Хобби для подростков интересные: как найти свое хобби подростку

Чем занять подростка: помогаем выбрать хобби

09.03.2022

Человеку — и юному, и взрослому — необходимо дело для души. Учеба, тренировки и занятия без передышки часто приводят к выгоранию. И не только: известно, что подростки с увлечениями менее склонны к рискованному поведению, чем ребята, у которых их нет.

Хобби может сыграть значительную роль в формировании жизни и карьеры. Но даже если оно не приносит видимой пользы, то помогает поднять настроение, снять стресс и расслабиться!  

Необходимо помогать детям плодотворно использовать свободное время, благо в современном мире доступно множество занятий.  Главное условие — хобби должно приносить удовольствие!

Спорт особенно актуален примерно до конца подросткового возраста — он развивает физическую силу, пластику, ловкость, самодисциплину. В этой сфере — огромное разнообразие: помимо традиционных занятий, много новых — скалолазание, картинг, фехтование, бильярд, кикбоксинг, флорбол…

Взрослея, ребятам важно расширять границы своих познаний, искать интересную информацию и тренировать мозг. В этом им помогут:

Программирование

Перспективное направление не только в плане профессии, но и интересное времяпрепровождение — заставлять сложные приборы работать!

Робототехника

Быть с техникой «на ты» — нереально круто! Это занятие мотивирует изучать школьные предметы, которые нужны для создания умных машин.

Изучение иностранных языков

Речь не о том, чтобы «подтянуть» школьные хвосты, а об интересе к языку — к стихам, прозе, фильмам, песням, к стране, где на нем говорят.

Настольные игры

Шахматы развивают логику, интеллект, мышление, как и игра «Го» — вторая по популярности в мире. В нее играли Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Сергей Брин (основатель Google). Правила достаточно просты, но чтобы выиграть, игроку требуется определенная работа ума. Почему бы не попробовать?

Писательство

Очень популярная сегодня тема. Начать стоит с дневника, а затем, научившись формулировать мысли, заняться ведением блога — делиться своими мыслями, позитивными новостями, достижениями или научными знаниями.

Не менее полезны занятия творческие:

Живопись

Позволяет материализовать мысли, желания, чувства, а также учит видеть предметы «в другом свете».

Фотография

С таким хобби все значимые моменты будут сохранены в лучшем виде! Фотограф сродни художнику: он подмечает то, что не всем дано увидеть.

Чтение

Книги помогают не только «набраться ума»: чтение погружает в другой мир, в другую эпоху и даже перемещает на другую планету.

Канзаши

Подойдет любительницам красивых вещей японская техника изготовления заколок с многослойными цветами из различных лент и бусин — уложенные в форме лепестков, ленты плотно склеиваются между собой.

Кулинария

Не только творческий процесс, но и очень важный жизненный навык. Подросток, видя каждый ингредиент, который используется для приготовления еды, начинает по-другому смотреть на то, что он ест. И это — первый шаг к здоровому образу жизни.

А это занятие для тех, у кого найти хобби не получается — волонтерство. Главное в этом деле — желание помогать.

Подросткам необходимо общение, и хобби — возможность подружиться с близкими по духу людьми. Существуют клубы по интересам, объединяющие, например, любителей шахмат или литературы, программирования или живописи.  Это еще и обмен опытом, идеями, получение новых импульсов для развития. 

Если сложно подобрать для подростка хобби — звоните на Детский телефон доверия — 8 800 2000 122 — наши специалисты помогут вам в этом!

Поделиться в соцсетях:

Вернуться к списку статей

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. К сожалению, проблема увлечений остается еще мало освещенной в современной психологической литературе.

С нашей точки зрения, увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами — с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка.

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу Наша рабочая классификация [Личко А. Е., 1973; Скроцкий Ю. А., 1973] была основана на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, радиотехнике, древней истории или к разведению цветов, певчих птиц и т.

 д.). К этой же группе относятся любители постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда за пускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта (например карате, ставшее модным в 70-х годах среди подростков мужского пола) а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определенном физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т.

 п. Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. К телесно-мануальным увлечениям особенно склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.

Накопительские увлечения — это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ.

Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам.

Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы — участие в любительских эстрадных ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования — все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или в случаях страсти к броской одежде от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области.

Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель — демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера.

Азартные увлечения — картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т. п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков.

Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая, болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведения, формой общения и т. п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подобном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивым и конформным подросткам.

Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т. е. относиться к разным типам хобби. Например, увлеченное занятие музыкой может служить удовлетворению эстетической потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, «выделиться» среди окружения, или даже просто быть одним из мануальных хобби, когда желание бренчать на гитаре рождается так же, как научиться плавать, ездить на велосипеде или водить автомашину. Все то же можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. Даже коллекционирование не всегда является накопительским хобби. Александр Ф. коллекционировал фотографии модных джазовых ансамблей, увесил ими стены своей комнаты от пола до потолка. Его комната стала местом паломничества других подростков, а он играл роль гида. Здесь коллекционирование скорее подталкивали эгоцентрические стремления, чем просто жажда накопительства.

Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений.

Разным типам акцентуаций и психопатий свойственны как определенные типы хобби, так и некоторые другие их особенности. Для неустойчивых и конформных предпочтителен информативно-коммуникативный тип, для истероидов эгоцентрический, для эпилептоидов — накопительский и азартный.

Шизоиды порой удивляют необычностью и изысканностью своих увлечений. Гипертимные подростки склонны часто менять разные виды увлечений, циклоиды — то бросать их, то снова возвращаться к прежним увлечениям.

Подростковые хобби имеют не только диагностическое, но и реабилитационное значение [Драбкин Б. 3., Трифонов О. В., 1973; Личко А. Е., Рубина Л. П., 1974]. Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии [Личко А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973] или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод— хобби-терапия [Скроцкий Ю. А., 1978].

32 уникальных и забавных увлечения для подростков