Почему радуга разноцветная?
Здравствуйте, ребята!
Вот я вновь на Земле. И сейчас хочу поделиться с вами впечатлением, которое произвело на меня одно очень необычное и красивое явление.
Подлетая к Земле, я увидел громадное двойное кольцо.
Оно состояло из двух колец – большого наружного и меньшего – внутреннего. В каждом были видны несколько разноцветных слоёв – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Только наружное, большее кольцо было несколько бледнее, а внутреннее, меньшее, – ярче.
Это было прекрасное зрелище. Оно вызвало у меня чувство необыкновенной радости. Но когда я прилетел на Землю, то увидел уже не целое кольцо, а только его половину.
Что же это такое? Люди, находившиеся неподалёку, тоже смотрели на эти полукольца и произносили слово, которое начиналось совсем как слово «радость»: «Смотрите, радуга!»
И с тех пор мне стало интересно, что же это за явление такое – радуга? И почему она такая красивая, разноцветная?
Ещё в древние времена люди заворожённо смотрели на радугу. Древние славяне считали, что радуга пьёт воду из озёр, рек и морей. Она, как змея, опускает своё жало в воду, набирает воду в себя, а потом выпускает её. И тогда идёт дождь.
А древние греки считали, что радуга – это дорога между небом и землёй.
Ребята, вы обратили внимание на то, что радуга обычно появляется перед дождём или после него? Если небо полностью затянуто тучами, радугу увидеть не получится. Но если сквозь тучи пробьются солнечные лучи, вот тут-то и появится на небе радуга.
Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Так писал о радуге Самуил Яковлевич Маршак.
А как же солнце с дождём могут без единого гвоздя построить такой замечательный мост?
Вы же знаете, ребята, что капельки воды прозрачные?
Оказывается, пока лучик движется к капельке, он белый и практически невидимый. Но стоит лучу попасть в капельку воды, он как будто бы надламывается, а точнее преломляется. При этом лучик распадается на несколько лучиков разного цвета. Получается разноцветная полоска. Так происходит со всеми солнечными лучами, которые проходят через капельки воды. И тогда эти разноцветные лучи образуют радугу.
Самую яркую и красивую радугу можно увидеть, если стоять спиной к солнцу, а перед вами будет идти дождь. Да ещё если капли дождя будут достаточно крупными.
Вы когда-нибудь слышали смешную фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Если радуга яркая, на ней можно различить семь основных цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А теперь я возьму из каждого слова фразы про охотника первые буквы: Каждый – К, охотник – О, желает – Ж, знать – З, где – Г, сидит – С, фазан – Ф.
Именно с этих букв начинаются слова, которые обозначают цвета радуги. К — красный, О – оранжевый, Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый. Так что фраза про охотника помогает запомнить, как расположены по порядку цвета радуги.
Кстати, я недавно услышал и ещё одну такую запоминалку – стихотворную. Она тоже очень смешная: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь».
Хотя… Наверное, звонарю было больно. Да и фонарь жалко. Ой, что это я, ведь это просто шутка. Однако, вернёмся к радуге. Конечно, на самом деле у радуги гораздо больше оттенков. Когда один цвет переходит в другой, цвета смешиваются и появляются и лимонно-жёлтый цвет, и бирюзовый, и много других.
Вы знаете, ребята, радугу можно увидеть не только после дождя. Часто в ясный солнечный день радуга появляется в брызгах большого водопада. Радугу можно увидеть возле фонтана. Солнце отражается в его брызгах и получается разноцветная дуга. Увидеть радугу можно и в струях поливальной машины, и даже в струе обычного шланга, из которого поливают огород или газон.
Если, конечно, в это время светит солнце и вы стоите к нему спиной.
Там, где солнечные лучи встречаются с каплями воды, появляется радуга.
Радугу можно увидеть даже зимой! В морозные безоблачные дни вокруг солнца иногда появляется светящийся круг, который называется
Правда, гало бывает очень редко. Не каждому человеку посчастливится увидеть его. А появляется оно при встрече солнечных лучей не с каплями воды, а с мельчайшими прозрачными кристалликами льда.
Ну а теперь осталось понять, почему, подлетая к Земле, я видел радугу в виде кольца, а когда опустился на землю, то видна были только его половинка, дуга?
Оказывается, радуга действительно круглая. Если смотреть на неё с высоты, то видно всё её кольцо. Но чем ниже находится тот, кто смотрит на радугу, тем меньше видимая её часть. Радуга как будто прячется за горизонтом.
Мне повезло увидеть двойную радугу. Чаще у радуги бывает только одна дуга. Но иногда природа создаёт настоящие шедевры, когда можно увидеть три дуги, четыре, и даже больше. Такая радуга может появиться возле большого спокойного водоёма.
А вот последовательность цвета у радуги неизменна – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Вы помните, что нужно для появления радуги? Капельки воды и солнечный свет. Если стоять спиной к солнцу, то тогда на небе видна радуга, и каждый радуется, глядя на неё. Кстати, неспроста у некоторых народов радугу называют весёлкой. Ведь разноцветная радуга создаёт замечательное настроение.
Ну что же, пока я вам рассказывал о прекрасной радуге-дуге, она побледнела и пропала. Это значит, что и мне пора собираться домой. До свидания ребята. Я буду рад снова увидеть вас.
Урок окружающий мир в 1 классе «Почему радуга разноцветная?» Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70 г. о. Тольятти
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 1 класс
Тема:
«Почему радуга разноцветная?»
Учитель начальных классов
МБУ СОШ №70 Гусева Л.Ю.
2012 – 2013 учебный год
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема урока № 48: «Почему радуга разноцветная?»
Дата проведения: 18.04. 2013г.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.
Цель урока:
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку школьников.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.
2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.
3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма
отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.
2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.
2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материал:
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
-тесты для проверки домашнего задания;
-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.
Учебные действия:
-Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно-научные тексты, видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.
-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.
-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.
-Создавать простейшую модель радуги.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга»
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Метапредметные:
1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Основные методы:
-Исследовательский;
-Деятельностный.
Время реализации урока – 40 минут
Структура урока.
№ этапа | Название этапа | Продолжительность этапа |
1 | Организационный момент. | 1 минута |
2 | Проверка домашнего задания. | 4 минуты |
3 | Рефлексия. | 1 минута |
4 | Изучение нового материала. | 13 минут |
5 | Промежуточный контроль. | 6 минут |
6 | Физкультурная минутка. | 2 минуты |
7 | Работа с учебником. | 5 минут |
8 | Работа в тетрадях на печатной основе. | 5 минут |
9 | Творческое задание на дом. | 1 минута |
10 | Рефлексия. | 2 минута |
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
- Проверка домашнего задания.
– А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?
— Как рождается звук?
— Какой орган помогает слышать звуки?
— Как надо относится к ушам?
Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.
Практическая работа №1.
Давайте прослушаем звуковой ролик. Работа в группе. Ответить на вопросы теста. Взаимопроверка.
- Актуализация знаний
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под
зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.
— А какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
— Что появилось на небе?
- Тема урока. Постановка проблемного вопроса. Изучение нового материала.
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
— Дети, а кто из вас видел радугу?
— Когда бывает радуга?
— Какое настроение было, у Вас было?
— Какие слова спрятались в слове «радуга»?
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Можно ли сказать: поставили радугу, построили. Красиво ли будет это звучать? Какое слово использовали авторы? (Воздвигли) Это слово очень торжественно. Оно ещё раз подчёркивает красоту зрелища, которое увидели авторы.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают. .. И вдруг кто-то радостно кричит:
— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
— Откуда они взялись?
— Кто их построил так быстро и так красиво?
— Вы уже догадались?
— Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
— Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
— На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
— Какие цвета в радуге?
— А почему радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
— Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
«Как однажды Жан – звонарь головой разбил фонарь»
- Физминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Практическая работа.
Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга. (Н. Михайловой)
Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!
- Творческая работа
Радуга — природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте;
-В брызгах фонтана;
— От компьютерного диска;
Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках
бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги. Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
— Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
- Выполнение задания в рабочих тетрадях.
Разукрасить радугу. Помочь радужным человечкам найти свой шарик.
- Проверка изученного материала.
Игра «Третий лишний»
Назовите цвет, которого нет в радуге?
- Оранжевый, коричневый, жёлтый.
- Зелёный, голубой, белый.
- Фиолетовый, малиновый, жёлтый.
- Красный, чёрный, синий.
Проверочная работа. У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
1 — У радуги 7 цветов?
2 — Все цвета расположены в определённом порядке?
3 — В радуге есть коричневый цвет?
4 — Строители радуги – солнце и дождь?
- Рефлексия
Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.
- Итог урока.
— Когда появляется в небе радуга?
— Перечислите цвета радуги?
-Повторим хором фразу – подсказку.
Список литературы и ресурсов Интернет:
1.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс. Сост. И.Ф. ЯценкоМ.: ВАКО,2010.
2.Котова И. Фрагменты презентации к уроку «Почему радуга разноцветная» http://viki.rdf.ru/item/1394/
3.Муковникова О. Г. Природоведение 1 класс. Поурочные планы (по учебнику Плешакова А.А. « Мир вокруг нас») Волгоград: «Учитель-АСТ»
4.Останковская Л.Ю. Фрагменты презентации к уроку «Почему звенит звонок. Почему радуга разноцветная.» http://www.rusedu.ru/detail_7731.html
5.Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,1 класс.3-е изд., М.:ВАКО,2007
6.http://russian.china.org.cn/photos/txt/2009-12/24/content_19127643_6.htm (фотографии радуг)
Canon : Технологии Canon | Canon Science Lab
Для работы этого сайта требуется браузер с поддержкой JavaScript.
Радуга возникает, когда свет исходит от солнца. вступает в контакт с каплями воды в атмосфере. Итак, как дозировать свет, проходящий через капли воды и создающий семицветную радугу?
Радуга бывает семи цветов, потому что капли воды разбивают солнечный свет на семь цветов спектра. Вы получите тот же результат, когда солнечный свет проходит через призму. Капли воды в атмосфере действуют как призмы, хотя следы света очень сложны.
Когда свет встречается с каплей воды, он преломляется на границе воздуха и воды и входит в каплю, где свет рассеивается на семь цветов. Эффект радуги возникает из-за того, что свет затем отражается внутри капли и, наконец, снова преломляется в воздухе.
Радуга: преломление семи цветов спектра
Радуга имеет семь цветов, потому что капли воды в атмосфере расщепляют солнечный свет на семь цветов. Точно так же призма делит свет на семь цветов. Когда свет выходит из одной среды и входит в другую, свет меняет направление своего распространения и искривляется. Это называется преломлением. Однако из-за различий показателей преломления этот угол преломления различается для каждого цвета или в зависимости от длины волны света. Это изменение угла преломления или показателя преломления в зависимости от длины волны света называется дисперсией.
В обычных средах чем короче длина волны (или чем голубее свет), тем больше показатель преломления.Преломление зависит от цвета света и среды
Угол преломления зависит от скорости, с которой свет проходит через среду. Люди замечали явление преломления на протяжении всей истории. Но первым, кто открыл закон преломления, был Виллеброрд Снелл (1580-1626), голландский математик. Показатель преломления воды оранжевым светом паров натрия, излучаемым уличными фонарями на шоссе, составляет 1,33. Показатель преломления воды к фиолетовому цвету, который имеет короткую длину волны, составляет почти 1,34. Для красного света, имеющего большую длину волны, показатель преломления воды составляет почти 1,32.
Капли воды отражают преломленный свет
Солнечный свет, падающий на каплю воды (сферу) в атмосфере, преломляется на поверхности капли и попадает внутрь капли. Когда происходит процесс преломления, свет распадается на семь цветов внутри капли воды и затем отражается от другой поверхности капли после прохождения внутри нее. Обратите внимание, что при отражении угол отражения такой же, как и угол падения, а это означает, что отраженный свет проходит по заданному пути, сохраняя разницу углов преломления. Свет снова преломляется, когда выходит из капли, что еще больше усиливает дисперсию. Первичное отражение основной радуги и вторичное отражение чуть более темной вспомогательной радуги. рассеять свет на семь цветов, которые видят наши глаза.
Видимые углы радуги предопределены
Вы можете видеть радугу, когда солнце находится прямо позади вас. Основная радуга становится видимой под углом около 40 дюймов от горизонта. Вспомогательную радугу можно увидеть под углом около 53 дюймов. Порядок цветов, отраженных от капель воды в основной радуге и во вспомогательной радуге, меняется на противоположный, как показано на рисунке.
радуга | Национальное географическое общество
Радуга — это разноцветная дуга, образованная светом, падающим на капли воды. Самый известный тип радуги возникает, когда солнечный свет падает на капли дождя перед зрителем под определенным углом (42 градуса). Радуги также можно увидеть вокруг тумана, морских брызг или водопадов. Радуга — это оптическая иллюзия, она не существует в определенном месте на небе. Внешний вид радуги зависит от того, где вы стоите и куда светит солнце (или другой источник света). Солнце или другой источник света обычно находится позади человека, видящего радугу. На самом деле центр первичной радуги — это антисолнечная точка, воображаемая точка, точно противоположная солнцу. Радуги являются результатом преломления и отражения света. И преломление, и отражение — явления, связанные с изменением направления волны. Преломленная волна может казаться «изогнутой», в то время как отраженная волна может казаться «отскакивающей» от поверхности или другого волнового фронта. Свет, попадая в каплю воды, преломляется. Затем он отражается задней частью капли. Когда этот отраженный свет покидает каплю, он снова преломляется под разными углами. Радиус радуги определяется показателем преломления капель воды. Показатель преломления — это мера того, насколько преломляется (изгибается) луч света при переходе из одной среды в другую — например, из воздуха в воду.