Парные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные
Содержание
- 1 Типы парных согласных
- 2 Парные согласные в корне слова
- 3 Парные согласные в конце слова
- 4 Полезное видео
Типы парных согласных
Парные согласные — это буквы, имеющие пару по некоторым признакам. В русском языке есть два основных признака для таких букв: соотношение по твердости и мягкости и по глухости и звонкости.
По последнему признаку пары образуют [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]. Из них звонкими являются [б], [в], [г], [д], [ж], [з]; глухими [п], [ф], [г], [т], [ш], [с].
На каждое правило есть исключение, поэтому оставшиеся [й], [л], [м], [н], [р] — только звонкие. Аналогично и с всегда глухими звуками [х], [ц], [щ].
С соотношением твердости и мягкости ситуация похожая. Почти все твердые буквы могут иметь «мягкую» пару. Как и в предыдущем случае, под это правило не попадают твердые [ц], [ш], [ж] и мягкие согласные [ч], [щ], [й].
Справка! Чтобы добавить твердому звуку немного мягкости, используется символ ‘. Он же и показывает в транскрипции, что буква, перед которой стоит этот знак, читается мягче. Так [р] превращается в [р’], [л] — в [л’], [с] — в [с’] и так далее.
Парные буквы очень коварны: не всегда понятно, какую выбрать, особенно если это корень слова или последний слог. Поэтому существуют правила, облегчающие задачу. Таблица парных звонких и глухих согласных поможет быстрее понять эти правила.
Парные согласные в корне слова
Буквы в корне слова по звонкости можно разделить на три группы:
- б, в, г, д, ж, з;
- п, ф, к, т, ш, с;
- й, л, м, х, ц, ч, щ.
C последней строкой проще всего — у них нет пары по данному признаку. Первые две группы — звонкие и их глухие пары.
Перед выбором верной буквы в корне слова важно вспомнить, что написание и произношение в русском языке различается, поэтому потребуется проверка.
Проверить, звонкий или глухой согласный в слове, можно следующими способами.
- Выбрать однокоренное слово с гласной после спорной согласной. Например, «молотьба — молотить», «косьба — косить», «сладкий — сладок».
- Если в слове чередующиеся буквы [г]-[ж], [д]-[ж], [ц]-[ч], можно подобрать однокоренное слово с другой согласной: «тяжкий — тяга», «сладкоежка — еда».
В русском языке часто встречаются слова, в которых парные звуки находятся рядом, и возникает путаница. Это связано с тем, что если звонкая согласная стоит перед глухой, то она оглушается: слово «ложка» мы произносим и слышим как «лошка», «мягкий» — как «мяхкий». В обратном случае происходит озвончение: «футбол — фудбол», «сделать — зделать». Знание правил озвончения и оглушения поможет не только грамотно писать, но и говорить на русском языке, с чем тоже нередко возникают ошибки.
Внимание! Но не все согласные в корне можно проверить. Придется запомнить написание следующих слов: август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
Парные согласные в конце слова
В конце слова буквы проверить легче. Для этого существуют два способа:
- Изменить слово так, чтобы после спорной последней буквы стояла гласная: зуб — зубы, медведь — медведи, завод — заводы.
- Подобрать однокоренное слово, в котором сразу после согласной следует [л], [м], [н], [р]: гриб — грибной, круг — круглый.
Полезное видео
youtube.com/embed/8Wa0rDZOTzo» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Конспект логопедического занятия по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1-м классе
Цели.
- Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
- Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать мышление и память.
- Воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование.
- Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
- Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
- Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
- Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
- Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.
Ход занятия
I. Оргмомент
Л. — Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.
II. Повторение
Л. — Какие звуки называются согласными?
Д. — Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.
Л. — Какие бывают согласные звуки?
Д. — Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л. — Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.
— Какой согласный звук называется звонким?
Д.
— Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.Л. — Какой согласный звук называется глухим?
Д. — Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.
Л. — Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Д. — Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.
Л. — Молодцы.
Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.
1. Различение изолированных звуков по звонкости — глухости.
Л. — Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)
З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Л. — Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
На доске камень (Рисунок 2), рядом с ним шест для указателей, указатели с надписями “тропинка” и “дорожка” (Рисунок 3 и Рисунок 3_1) лежат возле камня перевернутые. От камня влево отходит цепочка слогов с глухими согласными, вправо – цепочка слогов со звонкими согласными (по 3-4 слога). Здесь же под камнем коробочка и лукошко с игрушками (можно поставить их на стул у доски, потом его убрать).
Л. — Перед вами два пути Выбирай, куда идти. Где тропинка, где дорожка, Поразмысли ты немножко.
Надо поставить указатели (Рисунок 3).
— Что надо узнать?
Д. — Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.
Л. — Какой первый звук в слове тропинка?
Д. — В слове тропинка первый звук [т] — согласный глухой.
Л. — Значит, тропинка состоит из слогов…
Д. — .. .с глухими согласными.
Л. — Какой первый звук в слове дорожка?
Д. — В слове дорожка первый звук [д] — согласный звонкий.
Л. — Значит, дорожка состоит из слогов…
Д. — .. .со звонкими согласными.
Л. — Кто догадался, где тропинка?
Р. — Вот это — тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.
Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.
В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.
(Далее дети проверяют оставшиеся слоги).
Л. — Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!
Д. — В слоге (ма) согласный звук [м] — он звонкий. ..
(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).
Л. — Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,
давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?
(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)
— Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.
Л. — Какой первый звук в слове Кнопочка?
Д — В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.
Л. — Вот тебе, Кнопочка, наушники — символ глухого звука. (Рисунок 1)
— Какой первый звук в слове Лохматик?
Д. — В этом слове первый звук [л] — согласный звонкий.
Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!
(Логопед читает надпись на камне).
По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.
(Дети читают хором цепочку слогов).
Л. — Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!
На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.
Л. — Какой первый звук в слове полянка?
Д. — В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.
(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).
Л. — На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.
(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).
Д. — Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.
Л. — Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?
Д. — Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.
4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.
Л. — У каждого есть вот такой листок (Рисунки 18, 19, 20, 21, 22, 23). В середине листа — полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.
Л. — Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?
(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).
5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.
Л. — А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.
(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки 24, 25, 26)
— Кто здесь третий лишний?
Д. — Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон — животные.
Л. — Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.
Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку
(звоночек). Скажите, кто теперь лишний?Д. — Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.
(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки 27, 28, 29)
Л. — Кто здесь третий лишний?
Д. — Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ — это растения.
Л. — Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?
(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)
Д. — Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах — глухой.
Л. — Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?
Л. — Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку — Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?
(Логопед проходит с лукошком мимо детей. Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).
А теперь попрощаемся с игрушками.
6. Физкультминутка.
Л. — Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.
Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, —
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.
Л. — А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)
Л. — Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?
(Логопед читает на камне)
Л.
— А пойдете по дорожке —
Может быть, найдете кошку.
Л.
— Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.
Л. — Какой первый звук в слове сказка?
Д. — Первый звук [с], он согласный, глухой.
Л. — Очень Странно. Шли по звонкой дорожке…
(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)
Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.
На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки 30, 31)
Узнали, какая сказка?
Но что это?
Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.
Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.
В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!
Л. — Что случилось в этой сказке?
Д. — Из сказки ушла кошка.
Л. — Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.
7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.
Л. — Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?
Д. — Первый звук [р»], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек — точку.
Л. — Работайте самостоятельно.
Л. — Кто догадался, почему прогнали кошку?
Д. — Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка — на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.
Л. – Но, почему же тогда все плачут?
Д. — Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.
Л. — Как нам кошку вернуть в сказку?
Д. — Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)
Л. — Что изменится?
Д. — Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.
Л. — Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!
После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)
8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.
Л. — Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким — листья объедают.
На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки 33, 34)
Д. — Траву срезают косы, листья объедают козы.
Л. — Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?
Д. — Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы — глухой.
Л. — А чем еще отличаются эти слова?
Д. — У них разные значения.
Л. — Что будет, если звук [з] поменять на [с]?
Д. — Козы превратятся в косы.
Л. — Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:
Жила-была коса с козлятами.
В каком слове ошибка?
Д. — Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.
Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!
Д. — Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.
IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.
ТаблицаМеждународного фонетического алфавита (IPA) в Unicode и XHTML/CSS Таблица
Международного фонетического алфавита (IPA) в Unicode и XHTML/CSSДиаграммная клавиатура IPA
Эта диаграмма IPA состоит из символов Unicode и написана на действительный XHTML/CSS; это программное обеспечение с открытым исходным кодом, выпущенное под лицензией GPL. Чтобы легко копировать/вводить/вводить/вставлять/печатать символы/символы/буквы/глифы и диакритические знаки IPA, найденные в этой диаграмме используйте «Клавиатура Unicode» IPA, который построен на основе этого документа.
Consonants (Pulmonic)
Двугубные | Лабиодентал | Стоматология | Альвеолярный | Постальвеолярный | Ретрофлекс | Небный | Велар | Увуляр | Глоточный | Гортань | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Взрывной | п б | т г | ʈ ɖ | с ɟ | к я | д ɢ | ʔ | ||||
Назальный | м | ɱ | н | ɳ | ɲ | ŋ | ɴ | ||||
Трель | ʙ | р | ʀ | ||||||||
Метчик или клапан | ⱱ | ɾ | ɽ | ||||||||
Фрикативный | ɸ β | ф в | θ ð | с г | ʃ ʒ | ʂ ʐ | ç ʝ | Икс ɣ | х ʁ | час ʕ | час ɦ |
Боковой фрикативный | ɬ ɮ | ||||||||||
Приблизительно | ʋ | ɹ | ɻ | Дж | ɰ | ||||||
Боковая аппроксимация | л | ɭ | ʎ | ʟ |
Если символы появляются парами, один справа представляет звонкий согласный. Заштрихованные области обозначают оцениваемые артикуляции. невозможно.
Согласные (нелегочные)
Клики | Звонкие имплозивы | Выбросы | |||
---|---|---|---|---|---|
Ø | Двугубные | ɓ | Двугубные | ʼ | Примеры: |
ǀ | Стоматология | и | Стоматологический/альвеолярный | стр. | Билабал |
ǃ | (Пост)альвеолярный | ʄ | Небный | т’ | Стоматологический/альвеолярный |
ǂ | Небно-альвеолярный | ɠ | Велар | к’ | Велар |
ǁ | Альвеолярный боковой | ʛ | Увуляр | с’ | Альвеолярный фрикативный |
Гласные
Передние Центральный Назад Закрывать Close-mid Open-mid Открыть
я у ɨ ʉ ɯ и
ɪ ʏ ʊ
е ø ɘ ɵ ɤ о
ə
ɛ œ ɜ ɞ ʌ ɔ
æ ɐ
а ɶ ɑ ɒ
Там, где символы появляются парами, правый символ представляет собой закругленную гласную.
Другие символы
ʍ | Глухой губно-велярный фрикативный звук | и | ʑ | Альвеоло-небные фрикативные звуки |
---|---|---|---|---|
с | Звонкий губно-велярный аппроксимант | и | Боковой альвеолярный лоскут | |
ɥ | Звонкий губно-небный аппроксимант | ɧ | Одновременно ʃ и x | |
ʜ | Глухой надгортанный фрикативный звук | кп ц ◌͡◌ ◌͜◌ Аффрикаты и двойные артикуляции может быть представлен двумя символами при необходимости соединяются стяжкой. | ||
ʢ | Звонкий надгортанный фрикативный звук | |||
Взрывной надгортанник |
Супрасегментарные
ˈ | Первичное напряжение | |
---|---|---|
~ | Вторичное напряжение | |
ˌfoʊnəˈtɪʃən | ||
ː | Длинный | eː |
ˑ | Полудлинный | eˑ |
◌̆ | Очень короткий | — |
| | Малая (ножная) группа | |
‖ | Мажорная (интонационная) группа | |
. | Разрыв слога | ɹi.ækt |
‿ | Связывание (отсутствие разрыва) |
Диакритические знаки
Диакритические знаки могут быть размещены над символом с выносным элементом, например. ŋ̊
◌̥ | Безмолвный | № | д̥ | ◌̤ | Хриплый звонкий | б̤ | и | ◌̪ | Стоматология | т̪ | д̪ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
◌̬ | Звонкий | с̬ | т̬ | ◌̰ | Скрипучий звонкий | б̰ | и | ◌̺ | Верхушечный | т̺ | д̺ | ||||
ʰ | Аспиратор | тʰ | дʰ | ◌̼ | Языкознание | т̼ | д̼ | ◌̻ | Ламинал | т̻ | д̻ | ||||
◌̹ | Более округлый | ɔ̹ | ʷ | Лабализованный | тʷ | д’ | ◌̃ | Назальный | и | ||||||
◌̜ | Менее округлый | ɔ̜ | ʲ | Палатализованный | тʲ | дʲ | ⁿ | Носовой выпуск | дⁿ | ||||||
◌̟ | Расширенный | и | ˠ | Веларизованный | тˠ | дˠ | ~ | Боковой выпуск | дˡ | ||||||
◌̠ | Втянут | и | ˤ | Фарингализованный | тˤ | дˤ | ◌̚ | Нет звукового релиза | д̚ | ||||||
◌̈ | Централизованный | — | ◌̴ | Веляризованный или фарингеализированный | и | ||||||||||
◌̽ | Средне-централизованный | e̽ | ◌̝ | Поднятый | e̝ | (ɹ̝ = звонкий альвеолярный фрикативный звук) | |||||||||
◌̩ | Слоговый | № | ◌̞ | Опущенный | и ̞ | (β̞ = звонкий двугубный аппроксимант) | |||||||||
◌̯ | Несложный | и | ◌̘ | Расширенный корень языка | e̘ | ||||||||||
˞ | Ротичность | и | — | ◌̙ | Втянутый корень языка | и | УровеньКонтур | ||||||||
e̋ | или | ˥ | Сверхвысокий | и | или | ˩˥ | Восхождение | ||||||||
и | ˦ | Высокий | ê | ˥˩ | Падение | ||||||||||
— | ˧ | Середина | и | ˦˥ | Высокий рост | ||||||||||
и | ˨ | Низкий | e᷅ | ~ | Низкий рост | ||||||||||
— | ˩ | Сверхнизкий | или | ˧˦˧ | Рост-падение | ||||||||||
↓ | Нижняя ступенька | ↗ | Глобальный подъем | ||||||||||||
↑ | Уступ | ↘ | Глобальное падение |
Фонология
Введение
Фонология языка стремится к простоте. В нем девять согласных и пять гласных, а слоги могут быть только в форме (C)V(n), то есть необязательный согласный, гласный и необязательный n.
Согласные
Согласные: m (как в m ap), n (как в n ice), p (как в s p an), t (как в s t one), k (как в s t one), k (как в s p an), in s k in), s (как s it), l (как l eft), j (как y es) и w (как w e).
Гласные
Гласные i (как в happ y ), e (как в dr e ss), a (как в tr a p), o (как в g 4 o 90) и ты (например, б оо т).
Обратите внимание, что слова, данные для описания произношения, могут не соответствовать вашему диалекту. См. следующий раздел или перейдите по ссылкам.
Международный фонетический алфавит
Все буквы произносятся как в Международном фонетическом алфавите; есть место для аллофонии:
⟨m⟩ — звонкий двухгубный носовой упор /m/
⟨n⟩ — звонкий альвеолярный носовой стоп /n/. Возможные аллофоны: зубной [n̪] или постальвеолярный [n̠]. Кроме того, перед /p/ или /w/ может быть [m], а перед /k/ и /j/ может быть [ŋ]
⟨p⟩ — глухой двугубный стоп /p/. Возможные аллофоны: придыхательный [pʰ] или звонкий [b]
⟨t⟩ — глухой альвеолярный стоп /t/. Возможные аллофоны: придыхательный [tʰ] или звонкий [d]
⟨k⟩ — глухой велярный стоп /k/. Возможные аллофоны: придыхательный [kʰ] или звонкий [g]
⟨s⟩ — глухой альвеолярный шипящий /s/.