Морфемный разбор слова качалка: Страница не найдена

Конспект урока по русскому языку (6 кл). «Повторение изученного по теме «Словообразование».

Конспект урока по русскому языку (6 кл). «Повторение изученного по теме «Словообразование».

Цель: обобщить знания учащихся по изученной теме.

Задачи:

  • вспомнить основные способы образования слов;

  • закрепить умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;

  • повторить приставки пре- и при-;

  • повторить чередующиеся гласные в корне;

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний.

1. Повторение теории по теме: «Словообразование»

— Что такое словообразование?

-Что такое морфемика?

— Какие нам известны значимые части слова?

— Что такое окончание?

— Что такое основа слова?

— Что такое корень?

— Что такое приставка?

— Что такое суффикс?

— Какие нам известны способы образования слов? (перечислить и записать на доске в столбик)

2. Распределительный диктант.

  1. Приставочный: бесполезный, поднести

  2. Приставочно-суффиксальный: опилки, наездник, ошейник

  3. Суффиксальный: сосновый, мячик, ленточки

  4. Бессуфиксальный: отход, заплыв, перелет

  5. Сложение основ: листопад , сталевар

  6. Сложение части слова и целого слова: стенгазета, медпункт

  7. Сложение целых слов: кресло-качалка, город-герой

  8. Сложносокращенные слова: комбат, ВВЦ

  9. Переход одной части речи в другую: кондитерская, ученый

Проверка распределительного диктанта.

3. Морфемный и словообразовательный разбор слова (по вариантам I-II)

а) разберите по составу слова:

 

Вывод: Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

Ответ учащихся: Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово.

— Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

4. Повторение приставок пре- и при-

— Назовите четыре значения приставки при-

— Назовите два значения приставки пре-

— Приведите примеры словосочетаний на приставки пре- и при-

 5. Игра «Сборочный цех» из данного набора морфем собери как можно больше слов.

1.Груз-,  за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.

2. ноч-, -ой, -ева, за-, -ой, -ть, -ик,  -н-, пере-.

Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части:

 От глагола ПОДБЕЖАТЬ — приставку, от существительного ПИЛКА — корень, от  ВОЗИТЬ — суффикс  глагола, от  СТРОИЛИ – суффикс прошедшего времени, от СТРАНА – окончание. Подпилила.

От прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ – приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ – корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ – суффикс прошедшего времени, от  СОБИРАЛА – окончание.  Предполагала.

а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

Корень -кос- спросил Всезнайку
«Ты скажи мне без утайки,
Почему подружка –Кас-
Возгордилася у нас?»
И ответил тут Всезнайка
Абсолютно без утайки,
Что подружку нашу -Кас-
Защищает суффикс –а-

Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-

Например: касаться, но коснуться

б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

-Раст- и –рос- пришли с прогулки,
Не сидели ни минутки:
Всем хотели рассказать,
Как их правильно писать.
Если в корне буква Т,
То пиши растение, ну а если подросло,
То напишем букву О.
Что ж тут долго рассуждать-
Нужно просто это знать.

Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О

— Есть ли исключение из правила?

Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль

Например: вырастить цветы, водоросли в озере

Но: маленький росток, отрасль промышленности

в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

Гар- и гор- друг с дружкой дружат,
Им пожар совсем не нужен,
Заключили соглашенье:
Гар- писать под удареньем.
Гор- не будет ударяться
Будет просто –гор- писаться.
Согласитесь ради дела,
Что загар и загорелый-
Очень просто для примера.

Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О

Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

    1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

    2. Он знал эту отр…сль производства.

    3. Ночь уже л…жилась на горы.

    4. Все двери зап…рались на замок.

    5. Река протекала в густых зар…слях.

    6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

— Синтаксический разбор 1-го предложения.

*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами

В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)

1. Характеристика предложения:

Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, сложное, полное.

2. Подчеркнуть грамматические основы предложения

3. Разобрать предложение по членам.

4. Разобрать по составу слова: перышками, игрушек.

5. Отработать слова с чередующейся гласной в корне слова:

Собирали (подбирали), растения.

6. Отработать орфограмму: приставки пре- и при-:

причудливые, пригодится, пренебрегаем (неясное значение→запоминаем)

7. Чем осложнено предложение?

8. Собирали, подбирали, пренебрегали

9. Шишками, перышками

Ответ: однородными сказуемыми и однородными дополнениями

Резервное задание:

Соприкосновение с природой всегда прекрасно. (Подчеркнуть грамматическую основу)

IV. Подведение итогов урока.

  1. Что мы сегодня повторили? (см.задачи урока)

  2. Что было особенно интересно?

  3. Что вызвало затруднения?

  4. Оценка урока учителем.

Домашнее задание: упр.191

Окончание слов — что это такое? Какие они бывают?

Казалось бы, название этой морфемы — окончание — говорит само за себя. Мол, оно стоит в конце слова, сразу за суффиксом, а значит, и найти его будет проще простого! Но не дайте себя обмануть: окончание бывает «невидимым», а иногда и вовсе появляется не только в конце, но и в середине слова. 😱 А потому важно как следует изучить эту тему, чтобы не запутаться при морфемном разборе.

Бесплатный урок по русскому языку

Записаться

В этой статье мы расскажем, что такое окончание, для чего оно служит и как выделяется. А еще разберём разные виды окончаний и научим быстро находить эту морфему в слове. Не забудьте закрепить новое на заданиях для самопроверки — они ждут в конце статьи.

Что такое окончание

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая помогает образовывать формы этого слова и служит для связи слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.

Обычно окончание стоит в конце слова, после корня или суффикса. Однако бывают и другие варианты. Их мы разберём чуть позже. В морфемном разборе окончание принято выделять квадратной рамкой.

В русском языке окончание выражает грамматическое значение слова. Например, в имени существительном эта морфема указывает на падеж и число. Давайте рассмотрим на примере, как именно это происходит:

  • (что?) земля — И. п., ед. ч.,

  • (чем?) землями — Т. п., мн. ч.

Для имени прилагательного окончание отражает падеж, число и род. Это тоже можно проследить на примере:

  • (какая?) прекрасная — И. п., ед. ч., ж. р.,

  • (какому?) прекрасному — Д. п., ед. ч., м. р.,

  • (каких?) прекрасных — Р. п., мн. ч.

Для глаголов окончание тоже важно, т. к. оно указывает на лицо и число в будущем и настоящем времени, а также на род и число — в прошедшем:

  • бегу — 1-е лицо, ед. ч,.

  • бежали — мн. ч.

  • бежала — ед. ч, ж. р.

Проверьте себя

Прочитайте слова и укажите те грамматические признаки, которые возможно определить для этой части речи по окончанию: уплыл, победная, библиотеку, заходили, поеду, рубашкой, увлекательного.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Как определить окончание в слове

Самый верный способ определить окончание — изменить форму слова. Если вам нужно найти эту морфему в существительном, прилагательном или числительном, попробуйте поставить их в другую падежную форму. Та часть, которая при этом поменяется, и будет окончанием:

  • квадрат — квадрата — квадратом

  • весенний — весеннего — весенним

  • первый — первого — первым

Если же вам нужно определить окончание глагола, измените его лицо, род или число. И снова та часть слова, которая поменяется, будет окончанием:

Проверьте себя

Прочитайте слова и найдите в них окончания, а также другие морфемы — приставку, суффикс и корень: уехали, тридцатая, ромбовидных, удаляешь, окончание, мягких, помогаю, достопримечательностями.

Какие бывают виды окончаний в слове

Теперь предлагаем разобраться, какие в русском языке существуют виды окончаний и как их можно отличить друг от друга. В этой статье мы познакомимся с тремя видами: падежными, нулевыми и двойными. Давайте рассмотрим каждый из них с примерами.

Падежные окончания

Падежные окончания — это такие окончания, которые появляются в частях речи, изменяемых по падежам.

Это относится к именами существительным, прилагательным, местоимениям, причастиям и числительным — только у них могут быть разные падежные формы.

Начнём с существительных: посмотрим в таблице ниже, как будет меняться слово, если изменить его падеж. Обратите внимание: окончание, которое будет появляться в его падежных формах, зависит от склонения существительного.

Таблица падежных окончаний существительных
Падежи
Вопрос
Какие бывают окончания
Как изменяются окончания

Именительный падеж

кто? что?

1-е склонение: -а, -я.

2-е склонение: -о, -е, □.

3-е склонение: □

птица, ноябрь, гавань

Родительный падеж

кого? чего?

1-е склонение: -ы, -и.

2-е склонение:

-а, -я.

3-е склонение:

птицы, ноября, гавани

Дательный падеж

кому? чему?

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение:

птице, ноябрю, гавани

Винительный падеж

кого? что?

1-е склонение: -у, -ю

2-е склонение: -о, -е, -а, -я, □.

3-е склонение: □

птицу, ноябрь, гавань

Творительный падеж

кем? чем?

1-е склонение: -ой, -ей.

2-е склонение: -ом, -ем, -ём.

3-е склонение:

птицей, ноябрем, гаванью

Предложный падеж

о ком? о чём?

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение:

о птице, о ноябре, о гавани

Похожим образом в русском языке изменяются и падежные окончания других частей речи, например, порядковых числительных и прилагательных. Чтобы определить их падеж и узнать окончание, достаточно задать к ним вопрос от существительного, с которым они связаны:

Узнать, какой вопрос соответствует тому или иному падежу, можно в таблице ниже. Там же мы собрали все окончания числительных и глаголов для каждого падежа и разбили их по родам. Пользуйтесь ею, чтобы быстро определять падеж этих частей речи.

Падежные окончания прилагательных и числительных
Падеж
Вопросы
Какие бывают окончания
Пример

Именительный падеж

какой? какая? какое?

М. р.: -ий, -ый;

Ж. р.: -ая, -яя;

Ср. р.: -ое, -ее

Дикий, пятый;

Дикая, пятая;

Дикое, пятое;

Родительный падеж

какого? какой? какого?

М. р.: -его, -ого

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -его, -ого

Дикого, пятого;

Дикой, пятой;

Дикого, пятого;

Дательный падеж

какому? какой? какому?

М. р.: -ему, -ому;

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -ему, -ому

Дикому, пятому;

Дикой, пятой;

Дикому, пятому;

Винительный падеж

какого? какую? какого?

М. р.: -его, -ого;

Ж. р.:

-ую; -юю;

Ср. р.: -его, ого

Дикого, пятого;

Дикую, пятую;

Дикого, пятого;

Творительный падеж

каким? какой? каким?

М. р.: -им, -ым;

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -им, -ым

Диким, пятым;

Дикой, пятой;

Диким, пятым;

Предложный падеж

о каком? о какой? о каком?

М. р.: -ем, -ом;

Ж. р.: -ей; -ой;

Ср. р.: -ем, -ом

Диком, пятом;

Дикой, пятой;

Диком, пятом;

Нулевые окончания

Нулевым называют окончание, которое не выражено материально, т. е. не обозначено графически.

Это то самое «невидимое» окончание, о котором мы говорили в начале статьи. Определить его в слове можно точно так же, как и во всех остальных случаях. А именно — изменить слово. Для примера возьмём существительное

помощь и попробуем поменять его падеж, а после посмотрим, как проявится окончание.

  • И. п. — (кто? что?) — помощь,

  • Р. п. — (кого? чего?) — помощь,

  • Д. п. — (кому? чему?) — помощи,

  • В. п. — (кого? что?) — помощь,

  • Т. п. — (кем? чем?) — помощью,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о помощи.

На этом примере видно, что в дательном и предложном падеже у слова помощь появилось окончание и, а в творительном — ю. А т. к. мягкий знак — это часть корня, следовательно, во всех остальных падежах у этого слова нулевое окончание.

Двойные окончания

В русском языке существуют сложные слова, которые образованы сложением двух основ. У некоторых из них окончания могут стоять и в конце, после суффикса, и в середине слова. Как правило, это имена существительные или числительные:

Такие случаи могут немного усложнить задачу, когда нужно найти окончание в слове. Но если разобраться, всё не так уж сложно. Определить двойное окончание в сложном слове, как и в остальных случаях, помогут другие его падежные формы. Чтобы понять, как это работает, давайте возьмём слово из предыдущего примера и попробуем изменить его по падежам:

  • И. п. — (кто? что?) — кресло-качалка,

  • Р. п. — (кого? чего?) — кресла-качалки,

  • Д. п. — (кому? чему?) — креслу-качалке,

  • В. п. — (кого? что?) — кресло-качалку,

  • Т. п. — (кем? чем?) — креслом-качалкой,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о кресле-качалке.

На этом примере видно, какие именно части слова меняются в середине и в конце. Выходит, что это и есть его окончания.

Важно помнить, что одним из двух окончаний таких сложных слов может быть и нулевое. Оно может встречаться даже в середине слова. Определить его можно тем же способом: изменить форму:

  • И. п. — (кто? что?) — плащ-палатка,

  • Р. п. — (кого? чего?) — плаща-палатки,

  • Д. п. — (кому? чему?) — плащу-палатке,

  • В. п. — (кого? что?) — плащ-палатку,

  • Т. п. — (кем? чем?) — плащом-палаткой,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о плаще-палатке.

На этом примере видно, как нулевое окончание в середине слова плащ-палатка изменяется в других формах.

Проверьте себя

Прочитайте сложные слова, измените их по падежам и определите двойные окончания:

сад-огород, шестьсот, триста, юбка-шорты, диван-кровать, двести.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)

Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.

У каких слов нет окончаний

В русском языке также есть слова, у которых вовсе нет окончаний. Это значит, что они существуют только в одной форме и не могут изменяться. Поэтому слова, в которых нет окончаний, называются неизменяемыми.

При этом важно не путать слова с нулевым окончанием и те, в которых его совсем нет. Вспомните: если изменить форму слова в первом случае, после суффикса или корня в нём всё же проявится эта морфема. А вот форму слова без окончания изменить невозможно.

Неизменяемые слова

Часть речи

Примеры

Наречия

быстро, весело, слева, справа

Частицы

ни, ли, не, лишь, разве

Предлоги

под, над, про, после, от

Несклоняемые существительные

кофе, пальто, кафе, портье, жюри, аниме

Неизменяемые прилагательные

бордо, индиго, хаки

Сравнительная степень прилагательных и наречий

дальше, ровнее, добрее

Союзы

или, хотя, оттого

Междометия и звукоподражания

ах, хи-хи-хи, мяу

Деепричастия

плескаясь, удаляясь, кружась

Проверьте себя

Самое сложное — правила и теория — остались позади. Теперь давайте проверим ваши силы и узнаем, хорошо ли вы разобрались в том, какие бывают окончания.

Прочитайте слова ниже, выделите в них окончания и определите их вид: падежное, нулевое или двойное. Укажите признаки слов, на которые указывает их окончание. Определите и другие морфемы: приставку, суффикс и корень.

Робота-пылесоса, инструкцией, кофемашины, заграничных, овощ, сумка-холодильник, приборная, парашют, конных, шестисотый.

Начните заниматься с преподавателем, если чувствуете, что тему окончаний в русском языке (или любую другую) вам стоит подтянуть. Преподаватели онлайн-школы русского языка Skysmart докажут, что можно разобраться даже в самой сложной теме. Это поможет улучшить оценки и преодолеть волнение перед ВПР и экзаменами.

Шпаргалки по русскому для родителей

Все правила по русскому языку под рукой

Открытый урок по теме «Словообразование. Обобщающее повторение темы»

Цель: обобщить знания учащихся по изученной теме.

Задачи:

Образовательные:

  • вспомнить основные способы образования слов;
  • закрепить умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;
  • повторить приставки пре- и при-;
  • повторить чередующиеся гласные в корне;
  • *СЗ — запятые в СП и ПП с однородными членами.

Развивающие:

  • развить логическое мышление;
  • развить монологическую речь.

Воспитывающие:

  • привить любовь к русскому языку

Ход урока

I. ОМ.

Готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Оснащение урока: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, кроссворды

II. Целеполагание

Объявление темы урока, его цели и задач.

III. Актуализация знаний.

1. Повторение теории по теме: «Словообразование»

— Что такое словообразование?

-Что такое морфемика?

— Какие нам известны значимые части слова?

— Что такое окончание?

— Что такое основа слова?

— Что такое корень?

— Что такое приставка?

— Что такое суффикс?

— Какие нам известны способы образования слов? (перечислить и записать на доске в столбик)

2. Распределительный диктант.

  1. Приставочный: бесполезный, поднести
  2. Приставочно-суффиксальный: опилки, наездник, ошейник
  3. Суффиксальный: сосновый, мячик, ленточки
  4. Бессуфиксальный: отход, заплыв, перелет
  5. Сложение основ(): листопад , сталевар
  6. Сложение части слова и целого слова: стенгазета, медпункт
  7. Сложение целых слов: кресло-качалка, город-герой
  8. Сложносокращенные слова: комбат, ВВЦ
  9. Переход одной части речи в другую: кондитерская, ученый

Проверка распределительного диктанта. *+карточки с индивидуальными заданиями

3. Морфемный и словообразовательный разбор слова(по вариантам I-II)

а) разберите по составу слова:

Вывод: Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

Ответ учащихся: Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово.

4. Повторение приставок пре- и при-

— Назовите четыре значения приставки при-

— Назовите два значения приставки пре-

— Приведите примеры словосочетаний на приставки пре- и при-

(Устно и письменно в тетрадях) *+карточки с индивидуальными заданиями

— Решение кроссвордов (с опорой на доске).

1. Какое значение приставки при- «спряталось» в этом слове? (13 клеток)

(Присоединение)

2. Какое значение приставки пре- «спряталось» в этом слове?(5 клеток)

(Очень)

3. Какие два слова с приставками пре- и при- пересеклись в точке «Е»?

(Приключение-преодоление)

5. Повторение чередующейся гласной в корне слова.

а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

Корень -кос- спросил Всезнайку
«Ты скажи мне без утайки,
Почему подружка –Кас-
Возгордилася у нас?»
И ответил тут Всезнайка
Абсолютно без утайки,
Что подружку нашу -Кас-
Защищает суффикс –а-

Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-

Например: касаться, но коснуться

б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

-Раст- и –рос- пришли с прогулки,
Не сидели ни минутки:
Всем хотели рассказать,
Как их правильно писать.
Если в корне буква Т,
То пиши растение, ну а если подросло,
То напишем букву О.
Что ж тут долго рассуждать-
Нужно просто это знать.

Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О

— Есть ли исключение из правила?

Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль

Например: вырастить цветы, водоросли в озере

Но: маленький росток, отрасль промышленности

в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.

Гар- и гор- друг с дружкой дружат,
Им пожар совсем не нужен,
Заключили соглашенье:
Гар- писать под удареньем.
Гор- не будет ударяться
Будет просто –гор- писаться.
Согласитесь ради дела,
Что загар и загорелый-
Очень просто для примера.

Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О

Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)

* + карточки с индивидуальными заданиями

*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами

В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)

1 ученик:

1. Характеристика предложения.

Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, сложное, полное.

2. Подчеркнуть грамматические основы предложения

3. Дать его схему

2 ученик:

4. Разобрать предложение по членам.

3 ученик:

5. Разобрать по составу слова: перышками, игрушек, причудливые.

4 ученик:

6. Отработать слова с чередующейся гласной в корне слова:

Собирали (подбирали), растения.

5 ученик:

7. Отработать орфограмму: приставки пре- и при-:

причудливые, пригодится, пренебрегаем (неясное значение→запоминаем)

6 ученик:

8. Чем осложнено предложение?

9. Схемы однородных членов предложения

10. Собирали, подбирали, пренебрегали

11. Шишками, перышками

Ответ: однородными сказуемыми и однородными дополнениями

Резервное задание:

Соприкосновение с природой всегда прекрасно.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу
  2. Отработать графически изученные орфограммы

IV. Подведение итогов урока.

  1. Что мы сегодня повторили? (см.задачи урока)
  2. Что было особенно интересно?
  3. Что вызвало затруднения?
  4. Оценка урока учителем.

Карточки по лингвистике

Детали

Название

Языкознание

Описание

Морфология/Синтаксис

Всего карточек

38

Предмет

Антропология

Уровень

Бакалавриат 1

Создан

11.10.2009

Нажмите здесь, чтобы изучить/распечатать эти карточки .

Создайте свои собственные флеш-карты! Подпишите здесь.

 


 

Карты

Срок

 

 

 

Дискурс

Определение

Основная единица аналитической коммуникации

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Учредительный

Определение

Являются естественными группами.

Предложение (IP=S)

Фразы (NP, VP, AP, PP)

слов (N,V,A,P)

 

Срок

 

 

 

Морфема

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение
Наименьшая значимая часть слова
Срок

 

 

 

Морфология

Определение

Изучение структуры слова, включая классификацию

и взаимосвязь между самыми маленькими

значимых частей

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

Свободная морфема

Определение
Свободные морфемы могут встречаться без присоединения к другим морфемам, а также стоять отдельно как самостоятельные слова (благодать, шок, акт и т. д.
Срок

 

 

 

Связанная морфема

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

  обычно не встречаются сами по себе, а только в сочетании с другой морфемой (dis-, -ing, -ly, -s и т. д.)

Срок
Определение

Часть слова – это морфема лексического содержания, которую нельзя разобрать на более мелкие части. Может или не может быть словом.

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Стержни

Определение

 

Когда корневая морфема сочетается с аффиксом, она образует

основа, которая может быть словом, а может и не быть.

 

Срок

 

 

 

Аффиксы

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

никогда не являются словами сами по себе, но всегда являются частями

слов.

ex) –ish, -ness, -ly, dis-, trans-, un-, pre- и т. д.

 

Срок

 

 

 

Алломорф

Определение

вариантные формы конкретной морфемы называются ее алломорфами или альтернативными морфемами. Алломорфы данной морфемы являются различными формами морфемы, в зависимости от контекста, в котором они встречаются

Срок

 

 

 

Производная

Определение

новые слова образуются из существующих путем замены их из одного класса слов в другой с использованием различных словообразовательных морфем. Например, существительное может стать и прилагательным, используя одну из морфем -ish, -ous, -an, -esque, -ate, -ful, -ic, -like; например успех-успешный. Также есть глагол к существительному (-al, -ance, -ation, -er, -ist, -ion, dom), прилагательное к наречию (-ly), существительное к глаголу (-ize, -ate, -ish,

Срок

 

 

 

Перегиб

Определение

— использование аффиксов для обозначения грамматических отношений (числа, падежа, лица, времени и др.) отличается от словообразования тем, что не меняет синтаксическую категорию слов или морфем, к которым они присоединяются. Например, множественное число (я): яблоко-яблоки; есть также настоящее (-s) от третьего лица, прошедшее время (-ed), прогрессивное (-ing), причастие прошедшего времени (en), притяжательное (‘-s), сравнительное (-er) и превосходное (-est)

 

Срок

 

 

 

Дублирование

Определение

Удвоение или повторение фонемы или фонем

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

Word Coinage

Определение
Стенды для образования новых слов с помощью рамки
Срок

 

 

 

Соединения

gif»> Определение

Тип чеканки слов. Морфологические правила объединяют два или более слов в сложные комбинации.

ex) кресло-качалка, ноутбук

Срок

 

 

 

Смеси

Определение

Чеканка Word. обычно объединяют сокращенные формы двух и более морфем или слов.

например) завтрак + обед = поздний завтрак

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Акроним

Определение

Чеканка Word. парные слова, образованные от инициалов нескольких слов.

далее) НАСА, ЮНИСЕФ, МРТ

Срок

 

 

 

Построение спины

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

Чеканка Word. новое слово может войти в язык, потому что

неправильного морфологического анализа.

ex) сток ¬ кочегар, редактирование ¬ редактор

Срок

 

 

Морфонемия/Морфонология

Определение

Изучение отношений между морфологией и фонологией;

изучение фонематических различий между алломорфами

та же морфема.

Срок

 

 

Морфофонемные правила

Определение

 обобщения, касающиеся встречаемости различных форм морфем; чтобы сформулировать такое правило, обычно выбирают определенную алломорфу в качестве базовой формы, а затем описывают условия, при которых возникают другие алломорфы той же морфемы.

1.Префикс /в-/ имеет алломорфы [ил], [им] и [ир]: /ɪn-/ + ответственный — безответственный, /ɪn-/ + логичный — нелогичный, /ɪn-/ + возможно -невозможный .

2-Английская морфема множественного числа [z] имеет алломорфы [z], [s], [əz]: мальчик-[z], автобус- [əz], шея- [s]

 

Срок

 

 

 

Синтаксис

Определение

Часть грамматики, представляющая знание говорящим

предложений и их структур

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Компетентность и производительность

Определение

Компетентность — это в значительной степени бессознательное знание системы грамматических правил, характеризующих их родной язык или язык, которым они действительно свободно владеют. Производительность — это то, что на самом деле делают пользователи языка, умея говорить или понимать речь, и на нее может повлиять стресс, сонливость или воздействие вещества.

 

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Фраза Структура и правила

Определение

Правила структуры фраз могут генерировать или создавать

новых предложений.

S =NP VP, NP =Det N, VP= V NP, VP = V,

VP =V PP,PP =P NP,VP =V CP,CP = C S

C=комплементатор(это)

Срок

 

 

 

Составляющие

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

естественные группировки предложения. Чтобы проверить состав предложения, вы можете использовать автономный тест, замену местоимения тестом или переместить как модульный тест

.

 

Срок

 

 

 

Теория X-Bar

Определение

Все XP (т. е. NP, PP, VP, TP, AP) можно разбить на три уровня.

Срок

 

 

 

Структурная неоднозначность

Определение

 Некоторые виды многозначных предложений имеют более одного дерева структуры фраз, каждое из которых соответствует своему значению. Например, предложение «профессор истории Франции» может быть понято как профессор истории, который является французом, или как профессор предмета французской истории

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Трансформационные правила

Определение

 

Джон подарил Мэри норковую шубу.

1. Вспомогательное движение: Джон дал Мэри норковую шубу?

2. Движение NP (пассивная формация): Мэри получила от Джона норковую шубу.

3. Wh Движение: Кто подарил Марии норковую шубу?

Глубокая структура — Поверхностная структура

gif»> Срок

 

 

Семантика

Определение

Изучение значения

Срок

 

 

 

Лексикон

Определение

мысленный словарь; знание слов пользователем языка, словарный запас и представление знаний о словах в сознании.

Срок

 

Семантические признаки

Определение
Семантики пытаются найти базовый набор семантических характеристик или свойств, которые являются частью значений слов и отражают наши интуитивные представления о значении слов. Например: отец [+человек], [+мужчина], [+взрослый]- ребенок [+человек], [+молодой]
flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Правило избыточности

Определение

Семантический признак может быть предсказан на основе другого признака

Срок

 

Омонимия

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

— это отдельные слова, произносимые или пишущиеся одинаково, несмотря на их

различных значений, перечисленных в словарях как отдельные статьи;

Омонимы могут создавать двусмысленность.

пр) Моя мать больше не может иметь детей
Срок

 

 

Многозначность

Определение

свойство одного элемента словаря языка

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

Метонимия

Определение

Фигура речи, в которой заменяется одно слово или фраза

для другого, с которым он тесно связан

     ex) «корона» для «гонорара»

Срок

 

 

 

Структурно-описательный подход

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение

язык рассматривался как сложная система элементов, находящихся между собой; для описания фактического использования, а не того, каким должно быть использование.

Срок

 

 

 

Трансформационная порождающая грамматика

Определение

разработать конечное устройство, способное генерировать бесконечное количество грамматических предложений языка

flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Срок

 

 

 

Важные условия для хорошей грамматики

Определение

Наблюдение: все данные учитывают

Описательный: Все данные описываются

Объяснение: Требует, почему дети усваивают язык именно таким образом.

Смитсоновский проект истории синтеза речи (dk_774.htm)

части речи для большинства слов предложения из процедуру декомпозиции морфем, и предварительно предположил, что все не поддающиеся анализу слова были существительными. Синтаксический анализ продолжался слева направо, пытаясь добавить как можно больше слов к каждому фразовая составляющая. Алгоритм резервного копирования, предложенный Лориндой Черри в Bell Laboratories искали возможные глаголы, если оказывалось, что этот процесс не смог восстановить глагол, как это было бы в случае, когда двусмысленность существительного/глагола, например « разрешение » присутствовало в приговоре такое как «Полиция разрешает мопеды». Пока производительность этого парсера была никогда не подвергался тщательной проверке, изучение некоторых образцов текстов (Allen et al ., 1987, pp. 89-92) предполагает, что он работает достаточно хорошо, но производит несколько неуместных пауз и псевдопауз при ложном выявленные границы.

Если категоризация по частям речи недоступна для большинства слов, простейшей стратегией синтаксического анализа было бы использование служебных слов, таких как предлоги, союзы и артикли, чтобы найти очевидную фразу границы, оставляя оставшиеся границы незамеченными. Это стратегия, использованная в Prose-2000 и Infovox SA-101. Похоже, что Votrax Type-n-Talk использует только знаки препинания. разбор подсказок.

DECtalk использует не только служебные слова, но и словарь глаголов, однозначно указывающий на начало глагольная фраза (Klatt, 1975a). Обнаружение начала глагола фраза в длинном предложении позволяет DECtalk сломать интонацию контур на две единицы подъема-опускания « шляпа-узор «, которые помогают слушателю разобрать фразу. Однако лучше пропустить именное словосочетание/ граница глагол-фраза, чем вставлять просодические граничные жесты (падение-подъем интонационного контура и удлинение фразы-финала слог) в местах, где они не принадлежат. В более раннем экспериментальная система, которая предполагала, что любое слово, которое может быть глагол был глаголом, слушатели отвлекались и часто сбивались с толку дополнительные просодические границы, а отсутствие просодического жеста просто звучало так, как будто говорящий говорил слишком быстро. DECtalk также предоставляет пользователю простой механизм для указания границы фразы когда один пропущен — символ [ ) ] может быть вставлен между слова под вопросом. DECtalk не пытается устранить неоднозначность существительного/глагола неясности; дается наиболее частое произношение, если только пользователь запрашивает второе по частоте произношение, прикрепляя специальный символ перед орфографией.

DECtalk и другие системы преобразования текста в речь создают большое количество синтаксические ошибки, приводящие к заметным опечаткам. в в будущем ожидается, что синтаксические подпрограммы обеспечат лучшее обнаружение следующего:

  • фразовый округ — особенно места расположения левых отделений составляющие и несмежные сестринские составляющие, которые, вероятно, должны быть отмечены просодическими жестами,
  • внутренней структурой и сложными отношениями внутри длинного строки существительных/прилагательных,
  • , когда «извлекать» из встроенного предложения, которое не завершено через запятую,
  • как определить характер соединенных единиц по обе стороны от союз, чтобы можно было вставить синтаксический разрыв, когда уместно,
  • сайтов синтаксического удаления, где какой-то просодический жест должны быть синтезированы, чтобы указать местонахождение недостающего материала (Cooper et al. ., 1978),
  • , как обнаруживать теги и вводные материалы, такие как «Это ответь, сказал он нам», которые обычно произносятся неинтонированным путь,
  • разрешение неоднозначности частей речи для (1) слов, которые могут быть либо безударным предлогом, либо ударной глагольной частицей например, « на » в « Он берется за тяжелую работу » (2) экземпляры, где «, » действует как (подчеркнуто) демонстративное, например, « я знаю (что) ЭТА книга красная », а не как вводная статья без ударения, как в « я знаю, что книги красные » и (3) экземпляры соединений которые произносятся с пониженным ударением на втором слове, такие как « г. Он жил в Бейкер Хаус (в значительной степени это лексико-семантическая проблема).
D. Семантический анализ

Для устранения неоднозначности необходимы семантические и прагматические знания. предложения, подобные тем, которые журнал New Yorker любит перепечатывать. За например, в таком предложении, как « Она ударила старика зонтик «, может быть псевдопауза (замедление речи скорость и падение-повышение высоты тона) между словами « человек » и « с » если женщина держала зонт, но не старик. Точно так же «Кресло-качалка » будет иметь слово « стул » депрессивное если сочетание прилагательного и существительного было связано с частое употребление в единое сложное существительное. Акцент или контрастное ударение может быть применено к важному слову в зависимости от значение: « СТАРИК сидел в качалке » (не тот, кто помоложе). Наконец, слова, утратившие свое значение в диалоге, либо из-за предшествующего появления слова или по анафорической ссылке, должен быть подавлен.

Ни одна система преобразования текста в речь не способна автоматически обрабатывать любой из этих вопросов. DECtalk использует самое простое решение предоставляя пользователю входной перечень символов для облегчить указание пользователем местонахождения пропавших без вести псевдопаузы (символ [ ) ]), непомеченные сложные слова (запись как « кресло-качалка «) и ударение (перед выделенное слово знаком ударения [«]).

Можно подумать о приложениях, где компьютер не просто пытается произнести текст ASCII, но может много знать о смысле сообщения, возможно, сформулировав текст из семантического представления с глубокой структурой, например, в базе данных приложение для поиска базовой информации (Янг и Фоллсайд, 19 лет). 79). В таких случаях хотелось бы воспользоваться возможностью отмечать для ударения важные слова при формировании ввода в система преобразования текста в речь. Хиршберг и Пьергумберт (1986) обеспечивают отличный обзор факторов, влияющих на интонацию структурирование дискурса.

В будущем системы с доступными частями речи можно ожидать, что информация из большого лексикона морфем разработать лучшие процедуры синтаксического анализа, которые особенно подходит для задач синтеза текста. Возможно информатика усилия по созданию экспертных систем будут
 

Содержание ССШП | Лаборатории
Смитсоновский институт истории синтеза речи
Национальный музей американской истории | Архивный центр
Смитсоновский институт | Конфиденциальность | Условия использования

Что такое морфемная осведомленность? Почему именно это важно?

Точно так же, как математика состоит из чисел, такие языки, как английский, состоят из строительных блоков. Хотя большинство верных слов образуют эти единицы, существуют еще более мелкие фрагменты, известные как морфемы. Их овладение может быть обязательным для обеспечения конкретной основы языка. Соответственно, морфологическая осведомленность воспринимается как способность, которая помогает учащимся в их литературном росте и совершенствовании их словарного запаса.

Простые примеры вместе с описаниями могут помочь в лучшем изучении концепции. В этой статье мы придумали все необходимые идеи и примеры для объяснения морфемной осведомленности. Кроме того, мы также перечислили несколько идей для занятий в классе, чтобы сделать обучение морфемам простым и эффективным.

Морфемное осознание- Постижение сути!

Наименьшей основной единицей осмысленного слова является морфема. Одни имена содержат только одну морфему (например, прыжок, вишня, факел), а другие — две и более.

Слово манго, например, имеет две морфемы;

1. Слово «манго» относится к фрукту.

2. Суффикс «-s» указывает на количество этих фруктов.

Соответственно, можно заметить, что добавление префиксов и суффиксов может изменить значение слова. Аффиксы представляют собой комбинацию префиксов и суффиксов. Корневое слово является основной формой слова. Аффиксы могут использоваться для изменения значения корневого слова. Интерес, например, является источником таких терминов, как незаинтересованность, заинтересованность и интерес от слова Интерес.

С точки зрения неспециалиста, морфологическая осведомленность определяется как способность активно идентифицировать, схватывать и понимать эти мельчайшие фрагменты значения в языке. Например, un, dis, ment, ity, -ty, ness и т. д. Иными словами, морфологическое осознание — это знание того, что суффиксы и префиксы могут быть установлены для полного изменения значения слова.

Морфемное осознание: как помогает освоение строительных блоков?

По мере того, как дети переходят от материалов для чтения в начальных классах, длина слов и уровень сложности могут резко возрасти. Эти новые изменения еще больше усложняют понимание, а захватывающее знание морфем может облегчить выполнение задач. Следовательно, он может помочь на следующих основаниях:

  • Swifter понимание слова: Морфемная осведомленность позволяет читателю быстро узнавать или выучивать любое новое слово, разбивая его на понятные фрагменты, чтобы получить его корневое слово. Это также помогает читателям легко определять орфографию.
  • Повышение грамотности: Процесс усвоения и понимания значения многоморфных терминов имеет решающее значение для развития грамотности в соответствии с возрастом, а также для достижений в других предметах с большим объемом печати, таких как естествознание и социальные науки в старших классах.
  • Облегчение для детей написания слов: Морфологическая осведомленность помогает учащимся знать, как правильно писать сложные слова, и запоминать их написание. Знание других языков также может зависеть от понимания морфологии. Это также облегчает учащимся усвоение литературы и облегчает чтение абзацев.
  • Семантические связи: Учащиеся, разбирающиеся в морфологии, лучше понимают производные слова и словоизменения, что улучшает понимание прочитанного. Дети узнают о семантических отношениях между фразами или терминами и регулярном написании в семействах слов, когда они изучают морфемы.
  • Общая помощь в изучении словарного запаса: Изучение важных связей между словами, таких как их звучание или написание, все это помогает в стратегиях изучения словарного запаса, а также в понимании и составлении новых предложений из этих незнакомых слов. И именно так ребенок строит свой словарный запас, имея сильную базу морфемного обучения с самого раннего возраста.

Инструменты и стратегии для развития морфологической осведомленности

Хотя понимание слов на морфологическом уровне может иметь решающее значение, некоторые удобные методы и инструменты могут оказаться полезными для обучения малышей. Вот список из пяти таких планов действий, которые вы можете использовать без особых усилий:

1. Справочные карточки по морфемам

Учителя могут создавать привлекательные и информативные справочные карточки по морфемам, которые учащиеся могут использовать, когда им нужно короткое повторение морфем или напоминание о добавлении новые слова в своем словаре. Чтобы помочь учащимся в этом, развесьте эти карточки в классе. Эти карточки используются во многих учебных процессах, но их также можно использовать отдельно для обучения в любое время в течение дня.

На карточке можно разместить несколько подсказок, таких как: Создайте 3 слова с префиксом un или dis.

2. Модели в классе

Сделайте треугольную модель для детей и принесите ее с собой в класс. Напишите на доске слово «треугольник» и покажите эту модель детям, когда будете учить формы в классе. Объясните, что приставка «три» означает «три». Следовательно, треугольник имеет три вершины и называется «треугольником», потому что у него три угла.

Подготовьте модель для каждого термина с этим префиксом, такого как трехколесный велосипед, трицератопс и триплет. Точно так же модели могут быть созданы и для других глав.

3. Диаграмма для разговоров на стене

Поместите на стену схему с диалогом, например:

Отец: Это самый влажный торт, который я когда-либо ел. Хм, я добавил -est во влажный.

Влажный…оцен. «эст» означает больше всего. Этот торт самый влажный. Я сказал по-другому… Это самое влажное. Если бы я хотел сказать, что ты самый добрый брат среди всех. Я бы сказал по-другому… самый добрый! Самый добрый значит самый добрый. Давайте придумаем другой способ сказать «самый чистый». Как вы думаете, как еще можно сказать «самый чистый»?

  Ребенок: «Самый чистый?»

Отец: Да! Самый чистый — это еще один способ сказать самый чистый.

4. Морфологический анализ 

Инновационным подходом к поиску, структурированию и изучению всей совокупности возможных отношений, входящих в состав сложного слова, является морфологический анализ (МА). Он также распознает существительные, времена, атрибуты и глаголы, а также генерирует информацию о структуре, маркируя префикс, суффикс и все другие составляющие данного слова. Выбор регулярно используемых терминов позволяет людям научиться общаться в повседневной жизни. Таким образом, они могут расширить свой словарный запас.

5. Онлайн-игры

Игры, несмотря на то, что они развлекательные, могут способствовать обучению учащихся. Существует несколько игр, связанных с морфемами, к которым учащиеся могут легко получить доступ для их отработки. Вот игра, которую вы можете выбрать:

Игра с морфемами от Wordwall: В этой безмятежной игре учащиеся должны организовать набор заданных слов на основе сходства используемых в них морфем. Благодаря голосовым подсказкам и подсказкам эти параметры могут стать замечательным сеансом.

Как обучать морфологическому восприятию? – Упражнения с примерами 

Облегчение концепции для маленьких учащихся может быть сложной задачей для учителей. Тем не менее, использование некоторых стратегий, указанных выше, может облегчить задачу. Здесь мы перечислили несколько упражнений с примерами, демонстрирующими, как это делается:

ЗАДАНИЕ 1: Определение корневого слова

Цель: Лучше понять корневые слова.

Объясните им, что: Корневое слово является центральным словом более длинного термина и часто имеет больше букв, чем префикс или суффикс. Поработайте с детьми над примерами и дайте им список сложных словосочетаний и попросите найти корневые слова в данных словах.

Пример сложного списка слов: расхламление, электронная почта, биобезопасность, детский, безвкусный, приятный, рабочий, боготворить, обезвоженный, дискомфорт

ЗАДАНИЕ 2. Исправьте префиксы и суффиксы

Цель: Лучшее понимание идеи аффиксов.

Задание: Объясните детям, что аффиксы – это мелкие элементы, которые добавляются в начало и конец слов, приставки добавляются в начале слова, а суффиксы – в конце слова. И они могут полностью изменить значение слова, чтобы создать новый термин. Попросите учащихся «исправить» сломанное корневое слово, сопоставив его с правильным префиксом или суффиксом.

Пример:

  • Tour Mid
  • BERD UN
  • Обложка DE
  • Circle DIS
  • Запись Semi
  • Термин Re

. знание различать значение незнакомых слов

Задание: Поручите детям вырвать страницу из учебника и записать 20 основных слов. Попросите учащегося определить корневое слово, а также любые префиксы или суффиксы для каждого термина. Они должны записать значения корневого слова, префикса и суффикса соответственно, а затем использовать эту информацию для получения определения всего слова.

Пример : подсознательно

Префикс: sub- = ниже

 Корень: сознательный = осознающий и реагирующий на свое окружение ума, который не осознает чего-то.

ЗАДАНИЕ 4: Разработка правила правописания

Цель: Создание правила правописания на основе их знаний об аффиксах.

Задание: Дайте ученикам список слов и попросите их разбить их на группы по правописанию. Для разделения двух групп следует использовать пару аффиксов, которые означают одно и то же, но пишутся по-разному. Поощряйте детей просматривать слова и делать рекомендации, когда использовать каждый аффикс.

Например: слышимый, возбудимый, разборный, доступный, правдоподобный, модный, допустимый

Когда основное слово кажется полным, добавьте суффикс -able.

Используйте суффикс –ible, если корневое слово не является полным словом.

ЗАДАНИЕ 5: Качание корней

Цель: Глубокое понимание того, как различные префиксы и суффиксы изменяют значение корневого слова.

Задание: Помогите ученикам сделать карточку.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *