Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятияБазовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук [м] в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
- Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
- Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
- Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например, с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
- Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком«Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например:
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
- Произнести по порядку все звуки в слове.Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
- Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
- Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
- Игра «Цепочки слов»
Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
- Игра «Починим испорченный телефон»
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона.
Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.- Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака – бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- Игра «Будь внимателен»Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
- Игра «Подбери по звучанию»Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка
- Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
- Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
Ребенок путает звуки — что делать, если ребенок путает звуки
При нормальном развитии речи дети в 4,5-5 лет на слух могут определять присутствие или отсутствие конкретного звука в слове. Естественно, если с ними занимались родители или педагоги. За это умение отвечает фонематический слух (не путать с физиологическим слухом). Он помогает ребёнку узнавать и различать звуки, понимать их последовательность и расположение. За счёт фонематического слуха дети отличают похожие слова и понимают их смысл. Это важная часть развития речи.
Если ребёнок путает звуки или слышит их в слове в 5 лет, то это может свидетельствовать о нарушениях фонематического слуха. Это частный случай ОНР (общего недоразвития речи). Впоследствии это может привести к трудностям при обучении ребёнка письму и чтению.
Как развивается фонематический слух?
Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет. Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет. Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.
- От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.
- От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.
- От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».
- От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.
Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.
Почему ребёнок путает звуки?
Если ребёнок в 5 лет путает звуки, то это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии. Это речевое нарушение связано с дефектами произношения и восприятия речи. Чаще всего ФФН диагностируется в возрасте 5-7 лет.
Специалисты выделяют три степени фонетико-фонематического недоразвития:
- лёгкую. Ребёнку сложно находить различия между звуками, которые у него не получается выговорить. При этом способность к фонематическому анализу сохранена;
- среднюю. У ребёнка наблюдаются серьёзные проблемы при фонематическом анализе. Он испытывает сложности с различением большого количества звуков, присутствующих в его речи;
- тяжёлую. У ребёнка не получается выделять звуки. Он не различает их, а также не может определить их месторасположение в слове.
Если ребёнок путает фонемы, то в первую очередь необходимо обратиться к специалисту и выявить причину ФФН.
Причины ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть врождённым или приобретённым. В первом случае ребёнок может путать звуки из-за:
- аномалий при формировании плода;
- инфекционных и эндокринных заболеваний матери во время беременности;
- тяжелого токсикоза;
- резус-конфликта между ребёнком и матерью;
- родовых травм (асфиксии, обвития и пр.).
Приобретённое ФФН возникает вследствие:
- инфекционных заболеваний, перенесённых в первые месяцы жизни;
- наследственного фактора;
- черепно-мозговой травмы;
- педагогической запущенности;
- эмоционального потрясения в период формирования речевых навыков;
- травмирующей психику ситуации;
- негативного влияния окружающей среды.
Чтобы выяснить, почему ребёнок отстаёт в речевом развитии и путает звуки, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.
Коррекционная работа
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития требует много сил и времени. В обязательном случае ребёнку назначаются групповые или индивидуальные занятия с логопедом. При ФФН необходимо скорректировать звукопроизношение, развить фонетические навыки и провести подготовку к обучению чтению и письму.
На логопедических занятиях с ребёнком осуществляется развитие:
- правильного произношения звуков и артикуляции;
- фонематического анализа и синтеза речи;
- пассивного и активного словарного запаса;
- навыка связной речи, составления словосочетаний и предложений;
- грамотного письма и чтения.
Чтобы малыш перестал путаться в звуках, специалисты используют логоритмику, развивающие игры, наглядные материалы и так далее. Занятия с педагогом делают ребёнка более внимательным, спокойным и учат концентрироваться на выполнении конкретных задач. Для улучшения произношения звуков также развивается мелкая и крупная моторика. Рекомендуется посещать детского психолога. Это позволит нивелировать последствия стресса или эмоциональной травмы, которые могли привести к ФФН.
Прогноз и профилактические меры
Если ребёнок путается в звуках, то важно своевременно обратиться к логопеду. При регулярных занятиях и помощи родителей речевое недоразвитие можно устранить в течение года. В зависимости от тяжести ФФН работа занимает от 1 до 12 месяцев.
Родители оказывают сильное влияние на формирование навыков устной речи. Очень часто проблемы с произношением звуков возникают из-за педагогической запущенности. Поэтому рекомендуется заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк.
Что считается словом — Звуки животных?
Автор Стефани Кеффер
Родители часто спрашивают: «Сколько слов должен говорить мой ребенок?» когда их малыш учится говорить.
Знание того, что считается словом, необходимо при подсчете количества слов, произнесенных ребенком. И «Считается ли ____ словом?» — один из самых частых вопросов, которые задают на моей странице в инстаграме @toddler_ talk _.
В этом посте мы расскажем, что считается словом, и ответим на ваши вопросы о:
детских знаках
звуках животных
звуковых эффектах
неправильно произнесенных слов
много слов произносится одинаково
буквы, цифры и фигуры
Во-первых, чтобы ваш ребенок считался словом, он должен использовать это слово постоянно, независимо и намеренно для обозначения кого-то или чего-то.
Вот более подробная информация о том, что имеет значение, а что нет ↓
Постоянно: Как правило, вы должны услышать, как ваш ребенок произнесет слово 3-5 раз, прежде чем оно будет считаться словом. . Это еще не считается словом, если ваш ребенок сказал слово только один раз.
Независимо: Если ваш малыш произносит слово самостоятельно, не слыша, как вы его произносите, то это считается словом. Если они повторяют слово, которое вы сказали, оно еще не считается словом.
Намеренно : Это считается словом, если ваш ребенок произносит слово по определенной причине. Например, чтобы пометить человека или игрушку, прокомментировать что-то, что они видят, или сообщить, что им весело. Это не считается словом, если ваш ребенок произносит его, но на самом деле не понимает, что это слово означает. Вы иногда увидите это, если дети повторяют что-то из телешоу.
Это сложный вопрос, и я объясню почему.
Нет. Если вы подсчитываете количество слов, которые говорит ваш ребенок, я бы не стал считать детские жесты словами. Это потому, что у ребенка может быть 20 детских жестов и 0 произнесенных слов. В этом примере может быть важно поддерживать способность ребенка произносить слова, даже если он использует много детских жестов. Подсчет только количества слов, произнесенных ребенком, может помочь нам определить самую раннюю пропущенную веху.
Да. Но вы можете подсчитывать детские жесты как слова, когда подсчитываете количество сообщений, которые ваш ребенок может выразить с помощью слов, детских жестов и жестов. Если ваш ребенок использует некоторые или многие детские жесты, я рекомендую вести второй подсчет количества слов, которые он может выразить = количество слов, которые он произносит + количество используемых им детских жестов. Это может помочь вам понять, как выражение их лица соотносится с количеством слов, которые они могут произнести. Если ребенок может использовать много детских жестов, но еще не говорит, это может быть признаком задержки речи.
Вот отличный ресурс, если вам кажется, что ваш ребенок знает много слов, но еще не говорит.
Да! Звуки животных считаются словами.
Особенно для годовалых детей названия животных, такие как «лошадь» или «слон», слишком сложны для произнесения их развивающимся ртом. Поэтому, когда они говорят, что звуки животных обозначают животных, вы можете считать их словами. По мере развития их произношения вы должны заметить переход от звуков животных к названиям животных.
Звуковые эффекты считаются словами?Да!
Звуковые эффекты, такие как «бип-бип», «ачуууу» и «ви-у-у-у» считаются словами. Подобно звукам животных, звуковые эффекты часто легче произносить, чем названия вещей, которые издают звуки. Например, «пи-о-о-о-о» произносится легче, чем «скорая помощь». Малыши будут произносить звуковые эффекты, чтобы говорить о трудно произносимых вещах, и вы можете считать это словом! Правила относительно того, что ваш ребенок использует это слово последовательно, независимо и намеренно, по-прежнему применяются.
Восклицательные звуки считаются словами?Да!
Восклицательные замечания, такие как «О-нет!» и «Ура!» считать словами. Малыши используют эти слова, чтобы выразить свои эмоции или прокомментировать происходящее.
Считаются ли приближения слов словами?Да!
Когда дети учатся говорить, их слова могут звучать не так, как их произносят взрослые. Когда младенцы и малыши используют более простое произношение слов, логопед скажет, что они используют 9 слов.0043 приближения слов . Приближения слов считаются как слова.
Обратитесь к этой статье, чтобы узнать больше о распространенных и ожидаемых «ошибках» речи малышей или о том, как они упрощают труднопроизносимые слова.
Будет ли это считаться 1 или 2 словами, если ребенок скажет два разных слова одинаково?Два слова!
В раннем возрасте многие детские слова могут звучать одинаково. Это потому, что их навыки произношения все еще развиваются. Например, ваш ребенок может сказать «Ба» вместо шар и ванна . Вы можете посчитать «Ба» за два слова, если ваш ребенок говорит «Ба» для обозначения двух разных вещей. Помните, пока они используют произношение последовательно и намеренно, это имеет значение!
Буквы считаются словами?№
Я не считаю буквы словами для малышей. Понятие букв обычно слишком абстрактно, чтобы малыши могли его по-настоящему понять. Когда малыши называют буквы, они часто декламируют песенку ABC или просто обозначают букву, которую видят. Поскольку они не могут использовать буквы, чтобы попросить что-то, чего хотят, и еще не умеют правильно писать, я не считаю буквы словами.
Числа считаются словами?Возможно.
Да. Вы можете считать несколько цифр словами, особенно когда вашему ребенку исполняется три года. Вы можете посчитать число как слово, если ваш ребенок покажет вам, что он понимает, что означает число. Например, если вы говорите: «Я дам вам 3 штуки», но вы даете ребенку только 2 штуки, и ваш ребенок замечает, что вы дали ему на одну меньше, чем 3, говоря вам: «Это 2, вы сказали 3» или «Мне нужно еще 1» — тогда вы можете считать эти цифры словами.
Нет. Если ваш ребенок повторяет числа, например «Один, два, три, пять, десять!» но они не очень понимают, что означают цифры, то я бы не стал считать цифры как слово просто пока.
Считаются ли фигуры словами?Да, ЕСЛИ ваш ребенок говорит много других слов.
Вы можете считать фигуры, такие как «круг» и «треугольник», как слова, если ваш ребенок называет фигуры в книге, головоломке, игре или другом занятии.
Если ваш ребенок произносит фигуры (или цифры и буквы), но не другие слова, я бы не стал считать фигуры (или цифры и буквы) при изучении вех словарного запаса. Если ваш ребенок произносит фигуры, цифры и буквы, но не другие слова, я рекомендую поговорить с педиатром вашего ребенка или записаться на проверку свободы слова и языка (доступно в США в рамках программ раннего вмешательства, финансируемых государством).
Вот еще несколько распространенных вопросов о том, что считается словом:
Да, «О-о-о» считается словом для малышей и младенцев, когда они используют его самостоятельно.
В логопедии мы используем термин «экспрессивная лексика», чтобы говорить о количестве сообщений, которые ребенок может выразить с помощью слов, жестов или жестов. Разговорный словарный запас относится к количеству слов, которые ребенок может произнести.
Автор: Стефани Хатлели, MS CCC-SLP
Еще из блога:
Влияет ли уздечка языка на речь?
Игрушечная машинка для малышей — 3 способа поддержать ранний язык
Вопросы, которые лучше всего задать логопеду вашего ребенка
© 2020-2023. Стефани Кеффер Хатлели, MS CCC-SLP. Все права защищены.
Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.com.
Стефани Кеффер
Что такое фонема? Полное руководство для учителей и родителей
Существует довольно много технического языка, связанного со фонетикой, который иногда может быть препятствием для родителей и даже некоторых учителей, понимающих, как преподавать. Цель этой статьи — полностью демистифицировать одно из самых распространенных слов, которое вы можете услышать, когда слышите, как люди говорят о фонетике, — «фонемы».
Итак, что такое фонема в реальном разговоре?
Фонема — это наименьшая единица звука в языке. Например, слово «собака» состоит из трех фонем — «д», «о» и «г». Это не письменные буквы, а произносимые звуки. Так, например, слово «цепь», хотя и состоит из пяти букв, содержит всего три фонемы — «ч», «ай» и «н».
В сфере образования ведутся споры о том, действительно ли такие слова, как «фонема», полезны тем, что они могут добавить элемент таинственности в то, что на самом деле довольно прямолинейно — обучение фонетике.
Я посмотрю, как разглядеть эту мистику, и в частности посмотрю, что такое фонемы, как их учить, какие фонемы существуют в английском, как можно помочь дома и что с ними делать, когда знаешь их.
Что такое фонемы – реальный разговор
Думаю, когда я ходил в начальную школу (в 1980-е), фонемы назывались «звуками». Это в основном то, что они есть.
Мы знаем, что у буквы есть имя и звук. Например, буква «с» имеет название буквы, которое произносится как «см. ». У него также есть звук, который мы произносим «с». Звук — это фонема, это так просто.
Тогда вы можете спросить, почему педагоги не называют их просто звуками?
Хороший вопрос. Многие люди в сфере образования делают просто так их называют, так как родителям гораздо легче понять, что они из себя представляют.
Официальная причина, по которой их называют фонемами, заключается в том, что слово «звук» имеет несколько значений.
«Звуком» может быть мычание коровы, звук удара молотка по гвоздям или телефонный звонок. Слово «фонема» является более точным словом, которое конкретно говорит о «звучании» единицы речи.
Однако многие люди думают, что все это немного глупо. Дети быстро усваивают, что многие слова в английском языке имеют двойное значение. Я не верю, что они хоть немного запутались в терминологии «звучит».
Впрочем, это больше технический вопрос. Некоторые школы будут называть эти звуковые единицы «фонемами», так что мы могли бы также узнать, что они из себя представляют!
Какие существуют фонемы?
Дети выучат 44 фонемы по фонетике. Они часто делятся на разные этапы или группы, хотя это зависит от страны, в которой вы живете.
Кажется, есть некоторые разногласия по поводу того, что именно представляют собой 44 фонемы, но в целом я думаю, что они следующие…
Во-первых, фонемы, представленные одной буквой:
s, a, t, p
i, n, m, d
g, o, c
e, u, r
h, b, f, l
j, v, w, x
y, z
Тогда фонемы, содержащие две согласные (известны как согласные диграфы):
qu, ch, sh, th, th, ng
Затем идут диграфы:
ai, ee, oa, oo, ar или, ur, ow, oi, er
И, наконец, триграфы (фонемы, представленные тремя буквами):
Igh, ear, air, ure
Вот хороший ютуб видео, объясняющее, что это такое:
Многие фонемы могут быть записаны по-разному. Например, фонема «ай» также может быть написана «ай». Это не меняет фонему. Меняется только «графема» (т. е. буквы, используемые для ее обозначения).
Чистые звуки
При обучении фонемам следует учитывать один очень важный момент: лучше всего использовать «чистый звук».
Для многих родителей это может отличаться от того, как вас учили в школе.
Очень важно стараться не ставить звук «ух» ни в начале, ни в конце фонемы. Например, «с» должно звучать как «с», а не как «ух». «S» должно звучать как «ssss», а не «suh».
Посмотрите отличное видео, чтобы узнать об этом немного больше:
Некоторые родители сопротивляются этому, потому что я думаю, что раньше мы точно не учили фонемы таким образом! Я помню, как говорил «ух», «ух» и все такое прочее.
Однако это действительно помогает детям смешивать и сегментировать, если они произносят чистые звуки. Это определенно стоит усилий!
Так ты тоже учишь названия букв?
У всех букв есть имя, но у них также есть фонема (звук).
Например, буква «т» имеет имя, которое произносится как «ти». Кроме того, у него, конечно, есть фонема, звучащая как «т».
Есть небольшие споры о том, следует ли учить названия букв одновременно с фонемами?
На этот вопрос нет правильного или неправильного ответа.
Я знаю, что в некоторых школах учат названиям букв одновременно со звуками/фонемами. Например, они могут показать букву (например, т) и сказать: «Меня зовут «ти», а мой звук — «т».
Таким образом, дети знакомятся с письменной и устной формой одновременно.
Однако я знаю, что многие школы этого не делают, потому что считают, что детям слишком сложно учить оба сразу. Подход, который они используют, состоит в том, чтобы сначала научить только фонемам. Названия букв можно затем выучить позже, вероятно, намного позже, когда дети будут уверенно использовать фонемы.
Если вы родитель, я бы порекомендовал узнать, чем занимается школа, и следовать этому процессу.
Если вы родитель, желающий обучать своего ребенка на дому, лично я бы сначала обучил его фонемам, а названия букв добавлял гораздо позже.
Сохранение простоты на заре акустики имеет решающее значение. Это заставляет их двигаться гораздо быстрее.
Как обучают фонемам?
Не существует единого способа обучения фонемам, но есть несколько очень популярных схем. Все они имеют схожий подход к обучению, если не идентичный.
Большинство схем основано на идее обучения фонеме вместе с действием.
Например, в одной из схем фонема «р» изучается одновременно с действием, когда вы подносите указательный палец к губам и нажимаете на него «р, р, р», как будто вы задуваете свечу.
Эти действия действительно помогают детям быстро выучить фонемы. Это делает его мультисенсорным опытом. Дети используют разные органы чувств одновременно, и это действительно помогает им запоминать фонемы.
Пример того, как в школе изучают фонемы, может выглядеть примерно так:
- Расскажите простую историю, связанную с действием, которому вы собираетесь обучать. Например, если вы будете учить букву «п», расскажите историю о вечеринке с тортом на день рождения.
- Включите в рассказ несколько слов, начинающихся со звука. Например, в примере с днем рождения хорошими словами для включения будут «вечеринка», «розовый», «свинья» и что-то в этом роде. Пусть дети копируют и веселятся с этими словами, произнося их и действительно подчеркивая фонему в начале слова.
- Все выполняют действие, показывая им букву
- Попробуйте написать в небе. Это означает, что все пишут буквы в воздухе пальцами.
- Практикуйтесь в использовании выученной фонемы в групповых акустических играх или в учебных занятиях
Все школы разные, но это простая формула для изучения фонем.
Если вы родитель, было бы неплохо выяснить, как в вашей школе преподают фонемы, чтобы вы делали то же самое.
Устное обучение – до букв
Самое главное в фонемах то, что они звучат. И все мы учимся слушать звук с самого рождения.
Все дети в возрасте от 0 до 4 лет учатся слышать и произносить фонемы, поэтому большая часть обучения в этой области происходит еще до того, как вы начнете учить буквы и звуки.
В частности, прежде чем дети выучат звуки-буквы, хорошо, если они умеют:
- Правильно произносить большинство звуков
- Способны слушать хотя бы короткое время
- Способны участвовать в простых играх на слух
- Способны слышать некоторые звуки в простых играх с использованием аллитерации и ритма
- Способны слышать и различать различные звуки, издаваемые инструментами /quiet и другие способы изменения звука
Существуют сотни хороших игр, которые развивают навыки в этих ключевых областях, и вы можете попробовать их. Некоторые фантастические, которые вы можете попробовать, включают:
- 17 захватывающих занятий по сегментации, которые вы должны попробовать
- Игры с ритм-стиками — основное руководство
- Игры с аллитерациями — десять потрясающих игр, которые стоит попробовать
Что вы делаете С помощью фонем, которые вы изучаете?
Самое важное в изучении фонем заключается в том, что нет особого смысла в их изучении, если вы не знаете, как смешивать и сегментировать (или, по крайней мере, не начинаете делать это).
Что такое смешивание?
Смешивание, возможно, является решающим навыком раннего чтения. Проще говоря, смешивание — это объединение звуков, которые вы слышите, в слова.
Например, если вы слышите «d-o-g», вы объединяете в уме фонемы, чтобы получилось слово «собака». Чтобы узнать полное руководство о том, что такое смешивание, ознакомьтесь с этой статьей.
Часто это самый большой камень преткновения при раннем чтении. Есть много детей, которые выучат много фонем (иногда все 44), но не смогут их использовать.
Поэтому важно научиться смешивать.
Хорошие игры для смешивания
1. Используйте марионетку
Я бы сказал, что это определенно лучший способ начать.
Выберите любую куклу – это может быть пальчиковая кукла, большая кукла или просто мишка. Мне нравится использовать эту марионетку-обезьяну…
Кукла, по сути, сочиняет историю, но одно слово в каждом предложении превращается в звуковую речь.
Например, можно сказать: «Сегодня я гуляла с кошкой Кэт». ‘кот’. Продолжайте составлять рассказ и разделять слова. Это действительно помогает добавить контекст в процесс и дает им подсказку.
Куклы отлично подходят для обучения всем видам фонетических навыков. Если вы хотите узнать гораздо больше, то ознакомьтесь с этой статьей.
2.Одень малышку
Многим детям очень нравятся малыши, и эта игра для них великолепна.
Имейте ребенка и какую-нибудь простую одежду, чтобы надеть на него ребенка, например, «носок», «шапку» и «сапог»
Скажите ребенку, можешь ли ты надеть «ч-а-т». Посмотрите, смогут ли они правильно одеть ребенка.
Что такое сегментация
Другим основным навыком, который требуется, когда вы знаете некоторые фонемы, является сегментация. Это ключевой навык для
. Если вы хотите полностью узнать, что такое сегментация, тогда проверьте это. Однако, вот короткая версия…
Сегментация — это разбиение слов на их фонемы. Например, слово «свинья» можно разделить на фонемы «п-и-г».
Чтобы научиться писать слова, дети должны сначала произнести их вслух, используя этот процесс. Но как этому научить?
Хорошие игры для сегментации
1. Используйте робота
Это классический способ обучения, и он определенно работает!
Возьми какого-нибудь робота. Это может быть простая коробка с нарисованным лицом! Или игрушечный робот, или марионетка. Мне нравится использовать этот:
Идея состоит в том, чтобы использовать ваши руки как «руки робота». Согните их под углом девяносто градусов в локте и подвигайте вверх-вниз.
Робот дает вам слово, которое вы должны сказать, как робот, например, «ребенок». Дети двигают руками вверх и вниз и говорят «к-и-д». Ребенок! Ребенок. Малыш!» Всегда повторяйте каждое слово несколько раз, возможно, три или четыре раза, когда вы начинаете.
2. Танцевальная сегментация
Это очень весело. Включите какую-нибудь зажигательную диско-мелодию!
Сделайте простое танцевальное движение, например, руки вверх, затем руки вниз. Сделайте это, сегментируя слово, например, ‘c-o-t. Детская кроватка! К-о-т. Детская кроватка!…»
Это два действительно забавных способа научиться сегментировать, но если вы хотите узнать список всех 16 способов обучения сегментации, посмотрите это.
Игры с использованием фонем
Когда дети знают некоторые фонемы, они могут использовать их множеством способов, чтобы начать составлять, писать и читать слова. Некоторые из наиболее распространенных:
1. Рамки фонемЭто простые сетки, которые вы можете использовать для построения и написания слов. Они отлично подходят для добавления визуальной структуры к раннему словообразованию.
Вы можете сделать простую рамку фонемы, используя множество различных материалов, например, нарисовать ее на доске несмываемым маркером, нарисовать на бревне или просто нарисовать на бумаге.
На нем можно составлять слова, используя предметы с буквами, например ракушки, камни, магнитные буквы или крышки от бутылок.
Чтобы узнать больше о том, что такое кадр фонемы и как его использовать, ознакомьтесь с этим.
2. Кнопки звукаЭто в основном круги, которые вы рисуете под фонемами в слове.
Идея в том, что ребенок нажимает на кнопку и произносит фонему. Затем они смешивают слово.
3. Игровые игрыСуществует множество забавных игр, в которые можно играть с различными предметами, чтобы оживить весь процесс чтения и написания слов. Например:
- Прищепка издает звук на веревках для стирки, чтобы составить слова
- Нарисуйте буквы на железнодорожных путях и проведите поезд по ним
- Нанесите буквы на такие предметы, как дупло или мегаблоки, и попытайтесь составить слово
Как вы можете помочь в Дом с фонемами
Все, что я выделил здесь, можно так же легко сделать дома.
В частности, вы хотите сосредоточиться на:
1. Узнайте, чем занимается ваша школаВсе школы, вероятно, будут следовать довольно схожим системам, но между настройками будут некоторые различия. Обычно это происходит из-за немного отличающихся используемых схем.
Постарайтесь узнать, чем занимается школа, и придерживайтесь этой системы.
Многие школы стремятся популяризировать свои методы и могут предлагать родительские собрания или рассылать письма и информацию.
2. Выполнить любую работу Школьные наборыУспешное освоение фонетики детьми будет одним из главных приоритетов школы, и часто они задают домашнюю работу в той или иной форме, чтобы помочь этому процессу.
Всегда лучше сделать так, чем изобретать самому.
Если есть соответствие между домом и школой, то это действительно мотивирует детей и всегда является лучшим решением.
3. Практика фонемРегулярная практика фонем, которые дети изучают в школе и дома, очень им поможет. Чем беглее дети станут, тем легче будет процесс чтения.
4. Практика смешивания.Смешивание – действительно важный шаг!
Когда дети знают несколько фонем, смешивание становится приоритетом.
Попробуйте некоторые из перечисленных выше игр, например, сочините историю с марионеткой.
5. Используйте такие вещи, как рамки фонемИспользование простых физических структур, таких как рамки фонем, действительно помогает им уверенно строить слова.
Если вы можете использовать что-то вроде магнитных букв или ракушек со звуками, то они отлично подходят для создания слов и начала чтения.
6. Укажи звуки в книжках с картинкамиПомогите детям узнать фонемы, которые они видят вокруг себя.
Говорите о буквах на вывесках, плакатах и везде, где вы их видите.
Укажи им на книги, которые им нравятся, и посмотри, смогут ли они найти буквы, которые узнают.
Другая терминология, с которой вы можете столкнуться в акустике
Графема
Графема — это письменная форма фонемы. Это в основном то, как звук представлен.
Многие фонемы имеют графемы, состоящие всего из одной буквы, например «a, e, i, t».
Другие фонемы представлены графемами, состоящими из двух букв (например, ai, ee, oo) или трех букв (например, igh, ear, air)
Диграф
Это фонема, которая представлена двумя буквами вместе. В английском их много.
Некоторые примеры: «ai, или, oa, ee» (хотя их гораздо больше).
Триграф
Триграф — это фонема, представленная тремя буквами. Триграфов меньше. Вот некоторые примеры: «igh, air, ear, ure».
Основные советы по изучению фонем
- Начните, когда дети будут готовы
- Сделайте это мультисенсорным
- Подготовьте песни, рифмы, напевы или действия для каждой фонемы
- Помогите им услышать фонему в словах
- Научите их смешивать и разделять слова, а также использовать фонемы, которые они выучили
Заключение
Надеюсь, все это реально Talk помог вам точно узнать, что такое фонема, а также как ее преподавать.