Звуков в русском языке 6: В русском языке 10 гласных букв и 6 звуков – почему? 🤓 [Есть ответ]

Содержание

6.Классификация гласных звуков.

Гласные звуки это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных форма и объем полости рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).

По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – губа), – [о], [у] и гласные неогубленные, или нелабиализованные,  [и], [э], [ы], [а].

При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного участия не принимают.

Звук [о] отличается от [у] меньшей степенью вытягивания и округления губ. Это легко можно заметить по мышечным ощущениям, произнося подряд, например, звуки [а] – [о] – [у].

По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.

Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.

Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э], [о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение между гласными верхнего и нижнего подъема.

Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося подряд, например, звуки [у]– [о] – [а].

По месту подъема спинки языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому небу.

Образование гласных заднего ряда – это звуки [у], [о] – происходит при движении задней части спинки языка к мягкому небу.

Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.

Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего, среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно произнести подряд, например, звуки [и] – [ы] – [у].

Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].

При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется

фонетической транскрипцией.

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь, с добавлением или изменением определенных букв. Так, в основе той системы транскрипции, которой мы будем пользоваться, лежит русская азбука, но не употребляются буквы е, ё, й, щ, ю, я, а ъ, ь обозначают особые безударные гласные звуки. Используются отдельные буквы и других алфавитов: j (йот) из латинского, Υ (гамма) из греческого.

Для чего используется транскрипция? 

1. Чтобы научиться слышать родную речь  и показать нормы литературного произношения.

2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т. к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков,  возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

 

Основные правила транскрипции

В транскрипции:

1.  Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [   ].

Текст записывается так, как он произносится.

3.  Не употребляются прописные буквы.

4. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.

5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.

6. Применяются диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них. для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -[п’ûл’и].

7. В области согласных не употребляется буква

щ, а обозначается как [ ш̅ ‘]; в области гласных нет букв е, ё, ю, я.

8. Для обозначения звука [й] даны два знака: [ĵ]  –  йот и [į]и неслоговой (разновидность йота):

[ĵ] – а) в начале слова: [ĵа́], [ĵо́ш], [ĵэ́л’], [ĵу́к];

         б) после разделительных ъ и ь : [в’ĵу́н], [п’ĵо́т], [с’ĵэ́л];

         в)  между двумя гласными перед ударным: [пÙĵу́],  [мÙĵа́].

В остальных случаях – [į]: [мо́į], [мо́į къ].

9. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы: [ба́л], [со́к].

10. Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании:

а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются:

[иглы́ / игла́ / бы́л / была́ / лу́к / луга́];

б) безударные гласные  звуки [а], [о], [э] изменяются как в количественном, так и качественном отношении:

·  безударные гласные [а], [о] в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге после твердых согласных обозначаются знаком [Ù] – звук краткий [а]: [Ùрбу́c], [Ùр’э́х], [нÙра́], [жÙра́];

·  безударные гласные [а], [о], [э] во втором предударном и заударных слогах после твердых согласных обозначаются знаком

[ъ] – звук сверхкраткий [ы]: ълÙко́], [пърÙхо́т], [ко́лъкъл], [жълт’изна́];

·  безударный гласный [э] в первом предударном слоге после твердых согласных обозначается знаком э]звук средний между [ы] и [э]: ыэл’э́зо], [шыэлка́];

·  безударные гласные [э], [а] в первом предударном слоге после мягких согласных обозначаются знаком э] – звук средний между [и] и [э]: [с’иэло́], [в’иэсна́], [ч’иэсы́], [м’и

эсн’и́к];

·  безударные гласные [э], [а] во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных обозначаются знаком [ь]- звук сверхкраткий [и]: ‘ьр’иэга́], [г‘ьн‘иэра́л], [ч‘ьсÙфш̅’и́к], [д’а́т’ьл], [д’а́д’ь].

Для обозначения звука [г], произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении  звука [х] используется [Υ] – «г фрикативный»: [бо́Υъ / со́ΥÈбы / бÙγа́тыį (в диалекте)].

Существуют разные системы транскрипции. Поэтому надо выбрать какую-нибудь одну и последовательно ее придерживаться, чтобы не разрушать формирующиеся навыки транскрибирования.

Следует также иметь в виду, что в транскрипции в отдельных случаях допускаются варианты, отражающие реально существующее в литературном языке вариантное произношение. Так, в зависимости от стиля произношения в абсолютном конце слова могут звучать разные гласные: в полном стиле, при отчетливом произношении, — [Ù],[иэ], [ыэ], а в разговорном, при беглом произношении, – редуцированные [ъ], [ь]. Сравните: громко [гро́мкÙ] и [гро́мкъ]; поле [по́л‘иэ] и [по́л‘ь]; больше – [бо́л’шыэ] и [бо́л’шъ].

8. Интонация.Роль суп.сиг. ед в речи.Типы интанц.конструкций.

См. 1,2 билеты.

9.Ударение.Его типы.Место в слове.См.2

10.Характеристика ударения в русском языке.Функции ударения. См 2.

11.Характеристика интонации в рус яз.Функции.См.2.

12.Фонетическое слово.Клитики.Нежелательное влияние клитики на понимание речи(примеры).См 2.

Группа слогов объедененных одним основныс словестным ударением.Фонетическое слово не = орфагрофическому т.к. неударяемые орфографические слова: уж небо осенью дышало.( уж небо-одно фонетическое слово)Орфаграфически тут 4 слова,а фоне-ки 3. Дети пляшут,ума нет ДУНЯ(Дураков у нас нет.)а я?КЛИТИКА: Присоединение спереди к неударяемому называется проклитика, сзади-энклитика(под гору)

13.Типы чередования гласных звуков.(пример)

С понятиями сильная и слабая позиция связаны позиционные мены и позиционные изменения звуков.

Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове.

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями.

От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков. Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг –  друзья, крюк – крючок, носить – ношу. Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах «Морфология» и «Словообразование», а к фонетике они никакого отношения не имеют.  

 Позиционная мена и позиционные изменения наблюдаются как в области согласных, так и в области гласных звуков русского литературного языка.

Конспект урока русского языка по теме «Фонетика.

Гласные звуки»

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки

Цели урока: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны;

познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве;

развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Ход урока

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Гимнастика для пальчиков


Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжать пальцы каждой руки в кулачки и разжать.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднять пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединить поочередно к большому)

Синтаксическая пятиминутка.

На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений на доске.

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.

1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].

4. Вступительное слово.

— Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

— Сегодня  у нас необычное занятие — урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут»   и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

Актуализация знаний

 1. Произнести скороговорку

От топота копыт пыль по полю летит.

 –Какие звуки помогают представить мчащуюся конницу

 Каким звуком можно изобразить полёт жука?

Закончить фразы.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

Звуки мы …., а буквы …..

В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … — согласные.

Не обозначают звуков буквы …. .

Шипящие звуки …. .

Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )

— Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

— Графика?( Обозначение звуков буквами.)

— Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

— А сколько же звуков  в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение ( слайд)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

Объяснение нового материалаСлово учителя.

Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой – « не звонкий, невнятный, смутный», бор – «большой хвойный лес». Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков: с, л , ы, ш, у.

Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов (вол – вал, рама – мама), называются фонемами. Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами.

Буквы – условные знаки для изображения звуков речи. 

Фонетика занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов.  

Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма.

Закрепление нового материала.

Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

В первый домик — слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Игра «Подбери пару»

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

Доска — тоска

вол —

ноты —

роль —

жар —

дрель —

гонец —

быль –

Физкультминутка

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания. )

Превратилась в букву Ш…

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо…

Получается на славу.

– Чтение параграфа 48
– С какого звука не начинается ни одного слова? ([Ы]).

С “о” во мне уроки учишь,
С “а” нужна при измереньи.
“Ш” на “с” смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье

(Школа, шкала, скала.)

— Провести стрелки к группам и подгруппам звуков речи.

Звуки речи

           гласные                       глухие

           согласные                  мягкие

                                                 безударные

                                                 ударные

                                                 твёрдые

                                                 звонкие

— Работа по учебнику стр. 137 упр.275

— Заполните  таблицы:

№ 1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Орфоэпия

Графика

№ 2.

Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6

 № 3.

Глухие -10

Звонкие -11

Согласные

Рефлексия деятельности.

 Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

-Что понравилось на уроке?

— Кто был самым активным?

— А самым грамотным?

VI. Итог урока

VII.Выставление оценок

VIII.Домашнее задание стр.138 упр.277

6 Трудности Изучающие русский язык слишком хорошо все понимают

Честно говоря, вас, наверное, предупреждали, но вы все равно выбрали путь языкового насилия. У русского не очень доступный бренд — на самом деле это один из самых сложных языков для изучения англоговорящими. Вы знали это, и все же вы все еще здесь — скорее всего, потому, что вы думали, что читать Толстого на языке оригинала было почему-то романтично. Поздравляю всех изучающих русский язык, которых кириллица не испугала настолько, чтобы сдаться, даже не начав. Теперь вы достаточно далеко продвинулись, чтобы понять, что кириллица никогда не была той частью, о которой вам действительно приходилось беспокоиться.

Между многоуровневой гидрой, которая представляет собой русскую систему падежей, и неуловимым произношением, которое, кажется, никогда не будет правильным, существует более чем достаточно проблем. Просто запейте их водкой, и все будет в порядке.

Изучающие русский язык, вы, конечно, понимаете.

1. Кириллица перенесет вас во фрейдистский опыт сверхъестественного

Вы не изучаете язык, использующий латинский алфавит, но вы также не изучаете язык, использующий совершенно другую систему письма, например, китайский или арабский. Вместо этого кириллица преследует вас из лиминального места своими смутно знакомыми буквами, которые иногда являются тем, чем вы их считаете, а иногда нет. К счастью, вы можете довольно быстро и систематически освоить алфавит, но это тревожное чувство может преследовать вас некоторое время.

2. Русские мало говорят по-английски

Если вам не посчастливится жить в месте с большой общиной русских иммигрантов (вы хотя бы были на Брайтон-Бич?), вы, скорее всего, не будете встретить очень много настоящих русских в России, которые могут помочь вам, когда вы барахтаетесь. Только около 5 процентов россиян владеют английским языком, а в большинстве российских городов нет вывесок, написанных латиницей. Вы определенно можете поехать туда, чтобы пройти очень быстрый ускоренный курс по русскому языку — просто не ожидайте, что очень много людей пойдут вам навстречу.

3. Корпусная система? Больше похоже на head case

Падежная система, возможно, является наиболее печально известной стороной языка, которую изучают русский язык. Существует шесть падежей, что намного больше, чем два падежа, с которыми вы, вероятно, знакомы в английском языке: именительный, винительный, дательный, родительный, инструментальный и предложный. Это влияет на все, начиная от существительных и прилагательных и заканчивая личными местоимениями и числительными. Конечно, это не означает, что вам нужно знать только шесть форм для каждого слова. Все меняется во множественном числе, так что на самом деле сделайте это 12.

4. Русская скоропись — это в основном свой собственный язык

Вы можете подумать, что готовите на газу, когда читаете с относительной беглостью, но не становитесь слишком дерзкими, пока вы успешно не расшифруете поздравительную открытку, написанную на Почерк русской бабушки.

Схожу с ума после изучения русской скорописи pic.twitter.com/ll4PDJGKtu

— Кристиан (@beanerbastard) 25 июля 2020 г.

5. ь не молчит — просто тихо

Вы слышали о мягких гласных. Теперь приготовьтесь к мягким согласным. И мягкие знаки (??). Русское произношение полно ловушек! Есть буква ь, которая не произносится, но влияет на букву рядом с ней. Есть звук ы, который большинство иностранцев не могут произнести, потому что у них нет эквивалентного звука для «выбить из тебя дух». Вы думали, что вам сойдет с рук отсутствие необходимости бросать R, не изучая испанский, но угадайте еще раз. Даже формальный мир для «здравствуйте» (Здравствуйте) полон такого количества согласных, что носители русского языка не произносят в нем каждый звук. Вы знали, что есть несколько способов произнести букву Л? И даже не думайте ставить ударение на неправильную гласную, потому что никто не узнает, что вы пытаетесь сказать.

6. Глагол никогда не бывает просто глаголом, когда есть префиксы

Изучающие русский язык очень быстро понимают, что нет ничего простого в том, чтобы сказать, что вы куда-то «пошли». Вы приехали туда, остановились на время, вернулись туда, откуда пришли, поехали, погуляли? Некоторые корневые глаголы (например, тот, который означает «идти») могут полностью изменить свое значение в зависимости от количества префиксов, которые вы к ним присоединяете. Наслаждаться!

Мастер-класс по русскому языку. Метод подражания

Овладейте слухом и произношением всех 34 элементарных звуков русского языка с помощью серии лекций с Айдахосой Несс.

Присоединяйтесь к мастер-классу сегодня

Самый быстрый способ исправить свой слух и произношение

Многих людей пугает мысль говорить на иностранном языке… и, возможно, вы думаете так же. Не слишком ли это сложно и долго? Или даже стыдно? Пришло время осознать, что разблокировка вашего слуха и произношения на иностранном языке — это огромное преимущество для вас.

Изучая простые техники развития осознанности и контроля над своим ртом, вы устраняете самое большое препятствие на пути к своей способности говорить как на родном и понимать язык в разговоре. Как только вы узнаете, как работает ваш рот, вам будет намного легче научиться слышать и произносить русский язык.

Что вы получите в этом курсе из 3 частей:

  • Видеоинструменты
    Пожизненный доступ к более чем 6 часам видеолекций с полиглотом Айдахоса Несс можете выучить Международный фонетический алфавит русского языка
  • Тренировочные упражнения
    Мультимедийные упражнения для тренировки слуха и произношения, чтобы вы могли практиковать каждый звук ежедневно

Часто задаваемые вопросы

Что входит в этот мастер-класс?

Когда истечет срок моего членства?

Что делать, если мне не понравится обучение?

Могу ли я скачать материалы для использования в пути?

Этот тип курса предназначен для начинающих или продвинутых учащихся?

Могу ли я проводить более одного мастер-класса одновременно?

Посмотрите, что говорят другие

Эдди Макдоу, студент

Видео лекций Айдахоса, описывающих, как издавать каждый отдельный звук, были моей любимой частью курса. Класс значительно помог моему аудированию и произношению. Было бы НАМНОГО проще, если бы кто-то объяснил мне это раньше.

Бенни Льюис, Fi3M.com

Я считаю этот мастер-класс лучшим объяснением произношения и фонетики для изучающих язык. Вы не найдете эту информацию больше нигде в Интернете, и она действительно изменит ваше произношение и восприятие на слух. Настоятельно рекомендую зарегистрироваться!

Сэмми Кинг, студент

Этот курс будет полезен как для людей, начинающих свой языковой путь, так и для людей, которые учатся годами, но до сих пор имеют ужасный акцент. Я из последней группы и должен сказать, что невероятно удивлен тем, как много я исправил за такое короткое время!

Не удовлетворены? Воспользуйтесь нашей 60-дневной гарантией возврата денег

Мы уверены, что вам понравится мастер-класс. Но если вы по какой-либо причине недовольны продуктом, вы можете получить возмещение в течение 60 дней.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *