Мягкий согласный звук {ч, }, буквы Ч, ч. Делу — время, потехе — час | Начальная школа
Автор: Галиуллина Гульфия Салаватовна
Организация: МОБУ СОШ с.Наумовка Стерлитамакского района
Населенный пункт: Стерлитамакский район, с. Наумовка
Цели.
Образовательные:
-формировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном звуке;
-учить отличать звук [ч’] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
-познакомить с правописанием слогов ча, чу;
-учить читать слоги, слова с новой буквой.
Воспитательные:
— воспитывать трудолюбие, любовь к чтению, умение правильно распределять своё время
Развивающие:
— развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
— способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного плавного и беглого чтения;
Предметные умения.
Знать: знать буквы Ч, ч, обозначаемые ими звуки; характеризовать звуки по алгоритму.
Уметь: различать на слух звук [ч’]; находить его на слого – звуковых схемах; видеть букву ч в текстах; читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой; научиться писать строчную букву ч, соединять её с другими буквами.
Личностные УУД.
Положительно относиться к школе, осваивать роль «хорошего ученика».
Иметь представление о себе и своих возможностях, смочь объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет;
проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Метапредметные
Познавательные: (логические)
— осуществляют классификацию букв;
-осознанно строят речевые высказывания в устной форме;
— понимают заданный вопрос и в соответствии строят устный ответ;
— характеризуют согласный звук ч
— производят слого-звуковой анализ слов;
— понимают схемы;
— анализируют изучаемые факты с выделением отличительных признаковРегулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Пробовать оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Слушать и понимать речь других.
Учиться работать в группе, паре.
Договариваться о распределении обязанностей при работе в группе.
Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; изображение часов с названиями пунктов пути следования и движущейся стрелкой; карточки с буквами; Дед Мороз, песочные часы, мешок Деда Мороза, чупа –чупсы, новогодние игрушки, карточки со словами, индивидуальные таблицы согласных, карточки со слогами, маски для сценки, таблица с правилом, конверты с заданиями для групп, карточки с текстом для работы в парах.
Ход урока
- Организационный момент
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы — умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
— Настроились все на плодотворную работу. Садимся.
- на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.
Угадайте, кто придет к нам сегодня на урок?
Самый добрый в мире дед
В шубу — валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый…(Дед Мороз)
Он хочет посмотреть на вашу работу в предверии Нового года.
Дыхательная гимнастика
Упражнения
1.«Воет вьюга»
2.«Озябшие руки»
Фонетическая зарядка
-Как чикают ножницы?(Чик-чик-чик)
Работа с чистоговорками
Ча-ча-ча-горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу-молоточком я стучу.
Очь-очь-очь- наступила ночь.
Чо-чо-чо-любим маму горячо.
Чи-чи-чи -очень чистые мячи.
Че-че-че -споём песню о граче.
Цы-цы-цы вы, ребята, молодцы?
У Дед Мороза есть волшебный мешочек.
Отгадав загадку, вы узнаете, какой предмет есть в нем.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы —
Время скажут вам…(часы)
Сообщение темы и цели урока
— Я думаю, что вы догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся?
– Сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звук [ч’] и буква, которая его обозначает.)
– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться со … (звуком [ч’] и буквой, которая его обозначает.)
Учиться отличать … (звук [ч’] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.)
Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)
Часы у Деда Мороза волшебные. Стрелка будет указывать нам путь следования по этапам урока.
Мы с вами на уроке технологии сделали коллективную работу –нашу елочку.
Дед Мороз после выполнения заданий каждого этапа будет вам давать игрушки для украшения елочки.
1 этап «Разминка»
Работа над скороговоркой.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
-Какие слова вам непонятны?
Игра «Ночь, утро, день»
Работа по таблице согласных.
-Приготовили таблицы.
-Читаем 4 вертикаль, звуки произносим твердо в нормальном темпе.
-С ускорением.
-Произносим звуки мягко.
— Добавляем [о].
-Добавляем [и].
-Читаем 8 вертикаль, звуки произносим твердо в нормальном темпе.
— С ускорением.
— Произносим звуки мягко.
-Добавляем [а].
-Дед Мороз просит вас назвать новогодние атрибуты, которые начинаются с букв, записанных на 8 вертикали.
Блиц-опрос «Закончи предложение»
Для общения мы пользуемся….(речью)
Речь бывает.. (письменная и устная)
Речь состоит из …(предложений)
Предложения состоят из… (слов, связанных по смыслу)
Слова делятся на …(слоги)
Слоги состоят из (букв и звуков)
Звуки мы …(слышим и произносим), а буквы.. (пишем и видим)
Звуки бывают … (гласные и согласные)
Гласные бывают …(ударные и безударные)
Согласные бывают…(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
Игра «Живые буквы»
Составьте слово МИНУТКА
1) На какие 2 группы можно разделить буквы? (гласные (И,У,А) и согласные (М,Н,Т,К)
2) –Какая буква лишняя среди гласных?
— Почему?
— Какие ещё гласные являются «мягкими командирами»? (Я, Е)
3) Сделайте шаг вперед те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. (М Н)
4) Сделайте шаг вперед те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие глухие согласные звуки. (Т К)
Работа по группам
За определенное время вам надо в команде составить из разрезных слогов и букв слова.
-Как вы считаете, мы справились с первым этапом?
Учитель просит достать из мешка игрушку. Вместе с учеником вешают на елку.
2 этап «Звуковки»
-На этом этапе нам нужно охарактеризовать звук [ч’].
-Какой он?(Согласный)
-Почему?
-Звонкий или глухой?
-Твердый или мягкий?
Дедушка Мороз предлагает отгадать загадки
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в… (мяч)
Составляем звуковую модель слова МЯЧ
-Сколько слогов в этом слове?
-Произносим слово, выделяем первый звук.
-Какой он: согласный или гласный?
-Почему?
-Звонкий или глухой? (одевает шапочку с помпончиком)
-Твердый или мягкий?(выбирает зеленый домик)
-Произносим слово, выделяем второй звук.
-Какой он: согласный или гласный?
-Почему?
-Ударный или безударный?
-Произносим слово, выделяем третий звук.
-Какой он: согласный или гласный?
-Почему?
-Звонкий или глухой? (одевает наушники)
-Твердый или мягкий?(выбирает зеленый домик) и т.д.
Этот звук согласный, глухой, мягкий, непарный.
Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая… (Ручка)
Составляем звуковую модель слова РУЧКА
-Что в данном случае мы называли словом ручка?
— Что интересного можете сказать об этом слове?(многозначное)
Игра «Кто внимательный?»
Все встаньте
Определить на слух положение звука [ч’] в слове:
хлопок в ладоши – если [ч’] стоит в начале слова.
сесть – если [ч’] стоит в середине слова».
Слова:
Черепаха, печка, свечка, черный, чистый, кочка, чай, четыре, чудеса, зайчик, чемодан, черчение.
Выбираем игрушку, вешаем на елку.
3 этап «Буковки»
Знакомство с новой буквой.
– Эта буква Чч, которой на письме обозначается звук [ч’]
– Хором произнесем название буквы и запомним.
– На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
-Что вы можете сказать о печатных заглавной и строчной буквах?
-Зачем нужна заглавная буква Ч?
–Ребята, я предлагаю вам помочь Деду Морозу собрать подарки к Новому году.
— Называете те слова, которые начинаются со звука [ч’] (чемодан, чайник, чай, чашка, часы, черепаха,чулки, черешня, черника, чипсы, чупа –чупс и т.д)
— Теперь называете слова, в которых звук [ч’] в середине (мячик, зайчик, ручка, лисичка, печенье, бабочка и т.д)
– Выбираем игрушку.
— Передвигаем стрелку волшебных часов дальше.
4 этап «Читай-ка»
Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой.
1) Чтение слогов с новой буквой.
– Прочитаем сначала слоги с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, АЧ,ОЧ, УЧ, ИЧ, ЕЧ)
Работа над интонацией
Хотите, дети, узнать, почему ЧА и ЧУ так пишутся. Усаживайтесь поудобнее и посмотрите сценку.
Подружились с буквой «А»,
Как-то буквы «Ч» и «Щ».
«Ч» однажды «Щ» сказала,
«А» на чай я к нам позвала.
Есть зефир, халва и торт,
«А» подружку приведёт.
Пусть приходят – «Щ» в ответ,
К нам на лакомый десерт.
Приходили «А» и «У»,
Чай отведали, халву,
Веселились, песни пели,
Тортик шоколадный ели.
Вдруг у «А» возник вопрос
И спросила та, всерьёз:
«Почему же мы, друзья,
Не позвали букву «Я»?
Отчего и почему,
Позабыли мы про «Ю»?
Отвечали буквы ей–
Правило прочти скорей!
«ЧА» и «ЩА», да «ЧУ и «ЩУ»,
Пишем мы без «Я» и «Ю»
– Хотя звук [ч’] всегда мягкий, но в слоге «ча» принято писать букву «а». В этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч’] и так всегда мягкий. А слог чу нужно писать с буквой у.
-Повторим хором правила.
-Как бы это правило прочитала лиса?
-А волк?
-А Баба-яга?
5 этап «Отдыхайка»
Музыкальная физминутка «Часики»
Чтение слов на с.5 азбуки
Эти слова – на доске (карточки)
ЧАСЫ
ЧУДО
ЧЕРНИКА
ЧИСТОТА
-На какие группы можно их поделить? (двухсложные и трехсложные слова)
-Подберите однокоренные слова
-Поставим ударение
-Составим предложения с этими словами
Работа по сюжетным картинкам с. 4-5 азбуки
-Что вы видите на картинке?
-Для чего они нужны?
-Какие бывают часы?
-Сколько часов на картинке? (9)
-Какие часы находятся в левом верхнем углу?
-В правом нижнем углу?
На ней изображены старинные приборы вычисления времени. Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце. Удобно ли было пользоваться такими часами? Они показывают время недостаточно точно и только в солнечные дни. Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы (показ учителем песочных часов). У таких часов должен постоянно дежурить человек. А какие еще есть часы? Механические часы вначале были большими, башенными, и помещались на башнях замков и церквей. В домах у богатых горожан были напольные часы или настольные часы, а в карманах- карманные. Не так давно появились настенные и наручные часы. Они тоже вначале были механическими. Сейчас делают электронные часы. Они работают на батарейках.
-Кого видите на с.5?
-Кто такой часовщик?
-Сколько часов ему принесли на ремонт? (10)
– Мы сейчас прочитаем текст о часах на с.5
Чтение текста учителем
-Как можно озаглавить?
-Каково основное назначение часов?
-Что общее должно быть у всех часов?
-Какие слова вам непонятны?
Чтение текста хорошочитающими детьми.
Чтение слов
БАШЕННЫЕ
СТЕННЫЕ
УЛИЧНЫЕ
ВОКЗАЛЬНЫЕ
КОРАБЕЛЬНЫЕ
КАРМАННЫЕ
НАРУЧНЫЕ
Хоровое чтение
Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?
Работа с пословицей
Делу-время, а потехе –час. (Большую часть времени нужно отдавать делам, а меньшую- забавам и развлечениям)
К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет уже сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что нужно отвечать.
Работа в парах.
– Прочитайте отрывок из рассказа Г. Юдина
Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши.
— Подчеркните слова, которые начинаются с буквы Ч.
— Посчитайте количество слов и запишите.
Давайте проверим, все ли слова вы назвали.
(что, чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, что,чиж, чердак, чемодан) 11слов
Интервью
— Как тебя зовут? (Чук, Чебурашка, Чиполлино…)
— Как твоя фамилия?
— Сколько тебе лет?
-В каком городе ты живешь?
-В каком районе Башкортостана ты родился?
-Что ты любишь покушать?
-Каких животных ты встретил во время путешествия?
6 этап «Завершай-ка»
Итог урока.
– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте новый звук.
Как вы думаете, чем вас хочет поощрить Дед Мороз?
Каким словом вы бы назвали наш урок: чудесный, чрезвычайно интересный, очень трудный, чересчур сложный?
Приложения:
- file0.docx.. 37,4 КБ
Мягкий согласный звук ч. Согласные буквы Ч, ч
Мягкий согласный звук ч. Согласные буквы Ч, ч
Целеполагание: Создать условия для ознакомления учащихся с мягким согласным звуком ч, буквами Ч,ч.
Тип урока: комбинированный ( решения учебной задачи).
Планируемые результаты ( предметные):
-владеют навыками плавного слогового чтения;
— знают буквы Ч, ч
— выделяют и определяют звуки по мягкости.
— читают предложения и короткий текст с интонацией
— разучивают стихотворение на букву Ч
УУД Регулятивные:
— принимают и сохраняют учебную задачу с помощью учителя;
— оценивают результат своих действий.
Познавательные: (логические)
— осуществляют классификацию букв;
-осознанно строят речевые высказывания в устной форме;
— понимают заданный вопрос и в соответствии строят устный ответ;
— характеризуют согласный звук ч
— производят слого-звуковой анализ слов;
— понимают схемы;
— анализируют изучаемые факты с выделением отличительных признаков
Коммуникативные:
-оформляют высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета;
— работают в группе
Ход урока
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Урок чтения. Чем мы занимаемся на уроках чтения?
Чтобы говорить правильно и красиво проведем артикуляционную разминку.
2. Артикуляционная разминка: ЛОГОПЕД
Поставим зеркала перед собой. Упражнения: 1. «Улыбка-трубочка». 2. «Широкий-узкий язычок». 3. «Тянем язычок к носу-к подбородку». 4. «Часики». 5. «Маляр». 6. «Худой-толстый». 1.Сели прямо, плечи опустили, делаем вдох носом, а на выдохе пропеваем гласные звуки: А-О-У-И-Ы-Э( повторить 2 раза). 2. А теперь я показываю артикуляцию звука, а вы его пропеваете. Делаем вдох: А, У,О, И, Э, У, А, О. |
3. Актуализация внимания
(на доске) нмлрбвгдзспктаоиуы
-На какие 2 группы можно разбить буквы? Гласные и согласные.
-Назовите гласные буквы? Почему они так называются? Обозначают гласные звуки(нет преграды)
-Назовите согласные звуки? (обозначают согласные звуки- Тв. и Мягк)преграда
Введение в тему урока.
Логопед
Чистоговорка:
-Какой звук чаще всего произносим([ч])
Ребята, послушайте внимательно скороговорку:
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
(выделяем голосом звук «Ч»)
-Скажите какой звук встречается чаще всего?
-Давайте определим какой это звук? (гласный-согласный -доказать, твердый-мягкий-доказать, звонкий-глухой-доказать.
( Одновременно выставляются значки на доске. Обозначить, что этот звук всегда мягкий)
Этот звук для нас новый? Что будем делать на уроке?( …..познакомиться….., ….будем учиться отличать…, …..будем учиться читать…)
Учитель :Тема урока « Согласный звук [ ч], буква Чч.
Сегодня на занятии мы должны:
-познакомиться со звуком [Ч].
-учиться отличать звук [Ч] от других звуков.
-находить этот звук в словах.
-читать слова (слоги) со звуком [Ч].
Итог:
Гласный ? согласный | Глухой ? Звонкий | Твердый ? мягкий |
— Игра « Услышь- хлопни»
Свеча, чаща, чудо, меч, дочка, жираф, чашка, чайка, червяк, чайник.
— Кто не ошибся? Кому было трудно?
—- (Загадки)
Может плавать в океане, | Стоит толстуха — | Вставь в замочек, поверни. |
Итог: [ ч] согласный, глухой, мягкий.
Педагог
Знакомство с буквой Чч
Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий.
Пора познакомиться с буквой. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ч]
Найдем букву в алфавите. Где её место?
Рассмотрим её.
Зачем нужны две буквы Чч (заглавная и маленькая)
а) на цифру «4»
Только с цифрами, друзья,
путать буквы нам нельзя.
б) на солдатика с поднятой рукой
Отдала кому-то честь.
в) Работа в тетради
Закрась букву ч ? Цвет?зел.. Почему?
Заштрихуй букву ч
Найди и раскрась букву Ч
Какой предмет спрятался в букве? Чайник
?? Слово начинается с буквы ч
Найдите букву Ч и обведите в кружок.
Сколько раз встретилась буква? 5 раз
Итог: С какой буквой познакомились? Какой звук обозначает?
Кто справился с заданием? Кому было трудно?
А) чтение слогов
Ча | че | чи | чо | чу |
ач | еч | ич | оч | уч |
оч | ча | чай | до | |||
да | ки | чу | ка |
Б) Составьте слова .
Чтение слогов и учитель выставляет на доску.
Очки
Дача
Чудо
Чайка
Чтение слов. Что общего у всех этих слов ? есть буква Ч
Сколько слогов? Правило!
В) Работа с текстом
(загадка)
Знаем всё – когда вам спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём.
.( часы)
- Составим схему слова
— У кого из вас дома есть часы?
— А почему часы пользуются такой популярностью?
— Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?
— Если у нас не будет часов, мы не сможет знать время, и будем везде опаздывать или приходить намного раньше назначенного времени.
(стих читает ребенок)
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
В. Орлов
Какие часы бывают?
Работа с учебником с.5
-кто это? Часовщик
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Чтение текста
А) учителем
— о чем этот рассказ?
— Какие часы бывают? башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные.
Б) чтение рассказа детьми по цепочке
— Презентация о видах часов
Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля.
Итог: Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
Итог: Что особенно вам запомнилось? Что нового узнали?
Рефлексия : Кому было интересно на уроке?
Кому было трудно?
Нарисуйте кружочек вашего настроения на уроке.
Нарушения голоса
Адамс С.Г. и Ланг А.Е. (1992). Можно ли использовать эффект Ломбарда для улучшения низкой интенсивности голоса при болезни Паркинсона? International Journal of Language & Communication Disorders , 27 (2), 121–127. https://doi.org/10.3109/136828292034
Американская ассоциация речи, языка и слуха. (н.д.). Форма ASHA Cape-V . https://www.asha.org/Form/CAPE-V/
Американская ассоциация речи, языка и слуха. (1993). Определения коммуникативных расстройств и вариантов [Соответствующий документ]. https://www.asha.org/policy/RP1993-00208/
Американская ассоциация речи, языка и слуха. (2002). Консенсус слухо-перцептивной оценки голоса (CAPE-V). https://www2.asha.org/Form/CAPE-V/
Американская ассоциация речи, языка и слуха. (2016а). Этический кодекс [Этика]. https://www.asha.org/policy/et2016-00342/
Американская ассоциация речи, языка и слуха. (2016б). Сфера деятельности по патологии речи и языка [Сфера деятельности]. http://www.asha.org/policy/SP2016-00343/
Эндрюс, М. Л. (2006 г.). Руководство по лечению голоса: от педиатрии до гериатрии (3-е изд.). Обучение Томсона Делмара.
Аронсон, А.Е., и Блесс, Д.М. (2009). Клинические нарушения голоса (4-е изд.). Тиме.
Бейнбридж, К. Э., Рой, Н., Лосонци, К. Г., Хоффман, Х. Дж., и Коэн, С. М. (2017). Нарушения голоса и связанные с ними маркеры риска среди молодых людей в США. Ларингоскоп, 127 (9), 2093–2099. https://doi.org/10.1002/lary.26465
Benninger, M.S., Holy, CE, Bryson, PC, & Milstein, C.F. (2017). Распространенность и профессия пациентов с дисфонией в Соединенных Штатах. Журнал Голоса, 31 (5), 594–600. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2017.01.011
Бхаттачарья, Н. (2014). Распространенность проблем с голосом среди взрослых в США. Ларингоскоп, 124 (10), 2359–2362. https://doi.org/10.1002/lary.24740
Блэк, Л. И., Вахратян, А., и Хоффман, Х. Дж. (2015). Коммуникативные расстройства и использование интервенционных услуг среди детей в возрасте 3–17 лет: США, 2012 г. (Краткий обзор данных NCHS, № 205). Национальный центр статистики здравоохранения.
Бун, Д. Р., Макфарлейн, С. К., Фон Берг, С. Л., и Зрайк, Р. И. (2010). Голос и голосовая терапия . Эллин и Бэкон.
Брейден, М. (2018). Достижения в педиатрической голосовой терапии. Перспективы специальных групп ASHA, 3 (3), 68–76. https://doi.org/10.1044/2018_PERS-SIG3-2018-0005
Брамм, Х., и Золлингер, С. А. (2011). Эволюция эффекта Ломбарда: 100 лет психоакустических исследований. Поведение, 148 (11–13), 1173–1198. https://doi.org/10.1163/000579511X605759
Бён, Х. (2019). Факторы риска, связанные с расстройством голоса у учителей: систематический обзор и метаанализ. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения, 16 (19), 3675. https://doi.org/10.3390/ijerph26193675
Кардинг, П. Н., Роулстоун, С., Нортстоун, К., и исследовательская группа ALSPAC. (2006). Распространенность детской дисфонии: перекрестное исследование. Журнал Голоса , 20 (4), 623–630. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2005.07.004
Каспер, Дж. (2000). Доверительный голос. В JC Stemple (Ed.), Голосовая терапия: клинические исследования (стр. 128–139). Единственное число.
Чайлдс, Дж., Акер, А., и Коллинз, Д. (2017). Множественные точки зрения на препятствия к выявлению и лечению детских голосовых нарушений. Перспективы специальных групп ASHA , 2 (3), 49–56. https://doi.org/10.1044/persp2. SIG3.49
Коэн, С. М., Ким, Дж., Рой, Н., Аше, К., и Кури, М. (2012). Распространенность и причины дисфонии среди большого числа людей, обращающихся за лечением. Ларингоскоп , 122 (2), 343–348. https://doi.org/10.1002/lary.22426
Колтон, Р. Х., Каспер, Дж. К., и Леонард, Р. (2011). Понимание проблем с голосом: физиологическая перспектива диагностики и лечения (4-е изд.). Липпинкотт Уильямс и Уилкинс.
де Араужо Пернамбуко, Л., Эспельт, А., Балата, П.М.М., и де Лима, К.С. (2014). Распространенность голосовых расстройств у пожилых людей: систематический обзор популяционных исследований. Европейский архив оториноларингологии, 272 (10), 2601–2609. https://doi.org/10.1007/s00405-014-3252-7
Дири, И. Дж., Уилсон, Дж. А., Кардинг, П. Н., и Маккензи, К. (2003). VoiSS: Шкала голосовых симптомов пациента. Журнал психосоматических исследований , 54 (5), 483–489. https://doi. org/10.1016/S0022-3999(02)00469-5
Де Бодт, М., Паттеу, Т., и Верселе, А. (2015). Временные переменные в голосовой терапии. Журнал Голоса , 29 (5), 611–617. https://doi.org/10.1016/S0022-3999(02)00469-5
Dejonckere, PH (2010). Оценка голосовой и дыхательной функции. В M. Remacle & HE Eckel (Eds.), Хирургия гортани и трахеи (стр. 11–26). Спрингер.
Денизоглу, И., и Сихво, М. (2010). Техника голосовой терапии Lax Vox. Современная практика в оториноларингологии , 6, 285–295.
Дафф, М. К., Проктор, А., и Яири, Э. (2004). Распространенность голосовых расстройств у афро-американских и европейско-американских дошкольников. Журнал Голоса , 18 (3), 348–353. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2003.12.009
Экель, Ф. К., и Бун, Д. Р. (1981). Соотношение s/z как показатель патологии гортани. Journal of Speech and Hearing Disorders, 46 (2), 147–149. https://doi.org/10.1044/jshd.4602.147
Гартнер-Шмидт, Дж. (2008). Фонация потока. В A. Behrman (Ed.), Полная рабочая тетрадь по голосовой терапии . Множественное число.
Гартнер-Шмидт, Дж. (2010). Фонация потока. В J. Stemple & LT Fry (Eds.), Голосовая терапия: клинические примеры (3-е изд.). Множественное число.
Гартнер-Шмидт Дж., Герсон С., Хапнер Э., Рот Д., Шнайдер С. и Гиллеспи А. (2016). Развитие разговорной обучающей терапии: концептуальный документ. Journal of Voice, 30 (5), 563–573. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2015.06.007
Гиллеспи, А., Ябес, Дж., Розен, К.А., и Гартнер-Шмидт, Дж. (2019). Эффективность терапии разговорной тренировкой для пациентов с доброкачественными поражениями голосовых связок и дисфонией мышечного напряжения по сравнению с исторически подобранными контрольными пациентами. Журнал исследований речи, языка и слуха , 62 (11), 4062–4079. https://doi. org/10.1044/2019_JSLHR-S-19-0136
Хогикян, Н. Д., и Сетураман, Г. (1999). Валидация инструмента для измерения качества жизни, связанного с голосом (V-RQOL). Journal of Voice, 13 (4), 557–569. https://doi.org/10.1016/S0892-1997(99)80010-1
Hooper, CR (2004). Лечение нарушений голоса у детей. Услуги по языку, речи и слуху в школах, 35 (4), 320–326. https://doi.org/10.1044/0161-1461(2004/031)
Хсеу, А., Нохамин, А., Косуке, К., Вуднорт, Г., и Насс, Р. (2018). Нарушения голоса и патология гортани у недоношенных детей. Анналы отологии, ринологии и ларингологии , 127 (8), 508–513. https://doi.org/10.1177%2F0003489418776987
Якобсон Б. Х., Джонсон А., Гривальски К., Силберглейт А., Якобсон Г., Беннингер М. С. и Ньюман К. В. (1997). Индекс нарушения голоса (VHI): разработка и проверка. Американский журнал патологии речи, 6 (3), 66–70. https://doi.org/10.1044/1058-0360.0603.66
Кемпстер, Г. Б., Герратт, Б. Р., Эбботт, К. В., Баркмайер-Кремер, Дж., и Хиллман, Р. Э. (2009). Согласованная слухо-перцептивная оценка голоса: разработка стандартизированного клинического протокола. Американский журнал патологии речи, 18 (2), 124–132. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2008/08-0017)
Котби, М. Н., Широмото, О., и Хирано, М. (1993). Акцентный метод голосовой терапии: влияние акцентуаций на F0, SPL и воздушный поток. Журнал Голоса , 7 (4), 319–325. https://doi.org/10.1016/S0892-1997(05)80120-1
Квок М. и Эслик Г. Д. (2019). Влияние патологий голоса и гортани на профессиональных певцов: метаанализ. Журнал Голоса, 33 (1), 58–65. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2017.09.002
Ли, Л., Стемпл, Дж. К., Глейз, Л., и Келчнер, Л. Н. (2004). Быстрый экран для голоса и дополнительных документов для выявления нарушений голоса у детей. Услуги по языку, речи и слуху в школах, 35 (4), 308–319. https://doi. org/10.1044/0161-1461(2004/030)
Ломбард, Л. Э., и Штайнхауэр, К. М. (2007). Новое лечение гипофонического голоса: Twang-терапия. Journal of Voice, 21 (3), 294–299. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2005.12.006
Ма, Э. П.-М., и Ю, Э. М.-Л. (2001). Профиль голосовой активности и участия, оценивающий влияние нарушений голоса на повседневную деятельность. Журнал исследований речи, языка и слуха, 44 (3), 511–524. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2001/040)
Maat, R.C., Hilland, M., Røksund, O.D., Halvorsen, T., Olofsson, J., Aarstad, H.J., & Heimdal, Ж.-Х. (2011). Обструкция гортани, вызванная физической нагрузкой: естественное течение и эффект хирургического лечения. Европейский архив оториноларингологии , 268 (10), 1485–1492. https://doi.org/10.1007/s00405-011-1656-1
Малки, К. Х., Насер, Н. Х., Хассан, С. М., и Фарахат, М. (2008). Акцентный метод голосовой терапии для лечения тяжелой дисфонии мышечного напряжения. Саудовский медицинский журнал , 29 (4), 610–613.
Мартинс Р.Х.Г., до Амарал Х.А., Таварес Э.Л.М., Мартинс М.Г., Гоналвес Т.М. и Диас Н.Х. (2015). Нарушения голоса: этиология и диагностика. Журнал Голоса , 30 (6), 761.e1–761.e9. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2015.09.017
Мартинс, Р. Х. Г., Перейра, Э. Р., Идальго, С. Б., и Таварес, Э. Л. М. (2014). Нарушения голоса у учителей: Обзор. Journal of Voice, 28 (6), 716–724. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2014.02.008
Mathers-Schmidt, BA (2001). Парадоксальное движение голосовых связок: Учебное пособие по сложному расстройству и роли логопеда. Американский журнал патологии речи, 10 (2), 111–125. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2001/012)
Макаллистер, А., и Шеландер, П. (2013). Детский голос и голосовые расстройства. Семинары по речи и языку , 34 (2), 71–79. https://doi.org/10.1055/s-0033-1342978
Маккейб, Д. Дж., и Титце, И. Р. (2002). Певческая терапия для лечения вокальной усталости среди учителей государственных школ: предварительное исследование. Американский журнал патологии речи и языка , 11 (4), 356–369. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2002/040)
Murry, T., & Milstein, C.F. (2016). Нарушения движения гортани и их лечение. Перспективы специальных групп ASHA , 1 (3), 75–82. https://doi.org/10.1044/persp1.SIG3.75
Патель Р.Р., Аван С.Н., Баркмайер-Кремер Дж., Кури М., Делийски Д., Иди Т., Пол Д. ., Швец, Дж. Г., и Хиллман, Р. (2018). Рекомендуемые протоколы инструментальной оценки голоса: Группа экспертов Американской ассоциации речи, языка и слуха разрабатывает протокол инструментальной оценки голосовой функции. Американский журнал патологии речи, 27 (3), 887–905. https://doi.org/10.1044/2018_AJSLP-17-0009
Патель Р. Р., Венедиктов Р., Скулинг Т. и Ван Б. (2015). Систематический обзор, основанный на фактических данных: Эффекты лечения патологии речи и языка у людей с парадоксальным движением голосовых связок. Американский журнал патологии языка и речи , 24 (3), 566–584. https://doi.org/10.1044/2015_AJSLP-14-0120
Пестана, П. М., Ваз-Фрейтас, С., и Мансо, М. К. (2017). Распространенность голосовых расстройств у певцов: систематический обзор и метаанализ. Журнал Голоса , 31 (6), 722–727. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2017.02.010
Питтс, Т., Болсер, Д., Розенбек, Дж., Трош, М., Окунь, М.С., и Сапиенца, К. (2009 г. ). Влияние тренировки силы экспираторных мышц на функцию произвольного кашля и глотания при болезни Паркинсона. СУНДУК , 135 (5), 1301–1308. https://doi.org/10.1378/chest.08-1389
Рахбар Р., Руйон И., Роджер Г., Лин А., Насс Р. К., Денойель Ф., Макгилл Т. К., Хили, ГБ, и Гарабедян, Э. (2006). Презентация и лечение расщелины гортани: 10-летний опыт. Архив отоларингологии — Хирургия головы и шеи , 132 (12), 1335–1341. https://doi.org/10.1001/archotol.132.12.1335
Ramig, L. O., Bonitati, C., Lemke, J., & Horii, Y. (1994). Лечение голосом пациентов с болезнью Паркинсона: разработка подхода и предварительные данные об эффективности. Журнал медицинской патологии речи и языка , 2, 191–209.
Рибейро, В.В., Дасси-Лейте, А.П., Перейра, Э.К., Сантос, А.Д.Н., Мартинс, П., и Иринеу, Р.А. (2020). Влияние ношения лицевой маски на голосовое самовосприятие во время пандемии. Журнал Голоса. Предварительная онлайн-публикация. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2020.09.006
Рой, Н., Баркмайер-Кремер, Дж., Иди, Т., Сивасанкар, М.П., Мехта, Д., Пол, Д., и Хиллман, Р. (2013). Доказательная клиническая оценка голоса: систематический обзор. Американский журнал патологии речи, 22 (2), 212–226. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2012/12-0014)
Рой, Н., Блесс, Д.М., Хейси, Д., и Форд, К.Н. (1997). Мануальная циркумларингеальная терапия функциональной дисфонии: оценка краткосрочных и долгосрочных результатов лечения. Журнал Голоса , 11 (3), 321–331. https://doi.org/10.1016/S0892-1997(97)80011-2
Рой, Н., Грей, С.Д., Саймон, М., Дав, Х., Корбин-Льюис, К., и Стемпл, JC (2001). Оценка воздействия двух подходов к лечению учителей с нарушениями голоса: проспективное рандомизированное клиническое исследование. Журнал исследований речи, языка и слуха, 44 (2), 286–296. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2001/023)
Рой, Н., Ким, Дж., Кури, М., и Коэн, С. М. (2016). Нарушения голоса у пожилых людей: исследование национальной базы данных. Ларингоскоп , 126 (2), 421–428. https://doi.org/10.1002/lary.25511
Рой, Н., Меррилл, Р. М., Грей, С. Д., и Смит, Э. М. (2005). Нарушения голоса у населения в целом: распространенность, факторы риска и профессиональные последствия. Ларингоскоп , 115 (11), 1988–1995 гг. https://doi.org/10.1097/01.mlg.0000179174.32345.41
Sapienza, C. , & Ruddy, BH (2009). Нарушения голоса . Множественное число.
Симберг С. и Лейн А. (2007 г.). Метод резонансной трубки в голосовой терапии: Описание и практическое применение. Логопедия Фониатрия Вокология , 32 (4), 165–170. https://doi.org/10.1080/14015430701207790
Speyer, R., Bogaardt, H.C., Passos, V.L., Roodenburg, N.P., Zumach, A., Heijnen, M.A., Baijens, L.W., Fleskens, S.J., & Brunings, JW (2010). Максимальное время фонации: изменчивость и надежность. Journal of Voice, 24 (3), 281–284. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2008.10.004
Стемпл, Дж. К. (1984). Клиническая патология голоса: Теория и лечение. Чарльз Э. Меррилл.
Стемпл, Дж. К. (2000). Голосовая терапия: клинические исследования. Единственное число.
Стемпл, Дж. К., Глейз, Л. Е., и Клабен, Б. Г. (2010). Клиническая патология голоса: теория и лечение (4-е изд.). Множественное число.
Стемпл, Дж. К., Рой, Н., и Клабен, Б. Г. (2014). Клиническая патология голоса: теория и лечение (5-е изд.). Множественное число.
Стоун Р. Э. и Кастил Р. (1982). Восстановление голоса при неорганической дисфонии. В M. Filter (Ed.), Нарушения голоса у детей (стр. 132–165). Чарльз С Томас.
Швец, Дж. Г., и Гранквист, С. (2018). Учебное пособие и рекомендации по измерению уровня звукового давления в голосе и речи. Журнал исследований речи, языка и слуха , 61 (3), 441–461. https://doi.org/10.1044/2017_JSLHR-S-17-0095
Тайс, С. М. (2010). Педиатрические расстройства голоса: оценка и лечение. Лидер ASHA , 15 (14), 12–15. https://doi.org/10.1044/leader.FTR1.15142010.12
Томас, Л. Б., и Стемпл, Дж. К. (2007). Голосовая терапия: поддерживает ли наука искусство? Обзор коммуникативных расстройств, 1, 49–77.
Титце, И. Р. (2006). Тренировка голоса и терапия при полуокклюзии голосового тракта: обоснование и научные основы. Журнал исследований речи, языка и слуха, 49 (2), 448–459. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2006/035)
Трейси, Л.Ф., Сегина, Р.К., Кадис, М.Д., и Степп, К.Е. (2020). Влияние модальности общения на голосообразование. Журнал исследований речи, языка и слуха , 63 (9), 2913–2920. https://doi.org/10.1044/2020_JSLHR-20-00161
Трайстер Р.С., Файт М.Л. и Петров А.А. (2016). Заболеваемость и стоимость дисфункции голосовых связок, ошибочно диагностированной как астма. Allergy & Asthma Proceedings , 37 (2), e25–e31. https://doi.org/10.2500/aap.2016.37.3936
Ван Стэн, Дж. Х., Рой, Н., Аван, С., Стемпл, Дж. К., и Хиллман, Р. Э. (2015). Таксономия голосовой терапии. Американский журнал патологии речи, 24 (2), 101–125. https://doi.org/10.1044/2015_AJSLP-14-0030
Вердолини, К. (1998). Резонансная голосовая терапия . Национальный центр голоса и речи.
Вердолини, К. (2000). Резонансная голосовая терапия. В JC Stemple (Ed.), Голосовая терапия: клинические исследования (стр. 46–61). Единственное число.
Вердолини, К., и Рамиг, Л. О. (2001). Обзор: Профессиональные риски проблем с голосом. Логопедия Фониатрия Вокология, 26 (1), 37–46. https://doi.org/10.1080/14015430119969
Вердолини К., Розен К. и Брански Р. К. (ред.). (2006). Руководство по классификации нарушений голоса-I . Эрльбаум.
Зиглер, А., и Хапнер, Э. Р. (2013). Упражнения на сопротивление фонации (PhoRTE). В A. Behrman & J. Haskell (Eds.), Упражнения для голосовой терапии (Том 2). Множественное число.
Зиглер, А., Вердолини Эбботт, К., Джонс, М., Клейн, А., и Хапнер, Э. Р. (2014). Предварительные данные о двух вмешательствах голосовой терапии при лечении пресбифонии. Ларингоскоп, 124 (8), 1869–1876 гг. https://doi.org/10.1002/lary.24548
Что ваш голос может рассказать вам о вашем здоровье
Энн Хардинг
Просмотрено:
Проверено фактами
Является ли изменение голоса симптомом болезни?
ThinkstockОбычно, когда ваш голос становится немного хриплым, вы можете винить в этом инфекцию верхних дыхательных путей — например, простуду или инфекцию горла — и рассчитывать на то, что ваш нормальный голос вернется через несколько дней. Однако редко хриплый, дрожащий или слабый голос может быть признаком более серьезного заболевания. «Нас беспокоит, если охриплость продолжается более трех недель», — говорит Милан Амин, доктор медицинских наук, директор Голосового центра Нью-Йоркского университета в Нью-Йорке. При следующих состояниях одним из первых симптомов может быть изменение голоса, такое как хрипота, тремор или придыхание.
Аутоиммунное заболевание: охриплость
Lester Lefkowitz/Getty ImagesНекоторые заболевания, при которых иммунная система запускает ненормальную атаку на организм, могут привести к воспалению голосовых связок, вызывая охриплость. Проблема может быть особенно серьезной при синдроме Шегрена, который вызывает повреждение желез, вырабатывающих слезы и слюну, вызывая сухость во рту и горле. Другие аутоиммунные состояния, связанные с охриплостью, включают полимиозит, ревматоидный артрит, склеродермию и волчанку.
Национальный институт артрита, заболеваний опорно-двигательного аппарата и кожи предлагает советы о том, как люди с болезнью Шегрена и подобными заболеваниями могут защитить свой голос: «Постарайтесь не прочищать горло, прежде чем говорить. Вместо этого сделайте глоток воды, пожуйте жевательную резинку без сахара или пососите леденец без сахара. Или издайте звук «х», мычите или смейтесь, чтобы аккуратно свести вместе голосовые связки и получить звук».
Повреждения нервов: дыхание
Getty ImagesПовреждение нервов, контролирующих голосовые связки, может сделать голос слабым и хриплым. Операции на близлежащих участках, такие как операции на щитовидной железе, позвоночнике или сердце, могут случайно повредить эти нервы. «Для многих из этих людей это становится серьезной проблемой качества жизни», — говорит доктор Амин. Вместо того, чтобы ждать, пока повреждение нерва заживет само по себе, что может занять месяцы, специалист по уху, носу и горлу обычно вмешивается, чтобы «наполнить» голосовые связки, вводя в них наполнители — те же материалы, что и дерматологи и пластические хирурги. использовать для временного стирания морщин. «Мы можем сделать это, не отправляя пациентов в операционную, — говорит Амин. «Вы можете просто буквально обезболить их, сделать им инъекцию и отправить их в путь, и они исправятся».
Вирусные инфекции: голосовая слабость
ThinkstockИнфекции, поражающие гортань — вирусные, бактериальные или грибковые — могут вызывать осиплость голоса, которая обычно проходит сама по себе. Но тяжелые вирусные инфекции могут повредить нервы, отвечающие за голосовую функцию. «Вместо хриплости голоса у них слабость, — говорит Амин. «Им приходится очень сильно стараться, чтобы их услышали, иначе их голос устает к концу дня». Инъекционные наполнители также используются для лечения людей с голосовыми проблемами из-за инфекции.
Рак гортани, легких или щитовидной железы: изменения голоса и слабость
Peter Dazeley/GettyВ редких случаях изменения голоса могут быть вызваны предраковыми или раковыми новообразованиями гортани. Курильщики подвергаются наибольшему риску рака гортани, и чрезмерное употребление алкоголя также может быть связано с этим заболеванием. Симптомы включают изменение голоса, боль в ушах, боль в горле, ощущение кома в горле, затрудненное дыхание или глотание, а также уплотнение на шее. Рак, поражающий близлежащие структуры, такие как легкие или щитовидная железа, также может воздействовать на голосовые нервы и ослаблять голос. Если у вас есть какие-либо из этих симптомов, особенно если вы курите, обратитесь к врачу.
Болезнь Паркинсона: Мягкий, хриплый или дрожащий голос
Люди с болезнью Паркинсона часто обнаруживают, что их голос становится очень тихим и его трудно услышать другим людям. Их голос также может звучать грубо, хрипло или дрожать. Национальный фонд болезни Паркинсона предлагает эти и другие советы, которые помогут вам говорить громче:
- Выражайте свои мысли короткими емкими предложениями.
- Говорите громче, чем считаете нужным, но не пытайтесь перекрикивать шум.
- Попросите своего врача направить вас к логопеду для обследования.
Атрофия голосовых связок: слабость и охриплость
Zephyr/GettyОбычно, начиная с шестидесятилетнего возраста, голос может стать слабее и хриплым. Это потому, что голосовые связки начинают атрофироваться. «У многих их друзей, родственников или супругов есть проблемы со слухом, поэтому это становится настоящей проблемой», — говорит Амин. «Многие [пожилые люди] становятся несколько социально изолированными, им неудобно ходить в рестораны, клубы или что-то в этом роде, потому что они не могут хорошо общаться». И социальная изоляция также может привести к депрессии, добавляет он. По его словам, связанную со старением голосовую слабость иногда можно лечить путем введения в голосовые связки наполнителя, что позволяет связкам лучше соприкасаться и помогает сделать голос громче.
ГЭРБ: охриплость
Охриплость как симптом ГЭРБ, или гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, несколько лет назад стала привлекать большое внимание врачей — на самом деле слишком много, говорит Амин. «Мы видим много людей, которых чрезмерно лечат от рефлюкса из-за их охриплости». Он объясняет, что многие врачи первичного звена назначают курс лечения рефлюкса пациентам с хриплым голосом, не осматривая их дальше. Это может быть большой проблемой, если охриплость человека на самом деле вызвана раком или другим серьезным заболеванием. Он добавляет, что людям с длительной охриплостью необходимо пройти ларингоскопию, при которой в горло вводится трубка с подсветкой, чтобы можно было осмотреть гортань и голосовые связки. Затем, если не обнаружено злокачественных новообразований, может быть оправдано лечение рефлюкса.
Злоупотребление своим голосом: охриплость
Дэвид Джейкл/ГеттиЛюди, работающие на которых нужно проецировать свой голос — подумайте об учителях средней школы в шумном классе, трейдерах на фондовой бирже или инструкторах по физкультуре, выкрикивающих движения из-за громкой музыки — на голосовых связках могут развиться доброкачественные новообразования, вызывающие охриплость. Это немного похоже на то, как футболисты ожидают боли в течение сезона, говорит Амин. «Если вы так часто используете свой голос, в какой-то момент… у вас будет травма, которая на некоторое время выведет вас из строя». Когда человек, который часто использует свой голос, чувствует приближение хрипоты, добавляет Амин, ему рекомендуется дать своему голосу отдохнуть в течение дня или около того, если это возможно. К счастью, учителя и другие лица, которые зарабатывают на жизнь своим голосом, могут научиться у логопеда приемам более эффективной речи и меньшей нагрузки на голосовые связки.
Голосовые симптомы, которые могут быть предупреждением о вреде для здоровья
Zave Smith/GettyЕсли вы заметили изменения в голосе, не связанные с простудой или болью в инфекция верхних дыхательных путей, проконсультируйтесь с врачом. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD), эти голосовые изменения могут сигнализировать об основных проблемах со здоровьем:
- Ваш голос становится хриплым или хриплым в течение длительного периода времени.
- Вы теряете способность брать высокие ноты во время пения.
- Твой голос внезапно становится глубже.
- У вас часто першение, боль или напряжение в горле.
- Вам нужно больше усилий, чтобы просто говорить.
- Вам нужно несколько раз откашляться.
Как защитить свой голос
ThinkstockАмериканская академия отоларингологии-хирургии головы и шеи, NIDCD и другие организации предлагают следующие способы защиты вашего голоса:
- Избегайте обезвоживания — выпивайте от шести до восьми стаканов воды в день.
- Ограничьте употребление алкоголя и кофеина. Оба могут высушивать и раздражать горло.
- Используйте увлажнитель воздуха зимой или если вы живете в сухом климате.