Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5
В данной главе:
- Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика
- Классификация СПП по значению и союзным средствам
- Средства синтаксической связи в СПП
- Место придаточного предложения относительно главного
- Итоговый тест
§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика
Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.
Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.
В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:
Мы общались, как будто были знакомы сто лет.
(придаточное относится ко всему главному)
При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.
(придаточное относится к слову холоднее)
§2. Классификация СПП по значению
Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.
Основное деление – это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли):
Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.
2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как):
Вот дом, в котором я хотела бы жить.
3). СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем):
По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.
4). СПП с придаточными обстоятельственными:
Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.
Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.
Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:
1) места (союзные слова: где, куда, откуда):
Мы спустились к реке, где купались дети.
2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
Когда ты позвонил, я спала.
3) условными (союзы: если, коли (устар.):
Если он пригласит меня в кино, я пойду.
4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар. ):
Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.
6) следствия (союз так что):
Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.
7) уступительными (союз хотя):
Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.
8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем):
Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.
9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):
Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.
10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):
Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки
§3.
Средства синтаксической связи в СПППодчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:
- союзами
- союзными словами
1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.
Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:
а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.
б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.
в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)
2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?
Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.
Как отличить союзы от союзных слов?
Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.
Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:
Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.
(мелодию (какую?) которую – союзное слово)
В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.
Я думаю, что она приедет завтра.
(что – союз)
Я знаю, что она тебе ответила.
(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)
Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.
Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:
Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.
(который =разговор)
Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:
Я знала, что мы расстались навсегда.
(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)
Я знаю, что говорю.
(опустить союзное слово что невозможно)
§4. Место придаточного предложения относительно главного
Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:
1) она может предшествовать главной части:
Когда мать пришла, сын уже был дома.
2) она может следовать за главной частью:
Сын уже был дома, когда мать пришла.
3) она может располагаться внутри главной части:
Сын, когда мать пришла, уже был дома.
Схемы СПП:
[ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например:
Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.
(чтобы…)1, […]2— сложноподчинённое предложение, например:
Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.
[… , (чтобы…)2 …]1 — сложноподчинённое предложение, например:
Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1.
Пунктуация сложноподчинённого предложения.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест-
Верно ли, то СПП — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?
- да
- нет
-
Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?
- да
- нет
-
Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?
- да
- нет
-
Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?
- да
- нет
-
К какому типу относится СПП:
Я думаю, что мы обязательно встретимся. ?- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным присоединительным
-
К какому типу относится СПП:
Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?- СПП с придаточным обстоятельственным
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным определительным
-
К какому типу относится СПП:
Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?- СПП с придаточным присоединительным
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным обстоятельственным
-
К какому типу относится СПП:
Я спал, когда он пришёл.?- ССП с придаточным определительным
- ССП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
-
Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?
- да
- нет
-
Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?
- союз
- союзное слово
Правильные ответы:
- да
- да
- нет
- нет
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным присоединительным
- СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
- нет
- союзное слово
Смотрите также
- Морфология. Союз
- Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения
- Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи
— Понравилась статья?:)
Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья
КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?
Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!
КАК ВЫБРАТЬ репетитора
Выбрать репетитора самостоятельно
ИЛИ
Позвонить и Вам поможет специалист
8 (800) 333 58 91
* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41
Выбранные репетиторы
Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.
Отправляя форму, Вы принимаете Условия использования и даёте Согласие на обработку персональных данных
Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки
Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ
от
800 до 5000 ₽
за 60 мин.
и зависит
ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора
ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)
ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)
Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом
Почему я выбираю DisTTutor
БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА
ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ РЕПЕТИТОРОВ
НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.
ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА
ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО
375589 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор
И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах
Владимир Александрович Кузьмин
«
Тренинг у Кузьмина В. А. проходил в экстремальных условиях. Мой модем совершенно не держал соединение. За время часового тренинга связь прерывалась практически постоянно. Ясно, что в таких условиях чрезвычайно непросто чему-то учить. Однако Владимир Александрович проявил удивительную выдержку и терпение. Неоднократно он перезванивал мне на сотовый телефон, чтобы дать пояснения или комментарии. Ценой больших усилий нам удалось рассмотреть три программы: ConceptDraw MINDMAP Professional Ru, GeoGebra и Ultra Flash Video FLV Converter. Владимир Александрович открыл мне курс на платформе dist-tutor.info и научил подключать и настраивать Виртуальный кабинет, порекомендовав изучать возможности этого ресурса, чтобы постепенно уходить от использования Skype.
В итоге, занятие мне очень понравилось! Спокойное объяснение материала, дружелюбный настрой, подбадривание дистанционного ученика даже в самых непростых ситуациях — вот далеко не полный перечень качеств Владимира Александровича как дистанционного педагога. Мне следует учиться у такого замечательного репетитора!«
Вячеслав Юрьевич Матыкин
Чулпан Равилевна Насырова
«
Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!
«
Алина Крякина
Надежда Васильевна Токарева
«
Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки. Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.
«
Эльмира Есеноманова
Ольга Александровна Мухаметзянова
«
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.
«
Оксана Александровна
Клиентам
- Репетиторы по математике
- Репетиторы по русскому языку
- Репетиторы по химии
- Репетиторы по биологии
- Репетиторы английского языка
- Репетиторы немецкого языка
Репетиторам
- Регистрация
- Публичная оферта
- Библиотека
- Бан-лист репетиторов
Партнеры
- ChemSchool
- PREPY. RU
- Class
Сложноподчиненные предложения | Тест з російської мови – «На Урок»
Запитання 1
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
варіанти відповідей
А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.
Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Запитання 2
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.
варіанти відповідей
Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.
Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
Запитання 3
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
варіанти відповідей
Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
Где роскошь, там нет торговли.
Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.
Запитання 4
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
варіанти відповідей
Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
Запитання 5
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины
варіанти відповідей
Тому, что было, уже не бывать.
Я не должна его любить, ибо я замужем.
А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.
Запитання 6
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
варіанти відповідей
Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
Запитання 7
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
варіанти відповідей
На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
Что он не придет, мне было ясно сразу.
Запитання 8
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
варіанти відповідей
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.
Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
Запитання 9
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
варіанти відповідей
Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.
Запитання 10
Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)?
На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.
1)8 2) 7 3) 4 4) 6
варіанти відповідей
Запитання 11
Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
варіанти відповідей
Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.
Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.
С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.
Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.
Запитання 12
Все перечисленные слова являются подчинительными союзами.
варіанти відповідей
что, чтобы, хотя
будто, ибо, или
потому что, пусть, зато
так как, как только, не то…не то
Запитання 13
Как отличить придаточную часть?
варіанти відповідей
Она стоит после главной.
Она отвечает на вопрос, поставленный от главной части.
В ней нет грамматической основы.
Запитання 14
Найдите СПП с придаточным изъяснительным .
варіанти відповідей
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
Воздух так чист, что видна каждая ветка.
Вы знаете, что облака — это совершенно точные сигналы о погоде.
Запитання 15
Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
варіанти відповідей
придаточное времени
придаточное определительное
придаточное условия
придаточное места
Запитання 16
Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами,а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
варіанти відповідей
перед главным предложением
после главного предложения
в середине главного предложения
Запитання 17
4. Укажите сложносочиненное предложение с придаточной определительной.
варіанти відповідей
По этим признакам можно было определить, какой это маяк. (К. Паустовский)
У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда. (О. Мандельштам)
Бывали дни, когда я приходил в отчаяние. (А. Беляев)
Запитання 18
7.Укажите вид придаточной части в сложноподчиненном предложении.
В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая бледная полоса лунного света ясно озаряет комнату. (М. Гаршин)
варіанти відповідей
придаточная места
придаточная определительная
придаточная следствия
Запитання 19
9. Укажите предложение с придаточной сравнительной.
варіанти відповідей
Рокот города усыплял, как колыбельная песня. (Б. Пастернак)
Воздух неподвижно дымился светом, густым, как известковая пыль.
(А. Гранин)
Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве. (М. Пришвин)
Запитання 20
10. Нет ошибки в построении сложноподчиненного предложения.
варіанти відповідей
Учитель сказал нам, чтобы мы подготовились, чтобы хорошо написать диктант.
Он посоветовал нам повторить все правила, чтобы хорошо написать диктант.
Она зашла в дом, в котором она жила в детстве, которое теперь казалось таким далеким.
Запитання 21
11. Выберите строку с правильным указанием всех цифр, на месте которых должны стоять запятые.
Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий(1) семинарский колокол(2) висевший у ворот Братского монастыря(3) то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки. (Н. Гоголь)
варіанти відповідей
Запитання 22
Найдите СПП с придаточным изъяснительным .
варіанти відповідей
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
Воздух так чист, что видна каждая ветка.
Вы знаете, что облака — это совершенно точные сигналы о погоде.
Запитання 23
Найдите СПП с пунктуационными ошибками .
варіанти відповідей
Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
Скажите, почему вы так боитесь молчания.
Запитання 24
Части сложноподчиненного предложения связываются
варіанти відповідей
с помощью интонации
с помощью подчинительных союзов
с помощью союзных слов
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома
Створити тест
Натисніть «Подобається», щоб слідкувати за оновленнями на Facebook
Составление сложных предложений
Сложносочиненные предложения
Сложное предложение образуется путем добавления одного или нескольких придаточных (зависимых) придаточных к основному (самостоятельному) придаточном с использованием союзов и/или относительных местоимений. Предложение – это простое предложение. Простые предложения содержат только одно предложение (группу глаголов). Сложные предложения содержат более одного предложения (группы глаголов).
В технической, научной и математической письменной форме логическая связь между элементами, которые соединяются союзами, не делается явным и вводит сложности понимания. Эти письменные жанры содержат сложные элементы незнакомой лексики, включая жаргон и технические слова, лексически насыщенные предложения и элемент «угадывания» или интерпретации данных в связи с задачей. Для многих учащихся понятия или предмет незнакомы и поэтому проблематичны, например:
Глаголы
- Лед тает по мере повышения температуры 90. Учащиеся должны интерпретировать причинно-следственную связь в предложении «Лед тает при повышении температуры» как означающую, что события происходят одновременно, и повышение температуры вызывает таяние льда.
- Сахар растворяется когда помещенный в воду . Это означает, что сахар растворяется, когда его помещают в воду, потому что вода является растворителем. Здесь многоточие увеличивает сложность для учащихся.
Ни одно из этих значений не указано явно, но должно быть « восстановлено ». Причинно-следственная связь должна быть выведена из предложений с использованием знаний учащегося по грамматике, а вода, действующая как растворитель, должна быть выведена из контекстуального знания учащимися предмета.
Построение сложных предложений
Сложные предложения получаются, когда для соединения предложений используются более сложные средства; это означает, что подчиненное (зависимое) предложение соединяется с основным (или независимым) предложением.
Есть три основных способа соединения придаточных предложений для составления сложных предложений. Используя:
- относительные местоимения – тот, который, кто, чей.
- союзов (подчинительных) – в то время как, потому что, хотя, как, когда, до, если только, через, мимо, так как, всякий раз, если, где, прежде и т. д.
- глагольных структур (неличных) – (причастие) глагольные формы, оканчивающиеся на –ing или –ed, или форма инфинитива глагола, например, идти, становиться, видеть.
Эта программа PowerPoint, разработанная учителями, может помочь вашему ученику понять, как строятся сложные предложения.
- Простые сложные предложения (PPTX 1620,5 КБ)
Мероприятия по поддержке стратегии
Мероприятие 1: моделирование предложений путем совместного и смоделированного чтения
Используйте текущие учебные тексты или выберите подходящие тексты в Интернете
- Учащимся предлагается широкий спектр комбинаций предложений, прочитанных им в качественных текстах с выделением групп предложений посредством интонации и пауз.
- Учащиеся определяют простые, составные и сложные предложения (включая главное и придаточные предложения), когда они читают или когда предложения читают учащимся.
- Учащиеся определяют количество идей, содержащихся в смоделированных предложениях из текстов, а затем определяют, какая идея является основной (независимой частью), которая может стоять сама по себе.
Упражнение 2: Внесение изменений в аутентичные тексты и использование собственных работ учащихся
- Превратите два предложения в сложносочиненное.
- Изменить несколько предложений в одно сложное предложение.
- Добавьте придаточные предложения, чтобы описать существительные и сделать предложение более интересным.
- Добавьте наречные предложения, чтобы изменить глаголы и сделать предложение более интересным.
Упражнение 3: рабочие листы для встроенных предложений
Используйте следующий веб-сайт, чтобы получить доступ к рабочим листам, чтобы сначала преподавать, а затем практиковать в небольших группах.
- Встроенные пункты — первичные ресурсы (DOC 134 КБ)
Упражнение 4: игры с предложениями
Используя разрезанные и ламинированные материалы, сначала подробно научите их использовать их, а затем, используя один или несколько кубиков, попросите группы учащихся устно или письменно следовать правилам игры.
- Игра в сложные предложения (PDF 413.73KB)
Список литературы
Австралийская учебная программа
ACELA1507: Выражение и развитие идей: Понимание разницы между главными и придаточными предложениями и того, что сложное предложение включает по крайней мере одно придаточное предложение.
Программа Нового Южного Уэльса
EN3-6B: Результат 6: использует знания структуры предложений, грамматики, пунктуации и словарного запаса, чтобы отвечать и составлять четкие и связные тексты в различных средствах массовой информации и технологиях (EN3-6B) — Понимать и применять знания языка формы и признаки: понимать разницу между главными и придаточными предложениями и понимать, что в состав сложного предложения входит как минимум одно придаточное предложение.
Метаданные страницы
Последнее обновление: 10 мая 2022 г.
Как писать сложные предложения: структура и правила
В их названии есть слово «сложные», но не волнуйтесь — составлять сложные предложения не так сложно, как кажется. Сложные предложения изменяют стиль и длину предложения, делая ваш текст более интересным для читателей. Продолжайте читать, чтобы узнать структуру и правила написания сложных предложений.
пример сложного предложения
Реклама
Части сложного предложения
Сложные предложения содержат независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение (иногда называемое придаточным предложением). В отличие от сложных предложений, которые соединяют два независимых предложения, по крайней мере половина сложного предложения не может стоять отдельно как отдельная законченная мысль. Внимательно рассмотрите каждую часть сложного предложения.
Независимая придаточная часть
Независимая придаточная часть в сложном предложении содержит подлежащее и глагол. Оно может стоять само по себе без дополнительных частей предложения. Примеры независимых предложений:
- Ужин был очень вкусным.
- Она вернула серьги.
- Джон не купил кофе.
Вы получаете общее представление о том, что происходит в каждом предложении. Однако сами по себе они не очень интересны. Им нужно немного больше деталей, чтобы заинтересовать читателя.
Зависимое предложение
Зависимое предложение, также известное как подчиненное предложение, является незавершенным. Они сообщают более подробную информацию о предложении, но не могут быть самостоятельными предложениями. Вот некоторые примеры зависимых предложений:
- Потому что Матео прекрасно готовит
- После того, как он заметил, что они поцарапаны
- Когда он понял, что у него нет денег
Эти предложения содержат интересные детали, но без контекста независимого предложения они не имеют особого смысла . В сложных предложениях может быть одно или несколько зависимых предложений, соединенных подчинительными союзами.
Подчиненные союзы
Союзы соединяют слова между двумя предложениями, фразами или словами. Подчинительные союзы соединяют независимые предложения с зависимыми предложениями. Они устанавливают отношения между этими пунктами, такими как время , место , цель , условие или причина .
Some examples of subordinating conjunctions include:
- after
- although
- as
- because
- before
- even though
- now that
- though
- unless
- when
- where
- while
Вас, наверное, учили, что с этих слов нельзя начинать предложения. Это верно, если вы пытаетесь заставить зависимое предложение работать как полное предложение. Однако, если вы пишете сложное предложение, которое заканчивается независимым предложением, вы можете начинать предложения с 9. 0227 потому что, если только, пока, после, или любой другой подчинительный союз.
Реклама
Примеры сложных предложений
Теперь, когда вы знаете части сложного предложения, вы можете составить свое собственное. Если вы объедините независимые и зависимые предложения выше, вы получите сложные предложения. Вот примеры таких сложных предложений (обратите внимание на подчинительные союзы, выделенные жирным шрифтом):
- Ужин был очень вкусным потому что Матео прекрасный повар.
- Она вернула серьги после того, как заметила, что они поцарапаны.
- Джон не купил кофе, когда он понял, что у него нет денег.
Эти предложения уже более интересны, чем их простые формы. Но красота сложных предложений заключается в вашей способности еще больше менять форму. Посмотрите, что получится, если вы начнете предложение с зависимых придаточных:
- Поскольку Матео — прекрасный повар, ужин был очень вкусным.
- После того, как заметила, что они поцарапаны, она вернула серьги.
- Когда понял, что у него нет денег, Джон не стал покупать кофе.
Если вы чувствуете себя еще более творчески, рассмотрите возможность добавления дополнительных зависимых предложений к этим предложениям:
- Как я и ожидал, ужин был очень вкусным потому что Матео прекрасный повар.
- Хотя она любила их, она вернула серьги потому что они были поцарапаны.
- Когда он понял, что у него нет денег, Джон не купил кофе, который задал тон на весь оставшийся день.
Несмотря на то, что эти зависимые предложения делают предложение более интересным, независимое предложение в каждом предложении предоставляет наиболее важную информацию. Преобразование простых предложений в сложные — эффективный способ разнообразить свой стиль письма. Вы можете найти еще больше примеров сложных предложений, которые помогут вам в вашем путешествии по структуре предложения.
Реклама
Сложные предложения и сложные предложения
Сложное предложение легко перепутать, но разница между ними проще, чем вы думаете. Вы можете различать эти предложения по следующим определениям:
- Сложные предложения – Независимая часть и зависимая часть(я), связанные с подчинительным союзом.
- Сложносочиненные предложения – Два независимых предложения, соединенных сочинительным союзом (ФАНБОЙЦЫ: за, и, ни, но, или, еще, так).
Вы также можете запомнить разницу, просмотрев каждое предложение. Содержит ли каждый пункт одинаково важную информацию или один пункт важнее другого? Например:
- Джессика любит пляж, и она также любит горы. (Соединение)
- Джессика любит пляж потому что погода теплая. (Сложное)
Джессика одинаково любит пляж и горы в сложном предложении. Зависимое предложение в сложном предложении только объясняет, почему она любит пляж; это не новая идея. Вот пример сложных и сложных предложений, в которых один и тот же союз используется по-разному:
- Решили купить машину, так мы поехали в автосалон. (Соединение)
- Мы решили купить машину , чтобы нам было легче путешествовать. (Сложное)
Это сложный вопрос, потому что , следовательно, — это сочинительный союз в первом предложении и подчинительный союз во втором предложении. Но первое предложение помещает говорящего в новое место (дилерский центр), а сложное предложение просто объясняет, почему он хочет купить машину.
Рекламное объявление
Составные-сложные предложения
Если вы хотите по-настоящему придумать свои предложения, рассмотрите возможность написания сложно-сложных предложений! Эти предложения включают в себя два независимых предложения, соединенных вместе сочинительным союзом, а также зависимое предложение, соединенное подчинительным союзом. Вот пример предложений, приведенных выше, в виде сложно-сложных предложений:
- Джессика любит пляж потому что погода теплая, но она тоже любит горы.
- Мы хотели путешествовать легче, поэтому мы пошли в автосалон потому что мы решили купить машину.
Эти предложения могут быть лирическими и привлекательными для читателя. Но будьте осторожны, добавляйте составные-сложные предложения экономно — они лучше всего работают, когда включены в множество простых, составных и сложных предложений.
Сложная смелость
Сложное предложение позволяет глубоко погрузиться. При написании они позволяют нам раскрывать дополнительные подробности о персонажах, обстановке и сюжете. Конечно, они также служат своей цели в учебных эссе и многих других произведениях. Для получения дополнительной помощи по улучшению письма прочитайте информативную статью о том, как разнообразить предложения в абзацах.
Штатный писатель
Сложные предложения — Навыки письма IELTS
Введение
Одна из самых больших ошибок, которую студенты допускают при написании IELTS, состоит в том, что они пытаются хвастаться и быть чрезмерно амбициозными в своей грамматике. Это связано с тем, что многие студенты думают, что все их предложения должны быть «сложными» (это не так!), и они не понимают, что такое «сложное» предложение. Попытка написать слишком сложные предложения приводит к грамматическим ошибкам, а это приводит к потере оценок во многих областях.
В этом посте будут рассмотрены:
• сколько «сложных» предложений вам действительно нужно в каждом абзаце
• что такое «сложное» предложение на самом деле
• как составлять сложные предложения
• примеры, которые помогут нам понять и передать это знание собственного письма
Если мы посмотрим на схему выставления оценок экзаменаторами, она гласит, что для того, чтобы получить 6 баллов по грамматике, нам необходимо:
• использовать сочетание простых и сложных предложений.
Для диапазона 7 указано:
• Используйте различные сложные структуры.
Это, очевидно, означает, что мы должны использовать сложные предложения в нашем письме, но это не означает, что мы должны пытаться сделать все наши предложения сложными. Все ответы группы 9, которые я видел, используют смесь как простых, так и сложных предложений. Ключ в том, чтобы знать, когда их использовать, и мы рассмотрим это ниже. Но сначала нам нужно понять, что такое сложное предложение на самом деле.
Что такое сложное предложение?Главной проблемой здесь, кажется, является слово «комплекс». Сложный в данной ситуации не значит сложный, длинный или впечатляющий. Это распространенное заблуждение, которое приводит к тому, что учащиеся пишут очень длинные и грамматически неправильные предложения, которые очень трудно понять.
Например:
«В современном мире глобальное потепление является одной из самых популярных тем, вызывающих множество экологических проблем и серьезных проблем, вытекающих из его серьезных последствий».
Это очень типичное предложение из эссе, которое пытается быть слишком сложным. Этот студент попытался поместить четыре простые идеи в один абзац, и в результате получилось неудобное и бессвязное предложение. Они потеряли контроль над грамматикой, и это влияет на смысл. Когда смысл затрагивается, это мешает чтению понять, что говорится, и это очень плохо для ваших оценок IELTS по письму.
«Сложные» предложения на самом деле не очень сложные; это всего лишь два или более простых предложения, соединенных вместе. Объединение их вместе делает эссе более связным и связным.
Давайте снова посмотрим на первый пример. В приведенном выше предложении есть четыре простые идеи, которые мы можем выразить простыми предложениями:
1. Глобальное потепление — обычная тема в наши дни.
2. Глобальное потепление вызывает экологические проблемы.
3. Существуют серьезные проблемы, связанные с глобальным потеплением.
4. Глобальное потепление имеет очень серьезные последствия.
Если мы напишем все наши предложения на экзамене IELTS так, мы потеряем оценки, потому что они слишком простые. Нам нужно сложить их вместе, чтобы составить сложное предложение.
Примеры сложных предложений
Например:
Одной из наиболее распространенных экологических проблем является глобальное потепление, которое вызывает множество серьезных экологических проблем. С этим вопросом связаны серьезные проблемы, и его последствия имеют очень серьезные последствия.
Я не думаю, что в этих предложениях есть что-то «сложное», просто идеи, просто собранные вместе.
«Комплекс» — это просто ярлык, а не описание.
Я взял каждое из четырех простых предложений и соединил их в два сложных предложения. Этот результат представляет собой грамматически правильный, легкий для понимания абзац.
Когда следует использовать сложные предложения?Как правило, при изложении основных моментов следует использовать простые предложения; обычно в начале абзаца. Затем мы должны использовать сложные предложения, когда расширяем основную мысль, например, приводя подтверждающий пример или объясняя основную мысль.
Пример:
Это вопрос о том, должны ли «фаст-фуд» или «нездоровая пища» облагаться налогом по более высокой ставке, чем обычная еда.
‘Повышение налогов поднимет цены и снизит потребление. Компании быстрого питания переложат эти налоги на потребителей в виде более высоких цен, и это приведет к тому, что люди не смогут позволить себе нездоровую пищу. Например, стоимость органических продуктов питания оказалась непомерно высокой для большинства людей. Несмотря на это, люди во многих развитых странах, где проблема стоит наиболее остро, могут позволить себе повышение цен и продолжат есть продукты с высоким содержанием жира» 9.0013
Первое предложение является «предложением по теме» и содержит основную мысль. Поэтому приемлемо, чтобы это было простое предложение.
Второе предложение объясняет основную мысль и использует слово «и», чтобы связать два простых предложения вместе, чтобы сделать одно сложное предложение.
В третьем предложении приводится пример и используется связующая фраза «например». Последнее предложение делает уступку (показывает ограниченность аргумента), а также является сложным предложением, связывающим более одной идеи вместе.
Этот абзац состоит из простых и сложных предложений и поэтому соответствует критериям оценки.
Как составить сложное предложение?Помните, что сложное предложение — это просто несколько простых предложений, объединенных в одно предложение. Поэтому нам нужно учиться и становиться уверенными в использовании различных грамматических структур, которые позволяют нам это делать. Ниже приведены несколько способов, которыми мы можем связать идеи вместе в предложении.
Чтобы составить сложное предложение, мы обычно должны иметь две вещи — зависимое предложение и независимое предложение. Предложение — это группа слов с подлежащим и глаголом.
Пример зависимого предложения: «….потому что погода была холодная». Это зависимое предложение, потому что оно имеет подлежащее и глагол, но само по себе не имеет никакого смысла. Чтобы иметь смысл, нам нужно добавить независимое предложение.
Как следует из названия, независимое предложение может иметь смысл само по себе. Например, «Я носил теплое пальто». Если мы объединим эти два предложения, мы получим сложное предложение: «Я носил теплое пальто, потому что погода была холодная». должны быть сложными. Давайте теперь посмотрим, как мы можем составлять сложные предложения.
1. Относительные предложенияВы можете использовать относительные предложения, чтобы дать существенную или дополнительную информацию о человеке, месте или предмете. Это делает наше письмо более плавным и связным. Мы делаем это, используя относительные местоимения, такие как кто, что и что. Например, «Он такой человек , который всегда дружелюбен».
Например:
Загрязнение воздуха может вызвать проблемы со здоровьем. Загрязнение воздуха в значительной степени вызвано автомобильным транспортом.
Мы можем преобразовать эти два простых предложения в одно сложное, используя слово «который».
Загрязнение воздуха, которое в основном вызвано автотранспортом, может вызвать проблемы со здоровьем.
Например:
Имеются данные о том, что некоторые люди более склонны к курению. У этих людей есть родители и друзья, которые курят.
Мы можем связать оба этих предложения вместе, используя слово «это».
Имеются данные о том, что люди, у которых родители и друзья курят, чаще курят.
2. ПодпунктыПридаточное предложение может описывать существительные и местоимения; описать глаголы, наречия и прилагательные; или выступать в качестве субъекта или объекта другого пункта. Они образуются путем соединения независимого предложения с зависимым предложением такими словами, как, потому что, пока, до тех пор, хотя, хотя, когда и если.
3. Условные предложенияТакже известные как «условия If», они используются для выражения того, что действие в основном предложении может иметь место только при выполнении определенного условия.
Например:
Если бы у меня был миллион долларов, я бы бросил работу.
Я буду очень счастлив, если сдам тест IELTS.
Эти пункты хороши для предоставления примеров при написании IELTS, часть 2.
Например:
«Повышение налогов повысит цены и снизит потребление. Компании быстрого питания переложат эти налоги на потребителей в виде более высоких цен, и это приведет к тому, что люди не смогут позволить себе нездоровую пищу. Если стоимость органических продуктов окажется непомерно высокой для большинства людей, они просто не будут их покупать. Несмотря на это, люди во многих развитых странах, где проблема стоит наиболее остро, могут позволить себе повышение цен и будут продолжать есть пищу с высоким содержанием жира. прошлое или настоящее.
Существует четыре различных вида условных выражений, которые я опишу ниже:
Нулевые условные обозначения используются, чтобы говорить об истинной информации или фактах. Мы можем использовать , если или , когда ввести условное.
Пример: В настоящее время, когда мы путешествуем на большие расстояния, мы обычно используем авиаперелеты.
Первые условные предложения используются, чтобы говорить о вещах в настоящем или будущем.
Пример: Если население города продолжит расти, нам потребуется построить дополнительную инфраструктуру.
Вторые условия используются, чтобы говорить о вещах, которые невозможны.
Пример: Если бы завтра не взошло солнце, на Земле не было бы жизни.
Третьи условия используются для рассуждений о прошлых событиях. Его часто используют, когда мы о чем-то сожалеем или представляем себе прошлую нереальную ситуацию.
Пример: Вторая мировая война никогда бы не случилась, если бы Германия получила более справедливое мирное урегулирование в Первой мировой войне.
4. Сложные предложенияСложносочиненные предложения состоят из двух независимых предложений, соединенных союзом, таким как «и», «за» или «но».
Примеры:
Я очень хочу учиться, но я слишком устал.
Она рано пришла в тестовый центр и очень хорошо сдала тест IELTS.
Некоторые учащиеся думают, что эти предложения слишком простые, чтобы считать их сложными, но они ошибаются.
Предупреждение
Крайне важно понять и уметь использовать эти грамматические структуры перед сдачей теста IELTS. Некоторые студенты запоминают множество структур и пытаются вставить их в свои сочинения, не задумываясь о том, как они работают и насколько они точны. Это приведет только к неестественным и бессвязным предложениям. Помните, что ваши предложения также должны быть безошибочными, поэтому используйте только те структуры, в которых вы уверены.
Ключ в том, чтобы использовать их только по назначению. Сконцентрируйтесь на ответе на вопрос, и если вы знаете, как использовать эти структуры, они будут течь естественным образом.
Дальнейшие действия
Я надеюсь, что этот пост продемонстрировал, что вы можете излагать свои идеи ясно и просто и при этом соответствовать критериям оценки сложных предложений.
Когда вы практикуетесь в написании вопросов IELTS, подумайте, что вы хотите сказать простыми предложениями, а затем подумайте, как они могут быть связаны в сложные предложения. После достаточной практики это станет естественным, и ваше письмо действительно улучшится.
Посмотрите мою серию видео IELTS Grammar ниже, чтобы получить дополнительную помощь в сложных предложениях:
Посмотрите этот плейлист на YouTube
Статьи ниже содержат некоторые из наших наиболее полных руководств по письменному заданию 2:
- Письменное задание 2: 8 шагов к успеху
Эта статья уникальна среди всего, что мы публиковали ранее. Прочтите его сейчас, чтобы получить доступ к нашей стратегии задачи 2 на 61 странице.
- Как спланировать эссе
Хороший план экономит время при написании эссе. Если вы не планируете, вы, скорее всего, заблудитесь на полпути к своему эссе, и в результате, как правило, получится очень запутанный фрагмент письма, который трудно читать.