1 — 24 / Русский на 5
В этой статье:
- Образец задания 7
- Тесты для тренировки
Справочную информацию к заданию 7 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».
Образец задания 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
Ответ:
А5
Б9
В3
Г2
Д1
Тесты для тренировки
Тест 1
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. 2) Решая задачу, ему было трудно. 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. 8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. 9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.
|
Ответ:
А6
Б5
В4
Г2
Д8
Тест 2
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы. 2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские. 3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире. 4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала. 5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами. 6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары. 7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими. 8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. 9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.
|
Ответ:
А5
Б1
В9
Г4
Д8
Тест 3
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить. 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 4) Близких нужно любить и заботиться. 5) Там нарисовано деревня, река и лес. 6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. 7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции 9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.
|
Ответ:
А1
Б5
В6
Г3
Д4
Тест 4
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов. 2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру. 3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. 9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.
|
Ответ:
А6
Б7
В5
Г2
Д3
Тест 5
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел. 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания 6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль. 7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. 8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид. 9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.
|
Ответ:
А1
Б4
В3
Г2
Д7
Тест 6
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы. 2) Непривычная обстановка и новое для него положение богача, стеснявшее его, как новый костюм, внесли в душу нашего героя некоторую неловкость. 3) Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке. 4) Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом). 5) Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается. 6) Жена прервала его, но он сказал, что нечего придираться к словам. 7) Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч — всё это названия для таинственного человекообразного существа большого роста, покрытого густой шерстью и передвигающегося на двух 8) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот. 9) Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.
|
Ответ:
А5
Б8
В3
Г9
Д4
Тест 7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Несколько простых правил помогут тем, кто хочет минимизировать риски, проводя операции на рынке жилья. 2) Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи). 3) Выхватив из рук у гардеробщика пальто, он быстро сунул руки в рукава. 4) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию. 5) Анализировать работу здорового мозга, занятого интеллектуальной деятельностью, очень сложно. 6) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России. 7) Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага… 8) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту. 9) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.
|
Ответ:
А6
Б8
В4
Г2
Д7
Тест 8
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове. 2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства. 3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно. 4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками. 5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно. 6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире». 7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер. 8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру. 9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.
|
Ответ:
А2
Б6
В1
Г8
Д3
Тест 9
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с косвенной речью Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос. 2) По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка. 3) Большинство текстов Станислава Лема ещё не переведено на русский язык. 4) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие. 5) Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности. 6) Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому. 7) Барселона — это причудливый мир, созданный воображением и талантом одного человека, архитектора Гауди. 8) Режиссер Вера Сторожева рассказала, что в жизни мне часто везёт. Какая она счастливая! 9) В 2014 году мы вспоминали событие столетней давности, перевернувшее мир: начало Первой мировой войны.
|
Ответ:
А8
Б2
В6
Г5
Д1
Тест 10
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу. 2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 3) Близких нужно любить и заботиться. 4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос. 5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение». 6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес. 7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. 8) Озеро Байкал глубок и полноводен. 9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.
|
Ответ:
А3
Б4
В2
Г8
Д9
Внимание:
Задание 7 принесёт целых 5 баллов тому, кто с ним справится.
В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 500 примеров к заданию 7. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».
— Понравилась статья?:)
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе. | Материал по русскому языку (8 класс) по теме:
Комплексный анализ текста. 8 класс.
Пояснительная записка
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, направлены на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы, на речевое развитие учащихся, на воспитание у них чувства языка. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык.
Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов. Задания помогают оценить синтаксис пушкинских произведений, проанализировать синонимию синтаксических конструкций, убедиться в многообразии синтаксических средств, используемых писателем, а также задуматься над авторским отбором языковых единиц и функциональностью каждой из них.
Дидактическое пособие может использоваться при работе с учащимися 8 класса, обучающихся по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, а также по другим УМК.
Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и является одним из главных средств подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Данный дидактический материал можно использовать как на уроках, так и в качестве домашнего задания для формирования, закрепления и обобщения знаний по определенным темам курса русского языка в 8 классе.
СЛОВОСОЧЕТАНИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Прочитайте отрывок, из какого произведения А.С. Пушкина он взят?
_____________________________
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста__________________________________________________
Основная мысль текста_________________________________________
Стиль текста_________________________________________________
Тип текста__________________________________________________
Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв, сделайте их фонетическую транскрипцию.
Найдите в тексте историзм. Дайте лексическое толкование этому слову. — ___________________________________________
Произведите разбор следующих словосочетаний: бежали дружно, в белую тучу, шли шагом.
Определите способ связи между предложениями первого абзаца.
Выпишите из текста выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор.
Прочитайте стихотворное послание А.С. Пушкина, обращенное к Языкову (1824г.). Какие из слов рифмуются между собой? Какие рифмы использовал поэт.
Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Издревле слад..стный союз
Потов меж собой св..зует:
Они жр..цы единых муз;
Единый пламень их в..лнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они р..дня по вд..хновенью.
Кл..нусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе. /…/
Определите тему стихотворения.
Запишите основную мысль
Укажите слова, которые показывают возвышенное отношение поэта к творчеству.
Выпишите слова, на конце которых происходит оглушение согласных. Запишите фонетическую транскрипцию этих слов.
Запишите слова, состоящие из корня и окончания.
Укажите предложения: а) односоставные; б) с обращением.
Найдите в тексте наречие и выполните его морфемный разбор.
Выполните морфологический разбор слова чужды.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина.
_______________________________
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая,
Тише… чу… гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Скинь мантилью ангел милый
И явись как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Как бы вы озаглавили текст?
Основная мысль текста_________________________________
Стиль текста (докажите свое мнение) _____________________________________________________
Тип текста _____________________________________________
Вставьте 3 недостающих знака препинания. — _________________________________________
Прочитайте начало 4 главы из неоконченного романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого».
Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходит от древнего боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом он был коренной русский барин, по его выражению не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины.
Найдите и выделите запятыми вводные слова. Каково их значение?
На что в характеристике своего героя автор обратил внимание?
Как построен текст? Определите способ связи между предложениями.
С помощью каких языковых средств характеристике придан завершенный вид?
Подчеркните сказуемые и укажите их вид.
Выпишите словосочетания прил. +сущ*. Определите разряд имен прилагательных.
Выполните морфемный разбор слова благосклонного и дайте его лексическое толкование. — __________________________
Произведите фонетический разбор слова его.
Подберите к первому предложению синтаксический синоним.
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Запишите текст.
Из какой поэмы А.С. Пушкина приведенный отрывок? Выразительно прочтите его.
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки
Найдите в тексте случаи обратного порядка слов. Как называется это явление в русском языке? Что дало изменение обычного порядка слов?
Определите значение многозначного прилагательного в словосочетании хладные штыки.
Выполните морфологический разбор любого наречия.
Произведите синтаксический разбор третьего предложения.
Выполните фонетический разбор слова всходит. Какой фонетический процесс происходит в нем?
Начертите схему к последнему предложению.
Найдите слова с чередованием гласных в корне.
Укажите слова с приставками. Объясните правописание приставок в них.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Прочитайте выразительно отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Запишите его.
Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Укажите назывные предложения. Какую роль они выполняют в тексте?
Подчеркните главные члены предложения. Какие из них однородные? Начертите их схему. Почему поэт использовал большой ряд однородных членов?
Найдите в тексте случаи инверсии.
Выпишите : а) слова, ударение в которых не соответствует современно норме; б) слова, форма которых отличается от современной.
Укажите слова, в переносном значении. Какие определения являются эпитетами?
Выпишите сравнение и олицетворение.
Прочитайте отрывок из романа в стихах А,С. Пушкина «Евгений Онегин»
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони,–
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Стиль текста? Докажите свое утверждение.
Сколько предложений в отрывке?
Какай части речи в тексте обилие?
С какой целью используется так много глаголов?
Определить вид глаголов.
Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
Найдите в тексте обособленные обстоятельства и выделите их графически.
Выполните морфологический разбор слова прозябнув.
Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Выпишите все деепричастия и выполните их морфемный разбор.
Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков и запишите их фонетическую транскрипцию.
Прочитайте отрывок, из какого произведения А.С. Пушкина он взят?
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, Магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Стиль текста? Докажите свое утверждение.
Сколько предложений в отрывке?
Дайте характеристику 2 предложению.
Какую роль выполняю имена существительные в предложении?
Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?
Произведите фонетический разбор слова несется.
Выполните разбор словосочетаний: стаи галок, несется чрез ухабы.
Выпишите из текста слова образованные суффиксальным способом
СКАЗУЕМОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
Запишите отрывки из поэтического и прозаического произведений А.С. Пушкина. Сопоставьте их по типу предложений.
А) Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.
Б) Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк4
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух…
1)Подчеркните главные члены предложений. Определите тип сказуемых.
2) Укажите грамматические основы с обратным порядком слов. Что дало автору изменение порядка слов?
3) Покажите с помощью схем связь слов в предложении (по вашему выбору).
4) Найдите в во втором тексте деепричастие и выполните его морфемный разбор.
Запишите фрагмент «Отрывков из Путешествия Онегина», написанных А.С. Пушкиным в 1830 году.
Вставьте пропущенные буквы и графически объясните выбор орфограмм. Подчеркните грамматические основы.
Я жил тогда в Одессе пыльной…
Там долго ясны небеса,
Там хл..потливо торг обильный
Свои под..емлет паруса;
Там всё Европой дыш..т, ве..т,
Всё блещ..т югом и пестре..т
Разн..образностью ж..вой.
Укажите языковые средства, характерные для данного отрывка. Какие из них являются образно-выразительными и способствуют созданию живой картины?
Охарактеризуйте предложения в отрывке. Начертите схему сложного предложения. Чем примечателен синтаксис этого отрывка.
Какую функцию выполняет многоточие после первого предложения? Почему точка как знак завершения не подходит к этому предложению?
Определите вид сказуемых. Чем характерна глагольная лексика в отрывке?
Приведите примеры словосочетаний с типом связи: примыкание, управление, согласование.
Подберите синонимы к словам хлопотливо, обильный. Определите значение этих слов в пушкинском тексте.
Запишите высказывание А.С. Пушкина в форме прямой речи, используя данный материал как можно полнее.
Пушкин высоко ценил дарование Языкова. К Языкову обращено несколько стихотворных посланий и писем Пушкина. Личное знакомство поэтов относится к 1826 году, когда Языков гостил в Тригорском.
«С самого появления своего сей поэт удивляет нас огнем и силою языка» (А.С. Пушкин).
ОДНОСОСТПВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Запишите отрывок. Расставляя запятые.
Разберите по членам предложения, определите порядок слов в них и выразительно прочтите текст.
Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался хотя с меньшею силою. Было так темно что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот держа фонарь под полою и ввел меня в горницу тесную но довольно чистую. Лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.
А. С. Пушкин)
1) Из какого произведения писателя взят этот отрывок.
2)Найдите в отрывке односоставное предложение и определите его вид.
3) Выпишите фразеологизм, объясните его значение
4) Найдите предложение с однородными главными членами предложения и выполните его синтаксический разбор.
5) Выпишите из текста наречие и выполните его морфологический разбор.
6) Выполните морфологический разбор любого глагола.
7) Выпишите слова, образованные приставочным способом.
Прочтите отрывок из неоконченной поэмы А.С. Пушкина «Езерский».
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный,
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.
От этой слабости безвредной,
Как ни старался – видит Бог, —
Отвыкнуть я никак не мог.
О каком увлечении рассказывает поэт?
Сопоставьте первое и второе предложения. Какое из них односоставное? Почему? Определите его вид. — __________________________________________________
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Определите способ связи между предложениями.
1 и 2 _____________________________________
2 и 3 _____________________________________
Произведите морфологический разбор слова не мог.
Определите лексическое значение слова толки.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
Запишите отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, расставляя недостающие знаки препинания. Определите из каких произведений они взяты.
а) Дай руку Дельвиг что ты спишь
Проснись ленивец сонный
Ты не под кафедрой сидишь
Латынью усыпленный.
б) Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
в) Фонтан любви фонтан живой
Принес я в дар тебе две розы
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
г) Шуми шуми послушное ветрило
Волнуйся подо мной угрюмый океан.
д) Без слов оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой
Великодушный гражданин.
Обозначьте графически обращения, объясните их роль в стихах.
2)Выпишите примеры инверсии и объясните ее роль в поэтической речи.
3) Какие языковые средства использует автор?
4)В каком значении употреблено слово гражданин? Запишите словарную статью об этом слове. Проверьте ее правильность по толковому словарю.
5) Начертите схему к предложению в записи д).
6) Выполните синтаксический разбор предложения под буквой г).
Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась
Земля освежилась и буря промчалась
И ветер лаская листочки древес
Тебя с успокоенных гонит небес.
Определите тему текста.
Сформулируйте основную мысль текста.
Стиль текста (докажите свое мнение).
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово алчная.
Выпишите из текста
Эпитеты________________________________________________
Метафоры______________________________________________
Олицетворении__________________________________________
Замените устаревшее слово в предложении стилистически нейтральным синонимом.
Найдите обособленное обстоятельство и обозначьте его графически.
Расставьте недостающие знаки препинания в последнем предложении. Составьте его схему.
Выпишите из текста примеры слов, образованных следующими способами образования:
суффиксальным ______________________________________________
приставочным ________________________________________________
Подчеркните в тексте грамматическую основу предложений, определите тип сказуемого.
Что случилось с фонемой? (или Верните Бодуэна!)
Фонему можно грубо определить как минимальную звуковую единицу, которая может использоваться для различения слов в языке. Вопрос о том, как теоретически определить фонему, доминировал в лингвистике с конца 19 века примерно до 1960 года. В 1959 году Моррис Галле впервые опубликовал свой знаменитый аргумент против «классической фонемы» в своей монографии «Звуковой образец русского языка ». Галле и Хомский повторили этот аргумент в The Sound Pattern of English , который был широко распространен в 1960-х годах в различных рукописных формах до того, как был опубликован в 1968 году. Аргумент, теперь знакомый большинству лингвистов, был связан с асимметрией в русском фонемном инвентаре. Галле заметил, что регрессивная ассимиляция русского голоса дает как фонематические, так и аллофонические результаты. То есть он может производить фонематический вывод / z / из основного / s / или аллофонический вариант [ɣ] из основного / x /. Если бы в фонологической деривации постулировался значительный уровень классической фонематической репрезентации, то пришлось бы дважды применять регрессивную ассимиляцию — выше и ниже уровня фонематической репрезентации. Следовательно, классическое фонематическое представление должно было быть исключено как важный уровень фонологического представления. Этот аргумент фактически означал смерть фонемы в ранней генеративной фонологической теории. Как следствие, входом в фонологические деривации стал уровень систематической фонетики, который зафиксировал обобщения о морфофонологических чередованиях, значительно более абстрактный уровень представления, чем в классических фонематических теориях.
Вот вам история, какой мы ее знаем. Современная фонология не полностью игнорирует различие между морфофонологическими чередованиями и аллофоническими вариациями, но нет единого мнения о том, как с этим обращаться. Понятие фонемы стало почти смущающим, и некоторые фонологи даже открыто задаются вопросом, следует ли учить его во введении в лингвистику. Спустя столетие после того, как Бодуэн де Куртенэ впервые определил фонематическую теорию в терминах базовой дихотомии между двумя типами фонетических чередований, эта дихотомия заметается под ковер как своего рода «неудобная истина» для фонологической теории. Что я хочу здесь сделать, так это объяснить, в чем заключалась первоначальная идея Бодуэна и почему она нам нужна. В процессе я хочу высказать призыв, который, вероятно, не будет услышан многими: лингвисты перестанут называть морфофонологический анализ фонология . Нам необходимо вернуть фонологической теории ее законное место в лингвистической теории, и лучший способ сделать это — не смешивать ее с морфофонологией, совершенно другой областью грамматического описания.
Бодуэн де Куртенэ изобрел концепцию альтернативной фонологии. Его самая известная работа (поскольку версия была опубликована на немецком языке) была . Попытка теории фонетических чередований . Впервые он был опубликован на английском языке в книге Эдварда Станкевича в 1919 году.72 Антология Бодуэна де Куртенэ, но сама масса материала в этой работе имеет тенденцию подавлять простое, фундаментальное понимание, которое Бодуэн стал различать как физиофонетическую / психофонетическую альтернативную дихотомию. Чтобы взять один из многих примеров из его работы, рассмотрим польское слово, обозначающее мороз : mróz (ном. SG) в отличие от mroza (общ. SG). Фонетические представления будут [мрус] и [‘мроза] соответственно. Эта пара слов содержит одно психофонетическое чередование [u] и [o] и одно физиофонетическое чередование [s] и [z]. Разница, согласно Бодуэну, заключалась в том, что чередование [u/o] представляло две разные фонемы польского языка, а чередование [s/z] представляло собой одну фонему . То есть говорящий по-польски воспринимал и произносил два разных вокальных звука, но один фрикативный звук. Единственной фонемой в конце mróz была /z/, что соответствовало польскому правописанию. У Бодуэна не было процессно-ориентированной теории языка, с которой он мог бы работать, но не может быть никаких сомнений в том, что он видел обобщение, которое современные лингвисты-генеративщики фиксируют как правило мешающего озвучивания в кодах польских слогов. Обратите внимание на очень важный факт об этом примере. Бодуэн де Куртенэ начал с теории фонемы, которая включала так называемую фонематическую нейтрализацию. Точно так же он все еще распознавал чередование разных фонем. Бодуэн также привел примеры того, что можно было бы назвать аллофоническая вариация более поздними фонетиками, но он не придавал большого значения разнице между аллофонией и фонематической нейтрализацией. Таким образом, аргумент Морриса Галле против так называемого классического фонематического представления даже не касался дихотомии Бодуэна. Во всяком случае, это реабилитировало первоначальную дихотомию, которая впала в немилость в структуралистский период.
Н.С. Позже Трубецкой переименовал физиофонетику в фонологию 9.0004 и психофонетика как морфофонология . Он мало что сказал о морфофонологии в Принципах фонологии , хотя в Приложении II он назвал ее забытой «ветвью грамматики». Мысли о морфофонологии . Иными словами, Трубецкой, работавший с оригинальной бодуэновской альтернационной дихотомией, не хотел смешивать фонологию и морфофонологию. Первоначальное определение фонологии включало в себя как раз те фонетические чередования, которые назывались физиофонетика. Однако помимо пражской фонологической школы теория Бодуэна породила еще две школы русской фонологии: ленинградскую и московскую. Западные ученые очень мало знали о двух советских школах и их соперничестве в период холодной войны, и это невежество почти не ослабевает сегодня за пределами сообщества тех, кто специализируется в области славянского языкознания. Я не буду здесь останавливаться на этом различии, хотя оно имеет много разветвлений для истории фонологии и того, как мы потеряли фонему. (Я не виню во всем генеративистов. К этому приложили руку ученик Бодуэна Щерба и западный структурализм.)
Последнее замечание, прежде чем я закончу: Эдвард Сепир. Сепир был уважаемым американским лингвистом, вдохновившим нас на создание нашей первоначальной концепции психологической фонемы . Насколько мне известно, Сепир никогда даже не упоминал Бодуэна де Куртенэ в своих работах, но он использовал теорию фонемы Бодуэна, которая существовала за десятилетия до того, как он начал свою работу. Говорят, что Сапир поддерживал оживленную переписку с Трубецким, хотя эта переписка, по-видимому, не сохранилась. Но рассмотрим этот отрывок со страницы 62 Language:
…Важно иметь в виду, что лингвистическое явление не может рассматриваться как иллюстрация определенного «процесса», если оно не имеет внутренней функциональной ценности. Изменение согласных в английском языке, например, book-s и bag-s ( s в первом, z во втором) не имеет функционального значения. Это чисто внешнее, механическое изменение, вызванное наличием предшествующего глухого согласного, k , в первом случае — звонкого согласного, г , в последнем. Это механическое чередование объективно такое же, как между существительным дом и глаголом дом . Однако в последнем случае оно выполняет важную грамматическую функцию преобразования существительного в глагол. Таким образом, два чередования принадлежат к совершенно разным психологическим категориям. Только последнее является верной иллюстрацией модификации согласных как грамматического процесса.
Это не может быть более ярким примером физиофонетической/психофонетической дихотомии Бодуэна. В этом случае одно и то же фонетическое чередование — [s/z] — попадает в разные категории в зависимости от того, что он назвал своим 9.0003 функциональное значение . Сепир не смешивал фонологию и морфофонологию.
Ранее я указывал, что знаменитый аргумент Морриса Галле против классического фонематического уровня репрезентации в фонологических деривациях даже не касается концепции фонематической репрезентации Бодуэна де Куртенэ. Его аргумент был защитой психологической фонемы, а не аргументом против фонематической репрезентации. Галле знал о прежней терпимости Сепира к фонематической нейтрализации и назвал свою книгу Sound Pattern of Russian , по мотивам «Звуковых паттернов языка» Сепира (которая, как известно, появилась в первом выпуске Language , журнала LSA). Точно так же в классической книге Хомского и Галле 1968 года «Звуковой образец английского языка» (SPE) превозносится Сепир, его приоритет и влияние на их работу. Тем не менее, они ошибочно объединили фонематическую репрезентацию Сепира со своим уровнем систематической фонемы . Это было неправомерно. Если бы Сепир был генеративистом, он все равно вышел бы из аргумента Галле с тремя уровнями репрезентации (морфонимический, фонематический, фонетический), а не с двумя уровнями, которыми закончилось SPE. И Бодуэн не стал бы переворачиваться в гробу каждый раз, когда какой-нибудь лингвист-генеративщик смешивал физиофонетические и психофонетические чередования. Если генеративная теория собирается выплеснуть воду из воды фонематической нейтрализации, она должна, по крайней мере, спасти первоначальное детище лингвистической теории — фонему. (Я люблю клише. :-))
Наконец, я хотел бы сказать, что это не все, что я могу сказать о фонемах. Я особо не освещал, что пошло не так у Щербы и как его фундаментальный отход от прозрений Бодуэна привел к классической фонеме на Западе. Я не объяснил, почему нам не следует иметь трехуровневую фонологию, которой, как я полагаю, не следует. Я также не указал, почему я думаю, что прозрение Бодуэна несовместимо с порождающей грамматикой, а я считаю, что это не так. На самом деле, это только верхушка айсберга того, что я хотел бы сказать. Но достаточно просто констатировать, что генеративная фонология сбилась с пути. Пришло время вернуть Бодуэна де Куртенэ и серьезно взглянуть на то, с чего началась фонология как область изучения. Если генеративные лингвисты все еще хотят иметь трехуровневую фонологию… что ж, это тема для более поздних разглагольствований.
New York Missal: палеографический и фонетический анализ
Эндрю Р. Корин
$ 34,95
978-0-89357-224-2
в мягкой обложке
Лингвистики
вместе с анализом Нью-Йорка. Сам Миссал (хорватская глаголическая рукопись второй четверти XV века), этот том представляет собой изложение фонетических, орфографических и графических характеристик хорватского церковнославянского языка XIV и XV веков. В ней автор пытается определить критерии лингвистической и палеографической датировки и локализации хорватских церковнославянских рукописей. Затем эти критерии применяются к Нью-Йоркскому Миссалу в попытке как можно точнее определить время и место его происхождения. Это первая монография, посвященная языку и письменности хорватской глаголицы литургического кодекса. Это должно представлять интерес для тех, кто занимается изучением любой из национальных редакций церковнославянского языка. С одной стороны, он может служить введением в графические, орфографические и фонологические нормы хорватского церковнославянского языка. С другой стороны, методологические новшества, представленные в этом томе, должны представлять интерес для всех, кто занимается филологическими и палеографическими исследованиями. Во-первых, выводы относительно Нью-Йоркского Миссала основаны на предварительном сравнительном изучении корпуса текстов оставшихся хорватских церковнославянских служебников. Во-вторых, везде, где это было возможно, Корин применял количественные методы к изучению некоторых традиционных вопросов славянского исторического языкознания и филологии (озвучивание жер, использование символов для жер, рефлексы ять, употребление буквы «ять», рефлексы).