морфемный разбор слова, схема, таблица и образец
Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.
…
Оглавление:
- Схема морфологического разбора глагола
- Определение части речи
- Определение инфинитива
- Описание постоянных признаков
- Непостоянные признаки
- Глагол в предложении
- Роль морфемного разбора слова
- Примеры морфологического разбора
- Образец разбора глагола
Схема морфологического разбора глагола
Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).
Это интересно: исконно русские слова — примеры и история происхождения.
Определение части речи
Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.
Определение инфинитива
Инфинитив — это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола. Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?
Описание постоянных признаков
Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:
- Вид. Бывает совершенным и несовершенным. Вид характеризует результативность действия, перфектность. Носителю русского языка не составит труда определить вид, задав вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать?, несовершенного — Что делать? Изучающему русский язык сложнее: придется выполнить морфемный разбор слова и ориентироваться в определении вида прежде всего на морфемный состав. Ну и выучить список слов, которые не укладываются в правила словообразования, например: лечь, сесть, бросить и др. Кроме того, существуют двухвидовые глаголы, например, ранить, жениться и т. д., вид которых можно определить только из контекста, то есть по лексическому значению в предложении.
- Возвратность. Возвратностью называется действие, обращенное на себя. Такие глаголы имеют на конце постпозитивный суффикс -ся.
- Переходность. Характеризует возможность находиться в связи с существительным в винительном падеже без предлога (управлять им). Для определения переходности нужно задать после глагола вопрос Кого? Что?
- Спряжение. Тип спряжения определяется по окончанию инфинитива (точнее, по суффиксу и окончанию) для большинства глаголов русского языка. Так, к первому относятся глаголы заканчивающиеся на -ать, -уть, -еть, -ть, -ять, ко второму — -ить и -ыть. Из этого правила есть исключения: стелить и брить относятся к первому спряжению, так как личные окончания у них формируются по образцу первого. А видеть, слышать, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть и еще с пару десятков (часть из них проходили в школе в виде стишка, остальные остались вне учебника) относятся ко второму. Помимо этого, в русском языке существуют глаголы нерегулярного спряжения, личные окончания которых бывают как первого, так и второго типа (бежать, чтить, брезжить), а также неправильного, или особого, парадигма образования личных форм которых имеет еще древнерусскую модель или отсутствует. К последним относятся есть, дать, быть, создать и производные от них.
Нужно знать: Фонетический разбор слова.
Непостоянные признаки
К ним относятся признаки, которые глагол приобретает при словоизменении.
- Наклонение. В русском языке выделяют три наклонения: индикатив (изъявительное), субъюнктив (сослагательное, или условное) и императив (повелительное). Вторая форма всегда составная, а третья может быть как простой, так и составной.
- Время. Определяется в изъявительном наклонении. В русском языке существуют три временных формы (настоящее, прошедшее и будущее), причем одна из них состоит из двух видовременных: будущее совершенное (простое) и будущее сложное (аналитическое).
- Число.
- Лицо (не определяется в прошедшем времени и в условном наклонении).
- Род (определяется только в прошедшем времени и в сослагательном наклонении).
Нужно знать: Морфология русского языка, что изучает наука.
Глагол в предложении
В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.
Роль морфемного разбора слова
При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.
Это интересно: баловаться — ударение на каком слоге ставить?
Вот несколько примеров:
- Бить относится не ко второму спряжению, а к первому, так как би- — это корень слова, а -ть — флексия (окончание).
- Вынуть не имеет корня вообще. Есть префикс (приставка) вы-, суффикс -ну- и флексия -ть. При словообразовании проявляется корень -им-. Сравните: иметь, принять, вынимать.
- Быть относится к глаголам неправильного спряжения (наверное, нет такого индоевропейского языка, где он правильный) с корнем бы- и окончанием -ть. Все личные формы настоящего времени, в том числе и устаревшие, образовывались не от корня бы-, а супплетивно, то есть от другой основы (некоторые полагают, что от нее произошел глагол стать), которая исчезла еще в дописьменную эпоху: я есмь; ты еси; он, она, оно есть; мы есмы; вы есте; они суть.
- Выть, вить, дуть имеют окончание -ть, остальное относится к корню.
- Брить имеет корень бр-, суффикс -и- и окончание-ть. Что не мешает ему быть исключением из правила.
Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.
Примеры морфологического разбора
Для удобства приведем несколько примеров в таблице.
И в ус не дует. (поговорка) | Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин) | Откуда есть пошла Русская земля. (из летописи) | Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица) | Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин) | |
Вопрос | Что делает? | Что будем делать? | Что сделала?* | Что сделал? | Что делай? |
Инфинитив | Дуть | Грозить | Быть | Взяться | Хранить |
Постоянные признаки: вид | Несовершенный | Несовершенный | Несовершенный | Совершенный | Несовершенный |
возвратность | Невозвратный | Невозвратный | Невозвратный | Возвратный | Невозвратный |
переходность | Переходный (дуть что?) | Непереходный | Непереходный | Непереходный | Переходный |
спряжение | 1 | 2 | Неправильное | 1 | 2 |
Непостоянные признаки: наклонение | Изъявительное | Изъявительное | Изъявительное | Изъявительное | Повелительное |
время | Настоящее | Будущее аналитическое | Настоящее (прошедшее)* | Прошедшее | |
число | Единственное | Множественное** | Единственное | Единственное | Единственное |
лицо | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 |
род | Ж* | М | |||
Роль в предложении | Сказуемое простое | Часть составного сказуемого | Часть составного сказуемого | Сказуемое простое | Сказуемое простое |
Морфемный разбор | ду-ет | гроз-и-ть | ес-ть | в-зя-л-ся | хран-и |
Примечания.
* — глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка — перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с «эльным» причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть, а ко всей форме есть пошла. Род указан по слову пошла.
Это интересно: «семи пядей во лбу» — значение фразеологизма.
** — разбор относится к слову грозить, но вопрос задан ко всей конструкции.
Образец разбора глагола
Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают.
I. Что делают? Разбирают.
II. Инфинитив — разбирать.
III. Постоянные признаки:
- несовершенный вид;
- невозвратный;
- переходный;
- первое спряжение.
IV. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение;
- настоящее время;
- третье лицо;
- множественное число.
V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.
Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.
Синонимы и антонимы «водит» — анализ и ассоциации к слову водит. Морфологический разбор и склонение слов
Образовательные материалы:
В наличии:
Глаголы
16 275
Прилагательные
27 794
Существительные
68 384
Связи
Свойственные
5 229 366
Действенные
4 639 598
Ассоциативные
8 695 870
Синонимические
46 108
Словарные
1 049 874
Обработано:
13,32 Гб
Анализ прилагательных и глаголов производится с учетом морфологического признака — пол.
- инфинитив
- мужской род
- женский род
- средний род
- Перевод
- Ассоциации
- Анаграммы
- Антонимы
- Синонимы
- Гиперонимы
- Морфологический разбор
- Склонения
- Спряжения
Перевод слова водить
Мы предлагаем Вам перевод слова водить на английский, немецкий и французский языки.
- На английский
- На немецкий
- На французский
- drive — ездить
- водить машину — drive a car
- lead — вести
- take — брать
- conduct — проводить
- führen — вести, ездить
- водить машину — Auto fahren
- успех водил — Erfolg hat
- herumführen
- tanzen
- halten
- züchten
- aufpassen
- mener — вести
- работами водить — travaux menés
- водить грузовик — conduire un camion
- emmener — везти
- promener — катать
Связь с другими словами
Слова содержащие -водит-:
- воспроизводитель
- делопроизводитель
- непроизводительность
- паропроизводительность
- письмоводитель
- предводитель
- предводительство
- производитель
- производительница
- производительность
- путеводитель
- пятновыводитель
- руководитель
- руководительница
- судоводитель
- еще 9 слов. ..
Слова начинающиеся на водит-:
- водитель
- водительский
- водительство
Как можно водить?
медленнодолгопростоосторожнобыстрозадумчивонежнорассеянноплохопрекрасночастоотличнолегкопостояннонеплохомашинальноклассноленивостарательноплавнонужнообычнобесцельноловкоредковечнонеторопливолихорадочноаккуратнобессмысленноздороволихоприятнонервноритмичнозамечательноласковотяжеломягкометодичносвирепоохотнонебрежнобешенобезнаказанноспециальноприличноприняторегулярнояростнобеспомощноуспешнозапрещенослепонарочнотрудноэнергичноличносознательноприлежнообязательнобеспокойноэлементарнонепрерывно
Кто или что может водить?
хороводродительпалецребенокмалышдевушкаголубьзверьрукаотецпареньэкстрасенссадовникпреступниктатаринкорабльофицерпоклонниксынтуристкараванживотноеполкдопросфайрпризракджентльменматросмужикстарикдиктатормальчикбольшевикженщинаготэльфнемецбоггидизвращенецдругматькрестьянинмамапостоялецпроводникдухстражникогонекэкскурсоводразбойникзаяцкомандирконюхтелевизионщикволшебникохранникязыкмертвецкапитанхозяиндемонславянинморяк
Ассоциации к слову водить
носсторонарукабумагастрочкаручкакругдопросповодокресторанулицабойгородвоздухкартадомлицоэкскурсияцерковьстенапрогулкакинобаняпалецтеатрводопойкомнаталестатаринпомочдворстраницацепьшколателотуалеткафэкранверевочкастеклорекаработакабинетгрудьструнамузейдетстводушночьквартираниточказалконцертписьмоконвойводапоходдеревнямагазинлинияземляатакалистгуба
Синонимы слова водить
верховодитьдирижироватькомандоватьметитьначальствоватьобещатьпомыкатьправитьпринуждатьпровожатьраспоряжатьсяхозяйничатьгнутьучитьобращатьвертетьруководитьрасполагатьзаправлятьисправлятьпредводительствоватьотклонятьцелитьнаправлятьворочатьустремлять
Гипонимы слова водить
- шаркать
Сфера употребления слова водить
Общая лексикаРазговорное выражениеПословицаСленгТехника
Морфологический разбор (часть речи) слова водит
Часть речи:
глагол
Время:
настоящее
Наклонение:
—
Лицо:
3-е лицо
Число:
—
Спряжение глагола водить
Ед. число | Мн. число | |
---|---|---|
1 лицо | вожу | водим |
2 лицо | водишь | водите |
3 лицо | водит | водят |
В прошедшем времени
Мужской род:
водил
Женский род:
водила
Средний род:
водило
Открытый урок по русскому языку 5 класс. Тема «Морфемный разбор слов»
Класс: 5 «А».
Дата: 15.12.16.
Тема: Морфемный разбор слов.
Цели: Повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о морфемном составе слова; отработать умение производить морфемный разбор.
Тип урока: Закрепление изученного.
Форма урока: Путешествие.
Оборудование: Карточки, таблицы, схемы, раздаточный материал.
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая.
1. Орг. момент.
Деление на группы: Лидеры выбирают сундучки. В сундучках список группы и название команды.
Лидеры: Алуа, Сауран, Меиржан.
Запись в тетради числа и темы урока.
2. Постановка целей урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство, где живут маленькие волшебники, а называется это королевство Морфемика. Мы посетим дворец короля Корня, познакомимся с принцессой Приставкой, принцем Суффиксом, посетим королеву – мать Основу. А еще подружимся с маленькими, но очень трудолюбивыми горожанами- окончаниями.
Я желаю всем нам удачи в этом путешествии. В добрый путь!
Оценивать вашу работу буду я (при помощи стикеров) и ваши командиры групп , поэтому постарайтесь заработать как можно больше стикеров и проявите активность на уроке.
3. Работа по теме.
-Слово учителя : Итак мы подошли к городским воротам, но , увы, они закрыты. А открыть их нам поможет ваша смекалка. Выполните задание и гостеприимные жители распахнут перед вами ворота.
Задание: Внимательно прочитайте лингвистическую сказку, подготовьте пересказ и дайте характеристику героям. Характеристику начните со следующих слов: Герой нашей сказки. ..
Командиры групп готовят пересказ, а члены групп выполняют творческое задание: 1 группа составляет кластер к слову ОСНОВА.
2 группа Синквейн к слову ПРИСТАВКА.
3 группа Синквейн к слову СУФФИКС.
На выполнение задания вам отводится 3 минуты.
Жило-было Окончание. В своей стране оно было очень одиноко, поскольку никому не было нужно. Но однажды окончание узнало про страну, где без него грустили и хотели, чтобы оно помогло им разрешить одну трудную задачу.
И Окончание содралось в дорогу. Оно путешествовало по высоким горам, зеленым равнинам, городам и деревням, но нигде не было нужно. Через много дней Окончание пришло в маленькую деревушку, где все люди были очень грустные.
— Почему вы грустите? – спросило Окончание.
— Мы не можем найти того, кто отгадает загадку, которая изменит наш мир, — ответили люди.
— Ведите меня к тому, кто загадывает эту загадку!
И Окончание отвели в подвал одного дома.
— Кто сможет слово изменить по родам и числам?
— Я! – воскликнуло Окончание.
Сначала ему не поверили. Но Окончание приступило к работе. И вот слова, стали меняться! Произошло чудо!
С тех пор люди полюбили Окончание, ведь оно помогло сделать их язык точнее и красивее.
Была на свете волшебная страна Морфемия. В ней правили король Корень и королева Основа. Было у них три прекрасных дочери: младшая- Приставка, средняя — Окончания и старшая — Суффикса. Как раз с Суффиксой и произошла эта история…
В один прекрасный день Суффикса собралась в Морфемный лес, на поляну Морфемного дерева. Она и не знала, что такое дерево существует. Розовые листья и белые, как шёлк, цветы. Да! Это самое красивое в мире дерево! Суффикса сразу рассказала о нём придворному колдуну.
— Я знаю это дерево,– сказал колдун.
— О, расскажите мне о нём,- попросила принцесса.
— Я скажу одно: плоды этого дерева можно есть только в день летнего солнцестояния,- промолвил колдун,- но торопись, ведь этот день – сегодня!
— Спасибо! Я побежала,- сказала Суффикса.
Суффикса побежала в лес. Ей по дороге встретилась сова: крыльями машет, прохода не даёт! Тогда Суффикса превратила сову в совушку. Сова стала доброй и полетела с Суффиксой. Видят они: стоит на их пути медведь. Суффикса превратила медведя в мишеньку, и он пошёл с ними. Вот было уже видно Морфемное дерево, но из кустов выбежали дикие кошки. Суффикса превратила их в кошечек. Друзья подошли к Морфемному дереву и съели по плоду. Через некоторое время все, кто съел плод, научились летать.
Так с помощью своей магии Суффикса научилась летать и нашла новых друзей.
Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : «Что это вы тут расшумелись. . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием . Ворота королевства открылись и вас встречают Король КОРЕНЬ и Королева ОСНОВА.
Они для вас приготовили испытание, если вы с ним справитесь, то сможете познакомиться с другими жителями королевства. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам (устно)
1 группа: Лес, лесок, лесной, лесник.
2 группа: Цвет, цветной, цветок, цветник.
3 группа: ледяной, ледовый, лед.
Задание 2.
К данным словам подберите однокоренные слова.
1 группа: сад, лед, река.
2 группа: земля, книга, школа.
3 группа: дерево, море, дом.
Задание 3.
1 группа: Выпишите в два столбика однокоренные слова, форму слова.
Река, речной, рекой, реченька, реки.
2 группа: Прочитайте текст, выпишите однокоренные слова и выделите в них корень: У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
3 группа: «Помоги другу». Ваш одноклассник подобрал к данным словам однокоренные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и вот , что осталось: машина, рыба, море, ак, ист, як.
Итог работы.
Молодцы! Вы справились с заданием .Но слова не всегда состоят из одного только корня. Скажите, какая часть может стоять перед корнем?
Правильно, и теперь нас ожидает встреча с принцессой ПРИСТАВКОЙ.
Она тоже приготовила для вас задание.
Задание: От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Объясните значение двух приставок.
1 группа: ходить ( приставки: при-, под-, за-, вы-, пере-, у- ,в-, от-, )
2 группа: бежать.
3 группа: носить.
Очень хорошая работа. Итак, приставки служат для образования новых слов, значит , это значимая часть слова.
А теперь нас ждет принц СУФФИКС. Он тоже подготовил для нас испытание. Но сначала давайте вспомним все , что мы о нем знаем. (Дается определение суффикса).
Задание.
1 группа: Назовите детенышей животных, выделите суффиксы в словах:
У лягушки-
У кошки-
У лисы-
У гуся-
У коня-
2 группа: Продолжите ряд названий лиц по профессии:
учить- учитель,
барабанить- барабанщик,
строить-
водить-
поливать-
ракета-
бетон-
3 группа: При помощи суффиксов –оньк-,- еньк-, ушк- образуйте новые слова от данных слов: лиса, дочь, воробей. Объясните значение суффиксов.
И с заданием принца Суффикса вы хорошо справились. Молодцы!
А теперь давайте отправимся на дворцовую площадь, где нас ждут трудолюбивые жители МОРФЕМИКИ- окончания.
Физминутка.
Давайте ближе познакомимся с этими жителями города и выполним их задания.
Задание. Дописать окончания в словах и правильно выделить их. Выделенные слова разобрать по составу.
1 группа : Подземн… воды, ярк… солнце, умн… дети, голуб… флаг, счастлив… ребенок, утренн… звезда.
2 группа: Чист… воздух, загородн… дом, высок… горы, ласков… мама, родн… просторы, холодн… небо.
3 группа: Пришкольн… участок, любим… страна, спел… яблоко, золот… руки, длинн… день, казахск… степи.
4. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями вы справились. Показали себя умелыми, дружными.
А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.
5. Оценивание.
Посчитайте количество стикеров, которые вы получили во время путешествия , командиры групп оцените членов своей команды.
Обратите внимание на критерии оценки:
«5»-на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил.
«4»-материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.
«3»-работал не активно, материал усвоил частично.
6.Рефлексия. «Свободный микрофон». Продолжите данные предложения:
Сегодня на уроке я понял, что…
Мне нужно поработать над…
Я хотел (а) бы похвалить за хорошую работу…
Этот урок заставил задуматься над…
Мне было интересно…
7. Д\з стр 84- 85 Проверьте себя!
Задания Короля Корня.
1 группа:
1.Выделите корень в словах (устно): Лес, лесок, лесной, лесник.
2.К данным словам подберите однокоренные слова: сад, лед, река.
3.Выпишите в два столбика однокоренные слова, форму слова.
Река, речной, рекой, реченька, реки.
Задания Короля Корня.
2 группа:
1.Выделите корень в словах (устно): Цвет, цветной, цветок, цветник.
2. К данным словам подберите однокоренные слова: земля, книга, школа.
3.Прочитайте текст, выпишите однокоренные слова и выделите в них корень: У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
Задания Короля Корня.
3 группа:
1.Выделите корень в словах (устно): ледяной, ледовый, лед.
2.К данным словам подберите однокоренные слова : дерево, море, дом.
3 группа: «Помоги другу». Ваш одноклассник подобрал к данным словам однокоренные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и вот , что осталось: машина, рыба, море, ак, ист, як.
Задание: От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Объясните значение двух приставок. ( приставки: при-, под-, за-, вы-, пере-, у- ,в-, от-, )
1 группа: ходить
Задание: От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Объясните значение двух приставок. ( приставки: при-, под-, за-, вы-, пере-, у- ,в-, от-, )
2 группа: бежать.
Задание: От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Объясните значение двух приставок. ( приставки: при-, под-, за-, вы-, пере-, у- ,в-, от-, )
3 группа: носить.
Задание.
1 группа: Назовите детенышей животных, выделите суффиксы в словах:
У лягушки-
У кошки-
У лисы-
У гуся-
У коня-
2 группа: Продолжите ряд названий лиц по профессии:
учить- учитель,
барабанить- барабанщик,
строить-
водить-
поливать-
ракета-
бетон-
3 группа: При помощи суффиксов –оньк-,- еньк-, ушк- образуйте новые слова от данных слов: лиса, дочь, воробей. Объясните значение суффиксов.
Критерии оценки:
«5»-на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил.
«4»-материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.
«3»-работал не активно, материал усвоил частично.
Задание. Дописать окончания в словах и правильно выделить их. Выделенные слова разобрать по составу.
1 группа : Подземн… воды, ярк… солнце, умн… дети, голуб… флаг, счастлив… ребенок, утренн… звезда.
Задание. Дописать окончания в словах и правильно выделить их. Выделенные слова разобрать по составу.
2 группа: Чист… воздух, загородн… дом, высок… горы, ласков… мама, родн… просторы, холодн… небо.
Задание. Дописать окончания в словах и правильно выделить их. Выделенные слова разобрать по составу.
3 группа: Пришкольн… участок, любим… страна, спел… яблоко, золот… руки, длинн… день, казахск… степи.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Подготовить учащихся на эмоциональном и психологическом уровне к усвоению изучаемого материала. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Фронтальная | Вступительное слово: — Ребята, сегодняшний урок русского языка мне бы хотелось начать с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни — это богатство, самое большое — мудрость». — Как вы понимаете его смысл? Синтаксическая минутка: записать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | ||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Установить преемственность между новыми и прежними знаниями. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа по вопросам, ответы на вопросы. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Фронтальная, групповая. | Беседа по вопросам: — Что такое морфема? — Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. — Для чего служат приставки и суффикс? — Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | |
Выявление места и причины затруднения | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | 1. Игра «Кто быстрее?» Задание по вариантам. 2. Игра «Составь слово». — От глагола понёс взять приставку. — От глагола дарить — корень. — От существительного кружок — суффикс. — От глагола побелел взять корень. — От прилагательного маленький — суффикс. — От прилагательного синий — окончание. — От глагола пришёл взять приставку. — От глагола улетел — корень. — От глагола бежит – окончание. 3. 1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью. ) 2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.) 3. Я намакаронился. (Наелся макарон.) 4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.) 5. Из трубы дым трубится. (Вьётся, струится.) — Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы). | Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа. | Индивидуальная, групповая. | Игра «Кто быстрее?» Задание по вариантам. — Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы. I вариант: ¬ + нести. II вариант: ¬ + лететь. — Какой вывод мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и значение всего слова.) 2. Игра «Составь слово». — А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах. — Какое слово получилось? (Прилетит.) — Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.) 3. — Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. | Принимают участие в обучающей игре, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Сформулировать учебную цель и определить стратегию работы по устранению затруднений. | Игра «Четвёртый лишний». — Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему? 1. Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.) 2. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.) 3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. (Формы слова.) 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы слова.) Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова. | Обучающая игра. Составление памятки, беседа по вопросам. | Групповая | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. — Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | |
Реализация построения проекта | Раскрыть сущность нового понятия через усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Творческая практическая деятельность. На слайде ин.доски: порядок разбора. Дано слово перевозчик. Образец рассуждения: Перевозчик — перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа -перевозчик- указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч. Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое. Возить — вожу, возил, повозка. Корень -воз-. Знакомство с письменным разбором стр. 28. | Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника. | Групповая, индивидуальная. | — Познакомимся с образцом устного разбора. | Воспринимают на слух информацию, оформляют памятки. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обобщить и систематизировать знания и выявить рациональные способы применения их на практике. | Материал для разбора. Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль). Объяснительный диктант. Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. | Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. | Индивидуальная, групповая. | Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами. — Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать. | Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Развивать умения решать учебно-познавательные задачи. | Пылеводонепроницаемые (часы ) — С какой морфемы мы начнём? (С окончания. ) Проводится морфемный разбор слова. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов дидактического материала. | Индивидуальная | — Давайте покажем, что мы — настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках. — Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Выполняют задания, проводят морфемный разбор слов. Задают вопросы для уточнения информации. | |
Физкультминутка | Снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | Алгоритм выполнения физических упражнений в стихотворной форме. | Повторение упражнений по заданному образцу. | Фронтальная | Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. | Выполняют элементарные физические упражнения. | |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания, включение нового способа действий в систему знаний. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | Работа с учебником литературы. | Фронтальная | Каков же порядок выделения морфем? — Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор. | Пишут самостоятельную работу. Отвечают на вопросы | |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить результативность работы на уроке. | Работа с листами обратной связи и сигнальными картами. | Заключительная беседа по вопросам. Оценивание эмоционального состояния и учебных достижений. | Индивидуальная, групповая. | — Что нового узнали на уроке? — Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? — Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? — Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился -карточку с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы обратной связи. | |
Дополнительная информация | |||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок «открытия» нового знания расширяет представления учащихся о морфемном разборе слова, имеет в своей основе системно-деятельностный подход. В ходе урока будут развиваться УУД: Личностные: понимать необходимость изучения данной темы и её практическое применение; критически оценивать свои результаты; Регулятивные: контролировать и корректировать свою деятельность; формировать вопросы по учебному материалу; давать самооценку и взаимооценку учебной деятельности; Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Рефлексия учебной деятельности позволяет оценить результативность урока и выявить затруднения, возникшие у школьников. | ||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация. | ||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. — М.: Просвещение, 2015. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс : методические рекомендации [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.]. — М.: Просвещение, 2014. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1 [Автор –составитель МеркинГ.С. ] – 9-е изд.- М. «Русское слово», 2014 – 326с. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5 –е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с. Потапова Г.Н. Диктанты по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» — М.Просвещение, 2015. -127с. | ||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu. ru | ||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | — | ||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная | ||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет | ||||||
Дополнительная необходимая информация | нет |
Морфемный разбор слова презентация, доклад
Аракелян Надежда Павловна
МБОУ СОШ №7 г-к. Анапа
Русский язык
тема урока:
«Морфемный разбор слова»
Секреты слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
однокоренные подбери слова.
ПОСАДИТЬ
САДИК
САДОВНИК
ПОСАДКИ
САДОВЫЙ
САДОВОД
РАССАДА
САД
Где слова родные, однокоренные.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
ГОРОЧКА
ГОРЕ
ГОРА
ПРИГОРОК
ГОРЮШКО
ПРИГОРЮНИТЬСЯ
ГОРНЫЙ
ГОРИСТЫЙ
ГОРЕВАТЬ
ПОГОРЕВАЛИ
Родственные и неродственные слова.
Найди лишнее слово.
ПЕСОК
ПЕСОЧНИЦА
ПЁС
ГОРОДОК
ГОРКА
ГОРНЫЙ
ВОДИТЬ
ВОДА
ВОДЯНОЙ
БЕЛИТЬ
БЕЛЕНЬКИЙ
БЕЛКА
Так же, как и у кустов,
корень слова есть у слов.
Выдели в словах корень.
Лес, лесной, лесок, лесник;
Цвет, цветной, цветок, цветник,
Лётный, лётчик, полёт;
Ледяной, подлёдный, лёд;
Род, родители, родить.
это лимон
у лимон
к лимон
вижу лимон
с лимон
о лимон
Та слова часть, что изменяется окончанием называется.
это лётчик
у лётчика
к лётчику
вижу лётчика
с лётчиком
о лётчике
а
у
ом
е
Вставьте окончания
—
—
—
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она
ведь при помощи приставки
образуются слова.
ХОД
В
ВОС
ВЫ
ПОД
ЗА
ПЕРЕ
Где слова с приставками?
Найди лишнее слово.
НАДЕЖДА
НАРЕЗАТЬ
НАПИТОК
ИЗУЧИТЬ
ИЗБУШКА
ИЗДЕЛИЕ
ПОГОДА
ПОВАР
ПОБЕЛКА
А за корнем суффикс есть.
У него призванье –
новых слов образованье.
снег
урк
а
ов
ирь
ой
Суффикс и словообразование.
С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.
мама –
ваза –
Лена –
хвост –
речка –
галка –
корова –
дорога –
кошка –
крошка –
водичка –
ноченька –
коровка
дорожка
кошечка
крошечка
водичка
ноченька
мамочка
вазочка
Леночка
хвостик
реченька
галочка
Суффикс и словообразование.
Назовите человека по признаку.
Назовите человека по
его действию.
толстяк
толстый —
здоровый —
здоровяк
добрый —
добряк
молодой —
молодец
хитрый —
хитрец
хвастает —
хвастун
кричит —
крикун
болтает —
болтун
говорит —
говорун
пляшет —
плясун
читает —
чтец
богатый —
богач
Подбери слова к схемам.
повар
корова
морковка
подсвечник
бабушка
наушники
поднос
Есть средь наших слов такие,
Где основы непростые,
Где корней в основе – ДВА.
Это – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Пылесос утконос
Птицевод луноход
Сталевар самовар
Водолаз свинопас
Составь сложные слова.
Е О
ПЕШ
ПАР
ХОД
СВАЛ
КОЛ
ХОД
ЛЕД
САМ
ПУЛ
МЁТ
СТАЛ
ВАР
Разбор слов по составу.
сахар
ниц
а
по
дар
ок
□
под
вод
ник
□
а
пис
за
к
ый
лен
ив
пере
воз
чик
□
добр
□
у
говор
□
на
лив
а
ю
—
—
—
—
—
Шарады.
Корень мой находится в «ЦЕНЕ».
В «ОЧЕРКЕ» найди приставку мне.
Суффикс мой в «ТЕТРАДКЕ» вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Корнем – с ДОРОГОЙ роднится,
В «СБОРЕ» приставка таится,
Суффикс как в слове «ДНЕВНИК»,
Целым же – в космос проник.
Мой корень в «ПРОСЬБЕ» заключен
( в ней он озвучен и смягчен).
Приставка – в «ВОПЛОЩЕНЬЕ» где-то,
На целое – все ждут ответа.
оценка
спутник
вопрос
Спасибо за внимание
Скачать презентацию
Морфемный разбор слова — презентация онлайн
Похожие презентации:
Научный стиль речи
Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Язык и профессии. Культура речи
Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Роль русского языка в многонациональной России
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10
Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий
Художественный стиль речи
1. Аракелян Надежда Павловна МБОУ СОШ №7 г-к. Анапа
Русский языктема урока:
«Морфемный разбор слова»
Аракелян Надежда Павловна
МБОУ СОШ №7 г-к. Анапа
2. Секреты слова.
Как-то много лет назадПосадили странный сад
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
3. Корень слова – главная, значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства – однокоренные подбери слова.
САДИКПОСАДИТЬ
САДОВНИК
САДОВОД
ПОСАДКИ
РАССАДА
САДОВЫЙ
САД
4.
Где слова родные, однокоренные. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.ГОРЕГОРА
ГОРОЧКА
ПРИГОРОК
ГОРЮШКО ПРИГОРЮНИТЬСЯ ПОГОРЕВАЛИ
ГОРНЫЙ
ГОРИСТЫЙ
ГОРЕВАТЬ
5. Родственные и неродственные слова. Найди лишнее слово.
БЕЛКАБЕЛЕНЬКИЙ
БЕЛИТЬ
ВОДЯНОЙ
ВОДА
ВОДИТЬ
ГОРНЫЙ
ГОРКА
ГОРОДОК
ПЁС
ПЕСОЧНИЦА
ПЕСОК
6. Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов. Выдели в словах корень.
Лес, лесной, лесок, лесник;Цвет, цветной, цветок, цветник,
Лётный, лётчик, полёт;
Ледяной, подлёдный, лёд;
Род, родители, родить.
7. Та слова часть, что изменяется окончанием называется.
Вставьте окончанияэто лётчик
—
это лимон
—
у лётчика
у лимон а
к лётчику
к лимон у
вижу лётчика
вижу лимон —
с лётчиком
с лимон ом
о лётчике
о лимон е
8. Приставка. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она ведь при помощи приставки образуются слова.
ВВОС
ВЫ
ПОД
ЗА
ПЕРЕ
ХОД
9. Где слова с приставками? Найди лишнее слово.
ПОБЕЛКАПОВАР
ПОГОДА
ИЗДЕЛИЕ
ИЗБУШКА
ИЗУЧИТЬ
НАПИТОК
НАРЕЗАТЬ
НАДЕЖДА
10. А за корнем суффикс есть. У него призванье – новых слов образованье.
снегурк
ой
а
ирь
ов
11. Суффикс и словообразование. С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.
мама – мамочкакорова – коровка
ваза – вазочка
дорога – дорожка
Лена – Леночка
кошка
хвост – хвостик
крошка – крошечка
речка – реченька
водичка – водичка
галка – галочка
ноченька – ноченька
–
кошечка
12. Суффикс и словообразование.
Назовите человека попризнаку.
толстый —
толстяк
Назовите человека по
его действию.
хвастает — хвастун
здоровый — здоровяк
кричит
—
крикун
добрый
добряк
болтает —
болтун
молодой —
молодец
говорит —
говорун
хитрый
хитрец
пляшет
—
плясун
богач
читает
—
чтец
богатый
—
—
13.
Подбери слова к схемам.наушникикорова
повар
бабушка
поднос
подсвечник
морковка
14. Есть средь наших слов такие, Где основы непростые, Где корней в основе – ДВА. Это – СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
ПылесосПтицевод
Сталевар
Водолаз
утконос
луноход
самовар
свинопас
15. Составь сложные слова.
ЕО
ПАР
ПЕШ
СТАЛ
МЁТ
ВАР
ПУЛ
ХОД
СВАЛ
КОЛ
ХОД
САМ
ЛЕД
16. Разбор слов по составу.
словосахарница
подарок
подводник
записка
ленивый
—
по
сахар
дар
ниц
ок
под
вод
ник
□
□
за
пис
лен
к
ив
а
ый
воз
чик
—
перевозчик пере
добрый
уговор
наливаю
у
добр
говор
на
лив
а
а
□
□
□
ю
17. Шарады.
КореньКорнем
мой
– с вДОРОГОЙ
находится
роднится,
в «ЦЕНЕ».
Мой
корень
«ПРОСЬБЕ»
заключен
«СБОРЕ»
приставка
найдии приставку
таится, мне.
(ВВв«ОЧЕРКЕ»
ней он озвучен
смягчен).
Суффикс
Суффикс мой
как
вв слове
«ТЕТРАДКЕ»
«ДНЕВНИК»,
выгде-то,
встречали,
Приставка
– в «ВОПЛОЩЕНЬЕ»
Вся
Целым
же – же
в–дневнике
– в космос
ипроник.
в журнале.
На
целое
все
ждут я
ответа.
оценка
спутник
вопрос
18. Спасибо за внимание
English Русский Правила
апс1100019а
%PDF-1.3 % 1 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > ручей Acrobat Distiller 6.0.1 (Windows)2011-06-07T07:46:33+05:302011-06-07T08:48:00+05:30aps1100019aAdobe Illustrator CS4Adobe Illustrator CS42011-06-07T07:46:33+05:302011- 06-07T08:48:00+05:302011-06-07T08:48:00+05:30
Анализ типичного и нетипичного развития в различных орфографиях
%PDF-1. 5 % 1 0 объект > /Контуры 2 0 R /Назначения 3 0 R /Метаданные 4 0 R /Страницы 5 0 Р /OpenAction [6 0 R /Fit] /Тип /Каталог /Lang (ru) /PageLabels > >> эндообъект 10 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > ручей dvips + MiKTeX GPL Ghostscript 9.0, морфология слов, дислексия развития, межъязыковая перспектива, навыки грамотности, обучение морфологической осведомленности2019-02-04T21:09:11+05:302019-02-04T20:03:32+05:30LaTeX с пакетом hyperref + hypdvips2019-02-04T21:09:11+05:30588287ac-2ae5-11e9-0000-674b0d491054uuid: 212fa235-c367-449c-9e9e-95059f8fbe62application/pdf
Исследование ERP с произнесением слов
%PDF-1. 4
%
1 0 объект
>
эндообъект
6 0 объект
/Заголовок
/Предмет
/Автор
/Режиссер
/Ключевые слова
/CreationDate (D:20220905175903-00’00’)
/ElsevierWebPDFSpecifications (6.5)
/ModDate (D:201
100303+05’30’)
/doi (10.1016/j.cortex.2019.02.008)
>>
эндообъект
2 0 объект
>
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
4 0 объект
>
эндообъект
5 0 объект
>
ручей
application/pdfdoi:10.1016/j.cortex.2019.02.008
Какое окончание в слове drink.
«напиток»Схема разбора по составу drink:
drink em
Разбор слова по составу.
Сопряжение слова » напиток»:
Соединительная гласная: пропущено
Постфикс : пропущено
Морфемы — части слова напиток
напитки
Подробный разбор слова напитки по составу. Корень слова, префикс, суффикс и окончание слова. Морфемный анализ слова напитки, его схема и части слова (морфемы).
- Морфемная схема: п/эт
- Структура слова по морфемам: корень/окончание
- Схема (конструкция) слова напитки по составу: корень пи + окончание эт
- Список морфем в слове напиток:
- pi — корень
- et — окончание
- Types of morphemes and their number in the word drink:
- prefix: missing — 0
- root: pi — 1
- connecting vowel: missing — 0
- cyffix: missing — 0
- постфикс: отсутствует — 0
- конец: нет — 1
Всего морфем в слове: 2.
Словообразование слова напитки
См. также другие словари:
Полный морфологический разбор слова «напитки»: Часть речи, начальная форма, морфологические признаки и формы слова. Направление науки о языке, где изучается слово… Морфологический анализ напитки
Ударение в слове напитки: на какой слог ударение и как… Слово «напитки» правильно пишется как… ударение на слове напитки
Анаграммы (составьте анаграмму) для слова напитки, смешивая буквы …. Анаграммы на слово напитки
Морфемный анализ слова напитки
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу — это поиск и анализ морфем (частей слова), входящих в данное слово.
Морфемный разбор слова напитки делается очень просто. Для этого достаточно соблюдать все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого пройдем всего 5 шагов:
- определение части речи слова — первый шаг;
- второе — окончание выделяем: у изменяемых слов спрягаем или склоняем, у неизменяемых слов (герундии, наречия, некоторые существительные и прилагательные, служебные части речи) — окончаний нет;
- Далее ищем базу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отрезать окончание. Это будет основой слова;
- Следующим шагом будет поиск корня слова. К напиткам подбираем родственные слова (их еще называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Остальные морфемы находим, подбирая другие слова, образованные таким же образом.
Как видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определим основные морфемы слова и проанализируем его.
* Морфемный разбор слова (разбор слов по составу) — поиск корня, префиксов, суффиксов, градаций и оснований слов Разбор слова по составу на сайте производится по словарю морфемного разбора.
напиток
Сопряжение слова «пить» :
корень — [пи], формообразующий суффикс- [т]
Предложения со словом «пить»
Единственное шампанское, которое можно пить из маленькой бутылочки 200 мл через соломинку прямо на дискотеке.
После плодотворной работы можно было полностью расслабиться, забыть на время рутинные заботы, выпить молодого вина и спеть озорные песни.
Ей запретили пить и чуть ли не курить.
Маленькие шалили, просили попить, а большие дрались и играли в фантики.
Лариса погладила его по головке, потому что он рос и умнел, Марина снисходительно улыбнулась детской наивности, Степан совершенно пропустил ее мимо ушей, а Алексей Тихонович вместо того, чтобы пить дальше рюмки и спрашивать других, не лучше ли жить в такой квартире или в собственном доме, встал, подошел к окну и задумался.
Вечером пошел к старушке Клавдии Петровне пить чай.
Его жизнь и он сам содержался аккуратно; когда он перестал пить, то его нельзя было пошевелить.
И подумал, как хорошо бы посидеть в таком буфете, послушать тонкие гудки проносящихся мимо электропоездов, погреться у печки и попить пива из кружки.
Разобрать слово по составу, что оно означает?
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, целью которого является определение структуры или состава слова, классификация морфем по их месту в слове и установление значения каждой из них. В школьной программе его еще называют морфемный разбор . Сайт-инструкция поможет правильно разобрать любую часть речи онлайн: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, герундий, наречие, числительное.
План: Как разобрать слово по составу?
При проведении морфемного анализа соблюдайте определенную последовательность выделения значимых частей. Начните с того, чтобы «снять» морфемы с конца, методом «зачистки корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определите значения морфем и выберите однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Напишите слово в той же форме, что и в домашнем задании. Прежде чем приступить к разбору сочинения, выясните его лексическое значение (значение).
- Определите из контекста, к какой части речи оно относится. Вспомните признаки слов, принадлежащих к этой части речи:
- изменяемый (имеет окончание) или неизменяемый (не имеет окончания)
- имеет ли он формообразующий суффикс?
- Найдите концовку. Для этого склоняем по падежам, меняем число, род или лицо, спрягаем — переменная часть будет окончанием. Не забудьте заменить слова с нулевым окончанием, обязательно укажите, если оно есть: sleep(), friend(), audiibility(), благодарность(), ate().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить префикс в базе (если есть). Для этого сравните однокоренные слова с префиксами и без них.
- Определите суффикс (если есть). Для проверки подберите слова с разными корнями и с одинаковым суффиксом, чтобы они выражали одинаковое значение.
- Найти корень в базе. Для этого сравните ряд родственных слов. Их общей частью является корень. Помните об однокоренных словах с чередующимися корнями.
- Если слово имеет два (или более) корня, укажите соединительную гласную (если есть): листопад, звездолет, садовник, пешеход.
- Пометить формообразующие суффиксы и постфиксы (если есть)
- Перепроверить анализ и выделить все значимые части значками
В начальных классах разобрать слово — значит выделить окончание и основу, затем обозначить приставку суффиксом, подобрать слова с одним корнем и потом найти их общую часть: корень, и все.
* Примечание: Министерство образования Российской Федерации рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5-9 классах для общеобразовательных школ. У разных авторов подход к морфемному анализу по составу отличается. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравните приведенный ниже порядок подведения итогов с вашим учебником.
Порядок полного морфемного анализа по составу
Во избежание ошибок желательно связать морфемный разбор с словообразовательным. Такой анализ называется формально-семантическим.
- Установить части речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выпишите окончание, определите его грамматическое значение. Укажите суффиксы, образующие словоформу (если есть)
- Запишите основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы)
- Найдите морфемы. Выпишите суффиксы и приставки, обоснуйте их выбор, объясните их значение
- Корень: свободный или связанный. Для слов со свободными корнями составьте словообразовательную цепочку: «пис-а-т → за-пис-а-т → за-пис-ыва-т», «сух (ой) → сух-ар () → сух-ар-ниц -(а)». Для слов со связными корнями подберите односоставные слова: «одеть-раздеть-переодеться».
- Запишите корень, подберите однокоренные слова, отметьте возможные варианты, чередование гласных или согласных в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного анализа глагола «проспал»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского пола, единица прошедшего времени, ср.: проспал;
- основание гандикапа «проспал»;
- два суффикса: «а» — суффикс основы глагола, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «за» — действие со значением убытка, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, упустить;
- словообразовательная цепочка: сон — проспал — проспал;
- корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Основы слов: сон, засыпание, сонливость, недосыпание, бессонница.
Схема анализа состава напитка:
напиток
Разбор слов по составу.
Сопряжение слова «напиток»:
Соединительная гласная: отсутствует
Постфикс : отсутствует
Морфемы — части слова напиток
напиток
словоПодробный анализ состава напитка. Корень слова, префикс, суффикс и окончание слова. Морфемный разбор слова напиток, его схема и части слова (морфемы).
- Морфемная схема: pi/t/e
- Структура слова по морфемам: корень / корень / окончание
- Схема (конструкция) слова напиток по составу: корень пи + корень т + окончание е
- Список морфем в слове напиток:
- пи — корень
- т — корень
- е — окончание
- Types of morphemes and their number in the word drink:
- prefix: missing — 0
- root: drink — 2
- connecting vowel: missing — 0
- cyffix: missing — 0
- постфикс: отсутствует — 0
- конец: e — 1
Всего морфем в слове: 3.
Производный анализ слова напиток
- Базовое слово: напиток ;
- Производные аффиксы: префикс отсутствует , суффикс отсутствует , постфикс отсутствует ;
- Словообразование: ○ сложение или слияние основ (или целых слов), неправильное сложение, так как образуется без соединительной гласной ;
- Способ обучения: производный, так как образован 1 (одним) способом .
См. также другие словари:
Корень слова… это слова, имеющие корень… принадлежащие к разным частям речи, и в то же время близкие по значению… Рифмованные слова к слову напиток
Склонение слова пить по падежам в единственном и множественном числе…. Склонение слова пить
Полный морфологический разбор слова «пить»: Часть речи, начальная форма, морфологические признаки и формы слова. Направление науки о языке, где изучается слово… Морфологический разбор запоев
Ударение в слове пить: на какой слог ставится ударение и как. .. Слово «пить» правильно пишется как… Ударение в слове пить
Синонимы к слову пить. Онлайн-словарь синонимов: найдите синонимы к слову «напиток». Слова-синонимы, близкие по значению слова и выражения в… Синонимы к слову пить
Анаграммы (составить анаграмму) к слову пить, путем смешения букв…. Анаграммы к слову пить
К чему снится пить — толкование снов, узнайте бесплатно в нашем соннике, к чему снится Пить. …Пить увиденное во сне означает, что… Сонник: к чему снится Пить
Морфемный анализ слова напиток
Морфемный разбор слова обычно называют разбором слова по составу — это поиск и анализ морфем (частей слова), входящих в данное слово.
Морфемный анализ слова напиток очень прост. Для этого достаточно соблюдать все правила и порядок разбора.
Сделаем разбор морфем правильно, а для этого пройдем всего 5 шагов:
- определение части речи слова — первый шаг;
- второе — окончание выделяем: у изменяемых слов спрягаем или склоняем, у неизменяемых слов (герундии, наречия, некоторые существительные и прилагательные, служебные части речи) — окончаний нет;
- Далее ищем базу.