Конспект урока «Морфемный разбор слова»
Урок « Морфемный разбор слова»
Цель урока: Закрепить понятие о порядке морфемного разбора;развивать навыки устного и письменного морфемного разбора ; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Тип урока : Комбинированный урок
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Задачи: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем, отработать устный разбор слов, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике.
I. Организационый момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
— Что такое морфема?
-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
— С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.
— Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Приведите примеры.
III. Работа по теме урока.
1. Разберите по составу слова устно: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.
Образец рассуждения:
Сварщик — сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.
Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.
Комментарий
Детям необходимо напомнить, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.
2. Тестовое задание
В каком слове не корня с чередующимися согласными ?
1)газета 2) снеговик 3) бегу 4) редкость
3.Придумать и записать по два слова к каждой схеме. Выполнить морфемный разбор. Схемы записаны на доске.
IV . Закрепление изученного материала.
Выпишите из любого литературного произведения ( учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и произведите их морфемный разбор.( Самостоятельное выполнение с последующей проверкой).
V. Занимательная лингвистика.
а) от глагола ОБГОВОРИТЬ –приставку, от ДУМАТЬ – корень, от глагола ЧИТАТЬ – суффикс , от глагола ПЕТЬ –окончание.
(ОБДУМАТЬ)
б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание.
( предполагала)
2. Кроссворд
Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
Окончание, не выраженное звуками.
Часть речи, которая не имеет окончания.
Суффикс, стоящий после окончания.
Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Наименьшая значимая часть слова.
Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Главная значимая часть слова.
Часть изменяемого слова без окончания.
2.
Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.
2. Какие части слов могут иметь разный звуковой состав?
4.Приведите примеры чередований при образовании слов.
5. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? Если могут, приведите примеры.
(Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег, бегу-бег)
Домашнее задание
1. Пар.81.
2. Упр. 416 – устный и письменный разбор слов.
что значит, виды, как делается, пример
Что такое словообразовательный разбор слова
Определение 1Словообразовательный разбор слова — определение способа составления слова, подразумевающее анализ частей (морфем) или слов (лексем), из которых это слово образовалось.
Выделяют морфемные и неморфемные способы словообразования.
Виды разбора (основа+морфема (ы)):
- Приставочный (читать — прочитать).
- Суффиксальный (читать — читатель).
- Приставочно-суффиксальный (прочитать — прочитанный).
- Безсуффиксальный (приходить — приход).
- Постфиксальный (кто — кто-то).
- Суффиксально-постфиксальный (храбрый — храбриться).
- Приставочно-постфиксальный (бежать — пробежаться).
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный (цена — прицениться).
Неморфемные способы означают образование слов из разных основ (две основа или две основы+суффикс):
- Сложение (белый и розовый — бело-розовый).
- Сложение с суффиксом/сложно-суффиксальный (высокое качество — высококачественный).
- Сложение первых букв/звуков, аббревиатура (высшее учебное заведение — вуз).
- Сложение сокращенных основ (коллективное хозяйство — колхоз).
- Слияние слов (густо населенный — густонаселенный).
- Переход из одной речи в другую (столовая посуда — столовая рядом).
Отличие словообразовательного разбора от морфемного в том, что определяется способ получения сложного слова. Анализируются смысловые частицы или лексемы.
Морфемный разбор слова предполагает разбор лексемы по составу в следующем порядке: окончание, основа, корень, приставка/суффикс.
Производные и непроизводные слова в русском языке
Со способами составления лексемы тесно связаны понятия производного и непроизводного слова.
Определение 2Производное — слово, измененное при помощи присоединения морфем: побег, подвид (добавили приставку).
Непроизводное — это слово в первоначальном виде, которое состоит из корня и окончания. Например: бег, вид.
Нужно различать производное и производящее слово.
Определение 3Производящее — самое близкое по лексическому значению однокоренное слово, основа которого использована для образования производного слова: побегать, производящее — бегать, его производящее слово — бег. Так образуются словообразовательные пары.
Производящая основа — та часть лексемы, из которой образуется новая.
Как делать словообразовательный разбор
Первое, что нужно сделать, это поставить слово в начальную форму. Для имени существительного, имени прилагательного и причастия начальная форма в именительном падеже, единственном числе. Для глагола — неопределенная форма. Дальше определить производящее слово, составить словообразовательные пары, постепенно удаляя словоформирующие морфемы.
План словообразовательного разбора:
- Определить часть речи. Поставить в начальную форму.
- Подобрать наиболее близкое однокоренное производящее слово.
- Выделить основу в разбираемом и в производящем словах.
- Определить морфемы и/или лексемы, с помощью которых сформировано слово.
- Определить способ (вид) словообразования.
Примеры словообразовательного разбора
Образец: «побега»
- Часть речи: имя существительное. Начальная форма — побег.
- Однокоренное — бег.
- Основа — побег, в производящем — бег.
- Образовано при помощи приставки по-.
- Приставочный способ словообразования.
Образец: «пришкольного»
- Часть речи: имя прилагательное. Начальная форма — пришкольный.
- Однокоренное — школьный.
- Основа — пришкольн-, в производящем — школьн-. Вторая словообразовательная пара: школьный — школа. Основы: школь- и школ-.
- Образовано при помощи приставки при- и суффикса -н.
- Приставочно-суффиксальный способ словообразования.
Образец: «птицефабрику»
- Часть речи: имя существительное. Начальная форма — птицефабрика.
- Однокоренные — птица и фабрика.
- Основа в данном слове — птиц- и фабрик-, в производящем — птиц- и фабрик-.
- Образовано при помощи двух слов.
- Способ словообразования — сложение.
Word Analysis — Teach With Tech
Word Analysis — Teach With Tech
Создавая свой план обучения стратегиям анализа слов, подумайте о видах инструментов и методов, которые могут помочь учащимся понять и обеспечить практику. Как вы будете дифференцировать обучение и использовать технологические инструменты для вовлечения разных учащихся в ваш класс?
Передовой опыт работы с технологиями
Шаг 1. Дайте четкие пояснения
- Объясните, что морфемы являются наименьшими значимыми частями слова, и убедитесь, что учащиеся понимают разницу между морфемами и слогами.
- Дайте определение терминам «корневое слово», «префикс» и «суффикс». Расскажите об их происхождении и дайте учащимся много примеров слов, которые имеют корни, префиксы и суффиксы. (Советы по поддержке распознавания критических функций и взаимосвязей см. в Руководстве UDL 3: Предоставляйте варианты для понимания.)
Пример того, как разбить слова на составные части
- Беспорядок включает префикс dis
- Корневое слово имеет порядок
- Приставка dis от латинского означает отсутствие или отсутствие
- Представить интерактивные и автономные инструменты — словарь и тезаурус — и указать на важную информацию, которую эти инструменты предоставляют о корневых словах, префиксах и суффиксах.
Посмотреть подтверждение этой рекомендации
Рекомендации IESПредоставить явную инструкцию по использованию словарного запаса
Доказательства:
Сильный
Источник: Практическое руководство IES : Повышение грамотности подростков: Эффективные методы обучения и вмешательства
Сильный
Источник: Практическое руководство IES : Повышение грамотности подростков: эффективные методы работы в классе и вмешательства
Научите учащихся использовать стратегии понимания прочитанного
Доказательства:
Сильный
Источник: Практическое руководство IES
: Улучшение понимания прочитанного в детском саду до 3-го классаШаг 2: Дайте учащимся стратегии и модели
- Смоделируйте, как анализировать новое слово, разбив его на составные части , изучая каждую часть по отдельности, а затем объединяя части, чтобы понять слово целиком (см. Контрольный пункт UDL 3.3: Руководство по обработке, визуализации и обработке информации).
- Продемонстрируйте, как при изучении словарного запаса в определенной предметной области (например, в науке) вы можете найти закономерности в префиксах, которые помогут вам понять слова.
Примеры шаблонов префиксов по областям содержания
- Наука: биология, биоразлагаемый, биом, биосфера
- Математика: Четверной, квадрант, четырехугольник, квадрат
- География: разобрать, разоружить, расформировать, невыгодное положение
- Используйте наглядные диаграммы, рабочие листы и графические органайзеры в автономном и онлайн-режиме, чтобы помочь учащимся увидеть взаимосвязь между словами.
Просмотреть подтверждение этой рекомендации
Рекомендации IESНаучите учащихся определять и использовать организационную структуру текста для понимания, изучения и запоминания содержания.
Доказательства:
Средняя
Источник: Практическое руководство IES: Улучшение понимания прочитанного в детском саду до 3-го класса
Научите учащихся использовать стратегии понимания прочитанного
Доказательства:
Сильный
Источник: Практическое руководство IES: Повышение грамотности подростков: эффективные методы работы в классе и вмешательства
Шаг 3: Предоставление возможностей для практики
- Вовлекайте учащихся индивидуально, в парах или в небольших группах в различные игры и занятия , исходя из своих возможностей и потребностей.
Игры и упражнения для тренировки анализа слов
- Сыграйте в игру «Смешай и подбери», используя корни, префиксы и суффиксы.
- Проведите поиск слов в текстах по общественным наукам, естественным наукам и математике, чтобы найти слова с префиксами и суффиксами.
- Используйте плитки из обычных словесных игр (Scrabble, Boggle), чтобы составлять и переформировывать слова.
- Используйте подвижные упражнения, когда учащиеся держат карточки с корневыми словами, префиксами и суффиксами и перестраивают себя, чтобы составить слова.
- Предложите учащимся составить и определить бессмысленные слова с префиксами и суффиксами.
- Включите изучение слов в свой распорядок чтения в классе, включив предварительное преподавание или вводя новые словарные слова, идентифицируя новые слова каждую неделю и повторяя новые слова.
- Мотивируйте учащихся практиковаться в использовании своих навыков анализа слов, попросив их создать глоссарии слов с префиксами и суффиксами из самостоятельно отобранных, представляющих большой интерес текстов. (Варианты являются ключевыми мотиваторами для учащихся; см. Рекомендацию UDL 8: Предлагайте варианты для поддержания усилий и настойчивости.)
Просмотреть доказательства этой рекомендации
Рекомендации IESНаучить учащихся использовать стратегии понимания прочитанного
Доказательства:
Умеренный
Источник: Практическое руководство IES: Повышение грамотности подростков: эффективные методы обучения и вмешательства
Уроки в действии:
Центр внедрения технологий
Анализ слов: поиск подсказок в словах
Тип ресурса: Урок в действии
Пятиклассник мистера Чена начинает изучение Древней Индии. На этом уроке учащиеся узнают корневые слова, префиксы и суффиксы и научатся применять эти знания для определения слов и создания академического словарного запаса.
Посмотрите наши краткие видеоролики о технологиях:
Быстрый просмотр: субтитры (Подробнее)
Тип ресурса: Быстрый просмотр
Субтитры могут помочь читателям, испытывающим затруднения, получить дополнительную информацию, улучшая базовые навыки чтения. В типичном классе учитель может найти много учеников, у которых проблемы с чтением, будь то начинающие читатели, ученики с…
Быстрый просмотр: встроенные средства поддержки для дифференцированного обучения учащихся, испытывающих затруднения (Подробнее)
Тип ресурса: Быстрый просмотр
Чтобы убедиться, что ваши учащиеся готовы к поступлению в колледж и карьере, вам может потребоваться включить в обучение английскому языку (ELA) различные вспомогательные средства, в том числе Universal Design for Learning ( UDL), четкая инструкция доказательной базы.
Быстрый просмотр: использование мультимедиа для поддержки чтения в социальных науках (Получить дополнительную информацию)(Посмотреть видео)
Тип ресурса: Быстрый просмотр
По мере того, как учащиеся переходят в старшие классы начальной школы, происходит переход от «учиться читать» к «чтению, чтобы учиться», особенно в том, что касается чтения в области содержания по истории, общественным наукам и естественным наукам. . Ожидается, что учащиеся будут читать начальные и…
Быстрый просмотр: использование мультимедиа для обучения чтению (Подробнее)
Тип ресурса: Быстрый просмотр
Часть подготовки учащихся к поступлению в колледж и карьере включает в себя помощь в интеграции и оценке информации в различных форматах носителей. Чтобы помочь учащимся освоиться с мультимедиа, полезно…
Быстрый просмотр: использование текстовых сообщений в инструкции (Подробнее)
Тип ресурса: Быстрый просмотр
Это может показаться нелогичным, но обмен текстовыми сообщениями и «говорение по тексту» можно использовать как увлекательный способ помочь учащимся развить базовые навыки чтения, такие как распознавание слов и фонологическая осведомленность. Вы также можете использовать текстовые сообщения для обсуждения…
Обзор исследования:
Клэй К., Зорфасс Дж., Бранн А., Котула А. и Смолковски К.
Углубление понимания содержания социальных исследований с использованием цифрового текста и встроенной лексики
Тип ресурса: Исследование
В этой статье обсуждается направление исследования, проведенного Центром развития образования, Inc. в сотрудничестве с Национальным центром поддерживаемого электронного текста. В исследовании изучалось использование онлайн-инструмента для поддержки словарного запаса Visual…
Кампузано, Л., Динарски, М., Агодини, Р. и Ралл, К.
Эффективность программных продуктов для чтения и математики: результаты исследования две студенческие когорты — исполнительное резюме (NCEE 2009-4042)
Тип ресурса: Исследование
В 2003 году проект ED, работающий с образовательными технологиями и экспертами-исследователями, рекомендовал сосредоточить исследование на программных продуктах, используемых для обучения чтению и математике. Исследовательская группа организовала соревновательный процесс и работала с ED, чтобы…
Bos, C.S., & Anders, P.L.
Влияние интерактивного обучения словарному запасу на изучение словарного запаса и понимание прочитанного учащимися с ограниченными возможностями обучения в младших классах средней школы
Тип ресурса: Исследование
В ходе исследования изучалась эффективность интерактивных стратегий, включая семантическое картирование, анализ семантических признаков и анализ семантических/синтаксических признаков, в сравнении с инструкциями по определению. Студенты были сгруппированы по четырем условиям вмешательства:…
Бауэрс, П. Н., и Кирби, Дж. Р.
Влияние морфологических инструкций на приобретение словарного запаса
Тип ресурса: Исследование
В исследовании изучалась эффективность вмешательства, нацеленного на морфологическую структуру слова, на словарный запас учащихся. Программа вмешательства использовала управляемый подход к решению проблем и наборы морфологически связанных слов для обучения…
Nelson, J. R., & Stage, S. A.
Содействие развитию словарного запаса и понимания прочитанного с помощью контекстно-ориентированного многозначного словарного обучения
Тип ресурса: исследование
Целью этого исследования было проверить влияние обучения словарному запасу , использование слов с несколькими значениями (т. Е. Контекстно-ориентированное обучение словарному запасу с несколькими значениями), на словарный запас и понимание прочитанного учащимися. Больше трех…
Центр внедрения технологий
Исследование практики чтения
Тип ресурса: Библиография
Команда PowerUp WHAT WORKS Центра внедрения технологий провела обширный обзор литературы по обучению чтению. Просмотрите нашу библиографию, чтобы ознакомиться с коллекцией ссылок на доказательную практику чтения.
Бауманн Дж. Ф., Эдвардс Э. К., Фонт Г., Терешински К. А., Камеэнуи Э. Дж. и Олейнки С.
Преподавание морфемного и контекстуального анализа пятиклассникам
Тип ресурса: Исследование
В исследовании изучалась эффективность использования морфемного и контекстуального анализа при изучении словарного запаса и понимании прочитанного. Учащиеся были случайным образом распределены по группам: обучение только морфемам, обучение только контексту, комбинированное обучение морфемам и т. д. Словарные уловки: влияние обучения морфологии и контексту на способность учащихся пятого класса извлекать и делать выводы о значениях слов
Тип ресурса: Исследование
В исследовании оценивалось влияние стратегий морфемного и контекстуального анализа, встроенных в предметное обучение, на способность учащихся запоминать значения слов и понимать текст. Учащиеся лечебной группы прошли обучение по морфемным и…
Follow PowerUp ЧТО РАБОТАЕТ Word Analysis на Pinterest
Что нового в POWERUP?
AIR Informs Эпизод № 6: Удовлетворение потребностей учащихся с ограниченными возможностями во время COVID-19
Дистанционное обучение требует адаптации для всех учащихся, но учащиеся с ограниченными возможностями сталкиваются с дополнительными проблемами во время карантина COVID-19. В последнем выпуске AIR Informs Эллисон Ганди, ведущий исследователь и директор направления специального образования AIR, описывает некоторые из этих препятствий и делится стратегиями, которые помогут учащимся максимально использовать это время.
Связанные сообщения в блоге
24 сентября 2014 г.
Привлекайте своих учеников трансмедийными историями
20 августа 2014 г.
Учебные слоги: список воспроизведения видео
Связанные ресурсы
Визуализация словарного запаса
Тип ресурса: статья
Словарные хитрости: влияние обучения морфологии и контексту на способность учащихся пятого класса извлекать и делать выводы о значениях слов
Тип ресурса: исследование
M06_FOX0000_05_SE_CH06.QXD
%PDF-1.6 % 441 0 объект /M(D:20101216121714+05’30’)/Name(ARE Acrobat Product v8.