умножение и деление» ( 4 класс)
Арифметические действия: умножение и деление
Предмет: математика
Общая черта урока:
Класс: 4 б
Образ урока: задание классификации познаний и умений
Задача урока: обобщить и классифицировать познания ребят по теме «Целое и части».
Задачки:
• Закрепить связь поступков на базе мнений «целое» и «части»
• закрепить изученные вычислительные приёмы склады и вычитания, внедрение учениками приобретённых познаний и умений в практической работы.
• повторить очередность количеств в границах 20;
• развивать математическую речь, аристократия собственно что это «целое» и «части», наименования компонент и итогов поступков склады и вычитания;
• развивать психологические процессы: забота, память, мышление, фантазия, эмоции;
• развивать опыт самооценивания;
• воспитывать энергичность, усидчивость, прилежание в процессе учения
.
Планируемые итоги:
УУД:
Познавательные
Общеучебные:
составление умения избирать более действенные методы заключения задач в зависимости от условий;
составление методик и критерий воздействия, контроль и оценка процесса и итогов деятельности;
Закономерные
составление умения разбирать немаловажные и несущественные признаки;
составление умения ставить причинно-следственные связи;
составление умения возводить закономерную цепочку размышления.
Регулятивные:
составление волевой саморегуляции, как дееспособность к преодолению преград, к мобилизации сил и энергии;
формирование умения давать своим действиям самооценку;
формирование умения ставить учебную задачу;
формирование умения осуществлять способы действия с заданным эталоном;
формирование умения планировать свои действия с учётом поставленной цели;
формирование умения рефлексировать свои действия, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество;
формирование умения слушать и слышать;
формирование умения построения речевых высказываний.
Личностные:
развитие доверия друг к другу, готовности к сотрудничеству.
: Арифметические действия: умножение и деление
Цели: закреплять знания об арифметических действиях умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять арифметические действия умножения и деления; использовать изученные вычислительные приемы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах и группах.
Ход урока
I.
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Подставьте числа в вычислительную машину и заполните таблицу.
2. Решение уравнений
— Найдите уравнения, которые решаются вычитанием. Решите их.
880-х = 560 х-450 = 500
670:х = 67 х+1000 =1000
670 + х = 210
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите удобным способом.
54 + 19 + 36 + 40
22 + 36 + 76 + 38 + 24
9+9+9+9+9+9
— Какими правилами вы пользовались для решения первых двух примеров? (От перестановки слагаемых сумма не меняется. )
— Как решили последний пример? (Заменили сложение умножением.)
— Почему в первых примерах не заменяли? (Умножение — это сложение одинаковых слагаемых, а в предыдущих примерах они были разными.)
— Назовите действие, обратное умножению. (Деление.)
— Сформулируйте задачи урока. (Закрепить изученное об арифметических действиях умножения и деления.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№ 1 (с. 92).
— В каких случаях можно сложение заменить умножением? (Когда слагаемые одинаковые.)
— Замените, где возможно, сложение умножением.
123 + 123+123 + 123+132
а + а + а + а + а 33 + 33 + 33 + 33 + 33
65 + 56 + 65 + 56 №2 (с. 92).
(Фронтальная работа.)
№3(с. 92).
— Прочитайте задание.
— Что показывает первое число в произведении? (Какое число повторяется. )
— Что показывает второе число в произведении? (Сколько раз повторяется число.)
— Замените первое произведение суммой. (В произведении 7• 3, число 7 повторяется 3 раза, значит, сумма 7+7+7.)
(Аналогично разбираются остальные произведения.)
№4 (с. 92).(Коллективное выполнение с комментированием с мест.)
№5 (с. 92).(Фронтальная работа.)
№ 6 (с. 92).(Игра «Аукцион». Учащиеся читают выражение разными способами. Выигрывает ученик, который последним прочитает выражение новым способом.)
Варианты прочтения выражения
• Произведение чисел 18 и 3 равно 54.
• Первый множитель 18, второй множитель 3, произведение 54.
• 18 увеличили в Зраза, получили 54.
• По 18 взяли 3 раза, получили 54.
• 18 умножить на 3 — получится 54.
(Аналогично учащиеся читают выражение на деление.) №7 (с. 92).
(Работа в группах по пять-шесть человек. Первый ученик составляет задачу, второй комментирует решение, третий составляет следующую задачу, четвертый решает ее и т.
д. Затем те, кто составлял задачу, решают, а те, кто решал, составляют. Взаимооценка.)V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади! (Шаги на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
№ 8(с. 92).(Фронтальная работа.)
№9 (с. 92).(Работа в парах.)
№10 (с. 93).(Фронтальная работа.)
№ 11 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. При нахождении неизвестного компонента учащиеся проговаривают правило.)
Примерные рассуждения учащихся
Нам неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение 114 разделить на множитель 6. Получится 19. И т. д.
№ 12 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся проговаривают правило, которое использовали для решения уравнения.)
№13 (с. 93).(Коллективное выполнение с комментированием. Образец ответа дает учитель.)
Образец ответа
х • 57 = 0, х = 0, так как при умножении нуля на любое число получается ноль.
№15 (с. 93).
— Вспомните свойства умножения. При необходимости обратитесь к материалу на с. 120.
— Какие свойства умножения записаны? (От перестановки множителей произведение не меняется. Любые два соседних множителя можно заменить их произведением.) № 16 (с. 93).
— Какими правилами можно воспользоваться при умножении и делении суммы на число? (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить. Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое, а результаты сложить.)
— Приведите примеры.
— Пользуясь этими правилами, найдите значения выражений.
(20 + 7)-6(20-6+7-6 = 162)
(5О + 3)-8(50- 8 + 3- 8 = 424)
(60 + 9):3(60:3 + 9:3 = 23)
(40 + 8):2(40:2 + 8:2 = 24)
№17 (с. 93).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VII. Рефлексия
— Вычислите и найдите высказывания, в которых допущены ошибки.
1) Произведение чисел 27 532 и 3 равно 82 596.
2) Если 645 321 умножить на 80, получится 5 162 568.
3) Частное чисел 211 200 и 4 равно 35 200.
4) Первый множитель 6532, второй множитель 6, произведение 38 192.
5) Если один множитель 7, а произведение 52 710, то другой множитель 7530.
(Проверка.)
Ответ: неверные высказывания — 2 (645 321 • 80 = 51 625 680), 4 (6532 • 6 = 39 192).
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?
— Как называются числа при умножении? при делении?
— Какие правила умножения и деления с нулем вы вспомнили?
Домашнее задание
1. Учебник: №18, 19 (с. 93).
2. Составить математический диктант на устные приемы умножения и деления (по желанию).
2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления
В этом случае ребенок ориентируется на запоминание взаимосвязанной тройки случаев, например:
7-9 = 63 63:7 = 9 63:9 = 7
Если ребенку удается хорошо запомнить один из этих случаев (обычно опорный — это случай умножения) или он может получить его с помощью любого из приемов запоминания таблицы умножения, то используя правило «если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель», легко получить второй и третий табличные случаи.
Лекция 12. Особые случаи умножения и деления
1. Умножение и деление с 0 и 1.
2. Внетабличное умножение и деление в пределах 100.
3. Деление с остатком.
4. Приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных и многозначных чисел.
1.
Умножение и деление с 0 и 1Случаи умножения и деления с 0 и 1 считаются особыми и рассматриваются отдельно от табличных случаев умножения и деления, поскольку они не могут быть объяснены с общих позиций смысла действий умножения и деления. Для обоснования математического смысла этих случаев в определении действия умножения оговорены два дополнения, определяющие способ получения результата в этих случаях.
По определению умножение целых неотрицательных (натуральных) чисел — это действие, выполняющееся по следующим правилам:
а •b = a+ a+ a+ a+ a …+ а, при b > 1
b слагаемых
а •1 = а, при b = 1
а•0 = 0, при b = 0
Поскольку фраза: «повторяем слагаемые 1 раз» или «повторяем слагаемые 0 раз» не имеет смысла, на общее определение в этом случае не ссылаются, а просто вводят эти случаи по соглашению, т. е. сообщают детям, что умножая любое число на 1 получаем в произведении это же число; а умножая любое число на 0, получаем в произведении 0.
В общем виде эти правила оформляются в буквенном выражении:
а • 1 = а
a•0 = 0
Соответствующие правила предлагаются детям для запоминания:
При умножении любого числа па 1 получается то число, которое умножали.
При умножении любого числа на нуль получается нуль.
Аналогичным образом вводится правило:
На нуль делить нельзя!
В отличие от этих правил, способы деления числа на само себя с получением числа 1 в результате, а также способы умножения числа 1 на любое число и способы умножения числа 0 на любое число возможно объяснить ученику начальной школы, используя имеющиеся у него знания.
Например, для объяснения случая 1 • 7 обратимся к смыслу действия умножения как суммирования одинаковых слагаемых. В данной записи первый множитель показывает, какое число суммируем, а второй множитель — сколько раз, таким образом:
1-7-1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1-7
Для объяснения случая 0 • 5 воспользуемся тем же приемом: 0-5=0+0+0+0+0=0
Для объяснения случаев вида а : а = 1 (если а > 0), а : 1 = а , 0 : а = 0 следует обратиться к правилу взаимосвязи компонентов умножения и деления.
Например, рассмотрим случай 13 : 13 = …
Для получения значения частного воспользуемся правилом: «если значение частного умножить на делитель, то получим делимое». Делитель — число 13, найдем частное методом подбора с последующей проверкой по обозначенному правилу.
Единственное число, подбираемое к данному значению частного — это 1, поскольку 1 *• 13 = 13. Значит, 13 : 13 = 1.
Рассмотрим случай 27 : 1 = …
Для получения значения частного воспользуемся правилом: «если значение частного умножить на делитель, то получим делимое». Делитель — число 1, найдем частное методом подбора с последующей проверкой по обозначенному правилу.
Единственное число, подбираемое к данному значению частного — это 27, поскольку 27 • 1 = 27. Значит, 27 : 1 = 27.
Рассмотрим случай 0:8 = …
Для получения значения частного воспользуемся правилом: «если значение частного умножить на делитель, то получим делимое». Делитель — число 8, найдем частное методом подбора с последующей проверкой по обозначенному правилу.
Единственное число, подбираемое к данному значению частного — это 0, поскольку 0-8 = 0. Значит, 0:8 = 0.
В общем виде эти закономерности оформляются в буквенном виде:
а : а = 1 | а : 1 = а | 0:а = 0 |
и в виде словесного правила:
При делении числа на то же самое число получается 1. При делении числа на 1 получается то же самое число. При делении нуля на любое другое число получается 0.
слов математических действий — сложение, вычитание, умножение, деление, равенство
PDF, Word | 5 страницы | Годы: F — 7
Набор из пяти плакатов, каждый со списком математических действий, относящихся к сложению, вычитанию, умножению, делению и т. п.
Набор обучающих плакатов, выделенных разными словами для каждой математической операции.
Дополнение:
- добавить
- всего
- оба
- комбинированный
- сколько
- увеличение
- присоединиться к
- плюс
- сумма
- вместе
- всего
- и
Вычитание:
- вычитание
- умалить
- уменьшить на
- разница
- сколько еще?
- сколько осталось?
- осталось
- меньше
- минус
- уменьшить
- остается
- удалить
- вычесть
- забрать
Умножение:
- столько же
- на
- равные группы
- групп из
- лотов
- умножить
- умножить на
- на
- продукт
- раз
Отдел:
- средний
- разделить
- каждый
- равные части
- равномерно
- каждые
- из
- частное
- соотношение
- поделили поровну
- сплит
Равен:
- сбалансированный
- равно
- эквивалент
- даже
- дает
- идентичный
- это
- совпадений
- то же
- дает
учебные материалы
Рабочий лист «Сложение и вычитание десятичных знаков»
Потренируйтесь складывать и вычитать десятичные дроби до сотых с помощью этого рабочего листа.
4 страницы Год: 6учебные материалы
Сложение и вычитание с десятичными дробями – карточки с заданиями
Потренируйтесь складывать и вычитать многозначные десятичные числа с помощью этого набора из 16 карточек с заданиями.
6 страниц Год: 6учебные материалы
Рабочая тетрадь по умственной математике для 5 класса
Изучите стратегии мышления с помощью этого десятистраничного буклета по математике в уме, охватывающего четыре операции.
14 страниц Год: 5учебный ресурс
Рабочая тетрадь по умственной математике для 6 класса
Включите этот буклет с математическими упражнениями в уме в свою разминку на уроке математики.
14 страниц Год: 6учебные материалы
Сетки загадочных узоров (дополнение)
Решайте суммы сложения и интерпретируйте координаты сетки, чтобы открыть картинку.
21 стр. Годы: 3 — 4учебные материалы
Дополнение Квест — Игра для всего класса
Найдите спрятанные драгоценные камни и поместите их числа в правильные места на рабочем листе, чтобы решить суммы.
8 страниц Годы: 2 — 3учебные материалы
Карточки с задачами на сложение и вычитание (номера 10–50)
Используйте ряд стратегий сложения и вычитания, чтобы решить задачи на двадцать слов, содержащие числа 10–50.
8 страниц Годы: 2 — 3учебные материалы
Карточки с задачами на сложение и вычитание (цифры 1-9))
Используйте ряд стратегий сложения и вычитания, чтобы решить двадцать однозначных словесных задач.
8 страниц Годы: 1 — 2учебные материалы
Рабочие листы с числами и разрядами — 3 класс
16 рабочих листов, связанных с австралийской учебной программой.
32 страницы Год: 3учебные материалы
Интерактивная разминка по математике в PowerPoint — 3 класс
Презентация PowerPoint с серией разминочных упражнений для учащихся 3-х классов по учебной программе по математике.
25 страниц Годы: 2 — 4
Математические слова — сложение, вычитание, умножение, деление, равенство
PDF, Word | 5 страницы | Годы: F — 7
Набор из пяти плакатов, каждый со списком математических действий, относящихся к сложению, вычитанию, умножению, делению и т.п.
Набор обучающих плакатов, выделенных разными словами для каждой математической операции.
Дополнение:
- добавить
- всего
- оба
- комбинированный
- сколько
- увеличение
- присоединиться к
- плюс
- сумма
- вместе
- всего
Вычитание:
- вычитание
- умалить
- уменьшить на
- разница
- сколько еще?
- сколько осталось?
- осталось
- меньше
- минус
- уменьшить
- остается
- удалить
- вычесть
- забрать
Умножение:
- столько же
- на
- равные группы
- групп из
- лотов
- умножить
- умножить на
- на
- продукт
- раз
Отдел:
- средний
- разделить
- каждый
- равные части
- равномерно
- каждые
- из
- частное
- соотношение
- поделили поровну
- сплит
Равен:
- сбалансированный
- равно
- эквивалент
- даже
- дает
- идентичный
- это
- совпадений
- то же
- дает
учебные материалы
Дополнение Квест — Игра для всего класса
Найдите спрятанные драгоценные камни и поместите их числа в правильные места на рабочем листе, чтобы решить суммы.
8 страниц Годы: 1 — 3учебные материалы
Карточки с задачами на сложение и вычитание (цифры 1-9)
Используйте ряд стратегий сложения и вычитания, чтобы решить двадцать однозначных словесных задач.
8 страниц Годы: 1 — 2учебные материалы
Карточки с задачами на сложение и вычитание (номера 10–50)
Используйте ряд стратегий сложения и вычитания, чтобы решить задачи на двадцать слов, содержащие числа 10–50.
8 страниц Годы: 1 — 3учебные материалы
Карточки с задачами Word — 2-значное + 1-значное сложение
Потренируйтесь складывать двузначные и однозначные числа с помощью этого набора карточек-задач из 16 слов.
6 страниц Годы: 1 — 2учебные материалы
Добавление карточек с двузначными числами
Потренируйтесь складывать двузначные числа с помощью этого набора из 18 карточек-предложений с числами.
1 страница Годы: 2 — 3учебный ресурс
Стратегии сложения: рабочий лист десятичных блоков
Попрактикуйтесь в использовании стратегии использования блоков с основанием 10 и перегруппировки, чтобы найти сумму.
2 страницы Годы: 1 — 2учебные материалы
Стратегии сложения: использование рабочего листа Doubles
Закрепите понимание учащимися стратегии сложения «почти двойников» с помощью этого базового рабочего листа.
1 страница Годы: 1 — 2учебное пособие
Карточки с задачами на сложение и вычитание
Потренируйтесь решать одно- и двухшаговые текстовые задачи, складывая и вычитая двузначные числа с помощью этого набора из 16 карточек с заданиями.