Консультация «Влияние теневого театра на развитие детей»
Консультация «Влияние теневого театра на развитие детей»
Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней — это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива.
Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.
Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.
Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.
Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие
воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Вместе с тем, анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что на сегодняшний день нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применять в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детских садов нашей страны зачастую ситуативно и бессистемно.
Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.
Неровностей на поверхности должно быть, как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться
между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди.
Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или
нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4
По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку.
Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.
На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители), но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки – импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук), игрушек, плоских фигур и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» её в небольших постановках.
Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.
Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,
отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.
Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были чёткими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.
Создать актёров – кукол совсем несложно. Сейчас многое можно приобрести в магазине, но есть вариант сделать их самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольника, чем выступление. Каждая кукла – актёр, созданная руками ребёнка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.
При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были чёткими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появиться и чтобы фигура была повёрнута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.
Распределение обязанностей при подготовке к спектаклю способствует развитию речевого общения дошкольников Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работниках театра помимо актёров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.
Для детей можно использовать много разных спектаклей: от
инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.
Можно организовать представление таким образом, что кто – то из детей читает текст за автора, какая – то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто – то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.
Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры.
Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остаётся в памяти каждого ребёнка.
Участие в постановках благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая её. А также учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.
Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только речевого общения, но и развития творческих способностей каждого ребёнка. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе. Ведь в одиночку спектакля не сыграешь.
Теневые фигуры. Кукольный театр: детская энциклопедия
Теневые фигуры
Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней (см. «Театр теней»).
Фигуры китайского театра теней, например, вырезались из промасленной разноцветной бумаги. (Ее специально промасливали для того, чтобы силуэты-тени на экране были прозрачными и разноцветными.)
Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.
Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5–3 мм) желтого цвета, больше напоминающую пергамент, а не кожу. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик. Эта профессия на Яве — одна из самых уважаемых. Как на Руси относились к иконописцам, так на Яве к мастерам-резчикам ваянгов (см. «Ваянг») — теневых кукол. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной.
Кукол переносили в ящиках. Их аккуратно — не дыша! — перекладывали плетеными бамбуковыми циновками, чтобы краска не стиралась и фигуры не коробились, а еще — павлиньими перьями. И не для красоты, а от моли. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. А комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур (!).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Фигуры
Фигуры Фигуры предназначены для указания того, что судно собирается делать или делает, большинство их относится к торговым судам, и только некоторые применимы к яхтам.
Единственная фигура, обычно используемая маленькими судами, – это черный шар, вывешиваемый впереди дляL. ФИГУРЫ
L. ФИГУРЫ Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») — синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры — это формы речи. Функция фигур — выделить,
§ 222. Риторические фигуры
§ 222. Риторические фигуры Последняя группа фигур — собственно риторические. Их цель — усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.1. К ним относится прежде всего риторический
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Предметы могут также влиять на отношение к человеку в силу сложившихся стереотипов. Посмотрим, как формируется при помощи одежды и различных атрибутов, то есть, по сути, знаковых систем, образ, Некоторые образы, сложившиеся исторически, стали
Городошные фигуры
Городошные
Фигуры пилотажа
Фигуры
Секрет № 82 Капустный сок для фигуры
Секрет № 82 Капустный сок для фигуры Поддерживай свою фигуру при помощи соков. Клетчатка, содержащаяся в овощах, не всегда желательна для твоего кишечника, а сок усвоится легко, к тому же это прекрасное питание.Капустный сок содержит в своем составе так называемый витамин
Нанг Яй, Театр больших теней – Традиционный азиатский театр и танец
- Nang yai Кукловоды управляют фигурками, вырезанными из кожи Marja-Leena Heikkilä Horn
Nang yai («большая марионетка») — древняя форма театра теней, в которой танцующие кукловоды разыгрывают сцены из Ramakien , представляя вырезанные из кожи фигуры на полупрозрачном тканевом экране. Во второй половине 20 -го -го века он стал очень редким, но недавно были предприняты попытки его возродить.
Вопрос о его происхождении
Происхождение театра теней является стандартной проблемой в азиатских театроведениях, поскольку он разыгрывался на обширной территории от Турции на западе до Китая на востоке. Точно так же происхождение нанг яй является одной из широко обсуждаемых тем в тайском театроведении. Подводя итог, можно сказать, что было несколько попыток объяснить происхождение этой уникальной формы театра теней.
Согласно популярной теории, нанг яй происходит из Южного Таиланда и был получен там через Империю Шривиджая. Он также мог быть передан морскими путями непосредственно из Индии, которую часто считают колыбелью многих традиций театра теней в Юго-Восточной Азии.
Проблема с этой теорией, однако, заключается в том, что ни в индийских, ни в каких-либо других традициях театра теней Юго-Восточной Азии не используются подобные статические изображения, подобные тем, которые используются в нанг яй . Более того, ни в одной другой традиции во всей Азии кукловоды не танцуют, управляя фигурами, как в случае нанг яй . Единственная «сестринская» форма с похожими практиками — это sbek thom в Камбодже, которая обсуждается в связи с камбоджийским театром.
Ранние сохранившиеся фигурки нанг яй , которые были сделаны во времена правления короля Рамы II (1809–1824), демонстрируют различные стилистические особенности, такие как похожие на маски лица демонов и обезьян, которые явно связывают их с Ramakien Снимок Центральных равнин Таиланда. Каково бы ни было происхождение nang yai , самоочевидно, что оно органично вплетено в тайскую Ramakien традицию в целом.
Нанг-яй — самая ранняя форма театрального искусства, упоминаемая в тайских литературных источниках. В Палатинских законах Аюттхая 14 th и 15 th веков nang yai упоминается несколько раз. Это указывает на то, что нанг яй , должно быть, уже к тому времени уже хорошо зарекомендовал себя. Существуют даже упоминания о том, что нанг яй , возможно, были исполнены в период Сукхотай, но, поскольку эти упоминания относятся к художественной литературе более поздних периодов, ученые очень осторожно принимают это как факт.
Танцующие кукловоды
- Nang yai перформанс в фресках Ramakien Wat Phra Kaew Jukka O. Miettinen
- Старые куклы нанг яй
нанг яй — исключительная и явно очень архаичная форма театра теней. В большинстве азиатских жанров театра теней куклы представляют собой довольно маленькие человеческие фигурки, вырезки, часто с подвижными конечностями. С другой стороны, куклы нанг яй представляют собой большие, овальные или почти круглые 1-2 метра кожаные силуэты, в которых персонажи из Ramakien выгравированы словно в рамке.
Большой экран шириной 7–10 м и высотой около 3 м установлен на столбах примерно в 2,5 м над землей. Перед экраном часто выступают музыканты традиционного тайского оркестра пипхад , состоящего из гобоев, ксилофонов, гонгов и других ударных инструментов. Среди оркестра сидят, а иногда и стоят два рассказчика, которые декламируют и поют текст, разыгрываемый силуэтами на экране.
Кукловоды двигаются своими фигурками как перед ширмой, так и за ней. В азиатском кукольном театре кукольник обычно играет отчетливо вокальную роль, часто декламируя и напевая реплики. В nang yai манипулятор действует просто как танцор, поддерживая большую кожаную фигуру двумя стержнями в руках.
Диалоги и длинные дворцовые сцены кажутся статичными, но в боевых сценах манипулятор танцует под музыкальные тона аккомпанемента, отражая различные настроения и ситуации. Его движения и позы, видимые зрителям из-под экрана, должны соответствовать характеру фигуры, которую он держит. Герои выражают сдержанную мужскую энергию, у демонов сильные, открытые движения, а принцессы двигаются грациозно. 9Таким образом, 0012 нанг яй представляет собой сложную форму искусства, сочетающую изобразительное искусство, стандартные мелодии тайской театральной музыки, искусство пения, а также танцевальные движения.
От придворного театра к раритету
Предполагается, что Нангъяй изначально был придворным театром со многими религиозными и ритуальными особенностями. Изготовление кукол и проведение настоящего представления включало в себя множество обрядовых особенностей. Нанг Яй спектаклей были поставлены вечером при свете костров из скорлупы кокосовых орехов. Вечернему представлению иногда предшествовал дневной пролог, нанг рам (нанг рабам) , который совершался при дневном свете.
В последнем куклы раскрашены в яркие цвета, а куклы для вечерних представлений менее красочны. Общим для обоих типов марионеток является их декоративный стиль, тесно связанный с эстетическими принципами изобразительного искусства позднего периода Аюттхая и раннего бангкокского периода. Главные персонажи часто изображаются как отдельные фигуры, сидящие, идущие, сражающиеся и т. Д. Более крупные фигуры могут включать Раму в его колеснице, пары, такие как бойцы или любовники, или даже целые сцены.
Во второй половине 20 го века нанг яй находился под угрозой исчезновения, так как его исполняла только одна группа престарелых кукловодов за пределами Бангкока. Колледж драматического искусства в Бангкоке и его филиалы по всей стране пытались сохранить традицию как часть классической танцевальной драмы, особенно в спектакле Inao , в котором он исполняется как спектакль в спектакле. .
- А 9Выступление 0006 nang yai на фестивале Ват Арун недалеко от Бангкока Юкка О. Миеттинен
В конце 20 го века и начале 21 века нанг яй то и дело исполняется на театральных фестивалях, и страх перед его исчезновением уже не так остр. В современных постановках, сочетающих традиционные формы с инновациями, нанг яй иногда сочетают с танцем и другими театральными формами.
Театр теней для детей и взрослых
Театр теней — как это работает?
Для создания и воспроизведения теней не нужно много:
лист бумаги или картона для вырезания
возможно шаблон для мотивов фигурок
палочки для направления рисунки от руки
источник света, например, фонарик
белая ткань, например, холст или лист
идея для рассказа, которую вы придумали сами или из книга.
Игра теней — это искусство!
Игра теней, также называемая театром теней, в конечном счете является формой театра и предшественником кино. История рассказывается с помощью фигур во главе с игроками за светлой тканью, которые отбрасывают тени на ткань через источник света.
Кто изобрел театр теней?
Театр теней берет свое начало на Дальнем Востоке. Первые азиатские игры с тенями, возможно, имели место уже во 2 веке до нашей эры. Письменные свидетельства о театре теней в Китае, Индии и Индонезии относятся к 1000 г. н.э. Первые фигуры были сделаны раскрашенными пастелью.
Первые фигурки были сделаны из раскрашенного пергамента, обычно украшенного множеством мелких орнаментов.
В 17 веке повествование с движущимися фигурами попало в Европу через торговцев из Персии, Аравии и Турции. Самое старое свидетельство этого происходит из южной Италии в 1674 году.
Европейские теневые кукловоды использовали фигуры, сделанные из картона, дерева или металла, и придавали меньшее значение их мастерству, чем их очертаниям и движениям.
Когда в начале 19-го века в Германии наконец стали популярны спектакли теней. века такие личности, как Гёте, Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Уланд и Мёрике написали для пьесы пьесы и рассказы.
Современный театр теней теперь позволяет свободно брать старые традиции и расширять их новыми мотивами и повседневными случаями из жизни.
Почему театр теней?
Театр теней играет с полярностью света и тьмы, черного и белого. С одной стороны, образы сведены к самому необходимому, а с другой стороны, именно это сокращение создает широкий простор для фантазии, почти как если бы приоткрылся мир грез.
Игра с тенями предлагает детям широкий спектр возможностей для самовыражения. Даже с детьми детского сада тему света и тени можно проработать в игровой форме, но особенно для детей старшего возраста в средней школе Вальдорфской школы создание собственной игры с тенями может художественно сопровождать эпохи физики на тему глаз и свет.
В семье дети могут подарить своим родителям, родители могут подарить своим детям прекрасный опыт всего несколькими вещами, создав свой собственный простой театр с фигурками и, возможно, разыграв историю из своей любимой книги.