Из чего формируется личность человека? | Психология
Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.
Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».
И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан.
Фото: Depositphotos
Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.
Такая точка зрения очень выгодно подается в школе. Учителю достаточно «правильно» и регулярно воздействовать на родителя, дабы родитель, в свою очередь, так же «правильно» сформировал свое дитя.
Кроме того, данное расхожее мнение пропагандируется во всех современных тренингах и внушаемом нам образе «позитивных мыслей», типа: «верьте в успех и все у вас получится» и «мысли, как миллионер, и станешь миллионером».Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»
В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?
«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).
Почему социальная значимость такой важной составляющей, как врожденные особенности личности, сводится на нет?
А как же врожденные способности?
Фото: Depositphotos
Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.
Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.
Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?
И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…
…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!
И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится.
А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».
Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!
Фото: Depositphotos
…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!
Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.
- Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?
А примеров подобного рода на самом деле великое множество!
И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!
Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям и т. п. И вот эта часть свойств человеческой личности — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».
Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде.
Фото: Depositphotos
Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?
По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.
Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.
Теги: формирование личности, развитие личности, социальная значимость, особенность личности, качества личности, свойства личности, человеческая личность, личность
MODERN MAN PERSONALITY FORMATION AS A CAPACITY FOR INTEGRATION IN THE SOCIETY
Попович А. П.
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
На обсуждение выносятся вопросы преодоления проблем и противоречий при создании условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить процессы становления гармоничной личности. Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, формирование его духовного стержня. Утрата морально-этического действующего начала в современных общественных отношениях показана как реальная угроза самоуничтожения человечества. Является проблемой интеграция личности в общество, в котором государственные отношения выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов и юридического права.
Ключевые слова: воспитание, общество, самоактуализация личности, образование, интеграция, нравственные ценности, духовность, правовые основы.
Popovich A.P.
PhD in Pedagogy, Associate professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin»
MODERN MAN PERSONALITY FORMATION AS A CAPACITY FOR INTEGRATION IN THE SOCIETY
Abstract
Discussion raises questions of overcoming problems and contradictions in creating conditions for the formation and development of a person as a personality and the inability of upbringing system and education to ensure the development of a harmonious personality. Upbringing is a universal process of becoming a Man, the formation of his spiritual core. The loss of moral and ethical principle in modern social relations is shown as a real threat to the self-destruction of mankind. The problem is in personality integration into a society in which state relations are built on the basis of benefits, state interests and legal rights.
Keywords: upbringing, society, self-actualization of the person, education, integration, moral values, spirituality, legal basis.
Современный человек сегодня вынужден сталкиваться с глобальными проблемами практически во всех сферах жизнедеятельности, общественной, экономической, политической и др. Обострившийся кризис общества практически на всех континентах ставит перед педагогической общественностью, воспитателями, учителями, сложнейший вопрос: каким должен быть современный человек, ученик, ребенок? Идеи великих гуманистов и филантропов «не канули в прошлое», но вряд ли они в «чистом» виде могут лечь в основу воспитания человека третьего тысячелетия. Гуманизм, как основа воспитательного процесса, даже во вполне благополучной Европе, сталкивается с необходимостью преодоления проблем и противоречий, создания условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить эти процессы становления. Гуманистический подход понимается как обращение к человеку, уважение его достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия его способностей [1]. Но давайте будем объективными, сможет ли молодой человек, воспитанный на таких принципах, адаптироваться в современном социуме? Маловероятно. Утверждение о том, что в последние годы гуманизм в воспитательно-образовательной системе стал ведущим, а с другой стороны — терроризм, религиозный радикализм, обострившиеся межэтнические конфликты требуют от педагогов воспитания не только гуманистических взглядов детей, но и способностей современного человека отстоять, защитить свою собственную культуру, нравственность. А этого нельзя добиться только лишь усилиями гуманистического компонента формирования личности. Да у нас, как у наследников советской педагогики, существует облик «советского человека», гармонично развитой личности, воспитанного на принципах глубочайшего патриотизма и любви к Родине [2]. Откровенно могу сказать о своей «близости» именно к такому типу людей, но осознаю, что «он» уже в прошлом. Удивление вызывает псевдо-патриотизм педагогов, создающих и пропагандирующих образ «новых русских» или «настоящего украинца», европейца. Думаю, что сегодня надо говорить о необходимости воспитания и способности к интеграции «человека мира». Определение далеко не ново. Предвижу, что государственные деятели меня могут дополнить — «а где гражданственность, патриотизм?» Конечно, я лично именно за такие формы и принципы воспитания, но это уже прерогатива государства [3]. Платные секции, кружки, репетиторство, пособия и арендованные учебники, вряд ли будут способствовать формированию у детей высокой гражданской позиции. До сих пор с восторгом открываю для себя величайшего педагога двадцатого столетия А.С. Макаренко. Многое использовал бы в современной школе из его педагогического наследия, но за окном «иные времена». Ю.В. Азаров, величайший педагог-гуманист современности, сердцем и душой воспринимающийся учителями и родителями в «чистом виде», тоже не решит проблемы воспитания. Поэтому все наши мысли, исследования, теории, эксперименты ведут нас к истокам, что вполне закономерно, к священным книгам — «Библии», Корану, Талмуду, в которых излагались нормы поведения, детализированные наставления о том, как себя должны вести дети и родители. Античные мыслители Сократ, Платон и др. сформировали некоторые общие теоретические положения педагогики. Методологические позиции Демокрита и Сократа обозначили два различных подхода в воспитании, актуальных и сегодня [4]. Период средневековья до Нового времени тоже прошел под знаком соперничества спартанской и афинской систем воспитания. И, наконец, идеи Я.А. Коменского созвучны с идеями Сократа и Платона.
Приоритет воспитания над обучением, значимость нравственного воспитания и преимущества индивидуального подхода семейного воспитания над общественным, провозглашенным Дж. Локком, нашедшими отражение в работах Дидро и Песталоцци, говорят о гуманистической направленности педагогической мысли Нового времени. Вместе с тем, нельзя забывать о природной доброте человека [5]. Но современная школа явно недооценивает значимость и значение в процессе гармоничного воспитания человека трудовой деятельности. К сожалению, приходится констатировать факт того, что педагоги, в большинстве своем, отвергают возрастающую роль различного труда во всем его многообразии. «Трудовые школы» Г. Кершенштейнера не в почете, а «идеологи» сегодня напоминают, что ручной труд в древности был уделом рабов, и значимость его в практическом применении сегодня невысока и низкооплачиваемая. Но можно ли вести речь о гармоничном воспитании современного человека без трудового? Анализ теоретического наследия К. Маркса, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского подтверждают незыблемость постулата обучения на основе труда и трудового воспитания [6]. Поиск иных путей формирования подрастающего поколения неперспективен. Государственная политика в области образования всячески этому должна способствовать, создавая материальную базу для воспитания гражданина, патриота, гармонично развитой личности [6].
Обозначив проблемы которые есть сегодня в воспитании человека, я особо хочу подчеркнуть ту роль и значимость, которые играют в этой связи воспитание у человека здорового образа жизни, сохранение социального и индивидуального здоровья. Ситуация в современной России, и не только, складывается таким образом, что численность учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, за последние 10-15 лет увеличилась в два раза. В вузах эта цифра приближается к 35%. Положение в общеобразовательных учреждениях еще более удручающее. Официальная статистика говорит о том, что ухудшение состояния здоровья населения является прямой угрозой безопасности государства [7].
В современном обществе традиционно и совершенно справедливо бытует мнение о большом влиянии на гармоничное развитие и воспитание, физической культуры. Но необходимо признать, что проблемы воспитания у человека физического и социального здоровья, носят многоуровневый, интегративный характер и только лишь усилиями представителей физической культуры и спорта они не решаются. Популярное в последнее время понятие «социальное здоровье» в значительной мере характеризует экономический и социальный потенциал страны, исторически обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды, менталитетом и образом жизни населения, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни граждан, семьи, общества [8].
Сегодня можно прямо говорить об угрозе существования людей, по информации Римского клуба, по сути, являющейся причиной большинства остальных глобальных проблем — это утрата морально-этического действующего начала в общественных отношениях, что при существующих возможностях научного, технического, информационного потенциала делает реальным самоуничтожение человечества. Тысячелетиями народная мудрость, религиозные учения вырабатывали правила взаимоотношений человека с самим собой, окружающими людьми, с природой. А быть Человеком общественным — заложено в нашей природе: не развиваются психика и интеллект у детей, воспитывающихся не в человеческом обществе, и дичают люди, оказывающиеся в силу обстоятельств без общения с другими людьми. Но современные средства коммуникаций ограничивают прямое «живое» общение человека в социуме, и, тем не менее, процессы глобализации продолжают объединение человечества [2].
Только лишь воспитанием вырабатывались, по большей мере, те качества характера, от которых зависели взаимоотношения с окружающими . В то же время всегда существовало стремление ограничить масштабы и качественное содержание этой общности делением, которое сегодня выражается в гражданской, корпоративной, национальной и конфессиональной идентификации. Взаимоотношения между людьми, с древнейших времён осознания ими своей человеческой сущности, до сих пор регулируются всё-таки морально-этическими нормами, базирующимися на представлениях о справедливости, то отношения между государствами и корпорациями выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов, в лучшем случае, на основании юридического права. Да, мы можем объяснить существование и проявление в различных формах человеческого вандализма, мошенничества, корысти и моральных извращений предвзятой установкой сознания тем, что греховна сама природа человека. Однако из истории можно извлечь примеры не только жестокости, но и беззаветного противостояния ей, служения добру и справедливости даже ценой утраты благополучия, здоровья и самой жизни [8]. Такие примеры, когда речь идёт о серьёзных страданиях, мучениях, нельзя объяснить влиянием только общественного мнения. Нет, здесь внутренне присущие личности качества характера и поведения, сформированные воспитанием. И.П. Павлов определил воспитание как «механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». Действительно, мы можем вести о генетической памяти, которые основываются на условном рефлексе подражания для адаптации к окружающей среде. Цель воспитания – выживание и развитие. Необходимо говорить также о том большом влиянии, которое оказывается на человека извне, то есть, государственными и общественными институтами воспитания, что, в общем, соответствует целям не только предшествующих форм цивилизации, но и нашему сегодняшнему «рыночному» обществу [9]. В нем произошел надлом специальных институтов воспитания (семья, школа), но зато очень действенны влияющие непосредственно и актуально реалии выживания и адаптации к различным срезам социума и современные средства коммуникации. Человек по своей сущности и глубине, в процессе своей жизнедеятельности осваивает культуру, традиции, ценности, нормы общества. В процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные учреждения, средства массовой информации и др. На наш взгляд, воспитание это во многом мотивационная составляющая, побуждающая ребенка активно стремиться к познанию, творчеству, справедливости, альтруизму, здоровому образу жизни, совершенствованию, личностному росту. Велика роль и значение организации воспитывающей окружающей среды, родительского и педагогического сопровождения, помощи ребёнку в этом процессе. Важен также опыт поколений передаваемых от старших к младшим. Можно обобщить: воспитание – это приобщение ребенка и молодого человека к культурной жизнедеятельности посредством влияния старших поколений на младшие. Н.Н. Никитина (Ульяновск): «Сущность, основное назначение воспитания – в формировании духовного стержня человека – его внутреннего духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе». Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, длительность которого, уровень достигаемой зрелости зависят от личностных потенций. Сегодня школьный учитель и педагог открещивается от воспитания. Ссылаясь на то что он носитель знаний, то есть образования, а воспитанием должна заниматься семья и родители. И в самом деле, нужно ли образовательным учреждениям заниматься воспитанием? Не становится ли таким образом институт государственного воспитания механизмом манипулирования, формирования адаптированных под социальный заказ индивидов с ущербным процессом саморазвития и самоактуализации? А как сейчас, опять-таки по факту, происходит социализация детей и молодежи в нашем обществе, где практически почти не присутствует государственное воспитание?
К примеру, проблема укрепления здоровья нации, народов, государственными чиновниками, особенно из стран Восточной Европы решается очень просто, считая, что проблемы здоровья в недостаточной мотивации своих граждан к двигательной деятельности [10]. Но это глубочайшее заблуждение. Проблема воспитания подрастающего поколения не только в противодействии гиподинамии, а существующая прямая зависимость от следующих факторов, которые не решаются гуманитарными государственными структурами:
- экология;
- низкое недостаточное медицинское обслуживание;
- наследственность (генетика)
- социально-экономические, геополитические факторы;
- широкое распространение среди молодежи вредных привычек;.
Создавая воспитательные, образовательные программы, выстраивая ориентиры гражданского воспитания, мы должны понимать, что колоссальное влияние на формирование человека оказывают:
- менталитет населения (национальный характер),
- образ жизни населения;
- социально-экономические, геополитические, географические, культурно-исторические, религиозные и др. факторы [9].
Необходимо учитывать либеральную глобализацию и ее воздействие воспитательного характера на человека. Культивируемое потребление, создает современный тип социальной личности-приобретателя, циника, прагматика. Соответственно, очень близка для такого общества грань энтропии и саморазрушения. Слагаемые части гармоничного воспитания человека, начиная с детства, основываются на родительской любви, здоровом питании, стимулирующей роли физической культуры и комфортной социальной среде. К сожалению, особенно молодые семьи, не всегда имеют такие возможности, плюс к этому, приоритетность молодежи в получении образования, развития собственной карьеры, не способствуют воспитанию своих детей, формированию целостной социальной личности [2].
В условиях либеральной глобализации и дегуманизации современного общества, значительная роль в воспитательном процессе отводится формированию воспитания здорового образа жизни и социальной зрелости человека, как в семье, так и образовательной системой в целом. Именно от этого союза зависит будущее подрастающего поколения и общества в целом.
Список литературы / References
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. / В. А. Сухомлинский // Госучпедиздат, Минпросвещения РСФСР. – Москва – 1961. – 220 с.
- Сергеева В. П. Основы семейного воспитания. / В. П. Сергеева // М.: Академия, 2010. – 192с.
- Кадцын Л. М. Основы педагогики в профессиональном образовании. / Л. М. Кадцын, В. И. Пачиков // Монография. – Екатеринбург.: РГППУ,2012. – 392 с.
- Коровин С. С. Физическая культура и личность. / С. С. Коровин, В. А. Востриков, О. И. Тихомиров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург. – 2004. – 288 с.
- Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. / Б. П. Вышеславцев // М.: Республика, 1994. – 368 с.
- Ушинский К. Человек как предмет воспитания. / К. Ушинский // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.– 576 с.
- Николаев Ю. М. Содержание и виды физкультурно–спортивной деятельности. / Ю. М. Николаев. // Учебно-методическое пособие. СПБ, Олимп, 2007. – 100 с.
- Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. // Уч. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
- Якимов А. М. Основы тренерского мастерства. / А. М. Якимов. // М.: Спорт, 2015. – 175 с.
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. / А. М. Митяева. // 2-е издание – М.: Академия, 2010 – 192 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Suhomlinskij V. A. Duhovnyj mir shkol’nika [Spiritual world of the student] / V. A. Sukhomlinsky // Hoscheidt, Ministry of education of the RSFSR. – Moscow – 1961. 220 p. [in Russian]
- Sergeeva V. P. Osnovy semejnogo vospitanija [Basics of family education] / V. P. Sergeev // Moscow: Akademiya, 2010. – 192 с. [in Russian]
- Kadcyn L. M. Osnovy pedagogiki v professional’nom obrazovanii [Fundamentals of pedagogy in professional education] / L. M. Katzin, V. I. Pachikov // Monograph. – Yekaterinburg.: Rgppu, 2012. – 392 p. [in Russian]
- Korovin S. S. Fizicheskaja kul’tura i lichnost’ [Physical culture and personality] / S. S. Korovin, V. A. Vostrikov, O. Y. Tikhomirov // Materials of all–Russian scientific-practical conference. – Orenburg. – 2004. – 288 p. [in Russian]
- Vysheslavcev B. P. Jetika preobrazhennogo jerosa [Ethics of the transformed Eros] / B. P. Vycheslavant // Moscow: Respublika, 1994. – 368 p. [in Russian]
- Ushinskij K. Chelovek kak predmet vospitanija [Man as a subject of education] / Ushinsky K. // M.: fair-PRESS, 2004. – 576 p. [in Russian]
- Nikolaev Ju. M. Soderzhanie i vidy fizkul’turno–sportivnoj dejatel’nosti [the Content and types of sports activities] / Yu. M. Nikolaev. // Educational–methodical manual. S–PB, Olympus, 2007. – 100 p. [in Russian]
- Vasil’eva O. S. Psihologija zdorov’ja cheloveka. Jetalony, predstavlenija, ustanovki [the Psychology of health. Standards, performance, installation] / O. S. Vasilieva, F. R. Filatov. // Uch. textbook for University students. – Moscow: Academy, 2001. – 352 p. [in Russian]
- Jakimov A. M. Osnovy trenerskogo masterstva [Fundamentals of coaching excellence] / A. M. Yakimov. // M.: Sport, 2015. – 175 p. [in Russian]
- Mitjaeva A. M. Zdorov’esberegajushhie pedagogicheskie tehnologii [Health saving pedagogical technologies] / A. M. Mitiaeva. // 2–nd edition – Moscow: Akademiya, 2010 – 192 p. [in Russian]
формирование личности | это… Что такое формирование личности?
объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
Становление человека | Монтессори 150
“ Спряжение глаголов вызывает своего рода философский анализ, который помогает понять, что глагол в предложении представляет собой голос, говорящий о действии. Это не указание на действие, фактически выполняемое говорящим. Такое рефлексивное исследование глагола также пробуждает в сознании представление о разных широтах времени. Неправильные глаголы, в противном случае такие трудные для изучения, уже существуют в языке, на котором говорит ребенок, и теперь остается только «обнаружить», что они неправильные. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 95
» На современном этапе цивилизации одна из наиболее неизбежных опасностей состоит в том, чтобы пойти против законов природы в воспитании ребенка, задушить и уродовать его заблуждением распространенных предрассудков. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 66
“ Чтение, таким образом, проникает непосредственно в уровень культуры, ибо эти упражнения не ограничиваются только чтением, а составляют часть прогресса в познании — изучение собственного языка. В ходе этого блестящего процесса развития встречаются и преодолеваются все грамматические трудности. Даже те мельчайшие вариации, применяемые к словам, когда их приходится приспосабливать к деталям выразительной речи, таким как приставки, суффиксы, склонения и т. д., становятся интересными объектами исследования. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 95
“ Что касается чтения, то оно в известном смысле уже подразумевается в упражнении с подвижным алфавитом. В совершенном фонетическом языке его можно было бы развить без какой-либо дополнительной помощи, если бы существовал сильный импульс к познанию секретов письма. Наши маленькие дети во время воскресных прогулок с родителями подолгу останавливались перед магазинами и успевали расшифровать имена, написанные снаружи, хотя они были напечатаны заглавными буквами, а выучили только буквы подвижного алфавита. курсивом. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 94
» Теперь рука может быть подготовлена для непосредственного отслеживания знаков алфавита с помощью тактильных и мускульных чувств, а не зрения. Поэтому мы подготовили для наших детей буквы, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на гладкий картон. Они воспроизводят по размеру и форме буквы подвижного алфавита. Мы учим детей обводить их так же, как это делается в письменной форме. Это очень простая процедура, которая приводит к замечательным результатам. Таким образом дети штампуют, так сказать, форму букв на своих руках. Когда они начинают писать, спонтанно их почерк становится почти совершенным… »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 93
“ Язык – это одна из характеристик, отличающих человека от животных. Это дар природы, подаренный ему одному. Это выражение его интеллекта. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 79
“ Передвигая предметы, используемые в наших сенсорных упражнениях, детские руки готовятся ко всем действиям, необходимым для письма. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 91
» В период раннего детства они самой природой побуждаются координировать движения рук, что проявляется в их стремлении все трогать, все брать в руки и играть со всем. Рука ребенка в «возрасте игры» сама жизнь ведет к косвенной подготовке к письму. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 91
“ Разговорный язык подобен дуновению воздуха, которое может достичь только близкого к нему уха. Вот почему [люди] с глубочайшей древности искали средства для передачи своих мыслей на большое расстояние и фиксации их памяти. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 79
» Владение искусством письма — это не просто умение, оно представляет собой владение высшей формой языка, добавленной к его естественной форме. Письменная речь дополняет устную речь и интегрируется с ней. Разговорный язык естественно развит у каждого человека. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 79
“ Письмо не тождественно алфавиту. Письмо состоит из серии попыток передать мысль практичным и постоянным способом. Его история насчитывает тысячи лет. Сначала человек пытался изобразить предметы своих мыслей посредством рисунков; затем он попытался символизировать идеи знаками и лишь много позже нашел простое решение в алфавите. ”
Мария Монтессори
Формирование человека, с. 85
“ Таким образом, мы будем использовать своего рода гимнастику для подготовки механизмов руки. Эту подготовку можно сравнить по своей цели с другой, интеллектуальной подготовкой к письму, осуществляемой посредством подвижного алфавита. Ум и рука порознь готовятся к покорению письменности и идут разными путями к одной и той же цели. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 92
“ Упражнения с подвижным алфавитом приводят в движение весь язык. Они провоцируют настоящую интеллектуальную деятельность… Следовательно, эти непрерывные упражнения, с помощью которых строятся как устные, так и письменные слова, подготавливают почву не только для письма, но и для правильного правописания. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 90
» Наш эксперимент, начатый в Риме в 1907 году с детьми от 3 до 6 лет, был, я думаю, первым и единственным примером попытки научить письму путем прямого соединения графических знаков алфавита с разговорный язык без использования книг. Чудесным и неожиданным результатом было то, что письмо происходило «как взрыв» и сразу начиналось целыми словами, которые беспрестанно лились из ума ребенка. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 86
“ Письменная речь гораздо легче осваивается четырехлетними детьми, чем шестилетними. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 81
» Представить письмо в его реальном и простом аспекте, т. е. связать его непосредственно с разговорным языком, уже само по себе является практическим шагом вперед, и это может быть применено как к детям, так и к взрослым. Таким образом, письмо становится формой самовыражения и пробуждает активность, усиленную энтузиазмом, порожденным реальным интересом, очевидным достижением и приобретением новой силы. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 86
“ Поэтому рука тоже нуждается в собственной подготовке. Что необходимо, прежде чем действительно писать, так это научиться писать с помощью серии интересных упражнений, которые составляют своего рода гимнастику, подобную той, которая используется для придания подвижности мышцам тела. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 91
» Владение искусством письма — это не просто умение, оно представляет собой владение высшей формой языка, добавленной к его естественной форме. Письменная речь дополняет устную речь и интегрируется с ней. Разговорный язык развивается естественным образом у каждого [человека]… Язык — это одна из характеристик, отличающих [людей] от животных. Это дар природы, подаренный ему одному. Это выражение его интеллекта. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 79
“ Маленькому ребенку мы даем проводников в мир и возможность познавать его через свою свободную деятельность; старшему мы должны дать не мир, а космос и ясное видение того, как действуют космические энергии в создании и поддержании нашего земного шара. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 6
“ Дети интересуются книгами, когда умеют читать. Это настолько очевидно, что кажется излишним говорить об этом. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 95
“ Письменный язык касается самовыражения. Это очень простой механизм, который нужно внедрить в личность. Его можно анализировать по частям, и именно этот анализ имеет наибольшую ценность. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 86
“ Функция алфавита не принимается во внимание при обычном методе обучения письму. Оно представлено лишь как анализ письменного языка, а не то, что на самом деле является точным воспроизведением устной речи. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 85
“ Поэтому рука тоже нуждается в собственной подготовке. Что необходимо, прежде чем действительно писать, так это научиться писать с помощью серии интересных упражнений, которые составляют своего рода гимнастику, подобную той, которая используется для придания подвижности мышцам тела. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 91
“ Таким образом, письменный язык нельзя рассматривать только как предмет в школах и как часть культуры. Это, скорее, характеристика цивилизованного человека. »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 80
“ Поглощающий разум – поистине чудесный дар человечеству! Просто «живя» и без сознательных усилий, индивид впитывает из окружающей среды даже такое сложное культурное достижение, как язык. Если бы эта необходимая ментальная форма существовала у взрослых, насколько легче было бы наше обучение! »
Мария Монтессори
Становление человека, с. 64
Человеческое формирование
Благодать пробуждает желание «более совершенно соответствовать совершенной человечности Иисуса Христа, Слова, ставшего плотью» (PPF, #80).
Формирование человека на стадиях пропедевтики и ученичества направлено на приобретение самопознания, самопринятия и самообладания в качестве подготовки к самоотдаче. Через отношения, установленные в молитве, духовном руководстве, формировании, консультировании и дружбе, семинарист приходит к новому осознанию своих сильных и слабых сторон и решает оттачивать и укреплять их соответственно.
На пропедевтическом этапе, например, семинарист учится управлять временем, расставлять приоритеты, культивировать досуг, упорядочивать использование технологий, развивать социальные навыки и здоровые дружеские отношения, устанавливать эмоциональные границы и понимать, что значит быть публичным человеком . Он также может обнаружить области психологической неустойчивости, такие как тревога, перфекционизм, депрессия, скрупулезность, компульсивность, плохая самооценка и проблемы, связанные с его родной семьей. Приведенный к молитве, руководству, совету и формированию, семинарист обретает исцеление и силу.
Стадия ученичества начинается, когда внешняя дисциплина уступает место интериоризации, и семинарист начинает брать на себя ответственность за свое формирование. Щедро отвечая на милость Божию, он начинает сопротивляться врагу, тем самым «восходя от хорошего к лучшему в служении Богу» (правило 2). Движимый благородными желаниями, он вырабатывает здоровые привычки к досугу, культивирует близкие братские узы, уверенно раскрывает свои трудности и стремления в становлении, обращается к идиосинкразии и чувствует себя комфортно как представитель Христа и Церкви.
Благодать укрепляет, совершенствует и преображает природу. Но чтобы это преобразование произошло, природа должна быть правильно настроена. Чтобы хорошо начать, пратеологу нужны три незаменимых качества: прозрачность (самооткровение), послушание (готовность учиться) и непоколебимая уверенность в Иисусе, Который желает преображения сердца.
Ниже приведены некоторые аспекты Формирования человека в рамках Предтеологической программы:
Жизнь в обществе
Жреческое формирование происходит в контексте сообщества. Это «продолжение в Церкви апостольской общины, собравшейся вокруг Иисуса», в которой люди, призванные разделить уникальный путь в священстве Христа, переживают сегодня формирование, предложенное Двенадцати Господом» (PDV, #60-61) .
Предтеологи принадлежат к двум общинам: во-первых, общине Предтеологата, и во-вторых, общине дома в целом. Чтобы развивать узы дружбы и милосердия, пре-теологи живут вместе на втором и третьем этажах западного крыла здания, в комнатах, назначенных директором пре-теологии.
Jesu Caritas
Несмотря на то, что они живут вместе как одна община, претеологи дружат с членами своей группы Jesu Caritas . В начале года пре-богословов просят присоединиться к небольшой группе из 3-6 семинаристов (либо из пре-теологии, либо из теологии), с которыми они могут быть открытыми и честными о себе и своих отношениях с Иисусом. Эти более глубокие дружеские отношения призваны поощрять и побуждать дотеологов расти в самопознании, самопринятии, самообладании и самоотдаче.
Пропедевтический семинар
Первокурсники пре-богословского обучения участвуют в пропедевтическом семинаре, групповом еженедельном курсе с двумя кредитами для всех новых семинаристов, который служит расширенной ориентацией по всем аспектам образования. На семинаре рассматриваются такие темы, как управление временем и навыки обучения, основы проницательности, как молиться в священный час, служение, чтение и пение на литургии, конструктивный досуг, этикет, дружба и безбрачие.
Формирование конференции
Предтеологи посещают три формационные конференции в месяц по вторникам в 13:00. Две из этих конференций проводятся с богословием, но раз в месяц тема конференции зависит от этапа и адресована только дотеологам.
Консультации
Пре-богословы пользуются руководством помощника директора психологической и консультационной службы, с которым они периодически встречаются, даже если это не требуется в качестве условия их принятия. Консультирование касается, среди прочего, таких областей, как психическое здоровье, психологическая сила и хрупкость, эмоциональная зрелость, семейные дела, отношения и границы. Знания, полученные в ходе консультирования, способствуют самопознанию, самопринятию и самообладанию. Участие в Программа Augustine Way и группы беспокойства, даже если они не требуются, поощряются для решения этих проблем, которые так распространены сегодня.
Формационные собрания
Не реже одного раза в месяц студенты индивидуально встречаются с директором претеологии, который также является их консультантом по формированию. Ему поручено формирование пре-теологов, директор пре-теологии поощряет, поддерживает и бросает вызов своим людям на пути формирования. Беседы охватывают весь спектр формирующих вопросов, включая управление временем, поведение, братские отношения, зрелость, лидерские качества, отношения с семьей и друзьями, приспособление к семинарской жизни, отношения с духовным руководителем, досуг и отдых, озарения в молитве, рост в добродетели. , желания брака и безбрачия, среди прочего.
Ответы на вопросы формирования реакции | Как узнать, развилась ли у вас реактивная формация
Автор: Сара Фейдер |Обновлено 5 октября 2022 г.
Вы когда-нибудь чувствовали, что не являетесь самим собой? Есть ли какой-то тихий голосок в глубине вашей головы, который говорит вам, кто вы есть, это все притворство? Вы боитесь, что люди могут узнать правду о вас? Или, что еще хуже, вы боитесь, что можете скрыть правду о себе?
Если да, то у вас может быть то, что в психологии называется реактивным образованием. Беспокойство о том, чтобы вписаться в общество, кажется, никогда не исчезнет. На самом деле, некоторые культурные страхи настолько укоренились, что вы можете даже не осознавать, что прячетесь от них. К счастью, вы можете узнать, что такое реактивное образование и как распознать его в себе.
В этой статье вы узнаете о психологии формирования реакции. Вы узнаете, как это определяется. Вы откроете для себя примеры реакционных образований. Вы даже узнаете о том, как формирование реакции связано с защитными механизмами, термин, с которым вы, возможно, уже знакомы.
Давайте приступим к делу и узнаем больше о формировании реакции.
Что такое реакционное образование?
Реактивное образование не всегда является сознательным действием. Часто это механизм выживания, который люди приобретают, чтобы иметь дело с теми аспектами себя, которые им трудно интегрировать в свою личность. Обычно причиной трудностей с определенными аспектами личности является восприятие того, что другие или общество в целом думают об этих чертах или характеристиках.
Реактивная формация обычно представляет собой подсознательное поведение, используемое для преодоления трудностей.
Узнайте больше о себе с онлайн-терапевтом.
Определение реакционной формацииФормирование реакции относится к процессу, посредством которого люди подавляют чувство или желание, которое затем выражается внешне в контрастной или противоположной форме. Иногда это происходит из-за предубеждения против истинных чувств или из-за боязни насмешек или даже страха перед юридическими последствиями, если человек живет в обществе, в котором его желание или черта личности противоречат закону.
Часто человек, который развивает реактивную формацию, перегибает палку, пытаясь убедить других, что они не то, чего они боятся или знают, что они есть.
Примеры формирования реакцииВот несколько гипотетических сценариев, которые являются примерами формирования реакции .
Кто-то очень ценит романтическую любовь и больше всего на свете хочет быть любимым, но боится, что никогда не найдет того, кто полюбит его. Таким образом, они высмеивают любовное поведение, которое видят в других, говорят о том, что они никогда не хотят «успокоиться», и называют любовные жесты «мягкими» или «грубыми».
Человек изо всех сил пытается держать свой гнев под контролем, поэтому он изо всех сил старается казаться вежливым и полезным для других, не чувствуя себя добрым или вежливым.
Кто-то возмущен прошлым опытом свиданий и, чтобы скрыть свою боль, часто делает уничижительные комментарии по поводу пола, с которым они предпочитают встречаться в целом, когда на самом деле они хотят найти кого-то совместимого.
Человек, который обычно не любит других людей и в частном порядке жалуется на различные типы людей, может публично вести себя очень дружелюбно.
Кто-то, кто втайне желает, чтобы они могли выражать гендерную изменчивость, или восхищается чертами, не связанными с назначенным им полом, высмеивает людей, которые не соответствуют определенной гендерной роли.
Человек с расстройством пищевого поведения постоянно говорит о том, как вредно для здоровья переедать или быть толстым, и принижает вес других людей. Если они едят недостаточно, они могут указать на худых людей и обвинить других в расстройстве пищевого поведения, скрывая при этом свое собственное. Или, если они переедают, они могут критиковать других, которые, как они видят, едят нездоровую пищу или едят слишком много, притворяясь, что они лучше контролируют свои привычки в еде.
Человек, находящийся в депрессии, может изо всех сил стараться казаться счастливым в глазах других, чтобы скрыть свое глубокое беспокойство.
Человек, который громко и часто заявляет, что полностью верит в божество, но часто имеет невысказанные сомнения.
Человек, помешанный на сексе или порнографии, презирает и критикует все, что воспринимается как сексуальное.
Человека сильно привлекает кто-то, с кем он не должен быть. Таким образом, вместо того, чтобы выразить свое желание, они выражают ненависть к этому человеку.
Реакция образования
Пока мы говорим о формировании реакции и о том, что это такое, давайте на мгновение обратимся к похожему термину. Иногда люди путают термины «реакция формирования» и «реакция формирования», но это совсем не одно и то же. На самом деле, это даже не родственные понятия.
Реакция формирования обычно не используется в психологии. Это тип химической реакции, которая происходит между молекулами.
Теперь, когда мы разобрались с этим, давайте перейдем к более подробному рассмотрению того, как работает реактивное формирование.
Защитный механизм реактивной формации
Возможно, вы уже знакомы с защитным механизмом. Защитный механизм — это бессознательный процесс, который вы развиваете в качестве реакции или в ответ на определенные факторы стресса, обычно для того, чтобы избежать конфликта, беспокойства или эмоциональной боли. В психологии защитные механизмы также называют защитой эго.
Социальные группы были важной частью человеческого выживания. Одинокий человек не выживает так долго и так легко без цивилизации. Да, это правда, что многие из нас считают, что цивилизация и общество могут усложнить нам жизнь, но представьте, что было бы, если бы каждый человек заботился только о себе. Не будет ни инфраструктуры, ни системы образования, ни сельского хозяйства, ни системы распределения продовольствия. У нас было бы гораздо меньше технологических изобретений, а те, которые существуют, имели бы гораздо меньший охват. Мы нужны друг другу.
И именно поэтому мы чувствуем угрозу на очень глубоком уровне, когда думаем, что являемся исключением из доминирующей группы. Мы чувствуем врожденную угрозу нашему выживанию, и в какой-то степени это чувство верно из-за того, насколько мы зависим друг от друга. Если вас считают аутсайдером в обществе, к которому вы должны принадлежать, это может означать, что у вас будет меньше ресурсов, в том числе меньше людей, на которых можно положиться, когда они вам понадобятся.
Когда мы боимся социального наказания или остракизма, мы можем попытаться очень заметно действовать, противоположное тому, за что мы боимся критики, как в примерах, перечисленных в этой статье.
Как распознать свои защитные механизмыОсобенность защитных механизмов в том, что они часто действуют на бессознательном уровне. Вы можете не знать, какие именно защитные механизмы вы используете, и используете ли вы вообще какие-либо. Но если вы обладаете определенным уровнем самосознания, вы можете раскрыть свои бессознательные стратегии выживания.
Изучение типов защитных механизмов и примеров каждого из них может помочь вам лучше понять, используете ли вы какой-либо из них в настоящее время.
Важно понимать, что защитные механизмы не всегда развиваются из-за того, что мы думаем или верим во что-то плохое. Как люди, мы часто попадаем в ловушку, думая, что нам нужно быть совершенными, чтобы нас любили или ценили, но это не так. Помните, никто не совершенен.
Признаки того, что вы используете защитный механизмДаже если вы не осознаете, что используете защитный механизм, такой как реактивное формирование, вы можете увидеть признаки, которые могут вас насторожить. Вот некоторые подсказки, которые могут означать, что вы бессознательно защищаете свое эго.
- Вам трудно общаться с другими людьми или поддерживать дружеские отношения.
- Вы часто спорите с самыми дорогими для вас людьми.
- Вы пытаетесь контролировать разговоры.
- Вы часто критикуете других, но чувствуете, что вас критикуют.
- Вы чувствуете, что вам нужно отреагировать на незначительный жест или посмотреть в вашу сторону, даже если другой человек ничего вам не сказал или действительно намекнул, что думает о вас что-то негативное.
- Вы унижаете других людей, чтобы чувствовать себя лучше.
Если вы не знаете, что вы подавляете или скрываете, вам нужно искать внутри себя, чтобы узнать, что происходит в вашем уме. Только после того, как вы осознаете проблемы, которые заставляют вас чувствовать угрозу, тревогу или вину, вы сможете изменить свое поведение и отказаться от защитных реакций.
Реактивная формация обычно представляет собой подсознательное поведение, используемое для преодоления трудностей.
Узнайте больше о себе с онлайн-терапевтом.
Как только вы обнаружите какие-либо проблемы, вы можете начать работу по изменению своего негативного поведения, такого как формирование реакции. Реактивное формирование может казаться безопасным, но если вы признаетесь себе в правде, это вызовет у вас довольно много стресса, чтобы поддерживать . И целью создания защитного механизма было избегание стресса. Вам не нужна ваша реактивная формация.
Рассмотрим исследование, которое показывает, что жизнь во лжи вызывает значительный стресс и ухудшает здоровье большинства людей.
Крайние попытки скрыть свое истинное «я» настраивают вас на неблагополучную личность и нестабильную жизнь. Онлайн-консультант или личный консультант могут помочь вам открыто обсудить свои чувства и поведение и, возможно, найти других людей, которые разделяют ваш страх. Знание того, что другие люди чувствуют то же, что и вы, может помочь вам меньше бояться того, кто вы есть, и стать более уверенным в себе.
Как BetterHelp может вам помочь
Иногда вы можете сказать что-то и не осознать, что вы сказали, из-за ваших защитных механизмов. Терапевт в BetterHelp может помочь вам, слушая то, что вы говорите, узнавая это и повторяя вам в ответ, чтобы помочь вам лучше осознать себя. Они также могут побудить вас поговорить о проблемах, с которыми вы чувствуете себя некомфортно, что может быть причиной защитных механизмов. Вы можете встретиться со своим онлайн-терапевтом, не выходя из дома или в любом другом месте, где вы чувствуете себя наиболее комфортно, разговаривая с терапевтом. Вы также можете встретиться в удобное для вас время. Ниже приведены несколько отзывов консультантов от людей, столкнувшихся с похожими проблемами.
Отзывы консультантов
«Мишель потрясающая. Она помогла мне увидеть в себе то, что я иногда отрицаю или не замечаю по собственной воле. Люблю ее!!!»
«Тим просто фантастический. Я периодически проходила терапию с тех пор, как мне исполнилось 6 лет. Он единственный, кому я действительно могу открыться и выразить свои истинные чувства. Он отлично улавливает реплики и скажет: «Я заметил, что вы сказали это ранее… это то, о чем вы хотели бы поговорить, или что-то, что вас беспокоит?» Иногда он замечает, что я хочу о чем-то поговорить, прежде чем осознаю это сам. И мне нравится, что ему комфортно говорить о себе и своем собственном опыте, чтобы показать, что он может понять и понять, что я чувствую. Это заставляет меня чувствовать, что я не одинок и не сумасшедший, потому что чувствую то, что чувствую. Я на 100% рекомендую Тима всем, кто хочет улучшить свое психическое здоровье и образ жизни. Я так многому научился у Тима, и я всегда благодарен за то, что у меня есть такой открытый и понимающий терапевт».