;
— актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;
— обеспечить применение учащимися знаний на практике.
- Воспитывающие:
— возбудить интерес к изучению русского языка как науки;
— создать условия для заинтересованной работы на уроке;
3. Развивающие:
— содействовать расширению кругозора;
— развивать речь;
Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.
Ход урока:
1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).
-С радостью пришла учиться ты сегодня?
— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?
Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»
-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»
2))Сообщение темы и целей урока&
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради
— заведем мотор машины
(вращение кулаков)
-покажите как работает наше сердце
(сжимание и разжимание рук)
-поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
-раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу:
все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)
-вдруг проснулись ,потянулись.
Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
3)Актуализация знаний:
1) Минутка чистописания.
— Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”
— Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?
— Охарактеризуй эту букву и ее звук?
— Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.
— Молодец!
4) Обобщение и систематизация знаний
а) — А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.
— Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)
— Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)
— Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10)
— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
— Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)
— Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)
— Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)
— Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
— Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)
— Давай приведём примеры таких слов.
Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.
— Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)
— А без гласных звуков может состоять слог?(нет)
— Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?
(Гласные звуки нужны для образования слога.)
-Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)
Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!
б) Гимнастика для глаз.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].
-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)
-А ты знаешь стихотворения о согласных звуках?
Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
г)-Как произносятся согласные звуки?
— Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)
Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)
— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)
Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)
— Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?
— А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.
Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)
— Остальные согласные у нас остались без пары.
— Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)
— Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)
— Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )
— Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)
— И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)
— Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)
Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!
д) Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5)Применение знаний и умений в новой ситуации
а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.
— На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.
Раздели эти буквы на 2 группы .
— По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)
Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.
Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.
б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.
Вот по небу мчится конь –
Из – под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (гроза).
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня. (дым)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло).
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
— Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?
За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)
7)Информация о домашнем задании
Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.
Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.
8)Рефлексия.
— Что тебе больше всего понравилось на уроке?
— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Произношение названия столицы Украины не так однозначно, как вы думаете
МЭДИСОН, Висконсин (WMTV) — Наращивание российских войск вдоль границы с Украиной за последние недели привлекло внимание восточноевропейской страны к заголовкам мировых новостей. . Это также выдвинуло на передний план кипящее изменение в том, как Запад пишет и произносит название своей столицы.
В течение многих лет американских студентов учили писать Киев и научились произносить [Key-EV] с ударением на втором слоге. Поскольку Украина и многие соседние страны используют кириллицу, носители западного языка никогда не смогут написать ее так же, как они, и, поскольку в английском языке не используются все те же звуки, что и в украинском, они не смогут точно соответствовать произношению.
Когда пришло время транслитерировать название города, именно то, как русские произносили название города, а не то, как его произносили украиноязычные, прижилось. Это означало, что в школах и в блюдах из курицы закрепилась версия Key-EV.
После распада Советского Союза, когда Украина снова стала независимым государством, многие в стране хотели вырваться из этой русской тени. Часть усилий привела к тому, что произношение их самого большого города соответствовало тому, как это произносили они, а не их соседи на севере. А теперь, когда эти соседи угрожают новым вторжением — не забывайте, что Россия заявила права на Крым в 2014 году — контраст становится еще более резким.
Частично это связано с новым написанием «Киев», которое все чаще используется, в том числе многими СМИ. По словам профессора славянских языков и литературы Канзасского университета и уроженца Украины Виталия Чернецкого, рассматривались и другие транслитерации, в том числе «Киев», который он назвал «действительно неуклюжим». Чернецкий сказал, что в конце концов Министерство иностранных дел и посольства Украины остановились на «Киеве» и начали пытаться повысить осведомленность о нем. Они даже запустили кампанию с хэштегом #KyivNotKiev.
Позвольте нам помочь вам правильно использовать слова, связанные с #Ukraine.
— Украина, а не «та» Украина
— Киев, а не КиевЭто единственные политкорректные термины, выражающие уважение к стране и ее народу.
— Посольство Великобритании в США (@UKRintheUSA) 28 сентября 2019 г.
Будь умнее и избегай клише советского стиля🧐 pic. twitter.com/C1WrSOo8ay
Это была самая легкая часть по сравнению с изучением нового способа произношения названия города. В одном из наиболее распространенных вариантов позднего произношения отбрасывается слог, а также звук «Y» и сокращается до [KEEV]. Впрочем, другая версия профессора КУ Александра Валло тоже неверна.
В видео на канале университета на YouTube она объясняет, что название города должно состоять из двух слогов, которые «слегка разделены». В отличие от версии в начале рассказа, ударение падает на первый слог. (Это тема, которая будет продолжена в остальных примерах.)
Вместо того, чтобы слово начиналось с твердой Е в старом произношении, что приводило к звуку «Ключ», она выступает за то, чтобы думать об этом как о звуке «и». в слове «живой или бледный». Второй слог начинается со звука «у», что похоже на то, как говорят «дрожжи или выход». Валло объединяет новые слоги, чтобы произнести имя как «КИ-йеев», слоги вместе, а не жесткое различие в версии с русским влиянием. Она отметила, что в украинском языке «четко разделены гласные. Они не соскальзывают в другое».
Валло дал еще один совет, который легче сказать с улыбкой.
Когда начали накапливаться различные произношения, NBC15 News отправился искать еще одно мнение, поговорив с Энди Королем, родители которого иммигрировали из Украины. Король пояснил, что будут небольшие вариации в зависимости от того, из какой части Украины спикер. Он объяснял это тем, насколько велико влияние России на тот или иной регион страны. Как согласятся многие жители небольшого городка Висконсина, название города не так четко произносится, как хотелось бы.
Король рассказал нам, как он это произносил; и он был настолько любезен, что спросил свою мать, которая там родилась, как она это говорит. Наконец, он предложил узнать ее версию у своей жены Тины. Конечно, все три версии немного отличаются, но тема ясна.
- Энди: КАЙ-йов
- Мама Энди: КАЙ-йев
- Тина: КАЙ-йив
Все трое отличались от Валло тем, что в произношении они использовали твердую букву «А». С другой стороны, все четверо, академик-славист и трое с деревенскими корнями, сходятся во мнении: должно быть два слога и ударение на первом. Второй слог для каждого из них начинается со звука «y», на который ссылается Валло, и переходит в «v» с небольшими вариациями гласного звука между ними.
Как бы вы это ни произносили, все они хотят подчеркнуть одну вещь: перед Украиной не стоит «the». КУ объяснил, что это была попытка России во времена ее империи (и, соответственно, советской империи) относиться к Украине как к региону, подобно тому, как в Соединенных Штатах люди называют «Юг» или «Средний Запад».
Copyright 2022 WMTV. Все права защищены.
Насколько похожи эти два языка?
Владимир Путин писал об «историческом единстве» украинского и русского народов, в том числе через их язык. В Украине эти утверждения опровергаются свидетельствами многолетней истории украинского языка как отдельной нации и языка.
По мере того, как Путин продолжает наступление на Украину, различия между этими двумя языками стали частью публичного дискурса на Западе — посмотрите, например, на разные варианты написания столицы Украины (Киев — русская транслитерация, Киев — украинский).
Большинство людей полагают, что «отдельные» языки означают какое-то полное и четкое разделение между ними, но на самом деле все гораздо сложнее.
Украинский и русский языки принадлежат к славянской (или славянской) языковой семье. Эта группа родственных языков в Центральной и Восточной Европе также включает польский, чешский и болгарский языки. Тысячу лет назад язык, на котором говорили на территории России и Украины, был бы похож, как разные диалекты одного и того же языка. Со временем, под разными историческими влияниями, появились расхождения.
Украина стала восточной частью Речи Посполитой, вобрав в свой язык значительное количество польского языка. Москва объединила города севера и востока в независимое государство, впоследствии названное Россией. Таким образом, его язык сформировался в результате контактов и иммиграции из восточных областей, а также импорта иностранных технических и культурных терминов из западноевропейских стран, таких как Франция, Германия и Нидерланды.
К тому времени, когда Россия получила контроль над Украиной в 18 веке, носители русского и украинского языков уже не были так тесно связаны. Большие сдвиги произошли как в словарном составе языков, так и в звуках и грамматике.
Языки родные, а не двоюродные
Сегодня русский и украинский являются близкими родственниками: у них больше общего словарного запаса, грамматики и особенностей произношения друг с другом, чем с другими славянскими языками. Оба они используют кириллицу, но немного разные версии. В русском языке отсутствуют четыре буквы украинского языка (ґ, є, і, ї), а в русском языке отсутствуют четыре буквы украинского языка (ё, ъ, ы, э).
Поскольку русский и украинский языки разошлись относительно недавно (менее тысячелетия назад), у них по-прежнему много общего и ключевого словарного запаса, но недостаточно, чтобы считаться диалектами одного языка.
Одна из часто цитируемых цифр гласит, что словарный запас украинского и русского языков составляет около 62% общего словарного запаса. Согласно тем же расчетам, это примерно столько же общего словарного запаса, что и английский язык с голландским. Если вы расширите свою выборку, соскребая данные из Интернета, чтобы сравнить более широкий диапазон слов, чем только эти 200 древних «основных» слов, доля общих слов снизится. Одна вычислительная модель предполагает, что русский и украинский языки имеют примерно 55% общего словарного запаса.
Однако, используя эту более высокую цифру в 62%, русский, не знающий украинского (или наоборот), понял бы примерно пять из восьми слов. Чтобы понять это, попросите друга вычеркнуть три из каждых восьми слов в газете и посмотреть, какую часть текста вы сможете прочитать.
«Ложные друзья» — слова, которые выглядят одинаково, но означают разные вещи — делают русский и украинский языки более похожими, чем они есть на самом деле. Украинское слово пытание (вопрос) очень похоже на русское слово пытание (попытка). У русского, который увидит пытання , это не будет ассоциироваться с русским словом вопрос, вопрос .
Кардинальные различия
Русский и украинский языки произошли от одного и того же языка-предка, и, по большому счету, не так давно. Русскому легче выучить украинский (или наоборот), чем англоговорящему, пытающемуся освоить любой из этих языков. Их общий словарный запас и тот факт, что даже слова, имеющие разное значение, могут показаться знакомыми, русско- или украиноязычным людям легче «настроиться» на другого.
Долгая история России как доминирующего политического и культурного языка Советского Союза означает, что многие граждане Украины — около 30% по последней переписи — являются носителями русского языка, и многие другие изучают русский язык на высоком уровне. . Обратное исторически не было верным, хотя сейчас это меняется. Языки настолько близки и сосуществовали достаточно долго, что у них даже есть гибрид под названием суржик, который широко используется во многих частях Украины.
Сходство между этими двумя языками не должно скрывать от нас их отчетливое существование как отдельных образований, а также политические последствия предположения, что они являются одним языком.
Около 25 лет назад название Киев начало исчезать с карт, уступая место Киеву. Последнее — просто украинская «вариант» имени, написанная латиницей, а не кириллицей. В нем изменились две гласные: в русском первая гласная -у- стала -и- после согласной к-, а в украинской исторической -е- и -о- стали -и- перед конечной согласной. Таким образом, с исторической точки зрения ни одно имя не является более «оригинальным» — каждое содержит изменения, которые вносились с течением времени.
Английская привычка использовать Киев, Харьков, Львов происходит из эпохи Российской империи и Советского Союза, когда русский язык был доминирующим письменным языком в Украине.