Буквы обозначающие гласные звуки в русском языке 2 класс: Гласные звуки; буквы, обозначающие гласные звуки на письме — урок. Русский язык, 2 класс.

Карточки по русскому языку для 2 класса по теме «Гласные звуки» | Картотека по русскому языку (2 класс):

Посохова Лариса Павловна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Троицкая СОШ»,

Губкинский городской округ

Русский язык 2 класс

5.1. Гласные звуки

Теория

Гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.  Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

Тест для самоконтроля

Вариант 1

1. Укажи буквы, обозначающие гласные звуки:

   а) м, п, в, к, н, г;               б) а, у, п, ф, г, д;

   в) а, о, у, ы, э, и;               г) о, м, а, э, р, ы.

2. Укажи, что  относится к характеристике гласного звука:

   а) звук состоит из голоса и шума;              

   б) при произнесении звука воздух проходит свободно, не встречая во рту  

        преград;        

   в) при произнесении звука воздух встречает во рту  преграду.

3. Укажи звуки, которые образуются при участии  голоса:

    а) [а], [у], [и], [о];                      б) [п], [р], [а], [м];        

    в) [б], [м], [ы], [н];                     г) [т], [ч], [р], [д].          

4. Отметь буквы,  которые пропущены в словах предложения.

        На п(о, а)лях среди тр(а, о)вы много красивых цв(е, и)тов.

    а) о, а, е;                        б) а, о, и;              

    в) о, о, и;                       г) а, а, е.

5. Отметь слово, в котором подчёркнуты буквы, обозначающие гласные звуки:            

    а) портфель;                 б) мандарин;              

    в) корзина;                   г) парта.

6. Укажи  слова, в которых буква «ё» обозначает один звук:

    а) ёжик;                       б) ёлка;              

    в) учёный;                   г) варёный.

7.Укажи слова, в которых пропущена одна и та же буква:

    а) п_ясок, ч_сло, гн_здо;                        

    б) з_мля, хл_ба, в_сна;

    в) с_м_на, сн_га, м_л;        

    г) св_сток, г_ра, сл_вечко.

8. Подумай, где получится слово, если вычеркнуть все повторяющиеся гласные:

    а) нииочиикииа;                    б) аариимиияу;

    в) иинаачаилаа;                      г) уусиилааовууа.

Вариант 2

1. Укажи только гласные звуки:

   а) [е], [к], [и], [й];               б) [д], [в], [к], [ш];

   в) [а], [о], [у], [э];               г) [ж], [з], [и], [ш].

2. Укажи, что  не относится к характеристике гласного звука:

   а) звук состоит из голоса;              

   б) при произнесении звука воздух проходит свободно, не встречая во рту  

        преград;        

   в) при произнесении звука воздух встречает во рту  преграду.

3. Укажи звуки, которые образуются при участии  голоса:

    а)[ы], [ч], [н], [л;                      б) [в], [м], [у], [с];

    в)[м], [н], [ш], [д];                    г) [о], [а], [э], [ы].          

4. Отметь буквы,  которые пропущены в словах предложения.

        Очень т(я, и)жело з(и, е)мой диким животным в л(е, и)су .

    а) и, е, и;                        б) я, и, е;              

    в) я, е, е;                         г) и, и, и.

5. Отметь слово, в котором подчёркнуты буквы, обозначающие гласные звуки:

    а) мошка;                     б) слива;              

    в) карамель;                 г) март.

6. Укажи  слова, в которых буква «я» обозначает один звук:

    а) хозяйка;                       б) яма;              

    в) яблоко;                         г) земля.

7.Укажи слова, в которых пропущена одна и та же буква:

    а) ст_рушка, стр_на, к_ток;                        

    б) в_да, сп_на, г_ршок;

    в) м_шина, к_пуста, тр_ва;        

    г) з_ма, р_мень, р_ка.

8. Подумай, где получится слово, если вычеркнуть все повторяющиеся гласные:

    а) еетееоечеекеа;                    б) миаеенаиоуу;

    в) ииначоаимаа;                     г) ииаиируиист.

Оценивание результатов

Каждое верно выполненное задание части оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу – 8  баллов.

Звуки и буквы – таблица произношения и правописания (2 класс, русский язык)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 219.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 219.

Когда человек говорит, то он произносит звуки, а когда пишет – то воспроизводит буквы, причем в русском языке в одном и том же слове количество звуков и букв может быть различным. И те, и другие делятся на гласные и согласные. Изучение звуков и букв во 2 классе очень важно не только для того, чтобы говорить и писать правильно, но и для того, чтобы понимать, как работает язык.

Звуки и буквы: согласные и гласные

Таблица звуков и букв поможет понять, как они соотносятся:

Буквы

Звуки

Гласные

Согласные

Гласные

Согласные

а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], ж], [ш], [ц], [ч’], [щ’], [й’]

Из таблицы видно, что в русском языке больше гласных букв, чем звуков, которые они обозначают, а с согласными все наоборот.

В алфавите также есть буквы, которым не соответствует никакого звука – это мягкий и твердый знаки, которые необходимы для того, чтобы на письме обозначить твердость или мягкость звука.

Всего в русском алфавите 33 буквы, звуков же – на десять больше, то есть 43. Разница в количестве звуков и букв объясняется особенностями языка – так, на письме мягкость и твердость согласной буквы определяется по следующей за ней буквой – гласной, согласной или не имеющей звукового аналога.

У каждой буквы есть свое название, оно может совпадать или не совпадать со звуком, который они означают. Очень важно научиться не путать буквы и звуки.

Итак, звук – это то, что человек произносит и слышит, из звуков состоит его устная речь. А буква – это основа письменное речи, их человек пишет и читает. То есть звуки определяют произношение, а буквы – правописание.

Зачем нужны звуки и буквы

Звуки необходимы для того, чтобы человек мог говорить. У них нет своего значения, но без них человек не смог бы составлять то, что его имеет, то есть слова. Часто именно с помощью звуков слова различаются, например, спор — спорт отличаются одним звуком.

Буквы же нужны для того, чтобы зафиксировать на письме то, что произносятся. Это знаки, которые обозначают звуки. Их можно произносить вслух – и тогда они становятся звуками, а можно читать или проговаривать про себя. Они также помогают различать слова, но уже на письме, например, ел и ель отличаются одной буквой.

В первом русском алфавите, кириллице, было 43 буквы – это был греческий алфавит из 24 букв, к которым добавили еще 19, именно столько специфических звуков было в славянском языке. Прежде, чем азбука приняла свой современный вид, она изменялась много раз.

Что мы узнали?

В русском языке есть звуки – то, что произносится – и буквы – то, то пишется. И хотя буквы служат для того, чтобы обозначать звуки на письме, их меньше, чем звуков. Количество звуков и букв в слове тоже может не совпадать. Это объясняется особенностями системы русского языка. Звуки становятся буквами, но и буквы превращаются в звуки, если их произнести.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Ефремов

    5/5

  • Светлана Калинина

    5/5

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 219.


А какая ваша оценка?

Гласные буквы в русском языке

Одним из самых сложных разделов для учащихся по русскому языку является фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки в фонетическом анализе слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики является залогом грамотной и культурной речи. Поэтому большое внимание следует уделить такому предмету, как звуки. Сегодня нас интересуют гласные. О буквах, которые они обозначают, также пойдет речь в нашей статье. Мы не обойдем стороной общие характеристики звукового строя нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся, что именно мы будем описывать в этой статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке есть согласные и гласные. Многие готовы даже спорить и будут отстаивать свою правоту с пеной у рта. Но так ли это?

На самом деле в русском языке этой классификации восприимчивы только звуки. Буквы служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя сказать, что буквы бывают либо гласными, либо согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными». При образовании этих звуков изо рта вырывается струя воздуха, не встречающая на своем пути никаких препятствий. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно растягивать или петь. К таким звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [у], [с].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, подъем, удар или безударное положение. Кроме того, можно выделить такой специфический признак, как лабиализация.

Следует также отметить, что гласные звуки служат слоговыми. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, считая гласные «буквы».

Звук – наименьшая часть речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со сходным звуковым составом (например, «лиса» и «лес» отличаются только одной гласной) . Изучением гласных и согласных звуков занимается такая наука, как фонетика.

Давайте теперь проанализируем каждую из этих характеристик.

Воздействие и Воздействие

Начнем с самых простых и важных, с точки зрения культуры речи, характеристик. Каждая гласная может быть ударной или безударной. Гласный звук в безударной позиции звучит менее отчетливо, чем в перкуссии. Что же касается написания, то вне зависимости от положения они обозначаются одними и теми же буквами. Ударение гласных на букве можно отличить по знаку ударения, стоящему над буквой. Часто используется такое обозначение в редких, малоупотребительных, а также диалектных словах.

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее отчетливо и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрипции. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать как «е» в речевом потоке, кроме того, иногда гласный звук может вообще исчезать. В этом случае транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

Например, слово «молоко» в фонетической транскрипции может выглядеть так:

1. [малако] — транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мелак] — такая транскрипция часто используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «б» означает, что «а» звучит очень кратко, практически исчезает из слова при произнесении.

Обратите внимание, что одну из сложностей русского языка играют безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда похожи на слышимый звук, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова по известным вам правилам.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки — «о» и «у». В некоторых руководствах их также можно назвать деформированными. Их особенность в том, что при их произнесении задействуются губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, имеющие этот признак, записываются в транскрипции точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произнесении звука различают три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части полости рта, то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении родственных ему гласных основная часть языка находится в передней части. В случае, когда язык занимает в произношении промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[О], [у] — задний ряд;

[А], [с] — средний;

[А], [э] — лицевая.

Как видите, эти характеристики достаточно просты, главное их запомнить. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, запомнить эту классификацию не составит труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка при произношении. Здесь, как и в классификации серии, выделяют три типа звуков: низкие, средние и высокие возвышения.

Эта характеристика учитывает положение языка по отношению к небу. Если в произношении язык находится в наибольшей близости к нему, то звук относится к гласным верхнего восхождения, если же в наиболее удаленном от неба положении, то к нижнему. Если язык находится в промежуточном положении, то это относится к гласным звукам среднего возвышения.

Определим, к каким приподнятым гласным русского языка относятся:

[А] — нижние;

[Э], [о] — среднее значение;

[И], [ы], [у] — верхний.

Эту характеристику и классификацию также легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже было сказано, гласных всего шесть, но они обозначаются десятью буквами на письме. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] может передавать следующие буквы: «а», «я» (фонетически [я]). Что касается фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «э» (фонетически [йо]). Лабиализованный [у] также может передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [уу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «э» (фонетически [йе]).

Два других звука [и] и [с] обозначаются всего одной буквой — «и» и «с» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, ю, ю, е, ю, е, е, ю, ю.

Заказ транскрипции

Многим студентам, да и студентам вузов, приходится сталкиваться с такими задачами, как транскрипция слов. Рассмотрим алгоритм, ориентируясь на характеристики гласных звуков.

Порядок выполнения заданий этого типа следующий:

1. Запишите слово в том виде, в котором оно вам дано.

2. Далее необходимо выяснить, какие буквы «гласные», а какие из них ударные. То есть нужно поставить стресс.

3. Разделите слово на слоги. В этом мы можем все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова с учетом положения как гласных, так и согласных звуков в слове, их вариантов (например, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Запишите все буквы в столбик.

6. Определите, какой звук или счетные звуки обозначают ту или иную букву, и запишите эти данные в столбик напротив.

7. Охарактеризуйте характеристики звука. Здесь мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, остановимся только на гласных. В школьной традиции указывается только положение звука по отношению к ударению (ударное или безударное). В вузах на филологических факультетах дополнительно указывается число и возвышение, а также наличие звуковой лабилизации.

8. Последним шагом является подсчет количества букв и звуков в анализируемом слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, вы всегда можете проверить ее по орфоэпическому словарю.

выводы

В русском языке шесть звуков, которые соответствуют десяти буквам алфавита на письме. Эти звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их значение и превратиться в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что у каждой гласной есть такие характеристики, как ряд и подъем, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, мы выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, что данный материал будет полезен не только студентам, но и студентам филологических факультетов.

Английский язык | Происхождение, история, развитие, характеристики и факты

глобальное использование английского языка

Посмотреть все средства массовой информации

Ключевые люди:
Сэмюэл Джонсон Шарль Бодлер Александр Поуп Данте Габриэль Россетти сэр Ричард Бертон
Похожие темы:
Средний английский язык Старый английский язык Ранний современный английский язык Африканский английский Австралийский английский

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое английский язык?

Английский язык является индоевропейским языком западногерманской языковой группы. Современный английский широко считается лингва-франка в мире и является стандартным языком в самых разных областях, включая компьютерное кодирование, международный бизнес и высшее образование.

Сколько людей говорят по-английски?

По состоянию на 2020 год в мире насчитывается 1,27 миллиарда человек, говорящих по-английски. Это делает его самым распространенным языком, опережая китайский (1,12 миллиарда говорящих) и хинди (637 миллионов говорящих). Более 50 стран официально признали английский язык официальным.

Является ли афроамериканский разговорный английский диалектом английского языка?

Было много публичных и академических дебатов о том, является ли афроамериканский разговорный английский (AAVE) диалектом английского или отдельным языком африканского происхождения. В 1996 году Объединенный школьный округ Окленда привлек внимание всей страны, официально признав AAVE вторым языком.

Откуда взялся английский язык?

Возникший из диалектов и лексики германских народов — англов, саксов и ютов, поселившихся в Британии в 5 веке н. э., современный английский — это постоянно меняющийся язык, на который повлияло множество различных культур и языков. , таких как латынь, французский, голландский и африкаанс.

Является ли английский официальным языком Соединенных Штатов Америки?

Английский не является официальным языком Соединенных Штатов Америки. В стране нет официального языка на федеральном уровне. Однако многие штаты приняли законы, определяющие английский язык в качестве официального.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Английский язык , западногерманский язык индоевропейской языковой семьи, тесно связанный с фризским, немецким и голландским (в Бельгии называемым фламандским) языками. Английский возник в Англии и является доминирующим языком в Соединенных Штатах, Великобритании, Канаде, Австралии, Ирландии, Новой Зеландии и различных островных государствах в Карибском море и Тихом океане. Он также является официальным языком Индии, Филиппин, Сингапура и многих стран Африки к югу от Сахары, включая Южную Африку. Английский язык является предпочтительным иностранным языком в большинстве других стран мира, и именно этот статус придал ему позицию глобального лингва-франка. По оценкам, около трети населения мира, около двух миллиардов человек, в настоящее время используют английский язык.

Английский принадлежит к индоевропейской семье языков и поэтому связан с большинством других языков, на которых говорят в Европе и Западной Азии от Исландии до Индии. На родном языке, называемом протоиндоевропейским, около 5000 лет назад говорили кочевники, которые, как полагают, бродили по юго-восточным равнинам Европы. Германский язык, одна из языковых групп, происходящих от этой наследственной речи, обычно разделяется учеными на три региональные группы: восточная (бургундская, вандальская и готская, все вымершие), северная (исландская, фарерская, норвежская, шведская и датская), и западный (немецкий, голландский [и фламандский], фризский и английский). Хотя немецкий язык тесно связан с английским, он остается гораздо более консервативным, чем английский, в сохранении довольно сложной системы флексий. Фризский язык, на котором говорят жители голландской провинции Фрисландия и островов у западного побережья Шлезвига, является языком, наиболее близким к современному английскому языку.

Исландский язык, мало изменившийся за последнюю тысячу лет, является живым языком, наиболее близким к древнеанглийскому по грамматической структуре.

Современный английский является аналитическим (т. е. относительно неизменяемым), в то время как протоиндоевропейский, язык предков большинства современных европейских языков (например, немецкого, французского, русского, греческого), был синтетическим или изменяемым. В течение тысячелетий английские слова постепенно упрощались от флективных переменных форм, встречающихся в санскрите, греческом, латинском, русском и немецком языках, к неизменяемым формам, как в китайском и вьетнамском языках. Немецкие и китайские слова для существительного человек являются образцовыми. Немецкий язык имеет пять форм: Mann, Mannes, Manne, Männer, Männern . В китайском языке одна форма: ren . Между ними стоит английский язык с четырьмя формами: man, man’s, men, men’s . В английском языке изменяются только существительные, местоимения (как в

он, его, его ), прилагательные (как в большой, больший, самый большой ) и глаголы. Английский — единственный европейский язык, в котором используются неизменяемые прилагательные; например, высокий мужчина, высокая женщина по сравнению с испанским el hombre alto и la mujer alta . Что касается глаголов, то если сравнить новоанглийское слово ride с соответствующими словами в древнеанглийском и новонемецком языках, то обнаружится, что английский теперь имеет только 5 форм ( ride, rides, ride, ride, rideden ), тогда как древнеанглийский ridan имел 13, а современный немецкий reiten — 16.

Помимо простоты словоизменений, английский язык имеет две другие основные характеристики: гибкость функций и открытость словарного запаса.

Викторина «Британника»

Угадай язык! Викторина

Гибкость функций выросла за последние пять столетий вследствие утраты интонаций. Слова, ранее отличавшиеся как существительные или глаголы по различиям в их формах, теперь часто используются и как существительные, и как глаголы. Можно говорить, например, о , планирующем столик или , о составлении плана , , бронирующем место, или , кладущем книгу , поднимающем большой палец или , нажимая на подъемник . В других индоевропейских языках, кроме редких исключений в скандинавских языках, существительные и глаголы никогда не тождественны из-за необходимости отдельных окончаний существительных и глаголов. В английском языке формы традиционных местоимений, прилагательных и наречий также могут функционировать как существительные; прилагательные и наречия как глаголы; и существительные, местоимения и наречия как прилагательные. На английском говорят о Франкфуртской книжной ярмарке , а на немецком нужно добавить суффикс -er к топониму и соедините атрибут и существительное в составное соединение, Frankfurter Buchmesse . Во французском языке у человека нет другого выбора, кроме как построить фразу, включающую использование двух предлогов: Foire du Livre de Francfort . В английском языке теперь можно использовать существительное во множественном числе в качестве дополнения (модификатора), как в совет по заработной плате и спортивный редактор ; или даже объединенная группа, как в политика в области цен и доходов и комитет по паркам и садам . Любой класс слов может изменить свою функцию следующим образом: входы и выходы (предлоги становятся существительными), нет но (союз становится существительным).

Открытость словарного запаса предполагает как свободный прием слов из других языков, так и готовность к созданию сложных слов и производных. Английский язык принимает (без изменений) или адаптирует (с небольшими изменениями) любое слово, действительно необходимое для обозначения какого-либо нового объекта или для обозначения какого-либо нового процесса. Таким образом в английский вошли слова из более чем 350 языков. Подобно французскому, испанскому и русскому языку, английский язык часто образует научные термины из элементов классического греческого слова.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *