Звуки твердые глухие звонкие мягкие: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Содержание

Парные звуки твердые. Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч — [ч’] м — [м], [м’], й — [й’] т — [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь п ромёрз .

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным.

Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз . Сердит мороз .

И снег сухой и колкий.
И вяз озяб , и дуб замёрз .
Насквоз ь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличк е Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И ча ю с молоком,
А пёс бульдог по кличк е Дог —
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка — чáш ка укá[с]ка — укáз ка
лó[ш]ка — лóж ка кá[с]ка — кáс ка
лá[ф]ка — лáв ка лó[к]ти — лóк ти
кó[ф]та — кóф та кó[к]ти — кóг ти
шá[п]ка — шáп ка лó[т]ка — лóд ка
шý[п]ка — шýб ка щё[т]ка — щёт ка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та — словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.

Упражнение 28, с. 14

28 . Прочитайте. Назовите сказки.

1. З олушк а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б елос нежк а очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дуб ки́ — дубы́, я́год ка — я́годы.
Лóв кий — лóвок, бли́з кий — бли́зок.
Лóж ка — лóжечка, булáв ка — булáвочка.
Прóс ьба — проси́ть, сторóж ка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я глад кий
И на вкус приятно слад кий.
Знает каждый карапуз ,
Что зовут меня .

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.

Лишние слова —

водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб , шуруп , ошиб ка, кноп ка, гиб кий.
Г? К?
Айсберг , цирк , лёг кий, юг , мяг кий.
В? Ф?
Остров , жираф , коф та, лов кий, клюв .
Д? Т?
Йод , взгляд , клет ка, загад ка, крот .
Ж? Ш?
Чиж , вареж ка, ёрш , лягуш ка, книж ка.
З? С?
Груз , соус , салаз ки, мас ка, сказ ка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лу

к .
4. На клумбе рос куст алых роз .

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ , го ло ва с пуд , как ударит — крепко станет.о л о т о к)
2. Не снег , не лёд , а сере бром де ревья убе рёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты меся ц лучший —
Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
Зо ло тистый, как янтáрь !
Солнце, снег , о гонь, мо роз —
Пламя белое бе рёз !

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.

Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Окончаниях, суффиксах и приставках — это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч. ). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные — это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар. — Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш] [х] [х»] [ч»] [щ»]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж]

Глухие [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие [х] [х»] [ч»] [щ»]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б»] [в»] [г»] [д»] [з»] [к»] [л»] [м»] [н»] [п»] [р»] [с»] [т»] [ф»] [х»]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч»] [щ»] [ й» ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч»] [щ»]

Свистящие согласные

[з] [з»] [с] [с»] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные — образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные — образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласныеГлухие согласные
непарныепарныепарныенепарные
й → [й»]б → [б], [б»]п → [п], [п»]ч → [ч»]
л → [л], [л»]в → [в], [в»]ф → [ф], [ф»]щ → [щ»]
м → [м], [м»]г → [г], [г»]к → [к], [к»]ц → [ц]
н → [н], [н»]д → [д], [д»]т → [т], [т»]х → [х], [х»]
р → [р], [р»]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з»]с → [с], [с»]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласныеМягкие согласные
непарныепарныепарныенепарные
[ж][б][б»][ч»]
[ш][в][в»][щ»]
[ц][г][г»][й»]
[д][д»]
[з][з»]
[к][к»]
[л][л»]
[м][м»]
[н][н»]
[п][п»]
[р][р»]
[с][с»]
[т][т»]
[ф][ф»]
[х][х»]
3 непарных15 парных15 непарных3 парных
18 твёрдых звуков18 мягких звуков

Согласные звуки всегда.

Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя

В русском языке 33 буквы образующие 42 звука, шесть из которых гласных, остальные – согласные. Откуда же их столько взялось, ведь буквы – Ь, Ъ, Я, Е, Ю, Ё звуков не обозначают? Очень сложно осилить и понять такую информацию не только первокласснику, но и взрослому. Давайте разберемся по порядку, по-простому, подкрепляя правила незамысловатыми примерами.

Сколько в русском языке гласных звуков – основное понятие

Справка: буквы – это символы, которые мы видим и пишем, звук можно только услышать и произнести, а знака у него нет.

Учимся различать:

  • скажите по слогам, растягивая первый слог в слове – мама. Вы слышите чистое одинарное звучание звука А – М-а-а. Теперь скажите слово – ёлка, обращая внимание на первый слог. Прислушайтесь – Ё звучит как “йо”, то есть звук двойной;
  • закрепим материал: куст, здесь – [у], юла – “ю” слышится как [йу]. Оля – [о][йа], ель – [йэ], ёжик – [йо][и];
  • как видите, у букв – Е, Ё, Ю, Я нет своих звуков, каждый из них состоит из 2-х чужих, позаимствованных у других букв: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Именно поэтому их считают буквами;
  • теперь про твердый и мягкий знаки: один выполняет разделительную функцию, другой – смягчает буковки в словосочетаниях, и так как мы их не слышим, они не звуки.

Сколько в русском языке согласных звуков – подразделения

Согласный буквенный ряд насчитывает 21 букву, звуков – 36.

  • Пятнадцать букв – Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х обладают двойным звучанием: мягким – белье [б′] и твердым – баран [б], иначе говоря, в одной букве – два звука. Итого – 15 х 2 = 30 звуков.
  • У самых мягких буковок – Й, Ч, Щ по одному звуку.
  • Только твердые звуки выходят при произношении – Ж, Ш, Ц (тоже по одному звуку на букву).

Считаем: 30 + 3 +3 = 36 согласных звуков.


Сколько в русском языке гласных и согласных звуков – дополнительная информация

  • Согласные звуки делятся на звонкие – четко слышимые при разговорной речи (жар) и глухие, произношение которых похоже на шепот (сон, шум).
  • Звонкие/глухие объединены в пары, которые легко запоминаются – б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, остальные звуки непарные – [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
  • Звонкий звук при произнесении может оглушаться, а глухой – становиться слышимым: бровь – слышим – брофь, ягодка – говорим – ягатка. В этом случае найдите проверочное слово, чтобы после этого согласного шел гласный – брови, ягоды. Исключение (нужно запомнить) – космонавт, вокзал, зигзаг и другие.


  • Шипящие – Ж и Ш при наличии твердого звучания – Ы, пишутся с мягким гласным – И (камыши, живот, живность). Звуки Ч и Щ при мягкой озвучке (Я-Ю), пишутся с твердыми гласными – А-У. Например: щавель, грачата, щука, чудо.


  • Есть среди согласных и непроизносимые, которые проверяются по родственному слову с четким звучанием: тростник – тросточка.


  • Некоторые звуки нам только слышатся. К примеру: искусный, чудесный, небесный звучат со звуком “Т”, но его там нет. На этот счет есть смешной стишок, заучите его и – пишите правильно.


Соотнесения буквы и звука очень важно для правильного произношения и написания, поэтому хорошенько изучите представленный материал и постарайтесь доступно донести его до ребенка.

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.


Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука: » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (» й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш] [х] [х»] [ч»] [щ»]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б»] [в] [в»] [г] [г»] [д] [д»] [з] [з»] [ж]

Глухие [п] [п»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие [х] [х»] [ч»] [щ»]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б»] [в»] [г»] [д»] [з»] [к»] [л»] [м»] [н»] [п»] [р»] [с»] [т»] [ф»] [х»]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч»] [щ»] [ й» ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч»] [щ»]

Свистящие согласные

[з] [з»] [с] [с»] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные ?

Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме — обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б»], [з»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [п»], [р»], [ф»], [г»], [х»].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова — [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль — [мол’], мел — [м’эл], калитка — [кал’итка], пир — [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген — [г»эн], лён — [л»он], диск — [д»ыск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ»ука], [хор], [цар»], [ч»ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р»], [п] — [п»], [м] — [м»], [в] — [в»], [д] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [з] — [з»], [б] — [б»], [г] — [г»], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб»битва
ввойв»веко
ггаражг»герой
ддырад»дёготь
ззолаз»зевок
ккумк»кеды
ллозал»листва
ммартм»месяц
нноган»нежность
ппаукп»песня
рростр»ревень
ссольс»сено
ттучат»терпение
ффосфорф»фирма
ххудобах»химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Что такое спастическая дисфония? (дрожащим голосом) | NIDCD

На этой странице:

  • Что такое спастическая дисфония?
  • Какие бывают виды спастической дисфонии?
  • Что вызывает спастическую дисфонию?
  • Как диагностируется спастическая дисфония?
  • Какое лечение доступно для спастической дисфонии?
  • Какие исследования спастической дисфонии поддерживает NIDCD?
  • Где я могу найти дополнительную информацию о спастической дисфонии?

Что такое спастическая дисфония?

Части глотки, пораженные спастической дисфонией.
Источник: NIH/NICDD

Спастическая дисфония или дистония гортани — это заболевание, поражающее голосовые мышцы гортани, также называемые голосовыми связками. Когда вы говорите, воздух из ваших легких проталкивается между двумя эластичными структурами, называемыми голосовыми связками, заставляя их вибрировать и воспроизводить ваш голос. При спастической дисфонии мышцы внутри голосовых складок спазмируются (совершают резкие, непроизвольные движения), препятствуя вибрациям голосовых складок. Спастическая дисфония может возникать наряду с другими формами дистонии, которые вызывают повторяющиеся спазмы в других частях тела, включая глаза, лицо, челюсть, губы, язык, шею, руки или ноги.

Спазматическая дисфония вызывает прерывание голоса во время разговора и может сделать голос сдавленным, напряженным или хриплым. У некоторых людей разрывы происходят один раз через каждые несколько предложений. В более тяжелых случаях спазмы могут возникать на каждом слове, что делает речь человека очень трудной для понимания. У некоторых людей со спастической дисфонией также может наблюдаться вокальный тремор — сотрясение гортани и голосовых складок, вызывающее дрожание голоса.

Спастическая дисфония — хроническое состояние, продолжающееся в течение всей жизни человека. Спазматическая дисфония может развиться внезапно, с тяжелыми голосовыми симптомами, присутствующими с самого начала расстройства, или она может начаться с легких симптомов и возникать лишь изредка, прежде чем со временем ухудшиться и стать более частым.

Спастическая дисфония — редкое заболевание. Это может затронуть любого, но первые признаки чаще всего возникают у людей в возрасте от 30 до 50 лет. Это затрагивает больше женщин, чем мужчин.

Какие существуют виды спастической дисфонии?

  • Приводящая спастическая дисфония — наиболее распространенная форма спастической дисфонии. При этом расстройстве спазмы заставляют голосовые связки сжиматься и напрягаться. Эти спазмы мешают голосовым связкам вибрировать и издавать звуки. Голос человека со спастической дисфонией приводящих мышц может звучать напряженно и сдавленно. Речь человека может быть прерывистой, слова обрываются или их трудно начать из-за мышечных спазмов. Судороги обычно отсутствуют — и голос звучит нормально — при смехе, плаче или шепоте. Стресс часто усугубляет мышечные спазмы.
  • Спастическая дисфония похитителей встречается реже. При этом расстройстве спазмы заставляют голосовые связки оставаться открытыми. Голосовые связки не могут вибрировать, когда они открыты слишком далеко. Открытое положение также позволяет воздуху выходить из легких во время речи. В результате голос часто звучит слабым и хриплым. Как и при спастической дисфонии приводящих мышц, спазмы часто отсутствуют во время таких действий, как смех, плач или шепот.
  • Смешанная спазматическая дисфония , сочетание двух вышеуказанных типов, встречается очень редко. Потому что мышцы, открывающие и мышцы, закрывающие голосовые связки, не работают должным образом, он имеет черты как приводящей, так и отводящей спастической дисфонии.

Что вызывает спастическую дисфонию?

Спазматическая дисфония, как полагают, вызвана аномальным функционированием в области мозга, называемой базальными ганглиями. Базальные ганглии помогают координировать движения мышц по всему телу. Недавние исследования обнаружили аномалии в других областях мозга, связанных со спастической дисфонией, в том числе в областях коры головного мозга, которые контролируют команды для мышц и координируют эти команды с поступающей сенсорной информацией.

В некоторых случаях спастическая дисфония может передаваться по наследству. Хотя конкретный ген спастической дисфонии еще не идентифицирован, мутация в гене, вызывающем другие формы дистонии, также связана со спастической дисфонией.

Как диагностируется спастическая дисфония?

Диагностика спастической дисфонии может быть затруднена, поскольку симптомы часто схожи с симптомами других нарушений голоса. Диагноз обычно следует за осмотром группой, включающей:

  • Отоларинголог, врач, специализирующийся на заболеваниях уха, носа, горла, головы и шеи. Отоларинголог вводит маленькую трубку с подсветкой через нос в заднюю часть глотки — процедура, называемая фиброоптической насоларингоскопией, — для оценки анатомии голосовых складок и движений во время речи и других действий гортани.
  • Логопед, медицинский работник, обученный оценке и лечению голосовых, речевых и языковых нарушений. Логопед оценит голосовые симптомы.
  • Невролог, врач, специализирующийся на заболеваниях нервной системы. Невролог оценит наличие в мозге признаков дистонии и других двигательных расстройств.

Какое лечение доступно при спастической дисфонии?

В настоящее время нет лекарства от спазматической дисфонии, но лечение может помочь уменьшить ее симптомы. Наиболее распространенным методом лечения является инъекция очень небольшого количества ботулинического токсина непосредственно в пораженные мышцы гортани. Ботулотоксин вырабатывается Clostridium botulinum , та же самая бактерия, которая содержится в неправильно консервированных продуктах и ​​меде. Токсин ослабляет мышцы, блокируя нервный импульс к мышце. Инъекции ботулинического токсина обычно улучшают голос на три-четыре месяца, после чего симптомы, связанные с голосом, постепенно возвращаются. Повторные инъекции необходимы для поддержания хорошего разговорного голоса. Первоначальные побочные эффекты включают временный слабый, хриплый голос и случайные проблемы с глотанием, но они обычно проходят через несколько дней или недель. Инъекции ботулотоксина более эффективны при спастической дисфонии приводящих мышц, чем при спастической дисфонии отводящих мышц. Они помогают не во всех случаях.

Поведенческая терапия (голосовая терапия) может уменьшить симптомы в легких случаях. Голосовая терапия может работать вместе с инъекциями ботулинического токсина, чтобы уменьшить напряжение голоса. Некоторым людям могут также помочь психологические консультации, которые помогут им принять проблемы с голосом и жить с ними.

Дополнительные и вспомогательные устройства могут помочь некоторым людям со спастической дисфонией легче общаться. Некоторые устройства могут помочь усилить голос человека, будь то лично или по телефону. Компьютерное программное обеспечение и приложения для планшетов или смартфонов можно использовать для перевода текста в синтетическую речь.

Если более традиционные меры не дали результата, может быть проведена операция на гортани. Для лечения спастической дисфонии используется несколько хирургических подходов. Некоторые хирургические методы лечения показывают в целом положительные результаты, но результаты не одинаковы для всех людей. На сегодняшний день нет сравнительных исследований, указывающих на одно лучшее лечение.

Врач может объяснить потенциальные результаты, риски и преимущества хирургического лечения и помочь оправдать ожидания.

Какие исследования спастической дисфонии поддерживает NIDCD?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) в настоящее время финансирует исследования, направленные на лучшее понимание спазматической дисфонии, определение ее причин и разработку новых методов диагностики и лучших вариантов лечения. Ученые, поддерживаемые NIDCD, проводят исследования по выявлению аномалий мозга и генов, вызывающих спастическую дисфонию. В рамках этой исследовательской программы NIDCD напрямую решает потребность в более точном обнаружении, прогнозировании и диагностике. Ученые, финансируемые NIDCD, также изучают несколько новых областей для будущих методов лечения и хирургических вмешательств, включая обнаружение конкретных областей мозга, участвующих в регуляции аномальной активности мышц гортани, и поиск новых пероральных препаратов, которые влияют на аномальную активность мозга, лежащую в основе спазматической дисфонии. Исследователи также работают над тем, чтобы определить, способствуют ли нарушения слуховой и сенсорной обратной связи симптомам спазматической дисфонии.

Посетите веб-сайт NIH Clinical Research Trials and You, чтобы прочитать об этих и других клинических испытаниях, в которых участвуют добровольцы.

Где можно найти дополнительную информацию о спастической дисфонии?

NIDCD поддерживает каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону:

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телетайп: (800) 241-1055
Электронная почта: [email protected]

9000 HNI № 10-4214
Март 2020 г.

*Примечание. Для файлов PDF требуется программа просмотра, например бесплатная программа Adobe Reader.

Могут ли глухие слышать свои мысли

Автор InnoCaption App

Глухота и потеря слуха широко распространены в каждом регионе и стране. В настоящее время более 1,5 миллиарда человек (почти 20% населения мира) живут с потерей слуха. 430 миллионов из них имеют инвалидизирующую потерю слуха. Ожидается, что к 2050 году число людей с инвалидизирующей потерей слуха может превысить 700 миллионов человек.

Во всем мире 34 миллиона детей страдают глухотой или потерей слуха, из которых 60% случаев вызваны предотвратимыми причинами. На другом конце жизни примерно 30% людей старше 60 лет имеют потерю слуха.

Источник: Фонд здоровья слуха Безопасное прослушивание

О человеке, который не может слышать так же хорошо, как и о человеке с нормальным слухом (пороги слышимости 20 дБ или выше на оба уха), говорят, что у него потеря слуха. Потеря слуха может быть легкой, средней, тяжелой или глубокой. Он может поражать одно ухо или оба уха и приводит к затруднению восприятия разговорной речи или громких звуков.

«Слабослышащие» относятся к людям с потерей слуха от легкой до тяжелой степени. Люди с нарушениями слуха обычно общаются с помощью разговорной речи и могут воспользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами и другими вспомогательными устройствами, а также субтитрами.

«Глухие» люди в большинстве случаев имеют глубокую потерю слуха, что означает, что они очень плохо слышат или вообще не слышат. Они часто используют язык жестов для общения.

Могут ли глухие люди слышать свои мысли?

Глухие люди думают с точки зрения своего «внутреннего голоса». Некоторые из них думают на ASL (американский язык жестов), в то время как другие думают на выученном ими вокальном языке, при этом их мозг придумывает, как звучит вокальный язык. Кроме того, их мыслительный процесс немного отличается от слышащих людей. Когда они думают, они видят, как они подписывают с точки зрения первого или третьего лица. Когда они представляют себе говорящего человека, они представляют его жестом, а не говорящим, потому что так его можно понять.

Поскольку для каждого слова в ASL нет знаков, иногда, когда глухие люди хотят придумать слово, у которого нет знака, они пишут его пальцем. Это как представлять буквы в форме руки. Пальцевание происходит чаще, если глухой человек читает слова, а не подписывает их.

Слышат ли глухие собственный голос, если они говорят?

Ряд глухих, ответивших на вопрос Quora, предполагают, что это действительно так. Однако возраст, в котором происходит потеря слуха, вероятно, важен для определения модальности внутренней речи/жестов. Один участник, потерявший слух в возрасте 2 лет, говорит, что думает словами, но слова без звука, в то время как другой человек с ранней потерей слуха описывает, как «слышал» голос во сне при отсутствии знаков или движений губ.

Несколько исследований пролили свет на то, как люди с потерей слуха используют внутренний знак. Есть свидетельства того, что внутренний знак опосредует кратковременную память у людей, использующих жесты, точно так же, как внутренняя речь опосредует кратковременное запоминание у слышащих людей. В нейровизуализирующем исследовании области мозга, связанные с внутренней речью, активировались, когда подписывающие лица думали про себя с помощью жестов, что предполагает общий нейронный путь к мышлению на языке, который не зависит от модальности этого языка.

Будет ли у глухого человека внутренний голос?

Оказывается, это несколько различается от глухого человека к глухому, в зависимости от их уровня глухоты и вокальной подготовки.

Те, кто родился полностью глухим и выучил только язык жестов, не удивительно, что они будут думать на языке жестов. Что удивительно, так это то, что те, кто родился полностью глухим, но научился говорить с помощью обучения вокалу, будут иногда думать не только на известном им языке жестов, но также иногда будут думать на том голосовом языке, который они выучили, и их мозг придумывает, как это сделать. звучит вокальный язык. В первую очередь, однако, большинство полностью глухих людей думают на языке жестов. Подобно тому, как «внутренний голос» слышащего человека переживается в собственном голосе, полностью глухой человек видит или, вернее, чувствует себя жестом в голове, когда «говорит» в голове.

На каком языке думают глухие?

Для тех глухих людей, которые не являются полностью глухими или носят устройства, позволяющие им немного слышать, они часто ощущают больше голосовой речи в своем «внутреннем голосе» пропорционально тому, насколько они могут слышать.

Чтобы понять, как язык влияет на наши мысли и как это влияет на то, как думают глухие люди, мы должны сначала понять основную природу человеческого мышления.

Люди обычно мыслят строками слов, изображений или комбинацией того и другого:

  • Некоторые люди думают главным образом словами , что означает, что в их мыслях преобладают слова и повествования.

  • Другие люди думают главным образом образами , а это означает, что в их мыслях преобладают образы и картинки.

Способность слышать слова может влиять на то, думает ли человек словами или образами. Многие люди, родившиеся глухими, никогда не слышали устной речи. Это делает очень маловероятным, что они также могут думать, используя устную речь.

Вместо этого, поскольку основной способ обработки языка для глухих — визуальные формы общения, они, скорее всего, будут думать образами. Эти изображения могут быть изображениями и изображениями объектов. Или они могут включать в себя видение словесных знаков, например, на языке жестов, или видение движущихся губ, например, при чтении по губам.

Как насчет мышления образами?

Этот феномен визуального видения знаков и движения губ также может быть переплетен со слуховыми мыслями (словами) у людей, которые не родились глухими.

В этом случае мысли ранее слышавших людей будут зависеть от того, сколько языков они выучили и какой у них родной язык, среди прочих факторов.

Один глухой респондент на вопрос Quora заявил: «У меня в голове есть «голос», но он не основан на звуках. печатные слова». Для этого респондента звук не является характеристикой опыта.

Как мозг адаптируется к потере слуха и глухоте

Исследователи из Университета Колорадо предполагают, что часть мозга, отвечающая за слух, может быть реорганизована — переназначена на другие функции — даже при ранней стадии потери слуха и может играть важную роль. роль в снижении когнитивных функций.

Ану Шарма из отделения языка речи и слуха Университета Колорадо применил фундаментальные принципы нейропластичности, способности мозга создавать новые связи, чтобы определить, как он адаптируется к потере слуха, а также последствия этих изменений.

Работа группы Шармы сосредоточена на электроэнцефалографических (ЭЭГ) записях взрослых и детей с глухотой и меньшей потерей слуха, чтобы получить представление о том, как их мозг реагирует иначе, чем у людей с нормальным слухом.

Шарма вместе со своими учениками Джулией Кэмпбелл и Гарретом Кардоном также недавно сделали открытие, что «кросс-модальное задействование слуховой части мозга органами зрения и осязания происходит не только у глухих пациентов, но также ясно проявляется у взрослые пациенты с легкой степенью потери слуха».

«Слуховые зоны мозга уменьшаются при возрастной потере слуха», — продолжила она. «Центры мозга, которые обычно используются для принятия решений на более высоком уровне, затем активируются только при прослушивании звуков».

Работа группы предполагает, что часть мозга, отвечающая за слух, может реорганизоваться даже на самых ранних стадиях возрастной потери слуха. И «эти компенсаторные изменения увеличивают общую нагрузку на мозг стареющих взрослых», — сказал Шарма. Это открытие имеет важное клиническое значение для разработки программ раннего скрининга потери слуха у взрослых.

Влияет ли возраст, в котором вы потеряли слух?

Хотя способность мозга адаптироваться и изменяться замечательна, печальный факт заключается в том, что эта реорганизация клеток слуховой коры часто приводит к более быстрому снижению когнитивных функций. С возрастной потерей слуха слуховая кора сжимается. Области мозга, которые обычно отвечают за принятие решений или более когнитивные задачи, активируются только для того, чтобы слышать звуки, оставляя вам меньше возможностей мозга для ясного мышления или принятия решений. Эти изменения, которые начинаются даже на ранних стадиях потери слуха, создают нагрузку на мозг и помогают объяснить, как связаны потеря слуха и деменция, поскольку реорганизация нагружает другие области мозга, вызывая перегрузку и вызывая напряжение и усталость.

Даже на самых ранних стадиях потери слуха работает нейропластичность, создавая новые связи и оставляя все меньше и меньше клеток, предназначенных для слуха. Это действительно случай использования или потери, но с ужасными последствиями. Как только эти новые связи установлены, и мозг реорганизовал клетки, чтобы использовать их для чего-то другого, кроме слуха, эти клетки никогда не вернутся к обработке звуков, даже если вы купите слуховой аппарат. Это означает, что чем дольше вы откладываете обращение за лечением и чем дольше вы живете с невылеченной потерей слуха, тем менее эффективным будет это лечение, когда вы, наконец, начнете заботиться о своем слухе. Потеря слуха — это не шутки, и к возрастной потере слуха нужно относиться серьезно, как только она начинается. «Каждый третий взрослый старше 60 лет имеет возрастную потерю слуха, — говорит Шарма. «Учитывая, что даже небольшие степени потери слуха могут вызывать вторичные изменения в головном мозге, скрининг слуха для взрослых и вмешательство в виде слуховых аппаратов следует рассматривать гораздо раньше, чтобы защитить от реорганизации мозга».

Что говорят профессиональные аудиологи и глухие люди

На основе расчетов с использованием данных о населении CDC для США за 2021 год и статистических данных Гормана А.М. и Лина Ф.Р. (2016) Распространенность потери слуха по степени тяжести в Соединенных Штатах. «Слух и здоровье: возможность комплексного лечения»

Что значит быть глухим

Быть глухим не так уж и редко. По данным CDC, 44 миллиона американцев (и около 17% взрослого населения) страдают потерей слуха на оба уха.

Потеря слуха может варьироваться от легкой до умеренной и глубокой. Hear-it, крупнейший в Интернете веб-сайт по проблемам слуха и потери слуха, предоставляет следующие определения:

Легкая степень:  Людям, страдающим легкой потерей слуха, может быть трудно поддерживать разговор, особенно в шумной обстановке. Самые тихие звуки, которые можно услышать, составляют от 25 до 40 децибел (дБ).

Средняя:  Трудно поддерживать разговор без слухового аппарата. Самые тихие звуки, которые можно услышать, составляют от 40 до 70 дБ.

Тяжелая форма:  Людям с тяжелой потерей слуха необходимы мощные слуховые аппараты, а также навыки чтения по губам. Самые тихие звуки, которые они могут слышать, составляют от 70 до 95 дБ.

То, что вы, вероятно, не знали о потере слуха

1.     Глухих людей часто (несправедливо) обвиняют в грубости

Нет ничего более раздражающего, чем когда вас игнорируют, когда вы пытаетесь с кем-то поговорить, верно? Но в следующий раз, когда вы окажетесь в такой ситуации и начнете раздражаться, подумайте, может ли человек, с которым вы разговариваете, глухой или слабослышащий. Если это так, возможно, они просто не услышали или не поняли вас (а учитывая, насколько малы современные слуховые аппараты, это не всегда легко сказать).

2.     Слух — это не то же самое, что понимание

Глухота влияет не только на слух, но и на общие коммуникативные навыки. Во многом это связано с тем, что глухие или слабослышащие люди на протяжении всей своей жизни гораздо меньше контактировали с языком и словарным запасом. Не заблуждайтесь: это НЕ означает, что глухие люди глупы! Это просто означает, что им нужно работать намного усерднее, чтобы понять разговор.

3.     Слуховая перегрузка и истощение – это реальная проблема

Подумайте о том, как болит голова после долгого учебного дня. Утомительно так много работать, чтобы слушать и понимать, верно? Что ж, подумайте о глухих. Для них общение ВСЕГДА тяжелая работа, даже если они просто на вечеринке или заказывают кофе. Независимо от того, лихорадочно читают по губам или напрягаются, чтобы услышать, что говорят, это совершенно утомительно.

4.     Общение в темноте в принципе невозможно

Если подумать, часто бывает, что света мало или совсем нет, и вам приходится полагаться исключительно на слух, чтобы общаться (вспомните костры, танцполы и кинотеатры). . Для большинства из нас это не имеет большого значения, но если вы глухой или слабослышащий, это совсем другое дело! Даже с такими слуховыми аппаратами, как кохлеарные импланты, многие глухие люди в значительной степени полагаются на чтение по губам.

5.     Глухие люди в два раза чаще страдают депрессией и тревогой

Жизнь может быть трудной даже в лучшие времена, но когда вы принимаете во внимание проблемы, связанные с глухотой, она становится еще сложнее. Глухие люди могут очень легко стать изолированными, отрезанными и покинутыми, особенно когда другие не прилагают достаточных усилий для общения. В конце концов, общение — это основа большинства отношений, и оно нам нужно, чтобы жить счастливой совместной жизнью!

Распространенные мифы о потере слуха и глухоте

Миф: Все потери слуха одинаковы.

ФАКТ: Один термин «глухота» охватывает широкий спектр нарушений слуха, которые по-разному влияют на способность человека обрабатывать звук и, следовательно, понимать речь.

 Миф: все глухие немые.

ФАКТ: Некоторые глухие люди говорят очень хорошо и ясно; другие — нет, потому что их потеря слуха помешала им выучить разговорный язык. Глухота обычно мало влияет на голосовые связки, и очень немногие глухие действительно немые.

Миф: Слуховые аппараты восстанавливают слух.

ФАКТ: Слуховые аппараты усиливают звук. Они не влияют на способность человека обрабатывать этот звук. В тех случаях, когда потеря слуха искажает входящие звуки, слуховой аппарат бесполезен.

Миф: все глухие умеют читать по губам.

ФАКТ: Некоторые глухие очень хорошо умеют читать по губам, но многие — нет. Это потому, что многие звуки речи имеют одинаковые движения губ. Например, «b» и «p» выглядят совершенно одинаково на губах.

Миф: Все глухие люди используют язык жестов.

ФАКТ: Многие глухие люди, особенно те, кто был глухим в раннем возрасте, используют язык жестов. Многие другие этого не делают. В Америке существует несколько различных систем жестов, которые были разработаны в дополнение к американскому языку жестов — языку, обычно используемому глубоко глухими людьми.

Миф: Глухие люди не чувствительны к шуму.

ФАКТ: Некоторые типы потери слуха фактически усиливают чувствительность к шуму. Громкие звуки становятся искаженными и неудобными. Пользователи слуховых аппаратов часто находят очень неприятными громкие звуки, которые сильно усиливаются их аппаратами.

Статистика и факты предоставлены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Национальным институтом глухоты и других коммуникативных расстройств (NICDC) и Центрами контроля и профилактики (CDC).

InnoCaption обеспечивает технологию субтитров в реальном времени, которая делает телефонные звонки простыми и доступными для глухих и слабослышащих людей. InnoCaption — единственное мобильное приложение, которое предлагает запись телефонных звонков в режиме реального времени с помощью живых стенографистов и программного обеспечения для автоматического распознавания речи. Выбор остается за вами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *