Как воспитывали и наказывали детей в советское время
Родители современных школьников и детей детсадовского возраста не верят, когда им рассказывают о воспитании в советские времена. А зря, ведь большая часть всего этого — правда.
Теги:
Интересные факты
СССР
эпоха СССР
Воспитание детей
Дети без присмотра
Детский сад, штаны на лямках
Хотя в советское время говорилось, что страна идет к принципу «от каждого по способности, каждому — по потребности», на самом деле от людей требовалась максимальная отдача на работе. Женщины, родившие ребенка, выходили на работу, когда младенцу исполнялось 3 месяца.
Поскольку нянь нанимали лишь самые обеспеченные жители СССР, а бабушки были не у всех молодых мам, детей отдавали в ясельную группу детского сада. Из нее подросшие мальчишки и девчонки переходили в младшую, затем среднюю и старшую школу.
Если родители забывали забрать ребенка, то воспитатели и нянечки могли спокойно уйти по домам, отработав смену и оставив воспитанника на ночного сторожа.
В лучшем случае, ребенка отдавали в так называемую «дежурную группу», в которой были дети, чьи родители работали в ночную смену. Если же такой группы не было, то совестливые воспитатели и нянечки сами отводили детей домой, но это не входило в их обязанности. Отдать ребенка могли любому взрослому, хоть человеку, заявившему, что он сосед.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Школа, обед на плите и ключ на шее
Но взрослых, работавших по 8 часов, было много, а продленок на всех не хватало. Тогда оставалось одно — приучать с младших классов детей к самостоятельности. Матери оставляли деньги на столовую или готовили обед с вечера, а школьники сами разогревали его, потом либо гуляли и делали уроки, либо шли на спортивные секции или кружки. Родители контролировали детей по телефону.
Многие жители Советского Союза помнят, как родители вешали им на шею ключ от квартиры на веревке, чтобы ребенок не потерял его во время игры.
Иногда родители договаривались с соседями, чтобы те, по возможности, присматривали за детьми, или сердобольные бабушки кормили не только своего внука или внучку, но и их друзей-подруг. Особенно часто такую взаимовыручку можно было наблюдать летом, когда ребята уже с утра были предоставлены сами себе. Порой родителей спасали пионерские лагеря, если удавалось достать путевку.
И виной всему не родительский трудоголизм, а уголовное преследование тех, кто не работает — даже знаменитостей судили за подобные преступления, о чем мы рассказываем в другом нашем материале.
Чем занимались дети в свободное время
Оставленная без присмотра детвора сбивалась в дворовые стайки, в которых можно было увидеть ребятню самого разного возраста. Некоторые родители поручали старшим сыновьям и дочерям присмотр за младшими детьми, поэтому в таких компаниях зачастую были дети от трех и до 14-15 лет. Вот наиболее распространенные развлечения мальчишек и девчонок в те годы:
- подвижные игры — догонялки, футбол-хоккей, казаки-разбойники и ножички, а у девочек резинки, дочки-матери и «магазин»;
- катание на велосипедах, походы в лес, на водоем или даже на городскую свалку;
- исследование заброшенных или строящихся зданий;
- зимой — коньки, санки, лыжи и снежки.
У многих современных родителей волосы дыбом встают при одной мысли, что их чадо будет жевать гудрон или разводить костер во дворе. Но тогда так делали все, ну или почти все. Кстати, фильм «Гостья из будущего» начинается как раз с того, что главный герой, предоставленный сам себе, обследует с другом старый дом. Вы помните эту киноленту? А другие советские фильмы? Можете проверить свои знания на этом тесте.
Как наказывали детей в Советском Союзе
Физическое наказание
В современной педагогике физические наказания порицаются. Нельзя сказать, что в советское время их поощряли, но никому и в голову бы не пришло подать в суд на учительницу, которая стукнула ребенка линейкой или указкой, или требовать увольнения воспитательницы, раздающей подзатыльники детям, привязывающей малыша к стулу.
Дело в том, что родители сами часто поднимали руку на детей — многие поколения выросли с мыслью о том, что наука легче входит с помощью ремня. Поэтому школьники старались скрыть от родителей двойки и единицы, вырывая листы из дневников и тетрадей, подделывая подписи матерей и отцов.
Детей били не только руками и ремнями — в ход шли выбивалки для ковров, шланги от стиральных машин, скакалки, мокрые полотенца…
Очень показателен в этом плане фрагмент из фильма про Дениса Кораблева, когда хулиган украл у одного из друзей главного героя велосипед. Дети не решаются рассказать об этом родителям, поскольку им «влетит» за беспомощность. И даже когда мальчик делится своим несчастьем с руководителем спортивной школы бокса, тот всего лишь советует ему прийти через год в секцию.
Из других «менее жестоких» наказаний, практиковавшихся в то время можно назвать три основных:
- мальчиков и девочек ставили в угол, иногда на колени, порой детям приходилось вставать на крупы — горох, гречку;
- оставляли голодными, лишая ужина или обеда;
- не давали спать, заставляя переписывать начисто тетради или учить тему, по которой учитель поставил плохую отметку.
К счастью, любой из этих методов «воспитания» сейчас — повод для того, чтобы обратиться в органы опеки или на горячую линию «Ребенок в опасности» Следственного комитета. А истории с жестокими учителями и воспитателями сразу же предаются огласке с помощью Интернета, и уйти от ответственности практически невозможно.
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
Хотите ли вы узнать, как воспитывали детей с Советском Союзе. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Попробуем разобраться, какие правила лежали в основе советской педагогики, и дать им объективную оценку.
Содержание
Основы педагогики в СССР были сформированы в 30-х годам ХХ века, у истоков ее стоял А.С. Макаренко, обобщивший в своих работах опыт педагогической деятельности в трудовой колонии для несовершеннолетних. Много внимания уделял он вопросам коллективного воспитания, приучения к труду, укрепления здоровья детей. Говоря об ответственности за воспитание подрастающего поколения, он писал: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира».
Назовем некоторые из правил воспитания советского ребенка.
1. Необходимо соблюдать строгий режим
Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.
Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.
2. Важно закаливать детей, чтобы они не болели
Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе были в приоритете для укрепления здоровья. Бесстрашные мамы и в самый сильный мороз выходили гулять с коляской на улицу. В детских садах обязательными были прогулки на площадке дважды в день. Ребята приходили с прогулки румяные и веселые, ели с большим аппетитом. В некоторых садиках дневной сон малышей проходил на открытых верандах. Практиковалось закаливание с помощью обливания холодной водой. «В здоровом теле – здоровый дух» – этому правилу советские педагоги следовали неукоснительно.
3. Нужно привлекать детей любого возраста к занятиям физкультурой и спортом
Все школьники привлекались к занятиям спортом. Зимой на уроках физкультуры дети катались на лыжах, осенью и весной – занимались легкой атлетикой. В плохую погоду уроки проходили в спортивном зале: гимнастика, баскетбол, волейбол. В школах работали секции, наиболее талантливые в области спорта отбирались в специализированные классы, у этих учеников тренировки проходили дважды в день.
4. Очень важна ранняя социализация детей
Поскольку оплачиваемый декретный отпуск продолжался всего два месяца и матери вынуждены были выходить на работу, детей с грудного возраста отдавали в ясли. Дошкольники получали первые навыки социализации, учились вместе проводить время, готовились к школе.
5. С ранних лет нужно формировать чувство ответственности
Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело. Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания. Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи.
Американец академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х подробно изучал, как воспитывают детей в Советском Союзе и выпустил книгу «Два мира детства: Дети в США и СССР». В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.
«Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
Коллективная ответственность – отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах.
6. Приучение к труду – неотъемлемая часть воспитания
Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков – основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК (учебно-производственные комбинаты), где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда.
7. Свободное время должно быть занято делом
Советские дети после уроков ходили в кружки, тренировались в спортивных секциях, занимались внеклассной работой. Их трудно было застать слоняющимися по двору или валяющимися на диване у телевизора. И в городе, и в деревне работали клубы, библиотеки, дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, где дети могли бесплатно развивать свои способности и реализовать таланты.
8. В отношениях с детьми нужно соблюдать строгость, не баловать их
Родителям рекомендовалось относиться к детям, как к взрослым, не потакать их капризам и желаниям. В советских семьях количество игрушек сводилось к минимуму, зато было много интересных книг с картинками (они стоили дешево). Считалось неправильным дарить детям дорогие подарки, покупать красивую одежду (она была в дефиците), как-то выделять их среди сверстников.
9. Необходимо воспитывать интерес и любовь к природе
Частью советского воспитания было формирование гуманного отношения ко всему живому, любовь к природе. В книгах советского педагога В.А. Сухомлинского этой стороне воспитания отводилось много внимания. Дошкольники под руководством воспитателя наблюдали, как распускаются первые листочки, как цветут растения, как живут насекомые. В садиках были живые уголки, где дети ухаживали за их обитателями: черепахой, рыбками, морской свинкой. Школьники посещали кружки юных натуралистов, ходили в походы, вели дневники наблюдений за природой.
10. Важно формировать нравственные качества
В основу нравственного воспитания был положен «Моральный кодекс строителя коммунизма», согласно которому в детях воспитывались патриотизм, интернационализм, честность, уважение к старшим и другие нравственные качества. Считалось, что стремление к обогащению, эгоизм, индивидуализм – постыдные качества.
Школьников учили жить не для себя, а для своей страны. Не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.
Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.
Вот такое было воспитание в Советском Союзе. Хорошее или плохое – судить вам.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче
- Уход за малышами вчера и сегодня
- Счастливое советское детство: где мифы, а где реальность
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Мы в Дзен — присоединяйтесь!
Наш Блог в — Пульс Mail. ru
Советский культ детства
«…Нам нужно то поколение молодых людей, которое начало достигать политической зрелости в условиях дисциплинированной и отчаянной борьбы с буржуазией. В этой борьбе это поколение воспитывает настоящих коммунистов; она должна подчинить этой борьбе и связать с нею каждый шаг в своем обучении, воспитании и обучении».
-В.И. Ленина, Задачи союзов молодежи (буржуазная и коммунистическая мораль)
Да здравствуют пионеры — достойная замена ленинско-сталинскому комсомолу (Источник: Новая галерея. 2000 г.)
Введение:
Дети в Советском Союзе занимали особое место в сердцах граждан и партии. Они олицетворяли не только невинность молодежи, но и обещание социалистического будущего; чтобы международная марксистская революция увенчалась успехом, с молодежью нужно было хорошо обращаться и давать ей политическое образование. Коммунистические власти шли многими путями для достижения этой цели. В первую очередь Коммунистическая партия воспитывала культ детства, во многом подобный сталинскому культу личности, который идеализировал советское детство. Коммунистическая партия формализовала этот культ через молодежные организации, такие как комсомол, пионеры и маленькие октябристы.
Как и Ленин в своей речи перед комсомолом в 1920 году, этот культ опирался на сопоставление «настоящих» коммунистических детей со всеми остальными. Институционализировав это почтение к детству, Коммунистическая партия изолировала тех детей, которые не присоединялись к таким группам и фактически были способны создать радикального другого или классового врага еще до того, как граждане даже вошли в состав рабочей силы. Сила этой институционализации наиболее ярко проявилась в годы становления Советского Союза и была усовершенствована при Сталине. Влияние этих групп неоспоримо; коммунисты создали вторичные сообщества, к которым дети могли присоединиться. Вместо того чтобы привязываться к своим семьям, советских детей учили ставить коммунизм превыше всего, и эти молодежные организации обеспечили самые первые встречи с социализмом.
Это привело к уменьшению роли семейной структуры, и эти группы стали основным средством самовыражения советских детей. Иметь удостоверение комсомола означало объявить себя верным коммунистом.Членский билет ВЛКСМ (Wikimedia Commons)
В этой управляемой истории будет предпринята попытка определить различные аспекты, которые способствовали развитию советского культа детства, от организации молодежных групп до воспитания детей, а также роль пропаганды и ностальгии. Он будет подходить к этим темам как с политической, так и с социальной точек зрения и показывать, как коммунистическая идеология манипулировала опытом детства в политических целях.
Книги
Справочная информация:
Киршенбаум, Лиза. Маленькие товарищи: революция в детстве в Советской России, 1917–1932 (Нью-Йорк и Лондон: Рутледж Фалмер, 2001).
В этой книге Киршенбаум прослеживает институт детского сада в Советском Союзе и использует дошкольное образование как линзу для понимания большевистской идеологической революции. Она анализирует, как коммунистическая партия пыталась примирить экономические ограничения с острой необходимостью воспитания детей на принципах социализма. Она подробно описывает, как идеология ориентировалась и проецировалась на маленьких детей, и объясняет, что детские сады фактически стали второстепенными воспитателями , поскольку все больше женщин перешли на работу. Текст является основополагающим в описании только одного способа, которым дети проникались коммунистическим духом и формировались им.
Келли, Катриона. Детский мир: взросление в России 1890–1991 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007).
Келли, по-видимому, является одним из выдающихся ученых в области изучения советского детства, поскольку она является автором многочисленных книг и статей по этой теме. Этот текст особенно полезен, поскольку он предоставляет читателю более широкий круг вопросов, начиная с царской России и заканчивая распадом Советского Союза, предоставляя полезную сравнительную основу. Что наиболее важно, Келли пытается проникнуть в мир ребенка в это время и по-настоящему воссоздать его для читателя. Она проникается всеми аспектами детской культуры, от героических историй в детской литературе до ритуалов приучения к туалету. Келли умело воздерживается от передовиц и морализаторств, а вместо этого рисует сложности детской жизни, которые, хотя и являются в данном случае исключительно российскими, похоже, также приближаются к некоторым универсальным темам.
Келли, Катриона. Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя (Лондон: Granta, 2005).
В этой работе Келли сужает свое внимание к ныне печально известной истории Павла Морозова, мальчика, чья история стала культовой в Советском Союзе. Тринадцатилетний Павлик на момент своей смерти в 1932 году олицетворял верность коммунистическому режиму, на которую партия, возможно, надеялась от всех детей. Легенда гласит, что, обнаружив, что его отец сопротивляется коллективизации, Павлик сдал отца в местные органы власти. Этот поступок привел к жестокому убийству его (и его младшего брата) родственниками. В Центральном архиве Келли получила доступ к досье КГБ о последующем судебном процессе по делу об убийстве Павлика и посвятила большую часть книги расследованию этого дела. Однако полезнее для этой темы то, как этот случай отражает жизнь ребенка при Сталине, увиденное в том, как Павлик впоследствии был прославлен как культовый пионерский герой и использовался в качестве инструмента пропаганды.
Памятник Морозову в Свердловске (разрушен). Пионер приносит присягу.
Бронфенбреннер, Урие. Два мира детства: США и СССР (Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970).
В этой работе 1970 года Бронфенбреннер, скорее информативной, чем аналитической, использует свое образование социального психолога для изучения жизни советских детей. Хотя иногда он ошибается в своих суждениях об американском воспитании детей, он, тем не менее, подробно описывает важные события в советском обществе, особенно в отношении организации коллектива и того, как это влияет на детство. Хотя метод Бронфенбреннера гораздо больше психологический, чем исторический, он, тем не менее, использует свой собственный опыт посещения Советского Союза, чтобы объяснить, как коллективный характер советского общества с его молодежными и школьными группами, а также роль и влияние не имеющих родителей взрослых фигур, таких как в качестве учителей способствовать формированию нового советского человека.
«Другое» Дети:
Болл, Алан М. И теперь моя душа ожесточилась: Брошенные дети в Советской России, 1918-1930 гг. (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994).
В этой работе Болл представляет другую, более темную сторону советского детства: беспризорников 1920-х годов. Болл утверждает, что, хотя проблема беспризорников (90 006 беспризорников 90 007) существовала в дореволюционной России, их количество в десятилетие после большевистской революции было ошеломляющим и самым большим в истории России. Он указывает на голод 1920-1, в частности, как имеющий наибольший эффект в выталкивании детей на улицу. Затем Болл прослеживает попытки правительства бороться с этой проблемой, прежде всего путем помещения этих детей в детские дома, и комментирует причины, по которым такие усилия не увенчались успехом, в первую очередь финансовые и социальные. Это важная работа, которую можно использовать для сопоставления противоположных сторон советской социальной политики, и она подчеркивает огромную разницу в образе жизни привилегированных детей и брошенных детей.
Спящие бездомные дети (19)22) Источник: Российский государственный кинофотоархив в Красногорске. 2000.
Фрирсон, Кэти А. и Виленский, Семен С. Дети ГУЛАГа. (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2010 г.).
Другая работа, посвященная советским детям, брошенным партией, — документальная история Фрирсона и Виленского, посвященная изучению самых юных жертв сталинских репрессий. Эта тема не часто затрагивается в исследованиях ГУЛАГа, но оба автора исследуют судьбы тех детей, чьи взрослые были объявлены классовыми врагами или врагами народа. Арест родителей не только травмировал детей и омрачил их в социальном плане, но авторы утверждают, что перед ними стояли вполне реальные и практические проблемы, такие как ограниченный доступ к еде и отвратительные условия в детских домах. Через устные рассказы, собранные авторами, они представляют историю, сильно дискредитирующую представление о счастливом советском детстве.
Покинутые всеми, мы погибли (1920-е годы) На этой вызывающей воспоминания картине изображены беспризорные дети, которых игнорируют бессердечные прохожие. Источник: База данных политических плакатов Гувера. 2007.
Детские дневники:
Луговская Нина. Дневник советской школьницы: 1932-1937 гг. (Москва: Глас новой русской письменности, 2003).
Нина начинает писать свой дневник в 1932 году, в возрасте тринадцати лет, когда ее отец возвращается домой в Москву из сибирской ссылки. Несмотря на подробное описание ее повседневной жизни, дневник более впечатляет ее яростными разоблачениями Сталина и Коммунистической партии, которых она научилась презирать за три года пребывания ее отца в ссылке. Однако вскоре этот дневник станет для нее самым большим источником страданий, так как он был найден в 1937-й рейд НКВД на квартиру ее семьи. Последняя ее запись — 3 января 1937 года, за день до рейда. После этого события Нина, ее мать и две сестры были приговорены к пяти годам лагерей на Колыме. Все четыре женщины выжили и были освобождены в 1942 году, но дневник Нины был конфискован НКВД, и только позже исследователи обнаружили его в советских архивах.
Розенберг Лена Едваб. Девушка с двумя пейзажами: военный дневник Лены Едваб, 1941-1945 гг. (Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 2002).
Этот дневник был написан Леной Едваб, польской девушкой, которая уехала из своего дома в Белостоке в летний пионерский лагерь в июне 1941 года в возрасте шестнадцати лет. Однако после вторжения Германии в Советский Союз лагерь был эвакуирован, и она была разлучена со своей семьей. Два года она провела в детском доме, а потом переехала в Москву учиться в университете. За это время остальные члены ее семьи были убиты в Треблинке, о чем она узнала только после окончания войны. Живя в колхозе в деревне, она приспосабливается к крестьянской жизни и пытается примирить социалистические убеждения с антисемитизмом, с которым сталкивается. Сама Лена пытается найти счастливое детство, о котором говорила советская пропаганда, но безуспешно.
Журнальные статьи
Горсуч, Энн. «Советская молодежь и политика массовой культуры в годы нэпа». Социальная история, Vol. 17, № 2 (май 1992 г.): 189-201.
В этой статье Горсуч анализирует, как большевики пытались преобразовать российское общество, используя молодежь. Она анализирует то, как создавалась культура с помощью проектов, ориентированных на советскую молодежь, и то, как молодое поколение рассматривалось как самый большой потенциал для большевиков. В частности, она изучает фильмы и одежду советской городской молодежи как самое большое культурное препятствие для большевиков. Изучая эти аспекты социальной и культурной жизни, Горсуч утверждает, что большевики должны были их преодолеть, чтобы установить культурную гегемонию. Она объясняет, что, хотя большевики легко установили политическую гегемонию и проявили комсомол среди молодежи, большевики будут бороться в течение многих лет, чтобы установить свое господство в культуре советской молодежи.
Найт, Ребекка. «Репрезентации советского детства в постсоветских текстах Людмилы Улицкой и Нины Габриелян» Modern Language Review, июль 2009 г., том 104 (3): 790–808.
Здесь Найт анализирует роль коллективной памяти и мифологизированной ностальгии по детству в постсоветской литературе. Используя, в частности, произведения двух русских писательниц, Людмилы Улицкой и Нины Габриелян, Найт показывает, как последние постсоветские авторы начали бороться с образом счастливого советского детства. Найт утверждает, что два аспекта советской системы создали уникальный опыт советского детства. Во-первых, жизнь детей в Советском Союзе определялась государственными институтами в большей степени, чем в других западных обществах, а именно регулированием образования и досуга. Эти положения были основополагающими в формировании идеальных советских граждан. Во-вторых, Найт утверждает, что пропаганда счастливого советского детства была эффективной в идеализации детского опыта, а также в создании прямой связи между счастливым ребенком и успешным государством. В остальной части статьи Найт прослеживает эти два аргумента в работах Улицкой и Габриеляна.
Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство (1936 г.) Источник: Диана П. Кенкер: Советский Союз с 1917 г. 2002 г.
Риордан, Джим. «Советская молодежь: пионеры перемен». Советские исследования, Vol. 40, № 4 (октябрь 1988 г.): 556-572.
В этой статье Риордан акцентирует внимание на советской «молодежи», которую он определяет как возраст от 15 до 30 лет. Также, в отличие от других упомянутых здесь работ, Риордан изучает роль этих молодых Советов в годы после хрущевской оттепели. Тем не менее, это проницательная статья, в которой подробно рассказывается о том, как объекты исследования стали предвестниками перемен и восстаний в советских государствах того времени. Он объясняет, что молодежная культура отошла от сверхорганизованного сталинизма и вместо этого стала больше напоминать западные независимые контркультуры. Он утверждает, что к 1985, советская молодежь перестала быть синонимом комсомола, а вместо этого стала принимать более творческие формы. Его понимание роли комсомола и того, как оно изменилось к 1985 году, важно и способствует лучшему пониманию восстаний советской молодежи.
Киноресурсы
Два недавно выпущенных документальных фильма посвящены проблеме детства в Советском Союзе и Российской Федерации. Первый, Моя перестройка (2010), рассказывает о четырех россиянах, выросших во времена перестройки. Они подробно рассказывают о своем детстве и описывают перемены, свидетелями которых они стали в своей стране. Хотя он и не имеет прямого отношения к культу детства, он все же исследует важные темы ностальгии по опыту советского детства.
youtube.com/embed/fo28TARm1d4″>Второй документальный фильм «Поцелуй Путина» (2012) рассказывает историю Маши Дроковой, лидера российской молодежной организации «Наши ». Он следует за ней, когда она смиряется с непристойной стороной этой организации и как она пытается справиться и примирить свои собственные ценности. «Наши » можно рассматривать как идеологическую преемницу таких групп, как комсомол, и как таковая имеет важное значение для понимания молодежной культуры в бывшем Советском Союзе.
Интернет-ресурсы
Анналы коммунизма: сталинизм как образ жизни: повествование в документах:
Интернет-компаньон одноименной текстовой коллекции Льюис Сигельбаум и Андрей Соколов представляют более 150 документов, собранных из советских архивов, связанных со сталинской жизнью. Документы касаются исправительных колоний, коллективизации и деятельности Политбюро, но также включают соответствующие тексты о пионерах и комсомоле.
Flickr: Мое счастливое советское детство:
Группа flickr, в которую входят фотографии, связанные со сценами повседневной жизни, а также те, которые касаются конкретно советских детей, например, игры и игрушки, школьные сцены, а также государственная пропаганда.
Английский Россия: жизнь советского ребенка:
На этом сайте воспроизведена американская книга из серии «Дети мира» 1987 года, в которой подробно рассказывается о повседневной жизни москвички Кати. Беззаботная и предназначенная для детей книга по-прежнему предлагает взглянуть на детство позднесоветского периода, а также демонстрирует, как это воспринималось на Западе.
Дети сталинской эпохи «Взгляд на восток»
Следующий пост в студенческой витрине 2012 года посвящен тому, как террор и репрессии сталинской эпохи оказали влияние, выходящее далеко за пределы тех, на которые режим непосредственно нацеливался. Сталинская пропаганда утверждала, что СССР был лучшим местом в мире для воспитания ребенка, представляя детство как невинное, счастливое и полноценное время. Однако это не касалось миллионов детей, чьи родители были захвачены сталинским террором. Некоторые из этих детей воспитывались в лагерях ГУЛАГа, некоторые — в государственных детских домах. Некоторых отправили в ссылку со своими семьями, а других оставили на произвол судьбы на городских улицах. Все оказались обездоленными, перемещенными, маргинализированными и отвергнутыми. В этой статье Виктория Берд рассказывает об опыте этих детей, сталинских «мельчайших врагов».
«Меньшие враги»: дети сталинской эпохи
Виктория Берд.
Сталинская эпоха характеризовалась обширным террором и репрессиями, когда большое количество советского населения жило в страхе перед «стуком в дверь», который мог означать арест, ссылку, заключение или казнь. Эта атмосфера страха распространялась даже на маленьких детей, многие из которых боялись того дня, когда их родители «исчезнут». Дети, потерявшие родителей в результате сталинского террора, пострадали по-разному. Некоторых вместе с родителями отправили в лагеря ГУЛАГа; некоторые были депортированы в ссылку в отдаленные регионы со своими семьями, а некоторые были отправлены в советские детские дома. Те, кто остался, подвергались стигматизации и остракизму, часто даже со стороны других членов семьи, которые боялись наказания, если было замечено, что они помогают ребенку «врага народа», поэтому их оставляли на произвол судьбы на городских улицах. Какой бы ни была их окончательная судьба, все эти дети оказались маргинализированными, преследуемыми, отвергнутыми и забытыми основным обществом. Вместо этого в их жизни преобладала ежедневная битва за выживание, битва, в которой, к сожалению, многие не побеждали.
«Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство!»
Сталинская пропаганда очень старалась представить детство как счастливую и позитивную пору. Детей представляли верными социалистами будущего, а Сталина изображали «маленьким отцом», воспитывающим следующее поколение новых советских мужчин и женщин. Повсюду были расклеены плакаты с изображением детей, восхваляющих Сталина, часто с подписью «Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство» 9 .0215 , в то время как коммунистические молодежные группы, такие как пионеры (для детей в возрасте 9-14 лет) и комсомол (в возрасте 14-18 лет), были созданы для предоставления детям ряда внеклассных мероприятий, включая парады, театральные представления, спортивные мероприятия. и летние лагеря, к которым многие иначе не имели бы доступа.
«Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство!» (1936 г.) доступно в Интернете по адресу: http://www.soviethistory.org/index.php?page=subject&show=images&SubjectID=19.36children&Year=1936&navi=byYear
«Да здравствуют пионеры!» (1939) доступно в Интернете по адресу: http://www.soviethistory.org/index.php?page=subject&show=images&SubjectID=1936children&Year=1936&navi=byYear
Катриона Келли утверждает, что государство пыталось подтвердить утверждения «сказочная реальность», которая якобы характеризовала жизнь в Советском Союзе, с сентиментальными видениями детства, пронизывающими всю пропаганду и заявления о том, что Советский Союз был лучшим местом в мире для детей, чтобы расти. Но эта сказка скрывала мрачную реальность жизни многих детей в сталинскую эпоху, что иллюстрирует изображение ниже. Эта знаменитая фотография под названием «Друг маленьких детей» была опубликована на первой полосе журнала 9.0215 Известия в 1936 году, на котором Сталин с любовью держит на руках счастливую, улыбающуюся девушку. Однако улыбки молодой девушки скрывают ее темный фон. Ее зовут Геля Маркизова, и ее мать была загадочно убита после того, как ее отец Ардан был расстрелян якобы за заговор против Сталина в годы террора. Ее реальная история, конечно же, была скрыта государственной пропагандистской машиной, чтобы увековечить представление о счастливом детстве, которое советская пропаганда отчаянно пыталась изобразить.
«Друг маленьких детей» (1936)
Рассказ Гели иллюстрирует гораздо более широкую проблему: хотя некоторые дети и сегодня вспоминают свое сталинское детство с приятными воспоминаниями, их опыт был далеко не универсальным. Многие другие дети подвергались маргинализации, отвержению и преследованиям. У них было далеко не счастливое детство, на которое они якобы имели право, вместо этого они столкнулись с большими трудностями и борьбой за выживание.
Дети ГУЛАГа
В результате сталинского террора и массовых репрессий сотни тысяч родителей были арестованы и помещены в печально известные лагеря ГУЛАГа. Постановление № 2213 гласило, что дети в возрасте до двух лет должны содержаться в заключении вместе с матерями, поэтому многие маленькие дети были отправлены в ГУЛАГ и помещены в лагерные ясли[2]. Другие дети на самом деле родились в ГУЛАГе, потому что некоторые заключенные были беременны по прибытии, а другие забеременели в лагерях (подробнее о беременности и родах в ГУЛАГе см. предыдущую запись в блоге ЗДЕСЬ). Жизнь детей, оказавшихся в лагерных яслях, была ужасной. Их часто заставляли жить в крайне антисанитарных условиях, в самых холодных, старых бараках, с нехваткой одеял, а в скудном пайке не хватало необходимых питательных веществ и витаминов. Качество оказываемой помощи было ужасным; детьми пренебрегали, и им уделялось минимальное внимание из-за сообщений о том, что медсестры кормили детей обжигающе горячей пищей и часто оставляли их часами сидеть на горшках, в результате чего многие страдали от выпадения прямой кишки. В результате уровень младенческой смертности в ГУЛАГе был чрезвычайно высок, а выжившие дети получили серьезные физические и психологические травмы. В своих мемуарах Евгения Гинзбург рассказала о том, как она была потрясена, обнаружив, что многие дети старшего возраста в одном лагерном питомнике даже не разговаривали, а вместо этого общались невнятным воем.[4]
Кормление детей в яслях лагеря ГУЛАГа – изображение Кэти Фриерсон и Семена Виленского, Дети ГУЛАГа (Yale University Press, 2010), 311
В 1935 году была введена статья 12 Уголовного кодекса также разрешалось приговаривать детей с двенадцати лет как взрослых и интернировать в ГУЛАГ. Этот закон использовался для задержания детей тех, кто ранее был арестован за политические преступления на основании убеждения, что «яблоко от яблони никогда не падает далеко». [5] Многие беспризорники, беспризорники, также известные как Безпризорные, также совершали преступления (чаще всего кражи), и многих в качестве наказания отправляли в лагеря, где они жили в голых, грязных камерах в жестоком мире, где они общались со старшими. , более опасные преступники. Олег Хлевнюк описал, как многие пожилые уголовники жестоко обращались с молодыми людьми, часто используя их для сексуальных услуг или принуждая заниматься проституцией.[6]
Идентификационные фотографии арестованных детей-изображение, снятое из Катриона Келли, Детский мир: взросление в России 1890-1991 гг.
Многим детям также пришлось столкнуться с ужасающей перспективой изгнания. Обычно мишенями были набожные религиозные последователи, этнические меньшинства и «кулаки» (крестьяне, сопротивлявшиеся коллективизации). Многочисленные семьи были схвачены и насильственно переселены в отдаленные и необитаемые районы Крайнего Севера России, такие как Урал, Северная Сибирь или открытые степи Казахстана. Многим семьям дали немногим более часа, чтобы собрать достаточно еды и припасов для «новой жизни». Антонина Головина вспоминает, как мать быстро завернула ее в теплую шерстяную шаль, когда пришла команда уходить, но ее убрали и ей не разрешили взять, хотя они направлялись в арктические условия[7]. Путешествие в изгнание было трудным и изнурительным: семьи были упакованы в переполненные, плохо отапливаемые и грязные вагоны для перевозки скота в течение нескольких дней или недель подряд. В одном письме председателю ВЦИК рассказывалось, как тысячи детей умерли от голода или болезней во время пути в ссылку, чтобы быть захороненными в братских безымянных могилах[8].
Безымянные могилы погибших «спецпоселенцев» — некоторые из них имеют длину всего 4 фута. Изображение взято из Кэти Фриерсон и Семёна Виленского, Children of the Gulag (Yale University Press, 2010), 103
По прибытии выжившим поселенцам пришлось довольствоваться проживанием в примитивных землянках , вырытых грязевых ямах. из земли и покрытый ветвями и грязью, чтобы сохранить как можно больше тепла. Откапывая эти холодные, сырые убежища, ссыльные также должны были изо всех сил находить пищу для своих семей: они прибыли с небольшим количеством инструментов или другой провизии, чтобы помочь им, и многие поселения были полностью отрезаны от снега. Это означало, что еще тысячи детей умерли от голода. Ссыльные дети также столкнулись с рядом других опасных для жизни заболеваний. Недостаток витаминов вызывал цингу и недоедание, многие заболевали тифом, малярией, туберкулезом и пневмонией, не имея возможности получить медицинскую помощь. Как объясняет Верт, ситуация в изгнании была критической для детей, которые становились главными жертвами болезней и смерти. Например, в одном поселке, состоящем из 350 семей, в первые месяцы от эпидемии скарлатины умерло 180 детей. В другом островном поселении из 14 000 депортированных, погибших там в период с июня по август 1931, 76% из них были моложе 12 лет, и в одном отчете за январь 1932 г. признавалось, что в Нарымской области смертность детей в возрасте до трех лет достигала 12% в месяц, а Сибирь стала местом действия огромного количества детская смертность.[10]
Сталинские сироты
Беспризорники вместе с «детьми врагов народа» все чаще попадали в государственные детские дома, где их судьба была далеко не счастливой. Алан Болл утверждает, что условия в некоторых советских детских домах были такими же плохими, если не хуже, чем жизнь на улице, а Дебора Хоффман согласна с тем, что в сталинскую эпоху высокий приток детей в государственные детские дома (по 5000-10000 детей каждый год в течение 1930 с; в то время как только в Москве к 1 июня 2939 года 1 года 1938 года в детские дома было отправлено 15 347 детей репрессированных родителей), условия становились все более тяжелыми, что приводило к переполненности и острой нехватке.[11]
Голод и недоедание были обычным явлением в детских домах, многие дети были вынуждены совершать набеги на близлежащие мусорные баки в поисках пропитания, и были сообщения о том, что дети лакали жидкий суп прямо из сложенных чашечкой рук из-за нехватки мисок. [12] Нехватка одежды и обуви привела к тому, что детям часто приходилось ходить босиком по снегу, и в одном из детских домов инспектор зафиксировал 46 детей с обморожением ног[13]. Трем-четырем детям часто приходилось делить грязный матрац без одеял, в то время как другие спали в печах или ютились на голом полу, прикрываясь всем, что попадалось под руку, например, старыми занавесками. Один детский дом в Вятке даже выдал детям мешки для сна[14].
В самих учреждениях были обветшалые стены, не было отопления и полного отсутствия умывальников, из-за чего детские дома все чаще называли «выгребными ямами». Детей купали только с интервалом в несколько недель; одна группа детей даже писала, что баню им разрешали посещать только раз в два месяца, а чистое белье выдавали еще реже. Во многих детских домах не было туалета, поэтому дети справляли нужду во дворах, коридорах и даже в собственных кроватях.[15] Сироты обычно страдали от таких болезней, как сыпной тиф, малярия, дизентерия, цинга, рахит, стригущий лишай и вши из-за их ужасных условий и плохой гигиены. Бывшие заключенные описывали, как тела умерших складывали в кучи, где их держали до тех пор, пока их не набралось достаточно, чтобы их увезли и кремировали, а в отчете одного инспектора описывалось, как он был свидетелем того, как дети вынуждены были жить и спать в течение нескольких дней в той же кровати, что и трупы других детей. Смертность среди детей в некоторых украинских детских домах фактически достигала ста процентов[16].
Те, кому удалось пережить болезнь и смерть в детских домах, также столкнулись с угрозой избиения, жестокого обращения и издевательств со стороны пожилых жителей, а также есть бесчисленные истории о жестоком нападении надзирателей на детей или даже изнасиловании. маленькие сироты на их попечении. Многие дети подвергались жестоким избиениям со стороны своих директоров, а другие помнят, как их бросали в «карцеры» за малейшую провинность. Один ребенок рассказал, как директор часто вытаскивал детей из кроватей за волосы, бил их головами о стену, а затем угрожал им своим револьвером. [17]
Безпризорный : Жизнь на улицах
Некоторые дети избежали жизни в приюте, убегая. Эти банды бездомных детей или Безпризорных стали обычным явлением в советских городах в сталинскую эпоху. Большинство зарабатывали на жизнь собирательством мусора, попрошайничеством, карманными кражами, мелкими кражами и проституцией. Многие быстро пристрастились к сигаретам, алкоголю и даже кокаину, пытаясь убежать от ужаса и тягот своей повседневной жизни. Они жили в ужасных условиях, особенно в морозные зимние месяцы, одетые в «заросшие вшами, грязные одежды» и «обмотанные газетами босые ноги». Чтобы согреться ночью, Безпризорный спал в грязных котлах, мусорных баках, общественных туалетах, а некоторые даже зарывались в землю в неглубоких землянках[18]. 118 некоторые попытки «реабилитировать» Безпризорных путем создания специальных детских домов, коммун и колоний, целью которых было перевоспитание и реинтеграция бездомных детей в респектабельное общество[19]. ] Однако большинство Безпризорников упорно отказывались поступать в эти учреждения, а те, кого насильно сгоняли, тысячами бежали, возвращаясь к жизни на улицах. С 1935 года специальным советским декретом на несовершеннолетних преступников распространялись полные меры наказания для совершеннолетних, а это означало, что любой задержанный мог быть просто заключен в тюрьму.
Заключение
Хотя сталинская пропаганда могла представить идеализированный «сказочный» образ советского детства, характеризующегося счастливой невинностью, для некоторых реальность была совсем другой. Многие дети были оторваны от своих семей, отправлены в ГУЛАГ, отправлены в ссылку, отправлены в детские дома или оставлены на произвол судьбы на улице. Большинство этих детей пережили тяжелые физические и психологические травмы, а те, кто выжил, часто несли это клеймо с собой во взрослую жизнь.
Для получения дополнительной информации см. : Фильм: Дети ГУЛАГа (Java Films)
Об авторе:
Виктория Берд только что получила степень бакалавра истории в Университете Суонси, Великобритания. На последнем курсе Виктория специализировалась на истории коммунистической Восточной Европы, а также провела исследование и написала свою историческую диссертацию на тему «Безпризорни: результат массовых арестов и системы трудовых лагерей».
[1] Катриона Келли, Детский мир: взросление в России, 1890–1991 (издательство Йельского университета, 2007)
[2] Энн Эпплбаум, ГУЛАГ: история (Penguin Books, 2004), 292; Кэти А. Фрирсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа (издательство Йельского университета, 2010), 310–313
[3] Евгения Гинзбург, В вихре (Коллинз Харвилл, 1989) 4; Катрина Келли, Детский мир , 241
[4] Евгения Гинзберг, 9 лет0215 В вихре, 4
[5] Катриона Келли, Детский мир , 237
[6] Олег Хлевнюк, История ГУЛАГа: от коллективизации до Большого террора (Yale University Press, 2004) 124
[7] Орландо Файджес, Шепчущиеся , 95
[8] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа , 100 – 103
[9] Маленькая Дебора Хоффман, Враги 90 Дети в тени ГУЛАГа , (Slavica Publishers, 2008), 41
[10] Николас Верт, Остров каннибалов: смерть в сибирском ГУЛАГе (Princeton University Press, 2007), 44-56
[11] Алан Болл, и сейчас Моя душа ожесточилась : Брошенные дети в Советской России 1918-1930 (Калифорнийский университет Press, 1994) 98; Дебора Хоффман, Самые маленькие враги, 81; Шейла Фитцпатрик, Повседневный сталинизм: обычная жизнь в необычные времена; Советская Россия в 1930’s (Oxford: Oxford University Press, 1999) 150
[12] Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115
[13] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 254
[14] Дженн Гейт и Кэтрин Джоллак, Голоса ГУЛАГа, Устные истории советского заключения и изгнания (Palgrave Macmillan, 2011) , 125; Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115
[15] Алан Болл, 9 лет0215 И теперь моя душа ожесточилась , 116; Дебора Хоффман, Самые маленькие враги, 98
[16] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 58, 117; Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115; Катриона Келли, Детский мир , 201
[17] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 56
[18] Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 30–32, 72
[19] Люси Уилсон, Новые школы Новой России, ( Vanguard Press, 1928), 100
Нравится:
Нравится Загрузка.