что делать, если в коллективе процветает моббинг? — OfficeLife
Психолог и независимый HR-консультант Наталья Чайлытко поделилась с Office Life, как определить, что в коллективе моббинг, почему на это следует незамедлительно реагировать руководителю и что делать сотруднику — жертве психологического насилия.
Наталья Чайлытко,
психолог и независимый HR-консультант
— Что такое моббинг и по каким причинам он возможен в компании?
— Термин «моббинг» происходит от английского to mob, что означает «запугивание». Моббинг — это издевательства, вид психологического насилия на рабочем месте в отношении одного или нескольких сотрудников со стороны коллег. Здесь речь идет об агрессивном поведении по отношению к человеку.
В своей практике я постоянно сталкиваюсь с людьми разных профессий, которые страдают от издевательств на рабочем месте. Подобная ситуация приводит к серьезным последствиям у жертв моббинга: возможны проблемы с концентрацией внимания, снижение мотивации к работе, эмоциональное выгорание, постоянная тревога, депрессия и пр.
Есть четыре наиболее распространенные причины, по которым сотрудники не вмешиваются, когда обнаруживают моббинг в отношении членов своей команды:
- боятся стать следующей жертвой;
- боятся негативных последствий для своей карьеры;
- думают, что им не следует вмешиваться в ситуацию;
- думают, что они, возможно, неправильно поняли ситуацию.
Как психолог я выделяю несколько причин, почему возможно психологическое насилие в отношении сотрудника:
- коллеги завидуют достижениям и успехам сотрудника, поэтому прибегают к моббингу из зависти;
- коллеги замечают хорошие отношения человека с начальником и вешают на него клеймо «любимец босса». Они дистанцируются от сотрудника и травят его, опасаясь, что тот раскроет начальнику конфиденциальную и личную информацию о членах команды;
- коллеги считают, что у сотрудника нет ничего общего с ними. Например, сотрудница — единственная в коллективе замужняя женщина с детьми. А все коллеги одиноки и по пятницам любят ходить в бар после работы. А сотрудница в пятницу уходит из офиса пораньше, чтобы провести время с семьей.
— Кто чаще всего является жертвой моббинга, типажи каких сотрудников?
— Жертвами моббинга чаще бывают неуверенные, эмоционально чувствительные и ранимые люди, которые не умеют постоять за себя. Они могут быть профессиональными в своей области и работоспособными, но это их не спасает. Такие типажи сотрудников часто выступают конкурентами в работе, в восприятии агрессоров.
Жертвы моббинга сталкиваются с открытой враждебностью или сплетнями за спиной. К сожалению, некоторые коллеги-злоумышленники очень коварны и изощренны. Вместо открытого противостояния в качестве оружия они любят использовать скрытые атаки, интриги или насмешки.
— По каким проявлениям руководитель может увидеть, что сотрудник стал жертвой травли?
— Меня как психолога часто спрашивают управленцы: «Как мне узнать, что в коллективе случаются издевательства? Ведь мои сотрудники часто не описывают конкретные факты, а только дают общие оценки, что их коллеги издеваются над ними».
Как руководитель вы всегда должны обращать внимание на любые изменения в поведении персонала. Например, изменился уровень результативности работы у сотрудника, у него увеличилось количество прогулов, в коллективе появилось эмоциональное напряжение или слышен резкий тон в общении. Другими индикаторами могут быть постоянные запросы сотрудника на перевод в другой отдел и жалобы.
Руководители должны быстро реагировать на плохое настроение в команде и предложить сотруднику поговорить с глазу на глаз.
Есть секторы и профессиональные группы, в которых моббинг более распространен, чем в других областях: сферы обслуживания и продаж, банковское дело.
Женщины подвергаются психологическому насилию значительно чаще, чем мужчины.
— Какие ошибки допускает руководитель, если заметил травлю своего сотрудника со стороны коллег?
— Назову типичные ошибки.
Руководитель заметил моббинг и предпочел не вмешиваться. Смотреть и молчать — это не решение.
Руководитель неумело разрешает конфликты и споры. Обнаружил психологический террор и запугивание в своей команде, вмешался, но действовал неграмотно.
- С ошибками провел разговор. Не подготовился к нему заранее; не смог четко обозначить проблемное поведение; не дал ясно понять сотруднику, над которым издеваются, что вы как руководитель на его стороне.
- Не выяснил причины моббинга. А пострадавший сотрудник выступил в роли громоотвода. Без понимания причин психологического насилия невозможно привлечь внимание сотрудников и найти решение.
- Не ознакомил с последствиями агрессора или группу агрессоров.
- Не указал запугивающему сотруднику (сотрудникам) на их поведение и не прояснил последствия: что случится, если они не изменят свое поведение.
- Не принял должные незамедлительные меры и не обеспечил своевременную помощь пострадавшему от моббинга сотруднику.
- Не осуществил перевод сотрудника, подвергающегося моббингу, в другой отдел, не предоставил сотруднику отпуск за свой счет.
- Не обратился за внешней поддержкой. Не привлек других профессиональных посредников: психолога, фасилитатора или других руководителей, производственный совет и др.
Такие ошибки руководителя приводят к процветанию психологического насилия. И мы можем наблюдать всегда похожий процесс:
1-я фаза. Возникший конфликт, который не может быть разрешен, сопровождается для жертвы моббинга симптомами стресса;
2-я фаза. Моббинг распространяется, что приводит к появлению у жертвы страха, а также неуверенности в себе;
3-я фаза. Деградация сотрудника-жертвы приводит к плохой работе, депрессии и выгоранию.
4-й этап. У жертвы возникают психосоматические жалобы, причину которых врач редко может диагностировать;
5-я фаза. Из-за моббинга сотрудник увольняется или длительное время находится в отпуске по болезни.
— Что делать жертвам моббинга, если они столкнулись с ситуаций психологического насилия на работе?
— Для таких людей есть только один рецепт: во время травли старайтесь сохранять спокойствие и объективность. Не занимайте оборонительную позицию, не оправдывайтесь, потому что аргументы бесполезны. Психологическое насилие, скорее, является продуктом невежества, поэтому внимательно спрашивайте о каждом упреке со стороны коллеги. Задавайте кратко сформулированные вопросы: «Как вы пришли к выводу, что у меня есть какая-то проблема?», «В какой ситуации вы заметили, что я решил(а) занять ваше место?» и др.
Ответы на них расскажут вам, как думает ваш агрессор. Вы узнаете его личную правду и точку зрения.
Для жертв моббинга после ситуации травли рекомендую следующее.
Начните вести дневник издевательств.
Лучше всего фиксировать нападения в письменной форме: с датой, временем и местом происшествия, а также были ли свидетели инцидента. Затем следует обсудить ваши заметки с друзьями или членами семьи, потому что восприятие третьих лиц помогает нам объективно взглянуть на произошедшее.
Подавляйте слухи в зародыше.
Лучше всего противостоять человеку, распускающему сплетни, чем делать вид, что ничего не происходит. Даже если коллега отрицает свое авторство, то распространителю слухов становится ясно, что он нацелен не на жертву, а на уверенного в себе противника. Многие хулиганы сдаются, когда напрямую сталкиваются с сопротивлением.
Не тратьте силы на создание защитного фронта и формирование группы «боевых товарищей» против агрессора
Лучше стремитесь к людям, которые ценят вас и ваши трудовые подвиги. Признавайте достижение других, может быть, даже ваших «издевателей». Это называется «голландский эффект адмирала»: два голландских курсанта вступили в войну друг с другом и поклялись сообщать друг о друге только позитивное; по легенде, эти двое стали самыми молодыми адмиралами Нидерландов.
Открыто поговорите с руководителем.
Чтобы дело не дошло до повторных и системных издевательств над вами, факты моббинга должны быть известны непосредственному руководителю и подавлены им. Психологическое насилие происходит только там, где его терпят.
Моббинг на работе, как предотвратить | HR-elearning
Елена Лимонова, директор по развитию кадрового агентства Staff-UP.
Явление, которое можно кратко и ёмко охарактеризовать как регулярную травлю одного сотрудника группой коллег, в 80-х годах прошлого века описал шведский психолог Х. Лейман.
Понятие моббинга происходит от английского слова «mob», то есть «толпа». Это направленное психологическое и эмоциональное насилие над личностью группой людей в рамках трудового коллектива, которое отличается регулярностью и молчаливым согласием со стороны руководства. Такое явление не просто опасно для того, кто становится объектом травли, но и напрямую влияет на бизнес – результаты.
Вовлеченность в рабочий процесс снижается, страдает эффективность и результата. И в целом формируется негативная картина HR- бренда организации. И есть HR-менеджер или рекрутере тратил время и силы на поиск и адаптацию профессионала, то моббинг этого сотрудника сведет на нет все приложенные усилия.
Причины появления моббинга
Из-за чего коллектив начинает испытывать на прочность нервы и выдержку одного из сотрудников? Причин может быть множество: отличие нового сотрудника от других, зависть к успехам коллеги, недовольство ситуацией в организации, влияние начальства и даже банальная скука.
Рассмотрим подробнее основные факторы и мотивы, которые способствуют появлению и развитию моббинга в трудовом коллективе:
1. Организация рабочего процесса.
Для любой слаженной работы необходим здоровый рабочий климат в коллективе. Если каждый знает свои обязанности и роли, руководитель оптимально выстроил рабочий процесс, то вероятность возникновения ссор и конфликтов будет сведена к минимуму. Жестокий диктаторский стиль руководства способствует увеличению эмоциональной напряженности в коллективе, и жертвой моббинга может стать любой, кто спровоцировал конфликт или был «слабым звеном».
2. Руководитель.
Вас неожиданно стали нагружать большими объёмами работы, в последнюю очередь информировать о важных «дедлайнах» и с особым рвением стали искать в вашей работе малейшие ошибки, грозя лишить премии? Вполне возможно, что к руководителю пришла родная тётка и попросила устроить на работу девушку, которая приходится ему внучатой племянницей. А ваша должность как раз ей подходит. И так как добровольно со своего рабочего места вы вряд ли уйдёте, недобросовестный руководитель принимает решение создать невыносимые условия труда, вынудив вас добровольно написать заявление об увольнении. А коллектив, видя отношение шефа к вам, постепенно включается в процесс моббинга.
3. Зависть или месть.
Так же причиной возникновения моббинга может стать зависть коллег. Переломный момент может спровоцировать что угодно: стремительное продвижение по карьерной лестнице, персональная похвала от руководителя, повышенная премия или даже новый стильный образ. Люди всегда найдут, чему завидовать, ведь это чувство зачастую вызвано неуверенностью в собственных силах. Так же не стоит забывать про элементарную месть. Уведя из-под носа коллеги выгодный контракт или заняв его привычные даты в графике отпусков, можно спровоцировать конфликт, который в конечном счёте перерастёт в постоянные выпады и подколки, к которым присоединятся другие сотрудники.
4. Появление «белой вороны».
Пришедший в большой сплочённый коллектив новичок ведёт себя «не как все», проявляет ненужную инициативу, старается избегать лишних контактов и отказывается от предложения выпить чашечку кофе? Сколько поводов обсудить за его спиной такое поведение. А от сплетен недалеко и до игнорирования или дезинформации, что является одним из наиболее распространённых методов эмоционального террора.
5. Безделье.
Не редко бывает, что скука толкает человека на совершение поступков, смысл которых потом сложно объяснить. И если ребёнок скорее захочет разрисовать обои в спальне, то взрослые люди склонны скорее к общению. Разговоры о погоде плавно перетекают в сплетни, розыгрыши в порчу имущества, а коллега, который спускает с рук такое отношение к себе, вскоре становится жертвой регулярных подколов, неуместных шуток и откровенного моббинга. Если у сотрудников нет работы, то они могут найти тебе именно такое занятие.
Кто может стать объектом моббинга
Существует достаточно распространённое заблуждение, что под влияние моббингапопадают только те, кто имеет слабые навыки адаптации в новом коллективе или те, кто в школе подвергался нападкам сверстников.Однако это не так. Моббинг отличается тем, что жертвой эмоционального насилия может стать абсолютно любой человек.
Напротив, стоит отметить, что сильные и успешные сотрудники так же могут впасть в немилость своих коллег. Достаточно чем-либо выделяться, иметь мнение, отличное от большинства, или просто получить повышение или премию.
Можно выделить три основные группы риска:
1. Новички.
Те, кто только пришёл на новое место работы и не успел освоиться. Новичок всегда становится объектом пристального внимания со стороны коллег. Обычно, новым сотрудникам помогает адаптироваться наставник или руководитель.Когда же человек попадает в нездоровый коллектив, то любая ошибка может стать поводом для начала моббинга, особенно, если на его место рассчитывал кто-то коллег.
2. Старожилы.
Бывают случаи, когда моббинг наблюдается и в давно сложившемся коллективе. Если кому-то из сотрудников выпадет удачный шанс подняться по карьерной лестнице или получить высокую премию, то зависть может объединить коллег против него. Так же жертвой моббинга может стать человек, отличающийся сложным характером или конфликтным поведением. Не стоит забывать, что люди сами могут спровоцировать своих коллег, и жертва далеко не всегда «белая и пушистая».
3. «Не такой, как все».
К этой группе относятся люди, которые не соответствуют существующему порядку вещей в трудовом коллективе или пытаются его изменить. Например, если все сотрудникиуходят с работы на полчаса позже, чтобы угодить начальнику, то человек, покидающий рабочее место вовремя, вызовет на себя гнев коллег.
Как противостоять моббингу
В первую очередь необходимо разобраться в причинах моббинга. Поняв мотивы толпы, будет легче проанализировать ситуацию и выбрать оптимальный план действий.
Если причина в организации рабочего процесса, то стоит сначала обсудить ситуацию непосредственно с руководителем и, если это не приведёт к решению проблемы – искать новое место работы. Так как если в компании работа стоит, то долго такая компания не проживёт.
Если причина в руководителе, то самым оптимальным выходом будет увольнение. Однако не по собственному желанию, а по соглашению сторон. Тогда уйти из компании будет возможно на своих условиях. Необходимо внимательно изучить должностную инструкцию, все задания обсуждать через корпоративную почту и стараться не делать ошибок в работе. Тогда угроза уволить по статье останется лишь словами.
С завистью бороться достаточно сложно. Если нет возможности, например, скрывать размер своей премии, то можно попросить руководителя не хвалить вас при всех, либо хвалить весь коллектив, не выделяя никого конкретно. Но и при зависти, и при мести одним из первых шагов может стать прямой разговор на эту тему с неформальным лидером. Обсудив сложившуюся ситуацию, можно прийти к решению кризиса.
Быть «белой вороной» не просто. Обычно с этим сталкиваются новички. Тут нужно как можно скорее понять негласные правила и влиться в трудовой процесс. В первое время лучше не пытаться показать себя, а налаживать контакты и адаптироваться.
Прекратить моббинг, причиной которого стала скука, с места обычного рядового сотрудника довольно сложно. Тут следует основательно подойти к организации трудового процесса и распределению обязанностей. А это – прямая задача руководителя.
Как предотвратить моббинг.
Главные и универсальные пункты:
1. «В чужую избу со своим уставом не ходят». Адаптироваться к негласным правилам коллектива и стараться не перечить им. Кроме того, стандарты работы как правило создавались на основе успешных практик и с высокой вероятностью приводят к хорошему результату.
2. «Счастье любит тишину». Хвастаться своими успехами как в рабочем плане, так и в личной жизни не стоит. Зачем провоцировать завистников? Однако не стоит и прятать свои заслуги. Если благодаря вашей работе Компании удалось совершить прорыв в продажах, наладить поставку товара или усовершенствовать производство – необходимо донести эту информацию и до коллег, и до руководства с объективным указанием вашего вклада.
3. Не стоит сплетничать. Распространение слухов и непроверенной информации – признак нездоровой корпоративной культуры и категорически нельзя это поддерживать.
4. Жаловаться, выражать недовольство, конфликтовать – лучший способ стать жертвой моббинга. Серьезные проблемы и конфликты замалчивать нельзя, а вот рабочие моменты нужно согласовывать в конструктивном вариенте.
5. Быть доброжелательным и вежливым, при этом не давать слабину и не выставить себя безвольным.
Как найти силы изменить ситуацию или сменить работу
Если на работе поддержки ждать не от кого – обратитесь к своим близким и друзьям. Обсудите с ними ситуацию, они могут поделиться своим опытом и дать совет. Родным старайтесь прямо говорить о проблемах, чтобы не было недопонимания. Так же поддержку можно найти у психолога. Если прекратить моббинг не удаётся или его целью изначально было увольнение – увольняйтесь. Грамотный и эффективный специалист легко найдет место работы по душе. Учитывая, что на работе мы проводим львиную часть времени – работа должна приносить удовольствие.
Вас обижают на работе?
Источник: Маркус Списке/Pexels
«Моббинг — это гораздо более изощренный способ расправиться с кем-либо, чем убийство, и в большинстве стран он имеет то преимущество, что является полностью законным» (Duffy and Sperry, 2012, стр. 3). ).
Что такое моббинг на рабочем месте?
Моббинг на рабочем месте – это преднамеренное унижение, унижение и запугивание лица группой лиц с целью исключить его из организации, что часто приводит к ущербу для репутации, травматизации, последствиям для здоровья, финансовым затруднениям и потере работы для жертва (Давенпорт, Шварц и Эллиот, 19 лет)99; Сперри и Даффи, 2014 г.).
В чем разница между моббингом и издевательствами на рабочем месте?
Запугивание часто, но не всегда, носит иерархический характер, когда человек, обладающий большей властью в соответствии с определенным положением или социальным влиянием, преследует одного человека с меньшей властью для жестокого обращения. Напротив, моббинг не является иерархическим и включает в себя группу преступников, которые коллективно объединяются против жертвы с единственной целью — вытолкнуть ее. Моббинг — это продукт организационной динамики, которая устанавливает «свои» и «чужие» группы, действует под завесой секретности, не поощряет задавать вопросы, не имеет надлежащей правовой процедуры и больше заинтересована в сохранении внешнего вида, чем в любопытстве к укоренившимся проблемам. Даффи и Сперри, 2014 г.).
Феномен моббинга можно частично отнести к тому, что психологи называют «фундаментальной ошибкой атрибуции», когда успехи и неудачи приписываются одному сотруднику, а не культуре и структуре организации, породившей обстоятельства (Jones, 1999). Когда объект моббинга на рабочем месте уволен, конструктивно уволен или увольняется, наблюдатели обвиняют жертву вместо того, чтобы исследовать компанию, некоммерческую организацию, больницу или школу, которые сделали ее козлом отпущения, чтобы скрыть масштабные проблемы, которые не удалось решить руководству (Даффи). и Сперри, 2012). Групповой характер моббинга дает правонарушителям «правдоподобное отрицание», что затрудняет установление вины или определение ядра нападения.
Короче говоря, запугивание — это больше индивидуальное действие, тогда как моббинг — это результат организационной культуры, когда группа людей объединяется против жертвы, а руководство санкционирует или присоединяется к нападению с конечной целью прекращения занятость потерпевшего.
Как выглядит моббинг и кто становится мишенью?
Хайнц Лейманн (1990), шведский психиатр и организационный психолог, чья основополагающая работа о буллинге и моббинге произвела революцию в этой области, часто предупреждал своих читателей, чтобы они не предполагали, что их сюжетную линию разделяют, поскольку существует не так уж много способов психологически терроризировать отдельных людей на работе, тематические исследования по моббингу очень похожи, большинство из них объединяет темы теневых файлов, убийств репутации, интервью с коллегами, тайных встреч и неспособности отдела кадров и высшего руководства предложить жертвам защиту и поддержку.
Процесс моббинга начинается, когда «свои» нападают на человека, который, по их мнению, нарушает культурные нормы организации. Чаще всего целью является тот, чей творческий подход и трудовая этика превосходят ожидания, пересматривая статус-кво и устанавливая новую планку для инноваций и производства (Bultena and Whatcott, 2008; Gates, 2004; Hillard, 2009). Ее независимое мышление и навыки решения проблем часто выявляют укоренившиеся проблемы, которые «свои» и руководители организаций предпочитают скрывать или игнорировать.
Жертвы моббинга часто имеют следующие характеристики или обстоятельства: они высказываются против пагубной политики организации; разоблачать коррупцию или правонарушения; и отдавайте приоритет защите клиентов, пациентов или студентов, которым они призваны служить, а не поддержанию внешнего вида (Duffy and Sperry, 2013; Kenny, 2019; Martin and Saint Martin, 2012).
Что такое «теневые файлы» и как они используются?
Поскольку жертва не совершала правонарушений, санкционированное и официальное расследование не может быть начато, поэтому подстрекатели мафии полагаются на неофициальные каналы, оставляя жертву в неведении о том, что она находится под пристальным вниманием и атакой. Поскольку жертвы моббинга, как правило, имеют образцовые трудовые книжки с нетронутыми личными делами, лидеры мафии часто начинают с создания того, что Даффи и Сперри (2014) называют «теневыми делами». Эти секретные документы включают сплетни, инсинуации и записи интервью с коллегами, которые неуместно и неэтично размещать в личных делах и могут привести к ответственности организации за клевету, если они будут обнаружены в ходе официального расследования. «Теневые файлы» часто служат строительными блоками для создания ложного повествования, необходимого для обеспечения увольнения жертвы.
Почему убийство персонажа является основным оружием мафии?
Поскольку жертва, как правило, является лучшим специалистом в своей области, мафия не может нападать на ее работу или трудовую этику, поэтому вместо этого они уничтожают ее характер. Стремясь отвратить сочувствующих, они проводят то, что Гарольд Гарфинкель (1956) называет «церемонией унижения», на которой лидеры мафии заявляют, что выдающиеся результаты жертвы — ложь, а ее достижения — фарс, и говорят, что ее презренный характер покидает общество. не имея другого выбора, кроме как вывести ее из организации (Даффи и Сперри, 2012).
Поскольку жертва — высокоэтичный, трудолюбивый и ориентированный на оказание услуг человек с доброжелательным мировоззрением, она считает, что ее друзья, высшее руководство, правление или отдел кадров встанут на ее защиту, исправят положение и привлечь виновных к ответственности за клевету. Однако исследования показывают, что в самых жестоких поворотах она, вероятно, подвергнется остракизму и нападению со стороны тех самых людей, на помощь которых она рассчитывала (Namie and Namie, 2013).
Как неофициальные интервью используются для сбора грязи и вербовки членов мафии?
Как только толпа достигает критической массы, лидеры толпы обычно проводят неформальные беседы с коллегами жертвы, используя наводящие вопросы и намеки, чтобы собрать грязь. В ходе этих встреч становится ясно, что если опрашиваемый хочет не стать «частью проблемы», важно, чтобы он изолировал и исключил жертву из проектов, встреч и общественных мероприятий. Поскольку это не санкционированное расследование с утвержденными протоколами, жертву не предупреждают об интервью и не просят поделиться своей версией истории. На самом деле жертву обычно обвиняют, судят и приговаривают, а ее никогда не просили выступить свидетелем ее собственной кончины (Duffy and Sperry, 2012).
Как тайные встречи обеспечивают судьбу жертвы и почему ей не разрешают рассказывать свою историю?
После неофициальных допросов нередко проводятся секретные встречи для выяснения судьбы жертвы. На этих встречах основное внимание уделяется личности и характеру жертвы, а не ее работе, и разделяется только точка зрения толпы. Поскольку моббинг обычно происходит в организациях, основанных на страхе и склонных к обвинению, сотрудники понимают, что если они бросят вызов нарративу мафии, они станут следующей мишенью (Duffy and Sperry, 2014).
На этом этапе жертва может узнать о тайных встречах и попросить поделиться своими заметками, электронными письмами, а иногда и аудиозаписями, чтобы опровергнуть ложь и задокументировать жестокое обращение, которому она подверглась. Тем не менее, несмотря на ее мольбы представить доказательства нападения, ей не позволят говорить, поскольку толпа знает, что молчание жертвы необходимо для защиты преступников от ответственности и обеспечения достижения первоначальной цели ликвидации (Duffy and Sperry, 2014). ; Намие и Намие, 2009).
Какую роль в моббинге играют отделы кадров?
По мере того, как жестокое обращение усиливается, многие жертвы обращаются в отдел кадров за поддержкой, но получают обескураживающие результаты. Опрос Зогби, проведенный в 2017 году Институтом буллинга на рабочем месте, показал, что «71 процент работодателей в США реагируют на сообщения о жестоком поведении таким образом, что это наносит ущерб целям» (стр. 14). Более того, когда начинается расследование, сюжетная линия преступников имеет явную предвзятость, коллеги не высказываются, ключевые лица, которые могут подтвердить опыт жертвы, замолкают, а доказательства, подтверждающие насилие, не анализируются, что приводит к многие потерпевшие называют следственный процесс «притворством». Усугубляя ситуацию, исследование 2008 года показало, что жертвы, сообщившие о жестоком обращении, подвергались репрессиям со стороны высшего руководства в 71% случаев (Namie and Namie, 2009).).
Как жертвы мафии находят надежду и исцеление?
Жертвы мафии страдают от глубокой травмы из-за крупномасштабного остракизма, репутации, отказа от коллег и участия высшего руководства в нападениях. Даффи и Сперри (2014) обсуждают различные подходы к началу процесса исцеления, в том числе длительное время для скорби, преодоление боли остракизма путем создания новых сообществ и поиск медицинской помощи для поддержки путешествия. Наконец, они призвали жертву восстановить свою личную свободу воли, помня, что мишенями чаще всего являются лучшие работники, которые становятся «козлами отпущения за более крупные организационные проблемы и конфликты, последствия которых затем возлагаются на жертву моббинга» (стр. 12).
Как распознать моббинг на рабочем месте (и что с этим делать)
Представьте себе: Брюс подает жалобу на свою коллегу Аманду, потому что она часто отвечает на личные телефонные звонки за своим столом. Аманда обижается на Брюса за «сплетни» и, чтобы отомстить ему, пускает в офисе слух о том, что Брюс думает, что другого их коллегу, Тома, следует уволить. Это вовлекает в действие Тома, а также Аманду и офисных друзей Тома. Вскоре сформировалась целая группа хулиганов, преследующих Брюса за простое соблюдение правил.
Это всего лишь один пример моббинга на рабочем месте. Организации должны знать признаки, чтобы они могли предотвратить этот уникальный тип домогательств до того, как они проникнут в их корпоративную культуру.
Что такое моббинг на рабочем месте?
Моббинг на рабочем месте выглядит так же, как издевательства, но вместо одного домогателя жертва преследуется группой. Один или два хулигана побуждают своих коллег напасть на жертву.
Как и в других сценариях издевательств, жертва может стать мишенью, потому что она принадлежит к расовому, религиозному или гендерному меньшинству на своем рабочем месте или имеет инвалидность. Тем не менее, у главаря мафии часто есть причина, связанная с карьерой, для нападения на свою жертву.
Вот несколько примеров:
Майк надеялся, что его повысят до менеджера, но вместо этого его компания наняла стороннего специалиста для заполнения этой должности. Он завидует своему новому менеджеру , Бетси, поэтому он убеждает остальную часть команды подорвать ее репутацию, чтобы попытаться вытеснить ее из компании.
Джима недавно приняли на работу в его компанию, и у него много идей, как ее улучшить. Сью боится перемен и хочет, чтобы сохранил статус-кво , поэтому она сплачивает своих коллег, чтобы исключить Джима из встреч, на которых он мог бы поделиться своими идеями.
Трой всегда опаздывает на работу, берет много больничных и постоянно отстает от . Брэд, который работает на той же должности за ту же зарплату, ненавидит нести вес Троя в своей команде. Брэд и его коллеги начинают оставлять неприятные анонимные записки на столе Троя, делая его настолько несчастным на работе, что он покидает .
Кэсси недавно подала жалобу о преследовании своего коллеги Стивена. Он не считал свое поведение неправильным, поэтому в Возмездие Стивен и его приятели распускают слухи о любовной жизни Кэсси, выгоняя ее из компании.
Связанный: Исследование Утверждения о издевательствах на рабочем месте: 10 советов по успеху
Поведение моббинга на рабочем месте
Буливание на рабочем месте может быть психологическим или физическим, а мобибинг не отличается. Поведение зависит от того, чего хочет добиться лидер толпы и на что реагирует жертва.
Например, если жертву преследуют из-за ее расы/пола/сексуальной ориентации/религиозной принадлежности/возраста/и т. д., агрессоры могут использовать словесную или физическую агрессию против нее.
Если толпа стремится подорвать авторитет жертвы, она может сплетничать и распространять слухи, исключать жертву из встреч и переписки или игнорировать их идеи и предложения.
Толпа также может исключить жертву из общества , лишив ее возможности выпить после работы, пообедать или даже пообщаться в офисе.
«Часто [моббинг] носит незаметный и, возможно, непреднамеренный характер, включая социальный остракизм и изоляцию», — говорится в руководстве по охране психического здоровья на рабочем месте , разработанном Канадской ассоциацией психического здоровья, Онтарио. «На самом деле, каждый отдельный инцидент может показаться несущественным, но со временем моббинг подрывает уверенность в себе и чувство собственного достоинства сотрудника, которого преследуют».
СВЯЗАННЫЕ: Как расследовать издевательства на рабочем месте, если вы даже не можете дать этому определение
Негативные последствия моббинга
Моббинг — это не просто плохие новости для жертвы. Это создает токсичную рабочую среду для всех сотрудников.
Очевидно, что наихудшие последствия травли для жертвы. После недель или месяцев продолжающихся издевательств их самооценка пострадает. В результате они могут испытывать депрессию или беспокойство и даже проявлять физические симптомы (например, проблемы со сном, ослабление иммунной системы, боли в животе). Сплетни и клевета толпы могут испортить профессиональную репутацию жертвы.
Когда сотрудники, не участвующие в мобби, становятся свидетелями травли, они могут жить в страхе, что это произойдет с ними. Они будут отвлекаться, что приведет к снижению их продуктивности.
Наконец, моббинг негативно влияет на организацию в целом. Сотрудники не захотят оставаться на рабочем месте, где издевательства сойдут на нет, так что вы можете потерять несколько отличных работников. Моббинг также может стоить вам больших денег. Если жертва стала мишенью из-за своего защищенного статуса , она может подать на вас в суд за то, что вы заставили ее работать в дискриминационной и враждебной рабочей среде.
Как предотвратить моббинг в вашей организации
Чтобы уменьшить такое поведение, сосредоточьтесь на профилактике. Вы сэкономите время и деньги и защитите благополучие сотрудников, а также продемонстрируете свою приверженность безопасной рабочей среде.
Во-первых, убедитесь, что менеджеры подают пример. Поощряют ли они чрезмерно соревновательный дух в своих командах? Придираются ли они к своим сотрудникам? Если начальники хулиганят, служащие более низкого уровня могут подумать, что такое поведение приемлемо.
Руководители также должны регулярно оценивать своих сотрудников (в идеале каждые шесть месяцев). Подходит ли человек в социальном плане? Соответствуют ли они стандартам производительности и целям? Если нет, они должны работать с этим сотрудником, чтобы помочь им стать лучше.