Читал морфемный разбор слова: Морфемный разбор слова читали — ответ на Uchi.ru

Содержание

Конспект урока «Морфемный разбор слова»

Урок « Морфемный разбор слова»

Цель урока: Закрепить понятие о порядке морфемного разбора;развивать навыки устного и письменного морфемного разбора ; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Тип урока : Комбинированный урок

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Задачи: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем, отработать устный разбор слов, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике.

I. Организационый момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

— Что такое морфема?

-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

— С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.

— Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Приведите примеры.

III. Работа по теме урока.

1. Разберите по составу слова устно: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.

Образец рассуждения:

Сварщик — сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.

Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.

Комментарий

Детям необходимо напомнить, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.

2. Тестовое задание

В каком слове не корня с чередующимися согласными ?

1)газета 2) снеговик 3) бегу 4) редкость

3.Придумать и записать по два слова к каждой схеме. Выполнить морфемный разбор. Схемы записаны на доске.

IV . Закрепление изученного материала.

Выпишите из любого литературного произведения ( учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и произведите их морфемный разбор.( Самостоятельное выполнение с последующей проверкой).

V. Занимательная лингвистика.

а) от глагола ОБГОВОРИТЬ –приставку, от ДУМАТЬ – корень, от глагола ЧИТАТЬ – суффикс , от глагола ПЕТЬ –окончание.

(ОБДУМАТЬ)

б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание.

( предполагала)

2. Кроссворд

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

  1. Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.

  2. Окончание, не выраженное звуками.

  3. Часть речи, которая не имеет окончания.

  4. Суффикс, стоящий после окончания.

  5. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

  6. Наименьшая значимая часть слова.

  7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

  8. Главная значимая часть слова.

  9. Часть изменяемого слова без окончания.

2.

Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.

2. Какие части слов могут иметь разный звуковой состав?

4.Приведите примеры чередований при образовании слов.

5. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? Если могут, приведите примеры.

(Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег, бегу-бег)

Домашнее задание

1. Пар.81.

2. Упр. 416 – устный и письменный разбор слов.

что значит, виды, как делается, пример

Что такое словообразовательный разбор слова 

Определение 1

Словообразовательный разбор слова — определение способа составления слова, подразумевающее анализ частей (морфем) или слов (лексем), из которых это слово образовалось.

Выделяют морфемные и неморфемные способы словообразования.

Виды разбора (основа+морфема (ы)):

  1. Приставочный (читать — прочитать).
  2. Суффиксальный (читать — читатель).
  3. Приставочно-суффиксальный (прочитать — прочитанный).
  4. Безсуффиксальный (приходить — приход).
  5. Постфиксальный (кто — кто-то).
  6. Суффиксально-постфиксальный (храбрый — храбриться).
  7. Приставочно-постфиксальный (бежать — пробежаться).
  8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный (цена — прицениться).

Неморфемные способы означают образование слов из разных основ (две основа или две основы+суффикс):

  1. Сложение (белый и розовый — бело-розовый).
  2. Сложение с суффиксом/сложно-суффиксальный (высокое качество — высококачественный).
  3. Сложение первых букв/звуков, аббревиатура (высшее учебное заведение — вуз).
  4. Сложение сокращенных основ (коллективное хозяйство — колхоз).
  5. Слияние слов (густо населенный — густонаселенный).
  6. Переход из одной речи в другую (столовая посуда — столовая рядом).

Отличие словообразовательного разбора от морфемного в том, что определяется способ получения сложного слова. Анализируются смысловые частицы или лексемы.

Морфемный разбор слова предполагает разбор лексемы по составу в следующем порядке: окончание, основа, корень, приставка/суффикс.  

Производные и непроизводные слова в русском языке

Со способами составления лексемы тесно связаны понятия производного и непроизводного слова.

Определение 2

Производное — слово, измененное при помощи присоединения морфем: побег, подвид (добавили приставку).

Непроизводное — это слово в первоначальном виде, которое состоит из корня и окончания. Например: бег, вид.

Нужно различать производное и производящее слово.

Определение 3

Производящее — самое близкое по лексическому значению однокоренное слово, основа которого использована для образования производного слова: побегать, производящее — бегать, его производящее слово — бег. Так образуются словообразовательные пары.

Производящая основа — та часть лексемы, из которой образуется новая.

Как делать словообразовательный разбор

Первое, что нужно сделать, это поставить слово в начальную форму. Для имени существительного, имени прилагательного и причастия начальная форма в именительном падеже, единственном числе. Для глагола — неопределенная форма. Дальше определить производящее слово, составить словообразовательные пары, постепенно удаляя словоформирующие морфемы.  

План словообразовательного разбора:

  1. Определить часть речи. Поставить в начальную форму.
  2. Подобрать наиболее близкое однокоренное производящее слово.
  3. Выделить основу в разбираемом и в производящем словах.
  4. Определить морфемы и/или лексемы, с помощью которых сформировано слово.
  5. Определить способ (вид) словообразования.

Примеры словообразовательного разбора

Образец: «побега»

  1. Часть речи: имя существительное. Начальная форма — побег.
  2. Однокоренное — бег.
  3. Основа — побег, в производящем — бег.
  4. Образовано при помощи приставки по-.
  5. Приставочный способ словообразования.

Образец: «пришкольного»

  1. Часть речи: имя прилагательное. Начальная форма — пришкольный.
  2. Однокоренное — школьный.
  3. Основа — пришкольн-, в производящем — школьн-. Вторая словообразовательная пара: школьный — школа. Основы: школь- и школ-.
  4. Образовано при помощи приставки при- и суффикса -н.
  5. Приставочно-суффиксальный способ словообразования.

Образец: «птицефабрику»

  1. Часть речи: имя существительное. Начальная форма — птицефабрика.
  2. Однокоренные — птица и фабрика.
  3. Основа в данном слове — птиц- и фабрик-, в производящем — птиц- и фабрик-.
  4. Образовано при помощи двух слов.
  5. Способ словообразования — сложение.

Word Analysis — Teach With Tech

Word Analysis — Teach With Tech

Создавая свой план обучения стратегиям анализа слов, подумайте о видах инструментов и методов, которые могут помочь учащимся понять и обеспечить практику. Как вы будете дифференцировать обучение и использовать технологические инструменты для вовлечения разных учащихся в ваш класс?

Передовой опыт работы с технологиями

Шаг 1. Дайте четкие пояснения

  1. Объясните, что морфемы являются наименьшими значимыми частями слова, и убедитесь, что учащиеся понимают разницу между морфемами и слогами.
  2. Дайте определение терминам «корневое слово», «префикс» и «суффикс». Расскажите об их происхождении и дайте учащимся много примеров слов, которые имеют корни, префиксы и суффиксы. (Советы по поддержке распознавания критических функций и взаимосвязей см. в Руководстве UDL 3: Предоставляйте варианты для понимания.)

    Пример того, как разбить слова на составные части

    • Беспорядок включает префикс dis
    • Корневое слово имеет порядок
    • Приставка dis от латинского означает отсутствие или отсутствие
  3. Представить интерактивные и автономные инструменты — словарь и тезаурус — и указать на важную информацию, которую эти инструменты предоставляют о корневых словах, префиксах и суффиксах.

Посмотреть подтверждение этой рекомендации

Рекомендации IES
Предоставить явную инструкцию по использованию словарного запаса

Доказательства:

Сильный

Источник: Практическое руководство IES : Повышение грамотности подростков: Эффективные методы обучения и вмешательства

Сильный

Источник: Практическое руководство IES : Повышение грамотности подростков: эффективные методы работы в классе и вмешательства

Научите учащихся использовать стратегии понимания прочитанного

Доказательства:

Сильный

Источник: Практическое руководство IES

: Улучшение понимания прочитанного в детском саду до 3-го класса

Шаг 2: Дайте учащимся стратегии и модели

  1. Смоделируйте, как анализировать новое слово, разбив его на составные части , изучая каждую часть по отдельности, а затем объединяя части, чтобы понять слово целиком (см. Контрольный пункт UDL 3.3: Руководство по обработке, визуализации и обработке информации).
  2. Продемонстрируйте, как при изучении словарного запаса в определенной предметной области (например, в науке) вы можете найти закономерности в префиксах, которые помогут вам понять слова.

    Примеры шаблонов префиксов по областям содержания

    • Наука: биология, биоразлагаемый, биом, биосфера
    • Математика: Четверной, квадрант, четырехугольник, квадрат
    • География: разобрать, разоружить, расформировать, невыгодное положение
  3. Используйте наглядные диаграммы, рабочие листы и графические органайзеры в автономном и онлайн-режиме, чтобы помочь учащимся увидеть взаимосвязь между словами.

Просмотреть подтверждение этой рекомендации

Рекомендации IES
Научите учащихся определять и использовать организационную структуру текста для понимания, изучения и запоминания содержания.

Доказательства:

Средняя

Источник: Практическое руководство IES: Улучшение понимания прочитанного в детском саду до 3-го класса

Научите учащихся использовать стратегии понимания прочитанного

Доказательства:

Сильный

Источник: Практическое руководство IES: Повышение грамотности подростков: эффективные методы работы в классе и вмешательства

Шаг 3: Предоставление возможностей для практики

  1. Вовлекайте учащихся индивидуально, в парах или в небольших группах в различные игры и занятия , исходя из своих возможностей и потребностей.

    Игры и упражнения для тренировки анализа слов

    • Сыграйте в игру «Смешай и подбери», используя корни, префиксы и суффиксы.
    • Проведите поиск слов в текстах по общественным наукам, естественным наукам и математике, чтобы найти слова с префиксами и суффиксами.
    • Используйте плитки из обычных словесных игр (Scrabble, Boggle), чтобы составлять и переформировывать слова.
    • Используйте подвижные упражнения, когда учащиеся держат карточки с корневыми словами, префиксами и суффиксами и перестраивают себя, чтобы составить слова.
    • Предложите учащимся составить и определить бессмысленные слова с префиксами и суффиксами.
  2. Включите изучение слов в свой распорядок чтения в классе, включив предварительное преподавание или вводя новые словарные слова, идентифицируя новые слова каждую неделю и повторяя новые слова.
  3. Мотивируйте учащихся практиковаться в использовании своих навыков анализа слов, попросив их создать глоссарии слов с префиксами и суффиксами из самостоятельно отобранных, представляющих большой интерес текстов. (Варианты являются ключевыми мотиваторами для учащихся; см. Рекомендацию UDL 8: Предлагайте варианты для поддержания усилий и настойчивости.)

Просмотреть доказательства этой рекомендации

Рекомендации IES
Научить учащихся использовать стратегии понимания прочитанного

Доказательства:

Умеренный

Источник: Практическое руководство IES: Повышение грамотности подростков: эффективные методы обучения и вмешательства

Уроки в действии: 

Центр внедрения технологий

Анализ слов: поиск подсказок в словах

Тип ресурса: Урок в действии

Пятиклассник мистера Чена начинает изучение Древней Индии. На этом уроке учащиеся узнают корневые слова, префиксы и суффиксы и научатся применять эти знания для определения слов и создания академического словарного запаса.

Посмотрите наши краткие видеоролики о технологиях: 

Быстрый просмотр: субтитры (Подробнее)

Тип ресурса: Быстрый просмотр

Субтитры могут помочь читателям, испытывающим затруднения, получить дополнительную информацию, улучшая базовые навыки чтения. В типичном классе учитель может найти много учеников, у которых проблемы с чтением, будь то начинающие читатели, ученики с…

Быстрый просмотр: встроенные средства поддержки для дифференцированного обучения учащихся, испытывающих затруднения (Подробнее)

Тип ресурса: Быстрый просмотр

Чтобы убедиться, что ваши учащиеся готовы к поступлению в колледж и карьере, вам может потребоваться включить в обучение английскому языку (ELA) различные вспомогательные средства, в том числе Universal Design for Learning ( UDL), четкая инструкция доказательной базы.

..

Быстрый просмотр: использование мультимедиа для поддержки чтения в социальных науках (Получить дополнительную информацию)(Посмотреть видео)

Тип ресурса: Быстрый просмотр

По мере того, как учащиеся переходят в старшие классы начальной школы, происходит переход от «учиться читать» к «чтению, чтобы учиться», особенно в том, что касается чтения в области содержания по истории, общественным наукам и естественным наукам. . Ожидается, что учащиеся будут читать начальные и…

Быстрый просмотр: использование мультимедиа для обучения чтению (Подробнее)

Тип ресурса: Быстрый просмотр

Часть подготовки учащихся к поступлению в колледж и карьере включает в себя помощь в интеграции и оценке информации в различных форматах носителей. Чтобы помочь учащимся освоиться с мультимедиа, полезно…

Быстрый просмотр: использование текстовых сообщений в инструкции (Подробнее)

Тип ресурса: Быстрый просмотр

Это может показаться нелогичным, но обмен текстовыми сообщениями и «говорение по тексту» можно использовать как увлекательный способ помочь учащимся развить базовые навыки чтения, такие как распознавание слов и фонологическая осведомленность. Вы также можете использовать текстовые сообщения для обсуждения…

Обзор исследования: 

Клэй К., Зорфасс Дж., Бранн А., Котула А. и Смолковски К.

Углубление понимания содержания социальных исследований с использованием цифрового текста и встроенной лексики

Тип ресурса: Исследование

В этой статье обсуждается направление исследования, проведенного Центром развития образования, Inc. в сотрудничестве с Национальным центром поддерживаемого электронного текста. В исследовании изучалось использование онлайн-инструмента для поддержки словарного запаса Visual…

Кампузано, Л., Динарски, М., Агодини, Р. и Ралл, К.

Эффективность программных продуктов для чтения и математики: результаты исследования две студенческие когорты — исполнительное резюме (NCEE 2009-4042)

Тип ресурса: Исследование

В 2003 году проект ED, работающий с образовательными технологиями и экспертами-исследователями, рекомендовал сосредоточить исследование на программных продуктах, используемых для обучения чтению и математике. Исследовательская группа организовала соревновательный процесс и работала с ED, чтобы…

Bos, C.S., & Anders, P.L.

Влияние интерактивного обучения словарному запасу на изучение словарного запаса и понимание прочитанного учащимися с ограниченными возможностями обучения в младших классах средней школы

Тип ресурса: Исследование

В ходе исследования изучалась эффективность интерактивных стратегий, включая семантическое картирование, анализ семантических признаков и анализ семантических/синтаксических признаков, в сравнении с инструкциями по определению. Студенты были сгруппированы по четырем условиям вмешательства:…

Бауэрс, П. Н., и Кирби, Дж. Р.

Влияние морфологических инструкций на приобретение словарного запаса

Тип ресурса: Исследование

В исследовании изучалась эффективность вмешательства, нацеленного на морфологическую структуру слова, на словарный запас учащихся. Программа вмешательства использовала управляемый подход к решению проблем и наборы морфологически связанных слов для обучения…

Nelson, J. R., & Stage, S. A.

Содействие развитию словарного запаса и понимания прочитанного с помощью контекстно-ориентированного многозначного словарного обучения

Тип ресурса: исследование

Целью этого исследования было проверить влияние обучения словарному запасу , использование слов с несколькими значениями (т. Е. Контекстно-ориентированное обучение словарному запасу с несколькими значениями), на словарный запас и понимание прочитанного учащимися. Больше трех…

Центр внедрения технологий

Исследование практики чтения

Тип ресурса: Библиография

Команда PowerUp WHAT WORKS Центра внедрения технологий провела обширный обзор литературы по обучению чтению. Просмотрите нашу библиографию, чтобы ознакомиться с коллекцией ссылок на доказательную практику чтения.

Бауманн Дж. Ф., Эдвардс Э. К., Фонт Г., Терешински К. А., Камеэнуи Э. Дж. и Олейнки С.

Преподавание морфемного и контекстуального анализа пятиклассникам

Тип ресурса: Исследование

В исследовании изучалась эффективность использования морфемного и контекстуального анализа при изучении словарного запаса и понимании прочитанного. Учащиеся были случайным образом распределены по группам: обучение только морфемам, обучение только контексту, комбинированное обучение морфемам и т. д. Словарные уловки: влияние обучения морфологии и контексту на способность учащихся пятого класса извлекать и делать выводы о значениях слов

Тип ресурса: Исследование

В исследовании оценивалось влияние стратегий морфемного и контекстуального анализа, встроенных в предметное обучение, на способность учащихся запоминать значения слов и понимать текст. Учащиеся лечебной группы прошли обучение по морфемным и…

Follow PowerUp ЧТО РАБОТАЕТ Word Analysis на Pinterest

Что нового в POWERUP?

AIR Informs Эпизод № 6: Удовлетворение потребностей учащихся с ограниченными возможностями во время COVID-19

Дистанционное обучение требует адаптации для всех учащихся, но учащиеся с ограниченными возможностями сталкиваются с дополнительными проблемами во время карантина COVID-19. В последнем выпуске AIR Informs Эллисон Ганди, ведущий исследователь и директор направления специального образования AIR, описывает некоторые из этих препятствий и делится стратегиями, которые помогут учащимся максимально использовать это время.

Связанные сообщения в блоге

24 сентября 2014 г.

Привлекайте своих учеников трансмедийными историями

20 августа 2014 г.

Учебные слоги: список воспроизведения видео

Связанные ресурсы

Визуализация словарного запаса

Тип ресурса: статья

Словарные хитрости: влияние обучения морфологии и контексту на способность учащихся пятого класса извлекать и делать выводы о значениях слов

Тип ресурса: исследование

M06_FOX0000_05_SE_CH06.QXD

%PDF-1.6 % 441 0 объект /M(D:20101216121714+05’30’)/Name(ARE Acrobat Product v8.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *