что делать родителям? Советы психолога
Взрослея, человек проходит через возрастные кризисы — в детстве, молодости, зрелости. Переходные периоды неизбежны: благодаря им происходит становление характера. В этой статье мы рассказываем о кризисе 5 лет у ребенка. Как его преодолеть?
Этапы психологического взросления ребенка
Поведение малыша напрямую зависит от уровня развития мозга. В раннем детстве формируются нейронные связи, которые в будущем определят основные навыки человека: речь, моторику, память, реакцию. В младенчестве мы познаем окружающий мир, учимся взаимодействовать с живыми существами и предметами.
Рассмотрим главные этапы взросления, о которых должны знать родители.
- Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Наиболее активный период. 12 месяцев новорожденный учится понимать простую речь, назначение предметов. Ребенок стоит, ходит, пытается выговаривать первые слова. Закладывается фундамент дальнейшего развития личности.
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок зависит от папы с мамой, но стремится к самостоятельности, обретению собственного «я». Устанавливает причинно-следственные связи между вещами. Появляется заметная тяга к общению с другими детьми. Период заканчивается кризисом трехлетнего возраста: доминирующей фразой в речи становится «Я сам!», малыш устраивает истерики, манипулирует, получает желаемое любой ценой. Главная цель — обретение личного пространства, установка границ.
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Большой отрезок детства. Круг общения ребенка расширяется: родственники, друзья, воспитатели, случайные знакомые. Игра становится основным видом деятельности. С ее помощью определяются социальные роли, убеждения, взгляды. Возникает кризис пятилетнего возраста, о котором мы расскажем подробнее.
- Младший школьный возраст (7-12 лет). Важную роль играет учеба. Дети нарабатывают социальный статус, определяют сферу интересов. Происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.
- Подростковый период. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание сопровождается бунтом, отказом от старых принципов. Человек разрабатывает новую систему суждений и взрослеет.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?
В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Детские наблюдения в этом возрасте поражают взрослых неординарностью и глубиной. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.
Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.
Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями. Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.
Почему наступает кризис в 5 лет?
Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.
Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.
Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью для родителей, это не навсегда.
Сколько может длиться кризис?
Продолжительность кризиса нельзя определить заранее: она зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка, реакции взрослых, атмосферы в семье. Переходный период не начинается строго в 5 лет — иногда чуть раньше или позже. Как правило, он длится от 1 месяца до 1 года.
Кризис пятилетнего возраста порой проходит легко: родители даже не замечают изменений в поведении малыша. Каждый случай индивидуален, и ваша задача — подготовиться к возможным трудностям, следовать советам педиатров и психологов.
Признаки начала кризиса
Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.
- Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
- Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
- Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
- Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
- Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
- Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)
Плюсы кризиса 5 лет
Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.
Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.
Будет полезна физическая активность — спорт, командные игры, долгие прогулки. Если малыш растет спокойным и замкнутым, самое время раскрыть творческий потенциал с помощью развивающих кружков.
Изменения после кризиса
После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.
Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).
Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.
Советы доктора Комаровского
Что рекомендует делать с неуправляемыми детьми врач-педиатр Е. О. Комаровский?
- Реагируйте на истерики спокойно, с улыбкой, игнорируйте при необходимости. Ребенок устраивает скандалы перед людьми, которые к нему чувствительны. Если вы понимаете, что готовы сорваться, уйдите в другое место. Члены семьи должны придерживаться одной линии поведения: шаблон «мама ругает, папа ничего не делает, бабушка все разрешает» приведет к избалованности.
- Не идите на поводу у окружающих. Люди смотрят с осуждением, потому что вы не разрешаете ребенку взять вторую шоколадку с полки в магазине? Дождитесь момента, когда истерика прекратится без вашего вмешательства. Если будете поддаваться, ребенок начнет использовать эту технику для манипуляций, капризничая перед посторонними людьми. Минута молчаливого осуждения лучше, чем часы детского крика.
- Осваивать педагогические тонкости нужно не во время кризиса, а гораздо раньше. Ребенок еще ползает, только готовится делать первые шаги? Читайте о предстоящих кризисах 3 и 5 лет. Готовьтесь к испытаниям заранее.
- Если истерики возникают без повода, а ребенок редко пребывает в спокойном состоянии, обратитесь к врачу.
- Взрослые могут терять самообладание: шлепать, наказывать, кричать. При повторяющихся нервных срывах родителям следует обратиться за помощью к семейному психологу. Дети чутко улавливают состояние старших, такое поведение их травмирует. Последствия проявятся, когда ребенок повзрослеет.
- В действиях должна прослеживаться причинно-следственная связь: уронил печенье — второе возьмешь из пачки завтра. Отказываешься от предложенной еды — получишь ее позже. Не надо мгновенно исправлять ошибки детей, поднимать предметы с пола, насильно кормить. Формируйте ответственность за совершаемые действия с малых лет.
- Важная вещь — взаимосвязь поступков и времени. «Нахулиганил утром, вечером останешься без мультиков!», «Будешь плакать — на выходных не пойдешь на День рождения!» — это неправильно. К концу дня ребенок уже забудет, что произошло. Сообщайте о последствиях сразу.
- Дети целиком зависят от вашей воли. Не соперничайте с ними. Вы не имеете права игнорировать биологические потребности, ограничивая в здоровой еде, прогулках, сне, но в качестве наказания можно запретить «излишества»: сладости, покупку игрушек.
Что делать родителям? Советы психолога
Родителям стоит четко определять границы дозволенного. Ребенок должен понимать установленные законы. Это вопрос не только хорошего поведения, но и безопасности: дети чувствуют себя защищенными, когда в жизни есть система правил, предложенная родителями.
Не меняйте принятые решения, подстраиваясь под желания малыша. Иначе он поймет, что вами можно манипулировать: «Зачем слушать старших, если они в любом случае согласятся на мои требования?» Запрещено сегодня — запрещено всегда.
Золотое правило педагогики — «Учи примером». Странно наказывать детей за бранные слова, если вы сами употребляете их в речи.
Помните: ребенок растет, учится новому, чтобы реализовать свой потенциал. Непослушание — признак независимого мышления. Идеальных малышей, беспрекословно выполняющих требования, не существует. Гиперпослушные дети вырастают в безынициативных, аморфных людей.
Чего не стоит делать?
- К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
- Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
- Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
- Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
- Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
- Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
- Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
- Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
- Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
- Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнееКризис 5 лет у ребенка: что делать родителям?
Возраст 5 лет психологи называют кризисным. Спокойный и послушный малыш неожиданно становится капризным и истеричным, начинает бунтовать, отказывается подчиняться взрослым. В этот период и сам ребенок, и его родители сталкиваются с трудностями. Наши советы помогут справиться с ними.
Содержание статьи:
- Почему наступает кризис в 5 лет
- В чем проявляется кризис 5 лет
- Сколько длится кризис 5 лет
- Как реагировать на капризы ребенка
- Чего не стоит делать
- Вывод
Почему наступает кризис в 5 лет у детей
К пяти годам малыш начинает чувствовать себя уже достаточно взрослым и ему хочется получить больше самостоятельности. Это желание и порождает кризис. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается копировать их поведение, манеру речи и т. д. Ему хочется иметь права и возможности, которые имеют родители и старшие члены семьи.
Читайте также: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Но в силу возраста получить их он не может. Конфликт между желаниями и реальными возможностями вызывает разочарование, агрессию и другие негативные реакции.
Ребенок еще не умеет контролировать и правильно выражать свои эмоции. Поэтому у него часто случаются срывы и истерики. Не стоит слишком ругать и наказывать его за такое поведение. Помните, что малыш делает это не назло вам, а потому что пока не умеет иначе. С возрастом он научится сдерживать свои эмоциональные порывы. А пока запаситесь терпением.
К этому возрасту у ребенка появляется способность формировать свое мнение о мире, об окружающих людях и о себе. Он сталкивается с вещами, которые пока не в силах понять. Также он не всегда понимает самого себя, свои мысли и эмоции и не может их правильно выразить. Это приводит к капризам, раздражительности или замкнутости.
У дошкольника активно развивается фантазия и воображение, ему хочется познавать мир и получать новые впечатления. Невозможность реализовать все свои желания негативно сказывается на его поведении. Ребенок становится упрямым, спорит со взрослыми, отказывается подчиняться.
Кризис пяти лет может возникнуть совершенно неожиданно. Его интенсивность и продолжительность зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка. У одних он длится не больше пары месяцев, а у других может растянуться на год. У некоторых малышей он протекает практически незаметно.
В чем проявляется кризис 5 лет
Распознать кризис можно по следующим признакам:
- Агрессия. Ребенок становится вспыльчивым, начинает огрызаться, ругаться с родителями, бабушками, дедушками. Может грубо отталкивать родных, когда его обнимают, пытаются приласкать.
- Капризы и истерики. Малыш часто капризничает и устраивает истерики по пустякам. Любое неприятное событие способно вывести его из себя.
- Кривляние, паясничание. Ребенок начинает кривляться, передразнивать взрослых, корчить рожи, когда его ругают или стыдят.
- Непослушание. Это один из наиболее ярких симптомов кризиса. Малыш отказывается выполнять требования, спорит, протестует против того, что ему не нравится.
- Сравнение себя со сверстниками. По мере взросления ребенок все больше и больше сравнивает себя с другими детьми. Нередко достоинства других мальчиков или девочек вызывают у него неуверенность в себе. Он может спрашивать родителей и друзей, хорошо ли он выглядит, красивая ли у него одежда и т. д.
- Стремление к одиночеству, замкнутость. Дошкольник становится более закрытым, у него появляются свои тайны, которыми он не торопится делиться с родителями. Он может закрываться в своей комнате и подолгу играть в одиночестве, устраивать в доме «тайные места» для пряток.
- Страхи. У ребенка появляются страхи и беспокойства, которых не было раньше. Например, он может начать бояться темноты или монстров под кроватью. Эти страхи могут настолько сильно овладеть малышом, что он будет бояться спать один в комнате. К страхам мистического характера добавляются переживания о плохих вещах, которые могут случиться в жизни – болезни, смерть близких и т. д.
- Повышенное любопытство. Ребенок начинает следить за взрослыми, подглядывает за ними и подслушивает разговоры, роется в вещах родителей. Ему интересно все, что происходит вокруг, особенно то, что от него скрывают.
- Бурная фантазия. Ребенок постоянно выдумывает и рассказывает всякие небылицы, выдавая их за правдивые истории. У него активно развивается фантазия и воображение, и он не всегда видит грань между выдумкой и реальностью.
- Недовольство. Ребенку не нравится одежда, игрушки, угощения, которые ему покупают. Он критикует вещи, окружающих людей и даже самого себя.
- Стремление делать все наоборот. Ребенок перечит взрослым и старается делать все наперекор, даже если это вредит ему самому.
Кризис пяти лет доставляет неприятности не только родителям, но и самому ребенку. Он не может совладать со своими эмоциями и не всегда понимает свои чувства и желания. В этот возрастной период в его организме происходят серьезные физиологические изменения. Психика тоже меняется. Будьте терпеливы к малышу и помогите ему пережить кризисный период.
Сколько длится кризис 5 лет
Не существует четкого временного промежутка, который занимает кризис пяти лет. У каждого ребенка он протекает индивидуально. Как правило, переходный период длится от одного-двух месяцев до года. Начинается он не строго в пять лет. Это может случится немного раньше или позже. Выраженность кризиса тоже у всех разная. Одни дети становится чуть более капризными, чем раньше, а другие меняются до неузнаваемости.
В этот период авторитет родителей несколько падает. Ребенок уже не хочет подчиняться их требованиям, стремится к самостоятельности, пытается отстаивать свое мнение. Это естественный процесс взросления, который проявляется таким образом.
Бывают случаи, когда пятилетний возраст проходит без каких-либо изменений, но позже, ближе к шести годам, все равно начинаются проблемы. Поэтому не переживайте, если у вашего сына или дочери начался кризис. Этот период в любом случае необходимо пройти. А чтобы сделать его менее трудным и болезненным, прислушайтесь к советам психологов.
Как реагировать на капризы ребенка
В кризисный период дети становятся очень активными и непоседливыми. Возрастает их любознательность и жажда знаний. Эту физическую и психическую энергию можно направить на развитие.
- Старайтесь нагружать ребенка физически. Пусть он побольше гуляет, бегает, катается на велосипеде, занимается физкультурой. Можно отдать его в спортивную секцию, на танцы или на плаванье. Физическая активность заберет излишнюю энергию и сократит истерики.
- Реагируйте на капризы спокойно. Если вы будете идти на поводу у ребенка, уступая слезам и крикам, он начнет манипулировать вами. Если чувствуете, что вот-вот сорветесь и накричите на малыша, выйдите на время из комнаты. Дайте и себе, и ему возможность успокоиться.
- Не откладывайте наказание. Дети быстро забывают о своих проступках, поэтому отложенные наказания не дадут нужного эффекта. Если ребенок нашкодил, не стоит его наказывать запретом пойти на выходные к бабушке. До выходных он забудет о том, что произошло. Придумайте наказание, которое можно реализовать сразу, например, запретите до завтрашнего дня смотреть телевизор.
- Установите границы дозволенного и объясните ребенку, что можно и чего нельзя делать и почему. Он должен четко знать порядки, принятые в семье. Старайтесь сами не нарушать эти порядки, иначе воспитательный процесс не будет эффективным.
- Проводите больше времени с малышом, чаще играйте с ним. В этот непростой период он особенно нуждается в вашем внимании.
- Назначьте ребенку какие-нибудь домашние обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Это может быть полив цветов, кормление кошки, уборка в детской. Обязательно скажите малышу, что он уже большой и на него можно положиться, как на взрослого.
- Просите у ребенка помощи в различных делах (помочь донести пакет с продуктами из магазина, накрыть на стол, вымыть овощи). Обязательно благодарите его за помощь, даже если она незначительна. Это повысит самооценку малыша и его уверенность в себе.
- Развивайте таланты и способности ребенка. Если ему нравится рисовать, петь или играть в футбол – создайте для этого необходимые условия. Хвалите за успехи и достижения, поддерживайте, когда что-то не получается.
Не придавайте большого значения капризам и непослушанию малыша. Помните, что это временное явление, которое скоро закончится.
Чего не стоит делать
В период кризиса дети особенно уязвимы. Наберитесь терпения и не ругайте сына или дочь за капризы, кривляния, плохое поведение. Помните, что ребенок не ставит цели вывести вас из себя. Он просто не может совладать с эмоциями. Чтобы не навредить психике малыша в этот сложный период, не делайте следующего:
- Не критикуйте и не ругайте малыша прилюдно. Обсуждайте его плохое поведение один на один, без присутствия посторонних.
- Не взрывайтесь в ответ на истерику. Даже если внутри все кипит, старайтесь сохранять невозмутимый вид. Это собьет малыша с толку и снизит накал эмоций.
- Избегайте грубости по отношению к ребенку. Почаще говорите ему, что любите его, обнимайте и целуйте.
- Ни в коем случае не бейте малыша. Рукоприкладство – абсолютно непедагогичный прием, а в период кризиса особенно. Если ребенок провинился, придумайте более гуманное наказание.
- Никогда не наказывайте ребенка ограничением его физиологических потребностей в еде, сне и т. д. Эти методы недопустимы. Но вы можете лишать его сладостей, запрещать играть на телефоне или смотреть мультики.
- Не игнорируйте малыша. Если он хочет что-то вам рассказать или показать, отвлекитесь от дел и уделите ему внимание. Если сильно заняты, попросите подождать пока освободитесь. Не отмахивайтесь от ребенка, отвечайте на все его вопросы, даже если они кажутся вам глупыми или он повторяет их неоднократно.
- Не попустительствуйте агрессии малыша, а сразу же пресекайте ее. Не позволяйте ему бить, щипать или толкать кого-либо. Он должен понять, что даже в порыве эмоций давать волю рукам нельзя.
- Не говорите сыну или дочери фразы; «Ты ничего не умеешь», «Ты тупой/тупая», «Не путайся под ногами», «Не приставай ко мне» и т. д. Относитесь с уважением к желаниям и потребностям малыша.
Вывод
Кризис пяти лет – неотъемлемый этап взросления ребенка. Малыш постепенно выходит из дошкольного детства, становится все более самостоятельным. Формируется его личность. Ваша задача – обеспечить ему благоприятные условия для проживания переходного периода и постараться извлечь из него пользу.
Читайте также: кризис 3 лет у детей
Понимание реакции вашего ребенка на кризис
Сейчас все в стрессе — и дети, и взрослые. Реакция детей похожа на реакцию взрослых, но в зависимости от возраста ребенка их реакция на кризис или чрезвычайную ситуацию может сильно отличаться. У вашего ребенка может наблюдаться изменение аппетита (дети старшего возраста могут переедать; у детей младшего возраста может снижаться аппетит), учащение приступов гнева и повышенное нытье (в любом возрасте!) , а также физические симптомы, такие как головные боли и боли в животе. . Все это означает, что ваш ребенок имеет дело с более высоким уровнем стресса.
Как родители, мы можем быть разочарованы этими изменениями, но важно признать, что сложное поведение вашего ребенка связано с текущим кризисом, и постараться проявить больше терпения и сочувствия .
Подбадривайте как словесно (мы в безопасности, мы дома), так и физически (обнимайте, боритесь, укрывайте детей ночью – даже вашему подростку это может понравиться прямо сейчас!).
Возложите на всех в доме ответственность, которая дает чувство контроля и последовательности. Это могут быть простые действия, которые не обязательно являются работой по дому. Например, ваш ребенок может отвечать за выбор упражнений на день или за то, что все едят на ужин по пятницам. Или вы можете попросить старшего ребенка помочь купить продукты в Интернете или найти рецепт для приготовления.
Эти советы полезны для детей любого возраста. Но каждый возраст сопряжен с уникальными проблемами, а также возможностями для поддержки отдельного ребенка.
Реакции и механизмы преодоления для детей дошкольного возраста
(в возрасте 5 лет и младше)
Наши младшие дети могут не в полной мере осознать реалии кризиса, вызванного коронавирусом, но нет никаких сомнений в том, что они переживают изменения в рутине . Родители или братья и сестры могут быть дома с работы или учебы, игровые площадки запрещены, а другие повседневные действия, такие как покупка продуктов, могут выглядеть совсем по-другому.
Дети дошкольного возраста могут регрессировать в поведении или вехах; они могут быть более прилипчивыми или плаксивыми; они могут чаще просыпаться ночью или испытывать ночные страхи. Это , а не неправильное поведение. Это нормальная стрессовая реакция у маленьких детей.
В этом возрасте дети менее склонны к вербальному самовыражению. Вы можете поощрять детские игры как способ обработки эмоций . Ваши дети могут воспроизводить или придумывать истории, чтобы обработать то, что они видят и слышат. Не препятствуйте этому типу игры, если он расстраивает. Вместо этого присоединитесь к своему ребенку и подбодрите его.
Хотя важно сохранять ощущение рутины и нормальности, также можно быть более гибким . Например, если у вашего ребенка проблемы со сном, полежите с ним подольше ночью или позвольте ему забраться в вашу постель. Попробуйте связать это с обычным распорядком, сказав: «Ты можешь полежать здесь, пока не заснешь, а потом я отведу тебя обратно в твою уютную и безопасную спальню».
Когда все кажется очень страшным, а дети слышат предупреждения о прикосновениях, болезнях и микробах, Сосредоточьтесь на действии, а не на опасности. Эта брошюра «Маленькие супергерои» поможет им понять, почему некоторые вещи должны быть другими, а также даст им возможность лучше контролировать ситуацию.
Наконец, помните, что носитель не подходит по возрасту для детей дошкольного возраста , особенно во время пандемии. Ваша цель – сделать так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности и был любимым.
Реакции и механизмы преодоления для детей школьного возраста
(возраст 6–12 лет)
В этом возрасте дети почувствуют радикальные изменения в своей повседневной жизни, особенно в том, что касается учебы и общения с друзьями. Будет больше жалоб и сопротивления в целом. Дети школьного возраста могут потерять интерес или внимание к деятельности или даже стать замкнутыми в семье. Отношение и поведение могут стать более привлекательными, когда на самом деле они ищут связи.
«Каждый раз, когда вы думаете о том, чтобы назвать ребенка «поиском внимания» в этом году, подумайте о том, чтобы изменить его на «поиск общения» и посмотрите, как изменится ваша точка зрения».
Доктор Джоди Кэррингтон
Поощряйте детей оставаться на связи с друзьями с помощью телефонных звонков или видеочатов.
Убедитесь, что ваши дети регулярно занимаются спортом и двигаются. Есть веселые и глупые уроки танцев (смех тоже помогает!), или просто гуляйте или катайтесь на велосипеде рядом с вашим домом.
Поскольку эти дети, вероятно, впервые выполняют школьные задания на компьютере, убедитесь, что их ожидания реалистичны. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, обычная реакция на чрезвычайную ситуацию.
И помните, не стоит пытаться воссоздать дома обычную школьную обстановку. В этом нет ничего нормального, и можно придумать план, который подойдет для вашей семьи . Простой семейный список дел может работать лучше, чем расписание с цветовой кодировкой. Выполнение школьных заданий четырьмя 30-минутными блоками может работать лучше для некоторых семей, в то время как посвящать несколько часов после обеда может работать для других. Вовлеките своих детей в принятие этих решений и убедитесь, что вы выделяете время на перерывы и семейные встречи (настольные игры, приготовление пищи). И создайте место в своем доме — письменный стол, стул, подушку на полу — чтобы у каждого было свое место для работы или отдыха.
Дети этой возрастной группы также могут чаще участвовать в дискуссиях о пандемии, но им по-прежнему нужны различные инструменты для облегчения процесса (включая игры с участием детей!). Ограничьте доступ к средствам массовой информации и убедитесь, что вы можете объяснить, что делает сообщество для обеспечения безопасности всех.
Реакции и механизмы преодоления для детей-подростков
(возраст 13–19 лет)
Во время кризисных ситуаций подростки всегда более подвержены стрессу и беспокойству. Они лучше осознают опасность и помнят о несправедливости по отношению к себе и другим. У подростков уже есть склонность к слабому контролю импульсов, и чрезвычайные ситуации могут усугубить это. Это может проявляться на физическом уровне, включая переедание, экстремальные режимы сна (вообще не спать или спать весь день), чрезмерное использование Интернета или видеоигр, а также дальнейшую изоляцию от сверстников или близких.
Многие подростки чувствуют апатию, особенно при потере контроля над своей жизнью. Они могут быть более устойчивыми к правилам (как родительским правилам, так и правилам социального дистанцирования).
В настоящее время мы не так продуктивны в условиях стресса. Наши дети тоже НЕ будут такими продуктивными. Все в порядке. Поощряйте перерывы и снятие стресса.
Не навязывайте разговор, но держите линию связи открытой. Позиционируйте себя как источник достоверной информации и найдите способы для вашего подростка участвовать в семейных делах. Вы можете обсуждать и устранять стигмы, дезинформацию и несправедливость, которые может вызвать этот конкретный кризис.
Многим подросткам также полезно «сделать что-нибудь» в связи с кризисом. Это может быть помощь младшим братьям и сестрам с их домашним заданием или другим членам сообщества, например, волонтерство в рамках программы Meals on Wheels’ Grocery to Go, которая была адаптирована для поощрения социального дистанцирования.
Точно так же, как дети младшего возраста могут регрессировать в поведении, регрессировать могут и подростки. Они могут забираться к вам в постель по ночам или чаще плакать. Они могут быть не в состоянии правильно одеться или помыться. Предлагайте помощь без осуждения, например: «Я вижу, у тебя сейчас проблемы с этим, я тебе помогу».
И помните, для вас или любого ребенка, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смейтесь, танцуйте, обнимайтесь, прыгайте, общайтесь с природой, пейте много воды.
Просмотрите презентацию вебинара Марисоль Акоста от 9 апреля 2020 г. под названием Как справиться с последствиями COVID19: краткое введение для родителей и взрослых .
Английский: скачать слайды / посмотреть вебинар
Español: Descarga la Presentación / Ver el Workshopio
Дети в кризисе: взгляд из отделения неотложной помощи
В качестве директора детской психиатрической службы неотложной помощи Массачусетской больницы общего профиля Лаура Прагер, доктор медицины, видела бесчисленное количество семей в моменты кризиса. В интервью сайту childmind.org доктор Прагер рассказывает о поведении и проблемах, из-за которых детей часто отправляют в отделение неотложной помощи, о роли родителей и о том, что мы можем сделать, чтобы помочь этим детям до того, как они окажутся в состоянии острого стресса.
Каковы наиболее распространенные психические проблемы, из-за которых детей отправляют в отделение неотложной помощи?
Наиболее распространенным является нарушение регуляции поведения. Ребенок, который «вышел из-под контроля», будь то семилетний, который напал на бабушку и расцарапал ей лицо ногтями, или 17-летний 70-килограммовый парень, разгромивший свою комнату. Эти дети приходят в отделение неотложной помощи, потому что звонили в службу 911.
Также есть огромный процент детей, которые приходят с самоповреждающим поведением или с суицидальными мыслями или с попытками самоубийства.
А теперь есть дети, которых отправляют прямо из школы по любой из этих проблем. Итак, поведенческий всплеск, или кто-то говорит: «Я собираюсь убить себя» или «Я собираюсь убить кого-то другого». Это может быть маниакальный ребенок; это может быть психически больной ребенок; это может быть ребенок с расстройством поведения — мы видим любого, кто говорит что-либо о причинении вреда себе или кому-либо еще.
И затем у нас есть категория социально-экономического бедствия. Случай «Я больше не могу». Это может быть четырехлетний ребенок, которого привели для агитации. Он толкнул своего двухлетнего брата или сестру, но когда вы попытаетесь разобраться в этом, вы можете обнаружить, что это мать-одиночка, живущая в отеле с четырьмя детьми в возрасте до пяти лет, и четырехлетний ребенок оказывается самым идентифицировали пациента, но это просто сумасшедшая ситуация, и она несостоятельна, и никто не может с этим справиться.
А еще есть пьяные дети. Иногда мы знаем, что они делают; иногда нет. Около 53% наших случаев приходится на возраст от 15 до 19 лет.. Из этой группы около 50% имеют сопутствующие заболевания, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
Большинство родителей, которых вы видите, хорошо понимают, что не так с их детьми?
Только очень небольшой процент. Но причина этого не в недостатке психологического образования, потому что многие дети, которые приходят к нам, — это дети, которые так или иначе находились в системе какое-то время. Это больше из-за надежды. Я думаю, это больше потому, что родители всегда надеются, что это всего лишь небольшая вспышка на экране радара. И что, конечно, сейчас дела идут не очень хорошо, но все действительно будет хорошо.
И с такой надеждой, оптимизмом, если хотите, трудно поспорить. Вы можете назвать это отрицанием, но я предпочитаю называть это надеждой — что ребенок, напавший на бабушку, просто впал в истерику. Слишком много сахара. Или не хватает сахара.
Отсутствие амбулаторных услуг является основной причиной, по которой дети с психическими проблемами попадают в отделение неотложной помощи, потому что такой помощи просто не существует или страховка не покрывает ее.
Это ставит нас в затруднительное положение, когда мы чувствуем, что ребенка необходимо госпитализировать. Я как раз разбирался с этим вчера, когда вошел ребенок, который на самом деле написал что-то вроде: «Я ненавижу себя. Я хочу умереть.» Был план. У него была идея, у него был план, у него было намерение. Этому парню было четырнадцать или пятнадцать. Мать сказала: «Ну, я просто не думаю, что он собирается что-то делать».
Ну, у меня нет хрустального шара. Я не думаю, что вы тоже. Я думаю, вы надеетесь на , что он ничего не сделает. Но все, о чем мы знаем, предполагает, что у него действительно есть план, и он вроде как записал его. И, возможно, он планирует осуществить это и имеет для этого средства. И эти случаи очень трудоемки, потому что приходится тратить много времени, помогая родителю добраться до того места, где он говорит: «Хорошо, я думаю, что ребенку нужно больше помощи, чем я могу предложить в данный момент. ”
Дело в том, что родители делают наверное лучше всех знают своего ребенка. Они, конечно, знают своих детей лучше, чем мы. Но они могут не видеть общей картины. Они могут видеть только ту часть картины, которую они могут вынести.
Педиатры тоже такие: «Ребенок из этого просто вырастет». Потому что большинство вещей, которые видели педиатры, — нормальный диапазон детского поведения — они вырастут из этого! Развитие это прекрасно! Они и на самом деле перестанут есть овсянку с пола. это произойдет именно так.
Но это не относится к детям, которых мы видим — люди не обращаются в отделение неотложной помощи крупного мегаполиса за вещами, из которых вырастут их дети. Это редкий случай, редкая семья, которая попадает в отделение неотложной помощи без особых проблем.
Большинство детей, которых вы видите в отделении неотложной помощи, лечились до того, как попадут к вам?
Некоторые дети действительно не получили любой уход . Итак, все как бы загнило и продолжается, они достигают критической точки, и отделение неотложной помощи — это то место, где они обращаются. Точно так же, как если у вас болит живот, и становится немного хуже, становится немного лучше, становится так плохо, 3 часа ночи, наконец, вы приходите и вам удаляют аппендикс. Это так, за исключением того, что сроки больше. Это не дни. Это могут быть годы.
Мы часто видим «полипрагмазию» — детей, которые принимают пять или шесть разных лекарств. Иногда необходимы пять или шесть лекарств, а иногда мы видим, что на них просто швыряют кухонную раковину, и что лекарства теперь стали частью проблемы.
Но есть также дети, которые очень, очень больны, и даже если у них будет действительно хороший амбулаторный уход, будут времена, когда этого недостаточно, и когда им нужно будет лечь в больницу. более высокий уровень ухода. Путь к более высокому уровню помощи обычно лежит через отделение неотложной помощи, в первую очередь из-за страховщиков, но также и потому, что многие из этих детей связаны с психоактивными веществами, или они могли принять меньше или больше лекарств, которые нам нужно оценить, или у них могут быть серьезные медицинские заболевания.
Много ли вы видите детей, которые принимают несколько лекарств?
Мы часто видим «полипрагмазию» — детей, которые принимают пять или шесть разных лекарств. Иногда необходимы пять или шесть лекарств, а иногда мы видим, что на них просто швыряют кухонную раковину, и что лекарства теперь стали частью проблемы.
Иногда даже одно лекарство может вызвать проблему. Я очень хорошо помню один из первых случаев, который я когда-либо видел, много, много лет назад, была прекрасная маленькая девочка, которой было пять лет, которая пришла, потому что она думала, что может летать. И она была в одной из наших камер ожидания, пытаясь летать. На самом деле нам пришлось вынести все из камеры ожидания, потому что она спрыгивала с носилок, хлопая крыльями и ударяясь о стену. Поэтому мы положили матрас на пол.
И ее проблема на самом деле заключалась в том, что кто-то подумал, что ей следует начать принимать прозак, и они дали ей немного, а потом решили, что немного хорошо, так что лучше больше, и они увеличили дозу. . И она совсем помешалась на Прозаке. Итак, всего лишь одно небольшое лекарство, которым управляет кто-то, кто не обращал на это слишком много внимания, — вот что вы можете получить.
Чего мы не делаем в моем отделении неотложной помощи, так это того, что мы никогда не прописываем детям психотропные препараты. Вы не можете прийти, чтобы пополнить свои сценарии. Вы не можете прийти и заставить меня дать вам лекарство и вернуться обратно в сообщество. И причина, по которой я это делаю, в том, что вы не можете следить за этими детьми, как моя маленькая девочка на прозаке. Я позвоню педиатру и помогу им что-то инициировать, если они чувствуют себя комфортно и хотят следить за ребенком. Я организую, чтобы у ребенка был амбулаторный уход, если я могу. Но я не буду делать это из скорой помощи.
В отделении неотложной помощи работают штатные специалисты, которые организуют лечение на всех уровнях, включая стационарные койки. Мы говорим им, какой уровень обслуживания нам нужен, и они это организуют.