Кто сыграл фросю бурлакову: Фрося Бурлакова — актриса: биография

ЕКАТЕРИНА САВИНОВА — ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ — LiveJournal

Екатерина Федоровна Савинова известна большинству зрителей по фильму «Приходите завтра», где она сыграла главную героиню Фросю Бурлакову. Впоследствии это имя стало нарицательным. Добрая, наивная, талантливая девушка из провинции. Картина во многом автобиографична. Автор сценария – Евгений Ташков, муж Е. Савиновой, писал сценарий специально для нее. Но это не первая картина. На тот момент Савиновой 36 лет. 

Родилась Екатерина Савинова в селе Ельцовка Алтайского края, кроме нее у родителей было еще 3 детей. После школы Екатерина Федоровна поехала в Москву, учиться на артистку. Как и в фильме опоздала к экзаменам, проучилась полгода в Землеустроительном институте, потом поступила во ВГИК, но через полгода была отчислена. Руководитель курса Василий Ванин объяснил это тем, что она хорошая актриса для театра, но не для кино. Но Савинова не сдавалась. И позже поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.  

Ее первая работа – роль в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки». В это время Е. Савинова еще училась во ВГИКе. Ей было 23 года. Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди, жизнь только начиналась.
Кинематограф был ее единственной мечтой. Савинова – очень цельный человек. Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом в три с половиной октавы, она все-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы. 

В отсутствии предложений от режиссеров, она поступит в институт имени Гнесиных и закончит его с отличием. Но еще во время учебы она получит два предложения – выступление на сцене Большого театра и поездки по стране с оркестром. Она откажется… 

В кино ей будут предлагать главные роли, делать пробы, утверждать, но потом в последний момент вдруг отказывать, смущенно извиняясь. Причина — черный список, куда Савинова попала после пощечины, которую она дала Ивану Пырьеву за домогательства режиссера к молодой студентке.  

Пырьев в те годы обладает реальной властью, он глава «Мосфильма» и председатель оргкомитета Союза кинематографистов СССР. 

Список картин, в которых она снялась, значительный, но в основном это роли эпизодические – продавщица апельсинов в «Зигзаг удачи», активистка в «Медовом месяце» и тп. Были и главные, но эти фильмы мало кто помнит — «Таинственная находка», «В один прекрасный день», «Тень у пирса». 

Екатерина Савинова сама придумывала свои роли, помогала режиссерам своими находками, жизненными наблюдениями. Она обладала уникальным талантом – замечать и запоминать увиденные жизненные ситуации, потом в перерывах режиссерской работы ее мужа, они вместе будут ездить с концертами, и она со сцены будет рассказывать замеченные ею случаи. 

На съемках «Приходите завтра» она заболеет. Скажется, вероятно, нервное напряжение нескольких лет, невостребованность, нереализованность ее огромного таланта, постоянные отказы режиссеров. Фильм «Приходите завтра» будет сниматься на Одесской киностудии, подальше от высокого начальства, в очень напряженном режиме – 31 съемочный день за 30 календарных. О том, что у актрисы температура 37 с небольшим держится уже несколько месяцев, станет известно не сразу. Врачи долго не смогут поставить диагноз, перенаправляя ее друг к другу. А в это время заболевание будет развиваться, основной удар придется на нервную систему, как самое слабое место в организме. В общей сложности она проболеет 9 лет, до конца жизни. По 2-4 месяца в году она будет находиться в больницах. Периодически ей будет казаться, что она полностью выздоровела, но болезнь будет возвращаться снова. Екатерина Федоровна будет то писать заявление об увольнении, то о приеме на работу обратно в театр.
В 1970 году она оставит два письма — мужу и сыну и уедет в Новосибирск, к сестре. Там ее жизнь трагически оборвется под колесами поезда. 

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком.»
Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова. 

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)» тиражом всего 210 экземпляров.В этой книге впервые в России опубликованы литературные опыты знаменитой актрисы, которые многие годы лежали в фондах ГМИЛИКА.
На телевидении о жизни и творчестве актрисы вышло несколько передач – «Трагедия Фроси Бурлаковой» на ОРТ, «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Как уходили кумиры» на ДТВ. 
Похоронили Е. Ф. Савинову в г. Новосибирске на Клещихинском кладбище. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 г. могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища. На могиле установили новое надгробие. Лучше поздно, чем никогда!

САЙТ ПАМЯТИ АКТРИСЫ
http://savinova-ekaterina.narod.ru/

ИНТЕРВЬЮ ЕВГЕНИЯ ТАШКОВА
Впервые увидев на экране Фросю Бурлакову, я буквально влюбилась в героиню фильма «Приходите завтра». Захотелось узнать, в каких еще фильмах снялась Екатерина САВИНОВА. Увы, их оказалось до обидного мало…
О трагической судьбе актрисы рассказывает муж Екатерины Савиновой, известный кинорежиссер Евгений ТАШКОВ.
Бог дал ей много талантов
— ЕВГЕНИЙ Иванович, кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки», где она сыграла роль белокурой, жизнерадостной озорницы Любочки. Затем наступило долгое затишье. Почему?
— В те годы в СССР снимали лишь восемь картин в год. Катю часто приглашали на пробы, но утверждали на роли других актрис. Катю это травмировало, она часто плакала…
— Ее называли «наша Има Сумак», в знак восхищения необыкновенными вокальными данными…
— У Кати был замечательный голос — три с половиной октавы. Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на четвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно — в Большой театр, другое — на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того ни другого. Говорю: «Катенька, подумай!» А она: «Сегодня мы с Александрой Дмитриевной (Кильчевской) два с половиной часа занимались. Голос так хорошо звучал…» Вот так! При чем тут Большой театр? К чему оркестр? Катя получала удовольствие от самого процесса репетиций.
— Она могла стать великой певицей, выдающейся комической, а может быть, даже драматической или трагической актрисой. Но этого, к сожалению, не произошло.
— Бог дал ей много талантов. Куда «вписаться», не обрубив при этом ни один из них? Этот вопрос возникал и в Гнесинском институте. Какой у нее голос: контральто? Меццо-сопрано? Лирическое сопрано? Драматическое? А может, колоратурное? Ограничение ее творческих возможностей, разделение на амплуа было настоящей драмой. Это в полной мере относится и к кино, и к театру.
Проза жизни и поэзия души
— КАТЯ была невероятно добрым, светлым и отзывчивым человеком. Обладала неистребимой фантазией и необычайной работоспособностью. Характер у нее был удивительный: простой, доверчивый. Когда она жила в общежитии, бывало, ее разыгрывали: «Катя, позвони, узнай, сколько времени». Она набирала номер, слушала автоответчик и говорила: «Что же это такое! Бросают трубку! Не успеваю сказать «спасибо!». Она обладала необыкновенным даром располагать к себе людей.
— Этим она, наверное, и вас покорила?
— Мы с Катей учились на одном курсе, дружили… А предложение я ей сделал через восемь месяцев после окончания ВГИКа. Ее реакция была немного странной, она расплакалась. Почему? Об этом я могу только догадываться. Может быть, она вообще не хотела выходить замуж, а мечтала посвятить всю свою жизнь кино, театру, пению?
— И все же она приняла предложение. Как складывалась ваша семейная жизнь?
— Год мы жили в Скатертном переулке, на третьем этаже двухэтажного здания в маленькой двухкомнатной квартирке, практически на чердаке. Борис Бибиков, руководитель нашего курса, приходя к нам в гости, вынужден был снимать и одевать пальто в полусогнутом состоянии. При этом он обязательно пачкал о потолок рукава — так там было тесно. В 1952 году мы стали играть в Театре киноактера, и нам выделили комнату в коммуналке. А в 1957 году у нас родился сын Андрей. Катя была хорошей матерью и прекрасной хозяйкой: если бралась за уборку или готовку, то делала это с блеском, но душой витала где-то над бытом.
— Как же на одном семейном пространстве уживались проза жизни и поэзия души?
— Мы с Катей скорее были не мужем и женой, а хорошими товарищами. И у нее и у меня на первом месте стояла профессия, а потом уже все остальное. Родственными были и наши взгляды на мир, жизненные ценности. Например, отношение к искусству. Мы учились у замечательных педагогов — Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В свое время Ольга Ивановна играла с Константином Сергеевичем Станиславским. Школа Станиславского предполагает такую этику: не я в искусстве, а искусство — во мне, что наши преподаватели и стремились передать нам, своим студентам.
Это явление
НЕСМОТРЯ на огромный потенциал Екатерины Савиновой, театр тоже не баловал ее ролями. Защитив в 1950 году дипломный спектакль «Там, где не было затемнения» на «отлично», более 10 лет она играла лишь проходные роли. Приступая к новой роли, Катя погружалась в нее настолько, что могло показаться — ни на что другое она не способна. Невероятное заблуждение! В спектакле «Там, где не было затемнения» она играла старуху Гурьяновну, мать взрослых детей. И многие всерьез говорили, что ей на роду написано всю жизнь только таких старух и играть. Это в двадцать один-то год?! Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами. А когда выходила из гримерной, я ловил себя на том, что разговариваю уже не с Катей. Гурьяновна брала верх и поворачивала разговор в свое русло. За те два с половиной года, что шел спектакль в Театре киноактера, ни одна актриса, даже в возрасте, не попыталась примерить на себя эту роль, потому что не могла соответствовать той глубине и поразительной парадоксальности поведения, которая отличала ее Гурьяновну.
Когда в Театр киноактера пришел Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу «Бедность не порок», он поручил Кате роль первой гостьи — властной старухи. Несмотря на то что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришел в Малый театр и сказал: «Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!» Катя была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной…
Потом специально «на Катю» Алексей Дикий решил поставить «Грозу». Репетируя Кабаниху, Катя на глазах стала меняться. Что-то незнакомое появилось в лице, чуть опустились уголки рта… Не знаю, к чему бы в конце концов привело столь глубинное постижение роли, но месяца через три после начала репетиций по неизвестным мне причинам «Грозу» закрыли.
«Дуракам полработы не показывают»
— ФРОСЯ Бурлакова — единственная большая роль в кино Екатерины Савиновой. Правда, что сценарий фильма «Приходите завтра» вы написали специально для своей жены?
— Да, он писался для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии. Младшая дочь в многодетной семье колхозников из села Ельцовка Алтайского края, окончив школу, отправилась в Москву учиться на артистку. Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курсы Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал Кате, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для нее.
— И оказался не прав…
— Позднее Катя поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трех тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. После выхода кинофильма «Приходите завтра» на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!
А вскоре Кате было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
— Я слышала, что предпрокатная судьба у фильма была не из легких.
— Когда было снято 800 метров — почти треть картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой — известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: «Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!» Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съемки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: «Дуракам полработы не показывают».
Когда съемки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Почему? Потому что скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда «официальным» скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, — Николай Васильевич…
Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств все-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры, спрашивали: «Какой сегодня фильм?» А им отвечали: «Приходите завтра». Они вновь: «Ну, а сегодня-то какой?». В общем, и грустно и смешно.
Мне повезло, что я четверть века был с ней
— Судьба Фроси Бурлаковой сложилась удачно, чего не скажешь о судьбе Екатерины Савиновой…
— В сентябре 1961 года обнаружилось, что Катя серьезно больна. Все началось с температуры: каждый день 37,4. Когда я узнал, Катя призналась: «Да у меня уже месяца три-четыре она держится». Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Приглашаем психиатров: «Это не наш пациент. Нужен невропатолог». Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашел у нее бруцеллез. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание — шизофрению.
— Откуда у Савиновой взялся бруцеллез?
— Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллез. Период его созревания в организме — восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съемок кинофильма «Приходите завтра» за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съемочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съемки отложили на год. Кстати, когда врачи посмотрели фильм, сказали: «Мы точно знаем, где она больна, а где здорова». И ни разу не угадали. Попали пальцем в небо. Думали: там, где она разухабистая, веселая, — это до болезни. Оказалось, совсем наоборот.
В общей сложности Катя болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках мы ездили на гастроли, давали концерты — надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вел я, второе — она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела…
Весной 1970 года Катя поехала в Новосибирск навестить сестру. Оставила два письма: мне и сыну. Теперь-то я понимаю, что она поехала погибать. Наверное, ей не хотелось, чтобы это случилось на глазах у сына. Несмотря на то что Катя до последнего сохраняла ясный ум, болезнь не оставляла ее. Как-то она пожаловалась, что все ее тело охвачено огненными кольцами. Она все чаще спрашивала: «Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь?»
«…На чем я остановилась? На том, что не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мучением, что все мы созданы затем, чтобы мучиться, и что все мы знаем это, но все придумываем средства, как бы обмануть себя. А когда видишь правду, что же делать? Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше нечего?» Этот монолог Анны Карениной Савинова читала на вступительных экзаменах перед приемной комиссией. И так же, как ее любимая героиня, она ушла из жизни.
Е. Савинова с мужем и сыном— В апреле 1970-го Катя бросилась на рельсы, угодив под движущийся поезд. Ей было всего 43. Думаю, это мы, близкие, и врачи загубили ее. Лечили не так и не тем.
В 1973 году я прочитал книгу «Проблемы лечебного голодания» Юрия Николаева. Оказывается, Катю можно было вылечить где-то за 28 дней. Увы…
Она была уникальным человеком. Мне повезло, что я четверть века находился рядом с ней. 
http://gazeta.aif.ru/

Фильмография:
1. Кубанские казаки — 1949 — Любочка
2. Сельский врач — 1951
3. Степные зори — 1952
4. Алёша Птицын вырабатывает характер — 1953 — продавщица мороженого
5. Таинственная находка — 1953
6. Чук и Гек — 1953
7. Большая семья — 1954 — Дуняша Журбина
8. Дети партизана — 1954 — старуха
9. В один прекрасный день — 1955 — Екатерина Воропай
10. Тень у пирса — 1955 — Клава Шубина
11. Медовый месяц — 1956 — Зоя
12. Человек с планеты Земля — 1958
13. Косолапый друг — 1959
14. Колыбельная — 1960 — Ольга
15. Месть — 1960
16. Приходите завтра — 1963 — Фрося Бурлакова
17. Женитьба Бальзаминова — 1964 — Матрёна
18. Ко мне, Мухтар! — 1964
19. Дорога к морю — 1965
20. Жажда над ручьём — 1968
21. Зигзаг удачи — 1968 — продавщица апельсинов
22. Расплата — 1970

Знаменитая Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» актриса Екатерина Савинова покончила с собой, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во ВГИК, — бросилась под проходящий поезд

«Бульвар Гордона», № 17 (261) 2010, апрель

27 Апреля, 2010

Жизнь прожить — не поле перейти

Людмила ГРАБЕНКО. Специально для «Бульвар Гордона» 30 Апреля, 2010 00:00

40 лет назад, 25 апреля 1970 года известная советская актриса свела счеты с жизнью.

История театра и кино знает множество трагических актерских биографий, но даже в этом скорбном ряду Екатерина Савинова стоит особняком. Насколько добра была к актрисе природа, одарившая ее множеством талантов, настолько же сурово обошлась с ней судьба, отняв не только возможность эти таланты реализовать, но и способность адекватно оценивать окружающую действительность, а затем лишив ее и жизни. На счету актрисы, которая могла бы блистать в культовых фильмах, несколько ярких эпизодов и всего одна главная роль — Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра», которую снял ее муж, кинорежиссер Евгений Ташков.

«ИЗ ВГИКА КАТЯ БЫЛА ОТЧИСЛЕНА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ АКТЕРСКИХ ДАННЫХ»

— Евгений Иванович, насколько совпадают истории главной героини картины «Приходите завтра» и самой Екатерины Савиновой?

— Сценарий мы писали вместе, поэтому там много моментов и из ее биографии, и из моей. Точно так же, как Фрося Бурлакова, Катя приехала поступать в Москву из глубинки (только жила ее семья не на пасеке, а в деревне) и точно так же опоздала — экзамены к тому времени уже закончились.

Простодушная, наивная, добрая и энергичная Фрося принесла Савиновой всесоюзную известность. 18-летнюю героиню актриса сыграла в 34 года, 1963 год

В отличие от ее героини у Кати не было родственников в Москве, и она, чтобы не терять время, поступила в землеустроительный институт.

Зимой того же года дополнительный курс во ВГИКе набирал Василий Васильевич Ванин. Катя поступила к нему, но вскоре была отчислена — из-за отсутствия актерских данных. Она не сдалась и на следующее лето снова поступила, на этот раз — на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. После ВГИКа, как и Фрося, училась в Музыкальном институте имени Гнесиных — у нее же голос был уникальный, в три с половиной октавы.

Из своей жизни я тоже описал там пару эпизодов. Уже после окончания института нам с Катей дали квартиру. Однажды, когда я был дома один, вдруг услышал страшный грохот. Даже сначала не понял, что происходит, но потом сообразил: стучат в дверь. Оказалось, приехала моя племянница из провинции. «Зачем ты стучишь? — спрашиваю. — Звонок же есть!». Оказалось, что она о существовании таких устройств даже не подозревала. Говорила гостья так же громко, как и Фрося. Дело в том, что у себя в городке она работала кондуктором в трамвае: там всегда шумно, колеса стучат, вот и привыкла.

Кстати, когда мы уже выбирали натуру для картины, ездили в Киев. Там побывали в гостях у одного скульптора. У него я впервые увидел, как делается скульптура: в мастерской на постаменте стояла только одна нога, а все остальное — каркас из проволоки, на котором постепенно появлялись части тела. Там же я увидел, что скульпторы сначала лепят маленькие модели, из которых впоследствии изготавливают большие. Все эти детали потом вошли в картину.

— А самые яркие моменты фильма — «мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» — из чьей биографии?

— Это Катя придумала. У нее было удивительное умение подмечать смешные детали в повседневной жизни.

— Картина в одночасье сделала вашу жену знаменитой. Как она относилась к своей известности?

«Слава, известность, популярность —
все это не имеет к Кате никакого
отношения. Для нее на первом
месте было удовольствие,
которое она от работы получала»

— Слава, известность, популярность — все эти понятия не имеют к Кате никакого отношения. Для нее всегда на первом месте было дело, точнее, то удовольствие, которое она от работы получала и которое делало ее счастливой. После Института имени Гнесиных ей сделали два предложения, одно другого лучше: петь в Большом театре или выступать на эстраде, причем ей обещали предоставить для этого ансамбль. Она могла бы с успехом гастролировать по всей стране, но отказалась и от того, и от другого. Ей нравилось петь просто так, от полноты чувств, как поют птицы, а они ведь не выступают на сцене. Помню, как-то она пришла из Гнесинки и мечтательно мне говорит: «Знаешь, я сегодня пела два часа подряд — так хорошо голос звучал!».

— Как вы познакомились со своей будущей женой?

— Мы во ВГИКе попали на один курс. Оба из деревни — она из Ельцовки в Алтайском крае, я из Быково Волгоградской области, поэтому жили в общежитии в Зачатьевском переулке. Когда меня накануне занятий направили туда из деканата, свободных мест в мужских комнатах не было.

И комендант предложил мне переночевать в девичьей комнате, где была одна незанятая кровать: «Они приютят тебя на одну ночь, а завтра что-нибудь придумаем!». Делать нечего, пошел я туда.

Евгений Ташков: «Как-то Катя мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам…»

В комнате никого не было, я переоделся, лег и сразу отвернулся к стене, чтобы не смущать девочек. Вскоре они пришли, начали разговаривать, но я старался не прислушиваться — мне было неудобно, что я вторгся в их маленький мир. А потом вошла девушка с удивительно звучным, красивым голосом — я такого до этого никогда не слышал. Мне так хотелось повернуться и посмотреть, кому он принадлежит, но я не осмелился.

Обладательницу замечательного голоса вычислил только утром и не разочаровался: оказалось, что он принадлежит очень красивой девушке — светловолосой, ясноглазой. Когда 1 сентября мы пришли в институт, я узнал ее имя — Катя Савинова. .. Уже в конце первого курса мы вместе играли в курсовой работе — это была постановка пьесы «Лена», где у Кати была главная роль. И как-то постепенно между нами возникла симпатия.

— Вы красиво ухаживали?

— Совсем не ухаживал. Это городские умеют, а мы с ней деревенские. Просто общались, старались друг друга подкормить (в то время оба были очень бедными, жили впроголодь, поэтому такое проявление заботы много значило), обменивались копеечными подарками — в общем, дружили. Причем достаточно долго.

— Как же вы «другу» предложение делали?

— Да так, без особого официоза. Это было уже после того, как мы окончили ВГИК. В ответ на мои слова Катя почему-то расплакалась…

— Она была домашней женщиной — любила заниматься хозяйством?

— Вот уж чем Кате категорически противопоказано было заниматься! Понимаете, она жила в мире своих творческих фантазий, думала о ролях — как о тех, которые репетировала или играла, так и о тех, которые только мечтала сыграть.

Мне часто казалось, что рядом находилось только ее тело, а душа в это время витала где-то далеко-далеко.

Но когда запустение в доме приобретало совсем уж катастрофический характер, Катя забывала обо всем, набрасывалась на работу и делала ее так тщательно, что, как правило, ни к чему хорошему это не приводило.

«ПУДОВКИН ПОЗВОНИЛ И СКАЗАЛ: «МНЕ ЗАПРЕЩАЮТ ТЕБЯ СНИМАТЬ»

— Какую роль в жизни Екатерины Федоровны сыграл Пырьев?

— Самую роковую — он сломал ее актерскую судьбу. Катю часто приглашали на пробы, режиссерам она очень нравилась, но в результате утверждали, как правило, других актрис. Если бы вы знали, сколько замечательных ролей ей не досталось!

Так, именно Катя должна была играть Марютку в «Сорок первом», за которую Изольда Извицкая получила впоследствии много наград.

С Георгием Вициным в картине «Женитьба Бальзаминова», 1964 год

Чухрай уже утвердил Катю, но в последний момент под нажимом руководства отказался от ее участия. То же самое произошло и с Пудовкиным, который утвердил ее на главную роль в своей картине «Возвращение Василия Бортникова» (кстати, героиню там тоже зовут Фрося). Потом он позвонил и сказал: «Понимаешь, тут такая история… В общем, мне запрещают тебя снимать».

После каждого такого случая она плакала, потом успокаивалась и начинала ждать нового приглашения — верила, что однажды ей все-таки дадут главную роль. Потом уже мы узнали, что на «Мосфильме» была негласная директива: Савинову не снимать!

— За что он так мстил ей?

— Свою первую в жизни роль в кино Катя сыграла у Ивана Пырьева — когда она была на последнем курсе ВГИКа, он предложил ей сыграть Любочку в своей картине «Кубанские казаки». Роль была небольшой, но зрители Катю — юную, улыбчивую, с очаровательными ямочками на щеках — запомнили.

Естественно, что Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест.

С мужем Евгением и сыном Андреем. «Катя была человеком редкой доброты, я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше никогда не видел»

— Неужели ничего нельзя было поделать?

— К сожалению, нет. На киностудии Пырьев был царь и бог, никто не смел его ослушаться. Жаль, она ведь была уникальной актрисой. Наш педагог во ВГИКе Борис Владимирович Дикий уверял, что в жизни его поразили до глубины души всего два человека — Константин Сергеевич Станиславский и Катя, а ему было с кем сравнивать…

Катя обладала очень важным для актрисы качеством — она умела наблюдать. Приезжая из киноэкспедиций, по три-четыре часа могла рассказывать в лицах, очень подробно и смешно, о том, что видела, каких людей встречала. Герои ее наблюдений вставали передо мной как живые.

Вы, например, знаете, что 18-летнюю Фросю Бурлакову она играла в 34 года? К тому же озвучивала в картине не только себя, но и пожилую актрису, игравшую домработницу.

Когда в спектакле Театра-студии киноактера «Бедность не порок» Катя играла эпизодическую роль первой гостьи, знаменитый режиссер Алексей Денисович Дикий советовал актерам Малого театра сходить и посмотреть эту ее работу. Потом Дикий начал репетиции «Грозы» и пригласил Катю на роль Кабанихи, но после трех месяцев репетиций спектакль закрыли. Думаю, ее Кабаниха прогремела бы на всю Москву.

Кате вообще удавались роли пожилых людей, она выглядела в них на удивление достоверно. И это — при минимуме грима. В нашем дипломном спектакле «Там, где не было затемнения» Катя играла старуху Гурьяновну. Причем не делала со своей внешностью ничего особенного, только немного белила волосы. Но когда выходила из гримерки, я уже не знал, с кем разговариваю — с Катей или с Гурьяновной. А когда она репетировала Кабаниху, у нее уже с утра начинали скорбно опускаться уголки рта… К сожалению, моя жена очень мало успела сыграть.

Сын Савиновой Андрей Ташков — популярный киноактер, заслуженный артист России («Дети Ванюшина», «Сыщик», «Евлампия Романова-2»)

— Приходилось слышать мнение, что именно из-за Пырьева Екатерина Федоровна, в конце концов, и заболела — дескать, это он упек ее в сумасшедший дом.

— К болезни Кати он не имел никакого отношения. На съемках картины Герасимова «Сельский врач» в Крыму она купила на рынке банку парного молока, которое очень любила. Как потом оказалось, оно было заражено бруцеллезом. Катя заболела, но долго не могла понять, что с ней.

На съемках «Приходите завтра» у нас был очень напряженный график — за 30 дней планировалась 31 смена. Я смотрю: что такое, у нее каждый день температура 37,4! «Что случилось?» — спрашиваю. Отвечает: «Да у меня уже шесть месяцев держится такая температура». — «Почему же ты молчишь, — возмутился я, — нужно же что-то делать?!». Но она только плечами пожала: «Да я уже и привыкла…».

В этом была вся Катя — удивительной скромности человек. Больше всего на свете она боялась кого-то побеспокоить, доставить кому-то неудобства, отвлечь от дел. Со своими проблемами старалась справляться сама, а если это не удавалось, то просто не обращала на них внимания.

Я настоял на обследовании, но врачи долго не могли поставить диагноз. Они отсылали нас друг к другу, пока, наконец, один профессор из Одессы не сказал, что у Кати нужно искать инфекционное заболевание. Бруцеллез — заболевание хитрое и действует избирательно: попадая в организм, оседает в наиболее уязвимом месте. У кого-то поражает печень, у кого-то сердце, а у Кати пострадала нервная система.

«ХОДИЛИ СЛУХИ, ЧТО КАТЕ ТАКОЙ СПОСОБ САМОУБИЙСТВА ПОДСКАЗАЛИ «ГОЛОСА»

— Как проявлялась ее болезнь?

— После успеха «Приходите завтра» мы с ней начали ездить по стране с концертами, зарабатывать деньги. Первое отделение вел я — рассказывал о съемках, второе — она. Потом Катя говорила: «А сейчас я вам немного спою», и получалось, что у концерта не два, а три отделения. И вот во время этих поездок я стал замечать, что жена ведет себя странно. Например, она всерьез утверждала, что слышит какие-то потусторонние голоса, будучи одна в комнате, сама с кем-то разговаривала.

Царь и бог «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины Савиновой. Именно он поставил крест на ее кинокарьере

Катя была человеком редкой доброты — я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше в своей жизни не встречал. Она очень любила беседовать с пожилыми людьми и, если видела, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помогала — могла, например, с себя что-нибудь снять и отдать. Но когда она заболела, эта ее черта переросла в какую-то манию — Катя готова была вынести из дома и раздать всю свою одежду.

— Неужели вашей жене ничем нельзя было помочь?

— Она подолгу лечилась — лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком, но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все длиннее, а периоды просветления — все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у Кати, нет.

Уже после Катиной смерти мне сказали, что в Институте имени Ганнушкина работал врач-новатор Юрий Николаев, которому при помощи голодания всего за месяц удавалось излечить таких больных. Я даже брошюрку читал с описанием его врачебного метода, но Кати к тому времени уже не было в живых.

— В минуты просветления она понимала, что с ней происходит?

— Конечно, понимала и очень из-за этого страдала. Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения.

«Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, Екатерина и похоронена. Ей было всего 43 года…»

— То есть никаких предчувствий у вас не было?

— Так ведь она и повода для них не давала. Когда Катя уезжала в Новосибирск, к сестре, у меня как раз заканчивались съемки «Адъютанта его превосходительства». Так она очень интересовалась, как обстоят дела, — несколько раз звонила, спрашивала, закончили ли мы работу. Ничего в наших разговорах не наводило на мысль о ее критическом состоянии, наоборот, она казалась спокойной, здраво рассуждала. И потом вдруг это страшное известие…

— Что же произошло 25 апреля 1970 года в Новосибирске?

— Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *