Звук согласный глухой твердый: Глухие согласные звуки — ответ на Uchi.ru

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш-пнш 1 класс

Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш.

Ц е л и : познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [ш]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Ш, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

– С каким звуком будем сегодня работать?

– Повторите, четко произнося звуки:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шапка, шайба, шар, лапша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Шубы, шум, мишутка, шут.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо,

Шорох, шепот, шелк, мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Шило, шина, малыши.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Шляпа.)

– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «шляпа».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что нарисовано справа? (Душ. )

– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «душ».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».

На что похожа буква «Ш»?

На зубья этого ковша.

В. Степанов

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Две кукушки,

Две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели рядом на суку

И кричат:

– Ку-ку!..

Ку-ку!..

Если хочешь – посчитай.

А не хочешь –

Вылетай.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.

Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)

– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что изображено в центре? (Шина.)

– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?

– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?

– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?

– Что нарисовано справа? (Груши.)

– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Какая буква пишется в слоге «ши»?

– Какой звук произносится в слоге «ши»?

VII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые

начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)

– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 83).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются

данные слова. Далее объясняют значение слов.

Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним «лишним» звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами.

Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.

– Как называются данные слова? (Перевертыши.)

Ш ё л к – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)

К л ё ш – расширенный книзу.

М а р ш – торжественное музыкальное произведение.

Т у ш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Оркестр играл туш.

.Ш у т – клоун.

IX. Чтение стихотворения «Жадина».

– Кто автор этого стихотворения?

– Что просили у Гриши?

– Как он отвечал на все просьбы?

– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.

– Объясните название произведения. Почему оно так названо?

Далее учащиеся читают стихотворение по ролям.

Х. Задания на развитие речи.

1. К т о б о л ь ш е запомнит слов?

Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.

– Шур-шур!

Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.

– Шварк-шварк!

Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в

шалаш.

– Щетка шутит!

Л. Яхнин

2. И г р а «Закончите слово».

– Добавьте слог «ши» или «жи», чтобы слово зазвучало правильно:

каранда … (ши) экипа … (жи)

камы … (ши) вклады … (ши)

блинда … (жи) мане … (жи)

шала … (ши) вельмо … (жи)

стелла … (жи) детены … (ши)

гара … (жи) зверены … (ши)

клави … (ши) рого … (жи)

эта … (жи) гусены … (ши)

черте … (жи) кра … (жи)

ланды … (ши) стра … (жи)

3. В е с е л ы е з в у к и .

На десятом этаже

Жили буквы «ш» и «ж».

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

…Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

4. И г р а «Звуки перепутались».

– Найдите ошибки.

С другом мы играли в … чашки,

Пили чай из белой … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На нее упала … мышка!

Петухи, затеяв … шпоры,

Грозно поднимают … споры!

Мы с сестрой посуду … шили,

И наряды куклам … мыли!

Модница надула … шубы –

Не подходят ей все … губы!

Горько плачет бедный … шарик,

Улетел воздушный … Гарик!

– Какие звуки «шалят»?

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите парные согласные звуки.

Тесты «Согласные по группам».

Согласные по группам

Характеристика гласного [ц].

Звук [ц] (в русской транскрипции [тс]) – ротовой, согласный, смычно-щелевой, глухой, язычно-зубной, свистящий, твердый согласный звук.  Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.

При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка растянуты в улыбке, так, что обнажаются верхние и нижние резцы; зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами («бугорками») за передними верхними зубами, как при произношении [т], после чего образует с ними (с альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с]; воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Характеристика согласных [с], [с’], [з], [з’].

Звук [с] — ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-зубной, свистящий, твердый согласный звук.

При произнесении звука [с] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

При произнесении мягкого звука [с’] губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого [с], и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

Звук [з] — ротовой, согласный, фрикативный, звонкий шумный длительный, язычно-зубной, свистящий,  твердый согласный звук. При произнесении звука [з]: губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка; посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук [з’]. Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з’] такое же, как и при произнесении [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к небу.

 

Характеристика согласный [ч].

Звук [ч] – ротовой, согласный, шипящий, смычно-щелевой, глухой, язычно-передненебный, мягкий согласный звук. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука [ч] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука [ш], более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Характеристика согласных [л], [л’].

Звук [л] — ротовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-альвеолярный, твердый согласный звук.

Во время правильного произнесения звука [л] органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя. голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Звук [л’] — ротовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-альвеолярный, мягкий согласный звук. Мягкий звук [л’] отличается от твердого [л] следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке; язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

 

Характеристика согласных [ш], [ж], [ш’], [ж’].

Звук [ш] — ротовой, шипящий, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-передненебный, твердый согласный звук.

При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

Звук [ж] ротовой, шипящий, согласный, фрикативный, звонкий шумный длительный, язычно-передненебный, твердый согласный звук. От произнесения звука [ш] отличается наличием напряжения и вибрации голосовых складок, щель между кончиком языка и передней частью твердого неба меньше, выдыхаемая струя воздуха слабее.

 

Характеристика согласных [р], [р’].

Звук [р] – ротовой, дрожащий, сонорный, язычно-альвеолярный, твердый согласный звук.

Положение губ, а также расстояние между резцами зависят от следующего за [р] звуком. Язык боковыми краями прилегает к верхним зубам. Его передний край поднят вверх и дрожит под напором воздуха. Мягкое небо поднято и закрывает передвижение воздушной струи в нос. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Мягкий звук [р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука [р] дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.

 

Характеристика согласных [х], [х’].

Звук [х] – ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-задненебный, твердый согласный звук. Кончик языка опущен вниз, спинка языка соприкасается с небом, посередине – щель. Мягкое небо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. В момент произнесения звука можно почувствовать на руке сильную струю воздуха.

Если произносить звук [х] на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук [х’].

При произнесении мягкого звука [х’] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

 

Характеристика согласных [к], [к’] [г], [г’].

Звук [к] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой, язычно-задненебный, твердый согласный звук. Парный ему по твердости-мягкости — звук [к’]. Парный по звонкости-глухости — звук [г] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий шумный мгновенный, язычно-задненебный, твердый согласный звук.

При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке; зубы разомкнуты: кончик языка лежит у основания нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в небо в задней его части, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки не напряжены, разомкнуты голос не образуется; воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

При артикуляции [г] добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции.

При произнесении мягких [к’], [г’] язык подвигается вперед и производит смычку с небом. Средняя часть спинки языка приближается к твердому небу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы

 

Характеристика согласных [п], [п’], [б], [б’].

Звук [п] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой шумный мгновенный, губно-губной, твердый согласный звук.

Изначально губы смыкаются. Воздух, поступающий в полость глотки и рта, сжимается. После этого губная смычка взрывается, а воздух выталкивается наружу. Положение языка будет зависеть от следующего звука. Если звук [п] находится в конце слова или слога, язык остается пассивным. Мягкое небо находится в приподнятом состоянии и перекрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при этом разомкнуты.

Звук [б] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий, губно-губной, твердый согласный звук.

При произнесении звука [б] положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.

 

Характеристика согласных [т], [т’], [д], [д’].

Звук [т] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой шумный мгновенный, язычно-зубной, твердый согласный звук.

Образование звуков [т], [д], [т’], [д’] происходит при смычке передней части спинки языка с альвеолами и верхними зубами, разрыв струей воздуха этой смычки и закрытом вдохе в полость носа при помощи поднятия мягкого неба. Следовательно, это язычные (переднеязычные; по пассивному органы – зубные), смычные, шумные, чистые.

Звук [д] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий шумный мгновенный, язычно-зубной, твердый согласный звук.

При произнесение звуков д, д дополнительно происходит колебание голосовых складок, что накладывает на шум тон, делая звуки звонкими. Произнесение звуков д, т сопровождается поднятием средней части спинки языка к твердому небу, что придает звукам палатальность (мягкость).

 

Характеристика согласных [ф], [ф’], [в], [в’].

Звук [ф] — ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, губно-зубной, твердый согласный звук.

Верхняя губа немного приподнята. Положение языка зависит от последующего звука. Мягкое небо приподнято и перекрывает проход в нос. При артикуляции звука [ф] голосовые складки разомкнуты, при [в] – вибрируют.

Звук [в] — ротовой, фрикативный, звонкий шумный длительный, губно-зубной, твердый согласный звук.  Если поднести руку ко рту, можно ощутить сильную холодную струю воздуха, которая направлена косо вверх.

 

Характеристика согласных [м], [м’].

Звук [м] — носовой, согласный, смычно-проходной, сонорный, губно-губной, твердый согласный звук.

Губы сомкнуты, а когда происходит переход к следующему звуку, плавно размыкаются. Если звук [м] находится в конце слога или слова, такого размыкания может и не происходить. Положение языка в полной мере зависит от следующего звука. Мягкое небо опущено, а выдыхаемый воздух переходит в носовую полость. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос

 

Характеристика согласных [н], [н’].

Звук [н] — носовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-зубной, твердый согласный звук.

Положение губ меняется в зависимости от последующего за [н] гласного звука; видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты. Мягкое небо опущено вниз. Воздушная струя перемещается через носовую полость. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении мягкого звука [н’] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен.

 

Характеристика согласной [j] (йот).

Звук [j] –  относится к сонорным согласным, звонкий, ротовой, щелевой, язычно-средненебный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука йот: губы несколько растянуты, расстояние между резцами примерно 2мм.

Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому небу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед.

Края языка упираются в верхние боковые зубы.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки колеблются и образуют голос.

Выдыхаемая струя воздуха слабая. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели.

 

Гласные

Характеристика звука [а].

Гласный [а] — гласный звук, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [а] расстояние между зубами примерно соответствует толщине большого пальца, поставленного ребром между нижними и верхними резцами, губы — в нейтральной позиции, язык свободно лежит на дне ротовой полости, кончик языка касается нижней челюсти, боковые края касаются коренных зубов, задняя часть пассивна, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.

 

Характеристика звука [о].

Гласный [о] — гласный звук, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный. При произнесении звука [о] расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука [а], губы округляются и слегка выдвигаются вперед, кончик языка опущен, оттянут назад, задняя (корневая) часть языка приподнята по направлению к мягкому небу и отодвинута назад, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.

 

Характеристика звука [и].

Гласный [и] — гласный звук, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [и] расстояние между зубами маленькое 1—2 мм, губы растянуты в улыбку, кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, боковые края касаются верхних коренных зубов, средняя часть спинки языка приближена к небу, задняя часть языка опущена, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.

 

Характеристика звука [у].

Гласный [у] — гласный звук, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. При произнесении звука [у] расстояние между зубами еще меньше, чем при произнесении звука [о], губы сближены, округлены и сильно выдвинуты вперед, образуя щель круглой формы. Язык значительно оттянут вглубь рта, кончик языка опущен, оттянут назад, корневая часть языка сильно поднята по направлению к мягкому небу и отодвинута назад. Артикуляционный уклад характеризуется значительным сужением ротового отверстия. Голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.

 

Характеристика звука [э].

Гласный [э] — гласный звук, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [э] расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука [а], губы слегка растянуты, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края касаются верхних коренных зубов, средняя и задняя части языка выдвигаются вверх и вперед, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.

 

Характеристика звука [ы].

Гласный [ы]. Голосовые складки напряжены; небная занавеска приподнята и закрывает вход в полость носа. Гласный ы произносится с высоким подъемом задней части языка, губы не принимают участия в артикуляции; тело языка распластано в полости рта и несколько отодвинуто назад, кончик языка приподнят. Значит, гласный ы нелабиализованный, верхнего подъема, среднего (смешанного) ряда.

Реальные звуки потери слуха : выстрелы

Реальные звуки потери слуха : выстрелы — Новости здравоохранения Для людей с нарушениями слуха звуки тише, но они также могут быть более нечеткими и сводящими с ума искажениями. Послушайте эти аудиоклипы, имитирующие то, как звучит такая потеря слуха.

Прививки — Новости здравоохранения

Каково это на самом деле быть слабослышащим? Майк Альоло/Science Source скрыть заголовок

переключить заголовок

Майк Альоло/Science Source

Достаточно легко восстановить зрение 20/20 с помощью очков или контактных линз. Но даже самые современные цифровые слуховые аппараты не могут полностью восстановить слух у людей, чье внутреннее ухо повреждено шумовым воздействием, лекарствами или просто возрастным износом.

Часть проблемы заключается в том, что этот вид сенсоневральной тугоухости — результат необратимого повреждения сенсорных клеток внутреннего уха — делает больше, чем просто делает звуки тише. Он также может смешивать звуки таким образом, что это искажает речь.

Чтобы дать людям с нормальным слухом представление о том, насколько дикими могут быть эти искажения, исследователь слуха и речи Артур Бутройд создал несколько аудиоклипов для Shots. В каждой демонстрации используется одно и то же произносимое предложение, но искаженное по-разному. (Вы можете услышать оригинальное, неискаженное предложение ниже в этом посте. Но прежде чем вы это сделаете, прослушайте демо и попытайтесь понять, о чем идет речь.)

Прежде всего: многие люди, особенно люди с возрастной потерей слуха, теряют способность различать высокочастотные звуки. Поскольку согласные обычно звучат выше, чем гласные, потеря высоких частот может затруднить различение согласных звуков. В результате речь звучит мутно — в некоторых случаях почти неразборчиво.

Некоторые люди — также или вместо этого — не могут различить разные высоты звука. Это происходит из-за повреждения нежных волосковых клеток во внутреннем ухе и связанных с ними нервов, которые отвечают за выделение различных звуковых частот.

«Частоты в звуке подобны цветам в спектре», — объясняет Бутройд. «Представьте, что красный цвет переходит в желтый, а желтый — в зеленый и так далее. Мы верим, что именно такие вещи происходят в улитке».

Интересно, что многие люди с потерей слуха сообщают, что по мере того, как звуки становятся громче, они резко меняются от неслышных до болезненно громких. Это быстрое увеличение воспринимаемой громкости известно как «рекрутирование», потому что считается, что оно вызвано тем, что нормальные волосковые клетки внезапно рекрутируются, чтобы заменить соседние поврежденные клетки.

В таких случаях, по словам Бутройда, звук прерывается, потому что слышны только звуки выше определенной громкости.

Могли бы вы понять, о чем говорилось в этих демонстрациях? Вот то же предложение без искажений.

Слуховые аппараты могут решить некоторые из этих проблем. Например, проблему рекрутирования можно решить, используя «амплитудное сжатие», при котором громкость более громких звуков уменьшается перед передачей в ухо. В новых цифровых слуховых аппаратах сжатие амплитуды можно даже адаптировать к определенным частотам.

Отдел безопасности Национального института здравоохранения призывает всех нас защищать наши уши. Национальная медицинская библиотека скрыть заголовок

переключить заголовок

Национальная медицинская библиотека

Отдел безопасности Национального института здравоохранения призывает всех нас защищать наши уши.

Национальная медицинская библиотека

Тем не менее, даже самые лучшие слуховые аппараты не идеальны. По данным Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха, защита ушей от громкого шума — один из лучших способов сохранить слух на всю жизнь для людей всех возрастов. Даже шум от бытовых приборов, таких как фены и кухонные блендеры, со временем может необратимо повредить слух.

Итак, насколько громко слишком громко? Чтобы защитить ваш слух, независимо от вашего возраста, ASHA рекомендует избегать ситуаций, когда вам нужно кричать, чтобы вас услышали. Делайте все возможное на работе, чтобы ограничить свое время рядом с шумными машинами, и носите защитные наушники, если ваша работа требует этого. Не садитесь рядом с динамиками во время громких выступлений и уменьшите громкость при прослушивании записанной музыки, видео или игр, особенно при прослушивании через вкладыши или наушники. И, конечно же, при необходимости вытащите привлекающие внимание беруши.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Что часто говорят люди с потерей слуха?

К Джим Кнутсен, Массачусетс,

Первое, что замечают люди с нарушением слуха, это: «Я хорошо слышу людей, но не понимаю, что они говорят».

Это постоянная жалоба людей, которые испытывают последствия «наклонной потери слуха на высоких частотах».

Что происходит и почему так много людей жалуются на это?

Потеря слуха связана не только с нашими ушами, но и с нашим мозгом: звуковые волны кодируются ушами, а затем переводятся в осмысленные слова. В то время как потеря слуха может проявляться в различной степени тяжести на разных частотах, очень распространенным прогрессированием потери слуха внутреннего уха является наклонная потеря слуха на высоких частотах.

Обычно мы измеряем слух в диапазоне от 250 до 8000 Гц. Лица с «высокочастотной» потерей слуха не имеют потери на частотах ниже 1000 Гц (более низкие частоты тона), но имеют аномальные результаты в диапазоне от 1000 до 8000 Гц (более высокие частоты тона). Высокочастотная потеря слуха является одним из наиболее распространенных вариантов потери слуха.

Аудиограмма того, как выглядит наклонная высокочастотная потеря слуха


Различные речевые сигналы воспроизводят разные частоты , I, O и U) и более высокие звуки или согласные (S, F, Th, Sh, Ch, K, P и H). Способность слышать гласные в более низких частотах дает нам ощущение, что мы слышим речь, но неспособность слышать более высокие звуки или «согласные» ставит под угрозу нашу способность понимать слова целиком. (Итак, мы слышим, но не понимаем.)

Высокие частоты, в которых встречаются согласные, позволяют различать разные слова. Когда у нас высокочастотная потеря слуха, мы теряем способность эффективно слышать «согласные» звуки и, таким образом, нашу способность различать такие слова, как «Кот» или «Шляпа».

Нечетко слышны звуки и буквы клавиш

Представьте себе, что в книге стерты все S, F, Th, Sh, Ch, K, P и H. Вы могли бы прочитать часть книги и понять некоторые из них , но вы не сможете понять многие ключевые слова и фразы и, как следствие, вам будет сложно их понять. Это то, что происходит с высокочастотной потерей слуха. Вы можете услышать 90 105 часть сообщения, 90 106, однако ваша потеря высоких частот «стерла» ключевые звуки или буквы, необходимые для распознавания и понимания.

К счастью, при высокочастотной потере слуха обычно можно помочь с помощью правильной диагностики и соответствующего усиления. Кроме того, теперь с функцией расшифровки в наших новых слуховых аппаратах Livio AI вы можете транскрибировать разговор в текст, чтобы никогда больше не пропустить ни слова или фразы.

Если вы хотите лучше слышать и , c all 1-888-908-1845 или щелкните здесь, и мы свяжем вас с ближайшим к вам специалистом по слуховым аппаратам, который сможет вам помочь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *