М звонкая или глухая согласная: буква М звонкая или глухая — Спрашивалка

Парные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные

Содержание

  • 1 Типы парных согласных
  • 2 Парные согласные в корне слова
  • 3 Парные согласные в конце слова
  • 4 Полезное видео

Типы парных согласных

Парные согласные — это буквы, имеющие пару по некоторым признакам. В русском языке есть два основных признака для таких букв: соотношение по твердости и мягкости и по глухости и звонкости.

По последнему признаку пары образуют [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]. Из них звонкими являются [б], [в], [г], [д], [ж], [з]; глухими [п], [ф], [г], [т], [ш], [с].

На каждое правило есть исключение, поэтому оставшиеся [й], [л], [м], [н], [р] — только звонкие. Аналогично и с всегда глухими звуками [х], [ц], [щ].

С соотношением твердости и мягкости ситуация похожая. Почти все твердые буквы могут иметь «мягкую» пару. Как и в предыдущем случае, под это правило не попадают твердые [ц], [ш], [ж] и мягкие согласные [ч], [щ], [й].

Справка! Чтобы добавить твердому звуку немного мягкости, используется символ . Он же и показывает в транскрипции, что буква, перед которой стоит этот знак, читается мягче. Так [р] превращается в [р’], [л] — в [л’], [с] — в [с’] и так далее.

Парные буквы очень коварны: не всегда понятно, какую выбрать, особенно если это корень слова или последний слог. Поэтому существуют правила, облегчающие задачу. Таблица парных звонких и глухих согласных поможет быстрее понять эти правила.

Парные согласные в корне слова

Буквы в корне слова по звонкости можно разделить на три группы:

  • б, в, г, д, ж, з;
  • п, ф, к, т, ш, с;
  • й, л, м, х, ц, ч, щ.

C последней строкой проще всего — у них нет пары по данному признаку. Первые две группы — звонкие и их глухие пары.
Перед выбором верной буквы в корне слова важно вспомнить, что написание и произношение в русском языке различается, поэтому потребуется проверка.
Проверить, звонкий или глухой согласный в слове, можно следующими способами.

  • Выбрать однокоренное слово с гласной после спорной согласной. Например, «молотьба — молотить», «косьба — косить», «сладкий — сладок».
  • Если в слове чередующиеся буквы [г]-[ж], [д]-[ж], [ц]-[ч], можно подобрать однокоренное слово с другой согласной: «тяжкий — тяга», «сладкоежка — еда».

В русском языке часто встречаются слова, в которых парные звуки находятся рядом, и возникает путаница. Это связано с тем, что если звонкая согласная стоит перед глухой, то она оглушается: слово «ложка» мы произносим и слышим как «лошка», «мягкий» — как «мяхкий». В обратном случае происходит озвончение: «футбол — фудбол», «сделать — зделать». Знание правил озвончения и оглушения поможет не только грамотно писать, но и говорить на русском языке, с чем тоже нередко возникают ошибки.

Внимание! Но не все согласные в корне можно проверить. Придется запомнить написание следующих слов: август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.

Парные согласные в конце слова

В конце слова буквы проверить легче. Для этого существуют два способа:

  • Изменить слово так, чтобы после спорной последней буквы стояла гласная: зуб — зубы, медведь — медведи, завод — заводы.
  • Подобрать однокоренное слово, в котором сразу после согласной следует [л], [м], [н], [р]: гриб — грибной, круг — круглый.

Полезное видео

Конспект логопедического занятия по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1-м классе

Цели.

  1. Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
  2. Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать мышление и память.
  6. Воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
  2. Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
  3. Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
  4. Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
  5. Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.

Ход занятия

I. Оргмомент

Л. — Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

II. Повторение

Л. — Какие звуки называются согласными?

Д. — Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.

Л. — Какие бывают согласные звуки?

Д. — Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Л. — Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.

— Какой согласный звук называется звонким?

Д.

— Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Л. — Какой согласный звук называется глухим?

Д. — Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.

Л. — Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Д. — Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Л. — Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости — глухости.

Л. — Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Л. — Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

На доске камень (Рисунок 2), рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (Рисунок 3 и Рисунок 3_1) лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).

Л. — Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.

Надо поставить указатели (Рисунок 3).

— Что надо узнать?

Д. — Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.

Л. — Какой первый звук в слове тропинка?

Д. — В слове тропинка первый звук [т] — согласный глухой.

Л. — Значит, тропинка состоит из слогов…

Д. — .. .с глухими согласными.

Л. — Какой первый звук в слове дорожка?

Д. — В слове дорожка первый звук [д] — согласный звонкий.

Л. — Значит, дорожка состоит из слогов…

Д. — .. .со звонкими согласными.

Л. — Кто догадался, где тропинка?

Р. — Вот это — тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.

Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.

В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.

(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).

Л. — Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!

Д. — В слоге (ма) согласный звук [м] — он звонкий. ..

(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).

Л. — Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,

давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?

(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)

— Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.

Л. — Какой первый звук в слове Кнопочка?

Д — В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.

Л. — Вот тебе, Кнопочка, наушники — символ глухого звука. (Рисунок 1)

— Какой первый звук в слове Лохматик?

Д. — В этом слове первый звук [л] — согласный звонкий.

Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!

(Логопед читает надпись на камне).

По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.

(Дети читают хором цепочку слогов).

Л. — Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.

Л. — Какой первый звук в слове полянка?

Д. — В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.

(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).

Л. — На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).

Д.  — Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.

Л. — Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?

Д. — Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.

4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.

Л. — У каждого есть вот такой листок (Рисунки 18, 19, 20, 21, 22, 23). В середине листа — полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.

Л. — Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?

(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).

5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.

Л. — А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.

(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки 24, 25, 26)

— Кто здесь третий лишний?

Д. — Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон — животные.

Л. — Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.

Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку

(звоночек). Скажите, кто теперь лишний?

Д. — Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.

(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки 27, 28, 29)

Л. — Кто здесь третий лишний?

Д. — Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ — это растения.

Л. — Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?

(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)

Д. — Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах — глухой.

Л. — Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?

Д. — Крот, колокольчик и хвощ.

Л. — Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку — Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?

(Логопед проходит с лукошком мимо детей. Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).

А теперь попрощаемся с игрушками.

6. Физкультминутка.

Л. — Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, —
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.

Л. — А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)

Л. — Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?

(Логопед читает на камне)

Л.

— А пойдете по дорожке —
Может быть, найдете кошку.

Л.

— Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.

Л. — Какой первый звук в слове сказка?

Д. — Первый звук [с], он согласный, глухой.

Л. — Очень Странно. Шли по звонкой дорожке…

(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)

Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.

На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки 30, 31)

Узнали, какая сказка?

Но что это?

Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.

Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.

В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!

Л. — Что случилось в этой сказке?

Д. — Из сказки ушла кошка.

Л. — Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.

7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.

Л. — Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?

Д. — Первый звук [р»], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек — точку.

Л. — Работайте самостоятельно.

Л. — Кто догадался, почему прогнали кошку?

Д. — Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка — на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.

Л. – Но, почему же тогда все плачут?

Д. — Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.

Л. — Как нам кошку вернуть в сказку?

Д. — Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)

Л. — Что изменится?

Д. — Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.

Л. — Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!

После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)

8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.

Л. — Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким — листья объедают.

На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки 33, 34)

Д. — Траву срезают косы, листья объедают козы.

Л. — Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?

Д. — Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы — глухой.

Л. — А чем еще отличаются эти слова?

Д. — У них разные значения.

Л. — Что будет, если звук [з] поменять на [с]?

Д. — Козы превратятся в косы.

Л. — Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:

Жила-была коса с козлятами.

В каком слове ошибка?

Д. — Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!

Д. — Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.

IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.

Таблица

Международного фонетического алфавита (IPA) в Unicode и XHTML/CSS Таблица

Международного фонетического алфавита (IPA) в Unicode и XHTML/CSS

Диаграммная клавиатура IPA

Эта диаграмма IPA состоит из символов Unicode и написана на действительный XHTML/CSS; это программное обеспечение с открытым исходным кодом, выпущенное под лицензией GPL. Чтобы легко копировать/вводить/вводить/вставлять/печатать символы/символы/буквы/глифы и диакритические знаки IPA, найденные в этой диаграмме используйте «Клавиатура Unicode» IPA, который построен на основе этого документа.

Consonants (Pulmonic)

Двугубные Лабиодентал Стоматология Альвеолярный Постальвеолярный Ретрофлекс Небный Велар Увуляр Глоточный Гортань
Взрывной п б т г ʈ ɖ с ɟ к я д ɢ ʔ
Назальный м ɱ н ɳ ɲ ŋ ɴ
Трель ʙ р ʀ
Метчик или клапан ɾ ɽ
Фрикативный ɸ β ф в θ ð с г ʃ ʒ ʂ ʐ ç ʝ Икс ɣ х ʁ час ʕ час ɦ
Боковой фрикативный ɬ ɮ
Приблизительно ʋ ɹ ɻ Дж ɰ
Боковая аппроксимация л ɭ ʎ ʟ

Если символы появляются парами, один справа представляет звонкий согласный. Заштрихованные области обозначают оцениваемые артикуляции. невозможно.

Согласные (нелегочные)

Клики Звонкие имплозивы Выбросы
Ø Двугубные ɓ Двугубные ʼ Примеры:
ǀ Стоматология и Стоматологический/альвеолярный стр. Билабал
ǃ (Пост)альвеолярный ʄ Небный т’ Стоматологический/альвеолярный
ǂ Небно-альвеолярный ɠ Велар к’ Велар
ǁ Альвеолярный боковой ʛ Увуляр с’ Альвеолярный фрикативный

Гласные

Передние Центральный Назад Закрывать Close-mid Open-mid Открыть

я у ɨ ʉ ɯ и

ɪ ʏ ʊ

е ø ɘ ɵ ɤ о

ə

ɛ œ ɜ ɞ ʌ ɔ

æ ɐ

а ɶ ɑ ɒ

Там, где символы появляются парами, правый символ представляет собой закругленную гласную.

Другие символы

ʍ Глухой губно-велярный фрикативный звук и ʑ Альвеоло-небные фрикативные звуки
с Звонкий губно-велярный аппроксимант и Боковой альвеолярный лоскут
ɥ Звонкий губно-небный аппроксимант ɧ Одновременно ʃ и x
ʜ Глухой надгортанный фрикативный звук кп   ц
◌͡◌   ◌͜◌

Аффрикаты и двойные артикуляции может быть представлен двумя символами при необходимости соединяются стяжкой.

ʢ Звонкий надгортанный фрикативный звук
Взрывной надгортанник

Супрасегментарные

ˈ Первичное напряжение
~ Вторичное напряжение
ˌfoʊnəˈtɪʃən
ː Длинный
ˑ Полудлинный
◌̆ Очень короткий
| Малая (ножная) группа
Мажорная (интонационная) группа
. Разрыв слога ɹi.ækt
Связывание (отсутствие разрыва)

Диакритические знаки

Диакритические знаки могут быть размещены над символом с выносным элементом, например. ŋ̊

Уровень
◌̥ Безмолвный д̥ ◌̤ Хриплый звонкий б̤ и ◌̪ Стоматология т̪ д̪
◌̬ Звонкий с̬ т̬ ◌̰ Скрипучий звонкий б̰ и ◌̺ Верхушечный т̺ д̺
ʰ Аспиратор тʰ дʰ ◌̼ Языкознание т̼ д̼ ◌̻ Ламинал т̻ д̻
◌̹ Более округлый ɔ̹ ʷ Лабализованный тʷ д’ ◌̃ Назальный и
◌̜ Менее округлый ɔ̜ ʲ Палатализованный тʲ дʲ Носовой выпуск дⁿ
◌̟ Расширенный и ˠ Веларизованный тˠ дˠ ~ Боковой выпуск дˡ
◌̠ Втянут и ˤ Фарингализованный тˤ дˤ ◌̚ Нет звукового релиза д̚
◌̈ Централизованный ◌̴ Веляризованный или фарингеализированный и
◌̽ Средне-централизованный ◌̝ Поднятый (ɹ̝ = звонкий альвеолярный фрикативный звук)
◌̩ Слоговый ◌̞ Опущенный и ̞ (β̞ = звонкий двугубный аппроксимант)
◌̯ Несложный и ◌̘ Расширенный корень языка
˞ Ротичность и ◌̙ Втянутый корень языка и Контур
или ˥ Сверхвысокий и или ˩˥ Восхождение
и ˦ Высокий ê ˥˩ Падение
˧ Середина и ˦˥ Высокий рост
и ˨ Низкий e᷅ ~ Низкий рост
˩ Сверхнизкий или ˧˦˧ Рост-падение
Нижняя ступенька Глобальный подъем
Уступ Глобальное падение

Фонология

Введение

Фонология языка стремится к простоте. В нем девять согласных и пять гласных, а слоги могут быть только в форме (C)V(n), то есть необязательный согласный, гласный и необязательный n.

Согласные

Согласные: m (как в m ap), n (как в n ice), p (как в s p an), t (как в s t one), k (как в s t one), k (как в s p an), in s k in), s (как s it), l (как l eft), j (как y es) и w (как w e).

Гласные

Гласные i (как в happ y ), e (как в dr e ss), a (как в tr a p), o (как в g 4 o 90) и ты (например, б оо т).

Обратите внимание, что слова, данные для описания произношения, могут не соответствовать вашему диалекту. См. следующий раздел или перейдите по ссылкам.

Международный фонетический алфавит

Все буквы произносятся как в Международном фонетическом алфавите; есть место для аллофонии:

  • ⟨m⟩ — звонкий двухгубный носовой упор /m/

  • ⟨n⟩ — звонкий альвеолярный носовой стоп /n/. Возможные аллофоны: зубной [n̪] или постальвеолярный [n̠]. Кроме того, перед /p/ или /w/ может быть [m], а перед /k/ и /j/ может быть [ŋ]

  • ⟨p⟩ — глухой двугубный стоп /p/. Возможные аллофоны: придыхательный [pʰ] или звонкий [b]

  • ⟨t⟩ — глухой альвеолярный стоп /t/. Возможные аллофоны: придыхательный [tʰ] или звонкий [d]

  • ⟨k⟩ — глухой велярный стоп /k/. Возможные аллофоны: придыхательный [kʰ] или звонкий [g]

  • ⟨s⟩ — глухой альвеолярный шипящий /s/.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *