Морфологический разбор слова «пригодится»
Часть речи: Глагол в личной форме
ПРИГОДИТСЯ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.
Начальная форма слова: «ПРИГОДИТЬСЯ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ПРИГОДИТСЯ |
|
Все формы слова ПРИГОДИТСЯ
ПРИГОДИТЬСЯ, ПРИГОДИЛСЯ, ПРИГОДИЛАСЬ, ПРИГОДИЛОСЬ, ПРИГОДИЛИСЬ, ПРИГОЖУСЬ, ПРИГОДИМСЯ, ПРИГОДИШЬСЯ, ПРИГОДИТЕСЬ, ПРИГОДИТСЯ, ПРИГОДЯТСЯ, ПРИГОДИВШИСЬ, ПРИГОДЯСЬ, ПРИГОДИМТЕСЬ, ПРИГОДИСЬ, ПРИГОДИВШИЙСЯ, ПРИГОДИВШЕГОСЯ, ПРИГОДИВШЕМУСЯ, ПРИГОДИВШИМСЯ, ПРИГОДИВШЕМСЯ, ПРИГОДИВШАЯСЯ, ПРИГОДИВШЕЙСЯ, ПРИГОДИВШУЮСЯ, ПРИГОДИВШЕЮСЯ, ПРИГОДИВШЕЕСЯ, ПРИГОДИВШИЕСЯ, ПРИГОДИВШИХСЯ, ПРИГОДИВШИМИСЯ
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «ПРИГОДИТСЯ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «пригодится»
1
Не
Парижские тайны. Том 1, Эжен Сю, 1843г.
2
Пригодится, ей-богу, пригодится!
Вишневый омут, Михаил Алексеев, 1962, 1964г.
3
д., стараемся, нам говорят о том, что потом в жизни всё это пригодится, но как именно пригодится непонятно.
Осознанность с детства, или Как привить ребенку финансовую грамотность. Серия «Маленькая книга для больших детей», Марина Новикова
4
Невозможно предугадать, каким ты будешь после школы, чем пожелаешь заниматься, что тебе пригодится, что не пригодится.
Английский гамбит, Сергей Жмакин, 2020г.
5
Думал, что он там пригодится, а он и пригодился, – Кирилл вновь полез в рюкзак.
Грани выбора. Сила характера против силы обстоятельств, Николай Борисов-Линда
Найти еще примеры предложений со словом ПРИГОДИТСЯ
Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе «Обобщение изученного по теме «Морфемика»
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- углубить знания по морфемике;
- закрепить умение производить морфемный разбор слова;
- закрепить умение работать с операционной
системой Windows, прикладными программами этой
операционной системы.
Развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, внимание и память,
- самостоятельность в учебной деятельности;
- развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива, формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам, ответственно относиться к дружбе.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока:
на игровой основе, с использованием средств ИКТ.Оборудование: раздаточный материал, персональные компьютеры, мультимедийная презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
- Вступительное слово учителя.
- Работа с текстом.
- Лексическая работа.
- Беседа по теме урока.
- Словарная работа.
- Сообщение о корне.
- Орфографическая работа
- Сообщение о приставке
- Сообщение о суффиксе
- Сообщение об окончании
- Физкультминутка.
- Морфемный разбор слов.
- Творческое задание: расшифровать телеграмму.
III. Выставление оценок за работу.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. По ходу урока демонстрируется презентация (Приложение 1).
Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока. Учителями комментируются цели и задачи урока.
II. 1. Вступительное слово учителя.
Бывает так: ребята мечтают посвятить свою жизнь служению человечеству. Хотят изобрести лекарство от всех болезней, научиться предсказывать землетрясения, предотвращать войны, совершать кругосветные путешествия и открывать новые земли. Это прекрасные мечты. А ведь многое можно сделать прямо сейчас. И ничего, если ваши дела будут не для человечества, а просто для людей. Для тех, кто живет в вашем доме. Или даже для одного человека – кто учится в вашем классе.
Поэт Кайсын Кулиев заметил: “Легко любить все человечество – соседа полюбить сумей!” А как думаете вы?
2. Работа с текстом.
— Ребята, о чем этот текст?
— Какова его идея?
— Верно ли рассуждает автор?
Давайте мы начнем с малого: будем внимательны друг к другу, научимся взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию, соучастию.
3. Лексическая работа.
— Ребята, а что обозначают эти слова?
В словаре учащимися находятся значения слов: взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, соучастие.
— Верно, это совместное переживание, общее участие. И указывает на это приставка со-.
И вам, дети, именно сейчас и пригодится умение
сопереживать, соучаствовать, делать все вместе и
дружно. У вас в классе случилась неприятность:
пираты похитили вашего классного руководителя,
Веру Владимировну, и отвезли на необитаемый
остров.
4. Беседа по теме урока.
— Наш корабль называется “Морфемика”. А что это
такое?
— Какие морфемы вам известны?
— Для чего служат словообразовательные морфемы?
— Для чего служат формообразующие морфемы?
— Приведите примеры.
— Хорошо, ребята! Но что это? На нашем пути препятствие: мне кажется, что это коралловые рифы. Давайте познакомимся с новым словом.
5. Словарная работа.
Запись слов коралл, коралловый. Орфографический разбор слов. Работа с толковым словарем: чтение словарной статьи, запись прямого и переносного лексического значения слова коралловый. Подбор синонимов к переносному значению слова коралловый. Демонстрация фотографий коралловых рифов.
— Ребята, впереди не коралловые рифы! А что же это? Демонстрируется изображение корня.
6. Сообщение учащихся о корне.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
7. Орфографическая работа: тестирование на компьютере (тест создан в программе Microsoft PowerPoint). Тестирование проводится с целью контроля навыков написания орфограмм в корне слова. (Приложение 2)
Одна группа учащихся выполняет задание на компьютере, другая – на рабочих местах.
Пов…дать (и/е) друга
Пос…деть (и/е) от старости
Вязкая тр…сина (я/е)
Быстро ув…дать (е/я)
Распр…мить спину (я/е)
Дер…кий (с/з)
Грус…ный (т/ )
Пл…кучие ивы (а/о)
Гиган…ский (т/ )
Опас…ный (т/ )
— А теперь я вижу какой-то мыс. Как бы нам не разбиться! Чтобы обогнуть его, нужно рассказать о такой морфеме –
8. Сообщение учащихся о приставке.
Внимание, впереди Бермудский треугольник –
— Здесь бесследно исчезло множество кораблей, видимо, члены их экипажа плохо учились в школе и не были дружны.
Сможем ли мы благополучно миновать это место?— Да!
— Тогда расскажите о суффиксе.
9. Сообщение о суффиксе.
— Теперь обогнем подводную скалу –
10. Сообщение об окончании.
11. Физкультурная пауза.
— Ребята, видите ли вы остров?
Встаньте, посмотрите в иллюминаторы далеко-далеко, теперь ближе, еще раз посмотрите вдаль, снова ближе. Потянитесь вверх.
— Нет, острова не видно. Придется матросам влезть на мачту корабля и оттуда определить, где находится необитаемый остров.
12. Морфемный разбор слов.
— Да, не зря говорится: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Мы смогли увидеть остров и уже подплываем к нему. Нас уже увидели пираты. Нам нужно объяснить им цель визита. Давайте пошлем им телеграмму. Но у них особый язык – они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены морфемы. Но, помните, нам нельзя допустить ошибку! Вспомните порядок и правила морфемного разбора.
Одна группа учащихся работает за компьютером, другая – на рабочих местах.
Тест “Состав слова” (Приложение 3)
Вопрос 1
Общая часть родственных слов – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 2
Изменяемая часть слова – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 3
Часть слова, которая стоит перед корнем – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 4
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 5
Всё слово без окончания – это:
- Корень;
- Основа;
- Окончание;
- Приставка;
- Суффикс.
Вопрос 6
Приставка служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 7
Суффикс служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 8
Окончание служит:
- Для связи слов в предложении;
- Для образования новых слов.
Вопрос 9
Выбери слово с приставкой:
- Поём;
- Пошёл;
- Польза;
- Порог.
Вопрос 10
Выбери слово, строение которого соответствует схеме:
- корень суффикс окончание;
- книжка;
- дом;
- книга;
- повар.
Вопрос 11
Найди “лишнее” слово:
- Дым;
- Книга;
- Стол;
- Друг.
Вопрос 12
Найди “лишнее” слово:
- Дело;
- Разделить;
- Деловой;
- Поделки.
Вопрос 13
Найди “лишнее” слово:
- Лес;
- Лесник;
- Лесом;
- Лесок.
Мы повторили с вами изученные морфемы, теперь мы можем посылать телеграмму пиратам.
Текст телеграммы:
Жителей2 острова приветствуют ученики2 5 “Б” класса.
Мы совершаем2 трудное кругосветное путешествие.
На острове наша “классная мама”.
Хотим выручить любимую2 учительницу2.
Над словами ЖИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКИ, СОВЕРШАЕМ, ЛЮБИМУЮ, УЧИТЕЛЬНИЦУ надо произвести морфемный разбор. Демонстрируется правильный морфемный разбор нужных слов.
Мы выполнили все задания.
— Ура! Наша учительница свободна. А пираты прислали нам ответную телеграмму. Расшифруйте ее.
13. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова
Вы – …
- приставка как в слове прехорошенькая,
- корень как в слове красавица,
- суффикс как в слове вольный,
- окончание как в слове счастливые;
- корень как в слове ученый,
- суффикс как последний
- суффикс в слове певуче,
- суффикс как в слове водник,
- окончание как в слове рыбаки.
- корень как в слове поверье,
- суффикс как в слове проходная,
- окончание как в слове любимые,
- корень как в слове подружка (ж/з),
- окончание как в слове семья.
Ответная телеграмма пиратов:
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
III. Выставление оценок за работу. Учащиеся, которые выполняли задание на ПК, сразу получают оценки за работу (предусмотрено в программе). Учащимся, которые работали на рабочих местах, выставляет оценки учитель русского языка.
Учащиеся получают домашнее задание (задание комментируется).
1. Подберите однокоренные слова к слову УЧЕНЬЕ по данным схемам:
2. Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.
IV. Подведение итогов урока:
Позади все моря-океаны,
И пираты, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны.
И опять возвратились домой.Но поверьте матросскому слову:
Стоит лишь капитану моргнуть –
Мы отправиться снова готовыВ дальний путь!
В дальний путь!
В дальний путь!
— Что же, ребята, наше путешествие подходит к
концу. Со всеми заданиями мы справились, любимого
учителя вернули в нашу школу.
— А какие знания и умения нам помогли выполнить
все задания?
— Какие личные качества нужны в трудном и опасном
путешествии?
— Вы показали себя умными, умелыми. Как настоящие
друзья приходили на помощь одноклассникам и
классному руководителю.
Морфология для всех учащихся: использование морфемного анализа для развития базовых навыков
13 июля 2022 г. | Базовые навыки | 0 комментариев
Наряду с обучением произношению слов, студентов следует с самых ранних стадий обучать морфологии слов. Как я отмечал в предыдущем блоге, знание лежащих в основе морфемных структур слов помогает как чтению, так и письму. Для слова делается , понимая, что оно состоит из морфем
Одним из приемов, который используется для выделения морфем в родственных словах, является сумма слов. Суммы слов создаются путем сборки слов, принадлежащих к одному и тому же семейству, а затем разложения слов на их морфемы, которые являются их значимыми частями: . Первая задача состоит в том, чтобы собрать все слова, которые, по вашему мнению, принадлежат исследуемому словесному семейству. Ниже перечислены суммы слов для помощь семье. Хорошим источником для поиска форм основы или корня является Word Searcher Нила и Луизы Рамсден http://www. neilramsden.co.uk/spelling/. Однако, как только вы нашли список слов или создали свой собственный, вы должны определить, принадлежат ли слова к семейству слов, с которым вы работаете. Word Searcher автоматически перечисляет все слова из своей базы данных, которые содержат введенную вами последовательность букв. Для базы bene Word Searcher перечислил 26 совпадений. Однако в нем было слово ниже . Мне предстояло решить, принадлежит ли под семейству слов bene . Поскольку его значение очень отличается от значения bene , которое определяется как «хорошо» или «хорошо», я решил, что оно не является частью семейства bene . Если вы сомневаетесь, вы также можете проверить его этимологию. Веб-сайт etymonline https://www.etymonline.com/ предоставляет истории слов для тысяч слов.
Сумма слов для Help Family
help + ing help
help + er helper
help +er + s помощники
co + help + er cohelper
co + help + er +s cohelpers
help + unhelpful
3 +ful
help + ful + ness услужливость
help + ful + ly услужливо
help+less беспомощный
help + less + беспомощно
Создавая суммы слов, учащиеся учат несколько слов вместо одного. Они повышают свою способность использовать как слоговый, так и морфемный анализ, а также учатся анализировать слова. В этом примере я построил практически все возможные суммы слов для помогите. В зависимости от возраста и знаний ваших учеников вы можете ограничить количество и сложность сумм слов. Затем, используя суммы слов, учащиеся могут построить матрицу слов для help . Шаги построения матрицы слов перечислены ниже.
- Базовое слово записывается в центре матрицы и сопровождается кратким определением.
- Префиксы размещаются в ячейках слева.
- Суффиксы и любые второстепенные основы размещаются в ячейках справа. Если есть несколько префиксов, суффиксов или основ, они помещаются в отдельные столбцы в том порядке, в котором они появляются в слове. Например, в Word Matrix для help, ness и ly помещаются в отдельные столбцы, которые появляются после ful , чтобы образовать слова helpne ss и helply. Примеры заполненных матриц вместе с инструментом для создания матриц Mini Matrix-Maker можно найти по адресу http://www.neilramsden.co.uk/spelling/matrix/index.html. Матрица слов для help была создана с помощью Mini Matrix-Maker. Он представлен ниже.
Поскольку построение сумм слов и матриц является сложной и интерактивной задачей, есть вероятность, что это будет мотивировать учащихся. Я могу представить команды, работающие вместе над построением матриц.
Создано с помощью Mini Matrix-Maker, на www.neilramsden.co.uk/spelling/matrix
От себя лично, вот анонс моего недавно опубликованного текста. Теперь доступна как в печатном виде, так и в виде электронной книги.
Преодоление разрыва в грамотности: ускорение прогресса неуспевающих учащихся
Эта книга, содержащая практические инструменты, предоставляет педагогам K–6 основанную на исследованиях основу для ускорения развития навыков чтения и письма отстающих учащихся. Включены стратегии и ресурсы для развития базовых навыков, понимания и расширения словарного запаса; привлечение учащихся к самостоятельному чтению и периодике; развитие письма; и осуществление репетиторства и других дополнительных
Морфемы — Пять из пяти
Что такое морфема?
Морфема — это наименьшая единица значения в слове. Эти смысловые единицы пишутся одинаково, хотя их произношение может меняться в словах, например, ребенок/дети, исцелить/здоровый. Понимание морфем важно для понимания чтения и правописания. Английский язык имеет сложную систему письма, которая является репрезентативной как по звучанию, так и по смыслу.
Морфема может быть целым словом (run), частью слова (-ing) или отдельной буквой (-s). Морфемы могут состоять из одного слога (есть, церковь) или более чем из одного слога (вода, морковь, салат) или даже из одной буквы в случае добавления /s/ для обозначения глагола во множественном числе или в третьем лице единственного числа, например. ждет.
Морфемы включают;
- префиксы, такие как un, re, dis
- суффиксы, такие как s/es, ed, er, ing
- основные слова, такие как help, form
- корни, такие как rupt, port, ject
Слово кошки имеет две морфемы: «кошка», означающая пушистое животное из семейства кошачьих, и «s», обозначающая множественное число.
Зачем нам нужно знать о морфемах?
Знание и понимание морфем может улучшить чтение, правописание, словарный запас и понимание. По мере того, как дети будут учиться в школе, они будут встречать тысячи незнакомых слов. Понимание морфем дает им еще один ключ к самостоятельной работе как со значением, так и с произношением этих слов, эффективно раскрывая силу печати.
Дети рано осваивают использование морфем в речи, и это отражается на их попытках писать. Например, если ребенок хочет написать о собаках, мы часто видим, что в ранних попытках письма это пишется как «dogz». Это происходит потому, что именно так слово произносится фонетически. Дети часто пишут фонетически, пока не узнают морфемы.
Подробное обучение морфемам
Дети могут извлечь пользу из изучения морфологии в первые годы обучения в школе (Bowers, Kirby, & Deacon, 2010). Например, подробное преподавание морфологии во время урока фонетики гарантирует, что учащиеся поймут, что когда мы имеем в виду более одного слова, оно всегда пишется с использованием буквы s, даже если мы часто слышим фонему /z/.
Не существует общего объема и последовательности введения морфем. Некоторые школы вводят простые морфемы, такие как s/es и ed в prep/kindergarten, некоторые школы не вводят их до 1-го или 2-го класса или даже позже.
Понимание использования и функций морфем при чтении и правописании должно происходить в качестве дополнения к систематическому обучению фонетике . Его можно вводить рано и просто, как только дети начнут писать простые слова CVC, такие как кошка и домашнее животное, потому что эти слова можно легко преобразовать во множественное число.
Морфология может усложняться на протяжении всего обучения в средней школе и способствует пониманию академического языка, используемого в таких предметах, как литература, математика и естествознание.
В настоящее время нет убедительных доказательств того, что [морфология] должна заменить систематическое обучение фонетике на первых этапах обучения чтению, хотя она может быть полезна на более поздних этапах овладения чтением (Rastle (2019)).
Имеются данные о том, что явное обучение студентов образцам морфем позволяет им более эффективно читать и писать по буквам (Goodwin & Anh, 2013). Полезно знать, что множественное число может быть представлено /s/, /z/ и /əz/. Обратите внимание, что / əz / — единственное множественное число, которое образует новый слог.
Здесь мы можем начать понимать важность правильного обучения учащихся звонким и глухим фонемам, как мы обрисовали в общих чертах на нашей странице «Обучение соответствиям графема-фонема», потому что это облегчает правописание.
Таблица 1 показывает, что основное слово, оканчивающееся на звонкую фонему, имеет множественное число со звонким /z/. Базовое слово, оканчивающееся на глухую фонему, имеет глухое множественное число /s/. Слог /əz/ добавляется, когда основное слово оканчивается на один из шести согласных /s/, /z/, /sh/, /ch/, /zh/ или /j/.
Таблица 1 – множественное число
Примечание: Когда мы используем // вокруг буквы, мы представляем фонему или звук речи. Не все знакомы с транскрипцией международного фонетического алфавита, поэтому для простоты мы использовали простые в использовании обозначения единиц звуков на этой странице.
Понимание звонких и глухих фонем важно для написания очень распространенного суффикса -ed, обозначающего прошедшее время. Этот суффикс может произноситься тремя способами: /əd/, /d/ и /t/, но всегда пишется с буквами –ed (см. Таблицу 2)
Таблица 2 – прошедшее время
Опять же, когда основное слово оканчивается звонким звуком, -ed будет звонким (sailed = /d/), когда оно не звонким, –ed будет глухим (fished – /t/), а когда основное слово оканчивается на /t/ или /d/, -ed становится слогом (прокат = /əd/, починка = /əd/).
Ребенок со слабым фонематическим слухом может с трудом выделить последнюю фонему в этих словах с-аи-л, ф-и-ш, р-е-н-т. Это подчеркивает важность фонематического восприятия при чтении и правописании и то, как оно может препятствовать развитию чтения и правописания человека.
Чтение: как должно выглядеть обучение морфологии?
Как морфология способствует обучению
Учащихся следует учить префиксам, суффиксам, корням и основным словам, потому что это поможет им понимать слова, с которыми они столкнутся в старших классах, такие слова, как , предсказывают (до = до & dict = сказать или рассказать), k ilometre (килограмм = 1000 и метр = единица длины) или biography (bio = жизнь и graphy = процесс письма или записи). (Диакон, Кифер и Ларош, 2014 г.). Чтобы узнать о значениях префиксов, суффиксов, корней и многого другого, вы можете посетить онлайн-словарь этимологии, который описывается как «карта колей современного английского языка». Этимологии — это не определения; они объясняют, что означали наши слова и как они звучали 600 или 2000 лет назад».
Таблица 3 – общие префиксы и суффиксы
Таблица 3 содержит наиболее распространенные префиксы и суффиксы, которые наиболее функциональны для обучения, а Таблица 4 содержит наиболее распространенные латинские и греческие корни. Структурированный поиск слов (Bowers & Kirby 2010) — это ценный метод изучения значения слов и того, как они строятся. Этот тип обучения явно направлен на любые особенности и соглашения, которые управляют структурой слова, и, что важно, вопрос очень преднамеренно и целенаправленно структурирован учителем.
Structured Word Inquiry использует семейства слов, сети слов, матрицы слов и суммы слов, чтобы помочь учащимся узнать, как работают слова.
Подробнее об этом можно узнать на веб-сайте WordWorks или на веб-сайте учителя Лин Андерсон, где она размышляет о том, как знакомить детей с морфологией и как она обучает морфологии с помощью этих инструментов.